Порядок оценки автомобиля после ДТП
Содержание:
- 1 Как проводится независимая оценка ущерба
- 2 Что такое оценка ущерба автомобиля
- 3 Порядок проведения оценки
- 4 Для чего нужна дефектовка
- 5 Сроки экспертизы после аварии
- 6 Стоимость экспертного анализа
- 7 Онлайн-калькулятор оценки
- 8 Порядок оценки автомобиля после ДТП
- 9 Как оценить ущерб после ДТП?
- 10 Особенности проведения экспертизы по ОСАГО
- 11 Нововведения, о которых необходимо знать
- 12 Выбор места проведения экспертизы
- 13 Оценка ущерба автомобиля после ДТП
- 14 Законодательные основы
- 15 Экспертиза авто в страховой компании
- 16 Проведение независимой экспертизы
- 17 Онлайн калькулятор расчета ремонта на сайте РСА
- 18 Сколько стоит проведение оценки в независимой компании?
- 19 После аварии — дороже
- 20 Оценка ущерба автомобиля после ДТП
- 21 В каких случаях необходима оценка ущерба автомобиля
Как проводится независимая оценка ущерба
Несоблюдение правил дорожного движения приводит к возникновению аварийных ситуаций, в результате которых страдают транспортные средства. Пострадавший автовладелец вправе требовать возмещение материального вреда от страховой компании при наличии действующего полиса. Для определения суммы компенсации необходима оценка ущерба автомобиля после ДТП. Потерпевший водитель может воспользоваться услугами страховщика или обратиться в коммерческие организации для проведения независимой экспертизы.
Что такое оценка ущерба автомобиля
Для определения масштаба механических повреждений после дорожного происшествия проводится дательный осмотр транспортного средства. Оценка автомобиля после ДТП представляет экспертное исследование для установления обстоятельств аварийной ситуации, характера дефектов, степени урона и расчета суммы компенсации для проведения ремонта.
Важно знать! Ущерб за причиненный вред в результате дорожного происшествия выплачивается страховой компанией или РСА. При отсутствии действующего полиса ОСАГО пострадавший автовладелец имеет право провести экспертное исследование для установления размера взыскания материального ущерба с виновника аварийной ситуации.
Для чего проводится
Независимая оценка ущерба при ДТП осуществляется для проверки правильности начислений со стороны страховщика, определения точной суммы денежных средств для проведения восстановительных работ. При подозрении на наличие неучтенных скрытых дефектов, занижении размера компенсации, возникновении конфликтных ситуаций автовладелец вправе обратиться в другие коммерческие компании. Экспертный осмотр проводится при подаче иска для установления в суде обстоятельств дорожного происшествия, выявления виновной стороны, обязанной восстанавливать поврежденную машину за личный счет при отсутствии действующего страхового полиса.
Кто проводит
Оценка после ДТП осуществляется по факту документальной фиксации дорожно-транспортного происшествия сотрудником ГИБДД. Выбор эксперта зависит от количества участников инцидента, обстоятельств и последствий аварийной ситуации. Осмотр поврежденного автомобиля может проводиться:
- государственным судебным экспертом;
- страховщиком, выдавшим полис ОСАГО;
- независимой компанией.
При назначении исследования судьей проводится государственная экспертиза. При наличии полиса ОСАГО осмотр автомобиля осуществляется сотрудниками страховщика. По желанию автовладелец вправе обратиться в независимые фирмы. Проводить мероприятия могут компании, зарегистрированные как саморегулируемые организации после прохождения аттестации.
Во избежание оспаривания полученных результатов оценщик должен быть застрахован. Исследование поврежденного автомобиля не может осуществляться частными техниками, являющимися учредителями, а также собственниками компании, выдавшей полис.
Порядок проведения оценки
После возникновения дорожно-транспортного происшествия водитель оповещает компанию, которая выдавала ему полис ОСАГО. После звонка на место инцидента выезжает сотрудник для осмотра автомобиля и вынесения вердикта о степени повреждений, примерной сумме компенсации. Пострадавший также вправе обратиться к независимым специалистам. Экспертиза назначается после выбора организации и заключения договора о сотрудничестве. В документе отражаются дата, время осуществления оценки машины после ДТП. Этапы проведения осмотра поврежденного транспортного средства:
- Прибытие на оценочное исследование.
