Город Челябинск
Многоканальный телефон:  
72-99-808 (доп. 32)

Авто-Юрист главная



Главная каталога статей >> Экспертиза

Экспертиза пожара автомобиля

Казалось бы, какое отношение имеют проблемы
производства судебных пожарно-технических экспертиз
к счастливым обладателям отечественных и «крутых» импортных авто?
Тем не менее, в практике производства пожарно-технических экспертиз довольно часто
объектом исследования является транспортное средство, поврежденное пожаром, чаще всего- автомобиль.

О практике производства экспертиз пожаров на автомобилях, возникших в результате технических причин


Сыромолотов Ю.Б.
эксперт лаборатории пожарно-технических
исследований ЭКЦ ГУВД по Челябинской
области

Часто специалисты в области права, расследующие причину возникновения пожара на автомобиле, сталкиваются с неоднозначностью обстоятельств его возникновения и неочевидностью причины пожара. В этих случаях возникает необходимость в проведении пожарно-технических исследований и экспертиз.
Особенно это важно, когда пожар приводит к гибели людей либо к значительному материальному ущербу. В этих случаях у органов дознания и следствия, а также у судов гражданского либо арбитражного может возникать вопрос, касающийся установления непосредственной (технической) причины пожара.
Кроме того, как любой объект собственности, автомобиль может быть застрахован владельцем от всех напастей, в том числе и от пожаров по различным причинам. Когда возникает пожар на застрахованном автомобиле, то у страховщиков возникает вопрос о причине возгорания автомобиля для выяснения того, является ли данный пожар страховым случаем, оговоренным в договоре страхования.
В наше время автомобиль, даже отечественный, становится все более «нашпигованным» различными электротехническими устройствами, включая «штатные», установленные на автозаводе-изготовителе и дополнительное оборудование, которое могут установить на автомобиль по желанию его владельца многочисленные фирмы (речь идет о различных системах охранной сигнализации с возможностью автозапуска двигателя и без нее, о системах автоакустики, о системах кондиционирования воздуха в салоне и т.п.).
Известно, что пожар на любом объекте, в том числе и в автомобиле развивается при наличии в одном месте (в очаге пожара), в одно время трех взаимодействующих факторов: источника зажигания, горючего материала и окислителя, как, правило, кислорода воздуха. Очень важно для расследования причины пожара, чтобы эксперт, мог обоснованно ответить на основные вопросы, решаемые в рамках пожарно-технической экспертизы: где находился очаг пожара? и какова непосредственная (техническая) причина пожара?
При ответе на первый вопрос эксперт должен определить место, откуда начал распространяться пожар. В ответе на второй вопрос - указать, что конкретно послужило источником воспламенения.
Кроме того, при ответе на второй вопрос, определяется, что именно являлось горючей средой в очаге пожара, что привело к ее образованию, а также, устанавливается: имелись ли условия, способствующие развитию горения в очаге пожара.
Основной исходной информацией для пожарно-технического эксперта являются данные, полученные в процессе осмотра места пожара.
Учитывая то, что место горения автомобиля обычно невозможно изолировать от доступа посторонних лиц и сохранить без изменений для повторных исследований, осмотр места пожара является наиважнейшим, незаменимым и безотлагательным процессуальным действием при расследовании любого пожара.
