Как оформлять ДТП по новым правилам
Содержание:
Оформление ДТП: как оформить пошагово новые правила 2024 года
Многие участники дорожного движения считают себя надежно защищенными от возможных неприятностей во время управления транспортным средством. Большинству из них действительно удается управлять автомобилем, никогда не участвуя в ДТП.
Но в местах с интенсивным движением, в городах, в сложных погодных условиях никто не застрахован от аварии. На дорогах полно лихачей, которые могут стать угрозой для самых педантичных водителей, строго соблюдающих ПДД.
Вероятность такого события довольно высокая для всех участников дорожного движения, поэтому нужно всегда быть готовым к подобным ситуациям, и знать порядок оформления ДТП. Особенно важно быть в курсе всех изменений правил дорожного движения, вступивших в действие в 2018 году.
Новые правила для 2024 года
Из всех изменений ПДД, внесенных в новый Регламент, стоит выделить несколько основных, имеющих отношение к дорожно-транспортным происшествиям. С первого января действуют дополнения в части ОСАГО. Теперь в электронном полисе должен быть двухмерный QR-код, отображающий и подтверждающий наличие полиса.
Теперь проверить, есть ли страховка у водителя, можно онлайн через сайт РСА по этому знаку, который располагается в правом верхнем углу бланка.
В Через него отслеживается информация, размещенная на официальном сайте СК, включая данные о владельце полиса, дате приобретения договора страхования, срока его действия и др.
На перспективу планируется ввести требование все транспортные средства оснастить системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Она способна оперативно уведомлять страховщиков о произошедшей аварии, при этом участники ДТП будут проводить оформление происшествия без участия сотрудников ГИБДД.
Планировалось ввести данное требование с первого января 2017 года, но решение о введение в действие этого правила было перенесено чиновниками на 2018 год.
Преимущество данного новшества состоит в возможности оформления мелких аварий без привлечения «гаишников». Но при этом водитель должен самостоятельно за свои деньги купить и установить в машину систему «ЭРА-ГЛОНАСС», которая в автоматическом режиме будет передавать данные о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО.
С 1 июня 2018 года разрешается оформлять аварии без присутствия инспектора ГАИ, даже если есть разногласия или если размер ущерба более 50 тыс. рублей.
Остается актуальным требование: если ТС принадлежит юридическому лицу, его владелец должен регистрировать каждое ДТП в специальном журнале, и в случае аварии незамедлительно оповещать об этом территориальный орган ГИБДД.
Собственник транспорта должен проводить сверку с этим органом всех происшествий, в которых участвовал транспорт юрлица по данному журналу с целью объективного расследования таких случаев, и повышения безопасности движения.
Оформление ДТП
При дорожно-транспортном происшествии водитель обязан:
- Остановить машину.
- Включить «аварийку».
- Выставить соответствующий знак, предупреждающий о данном событии на расстоянии 15 метров от авто (в пределах населенного пункта), и 30 – за его пределами.
- Не менять местоположение объектов, имеющих прямое отношение к ДТП.
- Определить, есть ли пострадавшие, их количество.
- Установить, возможно ли движение другого транспорта мимо места происшествия.
- Если положение машин, участвовавших в аварии, мешает движению других автомобилей, нужно зафиксировать с помощью телефона, фотоаппарата, видеорегистратора месторасположение объектов-участников ДТП. Если есть возможность, освободить дорогу для возобновления движения на проезжей части.
- Сохранить следы аварии (организовать объезд для других ТС, оградить место какими-либо предметами – огнетушителем, «запаской» и др.).
- Собрать данные (опрос очевидцев, фотографирование, видеосъемка). В соответствии с новыми правилами это делать не обязательно, но если очевидцы могут дать показания, данный факт нужно зафиксировать.
Важно! Водителю, участвовавшему в ДТП, по правилам запрещается после происшествия принимать какие-либо лекарственные препараты, содержащие алкоголь.
Без ГИБДД (европротокол)
Регистрация аварии без присутствия инспекторов осуществляется с 2009 года по «Европейскому протоколу» с последующим обращением в страховую компанию за получением выплаты.
В 2018 году эта практика продолжает действовать, при этом водители самостоятельно оформляют данный документ не очень охотно, так как недостаточно хорошо информированы о его преимуществах.
Чаще всего участники ДТП опасаются, что европротокол не будет принят в СК для оформления возмещений.