- Оформление акта о приеме автомобиля на экспертизу.
- Фиксация обнаруженных механических повреждений на фото-, видеокамеру.
- Составление сметы с учетом рыночной стоимости деформированных деталей.
- Выдача отчета автовладельцу.
Если водитель обращается в независимую организацию, он обязан до проведения исследования оповестить об оценочных мероприятиях виновника аварийной ситуации, представителя страховой компании. Извещение должно быть отправлено за 3 дня до осмотра автомобиля специалистом.
Для чего нужна дефектовка
Экспертиза подразумевает анализ поврежденного транспортного средства и выявление скрытых неисправностей, износа частей. Оценка позволяет определить внутренние дефекты, функциональность деталей и механических систем после дорожного происшествия. Глубокое исследование с помощью современной электронной техники дает представление о незаметных деформированных элементах, которые при своевременном обнаружении приводят к серьезным поломкам машины. Дефектовка проводится на специализированной ремонтной станции за счет средств автовладельца.
Сроки экспертизы после аварии
При наличии действующего полиса ОСАГО водитель должен сообщить об аварийной ситуации страховщикам сразу на месте происшествия. Срок проведения оценки ущерба после ДТП составляет 5 дней с момента подачи заявления.
При неосуществлении своевременного осмотра поврежденного транспортного средства по вине страховой компании пострадавший вправе обратиться к независимому оценщику.
При заключении договора с другой организацией автовладелец обязан оповестить участников дорожного происшествия за 3 дня до назначенной даты осмотра. Обратиться к независимому эксперту можно в течение полугода с момента аварии. Законодательством не определено максимальное время проведения исследования. Срок вынесения вердикта зависит от масштаба повреждений, объема работы, занятости техника.
Стоимость экспертного анализа
Важно знать! Законом не установлены минимальные цены на исследование транспортного средства после дорожного происшествия. Чем больше времени эксперт тратит на фиксацию и описание обнаруженных механических повреждений, составление сметы с учетом полученных дефектов, тем выше итоговая стоимость услуги.
Из каких параметров складывается
Цена независимой оценки ущерба после ДТП определяется отдельно для каждого автовладельца. Критерии, влияющие на итоговую стоимость услуги:
- характер дефектов;
- тип транспортного средства;
- год выпуска машины;
- сложность проводимого исследования;
- объем работы;
- срочность;
- регион расположения оценочной компании.
Серьезные механические повреждения требуют больших затрат от эксперта. Проведение дополнительных расчетов стоит дороже стандартного исследования. За выполнение работы в короткие сроки взимается надбавка за срочность: 10-15% от общей стоимости услуг. В столичных регионах цены на экспертный осмотр выше показателей провинциальных городов.
Онлайн-калькулятор оценки
Автовладелец может самостоятельно подсчитать затраты на услуги независимого обследования машины, участвовавшей в дорожно-транспортном происшествии. Оценка ДТП доступна с помощью электронного сервиса. Онлайн-калькуляция позволяет составить расчет с учетом места проживания, особенностей комплектации автомобиля (производство, модель, марка, тип кузова, год выпуска), характера повреждений (царапина, вмятина). Полученные результаты являются приблизительной стоимостью услуг оценщика.
Автовладельцы обязаны проводить техническую экспертизу для начисления компенсации от страховой компании за механические повреждения в результате аварийной ситуации. При отсутствии действующего полиса, несогласии с вынесенным решением о сумме ущерба, водитель вправе обратиться в независимые оценочные организации. Стоимость услуг определяется степенью деформированных деталей и сложностью работ.
Порядок оценки автомобиля после ДТП
Как показывает судебная практика, страховые компании все чаще и чаще занижают, либо вообще отказывают в выплате страхового возмещения. Первым этапом борьбы с недобросовестной страховой компанией является проведение независимой оценки автомобиля после ДТП. Она необходима для того, чтобы установить среднерыночную стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Оценку ущерба после ДТП осуществляет и сам страховщик, но, как правило, у данных экспертов нет соответствующего образования, предусмотренных законодательством РФ, следовательно, страховая оценка автомобиля после ДТП не является надлежащим доказательством расчета ущерба после ДТП. Законом не предусмотрено обязательное предоставление на осмотр транспортного средства после ДТП страховщику, достаточно известить страховщика телеграммой о:
- месте;
- дате;
- времени проведения оценки ТС.
