Нужна ли справка о ДТП
Содержание:
- 1 Нужна ли справка о ДТП для возмещения ущерба
- 2 Для чего нужна была справка о ДТП
- 3 Отмена справки по форме 154
- 4 Если страховая отказывает в выплате без справки
- 5 Справка о ДТП для страховой: что это такое, как получить?
- 6 Зачем нужна справка
- 7 Требования к справке
- 8 Получение справки
- 9 Справка о ДТП для страховой
- 10 Юридическая консультация по автомобильному праву
- 11 Выдается ли справка о ДТП в ГИБДД для страховой сегодня, и нужна ли она
- 12 Нужна ли справка о ДТП для страховой: какое предназначение документа
- 13 Справка о ДТП отменена или нет: когда и зачем отменили документ
- 14 После ДТП: оформляем документы
- 15 ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как это работает, кто виноват и что делать?
- 16 Почему отменили справку и что вместо нее?
- 17 Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
- 18 Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?
- 19 Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?
- 20 Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?
- 21 Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?
- 22 Что , если инспектор не указал нужных данных в документах?
Нужна ли справка о ДТП для возмещения ущерба
При возникновении дорожно-транспортного происшествия пострадавшие вправе получить страховые выплаты по действующему полису. Для подтверждения факта аварийной ситуации автовладельцы должны вызвать сотрудника ГИБДД. После изучения обстоятельств инцидента инспектор предоставляет справку о ДТП для страховой компании. После изменений в нормативно-правовых актах для выплаты компенсации необходимы протокол и постановление об административном правонарушении.
Для чего нужна была справка о ДТП
Документ, подтверждающий возникновение происшествия, – обязательная бумага для получения компенсации от страховой. Образец заполнения справки о ДТП по форме 154 использовался для требования выплат по материальному ущербу. Бланк являлся официальным доказательством факта аварийной ситуации, чтобы взыскивать с виновника столкновения денежные средства в суде или оспаривать решение инспектора.
Документ заполнялся в обязательном порядке, если в происшествии участвовало более двух автомобилей, у одного из водителей отсутствовал действующий полис ОСАГО, имелись пострадавшие граждане или владельцы не могли самостоятельно урегулировать конфликт. Если водители подписывали Европротокол, для выплат справка не требовалась. В документ вносились данные об обстоятельствах инцидента, зарисовывалась схема аварии, вписывалась информация об участниках, транспорте.
Какая информация содержалась
Данные о дорожно-транспортном происшествии заносились в специальный бланк. Основные сведения справки ГИБДД о ДТП:
- дата, время, адрес аварии;
- число участников (автовладельцы, пешеходы);
- информация об автовладельцах: паспортные данные, номер водительских удостоверений, место проживания, контактный телефон;
- медицинское состояние участников аварии;
- сведения о транспортных средствах: марка, регистрационный знак, VIN номер, данные собственника автомобиля;
- наличие/ отсутствие потерпевших;
- описание повреждений транспортных средств;
- определение факта несоблюдения правил дорожного движения;
- название страховых компаний, номера действующих полисов.
Важно знать! Сотрудник ГИБДД в справке о ДТП формы 154 описывал наличие/отсутствие нарушения правил дорожного движения. Инспектор на месте аварии после изучения обстоятельств дела фиксировал причину столкновения. На отдельном листе работник ГАИ указывал сведения о пострадавших гражданах, информацию о медицинском освидетельствовании. Исправлять данные категорически запрещалось.
Кто выдавал
Справка о ДТП составлялась сотрудником ГИБДД. После вызова работник ГАИ приезжал на место и анализировал обстоятельства дела. Документ сразу предоставлялся каждому водителю после внесения необходимой информации. Причинами несвоевременной выдачи заполненного бланка являлись экстренный вызов инспектора, оказание первой помощи, сопровождение пострадавшего до больницы.