Оперативность регистрации происшествия таким способом обеспечивает возможность быстро освободить дорогу, уменьшить вероятность образования «пробок». Кроме того, инспектора ГИБДД могут уделять больше внимания и времени серьезным ДТП, а водителям не придется часами ожидать, когда освободится и приедет полицейский.
Владельцы КАСКО оформляют европротокол так же, как и водители, имеющие полисы ОСАГО. Его бланк выдается вместе с договором ОСАГО в страховой компании для упрощения регистрации дорожно-транспортного происшествия.
Необходимо его оформлять, если:
- в столкновении приняли участие две машины;
- оба водителя имеют страховки ОСАГО, могут их предъявить;
- размер ущерба можно определить визуально, его сумма не выше 50 тыс. руб.;
- участники ДТП не имеют разногласий по обстоятельствам аварии.
После заполнения европротокола, проставления подписей обеими сторонами, участвовавшими в ДТП, его подают в страховую компанию для оформления выплат на протяжении 5 дней вместе с заявлением.
Без пострадавших
Если во время аварии никто не был травмирован, ущерб нанесен только имуществу, автомобили нужно (после фиксации их расположения на момент происшествия) убрать с проезжей части. Разбирательства в этом случае могут осуществляться за пределами дороги без участия инспектора ГИБДД.
Все препятствия, затрудняющие движение другим машинам должны быть устранены участниками аварии.
Новые правила трактуют даже незначительное затруднение проезда правонарушением, что может повлечь за собой штраф для виновных 1000 руб.
Далее нужно оформить извещение о ДТП, которое прилагается к ОСАГО.
При наличии разногласий водители должны известить подразделение ГИБДД об аварии, сотрудник которого выдаст конкретные рекомендации относительно места оформления происшествия.
Можно сделать это непосредственно там, где оно произошло, в ближайшем отделении или на посту ДПС. Оба водителя должны будут явиться в определенное время по указанному адресу подразделения полиции, и закончить процедуру разбора аварии.
Контактные данные подразделений ГИБДД:
Ижевск | Воткинское шоссе 1а | +7 (3412) 94-07-01 |
Липецк | ул. Неделина 2 | +7 (4742) 42-35-56 |
Орел | ул. Автовокзальная 77в | +7 (4862) 72-90-00 |
Оренбург | ул. Транспортная 12 | +7 (3532) 79-00-60 |
Подольск | ул. Правды 32Б | +7 (4967) 68-15-16 |
Рязань | ул. Лесная 28 | +7 (4912) 463-040 |
Тамбов | ул. Советская 198 б | +7 (4752) 53-40-67 |
Тольятти | ул. Заставная 1 | +7 (8482) 27-05-62 |
Тюмень | ул. Одесская 16 | +7 (3452) 79-46-10 |
Уфа | Проспект Октября 147 | +7 (347) 235-51-11 |
Кострома | ул. Симановского 17 |
Источник: https://AvtoZakony.com/dtp/oformlenie-poshagovo
Новые правила оформления ДТП с 1 июля 2015 года
: 5 / 5
Первого июля 2015 года вступают в законную силу поправки к Правилам дорожного движения РФ. Данными поправками регламентируются новые правила оформления ДТП, которые водители должны выполнять уже с 1 июля 2015 г.
Итак, пункт 2.5, содержащий обязанности водители после ДТП, несколько ужался в размерах за счет того, что часть действий при ДТП перекочевала в пункты 2.6 и 2.6.1
2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Таким образом, первое, что необходимо сделать при ДТП – остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки. Если приехавший на вызов экипаж ДПС обнаружит, что аварийный знак не выставлен – водителя транспортного средства оштрафуют за невыполнение требований ПДД.
Следующий этап – определяем, есть ли пострадавшие в ДТП люди. Если пострадавших нет, действуем в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД, если есть – в соответствии с п. 2.6
Оформление ДТП без пострадавших
Оформление Дорожно-транспортного происшествия без пострадавших производится в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД РФ.
2.6.
1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:
- оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
- оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
- не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
Итак, первое, что необходимо сделать, если транспортные средства после ДТП мешают проезду остальных автомобилей – зафиксировать положение транспортных средств и иных причастных к ДТП предметов на фото или видео, и освободить проезжую часть. Если водители не уберут свои транспортные средства с проезжей части, их может ожидать штраф.
Далее водители, участвующие в ДТП, должны обсудить обстоятельства аварии, а также повреждения своих автомобилей. Если их точки зрения совпадают, вызывать ГИБДД не обязательно.
