Какие экспертизы проводятся при ДТП

В этой статье:

Автотехническая экспертиза при ДТП

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Рекомендуем!  Можно ли оспорить автотехническую экспертизу — разбираемся в вопросе

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

Статьи в помощь:

а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Статьи в помощь:

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);

сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);

сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Исследуемые объекты и документы

Протокол осмотра ТС

Протокол осмотра места ДТП

Схема места ДТП

Акт осмотра ТС и его фотографии

Читайте также  Как доказать невиновность при ДТП

Фототаблица места ДТП

Объяснения участников ДТП и свидетелей

Дислокация дорожных знаков и разметки

Справка о режиме работы светофорного объекта

Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции

Полезные статьи по данной тематике

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Читайте также  Как обжаловать постановление о ДТП

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Судебные экспертизы при ДТП: автотехническая, автотовароведческая, трасологическая

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Компания СИНЭО оказывает услуги оценки ущерба авто и предоставляет экспертные услуги при ДТП по всему Северо-Западному округу России: Санкт-Петербург, Петрозаводск, Псков, Новгород, Мурманск и другие города и области России. Мы предоставляем консультацию перед проведением любой экспертизы, просто отправьте заявку.

Расследование любого ДТП должно основываться на достаточных и достоверных доказательствах, что позволит объективно и справедливо разрешить вопросы:

  • являлось ли ДТП следствием нарушения правил или было несчастным случаем,
  • кто виновен в данном происшествии,
  • какова сумма причиненного материального ущерба.

При разрешении данных вопросов практически всегда требуются знания в самых различных областях. Для этого следователем, судом, лицами, ведущими административное производство, назначаются экспертизы, как по своей инициативе, так и по ходатайству сторон или их представителей.

Автотовароведческая экспертиза при ДТП

Чаще всего по делам о ДТП назначается автотовароведческая экспертиза. Ее может проводить эксперт, обладающий специальными знаниями в автотехнике и имеющий лицензию на экспертную деятельность. При этом он может быть как сотрудником государственных органов (МВД), так и независимым специалистом-профессионалом, действующим на договорной основе.

Специалисты компании СИНЭО имеют все необходимые лицензии и сертификаты в области экспертизы и оценки. Вы можете получить бесплатную консультацию по экспертизе при ДТП прямо сейчас: задать вопрос ►

Часто на автотовароведческую экспертизу выносят вопрос о сумме ущерба, причиненного при ДТП владельцу транспортного средства. Исходя из этой суммы, определяется размер страховых выплат или компенсации ущерба в судебном порядке. По результатам экспертизы составляется официальное заключение, имеющее юридическую силу.

На заметку водителю:

Если лицо, по чьей вине произошло ДТП, имеет полис страхования автогражданской ответственности, то экспертиза проводится за счет средств страховой компании, выдавшей полис. Если же его ответственность не застрахована – то издержки по производству экспертизы возлагаются на виновника аварии.

Независимая автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза помогает решить множество вопросов о техническом состоянии транспортного средства, его узлов и агрегатов, механизма ДТП. Экспертиза позволяет ответить на вопросы:

  • имело ли транспортное средство какие-либо неисправности до ДТП,
  • могли ли они быть его причиной,
  • какова была скорость транспортного средства непосредственно перед происшествием,
  • мог ли водитель предотвратить аварию.

Выводы эксперта автотехнической экспертизы чрезвычайно важны для решения вопроса о том, есть ли в деяниях участников движения состав преступления или административного правонарушения, и для определения лица, виновного в ДТП.

Трасологическая экспертиза следов

Трасологическая экспертиза исследует следы на месте происшествия. Это могут быть следы шин (следы качения и торможения), частицы краски, осколки стекла, вмятины и царапины на кузове автомобиля и т.п.

Изучая данные следы, эксперт может восстановить механизм ДТП, первоначальное положение автомобилей относительно друг друга, их скорость и направление движения, определить, данным ли транспортом оставлен след.

Медицинская экспертиза при ДТП

Судебно-медицинская экспертиза проводится в случаях, если при ДТП наступила смерть человека или был причинен вред здоровью, а также для выявления состояния опьянения участников аварии (Наркологическая экспертиза). Эксперт отвечает на вопросы о давности и причине наступления смерти, тяжести вреда здоровью человека и причине его возникновения, о наличии в организме участников ДТП алкоголя или наркотических средств. Данная экспертиза в силу своей особой важности может проводиться только в государственных учреждениях.

