Часто случаются ситуации, когда владелец ТС считает, что необоснованно привлекается к ответственности за последствия ДТП, произошедшего с участием находящегося или находившегося в его собственности автомобиля. Чтобы понимать, когда это действительно так, необходимо рассмотреть все ситуации, которые имеют место быть.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ответственностью владельца ТС при ДТП, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с ДТП, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму
    .
  • Воспользоваться онлайн чатом
    в нижнем правом углу.
  • Позвонить
    : ☎ Федеральный номер:
    8 доб. 844

Начнем с закона. Статья 1079 ГК РФ говорит о том, что за вред, причиненный источником повышенной опасности, коим принято считать и автомобиль, ответственность несет собственник ТС. Безусловно, оспорить это утверждение нельзя, если он же управлял транспортным средством и стал виновником дорожно-транспортного происшествия. Но, не всегда все оказывается так просто.

Кто будет отвечать, если автомобиль в угоне

Если ТС было угнано (угон расценивается как противоправные действия третьих лиц), впоследствии попало в ДТП, ответственность ложится не на владельца транспортного средства, а на человека, находившегося за рулем. Но, чтобы судебный орган рассматривал дело в этом направлении, он должен иметь веские основания. К последним относится заявление владельца авто об угоне. Оно должно быть зарегистрировано уполномоченными органами раньше, чем случилось дорожно-транспортное происшествие. В такой ситуации собственник может быть уверен в своей безопасности.

Важно! Если в незаконном завладении транспортным средством есть и вина самого владельца, ответственность за ущерб, причиненный источником повышенной безопасности, может быть возложена и на него, кроме водителя, находившегося в тот момент за рулем.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

Кодекс РФ об административных нарушениях предусматривает наказание за ДТП, при которое не было пострадавших, либо был нанесён лёгкий или средний вред здоровью. Степень вреда, а также длительность его последствий устанавливает специализированная медицинская экспертиза.

Административный кодекс назначает виновником водителя ТС, который находится за рулём в момент аварии. Именно по причине его действия или бездействия наступает ДТП и соответствующие последствия.

Собственник авто также может понести административное наказание, если происшествие было зафиксировано при помощи фото или видеосъёмки. Чтобы снять с себя подобную ответственность, владелец должен предоставить убедительные доказательства того, что машиной в момент ДТП управляло иное лицо.

В качестве такого доказательства предоставляется договор купли-продажи, однако, он не подтверждает смену хозяина авто, и потому не может стать свидетельством невиновности собственника, если машина не прошла перерегистрацию на нового владельца в ГИБДД

Обратите внимание!

Юридическое лицо, например транспортная компания, не понесёт наказания в случае ДТП с автомобилем из своего автопарка. Вина в этом случае будет полностью лежит на водителе.

Как рассматриваются ситуации при наличии доверенности

Ответственность собственника транспортного средства не наступает, если он передал право владения транспортным средством другому лицу, и этот факт подтвержден официально – на руках имеется доверенность. К таким ситуациям относят как продажу по доверенности, так и передачу ТС во временное пользование с правом распоряжаться им на свое усмотрение.

Если же в доверенности указано, что лицо, на которое она оформлена, имеет право только управлять автомобилем, выполняя поручения владельца за определенную плату, есть все основания утверждать факт наличия трудовых отношений между сторонами. По такому документу водитель является полноправным участником дорожного движения, но не может называться собственником автомобиля, в результате, при ДТП наступает ответственность владельца ТС.

Важно! Учитывая тот факт, что в результате последних изменений для получения права на управление не обязательно иметь доверенность, понадобится много времени и сил, чтобы доказать передачу полномочий водителю.

Собственник транспортного средства как специальный субъект административной ответственности

СОБСТВЕННИК (ВЛАДЕЛЕЦ) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

SPECIAL ORDER OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF OWNERS OF VEHICLES

Summary. In the article the author considers the specifics of the legal status of the owner of the vehicle as a special subject of administrative responsibility.

Key words: administrative responsibility; owner; vehicle; subject of administrative responsibility; special technique means; presumption of innocence.