В этом случае водители могут покинуть место ДТП и либо оформить документы о дорожно-транспортном происшествии в ближайшем ГИБДД, либо обратиться напрямую в страховую компанию, чтобы получить возмещение по так называемому европротоколу.
Есть и третий вариант – вообще не оформлять ДТП, разобравшись, так сказать, на месте.
Если же мнения водителей об обстоятельствах ДТП, либо повреждениях автомобилей разнятся (скажем, часть повреждений одного из автомобилей могла быть получена в других ДТП, а водитель утверждает, что в этом), следует записать свидетелей ДТП и позвонить в ГИБДД для получения дальнейших инструкций – где будет оформлено ДТП. Если на оформление будет произведено на ближайшем посту ДПС или отделе полиции – водители имеют право покинуть место ДТП, сохранив фото и видео материалы о расположении транспортных средств на проезжей части.
Оформление ДТП с пострадавшими
Оформление Дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими производится в соответствии с пунктом 2.6 ПДД РФ.
2.6.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
- в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Итак, в случае ДТП с пострадавшими следует первым делом позаботиться об их здоровье: вызвать скорую, в крайнем случае отправить на попутке или довезти самому.
Далее, если движение транспортных средств в объезд участников ДТП невозможно, следует убрать автомобили с дороги, зафиксировав их положение относительно других уличных объектов на фото и видео.
В последнюю очередь – записать контактные данные очевидцев.
Отметим, что в случае с пострадавшими, если движение автомобилей в объезд затруднено, но возможно, убирать автомобили с дороги запрещено. А вот в случае, когда пострадавших людей нет, убрать автомобили обязательно нужно, если даже объезд возможен, но помеха движению есть.
Источник: http://voprosov-net.ru/pdd/1-2015.htm
Новые правила оформления ДТП по ОСАГО с 2017 – с чем придется столкнуться?
Закон постоянно пишется и переписывается, и вот для автомобилистов возникли новые правила оформления ДТП. Закон важно чтить, поэтому постараемся разобраться, что правила из себя представляют.
Прежде всего, нужно сказать, что новый порядок называется Европротоколом, и он позволяет проводить оформление аварию по ОСАГО без непосредственного участия ГАИ.
Сегодня мы обсудим данные правила оформления ДТП без ГИБДД и ответим на основные вопросы.
Когда сотрудники ГИБДД не нужны?
Нужно сразу сказать, что не все аварии могут подойти под Европротокол, потому нужно точно знать, когда разрешено оформление ДТП без ГИБДД. Вот необходимые для этого условия:
- Столкнулись всего две машины;
- У каждого из водителей есть действующий ОСАГО;
- Если и есть пострадавшие, то только участвующие в аварии;
- Каждый из участников ДТП согласен с тем, что именно произошло, и с тем, кто кому какой вред нанес;
- Оба водителя смогли заполнить бланки Извещения о ДТП.
Если каждое из условий выполнено, протокол можно считать верно оформленным. В том случае, если одно авто зарегистрировано в другой стране, но у водителя есть «Грин Карта», случай можно также считать подходящим под Европротокол.
В том же случае, если, по вашему мнению, другой участник пьян, стоит оформить ДТП в присутствии людей в форме.
Когда нельзя без сотрудников ГИБДД?
Чтобы закрепить предыдущую информацию стоит отметить требования, когда на место аварии должны быть вызваны ГИБДД:
- Столкнулось больше двух транспортных средств;
- В аварии пострадал кто-то из пассажиров либо было повреждено чужое имущество;
- ДТП было бесконтактным.
Если хоть что-то из этих условий выполняется, необходимо вызывать сотрудников полиции, ведь в таком случае только ДПС оформляет ДТП.
Оформляем Европротокол без пострадавших
Итак, порядок оформления ДТП по Европротоколу выглядит следующим образом:
- Водители фиксируют место аварии на фотоаппарат или телефон. Наиболее важно отметить положение авто относительно друг друга, а также местоположение всех предметов, участвующих в аварии.
- После этой процедуры придется первым делом освободить проезжую часть, чтобы не мешать проезжать остальным автомобилистам. Можно не передвигать машины, если они никак не мешаются на дороге, это отмечено и в ПДД.
- Только теперь оба водителя могут обсудить ситуацию и решить, схожи ли их взгляды на ситуацию.
- Прейдя к консенсусу, оба водителя идут записывать мнения очевидцев данного происшествия.
