Как проводится экспертиза автомобиля
Содержание:
- 1 Независимая экспертиза автомобиля. Инструкция по проведению
- 2 Экспертная оценка автомобиля для суда
- 3 Что такое судебная экспертиза автомобиля?
- 4 Признаки и виды экспертизы
- 5 В каких случаях используется судебная экспертиза автомобилей
- 6 Стоимость и сроки проведения судебной экспертизы
- 7 Когда используется независимая экспертиза автомобилей
- 8 Автотехническая экспертиза при ДТП
- 9 Задачи автотехнической экспертизы при ДТП
- 10 Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП
- 11 Криминалистическая экспертиза транспортного средства
- 12 Что такое криминалистическая экспертиза автомобиля?
- 13 Закон о криминалистической экспертизе
- 14 Причины проведения
- 15 Что проверяется во время криминалистической экспертизы ТС?
- 16 Где и кем проводится проверка?
- 17 Как заказать криминалистическую экспертизу?
- 18 Необходимые документы
- 19 Порядок проведения
- 20 Государственная и независимая криминалистическая экспертиза
- 21 Сроки проведения
- 22 Стоимость криминалистической экспертизы авто
- 23 Письменное заключение эксперта
- 24 Особенности процедуры
- 25 Независимая экспертиза автомобиля после ДТП
- 26 Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП
- 27 Возможные дефекты и повреждения автомобиля
- 28 Вопросы
- 29 Методы
- 30 Заключение
- 31 Проведение экспертизы по уголовному делу
- 32 Как проводится экспертиза автомобиля
Независимая экспертиза автомобиля. Инструкция по проведению
Сделать независимую экспертизу автомобиля в Санкт-Петербурге или другом крупном городе – сегодня не представляет никакого труда, благо подобного рода предложений на рынке более чем достаточно. Но не всегда то, что нам предлагает рынок — нам действительно нужно. Тем более автомобиль – вещь сложная и зачастую проведенная без должного понимания экспертиза может стать не только бесполезной, но и губительной для целей последующей защиты своих прав потребителя.
Провести независимую экспертизу автомобиля так, чтобы основываясь на этом заключении обязать дилера произвести ремонт автомобиля по гарантии или обязать произвести замену автомобиля или вернуть за него деньги – вот истинная цель ее проведения. Иначе бы ее проведение было лишено всякого смысла. В сознании большинства автовладельцев существует постулат о том, что в случае обнаружения в автомобиле недостатка необходимо проведение независимой экспертизы.
Но что означает независимая экспертиза? От кого она должна быть независимой и каким требованиям должен отвечать эксперт? Кто её должен проводить и оплачивать? Какие вопросы следует поставить перед экспертом? Какие требования необходимо соблюсти, чтобы впоследствии заключение экспертизы не было оспорено дилером? На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответы в этой статье.
Если у вас есть вопросы по независимой экспертизе автомобиля, советуем сразу позвонить нам по тел. 992-39-98 и получить ответ специалиста.
Основные вопросы, которые нужно решить перед проведением независимой экспертизы автомобиля.
- Какова конкретная цель ее проведения. Что вы решите и чего добьетесь, заказав проведение экспертного исследования. Это нужно четко понимать. Просто определить причину неисправности автомобиля – этого недостаточно. Акцентируем еще раз внимание на том, что необходимость и цели проведения исследования должен определить юрист.
- Кто должен оплачивать проведение независимой экспертизы автомобиля.
- Где должен находиться автомобиль до/во время и после проведения экспертного осмотра.
- Нужно ли извещать дилера о проведении экспертного осмотра автомобиля.
- Какова стратегия поведения в случае получения негативного заключения экспертизы, проведенной по вашему заказу или по заказу дилера.
Сразу следует оговориться, чтобы у читателя было понимание, что легального понятия «независимая экспертиза» не существует. То есть было бы логично, что если существует независимая экспертиза, то должна существовать и зависимая. Но само по себе понятие «экспертиза» уже предполагает независимость от сторон спора и объективность проводимого исследования.
