Какие доказательства вины в ДТП должна предоставить страховая для регресса по ОСАГО?
Содержание:
- 1 Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО в 2019 году
- 2 Что делать виновнику ДТП,чтобы не пришлось платитьиз своего кармана?
- 3 Верховный суд Украины назвал условия, при которых страховщик не имеет права требовать регресс с виновника ДТП по ОСАГО – ЮР-ПОРТАЛ
- 3.1 Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО
- 3.2 Особенности регресса по ОСАГО
- 3.3 Когда могут выставить регресс?
- 3.4 Как избежать регресса?
- 3.5 Срок исковой давности
- 3.6 Как не платить регресс страховой компании в Украине: два варианта из судебной практики
- 3.7 Сначала уясним, чем обосновывает страховщик регрессный иск в суде:
- 3.8 Что делать, если страховая подала в суд?
- 3.9 Чтобы не платить (уменьшить) регресс страховой компании делаем 10 шагов:
- 3.10 Как не платить регресс по ОСАГО?
- 4 Форменное безобразие
- 4.1 Почему отменили справку и что вместо нее?
- 4.2 Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
- 4.3 Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?
- 4.4 Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?
- 4.5 Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?
- 4.6 Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?
- 4.7 Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?
Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО в 2019 году
Все водители обязаны застраховать свою ответственность, заключив договор ОСАГО со страховой компанией. Если наступает страховой случай и были соблюдены все прописанные условия, компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне.
Это могут быть деньги на ремонт автомобиля, на предстоящее лечение либо на похороны. Но многие водители, нарушившие ПДД, забывают, что страховая служба, возместив все убытки, вправе потребовать регресс по ОСАГО с самого же виновника ДТП.
В каких случаях его назначают, есть ли варианты того, чтобы избежать его уплаты, а также, какие особенности регресса нужно знать водителю. Подробности ниже.
Что такое регресс?
Регрессомназывают законную возможность страховой компании вернуть свои деньги, которыеона потратила на возмещение ущерба пострадавшей стороне, потребовав их сосвоего клиента, виновного в аварии.
То есть, если случилось ДТП, котороеподходит под страховой случай, и компания возместила истцу, допустим, 150 000рублей на лечение и восстановление машины, она может подать иск на ответчика идобиться того, чтобы эти 150 000 рублей, клиент вернул им назад.
Предупреждение: такие правила прописываются в договоре, заключённом между физлицом и страховой службой. Обычно клиент не читает до конца текст соглашения, а если и читает, то не полностью вникает в его суть.
Потом наступает разочарование, когда виновник ожидает, что фирма всё оплатит за него, а ему приходит уведомление о встречном иске от компании.
Поэтому перед тем, как заверить документ своей подписью, лучше внимательно изучить договор и обсудить все тонкости страховки с фирмой.
Помимодоговора, подобная возможность ответной компенсации для страховой службы,предоставляется ей Законом Гражданского Кодекса и Федерального закона остраховании.
Важные моменты и нюансы
Страховаяфирма не имеет права требовать возмещения средств с клиента до тех пор, покаона сама не выплатила полную страховку пострадавшему лицу.
Интересно: регресс – это не обязательное правило, а всего лишь право. Поэтому воспользоваться им или нет, решает сама фирма.
Выплата денегот ответчика не может происходить в произвольном порядке. Эти действия требуютобращения в судебную инстанцию. Страховая фирма должна подать исковое заявлениена клиента. При чём подавать иск можно не только на водителя, но и наработника-оператора, который осматривал транспортное средство перед тем, какзаключить договор и оформить карту диагностики состояния машины.
Если, на тотмомент, автомобиль находился в неудовлетворительном техническом состоянии, ноэто не было указано в карте, и в итоге, именно эти дефекты и привели к аварии,ответственность понесёт оператор.
Он не провёл должную проверку автомобиля илизаметив серьёзные неполадки, не упомянул о них в документации. Чтобы иск былудовлетворён, фирме нужно получить заключение экспертов по подтверждению этогофакта.
Имейте в виду: возможность получить регресс не даёт 100% гарантии на то, что фирма всё-таки получит свои деньги назад, ведь ответчик может подать встречный иск и добиться либо уменьшения суммы, либо её отмены.
