Город Челябинск
Телефон: 233-34-16


Авто-Юрист главная














































Как определить поджог автомобиля? А может быть это вовсе и не поджог? А дефект эксплуатации или заводской брак? Кто же тогда возместит ущерб, связанный с пожаром в автомобиле? А если от автомобиля вообще ничего не осталось? Как узнать, что же произошло на самом деле? Вопросов больше, чем мыслей в голове. А ведь на все эти вопросы обязательно есть ответы. У кого? Конечно у специалистов. Экспертов пожаро-техников, которые выполнят свою работу качественно и выдадут соответствующее заключение, и даже для суда, но только в том случае, если Вы им поможете. Как? Об этом читайте в статье «Особенности осмотра места происшествия, связанного с поджогом автомобиля», главного эксперта ЭКЦ ГУВД по Челябинской области Тюрина Дмитрия Дмитриевича.

Особенности осмотра места происшествия,
связанного с поджогом автомобиля.

Главный эксперт ЭКЦ ГУВД
по Челябинской области Тюрин Д.Д.

На сегодняшний день обстановка с расследованием дел о пожарах в Российской Федерации остается очень сложной. Необходимо отметить, что в настоящее время в нашей стране наблюдается самый высокий в мире уровень гибели и травмирования людей на пожарах. Так по самым скромным оценкам данный показатель превышает аналогичные данные по развитым странам мира в более чем в три раза. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения, как людских, так и материальных потерь. Из года в год наблюдается увеличение числа пожаров по причине поджогов. Особенно настораживает увеличение числа пожаров, причины которых не были установлены.

Во многих случаях возникновение пожара происходит в условиях неочевидности, поэтому для выяснения технических причин возникновения и развития пожаров необходимо проведение пожарно-технических экспертиз и исследований. Однако в последнее время участились случаи, когда за проведение исследований по факту пожара берутся люди, не имеющие как специального образования и подготовки, так и опыта работы в данной области. Пытаясь скрыть отсутствие опыта работы и наличия официальных документов на право проведения пожарно-технических экспертиз и исследований чаще всего такие специалисты проводят так называемые «ТОВАРОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ», при этом, совершенно не обращая внимание на то, что выходят за рамки своей компетенции, решая вопросы, прямо относящиеся к области «ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ». В подавляющем числе случаев имеет место однобокое исследование представленных вещественных доказательств, когда данные специалисты осматривают объекты узкопрофессионально, согласно своему профилю работы и образованию, при этом совершенно не учитывается весь объем данных по пожару, изложенных в материалах дела. В ряде случаев, имеет место сознательное игнорирование других вещественных доказательств, которые в силу отсутствия соответствующего образования и профессионального опыта не могут быть исследованы такого рода специалистами. В результате, несмотря на вроде бы проведенные исследования, установить причину пожара в подавляющем числе случаев не удается, либо же полученные выводы о причине пожара настолько не подкреплены объективными данными, что в ходе судебных заседаний могут с легкостью быть опровергнуты любым мало-мальски разбирающимся в области расследования пожаров специалистом. Более того, приходится констатировать, что существуют так называемые «СВОИ СПЕЦИАЛИСТЫ», призванные в случае возникновения конфликтных ситуаций, в том числе и при возгораниях автомобилей, сложной бытовой техники и т.п., составлять различного рода документы, чаще всего именуемые «мнение специалиста» или «акт осмотра», в пользу конкретной стороны, при этом не отражающие реальной причины пожара. Кроме того, имеются данные о том, что при осмотрах сгоревших объектов данными специалистами, вольно или не вольно, происходило как изменение важных идентификационных признаков, позволяющих решить вопрос об очаге и причине пожара, так и их полное уничтожение.

Данная проблема стоит настолько остро, что назрел вопрос о проведении специальных семинаров для тех, кто в той или иной степени сталкивается с пожарами с целью дать пусть минимальный, но необходимый уровень знаний, как в правовой, так и в технической области расследования пожаров. Анализ материалов уголовных и гражданских дел по фактам пожаров показывает, что в настоящее время имеет место слабая теоретическая и практическая подготовка специалистов в вопросах экспертно-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных со сгоревшими автотранспортными средствами (АТС).

Раскрытие и расследование преступлений, связанных с пожарами на АТС, относится к категории наиболее сложных, требующих использования специальных познаний в области физики горения, теплопередачи, электротехники, материаловедения и др. В связи с этим обеспечение качественной доказательственной базы требует комплексного и системного участия в расследовании всех заинтересованных организаций и ведомств.

Основной объем объективной информации об обстоятельствах возникновения пожара может быть обнаружен и зафиксирован в виде материальных следов, отражающихся на конструкциях автомобиля, а также на предметах и материалах, составляющих вещную обстановку места происшествия. При совершении поджогов механизм преступных действий, повлекших пожар, отражается на окружающей обстановке уже при формировании исходной криминальной ситуации, которая складывается непосредственно на момент возникновения пожара. Это выражается в виде системы следов определенных действий, приведших, в конечном счете, к возникновению горения в очаге пожара и созданию условий, способствующих его ускоренному развитию. В подавляющем большинстве случаев на первоначальном этапе расследования пожаров невозможно с полной уверенностью определить имел ли место поджог или исключить его возможность. Поэтому часто возникает необходимость в проведении технически квалифицированного, с участием специалиста, ситуационного анализа имеющихся сведений об обстоятельствах возникновения и развития пожара в сочетании с результатами осмотра места происшествия и проведенных предварительных исследований обнаруженных предметов, материалов и различных технических устройств. Целью проведения такого анализа является объективное, всесторонне обоснованное формирование перечня версий по причине возникновения пожара. На этом этапе расследования не может быть более или менее вероятных версий. Нередко, проводя расследование пожара, его участники уделяют повышенное внимание одной, по их мнению, наиболее вероятной или очевидной версии, забывая о том, что необходимо с одинаковой тщательностью собирать доказательства не только подтверждающие основную версию, но и исключающую остальные.

Важнейшим этапом расследования преступления, связанного с пожаром в автомобиле, является незамедлительный осмотр, как самого места происшествия, так и сгоревшего автомобиля, по результатам которого составляется протокол осмотра места происшествия. Однако в настоящее время нередко приходится сталкиваться с ситуацией, при которой сотрудники ГПН МСЧ России, в силу своей компетенции, выявляя признаки поджога автомобиля, ограничиваются составлением акта о пожаре и ряда других ведомственных документов. Протоколы осмотров места происшествия при этом ими не составляются. Направленные же на место пожара сотрудники следствия (дознания) МВД России ограничиваются общим описанием вещной обстановки, при этом наиболее встречающимся термином, описывающим термические повреждения автомобиля, является фраза: «автомобиль сгорел полностью». Для повышения результативности осмотра места пожара, по нашему мнению, наиболее целесообразным было бы участие сотрудника ГПН МЧС России в качестве специалиста при составлении протокола осмотра автомобиля, который бы «надиктовывал» описание термических повреждений конструкций и оборудования а/м следователю (дознавателю) МВД России. Вместе с тем, необходимо отметить, что фиксацию, изъятие и упаковку вещественных доказательств наиболее полно и правильно, в силу большего практического опыта, выполняют сотрудники МВД России. Такого рода «тандем» позволил бы избежать целого ряда погрешностей и упущений, которые нередко встречаются в материалах по делам о пожарах. При анализе поступивших для проведения пожарно-технической экспертизы материалов уголовных дел отмечается, что нередко при составлении протоколов осмотров мест происшествия имеет место нарушение порядка осмотра, при этом наиболее часто встречаемым нарушением является отсутствие такой важнейшей стадии осмотра как динамический или детальный осмотр.