Но в данном случае, скорее всего, страховщик не упустит своего шанса и неправомерно откажет в выплате страхового возмещения по причине не предоставления на осмотр автомобиля после ДТП.
Как оценить ущерб после ДТП?
Сейчас на рынке существует огромное количество лиц, осуществляющих оценку машин после ДТП, поэтому при выборе независимого оценщика при ДТП на вашем пути встретятся немало «подводных камней».
Прежде чем начать поиск оценщика автомобилей после ДТП, нужно понять, в чем заключается разница между экспертом и оценщиком. Здесь все достаточно просто. Оценщики определяют рыночную стоимость объекта оценки, а эксперты отвечают на такие вопросы, как:
- наличие и характер технических повреждений ТС;
- причины возникновения технических повреждений ТС;
- технология, объем и стоимость ремонта ТС.
Поэтому лучше всего выбирать оценщика, который должен иметь статус, как эксперта, так и оценщика.
Особенности проведения экспертизы по ОСАГО
Проведение оценки после ДТП по страховым случаям по ОСАГО имеют ряд своих особенностей. Согласно ФЗ «Об ОСАГО» для проведения независимой технической экспертизы привлекается ТОЛЬКО эксперт-техник. В соответствии с ФЗ об ОСАГО и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства» экспертом—техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе, профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам-техникам и аттестации, при положительных результатах, внесенное в государственный реестр экспертов-техников.
Читайте также Кто покупает авто после ДТП
Также при оценке авто после ДТП по страховым случаям ОСАГО следует помнить, что в соответствии со ст. 12 п. 19 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба автомобиля на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).
Нововведения, о которых необходимо знать
С 1 декабря 2014 года, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба при ДТП осуществляется в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России. Это означает, что при составлении независимой оценки после ДТП, эксперт-техник обязан использовать данную методику.
Оценка ТС после ДТП не просто формальное действие. От правильной оценки ущерба зависит во многом успех всего судебного процесса. Оценка ущерба от ДТП должна быть произведена не просто грамотным и квалифицированным экспертом, но и должна быть проведена крайне внимательно. Независимая оценка при ДТП в первую очередь включает в себя осмотр разбитого автомобиля. Все повреждения должны быть подробно описаны и изложены в акте осмотра, который составляет эксперт.
Оценка автомобилей после ДТП включает в себя также осмотр экспертом скрытых повреждений, которые не указаны инспектором в справке ГАИ. Скрытые повреждения лучше всего фиксировать сразу вместе с явными повреждениями. Правила оценки ущерба при ДТП предписывают, что эксперт должен фиксировать только те скрытые повреждения, которые относятся к ДТП и соотносятся с внешними повреждениями.
Выбор места проведения экспертизы
На месте ДТП оценка ущерба это самый идеальный вариант, но не все помнят об этом в стрессовой ситуации, да и не все скрытые повреждения есть возможность осмотреть. Осмотр автомобиля на месте ДТП очень хорошо подходит для небольших происшествий, когда поцарапано только оперение кузова: крыло, бампер, дверь. В случаях с более объёмными повреждениями (вмятины на кузове, разбитый бампер) рекомендуется проводить осмотр на территории автосервиса.
Оценка ущерба автомобиля после ДТП
Оценка ущерба, полученного транспортным средством в ДТП, начинается еще на этапе составления протокола инспектором ГИБДД. Именно он описывает в протоколе все повреждения, которые затем будут отражены в справке о ДТП и переданы вместе с ней в страховую компанию. Поэтому стоит проследить, чтобы протокол об административном правонарушении был составлен максимально подробно и добросовестно. В общем случае оценку ТС после дорожной аварии проводят специалисты, которые сотрудничают со страховой фирмой.
Законодательные основы
Существует 2 основных закона, которые регламентируют оценку повреждений ТС, полученных в результате ДТП, равно как и деятельность страховых компаний при наступлении страховых случаев — Закон «Об ОСАГО» и Закон «Об оценочной деятельности». Последний документ содержит подробный регламент профессиональной деятельности оценщиков.
