Где указываются санитарные требования к автомобильному транспорту для перевозки продуктов питания?
Содержание:
- 1 Перевозка продуктов питания по России
- 2 Требования к перевозке пищевых продуктов
- 3 Особенности перевозки мяса и мясопродуктов
- 4 Особенности грузоперевозок продуктов питания автотранспортом
- 5 Международные перевозки скоропортящихся грузов — основные аспекты и необходимые документы
- 5.1 Перевозка скоропорта
- 5.2 Правила перевозки скоропортящихся продуктов
- 5.3 Факторы, влияющие на качество груза в процессе хранения и транспортировки
- 5.4 Изотермический подвижной состав
- 5.5 Виды перевозок скоропортящихся продуктов
- 5.6 Сопроводительные документы для перевозки скоропорта по РФ
- 5.7 Что делать в случае пропажи товара
Перевозка продуктов питания по России
Продукты питания относятся к скоропортящейся группе товаров. Их перевозят разными способами, обеспечивая специальные условия хранения. О чем нужно знать и на что обратить внимание рассмотрим в статье.
Правила
Отличительная черта продовольственного груза – ограниченный срок годности или же необходимость в создании специальных условий для хранения и перевозки.
С точки зрения последнего фактора, пищевые продукты делят на такие категории:
- Нескоропортящиеся, сохраняющиеся длительное время. Их перевозка осуществляется на автомобилях без необходимости создания специального микроклимата. Возможное ограничение – поддержание влажности. К таким относится:
- крупа;
- макаронные изделия;
- консервы.
2. Скоропортящиеся продукты. Это груз режимный, с особыми требованиями к температуре, влажности, а соответственно к транспорту.
Продуктами питания, именуемыми режимными, является продукция животноводства, агросектора.
В зависимости от видов ее делят на такие продукты:
- Продукция животноводства:
- рыба;
- мясо;
- яйца;
- икра;
- включая полуфабрикаты.
- Растительного происхождения:
- Растительного и животного происхождения:
- сыр;
- колбаса;
- масло;
- маргарин;
- мясные;
- молочные изделия;
- кондитерские и хлебобулочные изделия;
- замороженные овощи и фрукты.
- Живые растения, саженцы, клубни, семена.
- Категория медпрепаратов:
- вакцины;
- эмбрионы;
- сыворотки;
- замороженная кровь.
В зависимости от особенностей каждой группы, создаются особые условия и происходит следующее разделение на грузы:
- Свежие: не подвергавшиеся температурной обработке.
- Охлажденные: температура от -6 до +4 0С.
- Замороженные: температура перевозки от -6 до -17 0С.
- Глубокой заморозки: температура меньше -17 0С.
- Подогретые: выше температуры окружающей среды.
- Вентилируемые: требуют смены воздушных масс.
Основные виды используемых перевозок:
- Авиация: самолеты. Способны обеспечить нужный температурный предел и максимальную безопасность от повреждений. Для этого должна быть специальная упаковка, тара и термоконтейнеры.
- Автомобили: грузовики. Одним из требований правил транспортировки скоропортящихся продуктов автомобильным транспортом является использование термокузовов, рефрижераторов. Последние имеют холодильные установки и делятся по классам (А, В, С), что зависит от обеспечиваемых температурных условий (от – 30 до + 30 0С).
- Морские суда: баржи, корабли контейнеровозы. Для такого способа доставки также применяются рефконтейнеры, обеспечивающие стабильную температуру во время всего маршрута.
- Железнодорожные вагоны. Контейнеры и изотермические вагоны для жд транспорта также используются для перевозки продуктов питания при соблюдении установленных норм.
Нормативно-правовая база, регулирующая перевозку пищевых продуктов, основана на таких документах:
Согласно правил, учитываются такие требования к транспорту и водителю:
- Для перевозки продуктов должны использоваться машины для перевозки, ранее не использовавшийся для нефтепродуктов, опасных, ядовитых веществ.
- Санитарный паспорт на транспорт, выдающийся на 3 месяца (для скоропортящейся продукции).
- Медицинская книжка для водителя или экспедитора с отметкой о прохождении медкомиссии. Сотрудник без медицинской книжки не должен допускаться к работе на автомобиле для перевозки продуктов.
- Чистый кузов. Перед загрузкой он освобождается от мусора, моется специальными средствами, дезинфицируется, а после доставки также убирается. Выполнять процедуру могут специализированные организации, так как для некоторых кузовов (цистерн с маслом) требуется не только мытье горячей водой, но и воздействие паром с температурой 180 0С в течение 6 часов.
Перевозка должна осуществляться с закрытым кузовом. Перед тем, как подать автотранспорт для погрузки, необходимо обеспечить нужный температурный режим, оговариваемый в договоре поставки, необходимые санитарно-гигиенические условия. Дальше все опломбируется, если нет пломб на самом грузе.
Договор
Договор на поставку продуктов – вид соглашения, обязующий одного участника (продавца) передать в установленные сроки продукты (закупаемые, производимые) покупателю. Последний использует их не в личных домашних целях, а для продажи, другого.
Такой документ является:
- двусторонним;
- возмездным;
- консенсуальным.
Стороны договора:
- Поставщик: индивидуальный предприниматель (ИП), коммерческие организации.
- Покупатель: физическое, юридическое лицо.
Предмет договора – пищевые продукты: натуральные, переработанные, вода, пищевые добавки.
