Что делать, если сбитый пешеход ушел с места ДТП

Правила поведения водителя при попадании в дорожное происшествие регламентированы п.п. 2.5, 2.6 ПДД. Вне зависимости от поведения иных участников ДТП, он обязан остановиться, предпринять меры оказания первой помощи пострадавшим, записать данные свидетелей и очевидцев, вызвать скорую помощь, полицию, сообщить правоохранителям обстоятельства произошедшего, разъяснить тот факт, что пострадавший скрылся.

Даже если сбитый гражданин самостоятельно покинул место происшествия, водителю нужно следовать предписаниям ПДД. Нет гарантий, что в результате ДТП пешеход не получил травм, с которыми он впоследствии не обратится в больницу или полицию. И если по его показаниям автомобиль виновника сможет быть идентифицирован, водитель, даже если он не виновен в ДТП, рискует быть привлеченным к ответственности по ч. 1, 2 ст. 12.27 КоАП за побег с места происшествия и невыполнение обязанностей в связи с ДТП.

С формальной точки зрения самостоятельный уход пешехода с места происшествия может свидетельствовать об отсутствии факта ДТП. Согласно п. 1.2 ПДД, дорожным происшествием считается событие, возникшее в процессе движения ТС в котором погибли/ранены люди, повреждены ТС или здания либо нанесен иной имущественный ущерб. Если сбитый пешеход самостоятельно покинул место наезда, логично предположить, что он не имеет ранений и иных повреждений здоровью. Но в то же время нет гарантий, что такие повреждения не скрыты и не проявятся впоследствии.

Обратите внимание!

Во избежание последствий, рекомендуется обращаться в ГИБДД и сообщать о факте ДТП. Если реальный ущерб здоровью пешехода отсутствует или о не заявит о себе, максимум, что ждет водителя – штраф за нарушение ПДД.

Уехал, но вернулся

Дело происходило в Крыму. 13 января прошлого года некий водитель Кострыкин в 11.45 утра двигался по дворовой территории дома 1 «а» по улице Дмитрова в поселке Черноморское на своем автомобиле. И задел припаркованную машину. Из документов неясно, заметил ли он удар, останавливал ли машину, но ясно, что с места происшествия он уехал.

Далее — тоже непонятно. То ли совесть проснулась, то ли, доехав до места он обнаружил легкие повреждения на машине и, сопоставив обстоятельства, вычислил, где он их мог получить. Но Кострыкин вернулся на место происшествия. Причем еще до приезда сотрудников ГИБДД. Он присутствовал при установлении обстоятельств происшествия и подписал схему к протоколу осмотра места аварии. В протоколе об административном правонарушении он сделал отметку о том, что место ДТП не покидал. Однако его отсутствие до приезда ГИБДД подтверждалось показаниями свидетелей и было зафиксировано в протоколе.

Черноморский районный суд на основании этих документов решил, что Кострыкин скрылся с места ДТП, за что и должен понести ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП — «Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся». И лишил его прав на один год и два месяца. Это решение подтвердил и Верховный суд республики Крым.

Виновник участвовал в оформлении происшествия ДТП. Значит, ответит только за нарушение правила

Но Верховный суд РФ с этим не согласился. Из материалов дела следует, что на момент приезда сотрудников полиции Кострыкин находился на месте. Обстоятельства происшествия установлены с его участием. Схема происшествия подписана и им, и другим участником ДТП. Второй участник и свидетели также подтверждают, что Кострыкин на момент приезда сотрудников ГИБДД присутствовал на месте.

При таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении Кострыкиным места ДТП, участником которого он является.

Да, он не выполнил требование пункта 2.5 Правил дорожного движения: немедленно остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. За что его можно привлечь к ответственности по части 1 статьи 12.27 КоАП — штраф 1 тысяча рублей. Но, поскольку он уже начал исполнять наказание по неправильно вмененной ему части 2 этой же статьи, то Верховный суд дело прекратил.

