Город Челябинск
Многоканальный телефон:  
72-99-808 (доп. 32)

Авто-Юрист главная



Главная каталога статей >> Экспертиза

Об опасности возникновении пожаров в моторных отсеках автомобилей в результате использования нештатных утеплителей


Сыромолотов Ю.Б.
,специалист по исследованию причин пожаров

В связи с наступлением холодного времени года все большему количеству автолюбителей приходится задумываться, как без лишних усилий запустить двигатель своего автомобиля после длительного нахождения автомобиля под открытым небом (на открытой парковке, во дворе дома и т.п.). В большинстве случаев, возникающие проблемы могут быть связаны с запуском холодного двигателя. Всем известно, что запуск холодного двигателя – это серьезное испытание, в первую очередь для двигателя автомобиля. Каждое такое «потрясение» серьезно сокращает ресурс двигателя, а также стартера, аккумулятора и др. элементов автомобиля участвующих в данном процессе. При запуске холодного двигателя происходит неполное сгорание топлива, что приводит к его неэффективному расходованию. В случае же, если запустить холодный двигатель удается, возникает необходимость в дополнительном расходе топлива для прогрева двигателя до рабочих температур.

Многие автолюбители знают, что при езде зимой на автомобиле, не имеющем с внутренней стороны капота заводского (штатного) утеплителя, возникают проблемы, связанные со скачкообразным изменением температуры поверхности капота при пуске холодного двигателя и с намораживанием на внешней поверхности корки льда, что негативно сказывается на состоянии лакокрасочного покрытия капота и создает ряд проблем. Данные проблемы, как правило, не испытывают те автолюбители, чьи автомобили оснащены заводским утеплителем капота. Кроме того, заводские утеплители капота играют роль защиты от шума двигателя. При этом нужно четко понимать, что заводской утеплитель капота не способен сколько-нибудь серьезно замедлить остывание двигателя зимой и конструктивно не предназначен для решения данной проблемы. Однако зачастую утеплители капота по внешним признакам значительным числом автолюбителей воспринимаются именно как утеплители моторного отсека.

Учитывая все выше сказанное, у некоторых автолюбителей возникает острое желание воспользоваться «витающей в воздухе» мыслью утеплить сердце своего железного коня с помощью различных подручных средств, таких, например, как старые вещи, отслужившие свой срок: шуба, одеяло, телогрейка, пальто, куски ткани и т.п. Казалось бы, такое решение на первый взгляд может отчасти замедлить быстрое остывание двигателя на морозе и, как следствие, снизить время необходимое для запуска уже остывшего двигателя, сохранить его ресурс, сэкономить топливо. Не будем всерьез анализировать эффективность данного «народного» способа сохранения тепла в остывающем на морозе двигателе, когда сверху над ним находится сконструированный автовладельцем «зонтик» из самодельного (нештатного) утеплителя, который отчасти затрудняет потери тепла через верхние части двигателя, но при этом, под нижней частью двигателя зимой гуляет морозный воздух, способствующий быстрому остыванию двигателя. От осознания этого, у автолюбителей возникает желание закрыть утеплительным материалом, как можно большую площадь двигателя и как можно плотнее «подоткнуть» утеплитель в проемы между стенками моторного отсека и агрегатами.

Как показывает практика исследования технических причин возникновения пожаров на автомобилях, такое простое и экономически не затратное для автолюбителей «решение проблемы» зачастую приводит к пожару в моторном отсеке. Дело состоит в том, что большинство из подручных материалов пригодных для утепления моторного отсека, которые могут оказаться в руках автолюбителя, относятся к горючим материалам способным поддерживать самостоятельное пламенное горение. При этом значительная часть этих материалов имеет пористую структуру, при горении образует твердый углистый остаток и способна к беспламенному горению в виде тления. Из-за постоянной вибрации при езде автомобиля возможно изменение места расположения нештатного утеплителя и попадание отдельных его частей во вращающиеся агрегаты, например, в вентиляторы систем охлаждения, ременные приводы. Это может привести к разрушению и выходу из строя данных механизмов, а иногда и к возникновению пожара из-за повышенного выделения тепла вследствие трения между участком данного материала и поверхностью вращающейся детали. В случае заклинивания вентилятора системы охлаждения фрагментом попавшего в него утеплителя не исключено развитие аварийного режима работы электродвигателя и питающей его электропроводки с последующим их возгоранием за счет теплового действия электрического тока. При расположении внутри моторного отсека утеплителя в виде «сэндвича», имеющего внешнюю поверхность, покрытую алюминиевой фольгой, имеется вероятность соприкосновения его с незащищенной положительной клеммой аккумуляторной батареи (АКБ), либо с незащищенными клеммами положительных проводов, а также с минусовой клеммой АКБ, корпусом автомобиля. В этом случае, получим источник зажигания в виде электрической дуги с температурой около 1000 – 2000 0С и, как следствие, мгновенное воспламенение любого горючего материала в моторном отсеке, включая сам горючий утеплитель, с последующим быстрым развитием пожара внутри моторного отсека.

