Город Челябинск
Многоканальный телефон:  
72-99-808 (доп. 32)

Авто-Юрист главная



Главная каталога статей >> Экспертиза

Процессы, протекающие в нервной системе человека, при рефлекторном воздействии на органы управления транспортного средства.

Психология и рефлексы человека – это   всегда интересно и актуально, но немногие задумываются над тем, какую огромную роль они  играют в нашей повседневной жизни. Водитель – главный участник безопасного дорожного движения  может стать жертвой собственных рефлексов. Как управлять ими? Всегда ли водитель виноват в ДТП? Может ли тренировка сознания человека спасти жизнь…

 

Психолого-биологические процессы, протекающие в нервной системе человека, при рефлекторном воздействии на органы управления транспортного средства.

В момент возникновения опасности на дороге у водителя появляется воздействие ногами на педаль тормоза и руками на рулевое колесо. Такая реакция может привести ещё к более тяжёлым последствиям, чем попутное столкновение, например, выезд на встречную полосу движения или на тротуар с пешеходами, кювет.
Опрос водителей, попадавших в подобное ДТП, показывает, что большинство из них даже не помнят, какие именно движения они совершали в момент опасности. НО здесь ярко выражена разница в реакции на опасность у молодых водителей и водителей со стажем более 5 лет. Такое поведение приводит к предположению, что воздействие водителя на органы управления транспортным средством в момент опасности является оперантным рефлексом.
Совокупность сигналов, формирующихся на рецепторах в сенсорных отделах мозга, человеком субъективно ощущается как сенсорный образ. Нейронные импульсы, поступив на любой процессор головного мозга, даже и, не меняясь по форме, по содержанию уже превращаются в команду или набор команд. При этом субъективно нейронные импульсы становятся, то есть ощущаются мотивацией, то есть желанием совершить какое-либо действие. При активации процессов, имеющих прямое влияние на исполнительные органы (ядра экстрапирамидной, ганглии вегетативной систем), человек уже не в силах предотвратить совершение соответствующего действия.
Сенсорная система начинает воздействовать тогда, когда какое-либо  явление окружающей среды – стимул или раздражитель, - воспринимается чувствительными сенсорными рецепторами. В каждом рецепторе воздействующий физический фактор (свет, звук, тепло, давление) преобразуется  в потенциал действия. Потенциал действия, или нервные импульсы, отображают сенсорные стимулы в виде клеточных сигналов, которые могут быть подвергнуты дальнейшей переработке нервной системой.
рис1

Рис.1. Основные компоненты двигательной системы.
Участки пирамидального тракта соединены  иерархическим способом: двигательная кора – спинной мозг – мышечный эффектор. Показаны также  области параллельной активности, лежащие за пределами пирамидного тракта, и мозжечковые компоненты двигательной системы.

Работой отдельных мышц управляют группы двигательных нейронов, или мотонейронов. Нейроны в двигательной коре, так же как и в сенсорной зоне, организованы в вертикальные колонки. Как показывают микроэлектродные записи, клетки двигательной коры, связанные по вертикали и образующие функциональную моторную колонку, действительно контролируют группу связанных между собой мышц.
Рис. 2. Двигательная область коры головного мозга.

Источник возбуждения, активирующего нейроны двигательной коры, находится в нейронах сенсорной коры на самом позднем этапе переработки всех форм сенсорной информации. На этом этапе появляются сигналы высокого уровня абстракции, отражающие положение конечностей и необходимость быстрого выполнения тех или иных движений.
Эта информация, включающая полные данные о положении суставов и напряжении мышц, и служит той основой, руководствуясь которой моторная кора инициирует определённые движения.
Сила и скорость мышечного сокращения пропорциональны частоте потенциалов  действия, распространяющихся к мышце по аксону мотонейрона – это ещё один механизм регуляции, который называется частотным кодированием. Потенциал действия в  нерве или мышце длится приблизительно 1 – 3 мс.
Время, требуемое  водителю для совершения ответного действия на увиденную опасность, зависит от таких психофизиологических факторов: опыт водителя, его стрессоустойчивость, эмоциональность, возраст, состояние здоровья, зрительно-моторная координация.

рис2


Инкстинт самосохранения – является безусловным рефлексом, присущим каждому живому существу. Чтобы избежать опасности организм человека применяет все возможные способы движения, уместные для каждой определённой ситуации.  В пространстве автомобиля можно совершить только несколько простых движений, таких как нажатие на педали и поворот руля. В состоянии стресса неопытный водитель не контролирует свои действия. Здесь работает оборонительный рефлекс.
Любой рефлекс осуществляется на основе врождённой программы, но любая  врождённая программа в течение жизни  может изменяться, приобретать характерные индивидуальные приметы. Формирование условных рефлексов, как новых способов приспособления к среде, демонстрирует пластичность нервной системы, то есть её умение приспосабливать схемы врождённых программ поведения к самым разным обстоятельствам.
Всякая рефлекторная деятельность не требует участия в ней сознания.  Сознание и рефлекторная деятельность находятся в реципрокных отношениях, то есть рефлекторные реакции происходят бессознательно,  а сознательная деятельность уже не является рефлекторной. Это, однако, не исключает возможность сознательного контроля рефлекторной деятельности.
Такой процесс контроля применяется водителями со стажем, когда во время аварийной ситуации человек подавляет волевым усилием желание повернуть и затормозить.  Латентный период – время до совершения действия – длится несколько сотых секунды, но позволяет оценить ситуацию на дороге и вовремя принять нужное решение.
Для анализа дорожного поведения время реакции  имеет огромное значение. Схема (рис. 3) поясняет, насколько важен дифференцированный подход в рассмотрении времени реакции.