В бланке оговаривается:
- вес;
- число измерения;
- форма измерения (мешки, пачки, бочки).
Если вес может меняться, пишут «приблизительно», оформляют предварительное соглашение, называемое «опцион». Его применяют к фруктам, овощам. Указываются и сроки годности.
В таком договоре учитывается:
- цель покупки: продажа, переработка;
- сроки передачи, что подходит по условиям для оптовой покупки или партиями;
- поставщиком является только предприниматель, компания.
Заключается договор письменно, но есть исключения. Если стоимость поставки не превышает 10 минимальных заработных плат, установленных в РФ, разрешено договариваться устно.
Согласно законодательству РФ запрещается «навязывать» контрагенту:
- Оплату за доставку в торговую сеть.
- Сообщение информации об аналогичных закупках конкурентов.
- Возвращение непроданного товара, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
- Оплата при изменении ассортимента.
Оформленный договор должен соответствовать требованиям установленных нормативных актов:
Бланк договора на поставку продуктов питания в формате .doc можно скачать здесь.
Документы
Любой груз при перевозке должны сопровождать документы. При любой проверке они подтверждают законность перевозки и владения им. Без них могут быть наложены штрафные санкции.
Полный пакет документов делится на две части. Рассмотрим содержание каждой из них.
Обязательные
В обязательный состав входит:
- путевой лист. Выдается транспортной компанией водителю при отправке ТС в рейс;
- товарно-транспортная накладная (ТТН). Заполняет отправитель, указывая данные водителя, автомобиля, маршрут движения.В отдельной графе пишется список и количество товара. Таких накладных должно быть 4: для отправителя, приемщика, водителя и одна скрепляется со счетом на оплату доставки;
- договор об услуге транспортировки (описан выше). Водителю выдается копия, заверенная одним из подписавших лиц.Возможна замена на доверенность на имя водителя, заверенная отправителем или получателем с установкой печати. В нем же указываются требования, чтобы экспедитор не нарушил температурный режим.
Дополнительные
К дополнительным относятся:
- товарная накладная: используется, если в ТТН не полная информация;
- сертификаты качества, паспорта, что зависит от вида груза;
- счет-фактура, другие (не обязательны).
Личные
Любой водитель должен иметь всегда свои личные документы:
- Удостоверение на право вождения категории, соответствующей ТС.
- Документы, подтверждающие правомерность использования ТС (доверенность, свидетельство о регистрации).
- Талон прохождения ТО.
- Копия трудового соглашения, если авто не личная собственность.
- ОСАГО.
- Санитарный паспорт ТС.
Перевозка продуктов питания с температурным режимом по России
Те грузы, которые требуют обеспечения низких температур, называют рефрижераторными, другие – нерефрижераторными. Выбор любого из них зависит от особенностей продукции, ведь некоторые требуют и подогрева.
Как правило, компании, занимающиеся перевозкой скоропортящихся грузов, выполняющие транспортировку продовольственной группы товаров, являются профессионалами и предлагают специализированную технику.
К востребованной относятся:
- рефрижераторы, имеющие холодильные установки для поддержания заданного температурного режима (от — 30° до + 30°С);
- изотермические фургоны (термобоксы), используемые для перевозок на расстояния до 1000 км.
Перед непосредственной перевозкой нужно произвести подготовку режимного товара.
К нему относятся такие этапы:
- Упаковка.
- Обеспечение нужного качества груза.
- Подбор ТС, способного обеспечить создание температуры, соответствующей санитарным нормам транспортировки груза. Важно провести санобработку автотранспорта.
- Подготовка документов к отправке груза (договоров, ветеринарных, карантинных сертификатов).
- Установить сроки доставки и сообщить их перевозчику.
- Проверить ТС на соответствие требованиям груза.
- Проконтролировать процесс загрузки, произвести апломбирование.
Грузоперевозчик обязан:
- подготовить ТС соответственно перевозимой группе товаров;
- обеспечить чистоту в кузове, нужный уровень температуры;
- соблюдать ежедневный пробег, который указывается в товарно-транспортной накладной (от 600 км).
Режимные грузы имеют свои особенности, зависящие от вида продукции. Они требуют обеспечения оптимальной температуры, влажности, вентиляции, длительности транспортировки.
Рассмотрим некоторые примеры:
- Замороженные мясо, рыба. Для них выбираются только рефрижераторы. Упаковка производится в большие картонные коробки брикетам по несколько десятков килограмм.
- Молоко. Для препятствия взбиванию используются цистерны, разделенные на секции. Температура соответствует дальности поездки. Влияет и предварительная пастеризация. Пределы составляют от 4 до 9 0С.
- Фрукты, овощи. Микроклимат должен обеспечит баланс, не способствующий порче, но и не обеспечивающий негативное воздействие отрицательными температурами. Средние допустимые параметры температуры от -3,5 до – 0,5 0С.
Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/perevozka-produktov-pitanija.html
Требования к перевозке пищевых продуктов
Транспортировка продуктов питания занимает особое положение в списке услуг. А все потому, что, в отличие от многих других грузов, эти имеют ограниченный срок годности, а также особые климатические особенности хранения и доставки в пункты назначения.
В этом случае предъявляются достаточно жесткие требования для обеспечения максимально большого срока годности пищевого продукта при его перевозке.