Отмена справки по форме 154
Согласно измененному Административному регламенту исполнения МВД РФ, документ, ранее выдававшейся сотрудником ГИБДД на месте транспортного происшествия, больше не нужен для взыскания выплат. По законодательству, данная справка из ГАИ о ДТП для страховой утратила юридическую силу. Итог отмены бланка – длительный сбор документов для возмещения ущерба.
После аварии инспектор выдает водителям протокол, постановление и высылает данные об участниках страховым компаниям. В случае несвоевременного предоставления информации работниками ГАИ водители вынуждены самостоятельно заниматься оформлением бумаг для получения компенсации.
Какие документы выдает инспектор ГИБДД
Образец справки 154 о ДТП заменен на другие бумаги, отражающие обстоятельства происшествия. Участники аварии могут самостоятельно заполнить Европротокол при действующих ОСАГО и отсутствии взаимных претензий по установлению виновника столкновения. В остальных случаях на место ДТП вызывается инспектор. С 2017 года сотрудник ГИБДД выдает документы:
- Протокол. В документе указываются данные водителей, автомобилей, выносится предварительное заключение о причинах, виновнике столкновения.
- Постановление. Оригинал документа выдается виновнику при несоблюдении правил дорожного движения. В бумаге указывается информация о причине аварии и предусмотренном наказании согласно КоАП РФ. Пострадавший вправе потребовать дубликат для получения компенсации со страховой компании.
- Схема дорожного происшествия. Работник ГАИ изучает предоставленные чертежи аварии от участников инцидента, проводит измерительные работы, опрашивает водителей, свидетелей. После исследования обстоятельств инспектор рисует схему ДТП на дополнительном специальном бланке.
Заключение судебно-медицинской экспертизы выдается при наличии пострадавших граждан, подозрении на алкогольное, наркотическое опьянение одного или нескольких участников аварии. Если в результате инцидента был причинен тяжкий вред здоровью или крупный материальный ущерб, сотрудник ГИБДД составляет протокол осмотра автомобилей и предоставляет справку расширенного образца с указанием сведений об адекватности состояния водителей, данных тестов на трезвость.
Документы для получения компенсации в СК
Водители, заполнившие Европротокол, обязаны предоставить извещение о ДТП с указанием данных о месте, дате происшествия, количестве участников, нанесении материального вреда, обстоятельствах инцидента, транспортных средствах. Автовладельцы не знают, что делать дальше после ДТП, когда выдали определение и справку. После аварии проводится экспертный осмотр поврежденных машин, подаются бумаги, оформленные на месте происшествия.
Основной список документов:
- заявление на получение компенсации;
- нотариально заверенная копия паспорта;
- страховой полис;
- свидетельство о регистрации машины;
- копия протокола, постановления;
- схема ДТП;
- реквизиты счета для перевода денежных средств за материальный ущерб.
Важно знать! Страховщик может потребовать документы, подтверждающие права собственности на владение поврежденным автомобилем. При оплате дополнительных услуг (проведение независимой экспертизы, хранение на штрафной стоянке, эвакуация машины) пострадавший должен предоставить чеки, квитанции.
Если страховая отказывает в выплате без справки
Компания вправе не возмещать ущерб при недоказанной вине в ДТП, отсутствии действующего полиса ОСАГО, урегулировании конфликта на месте, не предоставлении транспортного средства на экспертизу. Страховщики также отказываются выплачивать компенсацию, если собран неполный пакет документов. При возникновении аварии после внесения изменений в законодательство справка формы 154 не требуется. При отказе в возмещении ущерба при отсутствии данного бланка автовладельцы могут составить претензию, а впоследствии обжаловать решение и подать иск в вышестоящую инстанцию.
Возникновение аварийной ситуации должно быть документально подтверждено участниками ДТП или сотрудником ГИБДД для получения страховки. С 2017 года при вызове инспектора составляется протокол, постановление об административном правонарушении. Для возмещения ущерба отмененная справка №154 не требуется.
Справка о ДТП для страховой: что это такое, как получить?