Особая значимость процедуры осмотра места пожара в его расследовании состоит в том, что в процессе осмотра обнаруживаются и изымаются вещественные доказательства, изучение которых позволяет эксперту делать обоснованные выводы, а в дальнейшем позволяет использовать добытые вещественные доказательства в качестве доказательной базы в суде. Учитывая это, очень важно, чтобы водитель (владелец) автомобиля, поврежденного пожаром, или очевидец пожара сделали все от них зависящее, чтобы помочь сохранить место пожара без изменений и вещественные доказательства без их утраты и видоизменения.
Очень важно, чтобы осмотр поврежденного пожаром автомобиля и самого места происшествия (пожара) был выполнен уполномоченными на то сотрудниками компетентных органов (прокуратуры, следствия, дознания, государственной инспекции по пожарному надзору) сразу же после ликвидации пожара.
Также своевременно, непосредственно после ликвидации пожара, должны быть взяты объяснения свидетелей пожара, а также участников ликвидации пожара.
Как показывает опыт производства пожарно-технических экспертиз, если данные требования не выполняются в полном объеме, расследование дела по пожару затягивается и оборачивается для пострадавшей стороны дополнительной потерей времени в ожидании результатов расследования. По этой причине, вполне целесообразными являются действия водителя (владельца) автомобиля, направленные на фиксацию процессов развития пожара и ликвидации пожара подразделениями противопожарной службы.
При этом необходимо помнить, что данные действия можно предпринимать только после принятия всех возможных мер по ликвидации возгорания и по обеспечению мер безопасности для себя и окружающих.
Данные действия могут заключаться в производстве фото- либо видеосъемки с помощью любых доступных в данный момент устройств (пленочные и цифровые фотокамеры, видеокамеры различных типов, а также сотовые телефоны, оснащенные фото- и видеокамерами).
Если Вы водитель, попавшего в беду автомобиля, и Вы не один, то, учитывая естественное кризисное психологическое состояние в этот момент, лучше поручить производство фото- или видеосъемки известному Вам лицу. Вам же лучше заняться сбором сведений о лицах, которые оказались случайными свидетелями пожара. Поступая таким образом, Вы окажете существенную помощь органам, которые будут осуществлять расследование по факту пожара, а также значительно сэкономите собственное время и силы. Однако помните, что Ваша инициатива не должна выходить за указанные рамки! Ни в коем случае, не пытайтесь проводить собственное расследование. На месте пожара ничего не видоизменяйте и не перемещайте без крайней на то необходимости. Нужно иметь в виду, что вещественными доказательствами, могут быть любые объекты и предметы, представляющие интерес для выяснения обстоятельств возникновения и развития пожара.
Очевидно, что процедуры осмотра места происшествия (пожара) и изъятия вещественных доказательств должны выполняться безупречно, как с юридической, так и с технической точек зрения.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ возлагает обязанности по производству следственных действий по факту пожара, в том числе, и по осмотру места пожара на следователей, дознавателей и иных должностных лиц, которым орган дознания делегирует соответствующие полномочия. В органе Федеральной противопожарной службы (ФПС) МЧС России такими должностными лицами являются государственные инспекторы по пожарному надзору. Осмотр места пожара производится при выезде на место пожара следственно-оперативной группы – следователем, в отсутствии следователя - дознавателем, а также государственным инспектором по пожарному надзору. Обязательно дождитесь их прибытия на место пожара!