Кроме того, контроль над данным видом транспортных услуг гораздо жестче, так как перевозимые объекты должны соответствовать всем медицинскими нормам и быть безопасными для людей-потребителей.
Классификация
Однако, не все пищевые продукты требуют соблюдения индивидуальных правил хранения в течение всей перевозки. На сегодняшний день существует единые правила перевозки пищевых продуктов автомобильным транспортом, которые позволяют определиться с тем, какие продукты, и как перевозить:
- Нескоропортящиеся грузы. Это продукты, способные сохранять свои качества в течение продолжительного времени. К ним относят всевозможные крупы, макаронные изделия, сахар, соль, муку, всевозможную консервацию и тд. В этом случае особых требований к транспортировке пищевых продуктов нет. Перевозить грузы можно на автотранспорте не оборудованном специальными установками. Однако и тут есть свои особенности. Чаще всего, правила касаются поддержания климатических условий, например, влажности.
- Скоропортящиеся грузы. Данная категория продуктов имеет ограниченный срок годности. Для его поддержания требуется соблюдение определенного температурного режима, влажности. Перевозка осуществляется только в специальных транспортных средствах, оснащенных особыми климатическими установками. К скоропортящимся относят продукты: растительного происхождения (ягоды, фрукты, овощи), животного происхождения (мясо, рыба, птица, молоко, яйца и тд), переработки (колбасные изделия, молочная продукция, сыры).
Правила перевозки пищевых продуктов автомобильным транспортом
Чтобы перевозка различных пищевых продуктов прошла успешно, транспорт и сам груз должны соответствовать определенным нормам и требованиям:
- Для доставки продуктов питания необходимо использовать только специально предназначенные и оборудованные для этого пищевые цистерны. Перевозка должна осуществляться в условиях, которые полностью обеспечивают сохранность качества и безопасность для потребителей.
- Транспортные средства должны соответствовать нормам санитарного законодательства: быть исправными, чистыми, без посторонних запахов. Внутренняя поверхность контейнеров должна иметь специальное гигиеническое покрытие, которое легко моется и дезинфицируется.
- Скоропортящиеся продукты следует перевозить только в специальных изотермических контейнерах и другом подобном оборудовании, создающем особые условия. Перечни грузов, а также их предельные температурные режимы должны соответствовать действующим нормам санитарного законодательства.
- Перед следующей загрузкой транспортное средство обязательно должно быть очищено от остатков прошлого груза, как внутри, так и снаружи. При необходимости проводится дополнительная дезинфекция. Санитарная обработка транспорта осуществляется только в специально оборудованных моечных, подключенных к водопроводу и канализации, и снабженных специальным инвентарем и химическими средствами.
- При предъявлении продуктов питания для перевозки следует предоставлять, помимо транспортной накладной, документ о соответствии качества и сроков годности, подписанный экспертом.
- Транспортировка пищевых продуктов совместно с непродовольственными грузами строго запрещена. Данное соседство допускается только в отношении материалов, не выделяющих запахи и требующих единые условия перевозки.
- Строго запрещено транспортировать пищевые грузы в контейнерах и цистернах, в которых ранее перевозились опасные вещества.
- Транспортные средства, используемые для перевозки продуктов питания, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке.
- Лица, сопровождающие продовольственный груз и занятые на выгрузке, погрузке, очистке и других мероприятиях, обязаны иметь при себе личные медицинские книжки и строго соблюдать правила гигиены.
«Сеспель»: правильное решение для вашего бизнеса
Все нормы и правила для перевозки продовольственных грузов теряют свое значение, если используется некачественное техническое обеспечение.
Чебоксарское предприятие «Сеспель» предлагает отличное оборудование для качественной перевозки практически любых пищевых грузов. Наша работа нацелена на удовлетворение потребностей своих клиентов.
«Сеспель» прислушивается к вашему мнению и предлагает индивидуальные решения, подходящие под конкретные цели.
На сегодняшний день мы можем предложить более 150 моделей цистерн и прицепов из низколегированной, нержавеющей стали и алюминиевых сплавов.
Многолетний опыт работы в качестве крупнейшего поставщика техники – это гарантия качества и компетентности в вопросах перевозки сыпучих и жидких продовольственных грузов.
Наше оборудование полностью соответствует принятым нормам, что делает процесс транспортировки намного проще и приятнее, а качество продуктов сохраняет в течение долгого времени.
Источник: https://www.sespel.com/news/article/trebovaniya-k-perevozke-pishchevykh-produktov/
Особенности перевозки мяса и мясопродуктов
Мясные продукты считаются основой рациона человека – без белковой пищи организм существовать не может. Именно поэтому мясо и субпродукты представлены в торговой сети самым богатым ассортиментом.
Доля их перевозки в совокупном грузопотоке также достаточно велика. Но из-за специфики данной продукции, относящейся к категории скоропортящейся, к транспортировке мяса предъявляются повышенные требования.
От их соблюдения зависит здоровье потенциальных покупателей, а также товарный вид мясопродуктов, который является одним из важных критериев ценообразования.
Перевозка мяса должна осуществляться специально оборудованным автотранспортом, не допускающим его порчу во время транспортировки. Об особенностях перевозки мясопродуктов грузовыми транспортными средствами и пойдёт речь в этой статье.
Как правильно перевозить мясо и мясопродукты.