Уже после этого водители могут отправиться в ГИБДД самостоятельно для оформления дорожно-транспортного происшествия либо оформить отдельное извещение своим стразовым компаниям напрямую (только в случае Европротокола). Оформление ДТП без пострадавших также предполагает вариант возмещения ущерба прямо на месте вместе с распиской.
Оформляем аварию с пострадавшими
Пострадавшие люди говорят о том, что необходимы специальные люди для оценки ущерба. Таким образом, порядок оформления ДТП сотрудниками ГИБДД отличается от выше описанного несколькими аспектами. Прежде всего, важно в первую очередь оказать первую помощь пострадавшим людям, попутно вызвав скорою и полицию.
Если случай слишком серьезный, но есть возможность быстро доставить людей в ближайшую больницу на попутке, стоит ей воспользоваться. Если отвозите человека вы, сообщите сотрудникам больницы свою фамилию и регистрационный знак транспортного средства, предоставив подтверждающие документы, после чего вернитесь к месту ДТП.
По сути, остальной алгоритм действий сход, и оформление ДТП пострадавшими требует только вызовов скорой и полиции. Стандартные сроки регистрации ДТП в ГИБДД – пять рабочих дней с момента аварии.
Составляем Европротокол по ПДД
Официально новые правила оформления ДТП по Европротоколу достаточно строгие, и потому стоит придерживаться процедуры составления этого протокола. А выглядит она следующим образом:
- После столкновения остановитесь и заглушите свой мотор. Выкрутите зажигание, после чего включите «аварийку». В обязанности водителя при ДТП входит выставить аварийный знак на дороге на расстоянии не меньше 15 м в населенном пункте либо не меньше 30 м в другом месте.
- Скажите вашим пассажирам, чтобы они вышли из авто. Пускай они отойдут в более безопасное место. В темное время суток по возможности всем стоит надеть светоотражающую одежду.
- Начните фиксировать с помощью подручной камеры место аварии, обязательно отметив положение авто относительно друг друга, местоположение объектов госимущества, различные следы и вещи, которые относятся к ДТП. Обязательно важно сфотографировать и сами повреждения авто.
- После завершения процедуры обязательно покиньте проезжую часть и отвезите авто, дабы на дороге не появились другие столкновения или пробка.
- Уже теперь вместе со вторым водителем вам нужно заполнить одно Извещение о дорожно-транспортном происшествии. Не забудьте сообщить даже о мелочах, отразив сценарий столкновения, характер повреждений предметов и людей, а также слова очевидцев. Оба обязаны подписать бланк.
Именно таким образом должно проходить оформление ДТП на месте без участия людей в форме.
Покинутое место ДТП без заполненного бланка будет считаться правонарушением, если второй участник захочет написать заявление в полицию.
Помните о том, что срок оформления ДТП в ГИБДД составляет не более пяти рабочих дней с момента происшествия, в то время как при Европротоколе подать бланки страховщику вы можете в течение пятнадцати суток.
Что именно пишется в протоколе с 1 июля?
Если с тем, как себя вести в сложившейся ситуации, мы разобрались, то с тем, как именно заполнять Европротокол самостоятельно, могут возникнуть вопросы. Давайте разберем, как оформлять бланк Извещения при ДТП по новым правилам.
Первым делом, конечно, придется заполнять официальные данные вроде индекса полиса, номера удостоверения и прочего, и вопросов здесь возникнуть не должно. Непонятная ситуация возникает при заполнении обстоятельств аварии: как заполнять? Прежде всего, договоритесь обо всем со вторым водителем. Важно, чтобы по пунктам, где нужно проставлять галочки, у вас не было никаких разногласий.
В конце бланка оба водителя подписываются о том, что они во всем согласны друг с другом, и если случай конфликта не решаемый, вы не можете дальше обойтись без полиции.
Кроме того, порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД предполагает самостоятельное изображение схемы происшествия, что бывает крайне сложно сделать человеку неподготовленному. О том, как делать схему, поговорим чуть позже.
Стоит помнить, что закон о
ДТП говорит, что поврежденный транспорт нельзя никак видоизменять в течение еще 15 дней с момента аварии, когда страховщики станут оценить авто на предмет повреждений.
Новое оформление ДТП, то есть, Европротокол будет считаться действительным, только если вы соблюли все необходимые требования для его заполнения:
- Заполнение бланков шариковой ручкой;
- Участие в заполнении обоих водителей в их личных колонках;
- Заполнение также и обратной стороны;
- Правильное разделение бланка по специальному краю;
- Наличие двух подписей от каждого водителя.