К сожалению, в настоящее время мы часто сталкиваемся с тем, что результаты проведения досудебной экспертизы могут быть не вполне объективными и заключение эксперт может дать в пользу того, кто является заказчиком и оплачивает экспертизу. Такие «экспертизы» при правильном подходе легко оспариваются в суде. В большей степени они призваны напугать несведущего потребителя, который ни разу не сталкивался с такой ситуацией, и не понимает смысла и значения именно независимого исследования.
Если вы столкнулись с тем, что заключение экспертизы не в вашу пользу и не знаете что с этим делать – звоните нам 992-39-98 . Поможем его оспорить!
Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля
- юрист оценивает необходимость и целесообразность проведения экспертизы
- определяется объем исследования и формулируются задачи проведения исследования, а также перечень вопросов, на которые эксперт должен ответить
- проводится экспертный осмотр автомобиля, проводятся необходимые дополнительные исследования
- эксперт готовит письменное заключение по результатам проведенных исследований и дает ответы на поставленные вопросы
- заключение используется юристом для достижения поставленной цели, например, для понуждения провести гарантийный ремонт автомобиля или вернуть за него деньги.
Как правило, проведение независимой экспертизы требуется в случае возникновения спора относительно того, является ли недостаток автомобиля гарантийным или возник по вине автовладельца. В принципе, этом случае алгоритм проведения экспертизы предусмотрен законодательством о защите прав потребителей. Но данный алгоритм является достаточно общим и не предусматривает ряда проблем, с которыми приходится сталкиваться при проведении экспертизы на практике.
Для простоты восприятия в этой статье будем называть контрагентов потребителя, к которым он вправе предъявить требования об устранении недостатка (продавца, уполномоченную изготовителем организацию) – «дилером».
Законом установлено, что при обращении автовладельца к дилеру с требованием устранить обнаруженный недостаток по гарантии дилер проводит проверку качества автомобиля. Задачей проведения проверки качества автомобиля является определение наличия недостатка. Однако на практике мы часто сталкиваемся с тем, что установленная законом процедура не соблюдается.
Чаще всего приходится сталкиваться с тем, что дилер не хочет в принципе документально фиксировать факт обращения автовладельца с гарантийным недостатком, либо старается оформить его таким образом, чтобы в дальнейшем этот документ нельзя было использовать в качестве доказательства обращения с требованием по гарантии.
Бывают ситуации, когда недостаток носит «плавающий» характер, то есть периодически появляется и исчезает. Обычно такого рода недостатки связаны с работой электронных систем автомобиля. Также случается, что дилер «не видит» недостаток, то есть наличие неисправности автомобиля очевидно, но представители дилера говорят о том что это вовсе не является недостатком и это нормальное поведение того или иного узла или агрегата автомобиля.
Такое поведение дилера может быть вызвано нежеланием устранять недостаток по гарантии и для него очевидно что проверка качества уже никак не повлияет на его позицию по этому вопросу, поэтому «заморачиваться» с проведением проверки качества бессмысленно, а кроме этого дилеру вовсе незачем лишний раз подтверждать наличие недостатка. Проще заявить о том, что он отсутствует и не фиксировать документально факт вашего обращения к нему с какими-то требованиями.
Кроме этого, с точки зрения законодательства результат проведенной проверки качества должен быть зафиксирован в письменном документе, который необходимо передать автовладельцу. Если дилеры будут исполнять это требование законодательства, то тогда придется исполнять и требование законодательства о проведении экспертизы автомобиля за свой счет.
Экспертная оценка автомобиля для суда
Экспертиза автомобиля – это комплексное мероприятие, в результате которого должны всплыть все детали, сопутствующие дорожно-транспортному происшествию, и то, по какой причине конкретный автомобиль стал виновным в случившемся. Оценка автомобиля для суда – это обязательная процедура, если обстоятельства дела расследуются с привлечением органов полиции и следственного комитета, вследствие того, что транспортное средство стало причиной смерти людей или причинило крупный ущерб здоровью человека. Судебная экспертиза автомобиля – это одно из средств сбора доказательств.