Требования к транспорту
Перевозка мяса автотранспортом – работа ответственная, требующая наличия санитарного паспорта для каждой единицы спецтехники. Этот документ выдается на полгода управлением Роспортебнадзора. Чтобы его получить, транспортное средство, используемое для транспортировки мясопродуктов, должно отвечать определённым нормам и требованиям.
При отсутствии ветеринарного свидетельства на перевозимую мясную продукцию её транспортировка строго запрещена!
Для этих целей используются следующие разновидности ТС:
- оборудованные перекладинами тушевозы, с помощью которых осуществляется транспортировка цельных крупных сельскохозяйственных животных (свиней, ягнят, коней, коров);
- рефрижераторы, в которых перевозится птичье мясо, крольчатина, мясопродукты и мяса мехобвалки;
- изотермические фургоны – спецтранспорт для транспортировки охлаждённого, остывшего, парного мяса в зимний период.
При перевозке мясной продукции тушевозы, рефрижераторы и фургоны подлежат обязательной пломбировке, обеспечиваемой отправителем груза.
Транспортировка мяса должна обеспечивать соблюдение следующих правил:
- нельзя перевозить копчености и охлаждённое мясо совместно с другими продуктами питания;
- не допускается хранение в транспортном средстве замороженной мясной продукции вместе с охлаждённой/остывшей;
- запрещается транспортировка мяса при наличии на поверхности продуктов снега, инея, льда;
- замороженные мясопродукты следует укладывать в ТС штабелями, обеспечивая максимально плотную компоновку груза;
- при погрузке упакованных охлаждённых/остывших мясопродуктов необходимо обеспечить достаточную вентиляцию товара, для чего расстояние между верхней плоскостью груза и потолком транспортного средства должно составлять 0.3-0.35 метров, а зазор между тарой и задним бортом фургона должен отсутствовать;
- если плотная погрузка мяса в грузовик невозможна, следует обеспечить надёжную фиксацию тары, предотвращающей её свободное перемещение по кузову.
Правила перевозки мяса автотранспортом требуют его разделки в соответствии со следующими рекомендациями:
- говядина транспортируется, будучи разделанной на четвертины цельной туши;
- свинина перевозится полутушами, допускается также транспортировка обезглавленными цельными тушами;
- баранину для перевозки автотранспортом разделывать не нужно;
- кролики и домашняя птица также транспортируются замороженными цельными тушками, которые упаковываются в коробки/ящики.
Крупные охлаждённые туши животных (конина, свинина, говядина) должны укладываться в кузов фургона/рефрижератора в специальных поддонах или с использованием подвеса на перекладинах с использованием крючьев. Туши животных должны транспортироваться в разделанном виде и не содержать дефектов (потёртостей, побитостей, пятен грязи, кровоподтёков, кусков внутренних органов).
Транспорт, задействованный для перевозки мясопродуктов, перед использованием должен пройти санитарную обработку. Качественная дезинфекция внутренних поверхностей кузова сводит к минимуму риск бактериологического заражения мяса, но для полной гарантии рефрижератор или тушевоз должен быть оснащён средствами, позволяющими контролировать влажность температуру и обеспечивать должную вентиляцию.
Накануне погрузочных работ следует позаботиться о том, чтобы температура в рефрижераторе соответствовала категории перевозимых мясных продуктов.
Необходимо также удостовериться в том, что холодильное оборудование находилось в полностью исправном состоянии, поскольку при перевозке мяса, независимо от категории, допустимым является изменение температуры на всём пути следования не более чем на два градуса.
Документы, необходимые для транспортировки мяса
О санитарном паспорте мы уже упоминали – этот документ нужен для того, чтобы убедиться, что используемое транспортное средство пригодно для перевозки мясных продуктов.
Накладная (ТТН) на перевозимый товар, выдаваемая перевозчику грузоотправителем или получателем товара, подтверждаем, что мясная продукция перевозится на законных основаниях, то есть не является контрабандой.
Наконец, каждая партия перевозимого товара должна обеспечиваться отдельным ветеринарным свидетельством, выдаваемым ветстанцией при предъявлении соответствующей накладной. Важно, чтобы количественные (весовые) показатели в обоих документах были одинаковыми, в противном случае часть товара будет считаться несертифицированной или контрабандной.
Условия хранения/перевозки мяса
Реализуемое в торговой сети мясо классифицируется по нескольким признакам. Для транспортировки важным является распределение мясопродуктов по степени их заморозки:
- парным считается мясо непосредственно после забоя животного (на протяжении полутора часов или дольше, если его температура не опустилась ниже 25°С). Именно свежее парное мясо считается самым ценным и качественным. Перед попаданием в торговую сеть парное мясо фактически не обрабатывается, сохраняя в неизменном виде свои вкусовые качества, а также микроэлементный состав;
- к категории остывшего относят мясо, температура которого находится пределах 12-25°С. Визуально от парного такое мясо отличается наличием тонкой подсохшей корочки на поверхности туши, контактирующей с воздухом;
- охлаждённым считается мясное изделие, температура которого лежит в диапазоне от нуля до +12°С. При этом тканевые жидкости в волокнах находятся в состоянии, близком к замороженному. Транспортировка охлаждённого мяса должна осуществляться не позднее суток с момента забоя;
- у подмороженной категории мясопродуктов частичной заморозке подвергаются исключительно верхний слой (преимущественно кожный/подкожный). В настоящее время подмороженное мясо увидеть в розничной сети нереально – производителя мяса не используют технологию поверхностного подмораживания в силу нерентабельности такого способа;
- замороженное мясо характеризуется температурой порядка -8°С. Именно его используют, если доставка продукции предполагает длительный (более суток) период времени.