Все судьи должны внимательно изучать судебную практику Верховного суда и ориентироваться на нее. Но при этом необходимо рассматривать конкретные обстоятельства дела. Так, например, в ГИБДД считают, что подобные ситуации, когда человек во дворе задел другую машину, уехал, а потом вернулся, не заслуживают сурового наказания в виде лишения прав. Однако бывают и другие ситуации.

Например, водитель сбил человека и уехал. А потом вернулся. Это уже можно квалифицировать как оставление в опасности. И не важно, какие необходимые обстоятельства были у водителя, чтобы покинуть место ДТП в такой ситуации.

Другой случай. За рулем в момент ДТП находился нетрезвый водитель. Он уехал с места аварии, попросил трезвого родственника сесть за руль, вернуться на место аварии и поучаствовать в ее оформлении, взяв вину на себя. Если бы он сам остался на месте ДТП, ему грозила бы не только расплата с пострадавшими, но и лишение прав, а также штраф 30 тысяч — за первый случай управления в нетрезвом виде. А за повторный — уже уголовная ответственность.

А трезвый родственник за рулем, который вписан в полис ОСАГО, отделается всего лишь штрафом за нарушение правил, а также повышенным тарифом за автогражданку.

Ответственность за ДТП с пешеходом

В в зависимости от тяжести причиненных пострадавшему травм, водителя могут ждать следующие виды ответственности:

  • Гражданская. Согласно ст. 1064 ГК, причинитель вреда обязан возместить личный и имущественный ущерб пострадавшему. Возмещению подлежит утраченный заработок, а также фактически понесенные медицинские расходы на восстановление здоровья и реабилитацию, вплоть до профессиональной переквалификации — ст. 1085 ГК.
  • Административная. Водитель может быть привлечен к админответственности, если пострадавший получил легкие травмы или травмы средней тяжести, а сам наезд произошел в результате нарушения водителем ПДД, согласно ст. 12.24 КоАП «Нарушение ПДД». Водителю может быть назначен штраф 2-5 тыс. рублей или лишение прав на срок 1-2 года.
  • Уголовная. Если наезд произошел в результате нарушения ПДД и пешеход получил тяжелые травмы, виновнику угрожает ч. 1 ст. 264 УК. Максимальное наказание – тюремный срок не более 2 лет.

«Стукнул и уехал!»: что делать, если вы попали в ДТП в собственном дворе (подборка видео)

Они случаются ежедневно, причём едва ли не чаще, чем ДТП на дорогах. Мы говорим о так называемых скрытых дорожно-транспортных происшествиях во дворах. Наверняка вы много раз о них слышали от друзей и знакомых. А кто-то и лично столкнулся примерно с такой ситуацией: выходишь утром во двор, подходишь к машине, а у неё бок стёсан или бампер помят. А того, кто вам сделал такой «подарок», уже и след простыл.

»
Наши камеры фиксируют подобные ДТП ежедневно, по нескольку случаев, — говорит руководитель Яков МИЛЮКОВ. — И в 9 из 10 случаев нарушитель просто уезжает с места происшествия, видимо надеясь, что его не вычислят.

Как правильно себя вести в этой ситуации? Как можно найти нарушителя и собрать доказательства? Что делать, если виновник происшествия сунул вам под дворник номер телефона – договариваться или звонить в ГИБДД? И всегда ли видеокамера над подъездом – гарантия того, что вы найдёте того, кто стукнул вашу машину и преспокойно уехал?

В общем, вопросов возникает много, поэтому в ток-шоу, которое было организовано НП «Гильдия аналитических журналистов», участвовало сразу несколько экспертов. С их помощью разбираемся с главными вопросами, которые касаются скрытых ДТП.

1. Утром я обнаруживаю на своей машине, стоявшей во дворе, свежие царапины. Что делать?