Следует напомнить, что осмотр места пожара – это неотложное следственное действие в целях установления причины, механизма и обстоятельств возникновения пожара, лиц, причастных к этому происшествию. Осмотр места пожара состоит из трех этапов: статического, динамического и заключительной стадии.

Статический или общий осмотр заключается в исследовании сгоревшего автомобиля в непо­движном состоянии, не допуская изменения его положения. Основная задача статического осмотра - определение признаков очага пожара и направлений распространения огня, взаимного расположения и степени повреждений конструкций, оборудования, предметов, веществ и материалов, а также их остатков.

Выгорание веществ, переугливание, деформирование, разрушение, изменение свойств и состава веществ происходят при пожарах вследствие воздействия пламени и тепла в различных формах - при контактировании материала с нагретым телом, теплопередаче с конвекцией и при воздействии теплового излучения. Очевидно, что степень термических изменений будет определяться при прочих равных условиях двумя главными факторами: интенсивностью (температурным режимом, плотностью теплового потока) и продолжительностью воздействия. Все наблюдения нужно фиксировать. Полнота фиксации обстановки при осмотре места пожара обеспечивается черновыми записями, фото- и видеосъемкой.

Динамический или детальный осмотр. На этой стадии уточняются результаты общего осмотра. Особенно тщательно нужно осмотреть предполагаемое место возникновение пожара. Продукты неполного сгорания, оседая, покрывают все предметы слоем копоти. Копоть выгорает на участках с более высокой температурой (> 600 0С) и сохраняется, там, где температура была недостаточной высокой. Отсутствие копоти, как признак очага пожара в процессе его развития, обычно сохраняется не зависимо от последствий пожара, поскольку последующее оседание на обгоревших участках либо не происходит вообще, вследствие препятствия этому теплового потока, излучаемого нагретой поверхностью, либо происходит с намного меньшей плотностью. Во всех случаях должны быть очищены от мусора и тщательно осмотрен пол салона и багажного отсека автомобиля. Особое внимание нужно уделить осмотру электропроводки и электрооборудованию в моторном отсеке и салоне автомобиля, в том числе аккумуляторной батареи. В ходе исследования на месте пожара решаются следующие задачи:

проводится отбор проводников с оплавлениями, характерными для их об­разования под воздействием электрической дуги;

проверяются на срабатывание плавкие вставки предохранителей;

изымаются фрагменты обшивки салона, багажного отсека, пробы грунта около автомобиля для исследования на наличие следов интенсификаторов горения;

изымаются иные, важные для расследования происшествия, вещественные доказательства.

Заключительный осмотр. На этой стадии изымаются, описываются и упаковываются обнаруженные вещественные доказательства; составляются протокол осмотра места происшествия, планы, схемы изъятия вещественных доказательств. В настоящее время существует определенная проблема в фото- видео- фиксации места происшествия, связанного со сгоревшим автомобилем. В практике нередко встречаются протоколы осмотра места происшествия, в которых в графе о проведенной фото- видеосъемки стоит прочерк. Даже в случае проведения фотосъемки, при составлении фототаблицы специалист, в подавляющем числе случаев, ограничивается 2 – 3 фотографиями, что явно недостаточно для получения полной картины термических повреждений сгоревшего автомобиля. Необходимо отметить, что фототаблица (видеозапись) к протоколу осмотра сгоревшего автомобиля является одним из основных документов, позволяющих эксперту определить очаг пожара и, соответственно, установить причину пожара. Фотосъемка сгоревшего автомобиля обладает целым рядом особенностей, знание которых позволяет наиболее полно зафиксировать наиболее важные, с точки зрения эксперта, участки кузова а/м и его оборудования.

Напомним некоторые общие аспекты фотосъемки объектов и более подробно остановимся на фотосъемке сгоревшего автомобиля. В настоящее время в России нет законодательных ограничений на использование цифровой фотосъемки при расследовании преступлений. Поэтому цифровые фотоаппараты могут использоваться при осмотре места пожара.

При использовании цифровых фотоаппаратов изображение фиксируется на магнитный носитель, данные с которого в дальнейшем могут обрабатываться с помощью компьютера. При этом появляется возможность воспроизведения отснятого изображения с помощью лазерного принтера, минуя фотографический процесс. Цифровые изображения, как носители доказательной информации, могут вовлекаться в уголовный процесс в 2-х видах:

а) отпечатанные на бумаге;

б) зафиксированные в скрытом виде на магнитном или подобном ему носителе (жестком диске, дискете, магнитооптическом диске, CD-диске).

Используя технологию цифровой фотографии, можно хранить снимки в файлах на жестком диске или дискетах, а при надобности и откорректировать изображение (например, яркость, контрастность, цветность), сделать надписи и т. д. При съемке во время пожара главной задачей является более полная (насколько это возможно) фиксация развития горения во времени и пространстве, действий по тушению и спасению людей. Для этого существуют проверенные практикой методы съемки.

Наиболее эффективный метод состоит в периодическом обходе объекта. Может производиться:

а) круговой обход - в этом случае горящий объект обходят в одном направлении по кругу, фиксируя объект постоянно с одних и тех же точек местности через определенные промежутки времени;

б) линейный обход применяют в том случае, если горение происходит с одной стороны объекта или при невозможности обхода горящего сооружения. В этом случае фотограф совершает переходы из одних точек в другие по какой-то незамкнутой линии;

в) сложный обход - такому способу съемки по времени удобно прибегать тогда, когда горящий объект недостаточно обойти кругом: он представляет собой сооружение, имеющее в плане сложную конфигурацию, а боевые силы и технические средства тушения вводятся и используются со всех сторон объекта;

г) точечный способ фотосъемки - съемка без передвижения. Все события фиксируются с одной постоянной точки с применением различной сменной оптики: широкоугольной и длиннофокусной. Во время съемки желателен учет снимаемых кадров по времени. Целесообразна одновременная запись комментариев к съемке на диктофон. При осмотре места пожара последовательно выполняются 4 вида криминалистической съемки - ориентирующая, обзорная, узловая, детальная.

а) Ориентирующая съемка Показывает взаимное расположение места горения (места пожара) и окружающей его обстановки или местности. Соответствующие снимки называются ориентирующими. Наилучшие ориентирующие снимки получают с высоких точек съемки. При этом они наиболее приближаются к планам, показывающим расположение объектов. Для этого рекомендуется применять широкоугольные объективы или производить панорамную съемку. Не следует ограничивать количество съемочных кадров. По возможности ориентирующие снимки делают с разных точек, не менее чем с четырех сторон, с тем, чтобы впоследствии можно было отобрать наиболее характерные.

