Нужна ли независимая экспертиза после ДТП и когда её проводить?
- Необходимость независимой экспертизы диктуется только недостаточностью страхового возмещения по ОСАГО.
- Ответ на вопрос, когда её проводить, логично вытекает на основании вышеуказанного – когда Вы узнаете, что Вам насчитали мало, тогда и решать, делать её или нет – после выплаты или выдачи направления на ремонт либо получения акта расчёта.
- У независимой оценки есть свои плюсы при наличии объективной необходимости в её проведении.
Независимая экспертиза автомобиля по ОСАГО после ДТП в 2021 году проводится для оценки стоимости причинённого машине ущерба. Но для того, чтобы понимать, нужна ли она в Вашем конкретном случае, когда и в каких случаях её делать, нужно понять, в каких целях она проводится и для чего вообще требуется.
Зачем нужна независимая экспертиза?
Как мы уже указали выше, для оценки стоимости причинённого материального ущерба транспортному средству. Но не просто оценки, а расчёта. Причём, она может быть инициирована не только самим владельцем автомобиля, но и страховой компанией.
По закону страховая по ОСАГО для определения, сколько нужно возместить в виде выплаты или ремонта, может провести 2 процедуры у автомобиля:
- простую оценку повреждений,
- более сложную независимую техническую экспертизу.
По существу эти 2 процедуры отличаются мало по порядку проведения. Но цель у них одна – получение калькуляции и итоговой суммы для возмещения. Независимая проводится по утверждённой законом Единой методике расчёта.
Несмотря на то, что экспертиза от страховой называется независимой, в том числе и по закону (ФЗ Об ОСАГО), она таковой по сути не является, так как проводится по инициативе и выбору страховой, хотя и делает её сторонняя организация.
А инициированная Вами отдельная экспертиза потребуется для противостояния против расчёта страховой – в суде или в досудебном порядке. Так, суд вообще не примет Ваш иск о недостаточности выплаты, если Вы не подкрепите его проведённым расчётом.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились. Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Когда делать?
Как мы уже указали выше, проводить независимую оценку ущерба рационально после того, как Вы узнали сумму ущерба. Сделать это можно сразу же после получения недостаточной выплаты.
Чтобы Вам проще было понять, как именно проводится экспертиза, предлагаем сравнить порядок выплаты страховой с дальнейшим ремонтом на эти деньги автомобиля и оспариванием выплаты, когда суммы недостаточно на полное восстановление машины.
Итак, если обычный порядок выплаты выглядит следующим образом:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую,
- осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
- выплата или направление на ремонт,
- восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.
То правильный порядок, когда требуется независимая экспертиза, будет выглядеть так:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую,
- осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
- выплата или направление на ремонт, при этом, потерпевший выясняет, что выплаченной суммы недостаточно для проведения ремонта,
- назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей организации и оплата услуг), с приглашением на неё представителя страховой компании,
- проведение экспертизы и новая калькуляция суммы ущерба,
- досудебное требование на основании калькуляции независимой экспертизы,
- в случае отказа страховщика урегулирования спора в досудебном порядке подача иска в суд,
- выигрыш суда, выдача последним исполнительного листа, по которому страховая обязана выплатить присуждённую сумму,
- ещё одна выплата от страховой по суду (как правило, разница между выплаченным и оценённым независимой экспертизой, а также «бонусы», о которых мы поговорим ниже),
- восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.
Сколько стоит?
Стоимость такой экспертизы колеблется в зависимости от ряда факторов:
- степени повреждения автомобиля,
- необходимости проведения оценки товарной стоимости,
- региона обращения.
В среднем, независимая оценка в Москве и Петербурге стоит в пределах 8-20 тысяч рублей в зависимости от вышеперечисленных факторов. В регионах цена может колебаться от 5 до 15 тысяч рублей.
Главное понимать, что уплаченная за это сумма возмещается в случае выигрыша суда или в досудебном порядке истребуется со страховщика.
Утеря товарной стоимости (УТС) проводится с целью дополнительной выплаты за то, что при продаже автомобиля после ДТП он немного теряет в цене. Возмещение УТС составляет по расчёту независимых контор в среднем 7-11% от всей суммы насчитанного ущерба.
Как правильно обращаться?
- Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.
- Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.
- Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения. Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.
- В «час пик» эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.
- Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
- По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.
Плюсы независимой экспертизы
Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).
Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:
- неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.
В судебной практике 2021 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:
- 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
- 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
- 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
- штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.