Каждый эксперт-оценщик может проводить оценку повреждений авто только после аттестации в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК). По ее успешному прохождению он получает на руки удостоверение, а его личные данные заносятся в Госреестр техников-экспертов, который всегда можно просмотреть на официальном сайте Министерства юстиции.
По закону каждый участник ДТП, рассчитывающий на получение страховой выплаты, может доверить оценку ущерба независимым экспертам, минуя оценку специалистами, которые сотрудничают со страховой компанией. Обычно делается в том случае, если есть сомнения в их объективности.
Экспертиза авто в страховой компании
По закону страховая компания должна в полном объеме компенсировать пострадавшей в аварии стороне расходы на ремонтно-восстановительные работы, но на деле страховые выплаты далеко не всегда полностью их покрывают.
Оценка повреждений специалистами, сотрудничающими со страховой фирмой, делается после подачи заявления на получения страховой выплаты. Вместе с заявлением подается справка из ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии и ряд других обязательных документов. После этого (обычно в течение 5 дней) с участником ДТП согласовывается место и время проведения осмотра. Сама оценка автомобиля обычно занимает не более одного часа.
После оценки эксперт составляет акт осмотра транспортного средства и составляет перечень полученных повреждений с учетом их рыночной стоимости (делает калькуляцию ущерба). Акт осмотра содержит следующие сведения:
- модель и марка автомобиля, год его выпуска, государственный номер и другие сведения о транспортном средстве;
- подробная информация о собственнике автомобиля;
- перечень повреждений, полученных машиной в результате ДТП;
- работы, необходимые для восстановления авто;
- пояснения по поводу повреждений, полученных автомобилем еще до аварии.
На основе акта осмотра делается калькуляция ущерба, которая учитывает виды необходимых ремонтно-восстановительных работ (покраска, замена деталей), их общую стоимость, износ деталей, подлежащих замене, и количество нормо-часов, требуемых для ремонта авто.
Проведение независимой экспертизы
Опишем подробней каждый этап проведения независимой экспертной оценки при наступлении страхового случая.
Шаг 1. Выбор подходящей фирмы и заключение договора
Выбирать организацию, которая оказывает услуги по оценке транспортных средств в рамках получения страховых выплат по ОСАГО, необходимо очень внимательно. Чтобы узнать, какой организации лучше всего доверить оценку, следует изучить сообщения автомобилистов на различных специализированных форумах или лично посетить несколько офисов, пообщаться со специалистами и сделать выводы об их профессиональной компетенции.
Шаг 2. Оплата услуг
Если заказчиком является физическое лицо, то оплата услуг независимых экспертов обычно делается в офисе, наличным или безналичным способом. На руки клиенту выдается квитанция об оплате услуг. Организации или индивидуальные предприниматели зачастую оплачивают услуги оценщиков безналичным способом, при помощи расчетного счета.
Шаг 3. Согласование места и времени осмотра
Место и время осмотра утверждается еще на этапе составления договора. Обычно автомобиль осматривают в автосервисе оценочной фирмы, в котором имеются все необходимые для этого технические средства. Но провести осмотр можно и на территории заказчика, в гараже или даже на штрафной стоянке.
Шаг 4. Оповещение о проведении экспертизы
Перед проведением оценки следует обязательно уведомить о ее времени и месте всех участников ДТП и страховую фирму. Они вправе присутствовать на процедуре, но даже если они не придут в назначенное время, результаты экспертизы оспорены не будут.
Шаг 5. Проведение экспертизы
На предварительном этапе оценки авто специалист знакомится со всей документацией, составленной инспектором ГИБДД при оформлении протокола о ДТП, а также делает общие фотографии автомобиля и фото поврежденных мест. Обязательно фиксируется и номер кузова (VIN-номер) автомобиля, его пробег и другие важные сведения, которые будут использоваться в дальнейших расчетах.
После осмотра экспертом автомобиля составляется акт, на основании которого проводятся дополнительные расчеты (калькуляция повреждений). Для этого обычно используются специализированные программы, которые все делают самостоятельно. В них необходимо лишь ввести сведения, полученные на этапе осмотра и фотофиксации повреждений.