Что такое судебная экспертиза автомобиля?
Экспертиза автомобиля для суда – это совокупные исследования, которые направлены на выяснение состояния технического характера транспортного средства, участвующего в дорожно-транспортном происшествии. С помощью данной экспертной оценки можно определить степень участия авто в аварии.
Инициирование проведения судом назначения судебной экспертизы по ДТП возникает, когда органы правосудия рассматривают сложные случаи. Если у органов правопорядка нет достаточных доказательств для обоснованного вынесения приговора, то необходима оценка специалистов.
В полномочиях судебных органов находится принятие решения о том, насколько целесообразно проведение экспертных мероприятий. Но также для вынесения такого решения может быть использовано ходатайство лица, участвующего в процессе.
В ходатайстве для оценки машины для суда необходимо отразить следующие данные:
- обоснование для инициации мероприятий;
- поводы, для специалистов, которые осуществляют экспертные мероприятия;
- перечисление вопросов, интересующих истца.
Признаки и виды экспертизы
Если брать во внимание состав участвующих, то анализы можно поделить по нескольким признакам:
- единоличные – этот анализ проводится в том случае, если не возникают разногласия;
- комиссионные – если последствия ДТП неоднозначны, то специалисты одной категории исследуют автомобиль сообща;
- комплексные – применяются при авариях, где необходимо мнение экспертов другой специализации.
Экспертизы также разделяются по видам:
- обстоятельства и причины аварии –рассматривается механизм возникновения ДТП. Его развитие, причины, сопутствующие возможности предотвращения столкновения;
- техническое состояние узлов транспортного средства –как причина, объясняющая возникновение проявления неисправностей авто при ДТП или отсутствие таких факторов;
- оценка состояния участка дорожного полотна – здесь проводится исследование покрытия дороги, изучается его соответствие нормам, оценивается обстановка на месте ДТП. Так как велика вероятность возникновения ДТП из-за низкого качества дорожного покрытия;
- трассологическая – изучается траектория движения. Она вычерчивается согласно многим факторам, на которые опираются эксперты. А также оцениваются повреждения, полученные при ДТП;
- психофизиологичская – происходит оценка реакции автолюбителя при возникновении опасности.
Очередность автотехнической оценки делится по следующим моментам:
- первичная–ознакомительная, отвечающая на вопросы, поставленные следствием или судебными органами;
- дополнительная – если первичное заключение не дает ясной картины, то назначаются дополнительные анализы, для более полного раскрытия условий ДТП;
- повторная – необходима, если остались невыясненные моменты.
И судебная, и независимая оценки могут обладать вышеуказанными признаками.
В каких случаях используется судебная экспертиза автомобилей
Поводом для назначения экспертизы автомобиля для суда могут служить разные причины.
В основном, такими причинами могут служить следующие моменты:
- оценка нанесенного при аварии ущерба. Если виновные стороны не согласны с суммой или пострадавший не согласен с суммой ущерба, и дело доходит до судебного разбирательства, то может возникнуть такая необходимость;
- при летальном исходе во время дорожно-транспортного путешествия;
- если автомобилю нанесен умышленный вред;
- также возможна судебная оценка в случае, когда автомобиль выступает объектом выплаты залога, кредита или иного долга;
- также практикуется агрегатная оценка. Такая методика необходима для доказательства того, что причиной ДТП была вышедшая из строя деталь, и когда надо доказать, что это следствие ремонта, проведенного некачественно, или заводской брак.
Стоимость и сроки проведения судебной экспертизы
Если истец обращается за дополнительной судебной оценкой, то независимая оценка автомобиля для суда осуществляется на платной основе. Хотя в будущем эти расходы можно включить в сумму иска.