Читайте также Если нет техосмотра при ДТП
Как определить реальный ущерб после ДТП
После ДТП оценку повреждений проводят страховые компании. Если вы когда-нибудь сталкивались с ними, то знаете — они пользуются уловками и занижают стоимость ремонта автомобилей. Чтобы восстановить справедливость, водители пользуются независимой экспертизой — услугой, которая поможет выяснить реальный ущерб после аварий.
Независимая экспертиза поможет водителям совладать со страховой: рассчитать ущерб, получить деньги, оспорить стоимость ремонта и доказать некачественный или неполноценный ремонт.
Рассказываем, как работает эта услуга, где ее проходить и как выбирать специалистов.
Когда нужна независимая экспертиза
Услуга потребуется водителям, чьи автомобили пострадали в ДТП. Владельцы машин обращаются к незаинтересованным специалистам, когда сталкиваются со спорными вопросами с дилерскими центрами, страховыми компаниями, станциями техобслуживания и пр.
Страховые компании идут на уловки при определении ущерба после ДТП. Поэтому, если выводы оценщика вас смущают, обратитесь к независимым экспертам. Они проведут оценку повреждений, полученных автомобилем в ДТП.
Учтите: независимая экспертиза — платная услуга, которая проводится за счет владельца автомобиля. Поэтому не советуем обращаться к экспертам «на всякий случай». Но если вы подозреваете, что страховая занизила стоимость ремонта, то расходы на независимую экспертизу можно будет включить в сумму претензий и возместить потраченные деньги через суд.
Страховщики иногда уклоняются от выплат, указанных в акте независимых экспертов. Тогда с оценкой независимых специалистов можно смело идти в суд.
Если у виновника аварии не оказалось полиса ОСАГО, или ущерб превышает лимит возмещения, то независимая экспертиза обязательна. Она определит, какую сумму должен выплатить виновник аварии.
А также независимые эксперты пригодятся, когда ремонт по направлению от страховой компании окажется некачественным. Разбираться в этом случае придется со страховщиками, а не с сервисом, который выполнял работы.
Еще прибегают к независимой экспертизе транспортные компании, которым пора списывать автомобили. Специалисты оценивают состояния автопарка и определяют рыночную или утилизационную стоимость.
Где пройти независимую экспертизу
Результаты экспертизы будут играть важную роль в суде, поэтому тщательно выбирайте компанию. Заключение эксперта будет иметь юридическую силу, только если у компании есть лицензия, а специалист аккредитован федеральным реестром экспертов-техников.
Представители недобросовестных компаний-однодневок караулят пострадавших водителей у ГИБДД и возле офисов страховых компаний, предлагая «быстро провести независимую экспертизу». Не соглашайтесь на обманные схемы и обещания мгновенных выплат.
Выбирайте те компании, которые работают уже давно и могут похвастаться большим количеством положительных отзывов.
Иногда эксперты из «серых» фирм работают одновременно в страховых и в независимых компаниях. Будьте внимательны, они проводят осмотр всегда не в пользу водителя. Распознать их просто — они просят показать документы из страховой и на основе этого делают заключение.
Как проходит экспертиза
Обратитесь в одну из компаний, которые проводят независимую экспертизу.
Специалист ознакомится с документами и сделает подробные, детальные снимки автомобиля и повреждений. Он осмотрит техническое состояние машины, очевидные и скрытые повреждения, оценит стоимость запчастей и необходимых деталей, рассчитает, во сколько обойдется ремонт.
Например, оценка эксперта способна определить:
- скорость автомобиля в момент ДТП;
- длину тормозного пути;
- расположение участников и объектов во время аварии;
- возможно ли было предотвратить ДТП;
- как двигались участники;
- были ли неисправности у автомобиля, которые повлияли на результат;
- повреждения и чем они были вызваны и пр.
По окончании диагностики и оценки специалист выдаст заключение со всей необходимой информацией: повреждения, причины их возникновения, объем и стоимость работ. Если автомобиль еще находится на дилерской гарантии, то владелец вправе требовать возмещения по ценам официального дилера. Если же гарантия уже закончилась, то расчет будет проведен по среднерыночным ценникам.
Кроме отчетного акта, от компании потребуется еще договор, подтвержденные лицензия компании и квалификация техника и квитанция об оплате осмотра. Документы нужно передать страховой организации для пересмотра размера выплаты или предъявления претензий. Это же заключение примут в суде, если страховая откажется от пересмотра.
Водитель, который обращается к экспертам, обязан известить об этом страховую и других участников ДТП. Особенно если при первом осмотре страховщиком были выявлены не все дефекты.