Внимательно в конце заполнения проверьте ваши данные на наличие ошибок.
Составляем схему ДТП самостоятельно
Не стоит говорить о том, что заполнять все правильно стоит с первого раза. Конечно, небольшое изменение при оформлении ДТП в бланке допустимо, но стоит их не делать слишком часто. Больше всего изменений у водителей, кстати, бывает в пункте составления схемы происшествия. Давайте посмотрим, как именно это стоит делать:
- Рисуйте как можно более четкую схему, минималистичную, но понятную. Отметьте, как именно относительно остальных предметов расположены транспортные средства.
- Обязательно укажите длину тормозного пути обеих машин.
- Не забудьте про дату и время.
- Отметьте название улиц и номера домов, относительно которых было совершено происшествие.
- При участии всего лишь одного участника (то есть вас) укажите хотя бы двух свидетелей с их подписью схемы.
- Зафиксируйте следующие данные: ширина дороги; количество полос в двух направлениях; наличие разметки и знаков; местоположение ограждений, тротуаров, газонов, остановок, парковок и других хон; автомобильные следы и детали авто после столкновения; осыпавшаяся грязь; направление движения каждого из участников аварии до столкновения.
Постарайтесь предоставить максимально правдивую схему ДТП, чтобы у страховой компании была возможность правильно оценить ущерб и разобраться в ситуации.
Как вы видите, в оформлении Европротокола нет ничего действительно сложного. При внесении поправок в закон их авторы были уверены, что новые правила начнут облегчать жизнь многим автомобилистам. Действительно, укоротить время и сотрудничать напрямую со страховыми оказалось многим удобнее, потому ныне вы можете пользоваться существующими правилами. Удачной дороги!
Источник: http://motorstory.ru/gibdd/novye-pravila-oformleniya-dtp-po-osago-s-2017-s-chem-pridetsya-stolknutsya/
Новый регламент ГИБДД: пострадают ли автовладельцы после отмены справок о ДТП?
https://www.znak.com/2017-10-20/novyy_reglament_gibdd_postradayut_li_avtovladelcy_posle_otmeny_spravok_o_dtpНаиль Фаттахов / Znak.com
В России 20 октября начал действовать новый регламент работы сотрудников дорожно-патрульной службы.
Вообще, документ касается многих аспектов деятельности этого подразделения МВД, но главное из обсуждаемых новшеств — отмена выдачи справки о дорожно-транспортном происшествии.
Уйдя из регламента ГИБДД, справка о ДТП осталась в Правилах страхования гражданской ответственности — другом важном документе, на основании которого страховые компании принимают решение о выплатах по полисам автострахования. Отвечаем, как так получилось и о чем надо знать водителям, чтобы при наступлении страхового случая сберечь как минимум время и нервы.
В чем проблема?
Как уже сказано, вступивший в силу 20 октября приказ МВД № 664 об утверждении регламента работы дорожно-патрульной службы отменил выдачу справки о ДТП при оформлении дорожных аварий сотрудниками ГИБДД.
При этом справка остается в числе документов, которые при наступлении страхового случая — то есть аварии — с владельца полиса ОСАГО должны требовать в страховой компании.
Именно должны, потому что пакет документов оговорен в Правилах страхования гражданской ответственности, которые утверждены в Центробанке. Это достаточное основание, чтобы предвидеть проблемы с рассмотрением выплатных дел.
Мы даже не про злонамеренное желание страховщиков воспользоваться ситуацией и сэкономить на страховых выплатах. Скорее, придется согласиться с тем, что они сами оказались заложниками ситуации: работа на рынке вопреки правилам может стать формальным основанием для санкций со стороны регулятора.
Как же так получилось?
Мы не знаем. И должностные лица, на чьей совести создавшаяся ситуация, похоже, тоже. Раньше, до 2014 года, правила автострахования утверждались правительством, частью которого, как известно, является министерство внутренних дел. Потом правила страхования стал утверждать Центробанк, который формально к правительству отношения не имеет.
В ведомстве Эльвиры Набиуллиной не стали изобретать велосипед — по крайней мере, справка о ДТП в числе обязательных к выдаче документов упоминается в правилах, как и прежде. Три года все было нормально, пока в МВД, видимо, кто-то не решил, что госавтоинспекторы делают лишнюю работу. И выдачу справки отменили.