Наименование процедуры | Сроки | Стоимость |
---|---|---|
Идентификация транспортного средства | До 3 рабочих дней | От 4 200 руб. |
Документальное обоснование судебного специалиста, который является товароведом по автомобилям. Он дает такое заключение по заявлению для судебного разбирательства | До 9 рабочих дней | От 4 200 руб. |
Прверкаучастка дороги, где произошло ДТП | По договоренности | |
Трассологическоеисследование следов транспорта | До 9 рабочих дней | Около 7 500 руб. |
Осмотр технических узлов ТС | До 9 рабочих дней | Около 5 500 руб. |
Выяснение обстоятельств, при которых пострадало ТС | До 9 рабочих дней | Около 5 500 руб. |
В каждом случае могут быть абсолютно исключительные моменты, для выяснения которых понадобятся дополнительные необходимые исследования.
Когда используется независимая экспертиза автомобилей
В случае если участник процесса по каким-либо причинам не доверяет судебной оценке, то он имеет право на независимую экспертизу автомобиля для суда. Такое документальное оформление обследования может быть прикреплено к документам, которые будут поданы во время обжалования.
Документы необходимые для проведения исследования:
- свидетельство транспортного средства;
- паспорт технического средства;
- справка, выданная инспектором, о ДТП;
- действующий страховой полис.
Независимая экспертиза для суда не является судебной, но должна проводиться квалифицированными специалистами, которые имеют соответствующее образование, полученное в соответствии с Законом об Оценочной деятельности № 135 – ФЗ.
Не согласный участник процесса, у которого возникают вопросы по поводу точности выводов судебных экспертов, должен произвести следующий порядок действий:
- Заявитель должен в письменной форме описать причины несогласия. Они должны быть обоснованы документально.
- В течение 30 дней у заявителя есть право обратиться к работавшим над делом экспертам с просьбой обосновать доводы, с которыми человек не согласен. Сразу можно приложить исследования независимой экспертизы.
- Если по истечении срока, обозначенного для ответа, таковой не поступил или главный эксперт не удовлетворил собранной информацией участника процесса, то можно идти выше по инстанциям.
- Все документы можно отнести в Федеральное бюро. Срок рассмотрения претензии – 1 месяц.
- Если и здесь ответ не отвечает запросам, то можно обжаловать его в судебном порядке.
Автотехническая экспертиза при ДТП
В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.
Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.
По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.
Читайте также Сдать автомобиль на утилизацию цена
Задачи автотехнической экспертизы при ДТП
Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :
Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.
Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.
Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.
Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.
Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.
Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.
В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.
Статьи в помощь:
а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.
Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.
Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.
б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.
В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.
Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.
Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.
В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.
Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.
Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.
Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).
Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП
Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.
Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.
Статьи в помощь:
Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП
По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.
В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.
Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.
К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.
Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.
При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.
Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.
Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.
Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:
сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.
Статьи в помощь:
Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.
Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.
Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.
Статья в помощь:
При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.
Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.
Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.
При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.
При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.
Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.
Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.
Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.
В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.
Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.
Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.
В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.
Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.
Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.
Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.
Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы
Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.
Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.
Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.
Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.
В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.
Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.
Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.
Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.
При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.
В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.
Криминалистическая экспертиза транспортного средства
Движимое имущество является очень лёгкой добычей для злоумышленников. После угона автомобиля преступники перебивают номера, перекрашивают кузов и совершают ряд других действий, которые изменяют внешний вид машины и номера агрегатов. Чтобы подтвердить свои права на машину после подобных действий, необходимо проведение криминалистической экспертизы. Как именно производится криминалистическая экспертиза автомобиля, а также, в каких случаях не обойтись без неё, будет подробно рассказано в этой статье.
Что такое криминалистическая экспертиза автомобиля?
Криминалистическая экспертиза машины – это полная проверка транспортного средства экспертом на предмет правовой чистоты. Тщательному осмотру подвергаются не только агрегаты машины, но и все регистрационные документы. Кроме физического осмотра автомобиля и его деталей, при осуществлении криминалистической экспертизы, осуществляется проверка транспортного средства по различным базам.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Бесплатный звонок для всей России.
Прежде всего, экспертов-криминалистов интересует возможное нахождение машины в базах МВД, таможни или интерпола. При расследовании уголовного дела, совершённого с использованием ТС производится тщательный осмотр автомобиля на предмет появления характерных повреждений и обнаружения вещественных доказательств. Также при проведении криминалистической экспертизы автомобиля проверяется наличие залога машины в банковских организациях, расположенных на территории Российской Фередации. Это необходимо для пресечения возможных мошеннических действий, которые могут быть предприняты злоумышленниками в сфере автокредитования.