Совет от Matador Tech
Не отвозите автомобиль на ремонт пока не договоритесь со страховой компанией о тех условиях, которые вас устроят. Когда машина уже будет восстановлена, провести независимую экспертизу еще раз вы уже не сможете, а старых фотографий повреждений будет недостаточно. В этом случае страховая откажется рассматривать претензию и добиваться возмещения средств придется только через суд.
Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО
В этой статье мы разъясним порядок назначения и проведения экспертной оценки размера ущерба, применяемой в рамках правоотношений, вытекающих из договора ОСАГО, также предложенный материал включает в себя ряд рекомендаций, которые помогут участникам автодорожных происшествий взыскать со страховых компаний, причитающееся им страховое возмещение в максимально полном размере.
Одним из способов определения размера ущерба, причиненного повреждением транспортного средства в дорожной аварии, является независимая техническая экспертиза по ОСАГО.
От того насколько квалифицированно и качественно эксперт выполнит свою работу, напрямую зависит и размер страхового возмещения, подлежащий выплате потерпевшему.
В настоящее время страховые компании крайне редко выплачивают страховку в размере ущерба, причитающегося по договору обязательного страхования (ОСАГО).
В подавляющем большинстве страховых случаев, страховая выплата занижается в пределах от 30% до 60 % от суммы фактического ущерба, таков тренд.
Иногда эксперт, действующий по заданию страховой компании, при анализе материалов дорожно-транспортного происшествия, усматривает несоответствия, которые позволяют страховщику отказать потерпевшему в страховом возмещении.
Для того, чтобы не остаться с пустым карманом и разбитой машиной, лицам, пострадавшим в ДТП, нужно поближе изучить тему, изложенную в настоящем материале.
Что представляет собой независимая экспертиза по ОСАГО
К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы, относится:
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(далее Закон).
«Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (далее Правила НТЭТС).
«Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П, далее – Единая методика).
Участникам дорожно-транспортных происшествий изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.
В статье 12.1 Закона содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее НТЭТС).
НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления амтс в до аварийное состояние.
Когда назначается независимая техническая экспертиза
Данный вид экспертизы назначается только для определения обстоятельств ДТП и размера страховой выплаты по страховым случаям, урегулированных правоотношениями по ОСАГО.
Экспертиза при необходимости решает две основные задачи:
Определение причин и обстоятельств наступления страхового случая.
Иными словами эксперт-техник отвечает на вопрос о том, в действительности ли транспортное средство повреждено в результате указанного в заявлении страхового случая или имеет место страховое мошенничество.
Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при его ремонте.
При необходимости эксперт- техник рассчитывает величину утраты товарной стоимости (УТС), которая подлежит возмещению страховщиком в пределах страховой суммы, указанной в статье 7 Закона.
На практике это выглядит следующим образом.
После дорожного происшествия с участием транспортного средства потерпевший, в установленном порядке обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате.
При этом обязанностью потерпевшего является предъявление страховщику поврежденного транспортного средства в 5 дневной срок (рабочие дни), для осмотра и (или) проведения НТЭТС (п.10.ст.12 Закона).
Если по результатам осмотра поврежденного транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, у страховщика возникнут сомнения относительно обстоятельств ДТП, то в срок до 10 рабочих дней от момента подачи заявления о страховой выплате страховая компания имеет право осмотреть и (или) организовать за свой счет проведение НТЭТС транспортного средства виновника происшествия.
Независимая техническая экспертиза транспортного средства также назначается и проводится в случаях, когда между страховщиком и потерпевшим после совместного осмотра т/с, возникают противоречия в определении обстоятельств его повреждения и размере восстановительного ремонта.
Если страховая компания не осмотрела поврежденное транспортное средство потерпевшего и (или) не назначила проведение НТЭТС, то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться к эксперту-технику, поручив последнему выполнение исследования.
При необходимости независимая техническая экспертиза, после ДТП по ОСАГО может быть назначена повторно. Например, при несогласии потерпевшего с выводами экспертного заключения.
В этом случае потерпевший вправе инициировать повторную НТЭТС. Повторная экспертиза проводится по тем же вопросам, что и первичная, но ее выполнение поручается другому эксперту.
Закон и Правила НТЭТС предусматривают возможность проведения дополнительно независимой технической экспертизы.
Потребность в ее назначении появляется при возникновении дополнительных вопросов, требующих экспертной оценки.