И все же, как показывает практика исследования технических причин возникновения пожаров в автомобилях в связи с использованием нештатных горючих утеплителей, наиболее распространенными являются случаи возникновения пожаров из-за теплового самовозгорания материала утеплителя при его контактном взаимодействии с нагретыми до высоких температур деталями системы выпуска отработавших газов двигателя. Известно, что деталями двигателя, находящимися в моторном отсеке и способными нагреваться до максимальных температур, являются: выпускной коллектор двигателя, каталитический нейтрализатор и др. При длительной эксплуатации двигателя на повышенных оборотах температура наружной поверхности данных деталей может достигать около 500-7000С. При этом температуры нагрева защитных термоэкранов, прикрывающих выпускной коллектор двигателя и каталитический нейтрализатор, не достигают указанных выше температур из-за наличия воздушного зазора между термоэкраном и данными деталями, а также из-за постоянного охлаждения внешним потоком воздуха. При попадании фрагмента нештатного утеплителя на внешнюю поверхность термоэкрана происходит перекрывание внешнего потока воздуха и температура поверхности термоэкрана начинает возрастать. При достижении в месте контакта горючего утеплителя и термоэкрана температуры близкой или превышающей температуру теплового самовоспламенения материала утеплителя (например, для бумаги температура самовоспламенения составляет около 2300С, для ткани на основе хлопка - около 4100С, для шерсти - около 6000С), образуется очаг беспламенного горения в виде тления. Наилучшие условия для появления очага тления в месте контакта горючего утеплителя с термоэкраном создаются в период, когда после длительной эксплуатации двигателя на повышенных оборотах осуществляется движение автомобиля с пониженной скоростью (например, в «пробке»), либо сразу после остановки автомашины, двигатель которой перед этим интенсивно эксплуатировался. При движении автомобиля образовавшийся очаг пожара в виде тления может значительное время быть незаметным для водителя, т.к. за счет движения автомобиля происходит интенсивное выдувание продуктов горения из моторного отсека. Образно говоря, в этом случае процесс развития пожара в моторном отсеке напоминает известный всем способ поддержания и ускорения горения в костре за счет принудительного вдувания воздуха. Подтверждением этому являются многочисленные показания свидетелей аналогичных пожаров, когда первыми горение в моторном отсеке по снопам искр и дыма, вылетавших из-под моторного отсека горящего автомобиля, обнаруживали водители проезжавших мимо либо следовавших попутным курсом автомобилей. В противном случае, водитель такого автомобиля позднее обнаруживал пожар в моторном отсеке по отказам в работе различных систем автомобиля (тормозной системы, системы подачи топлива, электроснабжения и др.) либо по запаху дыма в салоне. Для таких пожаров характерно, что след разрушения лакокрасочного покрытия, наблюдаемый на внешней поверхности капота, может не соответствовать по расположению следам огневого воздействия в моторном отсеке. В моторном отсеке могут наблюдаться отдельные изолированные участки со следами огневого воздействия, между которыми следы распространения горения отсутствуют. Иногда по интенсивности след огневого воздействия на внешней поверхности капота может быть значительно менее интенсивным по сравнению со следами воздействия в моторном отсеке. В ряде случаев след огневого воздействия на внешней поверхности капота может вообще отсутствовать. Кроме того, на элементах оборудования и в очаге пожара могут наблюдаться обугленные остатки материала нештатного утеплителя (см. фото), а иногда сохранившиеся фрагменты исходного материала утеплителя.

Вид термоэкрана выпускного коллектора двигателя автомобиля со следами обугленной ткани, припекшейся к внешней поверхности

Фото: Вид термоэкрана выпускного коллектора двигателя автомобиля со следами обугленной ткани, припекшейся к внешней поверхности

Перечисленные выше особенности внешних следов воздействия пожара в моторном отсеке вследствие воспламенения нештатного утеплителя вызваны в первую очередь следующими факторами: - отклонением восходящих над очагом пожара продуктов горения в сторону противоположную направлению движения автомобиля под воздействием поступающего в переднюю часть моторного отсека воздушного потока; - затрудненным распространением фронта горения на отдельных участках поверхности утеплителя из-за его плотного прилегания к крышке моторного отсека.