Рост числа дорожно-транспортных правонарушений, зачастую влекущих тяжкие последствия, способствовал разработке и внедрению с учетом положительного зарубежного опыта системы автоматической фото-и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения в Российской Федерации.

В этой связи возникла необходимость внесения множества поправок и дополнений в действующее законодательство, регламентирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности. В частности, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1] был дополнен статьей 2.6.1, устанавливающей административную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств [2].

Таким образом, современное отечественное законодательство об административных правонарушениях относит собственников (владельцев) транспортных средств к категории специальных субъектов административной ответственности. При этом, под специальными субъектами административной ответственности в научной литературе понимаются лица, обладающие специфическими признаками, которые прямо указаны в правовой норме и наличие которых законодатель считает обязательными для конкретного состава правонарушения [3].

КоАП РФ не содержит определения понятий собственник (владелец) транспортных средств. Однако, мы его можем встретить в статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которой под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, которое владеет транспортным средством в силу права хозяйственного ведения или права оперативного управления либо в силу иного законного основания [4].

К таким иным законным основаниям представляется возможным отнести право аренды или распоряжение соответствующего органа о передаче конкретному лицу транспортного средства). В тоже время, не будет являться владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Соответственно, собственником транспортного средства следует признать лицо, на которого оформлено в установленном законом порядке право собственности на соответствующее транспортное средство.

Специфика правового статуса собственника (владельца) транспортного средства проявляется в следующем.

В первую очередь, следует указать на то, что в соответствии с действующим гражданским законодательством собственником (владельцем) транспортного средства может быть как физическое, так и юридическое лицо. Следовательно, субъектом ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, может быть не только физическое лицо, но и юридическое, на которого оформлено право собственности на соответствующее транспортное средство. На этот факт также обращает внимание Пленум Верховного Суда РФ в своих разъяснениях [5].

Кроме того, Верховный Суд РФ указал, что юридические лица не только выступают субъектом правонарушений в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ в силу ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП, но и на них согласно ст. 213 ГК РФ лежит обязанность по доказыванию своей невиновности, как и на любом другом собственнике транспортного средства, чье правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами [6].

Например, право собственности на транспортные средства может быть оформлено на компанию-лизингодателя, которая является фактическим собственником до момента выплаты лизингополучателем обусловленных договором лизинговых платежей.

Полагаем, что выделение в ст. 2.6.1 КоАП РФ собственника из числа прочих владельцев транспортных средств имеет важное практическое значение. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ в случае выявления административных правонарушений в области дорожного движения, посредством работающих в автоматическом режиме специальных технических средств с функциями фото-и видеофиксации, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном в ст. 29.10 КоАП РФ.

В таких случаях экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств с функциями фото-и видеофиксации, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Таким образом, в указанных случаях первоначальным адресатом соответствующих процессуальных документов (постановления и материалов по делу) всегда выступает именно собственник транспортного средства. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в регистрационной базе данных транспортных средств ГИБДД МВД России указывается именно собственник транспортного средства.

Фактически вышеприведенная норма означает, что лицо, являющееся собственником (владельцем) транспортного средства, может быть привлечено к административной ответственности, не участвуя в рассмотрении дела об административном правонарушении. У него появляется возможность доказать свою невиновность только в рамках процедуры обжалования соответствующего постановления после его получения в установленном законом порядке.

В этой связи отметим позицию Конституционного Суда РФ, который указал, что предусмотренный законодателем в ст. 2.6.1 КоАП РФ механизм, позволяющий привлекать к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения не только физических, но и юридических лиц, в первую очередь направлен на предупреждение совершения правонарушений, которые связаны с повышенной угрозой для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, а следовательно, направлен на обеспечение защиты конституционно значимых ценностей, провозглашенных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации [7].

Другим обстоятельством, подчеркивающим специфику правового статуса собственника (владельца) транспортного средства как субъекта административной ответственности, является то, что его появление обусловлено исключительно способом выявления и фиксации соответствующего деяния, которому придается значение признака состава административного правонарушения. Речь идет о работающих в автоматическом режиме технических средствах, которые делятся на две группы:

а) специальные технические средства, имеющие функции фото-и киносъемки, видеозаписи,

б) средства фото-и киносъемки, видеозаписи.