Компания СИНЭО имеет лицензию на проведение медицинской экспертной деятельности. Узнать подробнее о стоимости перечисленных услуг, сроках и необходимых документах вы можете прямо сейчас у наших специалистов:

Какие экспертизы проводятся после ДТП: виды, сроки, стоимость

От участия в дорожно-транспортном происшествии не застрахован никто. Даже если вы соблюдаете Правила дорожного движения, всегда есть вероятность, что другой участник их нарушит. Если ДТП произошло, помните о том, что обезопасить себя можно и нужно. Лучшая ваша защита в таком случае – экспертиза после ДТП. Почему? Расскажем.

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Что такое экспертиза и зачем она вообще нужна

Те, кто изучал процессуальное законодательство в университетах, институтах и академиях, знают, что заключение эксперта является одним из доказательств, которое предоставляется в суд. Все доказательства суд обязан оценить в совокупности, не наделяя ни одно из них преимущественной силой.

Однако часто в жизни происходит иначе, и решение суд принимает только после получения конкретного документа – вывода специалиста. Как для следственных органов в уголовном деле царицей доказательств по-прежнему является явка с повинной, так и для судебных органов экспертиза – «наше все».

И это понятно. Судья окончил юридический вуз, его там учили читать и толковать законы, а не определять длину тормозного пути или тяжесть телесных повреждений. Поэтому и обращается суд к эксперту, чтобы получить профессиональные ответы.

В сложных делах и спорных ситуациях именно заключение специалиста становится решающим доводом в пользу одной из сторон.

Автоэкспертиза после ДТП поможет суду принять правильное решение.

Какие есть виды экспертиз при ДТП

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Научные исследования проводятся в различных отраслях. Они отвечают на множество вопросов. Для рассмотрения дорожно-транспортного происшествия проводятся автотехническая, трасологическая, техническая, дорожная и судебно-медицинская экспертизы.

Иногда выделяют в особый вид видеотехническую экспертизу ДТП, при которой изучаются и оцениваются записи фиксаторов происшествия (видеорегистраторов, камер видеонаблюдения). Но этот вид исследования, скорее, является вспомогательным для любой автотехнической экспертизы.

Рассмотрим виды экспертиз при ДТП немного подробнее.

Автотехническая экспертиза

Представляет собой исследование, при котором изучается техническое состояние транспортного средства, проводится оценка технического состояния дорожного полотна, оцениваются действия участников и обстоятельств происшествия. В принципе, это экспертиза обстоятельств ДТП. Объектами исследования выступают транспортные средства или их части, место аварии и следы, а также документы, материалы, схемы, показания свидетелей.

Трасологическая экспертиза

Назначается с целью идентификации транспортного средства по следам, оставленным им на месте ДТП, установления его типа и/или модели. То есть трасологическая экспертиза при ДТП устанавливает все, на что указывают следы.

Предмет исследования – установить местонахождения транспортных средств во время их непосредственного контакта, места наезда на пешехода, определить механизм возникновения следа.

Техническая экспертиза автомобиля

Техническая экспертиза при ДТП подтверждает или опровергает наличие неисправностей транспортного средства. Она определяет причины, по которым они могли возникнуть. Ищет ответы на вопросы: являются ли неисправности заводскими, эксплуатационными или возникли после ремонта. Задача – установить, могла ли неисправность стать причиной катастрофы, можно ли было эту неисправность выявить и устранить.

Именно техническая экспертиза автомобиля после ДТП рассматривает транспортное средство не только в целом, но и с выделением основных элементов: ходовой части, электросистемы, двигателя, шасси и остальных.

Технико-диагностические исследования автомобилей участников ДТП расскажут, должны ли в конкретной аварийной ситуации сработать подушки безопасности, какая причина отказа механизма или системы.

Дорожная экспертиза

Статистика говорит, что 15% происшествий на дороге происходит из-за плохих дорожных условий и некачественного дорожного покрытия. Дорожная экспертиза изучает, какими были условия и покрытие в момент аварии. В частности, исследованию подвергаются размеры проезжей части и полос движения, состояние покрытия на них, разметка, препятствия, видимость.