»
Первым делом нужно вызвать участкового. Ведь повреждения автомобилю могут быть нанесены необязательно в результате ДТП, — комментирует инспектор отдела ДПС и ИАЗ УГИБДД ГУ МВД по Воронежской области Дмитрий ЧЕПЕЛЕВ. — Например, вам мог поцарапать её ножом какой-нибудь хулиган.

Участковый уже будет определять, как были нанесены повреждения, собирать доказательства, и, если установит, что случилось ДТП, к делу подключат сотрудников ГИБДД.

Прежде всего, полицейские проверяют, если ли на доме видеокамеры и попало ли происшествие в их поле зрения. Затем опрашивают свидетелей, однако свидетельские показания могут быть противоречивыми, неконкретными – даже если кто-то видел, как произошло ДТП, номер машины нарушителя редко кто запоминает. Правда, очевидцы могут предоставить записи со своих видеорегистраторов или кадры, снятые на мобильные телефоны, – они тоже являются доказательствами.

2. Я случайно помял бок машины соседа, но очень тороплюсь. Могу я уехать и оставить ему свой номер телефона под дворником?

»
Это является нарушением закона, в КОАП есть статья 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», — продолжает Дмитрий Чепелев. — За оставление места ДТП водитель наказывается лишением прав до полутора лет или арестом на срок до 15 суток. Алгоритм действий тут такой же, как и при обычном дорожно-транспортном происшествии. Нужно остановиться, включить аварийную сигнализацию, установить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГИБДД.

3. Если мне повредили машину, но оставили визитку, как лучше сделать – попробовать договориться с виновником о компенсации за ремонт или звонить в ГИБДД?

»
Тут всё зависит от конкретной ситуации, — размышляет юрист Оксана ПАЛЬЧИКОВА. — Ведь не нужно забывать, что если ДТП будет зарегистрировано, то стоимость страхового полиса ОСАГО у вас значительно вырастет, причём на несколько ближайших лет.

Поэтому, если ущерб нанесён незначительный, а нарушитель сделал шаг навстречу, оставив свои контакты, возможно, выгоднее для вас будет договориться с ним об оплате ремонта автомобиля.

4. Из соседнего авто выходила девушка, неудачно открыла дверь и поцарапала мой автомобиль. Куда звонить?

»
Эта ситуация дорожно-транспортным происшествием не является, — поясняет Дмитрий ЧЕПЕЛЕВ. — Главный признак ДТП – хотя бы одно транспортное средств при этом должно двигаться. Если же обе машины стоят и одну из них повредили, неудачно открыв дверь, это является порчей имущества. Звонить по такому поводу нужно участковому, и решается дело в судебном порядке. Производится оценка повреждений, и, если виновник не согласен возместить эту сумму добровольно, подаётся иск в суд.

5. Такие обстоятельства, как гололёд, узкий проезд, маленькая площадь парковки, – они учитываются как смягчающие при оформлении внутридворового ДТП?

»
Нет, ведь в ПДД чётко указано, что водитель, садясь за руль, должен учитывать техническое состояние машины, своё состояние, а также погодные условия и окружающую обстановку, — говорит Оксана Пальчикова. — Поэтому, если он решил припарковаться при очевидном недостатке места и кого-то стукнул, это целиком его вина.

— Существуют нормативы по размещению парковок и количеству парковочных мест перед домом, — поясняет главный специалист отдела архитектуры городского управления главного архитектора Алина ПОДПРУГИНА. — Например, минимальное количество парковочных мест – одно на каждые 80 метров площади дома. Плюс 40 гостевых мест на тысячу жителей. Расстояние от фасада до парковки должно быть не меньше 10 метров. Однако, во-первых, эти нормативы для нынешней ситуации явно нужно пересматривать в сторону увеличения количества парковочных мест, во-вторых, они носят только рекомендательный характер.

6. Фото с места ДТП – является ли оно доказательством?