Справка о ДТП для страховой по форме 154–ранее выдававшийся документ, который использовался для получения страховой выплаты. С помощью этой справки фиксировался и в дальнейшем подтверждался факт произошедшего ДТП, который обязателен для получения страховой выплаты.
На сегодняшний день данная форма не применяется, и справка не выдается, поэтому можно говорить о ее неактуальности. Страховая компания не будет требовать такую справку, вместо нее используются другие документы. Нижеприведенная информация является ознакомительной и не может быть использована в качестве инструкции.
Зачем нужна справка
Выдаваемая ранее справка была специальным документом, в котором официально фиксировался факт произошедшей аварии. Поскольку документ был формализованным, он обязательно составлялся по установленным требованиям и правилам. Основными документами, которыми регламентировался порядок составления были: методические рекомендации, а также административный регламент.
Соблюдение закрепленных требований было обязательным, поскольку нарушений правил составление могло стать основанием для отказа в предоставлении страховой выплаты. Справка составлялась прямо на месте и выдавалась после заполнения всем заинтересованным лицам.
ВНИМАНИЕ . Ранее справка использовалась для получения страховой выплаты в организации. Сложности в получении выплат были всегда, поскольку страховщики всеми силами стараются не предоставлять компенсацию. По этой причине шансов на возмещение вреда без оформленной в установленном порядке справки практически не было.
Для получения выплаты водитель должен был выполнить следующие шаги:
- оформить произошедшее ДТП в установленном порядке, собрать необходимые документы;
- получить от сотрудника ГИБДД составленную по специальной форме справку, которая будет основным доказательством факта, произошедшего ДТП. При этом важно необходимо проверить соответствие реальных данных и заполненной справки, поскольку несовпадение влекло недействительность документа. При наличии несовпадений нужно было обратиться к сотруднику с требованием устранения неточностей;
- после сбор всех обязательных документов происходило обращение в страховую компанию. Дальнейшие действия мало чем отличаются от тех, что должны выполняться сегодня. Подавать документы необходимо в страховую компанию виновного лица.
Стоит отметить, что специальных сроков для обращения в страховую компанию законом не установлено, поэтому применяются общегражданские сроки. При наличии уважительных причин рассчитывать на получение выплаты можно в течение 3 лет, при этом не имеет значения момент подачи документов. В определенных случаях допускается восстановление пропущенного срока.
Читайте также Что делать после оформления ДТП пострадавшему?
ВАЖНО . На сегодняшний день сотрудники ГИБДД не составляют справки данного образца, кроме этого их выдача вообще не производится. Эта норма была отменена и более не применяется. Это означает, что для получения выплаты в страховой компании не нужно подтверждать факт ДТП путем предоставления подобной справки. Страховая компания же не может отказать на основании его отсутствия. Любые подобные действия являются незаконными и могут быть обжалованы в судебном порядке.
Требования к справке
Справка использовалась в качестве официального документа, поэтому она обязательно составлялась по установленным нормам и правилам. Даже малейшие нарушение порядка могло стать основанием для отказала в предоставлении страховой выплаты водителю. Доказать свою правоту в дальнейшем могло быть очень сложно.
Справка составлялась на специальном бланке по установленной форме. Образец заполнения всегда был типовым и достаточно было лишь внести обязательную информацию.
По установленным правилам справка должна была содержать следующие данные:
- сведения о произошедшем ДТП, где, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Информация всегда должна быть подробной, чтобы страховщик получал максимальную картину произошедшего;
- сведения о месте аварии. Указывается адрес, при невозможности признаки местности или иные ориентиры. В некоторых случаях могут применяться сведения, полученные от ГЛОНАСС;
- информация о всех водителях, которые приняли непосредственное участие в произошедшем ДТП. Сведения вносятся на основании документов: водительское удостоверение, полис ОСАГО и другие;
- сведения об автомобилях, которые также вписываются на основании имеющихся документов регистрации;
- квалификация совершенного правонарушения из-за которого произошло ДТП;
- степень причиненного ущерба, вред здоровью людей. Поскольку на месте оценить это может быть проблематично вносится примерная информация, однако всегда необходимо исходить из реальных объективных признаков, поскольку явные несовпадения могут повлечь признание документа недействительным со стороны страховой компании;
- иная информация, которая имеет отношение к произошедшему, если не удалось внести ее в основные пункты.