Все это должно быть таковым в идеале, но, иногда, данный механизм может давать сбой по различным причинам. Особенно это касается случаев не криминальных пожаров. Не редки случаи, когда после установления органами следствия и дознания факта, что причина пожара не имела криминального характера, владелец автомобиля, поврежденного пожаром, остается в неведении о конкретной технической причине пожара.
В таком случае, по истечении значительного периода времени, продолжительностью иногда до нескольких месяцев, владелец поврежденного пожаром автомобиля остается без подробной технической информации о причине пожара, что не позволяет ему при наступлении страхового случая, получить страховую выплату или предъявить обоснованные судебные иски, например, к заводу-изготовителю, к фирме, осуществлявшей монтаж дополнительного оборудования на автомобиле, его техническое обслуживание и т.д.
Одним из основных документов, необходимых для таких действий владельца автомобиля, поврежденного в результате пожара, является заключение пожарно-технического эксперта. Однако, ситуация, сложившаяся в настоящее время, с возможностью производства судебных пожарно-технических экспертиз не очень «радужная». Вполне очевидно, что для установления технической причины пожара на таком сложном объекте, как современный автомобиль, необходимо проведение кропотливых, трудоемких исследований с использованием специальных методик.
Какие же организации в г. Челябинске в настоящее время реально способны выполнять судебные пожарно-технические экспертизы?
К сожалению, этот список для такого областного центра, как Челябинск, учитывая существующую статистику пожаров, на удивление скромен. Так, например, Челябинская лаборатория судебных экспертиз Минюста РФ данный вид экспертиз не производит. Лаборатория пожарно-технических экспертиз ЭКЦ ГУВД по Челябинской области в настоящее время практически прекратила производство пожарно-технических экспертиз по гражданским и арбитражным делам, ее деятельность в настоящее время ограничена лишь производством пожарно-технических экспертиз по уголовным делам.
Небольшим лучиком света на затянутом тучами горизонте проблем расследования пожаров, явилось образование в структуре МЧС на базе областной Испытательной пожарной лаборатории государственного учреждения с названием «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Челябинской области», которая как раз и призвана восполнить существующую брешь в производстве пожарно-технических экспертиз по гражданским и административным делам, связанным с пожарами.
Информации о том, чтобы кто-то открыто заявил о создании негосударственной экспертной организации, взявшей на себя производство судебных пожарно-технических экспертиз в г. Челябинске, у автора данной статьи нет. Но рынок есть рынок, и спрос обязательно должен рождать предложение, по этой причине не исключено, что, намаявшись в поисках хоть какого-нибудь эксперта, способного дать заключение по технической причине пожара на вашем автомобиле, Вы найдете научного сотрудника ВУЗа, бывшего пожарного или работника автосервиса, которые пообещают вам выдать экспертное заключение за соответствующую оплату.
Однако, не торопитесь раскошеливаться! Вы должны быть полностью уверены, что данное экспертное заключение будет принято в страховой компании, а главное в суде в качестве доказательства. В последнем случае, экспертное заключение должно быть выполнено только на основании соответствующего решения суда - отношения о назначении производства пожарно-технической экспертизы.
Не противоречит требованиям уголовного и гражданского процессуальных кодексов (УПК и ГПК) предоставление в суд в качестве доказательства так называемого «заключения специалиста», однако, насколько данное заключение будет принято судом во внимание заранее сказать не возможно, т.к. суд в этом случае, может потребовать от специалиста документальное подтверждение (свидетельство, удостоверение и др.) того, что он обладает необходимыми для производства пожарно-технических экспертиз специальными техническими познаниями о материальных следах, формируемых на месте пожара, а также об общих и частных методиках пожарно-технических исследований.