Закон о криминалистической экспертизе
Процесс проведения криминалистической экспертизы ТС регулируется федеральным законодательством. Основным документом, в котором изложены правила осуществления подобных мероприятий, является Федеральный Закон №73 от 31 мая 2001 года. В этом документе говорится о том, какие лица допускаются к проведению осмотра автомобиля, порядок проведения криминалистической экспертизы и правила инициирования действий по проверке ТС. Также указываются правила финансирования подобной деятельности.
Последовательность криминальной экспертизы транспортного средства указывается подробно в части 3 статьи 6 ФЗ №73. Если по каким-либо причинам заключение эксперта вызывает сомнение у владельца автомобиля, то гражданин вправе обжаловать решение должностного лица, с проведением нового исследования в другом экспертном учреждении. Наиболее часто такая возможность предоставляется при выявлении грубых ошибок в работе эксперта, в том числе и при подозрении на получение взятки от третьих лиц.
Причины проведения
Основными причинами проведения криминалистической экспертизы автомобиля являются:
- Постановка на учёт приобретённого на вторичном рынке ТС.
- Осуществление сотрудниками ГИБДД досмотра машины.
- Фигурирование машины в деле об уголовном правонарушении.
- Желание покупателя проверить машину на возможное криминальное прошлое перед приобретением.
Читайте также Вечный учет автомобиля что это
Нередко возникает необходимость в подтверждении легальности происхождения агрегатов и кузова автомобиля перед покупкой на вторичном рынке. Несмотря на то, что такая проверка обойдётся в приличную сумму денег, многие люди пытаются обезопасить себя таким образом, от более значительного финансового ущерба в будущем.
По инициативе сотрудника ГИБДД машина может быть направлена на криминалистическую экспертизу при осуществлении регистрационных действий, а также при остановке водителя на стационарном посту. Для принятия инспектором такого решения достаточно, чтобы не читалась одна цифра номера шасси или двигателя.
Что проверяется во время криминалистической экспертизы ТС?
Вне зависимости от причины назначения исследования автомобиля на предмет криминального прошлого осуществляются следующие действия:
- Тщательная проверка документов.
- Исследование лакокрасочного покрытия на предмет его изменения, а также выявление механических повреждений, которые могут говорить о причастности машины к дорожно-транспортному происшествию.
- Проверка по различным базам.
- Исследуются государственные номера на предмет перебивки.
При проведении криминалистической экспертизы авто тщательно проверяются места крепления номеров, а также выявляется отсутствие сварных швов в непосредственной близости от таких участков кузова и агрегатов автомобиля. Регистрационные документы проверяются на отсутствие потёртостей, исправлений и других фальсификаций. Лакокрасочное покрытие наиболее тщательно проверяют при подозрении на совершение водителем ДТП.
Где и кем проводится проверка?
Экспертиза автомобиля может осуществляться как в специализированных криминалистических центрах, которые принадлежат правоохранительным органам, так и в частных организациях. Негосударственные компании предоставляют качественные услуги по проверке транспортного средства, но проводить криминалистическую экспертизу автомобиля они имеют право только в том случае, если транспортное средство не принимало участие в преступлениях. При совершении противозаконных действий, в том числе и угона ТС, инициатором проведения экспертизы выступает ГИБДД, а осуществляться такая процедура должна на территории специализированного центра.
Мероприятия по осмотру транспортного средства и регистрационных документов на него осуществляется специалистом, который обязательно должен являться гражданином РФ, иметь высшее образование и получить дополнительную квалификацию по экспертной специальности.
Как заказать криминалистическую экспертизу?
Если необходимо срочно провести исследование автомобиля на предмет причастности ТС к любым видам правонарушений, то наиболее простым способом является обращение за оказанием подобной услуги в частные компании. Отсутствие очередей и высокий уровень сервиса позволят максимально комфортно и с минимальными временными затратами произвести осмотр машины. Стоимость таких услуг немного выше, чем в государственных учреждениях, но по качеству и по достоверности информации, полученной на транспортное средство, они не уступают.