В рекомендации содержалась инструкция, которая предлагала заполнять документ печатными буквами, чтобы в дальнейшем было проще его разобрать. Это требование не было обязательным, тем не менее серьезно упрощало процесс в будущем.
Получение справки
Данная справка всегда составлялась на месте произошедшей аварии и выдавалась участникам ДТП незамедлительно. Необходимость ехать на пост ГИБДД и долго ждать отсутствовала. Перед выдачей справка проверялась, чтобы избежать ошибок из-за которых получить выплату в дальнейшем может быть затруднительно.
Несмотря на простоту получения, отложить время оформления документа было нельзя, поэтому в любом случае участники ДТП должны были дожидаться момента итогового оформления. Перенос времени выдачи допускался только при наличии уважительных причин. Например, когда в результате аварии пострадали или погибли люди.
ВНИМАНИЕ . После выдачи справки она действовала в течение 3 лет и в любое время можно было получить страховую выплату.
Крайне важно было проверять справку перед ее получением. Наличие неточностей не допускалось, поэтому уполномоченное лицо было обязано их исправлять по первому требованию водителя. На практике часто происходили ситуации, когда инспекторы предлагали не обращать внимания на незначительные ошибки. Такие действия в дальнейшем создавали существенные неприятности в первую очередь для водителей.
Справка о ДТП для страховой
Юридическая консультация по автомобильному праву
Похожие темы по автомобильному праву
- Что будет, если не заметил ДТП и уехал
- Обоюдная вина в ДТП
- Как обжаловать штраф по камере
- Консультация юриста по ДТП: быстро, удобно, надежно, бесплатно
- Взыскание ущерба с виновника ДТП
- Какой штраф, если не вписан в страховку
Показать еще 2
Выдается ли справка о ДТП в ГИБДД для страховой сегодня, и нужна ли она
С 20 октября 2017 года в ГИБДД уже не выдается справка о ДТП. Это вызвано отменой Приказа МВД № 154. Теперь для обращения за страховкой или предъявления иска к виновнику аварии нужно использовать извещение о ДТП, процессуальные материалы ГИБДД, отчеты об оценке ущерба. Разберем, по каким правилам оформлялась справка 154, можно ли ее использовать в 2019 году.
Нужна ли справка о ДТП для страховой: какое предназначение документа
Для получения выплат по ОСАГО, водитель или собственник должен подтвердить все обстоятельства ДТП, соблюсти предписания Федерального закона № 40-ФЗ. До отмены Приказа № 154 для доказывания использовались:
- справка о дорожно-транспортном происшествии (она получила название «форма 154» по номеру Приказа МВД);
- протоколы и постановления, подтверждающие факт нарушения ПДД;
- извещение о ДТП, которое заполнялось самими водителями.
В период действия Приказа № 154, нести документы в страховую компанию без справки от ГИБДД было бесполезно. Почему?
С 20.10.2017 года Приказ № 154 был отменен, но до марта 2018 года продолжала действовать норма ОСАГО, обязывающая представить для страховой компании справку о ДТП. Поэтому многие водители сталкивались с правовой неопределенностью, не имея возможность представить полный комплект документов. С марта 2018 года из правил ОСАГО был исключен пункт о представлении страхователем указанного документа.
Хотя в 2019 году ГИБДД не имеет права выдавать справку, ранее оформленные бланки могут использоваться:
- как доказательство в судебном процессе по иску к страховой компании (если бланк был представлен для суда до октября 2017 года, его обязаны учесть как доказательство);
- как доказательство при взыскании ущерба с непосредственного виновника.
Учитывая, что судебные тяжбы могут тянуться годами, особенно при обжаловании в вышестоящих инстанциях, справки ф.154 по-прежнему можно встретить в материалах дел.