Дополнительная НТЭТС проводится и в случаях вновь открывшихся обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, которые не могли быть изучены и оценены экспертом в первичном заключении.
Кто имеет право выполнять независимую техническую экспертизу
Во всех случаях проведение НТЭТС поручается эксперту-технику или специализированной экспертной организации, в штате которой имеется не менее одного аттестованного эксперта – техника.
Читайте также Если ДТП не оформлялось
Законодательство подробным образом регламентирует требования к лицам, имеющим право на выполнение независимых технических экспертиз по ОСАГО.
Для того, чтобы подтвердить полномочия эксперт должен предоставить заказчику и приложить к своему заключению документы, указанные в перечне:
диплом о профильном высшем образовании;
выписку из государственного реестра экспертов-техников;
копию протокола Межведомственной аттестационной комиссии о профессиональной аттестации;
сведения о повышении квалификации (в обязательном порядке каждые 5 лет).
Таким образом, если экспертиза выполнена лицом, не подтвердившим свои действительные полномочия, то ее можно признавать, как недопустимое доказательство.
Ни в досудебном порядке урегулирования спора, ни при рассмотрении дела в суде, такое заключение не будет иметь юридической силы.
Рекомендации потерпевшим при назначении независимой экспертизы
При обращении к эксперту- технику с заявлением о проведении экспертизы проверьте его действующий статус.
Если эксперт не может предоставить документы (см. перечень), то не тратьте времени и денег, обратитесь к другому эксперту.
Если страховая выплата не соответствует фактическому размеру ущерба, то назначайте повторную НТЭТС, составляйте претензию и направляйте ее вместе с заверенной копией экспертного заключения в страховую компанию.
Оригинал экспертизы может пригодиться для суда.
Подробности в статьях:
Если страховщик оставил претензию без удовлетворения, то подготовьте иск о взыскании суммы страховой выплаты и защите прав потребителя по договору ОСАГО.
Доказательством размера причитающейся истцу страховой выплаты будет являться повторное заключение эксперта-техника, копия которого направлялась ранее с претензией страховщику.
Подробности в статье:
Если при рассмотрении дела по предъявленному иску возникает необходимость в назначении судебной экспертизы, например, при оспаривании заключения страховщика о размере ущерба, то заявляйте ходатайство о проведении судебной экспертизы транспортного средства.
Определение размера страховой выплаты потерпевшему основывается на расчете стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с использованием Единой методики, которая подлежит обязательному применению судебным экспертом.
Эта методика применяется всеми экспертами – техниками. Таким образом, если в первичной экспертизе, назначенной страховой компанией эксперт «намудрил», то судебный эксперт все расставит на свои места.
Подробности в статье:
Если в иске наряду со страховой компанией в качестве ответчика заявлен причинитель вреда — виновник ДТП, то потерпевшему необходимо основывать свои требования к нему на заключении оценщика, использующего при определении ущерба рыночный подход, а не Единую методику.
Базы цен на запасные части и комплектующие изделия, применяемые при расчете по Единой методике, существенно разнятся с рыночными ценами.
Эта разница, по понятным причинам, коррелирует не в пользу потерпевшего.
Из сказанного следует, что для страховой мы назначаем НТЭТС, а для виновника – оценку рыночной стоимости ущерба автомобиля.
Подробности в статьях:
В заключение статьи обращаю ваше внимание, что одной из основных целей, которую ставил перед собой автор, является адаптация читателя к правильному пониманию норм закона путем изложения материала в доступной для восприятия форме.
Более подробная информация по теме содержится в указанных в статье нормативно-правовых актах.
При необходимости в разъяснении вопросов, касающихся независимой экспертизы после ДТП по ОСАГО, обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам.
Комментарии
Задайте нам вопрос
Данная статья подготовлена на основании действующего российского законодательства, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.
Однако каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:
— Единый федеральный номер
— Москва и область
Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?
После любой аварии, важно правильно оценить ущерб, нанесенный автомобилю во время ДТП. Поэтому существует независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО, после чего оплачивается ущерб, причиненный потерпевшему. Важно знать, существующие правила и последовательность экспертиз неподконтрольных органов.
Что нужно делать после аварии
Если невозможно уладить дело мирным путем и нанесенный ущерб превышает 100 000 рублей, следует вызвать сотрудников Госинспекции.
Оформляя справку о происшествии, а затем и в протоколе необходимо обозначить виновника происшествия:
- после определения виновника в происшествии, его страхователь оплатит нанесенный ущерб транспортному средству.
- сотрудник страховой компании делает оценку повреждений, описывает их характер и количество.