Автотовароведческая экспертиза

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Чтобы определить стоимость восстановительного ремонта транспортного средства или размера причиненного ущерба, необходима автотовароведческая экспертиза после ДТП. Это исследование проводят наиболее часто. С его помощью можно получить ответ на вопросы: какие имеются повреждения автомобиля при ДТП, как изменилась его товарная стоимость из-за аварийных повреждений и сколько будет стоить его восстановление.

Иногда можно встретить термин «оценочная», но надо понимать, что это все та же экспертиза повреждений автомобиля после ДТП.

Судмедэкспертиза

Если вдруг случилось так, что при аварии пострадали люди, ущерб причинен не только имуществу, но здоровью и жизни, обязательно проводится судмедэкспертиза. Специалист определяет тяжесть телесных повреждений, устанавливает причины их возникновения, связь между происшествием и последствиями, наличие в организме алкоголя, возможность контроля действий и тому подобное.

Кто назначает и имеет право проводить исследования

Любой человек может самостоятельно обратиться в экспертное учреждение, заказать выводы о техническом состоянии своей «Волги» или «Мерседеса», задать интересующие вопросы. Автомобильная экспертиза после ДТП – дело добровольное, и получить ответы на свои вопросы может каждый.

Делаем вывод, что проведение экспертизы при ДТП может осуществляться заинтересованными лицами как самостоятельно, так и посредством назначения в суде.

Судебная экспертиза

Если виновное лицо признало допущенное нарушение, никто в аварии не получил телесных повреждений, материальный ущерб отсутствует или несущественен, то, как правило, до судебного разбирательства дело не доходит. В противном случае дело перейдет в суд и для выяснения всех обстоятельств может быть назначена экспертиза транспортного средства (ТС) после ДТП.

В судебном порядке решаются следующие проблемы:

  1. Страховая компания занижает сумму страхового возмещения или возмещение не покрывает понесенные вами убытки.
  2. Виновник не признает свою вину в содеянном и отказывается добровольно возмещать причиненный ущерб.
  3. Спор между участниками происшествия о сумме компенсаций, который поможет разрешить только автоэксперт ДТП.
  4. Потерпевший недобросовестно завышает размер материального ущерба.

В Российской Федерации проведение судебной экспертизы при ДТП, как и любой другой, может осуществляться в государственном учреждении, у эксперта-предпринимателя или в коммерческой структуре, имеющей соответствующие разрешения и лицензию. По статистике, 73% судебных исследований проводятся государственными структурами, и только 26% – коммерческими.

Эксперт страховой компании

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Страховые компании обязывают владельцев автомобилей проводить оценку поврежденного транспортного средства у своих экспертов. Однако стоит заметить, что этих сотрудников нельзя назвать профессиональными экспертами. В большинстве своем они не имеют соответствующих квалификаций и лицензий.

Более того, страховые компании заинтересованы в небольших выплатах, поэтому оценка ДТП их экспертом вряд ли будет объективной. Если к моменту страховой выплаты автомобиль будет отремонтирован, а сумма возмещения недостаточная, придется обращаться в суд.

Суд укажет, что экспертиза машины после ДТП должна проводиться у сертифицированного специалиста. Стоит ли дважды оценивать один автомобиль – каждый решает сам.

Независимая экспертиза

В советский период существования нашего государства экспертизы проводили государственные учреждения, которые функционировали в виде научно-исследовательских институтов. Но рыночные отношения с саморегуляцией спроса-предложения положили конец государственной монополии.

И теперь экспертиза транспортных средств при ДТП проводится в большинстве случаев независимыми негосударственными экспертами, потому что государственные заняты проведением судебно-медицинских, судебно-психиатрических, генно-молекулярных и прочих, требующих привлечения большого количества ресурсов.

Читайте также  Езда без номера после ДТП

Сроки проведения

Сроки проведения автоэкспертизы после ДТП законодательством не установлены. В случае самостоятельного обращения к специалисту участники происшествия выбирают удобное для них время. Если же экспертиза назначается судом, приступать к ней можно только после получения назначения суда.

Срок экспертизы при ДТП зависит от сложности обстоятельств происшествия, количества материалов дела. Обычно он составляет от 10 дней до двух месяцев.