Применение аналогичных технических средств, работающих в ином режиме, предполагает обязательную последующую остановку транспортных средств и оформление материалов дел об административных правонарушениях в отношении их водителей, являющихся непосредственными нарушителями Правил дорожного движения, в общем порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Анализ материалов судебной практики позволяет заключить, что несоблюдение вышеуказанного порядка привлечения к административной ответственности в таком случае свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ и регламентирующих порядок привлечения лица к административной ответственности, и является основанием к отмене постановления должностного лица[8].

Специфику правового статуса собственника (владельца) транспортного средства как субъекта административной ответственности также подчеркивает положение, содержащееся в ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, согласно которому собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц[9, С. 33].

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что на сегодняшний день совершенствование правового статуса собственника (владельца) транспортного средства как специального субъекта административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные посредством работающих в автоматическом режиме специальных технических средств с функциями фото-и видеофиксации является крайне актуальной и сложной задачей, которая требует незамедлительного решения в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов участников движения.

Литература

1. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. Закон от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31 (ч.1). – Ст. 4007.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. Закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.11.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч.1). – Ст. 1.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 — 10. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского. – М. : Библиотечка «Российской газеты», 2014. – Вып. VII – VIII // СПС «Консультант Плюс»

4. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федер. Закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (в ред. от 01.05.2024 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 18. – Ст. 1720.

5. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. № 18 (в ред. от 25.06.2024) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 12.

6. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (в ред. от 08.12.2010) // СПС «Консультант Плюс»

7. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий банк «Транспортный» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2.6.1 и частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 г. № 1286-О // СПС «Консультант Плюс»

8. Судебная практика по административным делам. Бюллетень судебной практики Московского областного суда за первый квартал 2015 года (утв. президиумом Мособлсуда 17.06.2015) // СПС «Консультант Плюс»

9. Якимов А.Ю. Собственники (владельцы) транспортных средств, участвующих в дорожном движении, как специальные субъекты юридической ответственности / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс. – 2020. – № 11. – С. 32 – 36.

Как поступать в рассматриваемых ситуациях

Ответ на вопрос о том, можно ли привлечь собственника автомобиля к ответственности, зачастую оказывается положительным, если транспорт не был продан другому лицу. Именно координаты владельца в первую очередь фигурируют во всех документах, на него и составляется исковое заявление. В ходе судебного разбирательства выносится решение относительно того, кто будет покрывать материальный и моральный ущерб, нанесенный пострадавшему. Ответчик же может впоследствии поступить так:

  • привлечь водителя, находившегося за рулем во время аварии как соответчика. Для этого подается соответствующее заявление в суд с просьбой об удовлетворении заявленного требования;
  • предъявить водителю регрессный иск на возвращение средств, которые взыскали в судебном порядке. Здесь будет сложнее, поэтому понадобится профессиональная помощь.

Важно понимать, что здесь есть очень много нюансов, поэтому каждое дело рассматривается в индивидуальном порядке. Однозначно обозначить ответственность владельца транспортного средства при ДТП не представляется возможным.

Стоит ли пользоваться услугами адвоката

Безусловно, если человек считает, что привлекается к ответственности необоснованно, не видит своей вины в произошедшем, ему следует заручиться поддержкой специалиста. Адвокат, имеющий практику в подобных делах, внимательно изучит все обстоятельства и материалы разбирательства, поможет решить вопрос в соответствии с законом, но с выгодой для своего клиента при наличии такой возможности.

Прежде всего необходимо проконсультироваться со специалистом. Он расскажет, насколько высоки шансы решения вопроса в пользу ответчика, пояснит, что нужно делать и какие документы необходимо собрать. Также специалист будет представлять интересы своего клиента в суде, благодаря чему сможет задать разбирательству правильное направление.

Важно найти хорошего специалиста, имеющего в подобных делах многолетнюю практику. При ответственном подходе к решению задачи ее исход будет максимально приближенным к желаемому.

0

0

0

0

0

0

Рекомендуем!  Если второй участник ДТП скрылся