рис3

Аналогичный процесс в чуть  более упрощенной форме происходит при повороте руля. Нейронный сигнал к рукам приходит лишь на 0,1 мс раньше, чем к ногам. И не требуется времени на перенос рук, они изначально находятся на руле. Этим объясняется изменение траектории движения у неопытных водителей.
Время реакции также зависит и от навыков водителя и числа  возможностей выбора (резко или плавно повернуть,  просто затормозить  или изменить направление движения).

рис4

 

И, несомненно, огромное влияние на поведение водителя в предаварийной ситуации играют его индивидуальные качества. Холерики и сангвиники по-разному могут вести себя в одной и той же ситуации. Также нельзя игнорировать и разницу в вождении мужчин и женщин. В этот список можно включить: предрасположенность к несчастным случаям, эмоциональность, полезависимость, склонность к риску.

рис5

 Например, Т. Элерс  пришёл к выводу, что те, кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи.

Подводя итог, можно отметить,  что мозг человека уникален. Многочисленные тренировки делают возможным контроль над  рефлекторным поведением.  Опыт получаемый водителем со временем помогает отвечать на аварийную ситуацию актом активного мышления – стремлением как можно полнее оценить  сложившееся положение вещей и быстрее найти целесообразный вариант ответного действия.
Следует подчеркнуть, что сложность аварийной ситуации обычно заключается не в недостатке времени на реагирование, а в отсутствии времени на исправление допущенных здесь ошибок.  Опытные водители стремятся в таких условиях решать задачу с первого раза и правильно. У неопытных быстрые двигательные реакции на аварийную ситуацию оказываются порой не столько показателем их оперативности, сколько выражением возникшей у них паники,  которая, являясь активным оборонительным рефлексом, сопровождается быстрыми двигательными реакциями. Следовательно, у водителей с маленьким опытом вождения нет возможности предотвратить поворот рулевого колеса, что усугубляет  аварийную ситуацию.  Но винить человека, несправившегося с рефлексом нельзя.  Огромным плюсом для безопасности на дороге является контроль рефлекторных движений, возможный после тренировок и определённого опыта вождения.
Задачу приобретения определённых навыков вождения в аварийных ситуациях, по моему мнению, следует возложить на автошколы. В данный момент существует программа аварийного вождения, но лишь по желанию, хотя безопасность на дороге зависит от всех участников дорожного движения. Как пример можно привести использование специальных тренажёров для обучения машинистов железнодорожных поездов. А ведь водитель автомобиля выполняет гораздо больше функций и в более  интенсивных условиях движения. Как минимум выпускник автошколы помимо знания правил и минимальных навыков управления транспортным средством должен получать информацию о возможных ошибках на дороге и вариантах их решения.


Туча [24/02/14 07:04]
норм


Страницы: [1]


Оставить комментарий
Имя: Код:
Текст:

АвтоЗона74  (AutoZona74.ru)  –   это аварийные комиссары (АварКом74),  автоюристы (Авто-Юрист),  оценщики, независимые эксперты  (Экспертъ-Бюро)  и специалисты по ремонту автомобиля, чья помощь может понадобиться Вам  в том случае, если ВЫ ПОПАЛИ В ДТП. Аварийные комиссары (АварКом74) – 11 лет с вами.  Выезд на место ДТП.   Представительство в ГИБДД.  Телефон 8 (351) 2-31-31-02.                                                    ООО «Авто-Юрист» 15 лет работы на рынке юридических услуг города Челябинска и Челябинской области.                                                                     ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11  телефон 8(351)233-34-16   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351) 233-34-16.                                                    ООО  «Экспертъ-Бюро» - оценка ущерба транспорта после ДТП. Тел. 8(351) 235-66-03                                                                Аварийные комиссары (АварКом74)– 11 лет с вами.  Выезд на место ДТП.   Представительство в ГИБДД.  Телефон 8 (351) 2-31-31-02.                                                      ООО  «Экспертъ-Бюро» - автотехнические  экспертизы и исследования. Тел. 8(351) 235-66-03                                                    ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11,  телефон 8(351)233-34-16;   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351) 233-34-16.                                                    ООО  «Экспертъ-Бюро» - трасологические  исследования и экспертизы. Тел. 8(351) 235-66-03                                                                  ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11,  телефон 8(351)233-34-16;   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351)  233-34-16.                                                ООО  «Экспертъ-Бюро» - оценка и экспертиза после ДТП. Тел. 8(351) 235-66-03                                                           ООО  «Экспертъ-Бюро» - независимая  пожарно-техническая экспертиза по установлению причин пожара. Тел. 8(351) 235-66-03