Несмотря на то, что каждый день все мы, так или иначе, используем огонь, мало кто не согласится, что процесс неконтролируемого горения, существующий при пожаре, является сложным, многофакторным химическим и теплофизическим явлением. В связи с этим, имеется необходимость в помощи следователю, дознавателю или инспектору государственного пожарного надзора (ГПН), в процессе осмотра места пожара и в составлении протокола осмотра места пожара, со стороны пожарно-технического специалиста.
Сейчас, такую помощь реально могут оказать на месте пожара пожарно-технические эксперты ЭКЦ ГУВД по Челябинской области, а также специалисты федеральной противопожарной службы МЧС: сотрудники ГУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория»» по Челябинской области.
Ответить на вопросы, решаемые в рамках пожарно-технических экспертиз и исследований, чаще всего можно только при условии исследования поврежденного пожаром автомобиля непосредственно на месте пожара.
При этом, исследование места пожара и автомобиля, как правило, наиболее целесообразно начинать с этапа визуального изучения, перемещаясь вокруг сгоревшего автомобиля. Такое предварительное визуальное изучение обстановки позволяет специалисту провести сравнительную оценку степени термических повреждений, выявить локальные зоны, в которых такие повреждения имеют наибольшую интенсивность.
Локальная зона с признаками огневого воздействия наибольшей интенсивности может указывать на место расположения очага пожара, а наблюдаемые в этой зоне следы локального огневого поражения могут рассматриваться как характерные очаговые признаки.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что выявление очаговых признаков необходимо производить с привлечением пожарно-технического специалиста. Серьезное внимание при осмотре места пожара должно уделяться изучению и фиксации общей следовой картины на месте пожара, которая включает в себя в качестве основного составного элемента следы огневого и термического воздействия пожара на конструкциях автомобиля и на окружающих предметах (материальной обстановке).
К таким следам огневого и термического воздействия на автомобиле, подлежащим изучению и фиксации в ходе осмотра места пожара относятся:
- отложения копоти и признаки ее выгорания;
- термическое разрушение и обгорание лакокрасочного покрытия;
- огневое и термическое повреждение конструкции колес автомобиля, в первую очередь их резиновых деталей;
- огневое и термическое поражение мягкой обшивки салона автомобиля и сидений;
- огневое и термическое поражение мягкой обшивки багажного отсека;
- огневое и термическое поражение внутреннего утеплителя моторного отсека, размещаемого с внутренней стороны крышки моторного отсека, а также в районе щитка передка;
- следы огневого и термического повреждения электрической проводки автомобиля, а также топливопроводов и шлангов различного назначения;
- следы огневого воздействия в районе силового агрегата, их направленность в моторном отсеке автомобиля;
- признаки отожжения металла, локального изменения его цвета, повышенной коррозии металла, а также его термической деформации;
- оплавление, обугливание и выгорание элементов конструкции автомобиля из горючих материалов, имеющих одинаковое исполнение и расположенных по обе его стороны (например, пластмассовые ручки замков дверей, резиновые уплотнители стекол и т.п.);