Чтобы заказать криминалистическую экспертизу автомобиля в вашем городе, достаточно найти сайт компании оказывающей подобную услугу и связаться с менеджерами организации по телефону или электронной почте. После проведения исследования водитель получит заключение, в котором будет изложена информация о прошлом машины.
Обратиться за проведением криминалистической экспертизы в частную компанию можно только в том случае, если автомобиль не фигурирует в качестве объекта вещественного доказательства в уголовном деле.
Необходимые документы
Кроме доставки автомобиля для проведения криминалистических исследований в специализированное учреждение, автомобилист обязан предоставить для проверки следующие документы:
- ПТС.
- Сервисная книжка.
- Страховой полис.
- Диагностическая карта.
Для подтверждения факта оплаты услуг потребуется также предъявить квитанцию, а для подтверждения личности — паспорт гражданина. Этот документ не участвуют в процедуре проверки ТС на возможное криминальное прошлое, он необходим только для установления личности обратившегося за оказанием услуги лица.
Порядок проведения
Процедура проверки автомобиля производится в следующем порядке:
- Машина доставляется к месту осуществления криминалистической экспертизы.
- Эксперт осматривает номерные агрегаты автомобиля.
- В труднодоступных местах осмотр производится с применением зеркал на удлинённой штанге.
- Проверяются документы на предмет фальсификации.
Кроме этого для упрощения процесса проверки машины могут использоваться фотоаппараты, с помощью которых на съёмные носители информации фиксируются различные элементы кузова. Если номера не были перебиты и в конструкцию рамы, шасси или двигатели не были внесены изменения, которые способны осуществить подмену регистрационных обозначений, эксперт «пробивает» VIN-код машины по базе данных ГИБДД и кредитных организаций. Если машина не числится в угоне и не является залоговым имуществом по кредиту, то криминалистическая экспертиза считается завершённой, а автомобиль приобретает статус юридически чистого объекта.
Государственная и независимая криминалистическая экспертиза
Основное отличие государственных организаций от независимых заключается в том, что первые в основном осуществляют проверку машин, когда ТС направляется для исследования инспектором ГИБДД. При самостоятельном обращении, проведение государственной экспертизы обычно обходится автовладельцу дешевле, чем при обращении в частные организации, но сроки выполнения работы, в этом случае, будут значительно выше. Связано это с большой загруженностью экспертно-криминалистических управлений, поэтому ждать заключения, в некоторых случаях, приходится в течение нескольких недель.
Услуги частных компаний обходятся дороже, но при обращении в такую организацию гражданин может сэкономить время, при этом качество проведённого осмотра практически не будет отличаться от работ предоставляемых государственными учреждениями.
Сроки проведения
Процедура проверки номеров обычно не превышает 25 минут, но при условии, что у криминального эксперта не возникло подозрений на счёт легальности предоставленных деталей и агрегатов машины. Длительная задержка может быть в ситуации, когда автомобиль является вещественным доказательством при производстве по уголовному делу.
В частных компаниях проверка автомобилей фигурирующих в преступлениях не производится, поэтому временные затраты на проведение исследования будут минимальными. При этом автомобилист сможет подобрать для себя организацию, которая находится поблизости, что также позволит сэкономить время и деньги.
Стоимость криминалистической экспертизы авто
Проведение процедуры проверки юридической чистоты транспортного средства не является дешёвой услугой. На стоимость работ влияет количество операций проверки, а также тип машины. Например, чтобы полностью проверить автомобиль отечественного производства потребуется заплатить:
- 2 000 руб. – проверка документов на предмет фальсификации.
- 3 000 руб. – проверка VIN-номера.
- 3 000 руб. – определение точного пробега ТС.
Такие расценки действуют в частных экспертных компаниях. При обращении в государственные организации можно значительно сэкономить денежные средства.