б) Обзорная съемка. Панорамная съемка Обзорная съемка фиксирует место пожара изолированно от окружающей обстановки, т. е. в границах сгоревшего автомобиля. Если место происшествия не умещается на одном кадре, применяется панорамная съемка.

Типы панорам в практике исследования пожаров могут быть следующие:

• Круговая панорама, охватывающая местность в пределах круга, т. е. 360°;

• Секторная панорама, охватывающая местность в пределах, меньших 360°;

• Линейная панорама, охватывающая пространство не в угловом, а в линейном измерении.

Секторная панорама является наиболее распространенной. Наилучшие результаты при съемке этой панорамы получаются с применением штатива, когда фотоаппарат укреплен, на специальной панорамной головке, которая представляет собой приспособление, поворачивающееся относительно вертикальной оси не менее чем на 360°.

Способ круговой панорамы — применяется для съемки с большого расстояния. Объект фотографируют с одной точки по частям, поворачивая аппарат на штативной головке или (при отсутствии штатива) поворачиваясь с аппаратом в руках и оставаясь при этом на одном месте.

Способ линейной панорамы — применяется для съемки с близкого расстояния, когда параметры помещения не позволяют отойти на достаточное расстояние. Объект фотографируется по частям с нескольких точек, находящихся на одинаковом расстоянии от него, В каждый последующий кадр должна входить часть объекта с предыдущего кадра.

в) Узловая съемка

Узловые фотографии делаются с целью зафиксировать в наиболее крупном масштабе важные участки места пожара. В масштабе, соответствующем узловой фотосъемке, фотографируют предметы, имеющие отношение к очагу пожара, очаговые поражения, характерные изменения конструкций, возникшие в результате пожара, и другие важные участки объекта.

г) Детальная съемка

Проводится, если имеется необходимость более детального отображения предметов, которые имеют связь с причиной пожара или представляют какой-либо другой интерес, а также отдельных следов. Детальная съемка проводится в ходе как статического, так и динамического осмотров, по мере исследования всех следов и предметов, которые могут иметь отношение к происшествию, фиксации их индивидуальных признаков. Производится детальная фотосъемка, с обязательным использованием масштаба; при необходимости производится макросъемка с применением удлинительных колец. При фотографировании, особенно в условиях недостаточной освещения, необходимо делать кадры-дубли. Фотосъемка производится независимо от того, будет изыматься объект или нет. Фотографируют сначала объект или участок места пожара, на котором обнаружен след, а затем уже сам след. Закрепление и изъятие следов производится только после их фотосъемки.

При детальной съемке следов и предметов необходимо учитывать следующие требования:

- отражение максимальной информации о предметах и следах, их взаимном расположении, форме, размерах, отдельных признаках;

- изображение объектов вместе с масштабной линейкой должно занимать всю площадь кадра;

- плоскость пленки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта.

Подготовка к съемке: перед съемкой необходимо по возможности убрать временные конструкции, случайные предметы и людей, которые видны в кадре.

Использование масштабов: детальную, а иногда и узловую фотосъемку следует делать так, чтобы потом можно было по снимку при необходимости осуществить геометрические измерения. Для этого в кадр следует включать какую-нибудь единицу длины, например, линейку или метр с делениями. Еще лучше, если это будет специальная масштабная линейка.

Как известно, основным правилом масштабной съемки является параллельность плоскости фотоматериала и поверхности фотографируемого объекта. При применении масштабной линейки это правило должно соблюдаться в обязательном порядке.

Нумерация снимаемых объектов: для упрощения работы со снимками в дальнейшем при съемке объектов рядом с ними необходимо располагать таблички с номерами. По возможности целесообразно иметь несколько комплектов номеров, различных габаритов и способов крепления. Один комплект номеров можно написать на окрашенных стальных пластинах (темные цифры на светлом фоне), предусмотрев возможность их крепления на колышки для втыкания в грунт или слой пожарного мусора. Если дополнить комплект плоским магнитом, то это позволит крепить номера, при необходимости, на стальных конструкциях и предметах.

Второй комплект номеров (с более мелкими цифрами) изготавливается на табличках из картона или пластика, которые запаиваются в полиэтилен. Полезно продумать систему крепления таких номеров на наклонных и вертикальных поверхностях.

Выделение снимаемых объектов: если снимаемый объект плохо виден на фоне обгоревших конструкций и предметов, пожарного мусора, его можно попытаться выделить. Для этого в специальной литературе предлагаются следующие способы:
- смачивание водой. Выявлению фактуры поверхности обгоревших предметов помогает их блеск. Особенно хорошо блестят обгоревшие деревянные предметы, а также объекты, смоченные водой.
- отметка мелом. При отсутствии блеска или при его недостаточности может помочь очерчивание или другая отметка мелом наиболее важных участков.
- выкладывание досками. Иногда условный знак выкладывают из каких-нибудь предметов, например, из светлых досок, планок и т. п. К этим методам отметки прибегают также и тогда, когда снимаемый участок однообразен и последующее его определение на фотоснимке будет затруднительно.

Остановимся более подробно на фотосъемке автомобиля. Фотосъемку автомобиля следует разделить на несколько этапов.

Первый этап - фиксация сгоревшего автомобиля (транспортного средства) на месте пожара, т. е. там, где непосредственно произошел пожар. Основное, что должно фиксироваться непосредственно на месте пожара, это положение автомобиля с привязкой его к местности (строениям), состояние дорожного и земельного покрытия (наличие на них элементов, не имевших отношение к автомобилю, с учетом объяснения владельца автомобиля), остатки узлов и деталей автомобиля, которые в процессе пожара могли рушиться и находятся с его внешней стороны, а также характерные механические и другие повреждения, которые в процессе транспортировки автомобиля для его детального осмотра могут видоизмениться.

Второй этап - детальная фиксация сгоревшего автомобиля (транспортного средства) непосредственно в том месте, где предполагается его осмотр.

1.Внешняя фиксация объекта
Внешнюю фиксацию объекта, как правило, надо начинать с передней части автомобиля и далее, последовательно перемещаясь вокруг автомобиля по ходу часовой стрелки, фиксируется: правый борт, задняя часть, левый борт, крыша автомобиля, заводская маркировка, пластины с номерными знаками, а также обнаруженные следы отжига и копоти конструктивных элементов кузова, состояние стекол, деформации кузова (в том числе и механические). Людей, которые видны в кадре, следует удалить, наличие человека на снимке всегда предполагает его как действующее лицо, в то время как задача фотоснимка совсем иная.

Особое внимание необходимо обращать на состояние лючка заливной горловины топливного бака, в том числе положении крышки лючка и пробки заливной горловины.