Перевозка мясопродуктов каждой из указанных категорий подчиняется индивидуальным регламентным требованиям, регулируемым соответствующими ГОСТами, санитарными ПИНами и условиями договоров поставки в отношении температурного режима во время транспортировки.
Понятно, что совместная транспортировка мясных изделий, относящихся к разным категориям, недопустима, поскольку условия их хранения требуют соблюдения определённого температурного режима, что невозможно обеспечить для замороженного и охлаждённого мяса.
Точно так же запрещена совместная перевозка мясопродуктов с другими разновидностями продуктов питания, даже если их температурный режим транспортировки/хранения совпадает.
Категорически запрещена перевозка замороженных мясных продуктов с оттаиванием и последующей повторной заморозкой – качество продукта в этом случае существенно ухудшается. Поэтому использование транспортных средств, не обеспечивающих надёжное и эффективное хранение мяса в замороженном состоянии, недопустимо.
Только достаточно мощные рефрижераторы могут обеспечить требуемый температурный режим хранения и соответствующий микроклимат в кузове транспортного средства.
Если перевозка мяса полутушами и тушами осуществляется на крюках, то для транспортировки птицы, дичи и мелких тушек используется соответствующая тара – ящики, контейнеры или картонные коробки. Предварительно мясные блоки, находящиеся в замороженном состоянии, заворачиваются в пищевую плёнку (пергамин, пергамент, пищевую бумагу).
Транспортировка колбасных изделий и копчёностей производится в специальных ящиках, имеющих ребристую поверхность с просветами. Упакованная в плёнку грудинка перевозится в цельных ящиках.
Для доставки бекона используются пачки, состоящие из 3-6 кусков, обвязанных верёвкой. Сами пачки обшиваются мешковиной и укладываются друг на друга в 4-5 ярусов.
Перевозка говяжей/бараньей солонины осуществляется в бочках, при этом требования к давности засола – от 10 суток и более.
Кроличьи тушки, освобождённые от голов, шкур, внутренних органов, должны транспортироваться исключительно в замороженном виде, на таком мясе не должны быть видны следы плесени, остатков внутренних органов, слизь.
Перевозка субпродуктов КРС, лошадей, коз, свиней и других крупных животных может осуществляться в свежем, замороженном или охлаждённом виде. Замороженные субпродукты (включая желудки, головы, хвосты, печень, сердце, уши и др.) пакуются в картонные или пластиковые ящики или коробки.
Допускается их перевозка в тканевых мешках или прочных рогожных кульках. Запрещена доставка субпродуктов, на которых имеются следы порчи.
Для транспортировки битой птицы (только в охлаждённом или замороженном состоянии) используют деревянные/пластиковые ящики, птица в потрошённом виде перевозится только в охлаждённом состоянии, а тара должна иметь вентиляционные просветы. Птица с увлажнённой поверхностью и кислым запахом, со следами слизи или плесени согласно санитарным нормам к перевозке автотранспортом не допускается.
Транспортировка замороженной дичи производится в ящиках.
Оптимальный температурный режим перевозки мясопродуктов
Согласно приложению №1 к «Правилам транспортировки скоропортящихся продуктов автотранспортом при осуществлении междугородных перевозок», для мяса/мясопродуктов устанавливается температурный режим, индивидуальный для каждой категории продукции.
В приложении №2 вышеупомянутых правил указываются, что перед отгрузкой и после прибытия груза по месту назначения необходимо выполнить замеры температуры мяса, результаты которого заносятся в ТТН или документ под названием «Лист контрольных проверок».
Приводим таблицу с указанием температуры, которую необходимо обеспечить в транспортном средстве при хранении/перевозке мясной продукции:
Категория мясопродуктов | Температура перед отгрузкой | Характеристики микроклимата | |
Диапазон допустимых температур | Влажность, % | ||
Мясо:находящееся в охлажденном состоянииостывшее мясомясо переохлажденноев подмороженном состояниив замороженном виде | 0°С ÷ +4°С+4°С ÷ +12°С-2°С ÷ -1.5°С-5°С ÷ -3°С-9°С | -3°С ÷ 0°С-3°С ÷ 0°С-3°С ÷ -1°С-3°С ÷ 0°С-12°С ÷ -9°С | 80 ÷ 8580 ÷ 8580 ÷ 8580 ÷ 8595 ÷ 100 |
Субпродукты в мороженом состоянии | -6°С | -18°С ÷ -9°С | 95 ÷ 100 |
Эндокринные субпродукты в мороженом виде | -12°С | -12°С ÷ -10°С | 95 ÷ 100 |
Птица:в охлаждённом видезамороженная | 0°С ÷ +4°С-8°С | -3°С ÷ 0°С-12°С ÷ -9°С | 80 ÷ 8595 ÷ 100 |
Кроличьи тушки | -6°С | -12°С ÷ -6°С | 95 ÷ 100 |
Солонина КРС | -5°С ÷ 0°С | 80 ÷ 85 | |
Колбасные изделия:варёные колбасыкопченыеполукопченные | 0°С ÷ +4°С-6°С ÷ -4°С-9°С ÷ -7°С |
Источник: https://econom-trans.ru/auto/pravila-perevozki-myasa-myasnyh-produktov.html
Особенности грузоперевозок продуктов питания автотранспортом
Безопасная и эффективная грузоперевозка продуктов питания должна осуществляться в соответствии с санитарными нормами, а также с учетом требований к температурному режиму, срокам хранения и прочим факторам. Применяются различные транспортные средства, включая специализированные, с особой конструкцией кузова. Рассмотрим подробнее специфику автомобильной перевозки продуктов питания.