В некоторых случаях проведение криминалистической экспертизы транспортного средства может быть осуществлено полностью за государственный счёт. Если во время постановки автомобиля на учёт у инспектора возникают опасения на счёт легальности происхождения узлов и агрегатов машины, то он имеет право направить ТС на прохождение бесплатной криминалистической экспертизы автомобиля.
Письменное заключение эксперта
Если машина не числится в угоне, на неё не наложен арест, а номерные агрегаты в полном порядке, то после окончания проверки водитель может забрать автомобиль. Эксперт обязан выдать письменное заключение криминалистической экспертизы, в котором указывается на отсутствие каких-либо признаков состава преступления.
Иные действия предпринимаются работником экспертного бюро, если в процессе исследований были выявлены следы перебивки номеров или другие незаконно выполненные действия с номерами или с документами автомобиля. В этом случае, специалист подаёт прошение о возбуждении уголовного дела, машина задерживается, а все полученные для проверки документы передаются в полицию.
Особенности процедуры
При проведении криминалистических исследований ТС возможны нюансы. Например, при ДТП, в котором не удаётся достоверно установить виновника, тщательно проверяется кузов автомобиля на предмет выявления характерных повреждения. Также могут проверяться различные узлы и механизмы, при подозрении на умышленное нарушение их работоспособности.
При осуществлении регистрационных действий сотрудник полиции может направить автомобиль на дополнительную криминалистическую экспертизу. В случае, когда опасения инспектора не подтвердятся, водитель имеет право подать иск в суд для получения компенсации за понесённые моральные и материальные потери за период, когда автомобиль находился на спецстоянке.
Оплата исследования ложится на плечи заявителя, поэтому даже в том случае, когда водителя останавливают на стационарном посту ДПС и сотрудник заявляет о необходимости проведения подобных мероприятий, владелец машины не должен оплачивать процедуру осмотра.
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП представляет собой разновидность автотехнической экспертизы. Данную экспертизу возможно провести как по определению суда или следователя, так и по запросу частного лица. Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года контролирует деятельность эксперта (или комиссии экспертов) во время проведения оценки состояния машины после аварии. Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность эксперта, осуществляющего производство автоэкспертизы, за намеренное написание ложного экспертного заключения, а также за осознанную дачу им заведомо ложных показаний во время судебного заседания. Стоимость проведения подобной экспертизы устанавливается определением суда или обсуждается с заказчиком в ходе заключения договора.
Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП
Экспертиза состояния автомобиля после случившейся аварии может проводиться в нескольких случаях.
Необходимость в проведении независимой автоэкспертизы после аварии может возникнуть, если заказчик не согласен с суммой нанесенного ущерба, установленной страховой компанией.
Виновник дорожно-транспортного происшествия имеет возможность потребовать проведение независимого осмотра поврежденного транспортного средства, если хочет оспорить стоимость возмещения ущерба, установленную решением суда.
После дорожно-транспортного происшествия автомобиль может быть повреждён настолько, что потеряет свою рыночную стоимость. Владелец пострадавшей в ДТП машины может заказать независимую экспертизу в целях расчёта утраты товарной стоимости автомобиля.
Ещё один повод назначения подобной экспертизы – несогласие с проведенной ранее автоэкспертизой. Проведенное в «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» исследование может подтвердить или опровергнуть выводы, данные экспертами в оспариваемом заключении.
Привлечение эксперта в области автотехнических экспертиз может потребоваться в том случае, когда нужно установить повреждения в автомобиле, вызвавшие аварию. Эксперт-автотехник определяет, присутствовали ли данные повреждения в машине до случившейся аварии, а также выясняет, могли ли обнаруженные им в ходе проведенного осмотра дефекты послужить причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия и мог ли владелец автомобиля заблаговременно их обнаружить и устранить.
Данная автоэкспертиза может быть проведена и для того, чтобы установить стоимость устранения имеющихся повреждений транспортного средства. Эксперты в ходе осмотра устанавливают имеющиеся на автомобиле повреждения и дефекты, а затем рассчитывают цену восстановительного ремонта путем замены неисправных деталей, перекраски машины и т.д. Для данных расчетов может быть привлечен эксперт в области оценочной экспертизы. Деятельность экспертов-оценщиков контролируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Также возможно включение эксперта в состав комиссии экспертов в области инженерно-технических экспертиз для более подробного описания имеющихся дефектов и возможности их устранения.