Если требуемаясумма выплат пострадавшей стороне превышает допустимые нормы, по которымстраховая может выплатить компенсацию, то помимо оплаты регресса, ответчикунужно будет выплачивать недостающую сумму до полного возмещения ущерба.
Не стоитпутать регресс с суброгацией. В первом случае, виновный водитель долженполностью компенсировать расходы своей страховой службы и оплатить убытки,которые не покрываются страховкой. Исковое заявление подаётся от страховойфирмы ответчика. Во втором случае, водитель возвращает только те деньги,которые не покрываются выплатой по ОСАГО. И такой иск подаёт страховаяпострадавшей стороны.
Сумма выплаты
Сумма регрессане должна превышать суммы, которую фирма возместила пострадавшему по страховке.Максимальная компенсация по ОСАГО составляет 400 000 рублей длявосстановления автомобиля и 500 000 рублей на расходы, связанные слечением или погребением.
Но кроме этойфиксированной суммы, страховая имеет право требовать компенсацию от ответчиказа расходы, вызванные проведением экспертиз, ведением дела, пошлинами приподаче заявления в суд, оплатой услуг экспертов или представителей страховойкомпании (на основе договора), возмещения их расходов (поездки).
Если уответчика не денег, чтобы покрыть все эти расходы, суд принимает решение обуплате средств по частям. Виноватому водителю не нужно игнорировать судебныеизвещения.
В случае неявки ответчика в суд, взыскиваемая сумма устанавливаетсябез его ведома (часто по завышенным нормам), а сам водитель лишается права еёоспорить и подать встречный иск.
Если водитель присутствовал на суде, то емустановятся доступными эти возможности и, как показывает судебная практика, чащевсего виновнику удаётся уменьшить сумму компенсации или вообще её избежать.
Сроки действия
Если произошлаавария и страховая выплатила пострадавшему деньги, то начиная со дня выплаты идётотсчёт времени – 3 года – срок давности, в течение которого служба должнауспеть подать исковое заявление на законных основаниях.
Внимание: за неподачу извещения (со стороны компании) вовремя, водитель может подать иск в суд. В таком случае, у фирмы нет никаких шансов на выигрыш и, к тому же, она будет вынуждена покрыть убытки, вызванные подачей заявления и пошлинами, оплаченными ответчиком. Получая извещение от страховой, всегда нужно проверять, не истёк ли срок давности этого дела.
Случаи для регресса
Страховаяслужба может предъявить регресс своему клиенту в следующих случаях:
- Виновный водитель находился за рулём пьяным илиупотребивши наркотики, в результате чего произошла авария. Этот факт можнолегко подтвердить заключением медэкспертов и данными освидетельствования.Показаний очевидцев будет недостаточно.
- Водитель сбежал с места ДТП. Участникам ДТПнельзя покидать место аварии, иначе это служит 100%-ным признанием вины ибезоговорочным правом страховой компании требовать регресс в полном объёме.Участникам аварии нужно вызвать сотрудников ГИБДД и страховой фирмы, а затемждать их на месте.
- Водитель был без прав либо с просроченнымидокументами. Срок действия прав – 10 лет. Если водитель, по истечении этогосрока, продолжает ездить на машине, никогда не получал права, у него ихотобрали, он ездит не по открытой ему категории или на чужом автомобиле бездоверенности, то это автоматический выигрыш страховой службы в судебномразбирательстве.
- Водитель специально подстроил ДТП. Компаниинужно самой найти и предоставить суду доказательства того, что ответчик причастенк аварии с целью получения страховки. За намеренную порчу чужого имущества иобман страховых агентов, водителю грозит уголовная ответственность.
- В полисе ответчика нет ОСАГО. ОСАГОпредусматривает указание в договоре лиц, которым разрешено управлять даннымтранспортным средством. Если человек не входил в этот список и при управлениимашиной попал в аварию, фирма может взыскать с него регресс.
- Истёк срок действия ОСАГО. В этом случае,компания освобождается от обязанностей по отношению к клиенту, чтоподтверждается датой, проставленной в договоре и подписями.
- ДТП случилось в период, не оговоренный условиямиОСАГО. Водитель, при заключении договора, может указать, что в какой-то периодвремени, например, зимой, машина не будет использоваться. На это времястраховка не распространяется. Но, если водитель нарушил эти условия, ездилзимой и попал в аварию, то виновным будет водитель, поскольку эксплуатировалмашину в неположенное для страховки время.