2.Фиксация состояния салона, дверей и панели приборов
В салоне подлежит фиксации состояние передних и заднего сидений, внутренней облицовки дверей, пола, приборной панели и устройств управления автомобилем. Не принципиально, с какой стороны начинать фотосъемку, самое главное отразить наглядно все детали салона автомобиля, так, чтобы фотографии носили информативный характер.

В случае обнаружения посторонних объектов в салоне (например, камня, кирпича, остатков емкостей из-под ЛВЖ или ГЖ) необходимо зафиксировать их местоположение. Кроме того, важно зафиксировать внешний вид осколков остекления салона автомобиля. Наличие на земле около АТС осколков стекла без следов отложения копоти и термического воздействия может свидетельствовать о разрушении остекления салона еще до пожара.

3.Фиксация состояния багажного отделения автомобиля
Для этого крышка багажного отделения автомобиля открывается и производится фотографирование багажного отделения автомобиля со всем содержимым. Затем содержимое может быть удалено, сфотографировано отдельно. Могут также фиксироваться отдельные механизмы, по той или иной причине смонтированные и расположенные в багажном отделении (например, места подключения задних фонарей, кнопки включения и отключения освещения и т. п.).

4. Фиксация состояния моторного отсека автомобиля
Фотосъемка моторного отсека автомобиля, как правило, начинается с общей фотографии, которая должна носить информативный характер. Затем производится фиксация состояния узлов и агрегатов двигателя и состояние внутренней части кузова, расположенного в моторном отсеке. Обязательно производится фотосъемка внутренней поверхности крышки капота, с обязательной фиксацией термических повреждений на ней.

5. Фиксация состояния днища автомобиля
Для фиксации состояния днища автомобиля необходимо положить кузов на боковую сторону (естественно, с разрешения владельца АТС), или же, при наличии возможности, машину поднимают на автоподъемнике. Особое внимание при фиксации состояния днища необходимо обращать на внешний вид топливного бака (раздут или имеет штатную форму), на состояние топливной системы и т.п. Особое внимание необходимо уделять участкам днища со следами отжига антикоррозионного покрытия и следами побежалости металла.

6. Фиксация штатного и нештатного электрооборудования
Как правило, обязательно фиксируются: состояние аккумуляторной батареи, подходящие к ней электропровода; оборудование бортовой сигнализации, включая блоки, ревуны, концевики, провода и т.п.; блоки предохранителей и состояние плавких вставок; состояние автомагнитолы и т.п., а также места подключения; отдельные фрагменты электропроводки, которые могут носить необходимую для специалиста информацию.

7. Фотосъемка мест и предметов, которые непосредственно имеют связь с местом первоначального возникновения горения и причиной пожара.
Во время осмотра автомобиля часто возникает необходимость в изъятии предметов, имевших отношение к источнику зажигания. Обязательно, прежде чем нарушить положение этих предметов, их нужно сфотографировать. Затем производится фотографирование отдельно каждого изъятого предмета.

Особое место занимает проблема своевременного, правильного и наиболее полного изъятия вещественных доказательств при осмотре сгоревшего автомобиля. Можно с большой долей уверенности утверждать, что в случае неизъятия или неполного изъятия вещественных доказательств, установление точной причины возникновения пожара в автомобиле практически невозможно.

Остановимся на своевременности изъятия вещественных доказательств. Очевидно, что изъятие необходимо проводить незамедлительно при первоначальном осмотре автомобиля, невзирая на погодные условия и время суток. В противном случае, велика вероятность утери вещественных доказательств, как по естественным причинам (например, в результате перемещения АТС на место хранения), так и в результате умышленных действий заинтересованных лиц. В экспертной практике встречались случаи удаления из автомобиля важных для расследования предметов вещной обстановки, а, также, факты полного уничтожения автомобилей, в целях сокрытия следов преступления. Поэтому необходимо знать, что именно нужно изымать в первую очередь на месте пожара в автомобиле и уметь правильно упаковать изъятое.

В первую очередь, необходимо изымать вещественные доказательства, которые могут быть утеряны уже в ходе осмотра места происшествия, например, следы интенсификатора горения, в качестве которого могут выступать легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) или горючие жидкости (ГЖ). Целесообразно отбирать пробы на наличие ЛВЖ (ГЖ) в местах, где термическое воздействие было минимальным, например, фрагменты обшивки на полу салона автомобиля или пробы грунта под местами, предназначенными для стока воды с кузова. В случае незначительных повреждений, возможен отбор смывов с внешней поверхности кузова автомобиля на марлевый тампон. Особое внимание необходимо уделять участкам кузова автомобиля, на которых имеется характерный внешний признак выгорания ЛВЖ и ГЖ - это образование на кузове участков обгорания по форме напоминающих потеки стекающей жидкости с резко очерченной конфигурацией.

Также необходимо изымать находящиеся в непосредственной близости емкости с запахом ЛВЖ, ГЖ, при этом упаковка должна производиться таким образом, чтобы не были уничтожены возможные следы пальцев рук на их поверхности.

Стоит отметить, что нефтепродукты, их остатки сохраняются в ткани даже при ее обгорании. Прежде всего, это относится к шерстяным и полушерстяным тканям. Поэтому в отличие от древесины на химическую экспертизу наряду с необгоревшими следует предоставлять и обгоревшие участки ткани. При отборе проб с обшивки кресел целесообразно отбирать также пробы с материалов, находящихся под обивочной тканью (поролон и др.). Отбор контрольных проб тканей также необходим.

Отбор грунта, на котором предполагается наличие остатков ЛВЖ, производится лопатой, широким ножом, шпателем. С их помощью аккуратно срезается верхний слой грунта на глубину не более 2 - 3 см ниже прокаленного слоя. На экспертизу представляются изъятые вещественные доказательства со следами ЛВЖ с контрольными образцами материалов, из которых изготовлены данные вещественные доказательства, изъятыми из мест, где точно известно, что ЛВЖ не применялось.

Особое внимание необходимо уделить правильности упаковки вещественных доказательств, направляемых для исследования на наличие следов ЛВЖ (ГЖ). Целесообразно пробы или предметы со следами ЛВЖ (ГЖ) заворачивать в металлическую фольгу, например, «Саянская», а затем, если позволяют размеры, в чистую стеклянную банку с заворачивающейся металлической крышкой. К упаковке прикрепляется бирка, на которой указывается место и время изъятия. При изъятии электропроводки следует помнить, что изымаемые проводники нельзя изгибать, так как деформация проводников приводит к потере следов аварийного режима работы электросети. В качестве основания, на которое крепятся фрагменты электропроводки, могут выступать отрезки толстого картона, куски фанеры или досок подходящего размера. Если изымаемая электропроводка не помещается в упаковочную тару, электропровода режут на части, вешая с левой стороны на каждую часть бирку с номером. При изъятии одиночных проводников с оплавлениями вырезаются фрагменты длиной 10 - 15 см. На упаковке с проводниками указывается место их изъятия. Также необходимо отметить места изъятия вещественных доказательств в протоколе осмотра места происшествия и план-схеме к нему.

По завершению осмотра места происшествия, необходимо принять меры к эвакуации сгоревшего автомобиля к месту хранения, позволяющего исключить вероятность его частичного повреждения или полного уничтожения.