Возможные дефекты и повреждения автомобиля
В результате случившегося дорожно-транспортного происшествия могут возникнуть следующие повреждения транспортного средства:
- Дефекты кузова (вмятины, царапины, трещины, следы горения);
- Повреждения ходовой части (двигателя, тормозной системы, подвески, амортизаторов и т.д.);
- Повреждение бензобака (при наезде сбоку);
- Разбитые стекла (лобовое, боковые, заднее, зеркала заднего вида);
- Повреждения салона (передних кресел, торпедо, заднего ряда, багажника).
В зависимости от тяжести полученных повреждений комиссией экспертов делается вывод о том, может ли транспортное средство быть восстановлено или нет.
Вопросы
Список вопросов, которые могут быть заданы эксперту (или комиссии экспертов) при проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП, формируется в каждом отдельном случае назначения подобной экспертизы судом или заказчиком, зависит от цели предполагаемого исследования. Вопросы могут быть такими:
- Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
- Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
- Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
- Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля?
Методы
При проведении экспертизы машины после аварии эксперт (комиссия экспертов) для ответов на поставленные вопросы использует следующие методы:
- Изучение предоставленной документации на автомобиль с целью изучения его технических характеристик;
- Визуальный осмотр поврежденного в результате ДТП транспортного средства с фиксированием всех обнаруженных дефектов и недостатков;
- Проверка работоспособности автомобиля после аварии (включается ли двигатель, работают ли фары, электроника, возможно ли передвижение на данном транспортном средстве);
- Расчет стоимости устранения всех обнаруженных в ходе экспертного осмотра дефектов;
- Подготовка заключения экспертизы состояния автомобиля после ДТП.
Эксперт-оценщик при расчете стоимости восстановительного ремонта машины использует методы оценочных экспертиз. Согласно Федеральному стандарту оценки (ФСО) №1, выделяются три основных подхода, которыми пользуется оценщик при осуществлении оценки объекта недвижимости: сравнительный, затратный и доходный. Выбор того или иного подхода во время осуществления оценки делает сам эксперт-оценщик, основываясь на предоставленных в его распоряжении материалах и собственном экспертном опыте.
Читайте также Как продать автомобиль быстро
Заключение
Проведение независимой экспертизы автомобиля после ДТП в организации «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» в г. Москва позволит выяснить, какие повреждения автомобиля привели к произошедшей аварии, мог ли владелец машины их заметить до происшествия, а также поможет установить стоимость приведения транспортного средства в рабочее состояние.
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.
Как проводится экспертиза автомобиля
Исследуемые объекты и документы
Протокол осмотра ТС
Протокол осмотра места ДТП
Схема места ДТП
Акт осмотра ТС и его фотографии
Фототаблица места ДТП
Объяснения участников ДТП и свидетелей
Дислокация дорожных знаков и разметки
Справка о режиме работы светофорного объекта
Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции
Полезные статьи по данной тематике
Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.
При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.
Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.
Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.
Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.
Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.
Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:
Экспертиза обстоятельств ДТП;
Экспертиза технического состояния ТС;
Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);
Экспертиза дорожных условий;
Автотовароведческая (оценка ТС).
Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».
Экспертиза обстоятельств ДТП
Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.
Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?
Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?
Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?
Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?
Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?
Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?
С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?
Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?
На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?
Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?
Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?
Экспертиза технического состояния ТС
Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.
Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?
Какова причина возникновения неисправности?
Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?
Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?
Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?
Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?
Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?
Каково качество произведенного ремонта?
Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?
Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?
Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Где находилось место столкновения транспортных средств?
Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?
Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?
Каков механизм столкновения транспортных средств?
Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?
Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?
Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?
Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?
Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?
Экспертиза дорожных условий
Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?
Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?
Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?
Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?
Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?
Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?
Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)
Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.
Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.
Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Какие повреждения имеются на транспортном средстве?
Каков объем ремонтных работ транспортного средства?
Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?
Какова рыночная стоимость транспортного средства?