Виды транспорта, применяемого для перевозки
Начнем обзор с транспортных средств, с помощью которых выполняется транспортировка пищевых продуктов. Условно можно выделить два их типа: это контейнеры, адаптированные для перевозки тягачами и кузова особой конструкции, смонтированные на автошасси. Наиболее распространенными видами транспорта являются:
- Фуры (или тенты) – универсальный тип кузовов, в которых могут перевозиться различные продовольственные товары, температура хранения которых соответствует текущей температуре окружающей среды или не столь строго регламентирована. Чаще всего в таком транспорте перемещают картонные коробки, в которых упакованы консервы, сладости, бакалея и прочие подобные продукты.
- Изотермы – контейнеры, оборудованные теплоизоляцией стенок, пола и потолка. Фактически, это обычный ISO-контейнер, который за счет теплоизоляции дольше сохраняет исходную температуру (подобно термосу). Такие термоконтейнеры широко применяются в международных грузоперевозках, особенно при транспортировке фруктов.
- Рефрижераторы – наиболее совершенные с точки зрения поддержания температурного режима контейнеры, которые идеально подходят для скоропортящихся товаров и пищевых продуктов с жестко регламентированной температурой хранения. По конструкции это крупногабаритная холодильная камера с активным охлаждением, способная поддерживать достаточно широкий диапазон температур, включая отрицательные.
Три перечисленных вида транспорта покрывают свыше 90% дальних и оптовых перевозок продуктов. Однако для перевозок продуктов на малые расстояния, для так называемых «перевозок последней мили», используются и другие виды транспорта, с небольшим объемом кузова и конструкцией, адаптированной для быстрой погрузки-разгрузки (например, с подъемником для выгрузки на рампе и т.п.).
Специфика транспортировки пищевых продуктов
проблема данного вида логистики – это поддержание условий хранения продуктов для сохранения их потребительских свойств. А именно:
- Поддержание температурного режима, чтобы исключить ускоренное истечение срока годности товара.
- Соблюдение чистоты. Для продуктовых перевозок действуют достаточно строгие санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов, предполагающие дезинфекцию кузовов, применение специальных средств, препятствующих загрязнению воздуха в кузове и т.п. Сюда же относится защита от насыщения посторонними запахами, что порой происходит при проникновении в кузов выхлопных газов.
- Сохранение целостности продуктов. Перевозка по автомобильным дорогам – это всегда риск механических повреждений. Решается данная проблема прежде всего упаковкой: производители разрабатывают конструкции оптовых упаковок с учетом технических требований. Также при перевозке может производиться дополнительная защитная упаковка для особо хрупких продуктов (кондитерских изделий, куриных яиц и т.п.).
- Соблюдение сроков доставки. Логистические маршруты должны строиться так, чтобы пища не успевала прийти в негодность за период перевозки.
Соответственно, логистическое решение должно дать ответы на указанные выше три вопроса: как сохранить температуру, как добиться нужной чистоты, как уложиться в срок и как сохранить продукт целым? На основе этих вопросов подбирается подходящий транспорт, разрабатывается маршрут, принимается решение о дополнительной упаковке и предпринимаются прочие меры.
Контроль соблюдения параметров
Так как от соблюдения условий хранения продуктов при перевозке зависит безопасность и качество, а значит здоровье покупателей, применяются различные способы контроля. В частности, используются специальные наклейки с химическими реактивами, которые необратимо меняют цвет при выходе температуры хранения за пределы заданного диапазона.
Кабина оборудуется средствами мониторинга, по которым водитель и экспедитор могут судить о текущем состоянии груза. Не меньшую роль играет документальное оформление: в документах указывается не только дата погрузки, но и точное время, для контроля сроков.
Только сочетание транспорта в хорошем техническом состоянии, ответственного подхода к поддержанию санитарии и строгого контроля может гарантировать перевозку продуктов в том виде, в котором производитель отгрузил их со склада.
Источник: https://rustekos.ru/articles/gruzoperevozoki-produktov-pitaniya-avtotransportom.html
Международные перевозки скоропортящихся грузов — основные аспекты и необходимые документы
Транспортировка скоропортящихся товаров очень сложный и ответственный процесс. Ведь если выбрать организацию, предоставляющую услуги по перевозке продуктов, без надлежащего внимания, то это может привести к серьёзным последствиям, вплоть до хищения груза, что принесёт убытки.
Как правильно выбрать фирмы по транспортировке скоропортящихся продуктов и при этом не прогадать? Какие сопровождающие документы обязан предоставить грузоотправитель? Все это вы можете прочитать в этой статье.
Перевозка скоропорта
Скоропортящиеся продукты — промпродукты, требующие особых условий хранения, транспортировки и реализации в чётко указанные сроки.