Шаг 6. Получение экспертного отчета
В отчете о проведенной работе дается подробная информация о степени повреждения автомобиля и причинах их появления, о предстоящем объеме восстановительных работ и технологиях, которые при этом будут использоваться, о методах расчета стоимости ремонта и замены деталей. В конце отчета дается определение рыночной стоимости полученных повреждений и стоимости восстановительного ремонта.
К отчету независимых экспертов прилагается пакет документов, которые подтверждают сделанные выводы:
- заключение экспертов о проведенных исследованиях;
- расчет стоимости ремонтно-восстановительных работ (с учетом износа деталей или утраты товарной стоимости);
- фотографии полученных повреждений;
- акт осмотра автомобиля (на основе первичных сведений от инспектора ГИБДД);
- документы, подтверждающие квалификацию оценщика (сведения об аттестации, лицензия на проведение оценочной деятельности);
- договор на оказание услуг независимой экспертизы автомобиля;
- чеки и квитанции об оплате услуг.
Со всеми этими документами можно отправляться в страховую фирму для получения денежной компенсации или в суд, если необходимо оспорить результаты первой экспертизы, проведенной страховщиком.
Читайте также Купить в России авто после ДТП
Онлайн калькулятор расчета ремонта на сайте РСА
На официальном сайте РСА находится очень удобный сервис (калькулятор), при помощи которого можно проверить и среднюю рыночную стоимость запасных частей, требующих замены при ремонте автомобиля, и среднюю стоимость нормочаса работы, и среднюю товарную стоимость материалов для проведения восстановительных работ.
Для того чтобы узнать среднюю стоимость запасных частей, на главной странице сайта необходимо выбрать раздел «ОСАГО», а затем нажать на блок «Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов», расположенный слева от центра страницы.
Для получения сведения о стоимости запчастей в калькулятор необходимо ввести дату дорожно-транспортного происшествия, экономический регион, в котором случилась авария, марку транспортного средства и номер запасной части по специализированному перечню (можно указать одновременно до 3 запчастей). Далее нажимаем на кнопку «Отправить запрос» и получаем необходимую информацию.
Для получения сведений о средней стоимости нормочасов работ необходимо ввести в калькулятор дату аварии, экономический регион, марку транспортного средства и его тип.
Расчет средней стоимости материалов делается после ввода даты аварии, а также наименования производителя материалов и самого материала (не более 3 позиций одновременно).
Сколько стоит проведение оценки в независимой компании?
Стоимость услуг независимой автоэкспертизы будет зависеть от множества факторов, включая регион, в котором расположена фирма и ее финансовую политику. На стоимость оценки окажет влияние тип экспертной оценки и ее срочность, объем полученных повреждений и соответствующих исследований, место проведения осмотра, вариант оформления акта оценки повреждений и наличие дополнительных услуг.
Стоимость оценки ущерба легковых машин значительно ниже, чем грузового автотранспорта или специальной техники. В среднем за эту процедуру в 2018 году придется заплатить от 3 до 10 тысяч рублей. В дальнейшем, если независимая оценка покажет необъективность экспертов, присланных на осмотр автомобиля страховой фирмой, ее стоимость можно истребовать со страховщика.
После аварии — дороже
Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.
Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой — по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.
Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.
Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.
В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.
Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.
При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.
При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.
Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.
Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков — почти 149 тысяч.
Вычитаем одно из другого — получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.
Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.
Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.
Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.
Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.
На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.
Оценка ущерба автомобиля после ДТП
Ознакомившись с данной статьей, вы узнаете, как правильно произвести оценку ущерба, нанесенного автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия (далее в статье — ДТП). В предлагаемом вашему вниманию материале также изложены основные применяемые на практике способы оценки ущерба автомобилю при ДТП.
Определение размера материального ущерба, причиненного собственнику поврежденного транспортного средства, является приоритетной задачей, решаемой при производстве по делам о ДТП.
В одних случаях решение данной задачи должно осуществляться путем проведения экспертной оценки ущерба, нанесенного автомобилю в результате ДТП, в других – процедура оценки может быть упрощена.
С необходимостью определения размера материального ущерба, причиненного в ДТП от повреждения автомобилей и других видов транспортных средств, участники происшествия сталкиваются в 100 % случаев дорожных аварий.
Оценка ущерба автомобиля является «болевой точкой» в спорах по делам о возмещении ущерба от ДТП.