Нелегальные способы получения справки
До сих пор в интернете можно встретить предложения о покупке справки о ДТП, оформленной задним числом. Приобретая «левую» справку, недобросовестные водители рассчитывают получить компенсацию ОСАГО или КАСКО, увеличить размер повреждения и сумму выплат, доказать свою невиновность. Покупка нелегальной справки является прямым нарушением закона, влечет следующие последствия:
- страховщик вправе подавать запрос в ГИБДД для подтверждения законности выданных бланков;
- при выявлении факта представления незаконно полученного документа, заявитель привлекается к уголовной и гражданской ответственности (как правило, по ст. 159 УК РФ за мошенничество);
- если по незаконному бланку уже перечислена страховка, ее взыскивают через суд.
Подробнее о рисках и последствиях получения нелегальных документов вы можете узнать на консультации наших специалистов.
Справка о ДТП отменена или нет: когда и зачем отменили документ
В 2019 году на территории России справки о ДТП не выдаются. Ранее выданный документ действует, если дорожный инцидент состоялся до 20.10.2017 года. Сейчас автовладельцы самостоятельно заполняют извещение о ДТП, либо с вызовом инспектора ГИБДД. В полиции или ГИБДД можно получить только копии материалов административных и уголовных дел, в которых содержатся сведения об аварии, вине водителей, характере повреждений.
Основной причиной отмены справки о ДТП являлись многочисленные нарушения сотрудников ГИБДД. Небрежность или ошибки в составлении документа приводили к длительным судебным спорам с участием страховых компаний и участников аварии. Поэтому было принято решение упростить процесс оформления документов, оставив за ГИБДД только функцию выявления нарушений ПДД.
В 2019 году даже при оформлении документов с привлечением ГИБДД справка ф. 154 не выдается. Чтобы получить страховку или подать иск на виновника, нужно оформить извещение о ДТП. В этом бланке будет указан характер повреждений всех автомашин, место первого удара, траектория движения транспорта перед столкновением, иные обстоятельства. Для подтверждения вины одного из участников ДТП нужно использовать протоколы и постановления о нарушении ПДД.
После ДТП: оформляем документы
Опубликовано: 02 / 02 / 2011
Портал «Случай.Ру» совместно с Ассистанской компанией «ЛАТ» продолжает серю статей, посвященных правильным действиям автовладельцев после дорожно-транспортного происшествия.
Читайте второй выпуск.
Первым документом, который вы получите на руки, будет оформленная инспектором ГИБДД «Справка о дорожно-транспортном происшествии», так называемая форма-748. В этой справке указываются данные о водителях, транспортных средствах, участвовавших в ДТП, собственниках этих ТС, названия СК и номера полисов ОСАГО. Кроме того, в справку записываются видимые повреждения автомобилей. Справка эта самокопирующаяся, и водителям выдаются копии.
Читайте также Как оформить схему ДТП
Для формирования выплатного дела в страховой компании кроме справки Ф-748 вам понадобится предоставить «Протокол об административном правонарушении» и «Постановление по делу об административном правонарушении», в которых будет отражена суть нарушения виновником ДТП и административное наказание, наложенное на него. В некоторых случаях вместо протокола и постановления могут дать один документ: «Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении». Это происходит в тех случаях, когда административная ответственность (штраф) за то или иное нарушение ПДД не предусмотрена. Например, за движение задним ходом. При этом освобождение от административной ответственности не снимает вину за совершение ДТП. В случае если в правовой оценке причин ДТП у водителей противоречий нет, и виновник признаёт свою вину, то протокол с постановлением, либо определение вы сможете получить сразу по окончании оформления происшествия. При получении документов следует внимательно с ними ознакомиться, убедиться, что заполнены все графы, а данные не содержат ошибок. Помимо того, что виновник определен в протоколе, информация о его нарушении должна быть отражена в соответствующей графе справки Ф-748, а в разделе, содержащем данные о вас, в такой же строке должно быть указано, что с вашей стороны нарушений ПДД не выявлено. Внимательно прочитайте перечень повреждений вашего автомобиля, указанных в справке. Все видимые кузовные элементы, стекла, фары должны быть указаны в этом списке. При возможном наличии скрытых повреждений должна быть сделана соответствующая запись. При проведении в дальнейшем экспертизы ущерба страховая компания будет руководствоваться повреждениями, отмеченными в справке ГИБДД. Не редки случаи, когда страховщик отказывается при расчете стоимости восстановительного ремонта учитывать не указанные в справке видимые повреждения наружных элементов. В такой ситуации вам, скорее всего, придется поехать в отдел ГАИ, где оформлялось ДТП, попасть на прием к дознавателю и, представив фотографии своей машины, убедить его в том, что не указанные повреждения относятся к данному происшествию.