Скоропортящиеся продукты делятся на несколько групп:
- ягоды, фрукты, овощи;
- мясные продукты;
- переработанные (молоко и молочные продукты, жиры, замороженные продукты и т.д.);
- живые (растения).
Правила перевозки скоропортящихся продуктов
Организация перевозки скоропорта на любом виде транспорта подразумевает ряд условий, обязательных к выполнению.
- Компании, занимающиеся перевозкой продуктов такого типа должны установить соответствующую температуру в помещении, где они транспортируются.
- Свежие продукты или овощи можно перевозить летом, осенью и весной при температуре не ниже 0 градусов по Цельсию, но не более шести часов. А зелень можно перевозить в неспециализированном транспорте не более 3 часов.
- Транспортные средства, перевозящие скоропортящиеся продукты должны соблюдать все санитарные требования.
- Транспортные компании должны предоставлять транспорт с охлаждением (летом) и с подогревом (зимой) для перевозки грузов.
- Грузы со скоропортящимися товарами предоставляются в соответствии со всеми требованиями для транспортировки: упаковка, выполненная по всем стандартам, исправная тара.
- Фрукты и овощи перевозятся исключительно в затаренном виде. В ящиках, которые соответствуют всем требованиям ГОСТа, перевозятся только плоды и некоторые овощи.
- Продукты обязаны быть уложены таким образом, чтобы они прилегали плотно, но на уровне, при котором они не должны биться и тереться о потолок.
Перевозка продуктов из разных групп в одном транспортном помещении запрещена.
К грузоотправителю предъявляется ряд требований.
- При перевозке мясных продуктов или животного сырья грузоотправитель обязан предоставить полис ветеринарно-санитарного надзора.
- Если растения отправляются из места, где был объявлен карантин, то товароотправитель обязан предоставить разрешение на отправку отдельной партии и карантинные документы.
- Организация, осуществляющая перевозку, имеет право на выборочную проверку скоропортящихся продуктов, их тары, упаковки т.д.
- Отправитель груза обязан предоставить накладную, в которой указана реальная температура груза перед тем, как его погрузили. Состояние упаковки также указывается в этом документе.
- Отправитель груза в накладной, в разделе с данными о грузе, должен указать максимальную продолжительность перевозки скоропортящихся продуктов.
- Разрешается перевозка различных типов скоропортящихся продуктов, входящих в одинаковую группу, если для них назначен один и тот же режим температуры. Запрещена перевозка продуктов, имеющих разную группу.
- Нельзя транспортировать охлаждённые скоропортящиеся продукты совместно с уже остывшими.
- Замороженные грузы должны укладываться плотно для полного пользования пространством. В случае перевозки свежих или охлаждённых продуктов, запакованных в тару, их размещение не должно препятствовать движению воздуха между ящиками или другой тарой. Дистанция между потолком и верхней клади товара не должна составлять меньше 25-40 сантиметров.
- Отправитель груза отвечает за укладку продуктов в грузовом помещении транспортного средства.
- Помещение, в котором перевозятся скоропортящиеся продукты, должно быть опломбировано.
- Срок доставки устанавливает организация, занимающаяся транспортировкой.
- После доставки, получатель обязан предоставить условия для очистки кузова от остатков продуктов.
Факторы, влияющие на качество груза в процессе хранения и транспортировки
Факторы внешней среды — безусловно, это основной и самый важный момент. Во время перемещения груза, он может изменяться как в массе, так и в количестве. На это влияют внешние условия: физические взаимодействия, дефекты в таре или кузове. Также огромное воздействие на продукты оказывает температура, наличие пыли, газа в воздухе, микробы и свет.
Чтобы выполнить свои обязательства перед партнёром в полном объёме и не понести убытков при перевозке, необходимо учитывать внешние факторы и тщательно проверять фирму, которой вы доверяете транспортировку.
Длительность перевозки — это второстепенный фактор, оказывающий влияние на определённые виды скоропортящихся продуктов.
Однако, при использовании правильного помещения, исправной тары/упаковки, можно легко избежать порчи товара.
Изотермический подвижной состав
Изотермические подвижные составы — грузовые транспортные помещения для перевозки скоропорта. Существует два вида изотермических подвижных составов:
- универсальный, предназначенный для перевозки массовых скоропортящихся продуктов, а именно, молочных и мясных продуктов, овощей, фруктов и т.д.
- специализированный, в нём перевозятся живая рыба, винные материалы и виноградные вина и др.
Также подвижной состав различают по методу нагнетания необходимого температурного режима:
- ледники — помещения с ёмкостями для льда;
- рефрижераторы — охлаждение обеспечивается паром, вырабатываемым холодильной компрессорной установкой;
- термосы — теплоизоляция происходит без охладительных систем.
Последние нужны для транспортировки скоропортящихся продуктов в пределах небольших расстояний (например, в городе).
Виды перевозок скоропортящихся продуктов
Существует несколько видов перевозок скоропорта, у каждой свои особенности и нюансы, которые следует учитывать. Итак, типы: железнодорожные, автомобильные, водные, воздушные и смешанные перевозки. Разберём каждый вид более подробно.
- Железнодорожный транспорт. Перевозка скоропортящихся продуктов железнодорожным транспортом предпочтительна для транспортировки: мясных, рыбных, овощных продуктов, которые разрешено перевозить ГРПС и термосопригодных продуктов (различных напитков, консервов).