Для одной стороны – для потерпевших, размер ущерба из-за разбитого автомобиля всегда кажется чрезмерно заниженным.
Для другой стороны — для виновников ДТП, все наоборот: «муха превращена в слона».
Страховым компаниям и вовсе нет никакого дела ни до первых, ни до вторых: ведь у них, по вполне понятным причинам, просто отсутствует желание платить.
Поскольку деньги любят счет, то с ущербом придется разбираться детально.
Если после ознакомления с данной статьей у гостей нашего сайта появятся дополнительные или уточняющие вопросы относительно оценки ущерба, нанесенного автомобилю при ДТП, то мы рекомендуем обращаться в нашу службу правовой поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье.
Читайте также Анализ причин и условий способствующих возникновению ДТП
Подробности читайте в статьх:
В каких случаях необходима оценка ущерба автомобиля
Оценка ущерба автомобиля необходима:
При рассмотрении заявления потерпевшего о страховой выплате.
При несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты определенной страховщиком и предъявлении претензии.
Для обоснования претензионных досудебных требований о возмещении ущерба от ДТП к виновнику происшествия.
Для предъявления иска в суд.
При назначении судебной экспертизы по иску о возмещении ущерба, причиненного транспортному средству в дорожно-транспортном происшествии.
Процедуру оценки ущерба, причиненного транспортному средству в ДТП, в зависимости от ее целевого назначения, условно можно разделить на два вида:
Оценка для целей, вытекающих из правоотношений, урегулированных Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее в статье – Закон «Об ОСАГО»).
Например, расчет страховой выплаты, оспаривание размера страхового возмещения, оценка для претензии к страховщику, назначение судебной оценочной экспертизы.
Оценка ущерба в иных целях по «упрощенному порядку».
Например, для предъявления претензии к виновнику аварии или лицу, ответственному за причиненный вред, при расчете суммы исковых требований и предъявлении иска в суд.
Рассмотрим подробнее каждый из видов оценки ущерба.
Порядок оценки ущерба автомобиля по закону об ОСАГО
Оценка ущерба автомобиля после ДТП, проводимая в рамках правоотношений по договорам обязательного страхования, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона «Об ОСАГО».
В стандартной ситуации после определения виновного лица потерпевший обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате. Страховая компания в порядке и на условиях, предусмотренных законом «Об ОСАГО», определяет размер страховой выплаты в части расходов на восстановление поврежденного транспортного средства.
При этом не имеет значения способ оформления происшествия – Европротокол или общий порядок с участием уполномоченных сотрудников ГИБДД.
Статьи в помощь:
У потерпевшего впервые возникает необходимость проведения оценки ущерба автомобиля после ДТП в случае несогласия с размером причитающейся ему страховой выплаты, определенной страховщиком по результатам осмотра поврежденного транспортного средства.
При таких обстоятельствах потерпевший вправе настаивать на организации и проведении независимой технической экспертизы или независимой экспертизы (оценки) в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона «Об ОСАГО».
Расходы по проведению экспертизы несет в этом случае страховщик.
Если размер страховой выплаты был определен страховой компанией по результатам осмотра и проведения независимой экспертизы (оценки), а потерпевший не согласен с ее размером, то он вправе оспорить заключение экспертизы путем проведения повторной независимой экспертизы (оценки).
Расходы на повторную экспертизу оплачивает потерпевший.
В дальнейшем заключение повторной экспертизы — оценки поврежденного транспортного средства направляется потерпевшим с досудебной претензией в страховую организацию.
Статьи в помощь:
Оценка ущерба автомобиля после ДТП в рамках правоотношений, вытекающих из исполнения обязательств по договорам обязательного страхования, имеет свою специфику, определяемую статьей 12.1 Закона «Об ОСАГО».
Определенный законом порядок проведения независимой технической экспертизы заключается в следующем:
Предметом экспертизы в числе прочего является определение стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, а так же применяемых при его ремонте способов и методов.
Для проведения независимой оценочной экспертизы применяются единые правила, установленные Центральным банком РФ: «Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 №433-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 №34212).
Для целей проведения независимых экспертиз, в том числе и оценки ущерба автомобиля после ДТП в рамках ОСАГО, разработана и утверждена единая методика, по которой определяется величина расходов на восстановительный ремонт автомототранспортного средства.