А в силу независимого статуса Центробанка требование о выдаче справки для гаишников — пустой звук. Злополучный приказ МВД был подписан еще в конце августа, но в Центробанке, вероятно, были чересчур заняты вводом в обращение новых денежных купюр, раз пропустили двухмесячный срок, по истечении которого документ и вступил сегодня в силу.
В общем, вышла до боли знакомая история: два ведомства по какой-то причине друг с другом не договорились, а расхлебывать это придется участникам рынка и простым гражданам.
Весело. Это касается только ОСАГО?
Нет, не только. В правилах добровольного страхования все та же справка о ДТП также значится среди обязательных документов при наступлении страхового случая.
Но, как пояснили нам сегодня в нескольких страховых компаниях, здесь все гораздо проще. Потому что правила эти утверждаются не Центробанком, а самими страховыми компаниями.
А значит, в создавшейся ситуации могут быть легко изменены подписанием допсоглашения с клиентом.
Впрочем, свои сложности возникнут и с этими выплатными делами.
Теперь ГИБДД готова выдавать только копии материалов по административному делу — о нарушении правил дорожного движения, которое, собственно, и привело к аварии, поясняет директор филиала «Группы Ренессанс страхование» в Екатеринбурге Анна Шаталина.
А для оформления этих документов в ГИБДД часто требуют явку к дознавателю — как правило, через несколько дней после происшествия. То есть водителям, скорее всего, придется просто дольше ждать оформления пакета бумаг, с которыми они пойдут в страховую.
Сам по себе поход в подразделение ГИБДД, особенно в городах поменьше, — тот еще стресс, так что страховщики даже предвидят некоторый профит. Логично предположить, что вырастет спрос на полисы КАСКО с включенной опцией «Сбор справок», избавляющий застрахованное лицо от всего этого кошмара, полагает Шаталина.
Так. А остальным что теперь делать?
Аккуратней ездить, конечно. Но если серьезно, то у нас довольно оптимистичный прогноз для владельцев полисов ОСАГО. В России автогражданская ответственность регулируется соответствующим федеральным законом.
Пункт 5 статьи 11 закона устанавливает, что «для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции».
То есть, если руководствоваться буквой закона, справка о ДТП вовсе не обязательна — достаточно других документов, которые подпишут и выдадут в ГИБДД.
Если правила Центробанка начнут противоречить закону, то дело времени, когда в правила внесут коррективы. Рано или поздно этого потребуют те же страховщики, которые в противном случае захлебнутся в судах.
Обращения туда возрастут в разы, причем окажутся заведомо проигрышными для страховых компаний, ведь, как уже сказано, закон выше всяких ведомственных правил.
Прибавьте еще риск нового роста рынка поддельных полисов ОСАГО, который затронет интересы уже МВД… Конфликтная ситуация, считаем мы, вскоре будет урегулирована и просто потому, что армия автовладельцев в России исчисляется десятками миллионов человек, и все они — избиратели. Перед выборами так накалять ситуацию никто, конечно, не позволит.
А если завтра авария?
Во-первых, вам нечего опасаться, если при аварии вы вписались в условия так называемого «европротокола»: в столкновении участвовали всего два автомобиля, нет пострадавших, а по части причиненного ущерба вы вписываетесь в лимит в 50 тыс. рублей и согласны в случае превышения лимита возместить потерпевшему разницу из своего кармана.
Что до аварий с более серьезными последствиями, то мы не готовы рассказать о том, как обстояли дела в первый же день действия нового административного регламента во всех подразделениях ГИБДД. Но, например, начальник свердловской ГИБДД Юрий Демин заверил 20 октября журналистов, что в его ведомстве все пока осталось, как прежде.
И останется до тех пор, пока в подразделения дорожной полиции не поступят новые бланки для протоколов, составляемых на виновников ДТП, и постановлений об отказе в возбуждении административного производства, если вины водителя нет.
В этих бумагах должны быть указаны, по сути, те же сведения, что вносились в отмененную справку: сведения об участниках ДТП, о следах повреждений на транспортных средствах, все характеристики по полису ОСАГО. Но все это просто некуда заносить в протоколы действующего образца, так что в отделах ГИБДД по-прежнему выписывают справки.
«Подработаем практику оформления, посоветуемся с главком в Москве и тогда уже начнем работать по новым правилам», — пообещал Демин.
Источник: https://www.znak.com/2017-10-20/novyy_reglament_gibdd_postradayut_li_avtovladelcy_posle_otmeny_spravok_o_dtp
Обязательно поделитесь с друзьями!