Из вышесказанного следует, что осмотр места происшествия должен производиться непосредственно после ликвидации пожара подготовленным специалистом пожарно-технического профиля. Однако в большинстве случаев, привлечение для осмотра автомобиля экспертов-пожарно-технического профиля достаточно проблематично в силу недостаточного количества подготовленных специалистов. Одним из путей решения данной проблемы является повышение уровня специальных знаний лиц, по тем или иным причинам соприкасающихся с проблемами исследования пожара, например, судей, сотрудников страховых организаций, адвокатов, специализирующихся по делам о пожарах, юрисконсультов фирм по продажам автотранспорта, сотрудников служб безопасности и других заинтересованных лиц.

Более подробно вопросы, касающиеся исследования пожаров в автомобилях, рассматриваются на специальных семинарах, периодически проводимых при содействии ООО «Авто-Юрист» г. Челябинск.


Казалось бы, какое отношение имеют проблемы
производства судебных пожарно-технических экспертиз
к счастливым обладателям отечественных и «крутых» импортных авто?
Тем не менее, в практике производства пожарно-технических экспертиз довольно часто
объектом исследования является транспортное средство, поврежденное пожаром, чаще всего- автомобиль.

О практике производства экспертиз пожаров на автомобилях, возникших в результате технических причин


Сыромолотов Ю.Б.
эксперт лаборатории пожарно-технических
исследований ЭКЦ ГУВД по Челябинской
области