- Отсутствие либо просрочка техосмотра. Под этоусловие попадают только те водители, которые занимаются перевозкой пассажировлибо опасных грузов.
- Несвоевременное обращение в страховую службу. Втечение 5 рабочих дней, водитель обязуется сообщить об аварии в страховуюфирму, предоставивши её европротокол – уведомление о ДТП.
- Водитель,в течение 15 дней после аварии, начал самостоятельно заниматься ремонтоммашины, не дожидаясь окончания этого обязательного периода, не согласовав этосо страховой или отказавшись предоставлять машину на экспертизу.
Действия водителя
Водителю ненужно сразу же соглашаться со страховой компанией и выплачивать регресс. Стоитпомнить, что фирме сначала нужно предоставить доказательства суду, а потомтребовать выплаты от ответчика. Поэтому, лучше не паниковать, а трезво оценитьситуацию с позиции разума. Можно подумать, какие они могут предъявить доказательства,есть ли у них документы, подтверждающие факт вины водителя.
https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ
Можнотребовать от них копии документов, которые они предоставят в суд, а заоднопроверять, не прошёл ли срок давности иска и по каким расчётам они проводилиначисление суммы регресса.
Иногда бывает, что страховщики в иске необоснованнозавышают сумму выплат, поэтому проверяйте чеки, квитанции, заключения экспертово техническом состоянии машины, акты и другие расчётные документы. Суммируйтеуказанные суммы и сверяйте их с той, что требуют страховщики.
Возможно,регресса и не удастся избежать, но уменьшить эту сумму – вполне реально.
Как избежать
Чтобы избежатьвыплат по регрессу, нужно делать всё, чтобы не попадать под 10 категорий,описанных выше. Также перед тем, как подписывать договор со страховой,внимательно прочитайте его, переспросите по поводу непонятных пунктов либообратитесь в другую страховую фирму с лучшими условиями.
Следите затем, чтобы страховка была оплачена. Избегайте просрочки по оплате. Не скрывайтеот фирмы никакие факты, связанные с ДТП и предоставляйте им точную информацию освоих данных или об автомобиле.
Вывод
Законопослушность– это не стыдно и не старомодно. Соблюдая ПДД, можно избежать многих расходов.Поэтому нужно поставить цель – быть аккуратным, внимательным водителем ипунктуальным плательщиком. Тогда Закон будет на стороне водителя.
Источник: https://avtogeek.ru/regress-po-osago-s-vinovnika-dtp/
Что делать виновнику ДТП,чтобы не пришлось платитьиз своего кармана?
При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?
Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.
Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.
Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.
В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.
При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).
При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).
Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.
В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.
Порой столкновение автомобилей обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться.
При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД.
Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.
Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.
При этом в документе должна быть указана следующую информацию:
- Время, дата, координаты места аварии.
- Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.
Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.
Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.
Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».
Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.
Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.
Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.
Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.
Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.
Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.
Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_stal_vinovnikom_dtp
Верховный суд Украины назвал условия, при которых страховщик не имеет права требовать регресс с виновника ДТП по ОСАГО – ЮР-ПОРТАЛ
Верховный суд Украины принял Постановление по делу №6-2011цс16. Теперь у водителей-виновников ДТП появился шанс не платить своим страховым компаниям по регрессам по ОСАГО при нарушении правила обязательного уведомления страховщика о страховом событии.
Неуведомление страховщика о ДТП — распространенная причина для регресса. Однако новое заключение Верховного суда предоставляет опоздавшему с уведомление виновнику ДТП право не платить деньги страховщику по регрессу.
Было. Согласно действующему законодательству Украины, владелец полиса ОСАГО обязан в трехдневный срок сообщить своему страховщику, что он попал в ДТП, в ходе которого пострадали другие стороны (автомобиль, водитель или пешеход).
Если такого информирования не происходило, то страховщик, который оплачивал ремонт поврежденной машины или лечение пострадавшего человека, до недавнего времени всегда имел право потребовать все потраченные деньги с виновника ДТП, не известившего в течение трех суток о факте аварии (с одним исключением: если у человека не было возможности сообщить об этом, если он сильно пострадал и находился в больнице без сознания).