- разрушение и оплавление изделий из стекла и из сплавов на основе алюминия.

В ходе осмотра сгоревшего автомобиля и выяснения обстоятельств возникновения пожара необходимо обращать внимание на наличие на автомобиле в «штатном» месте аккумуляторной батареи и другого оборудования, без которого эксплуатация автомобиля невозможна. В связи с тем, что выполнить точное словесное описание места расположения, формы и других характеристик следов воздействия пожара бывает затруднительно, особую роль имеет подробная фиксация состояния сгоревшего автомобиля и следов воздействия пожара на фото- и видеоизображениях. При этом, качественно произведенная видеосъемка, обладает значительно большей информативностью и по этой причине ее применение предпочтительнее фотографирования. В идеальном случае, фото- и видеосъемка должны дополнять друг друга. Будет совершенно не лишним, если владелец или водитель сгоревшего автомобиля, учитывая данные рекомендации, произведет собственную подробную фото- либо видеосъемку сгоревшего автомобиля, естественно, при условии, если это не будет создавать помехи для работы специалистов на месте пожара.
Следовая картина действия пожара, интенсивность следов огневого поражения и их расположение на элементах конструкций должны рассматриваться специалистом на месте пожара и далее экспертом при производстве пожарно-технической экспертизы в сопоставлении с распределением горючих материалов, находившихся на автомобиле до пожара. С учетом информации, о том, какой именно агрегат был расположен в районе очага пожара, анализируется возможность того, что данный агрегат либо его часть явились источником воспламенения при пожаре. Во всех случаях фиксации подлежат осколки остекления салона и фар, находящиеся вне сгоревшего автомобиля, не имеющие следов отложения копоти и термического воздействия, а также следы характерные для теплового проявления электрического тока на токоведущих элементах и на деталях кузова автомобиля. В ряде случаев, важными являются признаки, указывающие на положение закрытое (открытое) во время пожара дверей, крышек моторного и багажного отсеков, крышки лючка горловины топливного бака. Во всех случаях необходимо выявлять и фиксировать идентификационные признаки автомобиля, номера VIN на его шасси, кузове и, по возможности, на двигателе.
В современном автомобиле наиболее распространенными, связанными с его конструкцией, источниками воспламенения, являются:
- электрические искры и дуга в результате теплового проявления электрической энергии при аварийных режимах работы электрооборудования (короткое замыкание, перегрузка участка электрических проводов, большое переходное сопротивление в местах плохого электрического контакта);
- нагретые до высоких температур поверхности выхлопного коллектора двигателя, детали каталитического нейтрализатора (при его наличии) и сами отработанные газы двигателя. Однако необходимо помнить, что данный перечень источников зажигания не является полным. Распространению возникшего в автомобиле пожара способствует плотная компоновка узлов и агрегатов, разнообразных по конструкционным принципам действия и источникам энергии, насыщенность разнообразными механизмами, которые используют электрическую энергию бортовых аккумуляторных батарей (при неработающем двигателе) и электрогенератора (при работающем двигателе).
Учитывая большое разнообразие марок автомобилей и особенностей их конструкций, иногда при осмотре сгоревшего автомобиля необходимым бывает привлечение специалиста автотехнического профиля. Современный автомобиль, как объект действия пожара, имеет ряд специфических свойств, которые влекут за собой особенности работы пожарно-технического эксперта с данным объектом, а также определяют перечень предварительных версий вероятных причин возникновения пожара в каждом конкретном случае.
Для современных автомобилей характерным является их высокая пожарная опасность. Этому несколько причин. Основная пожарная опасность на любом автомобиле связана с наличием на нем запаса топлива, необходимого для работы силового агрегата.
При этом по степени пожарной опасности применяемого топлива наименее опасными являются дизельные топлива. Значительно более пожароопасны бензины различных марок. Самой высокой степенью пожарной опасности обладают применяемые в качестве автомобильного топлива сжиженные углеводородные газы: пропан-бутановые смеси и метан.
Необходимо здесь отметить, что помимо пожарной опасности использование в качестве топлива бензинов и особенно сжиженных углеводородных газов, создает также опасность взрывов паров бензинов и углеводородных газов в смеси с воздухом в закрытых объемах (салоны автомобилей, гаражи и т.д.).
Нельзя не отметить, что помимо топлива, находящегося в автомобиле, его пожарную опасность также повышает наличие разнообразных технических жидкостей, таких как, например, используемые в гидравлических тормозных системах различные марки тормозных жидкостей, являющиеся, как правило, горючими, а иногда и легковоспламеняющимися жидкостями. В системах охлаждения двигателя широкое применение находят тосолы, относящиеся к горючим жидкостям. Помимо этого, в системах стеклоомывателей широко применяются незамерзающие жидкости, которые относятся, как правило, к горючим и легковоспламеняющимся жидкостям. Другой особенностью современных автомобилей, существенно повышающей уровень их пожарной опасности, является обилие применяемых в современном автомобилестроении разнообразных пластиков, значительная часть из которых в той или иной мере является горючими материалами.
Применение указанных подходов на этапе сбора необходимой исходной информации по факту возникновения пожара и при производстве пожарно-технических экспертиз позволяет избежать ошибок при выявлении непосредственной (технической) причины возникновения пожаров на автомобилях.