Срок напрямую связан с загруженностью организации или лиц, которые проводят экспертизу. Быстрее экспертизу сделает учреждение, в котором работают несколько специалистов. Если же вам интересно конкретное лицо-эксперт, срок проведения экспертизы по ДТП нужно согласовывать с ним предварительно.

Стоимость проведения

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Экспертиза автомобилей при ДТП проводится с разных аспектов. Специалистов, которые исследуют происшествия на дороге, много. Цены на услуги разные, так как зависят от многих составляющих. Согласитесь, одинаковыми могут быть искусственно созданные предметы: автомобили, подушки, кастрюли. Не бывает абсолютно одинаковых людей – хоть отпечатками пальцев, но отличаются. Точно также не бывает одинаковых обстоятельств, условий и участников ДТП.

Все дела разные, отличающиеся и участниками судебного процесса, и обстоятельствами. Поэтому и автоэкспертиза после ДТП, и ее цена будут всегда разными.

Критериями, которые определяют формирование цены, являются объем и сложность заданных вопросов, необходимость выезда на место происшествия (например, в другой регион), затраты материальные и времени. Немаловажную роль играет также уровень профессионализма эксперта.

Так сколько стоит ДТП экспертиза и где ее заказать? Информацию об этом можно почерпнуть из интернета. В среднем по РФ цена стартует с отметки 1500 рублей и возрастает вместе с классом транспортного средства, количеством поврежденных деталей, расстоянием, на которое выезжает специалист, временем, которое требуется на исследование сверх нормы.

Как только наберете в поисковую строку «экспертиза после ДТП, цена», вам выпадет огромное количество предложений. Фиксированную цену не найдете, но ориентировку получите. Можно опросить друзей, знакомых, родственников, заодно получив отзывы о работе конкретных специалистов.

Случаев, когда необходима транспортная экспертиза ДТП, немало. Информацией о компетентных экспертах обладают государственные органы – суды, полиция, которые работают с ними постоянно. Цену не подскажут, но порекомендовать смогут.

Итак, теперь вы точно представляете себе, что делать и куда обращаться, если случилось дорожно-транспортное происшествие. Можете даже проконсультировать тех, кто пока не знаком с такой информацией. Вы узнали, что такое профессиональная экспертиза автомобиля после ДТП, стоимость которой компенсируется результатом. Разумно распоряжайтесь своими средствами и временем.

Какие экспертизы проводятся при ДТП

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из видов автотехнической экспертизы. Данный вид исследования занимается реконструкцией произошедшего дорожно-транспортного происшествия с восстановлением всех сопутствующих ему факторов и изучением окружающей обстановки. К этой экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо восстановить точную картину произошедшего события, особенно если нет свидетельских показаний, либо показания противоречивы и недостаточно исчерпывающи. Инициатором экспертизы может быть потерпевший, либо виновник дорожно-транспортного происшествия, если он полагает, что его вины в случившейся аварии нет. Исследование также может быть назначено по решению суда.

Предмет экспертизы обстоятельств ДТП состоит из следующих параметров:

  • Фактические данные об особенностях произошедшего дорожно-транспортного происшествия.
  • Загруженность и техническая исправность автотранспортного средства.
  • Скорость движения участников дорожно-транспортного происшествия.
  • Особенности дорожного полотна.
  • Прочие показатели.

Объектом данного исследования становятся данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, из которых в обязательном порядке должна быть исключена правовая оценка.

Экспертиза обстоятельств ДТП в большинстве случаев выполняется комиссией экспертов, однако может быть осуществлена и одним специалистом, который по мере необходимости привлекает к ее производству специалистов из других областей знания, например, инженеров, метеорологов и так далее. Выполнение исследования начинается с постановки его цели и задач, а также формирования списка вопросов, на которые предстоит ответить эксперту в ходе производства экспертизы. После подписания договора на проведение исследования, эксперт приступает к изучению переданных ему материалов дела. По мере необходимости специалист запрашивает дополнительные документы и материалы, производит все необходимые анализы и исследования, формирует свое экспертное мнение, отвечает на поставленные вопросы. По запросу эксперта могут быть проведены повторные опросы участников дорожно-транспортного происшествия, потерпевших, обвиняемых, а также свидетелей. На завершающем этапе исследования, специалист приступает к составлению экспертного заключения, которое является основным смыслом и результатом проводимой экспертизы. Экспертное заключение заверяется подписью эксперта и печатью экспертной организации, оно обладает доказательной силой и может быть включено в материалы дела в качестве доказательства в ходе судебного заседания. Если возникает потребность, специалист, производивший экспертизу обстоятельств ДТП, выступает в суде с целью дачи показаний относительно выданного им заключения, разъяснения сделанных им выводов и проведенных экспертных мероприятий. Суд, а также стороны или их представители могут задавать эксперту вопросы, относящиеся к его компетенции.