В новом Постановлении ВСУ говорится, что, если страховая компания получила всю информацию о ДТП от пострадавшей стороны, а не от виновника в течение трех дней после аварии, как предполагается действующим законодательством, но если ущерб возмещался на основании постановления суда, и виновник был привлечен к административной ответственности – например, заплатил штраф, то страховщик уже не имеет права пользоваться только правилом о неинформировании. И на этом основании выставлять регресс, и требовать с виновной стороны выплатить весь ущерб. Для этого нужно искать и другие основания, говорят юристы.
Стало. Новое заключение ВСУ оказалось неожиданностью для большинства страховщиков. И первым оружием в судах, которое юристы собираются использовать, станет возникшее противоречие в действующем законодательстве.
Но это не первое аналогичное Постановление, ВСУ еще в 20015 году принял похожее решение по делу 6-284цс15 от 16.09.2015. Поэтому правовая коллизия существовала и ранее.
Проблема в том, что потерпевший обращается в страховую компанию виновника за возмещением, получает его, после чего у страховой компании появляется право регресса к виновнику (который соответственно не сообщил в страховую в течении трех дней.
С одной стороны, в соответствии с требованиями подпункта 38.1.1 пункта 38.1 статьи 38 Закона №1961-IV для реализации права регресса страховщиком достаточного отсутствии письменного уведомления о наступлении страхового случая водителем, причиной ДТП.
А с другой — Верховный Суд Украины отметил дополнительные требованиях к страховщику для реализации права регресса.
То есть, для права регресса страховщик должен доказать, что без письменного уведомления со стороны водителя, причиной ДТП, было невозможно установить факт аварии, причины и обстоятельства ее наступления или размер причиненного вреда, говорят страховщики.
Таким образом украинскому водителю еще придется попотеть в суде, чтобы доказать свое право на “лазейку”. При этом юристы отмечают особую активность украинских страховщиков в судах, и уверяют, что они будут до конца вести каждую спорную тяжбу. | Фориншурер
Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО
Страховщик ОСАГО обязан возместить пострадавшей стороне ущерб, который причинил его клиент. В таком случае речь идет не только о материальном ущербе автомобилю или конструкциям, что были повреждены из-за вины застрахованного лица.
Помимо этого, ему потребуется возместить вред, причиненный здоровью и жизни людей – то есть расходы на лечение либо погребение. В большинстве случаев после выплаты страховая компания будет требовать регресс по ОСАГО с виновника ДТП.
Этот процесс должен происходить в судебном порядке, поэтому он требует вмешательства юриста. Если правильно проанализировать позицию истца и благодаря этому найти несоответствия в правовой конструкции, то регресса можно избежать.
Особенности регресса по ОСАГО
Право регрессного требования страховой компании — это гарантия сохранности ее средств. Чаще всего такое право возникает в результате ДТП.
Некоторое застрахованные по ОСАГО автовладельцы ошибочно считают, что даже если виновниками ДТП являются они, ущерб пострадавшему оплатит страховая компания. Конечно, страховщик выплатит эти деньги, однако за возмещением своих средств он обязательно обратится к виновнику столкновения.
При этом совершенно неважно, есть ли у него полис ОСАГО, или нет, поскольку в этом случае он должен понести наказание за нарушение правил дорожного движения.
В 2019 году сумма страхового покрытия составляет: для имущественного вреда — 400 000 рублей, для вреда здоровью или жизни — 500 000 рублей. При отсутствии денежных средств можно оформить взыскание долга по частям через суд.
Для того, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение затраченных средств, страховая компания обязана:
- потерпевшей стороне выплатить полную сумму ущерба, беря во внимание предъявляемое требование, документы о дорожном происшествии и оценочную экспертизу; с исковым заявлением обратиться с суд для возмещения затраченных средств с виновника ДТП.
Это основные условия для предъявления регресса страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены.
Стоит отметить, что виновнику крайне не рекомендуется игнорировать судебные разбирательства такого рода. При его неявке решение о взыскании всей указанной в иске суммы страхового покрытия примут заочно, а она часто бывает необоснованно завышенной.
Если же решение приняли в присутствии виновника, то как не платить регресс по ОСАГО, как его оспорить? Если виновник ДТП не согласен с суммой, выставленной страховой компанией, то он вправе предъявить ответный иск.