»
Далеко не всегда, — утверждает Оксана Пальчикова. — Потому что, во-первых, не всегда понятно, когда это фото сделано. Во-вторых – где именно сделано. Поэтому, если вы стали свидетелем внутридворового ДТП или увидели машину, припаркованную на газоне или детской площадке, лучше позвонить в ГИБДД, сообщить о произошедшем и получить инструкцию, что делать дальше.

7. Если над подъездом установлена видеокамера, нарушителя точно вычислят?

»
Если жилой дом и дворовая территория оборудованы системой видеонаблюдения, это значительно упрощает ситуацию и сотрудникам полиции, и пострадавшим, — говорит руководитель Яков МИЛЮКОВ, — Но к сожалению, далеко не всегда наличие камер гарантирует вам, что виновника внутридворового ДТП вычислят. Ведь главное что? Распознать на видео номер машины.

Для этого система видеонаблюдения должна быть продумана и выстроена в соответствии с особенностями конкретного дома и микрорайона. Конечно, в темное время суток сложнее четко зафиксировать изображение номера из-за засветки фарами автомобиля или инфракрасной подсветки самой камеры, но при высоком уровне качества оборудования и правильной настройке это вполне возможно. И гораздо больше шансов будет установить виновника происшествия в случае, если все камеры объединены в общегородскую сеть. Так проще отследить маршрут передвижения виновника ДТП и зафиксировать госномера его автомобиля.

ДТП произошло на пешеходном переходе

Если наезд произошел на зебре, водитель нарушил п. 14.1 ПДД. Это значит, что помимо ст. 12.18 КоАП «Неуступление дороги пешеходам при переходе по зебре», при наличии вреда здоровью пострадавшего, он точно будет привлечен к ответственности по ст. 12.24 КоАП. Если вред окажется тяжким по результатам судмедэкспертизы, применяться будет уголовная статья. Помимо этого, должен быть возмещен и нанесенный здоровью пострадавшего вред, однако в пределах страховой суммы он покрывается за счет плиса ОСАГО.

Меня хотят лишить прав за оставление места ДТП – можно ли избежать?

Если инспекторы проведут административное расследование в установленный срок, а это 2-3 месяца с момента происшествия, и установят водителя, который управлял машиной и скрылся с места ДТП, то избежать лишения прав можно, лишь убедив судью в том, что водительское вам остро необходимо, а 15 суток для вас будет подходящим наказанием. Но и эта попытка далеко не всегда заканчивается согласием судьи на такую «сделку».

Решение суда будет зависеть и от степени тяжести вреда здоровью пострадавшего. Если она будет установлена – пусть даже лёгкий вред здоровью, то остаться с водительским будет крайне проблематично.

Но есть в Кодексе ещё одна лазейка, позволяющая отменить назначенное лишение – малозначительность, диктуемая статьёй 2.9 КоАП. Увы, но и она применяется достаточно редко, но всё же иногда применяется, и только в случаях, когда вреда совершённое нарушение (именно оставление места ДТП) никакого это не принесло. Ниже вы можете ознакомиться с соответствующей судебной практикой.

ДТП произошло не на пешеходном переходе

Водители ошибочно считают, что наезд на пешехода за пределами зебры не является нарушением. Считается, что нарушение ПДД произошло со стороны пешехода, а следовательно, ответственности не наступает. Это не так, потому что:

  1. При отсутствии по близости зебры, пешеходы вправе переходить дорогу и без нее, согласно п. 4.3 ПДД.
  2. При движении по дороге водитель должен выбирать скорость с учетом особенностей движения и обстоятельств, обеспечивающую водителю постоянный контроль за движением. При возникновении опасности водитель обязан снизить скорость вплоть до полного торможения, согласно п. 10.1 ПДД.

Обратите внимание!

Именно нарушение п. 10.1 ПДД вменяется водителям при наезде на граждан за пределами зебры. И это, в зависимости от тяжести вреда, позволяет привлекать к административной/уголовной ответственности даже если пешеход сбежал.

Рекомендуем!  Ренессанс страхование куда обращаться после ДТП