Указывая на опасность возникновения пожара в связи с наличием в моторном отсеке нештатного горючего утеплителя, нельзя не сказать, что к таким же последствиям может привести присутствие в моторном отсеке тряпок, перчаток и других посторонних предметов из горючих материалов. Их попадание на нагретые до высоких температур детали системы выпуска отработавших газов двигателя также может привести к возникновению пожара в моторном отсеке.

Согласно данным специальной технической литературы, время, через которое пожар может перейти из моторного отсека автомобиля на приборную панель в салоне составляет около 5-10 минут, полное воспламенение салона автомобиля происходит примерно через 15-20 минут после начала пожара в моторном салоне. Таким образом, на принятие экстренных мер по ликвидации очага пожара в моторном отсеке у водителя остается катастрофически мало времени. Первое, что необходимо для ликвидации пожара в моторном отсеке – это наличие в распоряжении водителя работоспособного огнетушителя. Сразу следует оговориться, что порошковые огнетушители в пластиковом корпусе, обычно используемые большинством автолюбителей для предъявления при прохождении ежегодных техосмотров, вряд ли помогут в данном случае, т.к. шанс, что они сработают в нужный момент минимальный. Для этого случая, у водителя должен быть под руками огнетушитель, оснащенный манометром, позволяющим контролировать работоспособность огнетушителя. Как правило, за счет теплового действия пожара в моторном отсеке капот в месте расположения замка может быть раскален до высоких температур, вследствие чего открыть его голыми руками будет невозможно. По этой причине необходимо надеть перчатки либо рукавицы. Если открыть капот удалось, нужно быть готовым к возможному выбросу пламени, ни в коем случае не следует резко опускать капот либо его захлопывать, т.к. повторно его открыть обычно уже не удается из-за спекания и разрушения конструкции замка капота под воздействием пламени и высокой температуры. Не следует открывать капот слишком широко, т.к. вследствие усиленного доступа кислорода воздуха к очагу пожара произойдет интенсификация горения в моторном отсеке и увеличение площади горения. Придерживая капот за край в приоткрытом положении необходимо незамедлительно начать подачу огнетушащего вещества в район очага пожара и подавать его до полного прекращения внешних признаков горения. Если есть такая возможность, нужно попросить других водителей о помощи в тушении пожара своими огнетушителями, либо в забрасывании очага пожара снегом. Эффективность борьбы с пожаром в моторном отсеке будет целиком зависеть от быстроты и правильности действий.

В завершении данной статьи, хотелось бы сформулировать краткие рекомендации для автолюбителей:

  • ни при каких обстоятельствах не устанавливать в моторном отсеке нештатные утеплители из горючих материалов, а также не допускать наличия в моторном отсеке тряпок, перчаток и других посторонних предметов из горючих материалов;
  • иметь в автомобиле огнетушитель с манометром и следить за его работоспособностью.

  • Оставить комментарий
    Имя: Код:
    Текст:

АвтоЗона74  (AutoZona74.ru)  –   это аварийные комиссары (АварКом74),  автоюристы (Авто-Юрист),  оценщики, независимые эксперты  (Экспертъ-Бюро)  и специалисты по ремонту автомобиля, чья помощь может понадобиться Вам  в том случае, если ВЫ ПОПАЛИ В ДТП. Аварийные комиссары (АварКом74) – 11 лет с вами.  Выезд на место ДТП.   Представительство в ГИБДД.  Телефон 8 (351) 2-31-31-02.                                                    ООО «Авто-Юрист» 15 лет работы на рынке юридических услуг города Челябинска и Челябинской области.                                                                     ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11  телефон 8(351)233-34-16   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351) 233-34-16.                                                    ООО  «Экспертъ-Бюро» - оценка ущерба транспорта после ДТП. Тел. 8(351) 235-66-03                                                                Аварийные комиссары (АварКом74)– 11 лет с вами.  Выезд на место ДТП.   Представительство в ГИБДД.  Телефон 8 (351) 2-31-31-02.                                                      ООО  «Экспертъ-Бюро» - автотехнические  экспертизы и исследования. Тел. 8(351) 235-66-03                                                    ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11,  телефон 8(351)233-34-16;   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351) 233-34-16.                                                    ООО  «Экспертъ-Бюро» - трасологические  исследования и экспертизы. Тел. 8(351) 235-66-03                                                                  ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11,  телефон 8(351)233-34-16;   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351)  233-34-16.                                                ООО  «Экспертъ-Бюро» - оценка и экспертиза после ДТП. Тел. 8(351) 235-66-03                                                           ООО  «Экспертъ-Бюро» - независимая  пожарно-техническая экспертиза по установлению причин пожара. Тел. 8(351) 235-66-03