Часто специалисты в области права, расследующие причину возникновения пожара на автомобиле, сталкиваются с неоднозначностью обстоятельств его возникновения и неочевидностью причины пожара. В этих случаях возникает необходимость в проведении пожарно-технических исследований и экспертиз.
Особенно это важно, когда пожар приводит к гибели людей либо к значительному материальному ущербу. В этих случаях у органов дознания и следствия, а также у судов гражданского либо арбитражного может возникать вопрос, касающийся установления непосредственной (технической) причины пожара.
Кроме того, как любой объект собственности, автомобиль может быть застрахован владельцем от всех напастей, в том числе и от пожаров по различным причинам. Когда возникает пожар на застрахованном автомобиле, то у страховщиков возникает вопрос о причине возгорания автомобиля для выяснения того, является ли данный пожар страховым случаем, оговоренным в договоре страхования.
В наше время автомобиль, даже отечественный, становится все более «нашпигованным» различными электротехническими устройствами, включая «штатные», установленные на автозаводе-изготовителе и дополнительное оборудование, которое могут установить на автомобиль по желанию его владельца многочисленные фирмы (речь идет о различных системах охранной сигнализации с возможностью автозапуска двигателя и без нее, о системах автоакустики, о системах кондиционирования воздуха в салоне и т.п.).
Известно, что пожар на любом объекте, в том числе и в автомобиле развивается при наличии в одном месте (в очаге пожара), в одно время трех взаимодействующих факторов: источника зажигания, горючего материала и окислителя, как, правило, кислорода воздуха. Очень важно для расследования причины пожара, чтобы эксперт, мог обоснованно ответить на основные вопросы, решаемые в рамках пожарно-технической экспертизы: где находился очаг пожара? и какова непосредственная (техническая) причина пожара?
При ответе на первый вопрос эксперт должен определить место, откуда начал распространяться пожар. В ответе на второй вопрос - указать, что конкретно послужило источником воспламенения.
Кроме того, при ответе на второй вопрос, определяется, что именно являлось горючей средой в очаге пожара, что привело к ее образованию, а также, устанавливается: имелись ли условия, способствующие развитию горения в очаге пожара.
Основной исходной информацией для пожарно-технического эксперта являются данные, полученные в процессе осмотра места пожара.
Учитывая то, что место горения автомобиля обычно невозможно изолировать от доступа посторонних лиц и сохранить без изменений для повторных исследований, осмотр места пожара является наиважнейшим, незаменимым и безотлагательным процессуальным действием при расследовании любого пожара.
Особая значимость процедуры осмотра места пожара в его расследовании состоит в том, что в процессе осмотра обнаруживаются и изымаются вещественные доказательства, изучение которых позволяет эксперту делать обоснованные выводы, а в дальнейшем позволяет использовать добытые вещественные доказательства в качестве доказательной базы в суде. Учитывая это, очень важно, чтобы водитель (владелец) автомобиля, поврежденного пожаром, или очевидец пожара сделали все от них зависящее, чтобы помочь сохранить место пожара без изменений и вещественные доказательства без их утраты и видоизменения.
Очень важно, чтобы осмотр поврежденного пожаром автомобиля и самого места происшествия (пожара) был выполнен уполномоченными на то сотрудниками компетентных органов (прокуратуры, следствия, дознания, государственной инспекции по пожарному надзору) сразу же после ликвидации пожара.
Также своевременно, непосредственно после ликвидации пожара, должны быть взяты объяснения свидетелей пожара, а также участников ликвидации пожара.
Как показывает опыт производства пожарно-технических экспертиз, если данные требования не выполняются в полном объеме, расследование дела по пожару затягивается и оборачивается для пострадавшей стороны дополнительной потерей времени в ожидании результатов расследования. По этой причине, вполне целесообразными являются действия водителя (владельца) автомобиля, направленные на фиксацию процессов развития пожара и ликвидации пожара подразделениями противопожарной службы.
При этом необходимо помнить, что данные действия можно предпринимать только после принятия всех возможных мер по ликвидации возгорания и по обеспечению мер безопасности для себя и окружающих.
Данные действия могут заключаться в производстве фото- либо видеосъемки с помощью любых доступных в данный момент устройств (пленочные и цифровые фотокамеры, видеокамеры различных типов, а также сотовые телефоны, оснащенные фото- и видеокамерами).
Если Вы водитель, попавшего в беду автомобиля, и Вы не один, то, учитывая естественное кризисное психологическое состояние в этот момент, лучше поручить производство фото- или видеосъемки известному Вам лицу. Вам же лучше заняться сбором сведений о лицах, которые оказались случайными свидетелями пожара. Поступая таким образом, Вы окажете существенную помощь органам, которые будут осуществлять расследование по факту пожара, а также значительно сэкономите собственное время и силы. Однако помните, что Ваша инициатива не должна выходить за указанные рамки! Ни в коем случае, не пытайтесь проводить собственное расследование. На месте пожара ничего не видоизменяйте и не перемещайте без крайней на то необходимости. Нужно иметь в виду, что вещественными доказательствами, могут быть любые объекты и предметы, представляющие интерес для выяснения обстоятельств возникновения и развития пожара.
Очевидно, что процедуры осмотра места происшествия (пожара) и изъятия вещественных доказательств должны выполняться безупречно, как с юридической, так и с технической точек зрения.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ возлагает обязанности по производству следственных действий по факту пожара, в том числе, и по осмотру места пожара на следователей, дознавателей и иных должностных лиц, которым орган дознания делегирует соответствующие полномочия. В органе Федеральной противопожарной службы (ФПС) МЧС России такими должностными лицами являются государственные инспекторы по пожарному надзору. Осмотр места пожара производится при выезде на место пожара следственно-оперативной группы – следователем, в отсутствии следователя - дознавателем, а также государственным инспектором по пожарному надзору. Обязательно дождитесь их прибытия на место пожара!
Все это должно быть таковым в идеале, но, иногда, данный механизм может давать сбой по различным причинам. Особенно это касается случаев не криминальных пожаров. Не редки случаи, когда после установления органами следствия и дознания факта, что причина пожара не имела криминального характера, владелец автомобиля, поврежденного пожаром, остается в неведении о конкретной технической причине пожара.
В таком случае, по истечении значительного периода времени, продолжительностью иногда до нескольких месяцев, владелец поврежденного пожаром автомобиля остается без подробной технической информации о причине пожара, что не позволяет ему при наступлении страхового случая, получить страховую выплату или предъявить обоснованные судебные иски, например, к заводу-изготовителю, к фирме, осуществлявшей монтаж дополнительного оборудования на автомобиле, его техническое обслуживание и т.д.
Одним из основных документов, необходимых для таких действий владельца автомобиля, поврежденного в результате пожара, является заключение пожарно-технического эксперта. Однако, ситуация, сложившаяся в настоящее время, с возможностью производства судебных пожарно-технических экспертиз не очень «радужная». Вполне очевидно, что для установления технической причины пожара на таком сложном объекте, как современный автомобиль, необходимо проведение кропотливых, трудоемких исследований с использованием специальных методик.
Какие же организации в г. Челябинске в настоящее время реально способны выполнять судебные пожарно-технические экспертизы?
К сожалению, этот список для такого областного центра, как Челябинск, учитывая существующую статистику пожаров, на удивление скромен. Так, например, Челябинская лаборатория судебных экспертиз Минюста РФ данный вид экспертиз не производит. Лаборатория пожарно-технических экспертиз ЭКЦ ГУВД по Челябинской области в настоящее время практически прекратила производство пожарно-технических экспертиз по гражданским и арбитражным делам, ее деятельность в настоящее время ограничена лишь производством пожарно-технических экспертиз по уголовным делам.
Небольшим лучиком света на затянутом тучами горизонте проблем расследования пожаров, явилось образование в структуре МЧС на базе областной Испытательной пожарной лаборатории государственного учреждения с названием «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Челябинской области», которая как раз и призвана восполнить существующую брешь в производстве пожарно-технических экспертиз по гражданским и административным делам, связанным с пожарами.
Информации о том, чтобы кто-то открыто заявил о создании негосударственной экспертной организации, взявшей на себя производство судебных пожарно-технических экспертиз в г. Челябинске, у автора данной статьи нет. Но рынок есть рынок, и спрос обязательно должен рождать предложение, по этой причине не исключено, что, намаявшись в поисках хоть какого-нибудь эксперта, способного дать заключение по технической причине пожара на вашем автомобиле, Вы найдете научного сотрудника ВУЗа, бывшего пожарного или работника автосервиса, которые пообещают вам выдать экспертное заключение за соответствующую оплату.
Однако, не торопитесь раскошеливаться! Вы должны быть полностью уверены, что данное экспертное заключение будет принято в страховой компании, а главное в суде в качестве доказательства. В последнем случае, экспертное заключение должно быть выполнено только на основании соответствующего решения суда - отношения о назначении производства пожарно-технической экспертизы.
Не противоречит требованиям уголовного и гражданского процессуальных кодексов (УПК и ГПК) предоставление в суд в качестве доказательства так называемого «заключения специалиста», однако, насколько данное заключение будет принято судом во внимание заранее сказать не возможно, т.к. суд в этом случае, может потребовать от специалиста документальное подтверждение (свидетельство, удостоверение и др.) того, что он обладает необходимыми для производства пожарно-технических экспертиз специальными техническими познаниями о материальных следах, формируемых на месте пожара, а также об общих и частных методиках пожарно-технических исследований.
Несмотря на то, что каждый день все мы, так или иначе, используем огонь, мало кто не согласится, что процесс неконтролируемого горения, существующий при пожаре, является сложным, многофакторным химическим и теплофизическим явлением. В связи с этим, имеется необходимость в помощи следователю, дознавателю или инспектору государственного пожарного надзора (ГПН), в процессе осмотра места пожара и в составлении протокола осмотра места пожара, со стороны пожарно-технического специалиста.
Сейчас, такую помощь реально могут оказать на месте пожара пожарно-технические эксперты ЭКЦ ГУВД по Челябинской области, а также специалисты федеральной противопожарной службы МЧС: сотрудники ГУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория»» по Челябинской области.
Ответить на вопросы, решаемые в рамках пожарно-технических экспертиз и исследований, чаще всего можно только при условии исследования поврежденного пожаром автомобиля непосредственно на месте пожара.
При этом, исследование места пожара и автомобиля, как правило, наиболее целесообразно начинать с этапа визуального изучения, перемещаясь вокруг сгоревшего автомобиля. Такое предварительное визуальное изучение обстановки позволяет специалисту провести сравнительную оценку степени термических повреждений, выявить локальные зоны, в которых такие повреждения имеют наибольшую интенсивность.
Локальная зона с признаками огневого воздействия наибольшей интенсивности может указывать на место расположения очага пожара, а наблюдаемые в этой зоне следы локального огневого поражения могут рассматриваться как характерные очаговые признаки.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что выявление очаговых признаков необходимо производить с привлечением пожарно-технического специалиста. Серьезное внимание при осмотре места пожара должно уделяться изучению и фиксации общей следовой картины на месте пожара, которая включает в себя в качестве основного составного элемента следы огневого и термического воздействия пожара на конструкциях автомобиля и на окружающих предметах (материальной обстановке).
К таким следам огневого и термического воздействия на автомобиле, подлежащим изучению и фиксации в ходе осмотра места пожара относятся:
- отложения копоти и признаки ее выгорания;
- термическое разрушение и обгорание лакокрасочного покрытия;
- огневое и термическое повреждение конструкции колес автомобиля, в первую очередь их резиновых деталей;
- огневое и термическое поражение мягкой обшивки салона автомобиля и сидений;
- огневое и термическое поражение мягкой обшивки багажного отсека;
- огневое и термическое поражение внутреннего утеплителя моторного отсека, размещаемого с внутренней стороны крышки моторного отсека, а также в районе щитка передка;
- следы огневого и термического повреждения электрической проводки автомобиля, а также топливопроводов и шлангов различного назначения;
- следы огневого воздействия в районе силового агрегата, их направленность в моторном отсеке автомобиля;
- признаки отожжения металла, локального изменения его цвета, повышенной коррозии металла, а также его термической деформации;
- оплавление, обугливание и выгорание элементов конструкции автомобиля из горючих материалов, имеющих одинаковое исполнение и расположенных по обе его стороны (например, пластмассовые ручки замков дверей, резиновые уплотнители стекол и т.п.);

- разрушение и оплавление изделий из стекла и из сплавов на основе алюминия.