Право на проведение независимых экспертиз предоставляется только экспертам-техникам – лицам, имеющим специальную профессиональную подготовку и включенных в единый реестр министерства юстиции России.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 Закона «Об ОСАГО» соблюдение перечисленных требований является обязательным при назначении судебной экспертизы по иску о взыскании страховой выплаты и определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства (речь идет об иске к страховой компании).
Статья в помощь:
Из сказанного выше следует, что выбирая эксперта для проведения оценки ущерба автомобиля необходимо удостовериться, что он имеет соответствующую аккредитацию в реестре Минюста России.
Также проверьте, чтобы заключение, выполненное экспертом- техником было составлено с применением единой методики установленной Центробанком России.
В противном случае, вы безвозвратно потеряете и время и деньги.
Упрощенный порядок оценки ущерба автомобиля после ДТП
Данный вид оценки применяется в целях, не связанных с исполнением требований, вытекающих из правоотношений ОСАГО.
Потерпевший вправе самостоятельно выбрать способ для расчета суммы ущерба, причиненного в связи с повреждением его транспортного средства.
Например, собственник поврежденного автомобиля может обратиться к любому профессиональному оценщику, который при помощи любой из имеющихся в его арсенале методик определит размер причиненного ущерба.
Распространенным способом, используемым для оценки ущерба транспортных средств, является составление сметы ремонтно-восстановительных работ.
Смета может быть составлена как в специализирующейся на ремонте автомототранспортных средств организации, так и самостоятельно потерпевшим.
Оценка–смета представляет собой расчет стоимости ремонтных работ, перечень заменяемых запасных, комплектующих частей и материалов, необходимых для восстановления автомобиля.
Для обоснования сметы используются любые доказательства, обосновывающие стоимость затрат (чеки, выписки, справки из автомагазинов и специализирующихся на торговле запасными частями и ремонте организаций).
Использование упрощенного порядка предполагает выполнение потерпевшим функций организатора (исполнителя) действий, направленных на определение ущерба, и существенно минимизирует финансовые затраты по оценке ущерба автомобилю, нанесенного ДТП.
Подробности читайте в статье:
Комментарии
День Добрый. Было ДТП, я потерпевший. 2 авто, без вреда здоровью, до 50 тыс.
Повреждения: ЛКМ на заднем бампере+ поврежден фаркоп. Есть товарный чек на фаркоп, его стоимость 7800руб. покупал 2 мес. назад. Авто Фольтсваген Поло 2014г.в. пробег 90000км.
Получил справку из ГИБДД и постановление об отказе в возбуждении админ. правонарушения.
Приехал в свою страховую (росгосстрах), отдал документы: Спавку гибдд, постановление, копии паспорта, стс, в/у. Записался на экспертизу на сл. день и взял направление (только сейчас заметил что оно без номера, даты и печатей на фирм. бланке.)
На след. день машину осмотрел оценщик, забрал направление. Записал в бланке повреждения: замена ЛКМ, замена фаркопа. Отметил что возможны скрытые дефекты. На вопрос о работе снять/поставить бампер — он ответил что это сопутствующая работа и ее не нужно отдельно записывать. На предложение взять копию товарного чека, услышал отказ и что ему он не нужен и если что то не устраивает Я могу отказаться от выплаты. На просьбу сфотографироват ь этот бланк тоже получил отказ.
Через 15 мин. меня пригласили и озвучили сумму в 12700руб.
Естественно я отказался. Далее написали как бы правильно выразится заявление об полной выплате, расписался в бланке с перечнем отданных документов и на получение карты росгосстрах банк. В самом конце отдал копию товарного чека и записали его в перечень доков (если б не настоял- то сотрудница промолчала). Далее мне сказали что в течении 20 раб. дней поступит выплата либо на почту отказ. И новые расчеты я смогу получить по заявлению после выплаты.
Теперь не знаю что делать дальше. Либо заказывать сейчас независимую экспертизу, либо дожидаться выплаты и смотреть потом расчеты (знаю что машине 2 года и должны посчитать УТС) Кстати срок действия моего полиса истекает через 16 дней.
Заранее благодарю за ответ и не судите строго по ошибкам.