Экспертиза обстоятельств ДТП представляет собой сложный, многокомпонентный анализ, требующий высокого уровня профессиональной компетенции проводящего его специалиста. Для определения точного хода аварии необходимо изучить все возможные аспекты, а именно:

  • Установление всех участников дорожно-транспортного происшествия, скорости движения каждого из них, а также восстановление остановочного пути, исходя из анализа следов торможения.
  • Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с помощью трасологического анализа и технических расчетов.
  • Восстановление истории действий водителей. Определение соответствия принятых и выполненных им впоследствии решений правилам дорожного движения и техническим требованиям.
  • Выявление причин технического характера, вследствие которых автотранспортное средство потеряло управляемость и (или) устойчивость.
  • Диагностика автотранспортного средства с целью установления его технического состояния (было ли оно исправно, или же имелись какие-либо повреждения, поломки, заводской брак).
  • Проверка достоверности свидетельских показаний, определения соответствия показаний объективно-технической информации, полученной в процессе анализа места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей.
  • Анализ погодных условий во время дорожно-транспортного происшествия.
  • Исследование состояния дорожного полотна в месте, где произошла авария.
  • Определение причин дорожно-транспортного происшествия, а также подробное восстановление его картины.
  • Анализ других объектов и их перемещения на момент столкновения (в том числе пешеходов).

Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП

Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации. Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы. В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.

Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.

Вопросы, на которые отвечает специалист по экспертизе обстоятельств ДТП в процессе осуществления исследования:

  • Каковы причины исследуемого дорожно-транспортного происшествия?
  • Каков точный механизм данного дорожно-транспортного происшествия?
  • По какой полосе перемещался автомобиль непосредственно перед столкновением?
  • В каком состоянии находилось дорожное полотно на том участке трассы, где произошло дорожно-транспортное происшествие?
  • Какова длина тормозного пути?
  • Какова длина полного остановочного пути?
  • Какое время понадобилось для того, чтобы данный автомобиль преодолел указанное расстояние?
  • Каковы были на момент происшествия дорожно-транспортные условия? Являлись ли они причиной ДТП?
  • Соответствуют ли свидетельские показания (показания потерпевших, обвиняемых) произведенным техническим расчетам?
  • Находился ли автомобиль в состоянии заноса? Какие внешние обстоятельства могли на это повлиять?
  • Являются ли действия водителя и принятые им решения причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия?
  • Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
  • Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
  • Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
  • Возникли ли обнаруженные неисправности в момент дорожно-транспортного происшествия либо имели место еще до него?
  • Повлияло ли состояние дорожного покрытия на опрокидывание исследуемого автомобиля?
  • Кто из водителей автотранспортных средств пользовался правом приоритета в условиях нерегулируемого перекрестка, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие?
  • Какие именно положения Правил дорожного движения были нарушены водителем (водителями)?
  • Какие еще участники движения находились в непосредственной близости от участников дорожно-транспортного происшествия? Имелась ли у водителя возможность избежать столкновения путем выполнения маневра?
  • Является ли остановочный след непрерывным? Имеет ли он пробелы? Какими факторами можно объяснить прерывистость остановочного следа данного автомобиля?
  • Какими причинами можно объяснить выявленные различия между тормозными следами, оставленными левой и правой парами колес автотранспортного средства?
  • С какой скоростью двигался автомобиль перед столкновением?
  • Какое время прошло с момента начала торможения и столкновением?
  • Соответствовали ли погодные и дорожные условия тому, чтобы водитель мог своевременно заметить вышедшего на проезжую часть пешехода?
  • Была ли у водителя транспортного средства техническая возможность избежать наезда путем своевременного торможения на необходимом для этого расстоянии?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Autozona74.ru