Рассмотрим ряд примеров
из экспертной практики лаборатории пожарно-технических экспертиз
ЭКЦ ГУВД по Челябинской области
по исследованиям пожаров на автомобилях,
возникших в результате технических причин.

Так, например, в результате пожарно-технической экспертизы проведенной по факту пожара, произошедшего 05.05.05 г. в автомобиле «Тойота Королла» г/н Н 435 РХ/|74 RUS, оставленном на неохраняемой стоянке, было установлено, что очаг пожара был расположен внутри моторного отсека, в передней левой его части. Источником воспламенения послужило интенсивное тепловыделение и искрообразование в результате короткого замыкания положительного провода (фото 3), идущего на соответствующий вывод аккумуляторной батареи (АКБ), через скобу-держатель АКБ на кузов автомобиля, к которому был присоединен отрицательный вывод АКБ. Очаговые признаки на внешней поверхности крышки моторного отсека приведены на фото 1, вид на очаг пожара изнутри моторного отсека показан на фото 2.



Фото 1. Поз. 1 – след оплавления остекления фары, поз. 2- след
наибольшего повреждения лакокрасочного покрытия до его полного выгорания


Фото 2. Поз. 3- место расположения положительного провода, идущего на АКБ
и скобы-держателя АКБ

Фото 3. След разрушения положительного провода, идущего на АКБ,
в месте его присоединения к выводу АКБ

Следы термического проявления электрического тока, характерные для аварийного режима работы, имеются на скобе-держателе АКБ в виде каплеобразного наплыва металла и в виде выгорания и оплавления части металла (см. фото 4).


Фото 4. Поз. 1- след каплеобразного оплавления, поз. 2 – след оплавления и обгорания части скобы на конце, поз. 3 – дугообразный след оплавления металла

В месте крепления скобы-держателя АКБ к днищу автомобиля наблюдаются следы термического проявления электрического тока, характерные для аварийного режима работы в виде «отгорания» крюка скобы-держателя АКБ и оплавления краев отверстия проушины, закрепленной на днище моторного отсека, в месте ее контакта с крюком скобы-держателя (см. фото 4).



Фото 4.

В результате пожарно-технического исследования было установлено, что объективные признаки поджога отсутствуют. Непосредственная причина пожара связана с возникновением аварийного пожароопасного режима теплового проявления электрического тока в месте контакта положительного провода, идущего от соответствующего вывода АКБ и металлической скобы-держателя АКБ, соединенной с корпусом автомобиля в моторном отсеке.

Другим примером является пожар, произошедший 09.03.05 г. на автомобиле «Хендэ Акцент» г/н А 547 ТМ /|74 RUS во время движения автомобиля. В ходе производства пожарно-технической экспертизы было установлено, что очаг пожара был расположен внутри моторного отсека, в районе выпускного коллектора двигателя автомобиля. На наружной поверхности металлического защитного кожуха коллектора двигателя были обнаружены следы обугленной ткани, припекшейся к поверхности кожуха (см. поз. 1 на фото 5).



Фото 5.

Кроме того, было установлено наличие в различных местах моторного отсека остатков обгоревшей ткани (см. поз. 2 на фото 6), часть из которых была подоткнута под элементы оборудования моторного отсека (фото 7). Признаки аварийной работы электрооборудования отсутствовали. С учетом обнаруженных в моторном отсеке фрагментов ткани, а также с учетом локализации наиболее интенсивных следов огневого воздействия в районе коллектора двигателя было установлено, что источником воспламенения послужил металлический кожух выхлопного коллектора двигателя при его непосредственном контакте с фрагментами ткани, которые выполняли в моторном отсеке роль самодельного утеплителя.


Фото 6.

Фото 7.