В ходе осмотра сгоревшего автомобиля и выяснения обстоятельств возникновения пожара необходимо обращать внимание на наличие на автомобиле в «штатном» месте аккумуляторной батареи и другого оборудования, без которого эксплуатация автомобиля невозможна. В связи с тем, что выполнить точное словесное описание места расположения, формы и других характеристик следов воздействия пожара бывает затруднительно, особую роль имеет подробная фиксация состояния сгоревшего автомобиля и следов воздействия пожара на фото- и видеоизображениях. При этом, качественно произведенная видеосъемка, обладает значительно большей информативностью и по этой причине ее применение предпочтительнее фотографирования. В идеальном случае, фото- и видеосъемка должны дополнять друг друга. Будет совершенно не лишним, если владелец или водитель сгоревшего автомобиля, учитывая данные рекомендации, произведет собственную подробную фото- либо видеосъемку сгоревшего автомобиля, естественно, при условии, если это не будет создавать помехи для работы специалистов на месте пожара.
Следовая картина действия пожара, интенсивность следов огневого поражения и их расположение на элементах конструкций должны рассматриваться специалистом на месте пожара и далее экспертом при производстве пожарно-технической экспертизы в сопоставлении с распределением горючих материалов, находившихся на автомобиле до пожара. С учетом информации, о том, какой именно агрегат был расположен в районе очага пожара, анализируется возможность того, что данный агрегат либо его часть явились источником воспламенения при пожаре. Во всех случаях фиксации подлежат осколки остекления салона и фар, находящиеся вне сгоревшего автомобиля, не имеющие следов отложения копоти и термического воздействия, а также следы характерные для теплового проявления электрического тока на токоведущих элементах и на деталях кузова автомобиля. В ряде случаев, важными являются признаки, указывающие на положение закрытое (открытое) во время пожара дверей, крышек моторного и багажного отсеков, крышки лючка горловины топливного бака. Во всех случаях необходимо выявлять и фиксировать идентификационные признаки автомобиля, номера VIN на его шасси, кузове и, по возможности, на двигателе.
В современном автомобиле наиболее распространенными, связанными с его конструкцией, источниками воспламенения, являются:
- электрические искры и дуга в результате теплового проявления электрической энергии при аварийных режимах работы электрооборудования (короткое замыкание, перегрузка участка электрических проводов, большое переходное сопротивление в местах плохого электрического контакта);
- нагретые до высоких температур поверхности выхлопного коллектора двигателя, детали каталитического нейтрализатора (при его наличии) и сами отработанные газы двигателя. Однако необходимо помнить, что данный перечень источников зажигания не является полным. Распространению возникшего в автомобиле пожара способствует плотная компоновка узлов и агрегатов, разнообразных по конструкционным принципам действия и источникам энергии, насыщенность разнообразными механизмами, которые используют электрическую энергию бортовых аккумуляторных батарей (при неработающем двигателе) и электрогенератора (при работающем двигателе).
Учитывая большое разнообразие марок автомобилей и особенностей их конструкций, иногда при осмотре сгоревшего автомобиля необходимым бывает привлечение специалиста автотехнического профиля. Современный автомобиль, как объект действия пожара, имеет ряд специфических свойств, которые влекут за собой особенности работы пожарно-технического эксперта с данным объектом, а также определяют перечень предварительных версий вероятных причин возникновения пожара в каждом конкретном случае.
Для современных автомобилей характерным является их высокая пожарная опасность. Этому несколько причин. Основная пожарная опасность на любом автомобиле связана с наличием на нем запаса топлива, необходимого для работы силового агрегата.
При этом по степени пожарной опасности применяемого топлива наименее опасными являются дизельные топлива. Значительно более пожароопасны бензины различных марок. Самой высокой степенью пожарной опасности обладают применяемые в качестве автомобильного топлива сжиженные углеводородные газы: пропан-бутановые смеси и метан.
Необходимо здесь отметить, что помимо пожарной опасности использование в качестве топлива бензинов и особенно сжиженных углеводородных газов, создает также опасность взрывов паров бензинов и углеводородных газов в смеси с воздухом в закрытых объемах (салоны автомобилей, гаражи и т.д.).
Нельзя не отметить, что помимо топлива, находящегося в автомобиле, его пожарную опасность также повышает наличие разнообразных технических жидкостей, таких как, например, используемые в гидравлических тормозных системах различные марки тормозных жидкостей, являющиеся, как правило, горючими, а иногда и легковоспламеняющимися жидкостями. В системах охлаждения двигателя широкое применение находят тосолы, относящиеся к горючим жидкостям. Помимо этого, в системах стеклоомывателей широко применяются незамерзающие жидкости, которые относятся, как правило, к горючим и легковоспламеняющимся жидкостям. Другой особенностью современных автомобилей, существенно повышающей уровень их пожарной опасности, является обилие применяемых в современном автомобилестроении разнообразных пластиков, значительная часть из которых в той или иной мере является горючими материалами.
Применение указанных подходов на этапе сбора необходимой исходной информации по факту возникновения пожара и при производстве пожарно-технических экспертиз позволяет избежать ошибок при выявлении непосредственной (технической) причины возникновения пожаров на автомобилях.

Рассмотрим ряд примеров
из экспертной практики лаборатории пожарно-технических экспертиз
ЭКЦ ГУВД по Челябинской области
по исследованиям пожаров на автомобилях,
возникших в результате технических причин.

Так, например, в результате пожарно-технической экспертизы проведенной по факту пожара, произошедшего 05.05.05 г. в автомобиле «Тойота Королла» г/н Н 435 РХ/|74 RUS, оставленном на неохраняемой стоянке, было установлено, что очаг пожара был расположен внутри моторного отсека, в передней левой его части. Источником воспламенения послужило интенсивное тепловыделение и искрообразование в результате короткого замыкания положительного провода (фото 3), идущего на соответствующий вывод аккумуляторной батареи (АКБ), через скобу-держатель АКБ на кузов автомобиля, к которому был присоединен отрицательный вывод АКБ. Очаговые признаки на внешней поверхности крышки моторного отсека приведены на фото 1, вид на очаг пожара изнутри моторного отсека показан на фото 2.



Фото 1. Поз. 1 – след оплавления остекления фары, поз. 2- след
наибольшего повреждения лакокрасочного покрытия до его полного выгорания


Фото 2. Поз. 3- место расположения положительного провода, идущего на АКБ
и скобы-держателя АКБ

Фото 3. След разрушения положительного провода, идущего на АКБ,
в месте его присоединения к выводу АКБ

Следы термического проявления электрического тока, характерные для аварийного режима работы, имеются на скобе-держателе АКБ в виде каплеобразного наплыва металла и в виде выгорания и оплавления части металла (см. фото 4).