К счастью, в большинстве случаев можно добиться снижения суммы для выплаты, основываясь на результатах судебной экспертизы или доказав несостоятельность требований страховщика.
Помимо выплаченной стоимости страхового возмещения, страховая компания может получить с виновника аварии средства, затраченные на:
- ведение страхового дела; проведение экспертиз.
Судебная практика показывает, что в большинстве случаев страховые компании пишут заявление для получения суммы страхового возмещения в принудительном порядке.
Когда могут выставить регресс?
Получая полис ОСАГО, необходимо внимательно изучить раздел, в котором обсуждается возникновение регрессного права страховщика.
В каких случаях страховая компания может выставить регресс по ОСАГО? Страховая компания вправе предъявить виновнику возмещение суммы расходов в следующих случаях:
ДТП произошло по причине алкогольного, наркотического состояния или другого опьянения на момент дорожной аварии. Виновный в ДТП водитель был с просроченными правами или вовсе без прав. Шофер управлял чужим автомобилем без доверенности на управление транспортным средством.
У водителя грузового автомобиля просроченный талон о ТО. Виновник ДТП скрылся с места совершения автомобильной аварии. Виновник аварии не вписан в полис ОСАГО. ДТП случилось во время, которое не указано в полисе.
Виновник умышленно спровоцировал ДТП или по своему замыслу был ее прямым соучастником.
Таким образом, основания для регресса по ОСАГО могут быть только в случае противозаконных действий виновника, но никак не при неумышленных и случайных причинах ДТП.
Как избежать регресса?
Какие есть законные варианты избежать выплаты регресса страховой компании? Рассмотрим перечень правил, которые должен соблюдать каждый водитель, оформивший полис ОСАГО, чтобы обезопасить себя от ненужных выплат:
Если вы законопослушный водитель, то, согласитесь, — это значительно снижает риск стать виновником ДТП. Поэтому поставьте себе цель всегда соблюдать правила дорожного движения, быть бдительным и внимательным в пути, поскольку дорога — это зона повышенной опасности. Контролируйте сроки действия полиса ОСАГО.
Некоторые водители, по разным причинам, оплачивают страховой взнос меньше чем на год, важно об этом не забывать, а вовремя доплачивать остаток суммы. У грузового автотранспорта не должен быть просроченным талон ТО, водитель обязан следить за этим.
В каждом полисе ОСАГО водитель транспортного средства должен быть вписан в строчки бланка полиса. Поэтому следует обязательно удостовериться в том, что ваше имя вписано в страховой полис, закрепленный за вашим автомобилем.
Садясь за руль чужого транспортного средства, всегда держите при себе доверенность собственника на ваше имя. В случае ДТП, в котором вы были виновником, ни в коем случае не покидайте место аварии, поскольку это расценят как попытку избежать ответственности.
Не пытайтесь скрыть от страховщика какие-либо факты, которые касаются произошедшего дорожного столкновения. А именно: не ремонтируйте (утилизируйте) транспортное средство ранее установленного срока или без разрешения страховщика.
Соблюдая вышеприведенные правила, вы надежно защитите себя от регресса со стороны вашей страховой компании.
Срок исковой давности
Иски по регрессу имеют свои сроки давности. В случае, если было застраховано имущество, то страховая компания может в течение 2 лет заявить о праве регресса.
При страховании жизни и здоровья человека срок исковой давности по регрессу ОСАГО составляет не больше 3 лет.
Исходя из этого, если после определения виновника ДТП страховая компания не потребовала регресса в вышеуказанные сроки, то это значит, что она это право упустила. Однако при наличии веских причин страховщик может это право восстановить через суд.
Поскольку страховые компании – это коммерческие структуры, они также стремятся на всех этапах работы получить доход – как во время продажи страховки клиенту, так и на этапах взыскания по ОСАГО в порядке регресса.
Хорошая новость в том, что суд часто занимает сторону ответчика по этим делам, в случае, если его позицию подкрепляют доводы несоразмерности выплаты ущербу.
Как не платить регресс страховой компании в Украине: два варианта из судебной практики
Всегда есть возможность существенно уменьшить сумму регрессных требований страховой компании или полностью избежать ответственности.