Из-за аналогичной попытки приспособить иномарку к условиям нашей суровой зимы путем использования самодельного утеплителя из ткани произошел пожар во время движения автомобиля 22.02.07 г. в автомобиле «Ниссан Премьера» гос. номер Р 057 УТ/ 74 RUS по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. Бажова и ул. Горького. В ходе осмотра автомобиля было установлено, что очаг пожара также расположен в районе защитного щитка коллектора двигателя. На расположение очага пожара в этом месте указывает наибольшее повреждение правого вентилятора системы охлаждения двигателя (см. поз. 1 на фото 8), а также след выгорания лакокрасочного покрытия над коллектором (см. фото 9). При исследовании оплавленных пластиковых конструкций вентилятора были обнаружены вплавленные в пластик фрагменты обгоревшей ткани. Вплавленный фрагмент обгоревшей ткани был также обнаружен на боковой поверхности пластикового корпуса крышки предохранителей в моторном отсеке. Как показывает практика исследования пожаров на автомобилях, возникновение пожаров по данным «банальным» техническим причинам не редкость. Например, при исследовании причины пожара, произошедшего во время движения на автомобиле ВАЗ-2106 гос. номер К 0096/74 RUS, поврежденного в результате пожара 11.08.05 г. было установлено, что очаг пожара был расположен в районе карбюратора двигателя. При этом, штуцер с обгоревшим фрагментом топливоподводящего шланга к карбюратору был обнаружен отдельно от крышки карбюратора, на значительном удалении от места его крепления (в районе кожуха вентилятора охлаждения двигателя). На крышке карбюратора в месте крепления к нему штуцера топливоподводящего шланга имелись следы интенсивного огневого воздействия. Следы аварийного режима работы на электрооборудовании отсутствовали. С учетом этих обстоятельств, наиболее вероятной технической причиной пожара явилось образование горючей среды в подкапотном пространстве из-за срыва штуцера шланга подачи топлива в карбюратор из места его запрессовки в гнезде крышки карбюратора. Источниками воспламенения топливной струи, в этом случае, могли явиться: - нагретые поверхности коллектора двигателя; - искрящие контакты электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя; - воспламенение образовавшейся в подкапотном пространстве паро-воздушной смеси от искрения контактов распределителя зажигания или свечей зажигания и др. элементов электрооборудования автомобиля.
Кроме решения основной задачи, состоящей в установлении непосредственной причины пожара на автомобиле, пожарно-техническая экспертиза способна решать еще целый ряд других диагностических и ситуационных задач.
Приведенные в данной статье примеры не исчерпывают всего многообразия технических причин способных привести к пожару на автомобиле. Такой задачи перед собой автор данной статьи не ставил. Была показана необходимость проведения неотложного, тщательного осмотра сгоревшего автомобиля с привлечением специалиста пожарно-технического направления, а в некоторых сложных случаях и специалистов автотехнического профиля. Была сделана попытка напомнить автолюбителям о необходимости постоянного контроля за техническим состоянием автомобиля, и о том, к чему может привести недооценка требований противопожарной безопасности, а также дать автолюбителям информацию на случай, если с их автомобилем произойдет происшествие, связанное с пожаром, о том, каким образом они могут помочь в установлении непосредственной причины пожара.


Александр [29/11/08 11:19]
Очень познавательная и необходимакя информация


вика [25/01/12 08:49]
спасибо...очень помогла ваша статья


Страницы: [1]


Оставить комментарий
Имя: Код:
Текст:

АвтоЗона74  (AutoZona74.ru)  –   это аварийные комиссары (АварКом74),  автоюристы (Авто-Юрист),  оценщики, независимые эксперты  (Экспертъ-Бюро)  и специалисты по ремонту автомобиля, чья помощь может понадобиться Вам  в том случае, если ВЫ ПОПАЛИ В ДТП. Аварийные комиссары (АварКом74) – 11 лет с вами.  Выезд на место ДТП.   Представительство в ГИБДД.  Телефон 8 (351) 2-31-31-02.                                                    ООО «Авто-Юрист» 15 лет работы на рынке юридических услуг города Челябинска и Челябинской области.                                                                     ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11  телефон 8(351)233-34-16   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351) 233-34-16.                                                    ООО  «Экспертъ-Бюро» - оценка ущерба транспорта после ДТП. Тел. 8(351) 235-66-03                                                                Аварийные комиссары (АварКом74)– 11 лет с вами.  Выезд на место ДТП.   Представительство в ГИБДД.  Телефон 8 (351) 2-31-31-02.                                                      ООО  «Экспертъ-Бюро» - автотехнические  экспертизы и исследования. Тел. 8(351) 235-66-03                                                    ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11,  телефон 8(351)233-34-16;   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351) 233-34-16.                                                    ООО  «Экспертъ-Бюро» - трасологические  исследования и экспертизы. Тел. 8(351) 235-66-03                                                                  ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11,  телефон 8(351)233-34-16;   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351)  233-34-16.                                                ООО  «Экспертъ-Бюро» - оценка и экспертиза после ДТП. Тел. 8(351) 235-66-03                                                           ООО  «Экспертъ-Бюро» - независимая  пожарно-техническая экспертиза по установлению причин пожара. Тел. 8(351) 235-66-03