На копии справки Ф-748 должен стоять угловой штамп, на копиях остальных документов – круглая печать. Использовавшаяся ранее в качестве первичного документа о ДТП справка Ф-12 отменена, хотя в некоторых подразделениях ГИБДД она до сих пор по старинке выписывается.
Среди всех, предоставляемых в страховую компанию документов, утвержденных ведомственными приказами, Извещение о ДТП является, пожалуй, единственным документом, утвержденным Правительством РФ. Несмотря на то, что в некоторых СК этому документу не придают должного значения, не стоит легкомысленно относиться к процедуре его оформления. Не исключено, что именно в вашем случае он будет затребован. Кроме того, заполнением этого документа вы исполняете свои обязательства по уведомлению своего страховщика о факте наступления страхового случая, причем независимо от того, виновник вы или пострадавший. Извещение о ДТП заполняется водителями ТС, участвовавших в ДТП. При отсутствии разногласий в обстоятельствах происшествия заполняется один бланк на двоих. При наличии в ДТП нескольких участников необходимо будет заполнить отдельный бланк с каждым водителем, с которым у вас было столкновение, данные об остальных участниках записываются на обратной стороне в разделе №4. Нередко при виде документа с множеством различных граф водителей охватывают паника и сомнение в способности этот документ заполнить, а иногда у них при себе его просто не оказывается. Забегая вперед, скажу, что ничего сложного в оформлении извещения нет. Нужно просто внимательно и аккуратно вписать данные о ТС, его собственнике, водителе, название СК и № полиса ОСАГО. Заметьте, все эти данные присутствуют и в справке Ф-748 и при необходимости могут быть взяты оттуда. Бывают случаи, когда участники ДТП не хотят сообщать о себе друг другу какие-либо сведения. Но сотрудникам ГАИ и прибывшим на место ДТП аварийным комиссарам свои документы при оформлении они передают. В итоге у всех все равно оказываются все необходимые данные друг о друге. При наличии разногласий в оценке случившегося или при невозможности совместного заполнения извещения каждый водитель заполняет свой бланк с указанием причины этого. При причинении вреда жизни или здоровью пассажиров в извещении указывается при наличии их данные.
К сожалению, не всегда удается получить весь комплект документов в день оформления. Для этого может быть несколько причин. Это и отказ признать свою вину другим участником ДТП. Причиной может явиться элементарное отсутствие каких-нибудь бланков. В таких случаях инспектор оформляет «Определение о возбуждении дела об административном правонарушении», материал передается дознавателю, и вам предстоит получать остальные документы у него.
ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как это работает, кто виноват и что делать?
С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.
За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.
Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных
Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.
Почему отменили справку и что вместо нее?
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Читайте также Когда выдается справка о ДТП
Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой ОСАГО EEEXXXXXXXXXX согласие, ОСАГО бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией
Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.
Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.
В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
б) данные обо всех транспортных средствах;
в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
г) описание повреждений.
Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.
Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?
Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».
Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.
«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?
Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.
Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.
Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.
Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?
В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.
Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?
Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.
Что , если инспектор не указал нужных данных в документах?
Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.
* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»