Сначала уясним, чем обосновывает страховщик регрессный иск в суде:
Ст. 993 Гражданского кодекса Украины, а именно:
«К страховщику, который выплатил страховое возмещения по договору имущественного страхования, в размере фактических расходов переходит право требования, которое страхователь либо другое лицо которое получило страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба.»
Ст. 27 Закона Украины «О страховании», а именно:
«К страховщику, который выплатил страховое возмещения по договору имущественного страхования, в размере фактических расходов переходит право требования, которое страхователь либо другое лицо которое получило страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба».
Исходя из вышеуказанных норм, страховщик, который застраховал потерпевшего по договору КАСКО или ОСАГО, после выплаты страховой компенсации вправе требовать выплаченную сумму с виновника ДТП.
Что делать, если страховая подала в суд?
Обратим внимание, что иск от страховщика подается по зарегистрированному месту жительства виновника ДТП. По обычной почте автовладелец получает определение суда, регрессный иск страховой, документы, которые обосновывают обязательность выплаты ущерба.
Чтобы не платить (уменьшить) регресс страховой компании делаем 10 шагов:
Уточняем дату судебного заседания, т. к. первая неявка всегда не в пользу автомобилиста. Полностью изучаем иск и полученные документы. Сверяем документы суда со своим пакетом документов по данному страховому случаю. Проверяем исковую давность. Уточняем наличие у Вас в момент происшествия полиса ОСАГО.
Выясняем, были ли выплаты Вашим страховщиком потерпевшему в дорожной аварии. Записываем несоответствия, ошибки, неточности, что указаны в иске и в приложенных документах. Просчитываем сумму отплаты регресса. Иногда проще заплатить, чем заниматься судебными тяжбами.
Страховые компании вправе требовать только сумму фактической выплаты потерпевшей стороне, а требования оплаты экспертизы, пени… — незаконно. Самостоятельно пересчитываем сумму регрессных требований страховщика. Отметим, что счет из СТО, счет-фактура не являются законными документами, которые подтверждают сумму требований в суде.
Тщательно подготавливаемся к судебному заседанию. Тезисно запишите аргументы, которые вас оправдывают, чтобы логично и четко изложить свою точку зрения по иску.
Как не платить регресс по ОСАГО?
Рассмотрим два дополнительных варианта развития событий, когда регресс касается именно оплаты по ОСАГО:
Ваш страховщик не выплатил потерпевшей стороне и их страховой по договору страхования ответственности, и Страховая потерпевшего подала на Вас в суд. В такой ситуации, обязательно нужно привлекать свою страховую компанию к судебному разбирательству.
Ваша страховая по договору ОСАГО выплатила страховое возмещения потерпевшему лицу или его компании, но этой суммы не достаточно чтобы полностью покрыть ущерб.
В данном случае есть два рабочих варианта действий: а) Если Ваша страховая полностью заплатила за ущерб, который предусмотрен полисом — разбираться со страховщиками, которые подали иск, придется самостоятельно; б) Ваш страховщик оплатил не весь нанесенный ущерб потерпевшему и страховая компания потерпевшего требует заплатить разницу между своим убытком и сумой, что оплатила Ваша страховая. В данном случае нужно привлекать Вашу страховую к судебному разбирательству.
Полностью быть уверенным, что не придется платить регресс можно: законно оформляя страховой договор, управляя автотранспортом только в указанный в полисе период, не передавая автотранспорт лицам не имеющих водительского удостоверения или не вписанных в ОСАГО, соблюдая требования ПДД и выбирая надежную страховую компанию.
Дополнительные статьи по теме:
Источник: https://jurportal.icu/verxovnyj-sud-ukrainy-nazval-usloviya-pri-kotoryx-straxovshhik-ne-imeet-prava-trebovat-regress-s-vinovnika-dtp-po-osago.html
Форменное безобразие
С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.
За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.
Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки».
Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных
Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.
Почему отменили справку и что вместо нее?
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.
При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.
Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП.
Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер.
лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией
Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа.
Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.
Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.
В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
б) данные обо всех транспортных средствах;
в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
г) описание повреждений.
Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
— дате ДТП;
— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.
Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?
Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».
Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.
«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?
Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника».
Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости.
А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО.
Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.
Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.
Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.
Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?
В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.
Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?
Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться.
Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.
Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?
Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай.
При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.
* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»
Источник: https://autoreview.ru/articles/kak-eto-rabotaet/spravka-dtp