Фото 4. Поз. 1- след каплеобразного оплавления, поз. 2 – след оплавления и обгорания части скобы на конце, поз. 3 – дугообразный след оплавления металла

В месте крепления скобы-держателя АКБ к днищу автомобиля наблюдаются следы термического проявления электрического тока, характерные для аварийного режима работы в виде «отгорания» крюка скобы-держателя АКБ и оплавления краев отверстия проушины, закрепленной на днище моторного отсека, в месте ее контакта с крюком скобы-держателя (см. фото 4).



Фото 4.

В результате пожарно-технического исследования было установлено, что объективные признаки поджога отсутствуют. Непосредственная причина пожара связана с возникновением аварийного пожароопасного режима теплового проявления электрического тока в месте контакта положительного провода, идущего от соответствующего вывода АКБ и металлической скобы-держателя АКБ, соединенной с корпусом автомобиля в моторном отсеке.

Другим примером является пожар, произошедший 09.03.05 г. на автомобиле «Хендэ Акцент» г/н А 547 ТМ /|74 RUS во время движения автомобиля. В ходе производства пожарно-технической экспертизы было установлено, что очаг пожара был расположен внутри моторного отсека, в районе выпускного коллектора двигателя автомобиля. На наружной поверхности металлического защитного кожуха коллектора двигателя были обнаружены следы обугленной ткани, припекшейся к поверхности кожуха (см. поз. 1 на фото 5).



Фото 5.

Кроме того, было установлено наличие в различных местах моторного отсека остатков обгоревшей ткани (см. поз. 2 на фото 6), часть из которых была подоткнута под элементы оборудования моторного отсека (фото 7). Признаки аварийной работы электрооборудования отсутствовали. С учетом обнаруженных в моторном отсеке фрагментов ткани, а также с учетом локализации наиболее интенсивных следов огневого воздействия в районе коллектора двигателя было установлено, что источником воспламенения послужил металлический кожух выхлопного коллектора двигателя при его непосредственном контакте с фрагментами ткани, которые выполняли в моторном отсеке роль самодельного утеплителя.


Фото 6.

Фото 7.


Из-за аналогичной попытки приспособить иномарку к условиям нашей суровой зимы путем использования самодельного утеплителя из ткани произошел пожар во время движения автомобиля 22.02.07 г. в автомобиле «Ниссан Премьера» гос. номер Р 057 УТ/ 74 RUS по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. Бажова и ул. Горького. В ходе осмотра автомобиля было установлено, что очаг пожара также расположен в районе защитного щитка коллектора двигателя. На расположение очага пожара в этом месте указывает наибольшее повреждение правого вентилятора системы охлаждения двигателя (см. поз. 1 на фото 8), а также след выгорания лакокрасочного покрытия над коллектором (см. фото 9). При исследовании оплавленных пластиковых конструкций вентилятора были обнаружены вплавленные в пластик фрагменты обгоревшей ткани. Вплавленный фрагмент обгоревшей ткани был также обнаружен на боковой поверхности пластикового корпуса крышки предохранителей в моторном отсеке. Как показывает практика исследования пожаров на автомобилях, возникновение пожаров по данным «банальным» техническим причинам не редкость. Например, при исследовании причины пожара, произошедшего во время движения на автомобиле ВАЗ-2106 гос. номер К 0096/74 RUS, поврежденного в результате пожара 11.08.05 г. было установлено, что очаг пожара был расположен в районе карбюратора двигателя. При этом, штуцер с обгоревшим фрагментом топливоподводящего шланга к карбюратору был обнаружен отдельно от крышки карбюратора, на значительном удалении от места его крепления (в районе кожуха вентилятора охлаждения двигателя). На крышке карбюратора в месте крепления к нему штуцера топливоподводящего шланга имелись следы интенсивного огневого воздействия. Следы аварийного режима работы на электрооборудовании отсутствовали. С учетом этих обстоятельств, наиболее вероятной технической причиной пожара явилось образование горючей среды в подкапотном пространстве из-за срыва штуцера шланга подачи топлива в карбюратор из места его запрессовки в гнезде крышки карбюратора. Источниками воспламенения топливной струи, в этом случае, могли явиться: - нагретые поверхности коллектора двигателя; - искрящие контакты электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя; - воспламенение образовавшейся в подкапотном пространстве паро-воздушной смеси от искрения контактов распределителя зажигания или свечей зажигания и др. элементов электрооборудования автомобиля.
Кроме решения основной задачи, состоящей в установлении непосредственной причины пожара на автомобиле, пожарно-техническая экспертиза способна решать еще целый ряд других диагностических и ситуационных задач.
Приведенные в данной статье примеры не исчерпывают всего многообразия технических причин способных привести к пожару на автомобиле. Такой задачи перед собой автор данной статьи не ставил. Была показана необходимость проведения неотложного, тщательного осмотра сгоревшего автомобиля с привлечением специалиста пожарно-технического направления, а в некоторых сложных случаях и специалистов автотехнического профиля. Была сделана попытка напомнить автолюбителям о необходимости постоянного контроля за техническим состоянием автомобиля, и о том, к чему может привести недооценка требований противопожарной безопасности, а также дать автолюбителям информацию на случай, если с их автомобилем произойдет происшествие, связанное с пожаром, о том, каким образом они могут помочь в установлении непосредственной причины пожара.

АвтоЗона74  (AutoZona74.ru)  –   это аварийные комиссары (АварКом74),  автоюристы (Авто-Юрист),  оценщики, независимые эксперты  (Экспертъ-Бюро)  и специалисты по ремонту автомобиля, чья помощь может понадобиться Вам  в том случае, если ВЫ ПОПАЛИ В ДТП. Аварийные комиссары (АварКом74) – 11 лет с вами.  Выезд на место ДТП.   Представительство в ГИБДД.  Телефон 8 (351) 2-31-31-02.                                                    ООО «Авто-Юрист» 15 лет работы на рынке юридических услуг города Челябинска и Челябинской области.                                                                     ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11  телефон 8(351)233-34-16   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351) 233-34-16.                                                    ООО  «Экспертъ-Бюро» - оценка ущерба транспорта после ДТП. Тел. 8(351) 235-66-03                                                                Аварийные комиссары (АварКом74)– 11 лет с вами.  Выезд на место ДТП.   Представительство в ГИБДД.  Телефон 8 (351) 2-31-31-02.                                                      ООО  «Экспертъ-Бюро» - автотехнические  экспертизы и исследования. Тел. 8(351) 235-66-03                                                    ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11,  телефон 8(351)233-34-16;   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351) 233-34-16.                                                    ООО  «Экспертъ-Бюро» - трасологические  исследования и экспертизы. Тел. 8(351) 235-66-03                                                                  ООО «Авто-Юрист» находится по адресам: ул.Могильникова, дом 95, офис 11,  телефон 8(351)233-34-16;   и   район ЧМЗ - улица Сталеваров дом 7, офис 217, телефон   8(351)233-85-02.    Телефон директора  8(351)  233-34-16.                                                ООО  «Экспертъ-Бюро» - оценка и экспертиза после ДТП. Тел. 8(351) 235-66-03                                                           ООО  «Экспертъ-Бюро» - независимая  пожарно-техническая экспертиза по установлению причин пожара. Тел. 8(351) 235-66-03