Подвижные составы условно могут быть разделены на составы, имеющие холодильные установки. Здесь в распоряжении имеются секции рефрижераторов, которых может быть до 21 вагона. Составы с нагревательными установками и универсальные составы — такой транспорт имеет в своём распоряжении как холодильные, так и нагревательные установки. - Водный транспорт. Такие перевозки в основном используют для транспортировки большого объёма продуктов.
- Автомобильный транспорт. Перевозка скоропорта автомобильным транспортом чаще всего используется для транспортировки от места производства до мест потребления/продажи. В редких случаях возможна транспортировка продуктов (овощи или фрукты) на далёкие расстояния.Автомобильный транспорт второй по популярности на данный момент вид, который используется для перевозки данных продуктов.
При заключении договора перевозки продуктов автотранспортом и железной дорогой оформляется товарно-транспортная накладная (ТТН) от лица грузоотправителя. Информация о том, сколько должно быть бланков товарно-транспортной накладной вот тут, о форме CMR здесь. ТТН CMR необходима для организации международных автоперевозок продуктов.
- Воздушный транспорт. Такой вид транспорта преимущественно используют для того, чтобы перевозить скоропортящиеся продукты на самые дальние расстояния. При воздушной перевозке нет необходимости в охлаждении продуктов, так как в грузовом отсеке устанавливается температура, подходящая для хранения скоропортящихся товаров.
Авиатранспорт перевозит практически все виды продуктов: рыбу, мясо, фрукты, овощи, ягоду, медицинские препараты и т.д. - Смешанные перевозки. Специфичность таких видов перевозок заключается в том, что используется одновременно несколько транспортных средств. Чаще всего используется следующие комбинации: автомобильные — железнодорожные, морские — железнодорожные.
Особенностью смешанных перевозок является то, что контракт заключается не с какой-то конкретной организацией, которая предоставляет услуги по транспортировки, а с посредником, который отвечает за товар на всех этапах его пути. Как правило, при смешанных перевозках используются специализированные контейнеры. Виды и типы контейнеров, а так же их габариты указаны в нашей предыдущей статье.
Весной и летом очень эффективно использовать именно водный тип транспорта, так как другие способы могут быть сильно загружены. Это поможет ускорить процесс доставки товара в необходимое место.
Сопроводительные документы для перевозки скоропорта по РФ
Для большинства видов перевозок существует единый пакет документов.
- Транспортная накладная.Главный документ, необходимый для перевозки. Оформляется отправителем груза. Здесь указываются основные данные об автомобиле, водителе, грузе и т.д.;
- Путевой лист. Оформляется перевозчиком;
- Договор с перевозчиком. Он должен быть заверен одной из двух сторон.
Это основные документы, а второстепенные:
- Свидетельство о качестве. Зависит от вида товара;
- Фактура. Необязательное удостоверение, однако, делается для того, чтобы избежать проблем с ГИБДД.
Документы, которые должен иметь с собой водитель:
- права;
- удостоверение, которое подтверждает права на владения авто;
- трудовой договор (копия);
- страховой полис;
- санитарный паспорт.
Что делать в случае пропажи товара
Главной обязанностью перевозчика является сохранность груза (статья 796 гражданского кодекса Российской Федерации). К не сохранности грузов относят: кражу, нехватку, утрату и повреждения товара.
Доказать кражу можно при выявлении:
- следов повреждений или порчи пломб;
- выведенных из строя стен, крыши, пола грузового помещения и т.д.;
- вскрытия упаковки/тары товара;
- присутствия других знаков кражи груза, которые будут установлены следствием.
Перед тем как подать иск, нужно будет установить следующие моменты:
- стоимость краденного/потерянного груза;
- разницу между начальной ценой и после повреждения;
- возможность восстановления груза и его общей ценности на момент утраты.
Для того чтобы доказать факт хищения, необходимо обратиться в соответствующие инстанции, то есть: в прокуратору, суд и другие вышестоящие инстанции.
На качество скоропортящихся продуктов влияют внешние факторы.
К сожалению, хищение происходит при всех видах транспортировок. Злоумышленники способны украсть груз практически отовсюду. Нередко ими становятся работники, участвующие в доставке, погрузке/выгрузке товара. Чтобы избежать подобных рисков, нужно крайне внимательно выбирать фирму-перевозчика. На что обратить внимание?
- Цена. Не стоит доверять организациям, предлагающим свои услуги по нереально низким ценам.
- История компании. Очень важный момент. Проследите за действиями фирмы и по возможности свяжитесь с её бывшими клиентами.
- Отзывы. Популярный, но ненадёжный показатель, так как отзывы в сети можно легко купить.
- Сотрудники. Они должны быть квалифицированными в вопросах грузоперевозок, если при разговоре с ними вас что-то насторожило, то не стоит доверять этой компании;
- Страховка и меры по безопасности груза. Если компания выполняет эти условия, то можно быть уверенным, что фирма надёжна.
Соблюдение вышеперечисленных правил не даёт гарантию того, что груз будет в безопасности, однако это уменьшает шансы его потери или хищения.
Из всего вышесказанного напрашивается следующий вывод. Перевозка скоропорта — дело не простое, но выполнимое. Скоропортящийся груз ввозится в страну и поступает в разные торговые предприятия ежедневно, главное знать особенности транспортировки данного вида товара, предусмотреть возможные риски и постараться их минимизировать.
Источник: https://vedinform.com/freight/skoroport