- в случае оформления европротокола, оба участника аварии оформляют извещение о происшествии, описывают в подробностях как все произошло, рисуют схему движения обоих машин.
- собирают показания у имеющихся очевидцев ДТП.
Когда на месте невозможно установить степень повреждений транспортных средств, следует воспользоваться услугами станции техобслуживания страхователя. Хотя, наиболее правильным будет воспользоваться услугами независимой экспертизы. Российский Союз Автомобилистов предлагает делать оценку у независимого эксперта, не представляющего ни одного из страхователей. Пострадавший в аварии, получает компенсацию со страхователя виновника, а виновный восстанавливает свою машину за свои собственные средства.
ВАЖНО . Главными задачами независимой экспертизы является восстановление событий, изучение всех мельчайших подробностей для определения настоящего виновника аварии. Работу независимой экспертизы, регламентирует положение Центробанка Российской Федерации № 433 – П. Во время экспертизы, устанавливается техническое состояние машины, указываются и описываются повреждения и уточняет данные (начальную скорость движения авто, маршрут проезда и место нахождение машины после окончания аварии).
Когда завершается осмотр, эксперт пишет отчет, отражающий сумму понесенного ущерба, уточнить, кто является виновным, и кто потерпевшим в аварии. Может установить рыночную стоимость транспортного средства на момент аварии.
Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы
Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.
Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.
ВНИМАНИЕ . Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.
Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.
Для подачи заявления в независимую экспертизу, следует приготовить такие документы:
- технического паспорта на машину,
- справку о дорожно-транспортом происшествии и протокола инспектора ГИБДД (копии, заверенные в установленном порядке),
- если в договоре страхования имеется пункт об экспертном обслуживании, следует оформить направление на экспертный осмотр,
- другие документы, если таковые имеются, по происшествию.
Последовательность проведения независимой экспертизы
Проведение независимой экспертной оценки регламентировано законодательством страны, в котором четко оговорена последовательность действий.
- Выбрать независимую организацию.
- Заключить договор о проведении экспертизы.
- Оплатить проведение независимой экспертизы.
- Согласовать день и время проведения технического исследования автомобиля.
- Оформить уведомление на осмотр виновному в аварии, или заинтересованным лицам.
- Обязательно присутствовать при проведении осмотра.
- Оформление акта по соответствующей форме, фиксируются на фотографиях или видео обнаруженные места повреждений.
- Расчет суммы возмещения повреждений, учитывая рыночную стоимость запасных частей для восстановления машины.
- Получить отчет с выводами, для фиксации передачи оформляется акт приемки от заказчика и передачи от исполнителя.
- Для проведения самой экспертизы и выдачи отчета и других надлежащих нормативных актов дается три дня, день отправления уведомления и день проведения самой экспертизы не считается.
Освидетельствование пострадавшего автомобиля производится в присутствии лица, спровоцировавшего аварию и сотрудника страхователя. Для своевременного оповещения страхователя, следует отправить оповещение, телеграфом с обратным уведомлением за пять рабочих дней, до проводимого осмотра.
ВНИМАНИЕ . В случае непоявления страхователя на исследовании, при наличии почтовых чеков и уведомлений, возможно и без такового. Техническая экспертиза проводится в светлое время дня, или при дневном освещении.
Отчет должен содержать такие параграфы:
- цель проводимой технической экспертизы.
- фамилия и инициалы потерпевшего в аварии.
- сумма, подлежащая возмещению для ремонта автомобиля.
- сведения, полученные в ходе осмотра и список законодательных документов, которыми руководствуется эксперт.
- день, месяц и год аварии.
- сведения о страховых полисах участников происшествия и компаниях страхователях.
- компенсация, подлежащая возмещению по расчетам проведенной экспертизы.
- подписи технического эксперта, проводившего осмотр, и лица, руководящего организацией, утвержденные печатями.
Копия экспертного заключения сохраняется три года, после окончания проведения экспертных работ. Готовый акт забирает представитель страхователя. Сведения отражаются в графе «Отчет об определении рыночной стоимости ущерба от аварии». Каждую страницу нумеруют, сшивают и скрепляют печатями и подписями техника, производившего осмотр. Заказчику выдается свой экземпляр, с актом приема-передачи. Страхователь должен выплатить компенсационную сумму, на восстановление автомобиля. В случае отказа страховой компании оплатить необходимую сумму, де следует передавать в судебные органы. Тогда будет необходимо проведение еще одной экспертизы.
Стоимость – цена проведения независимой неподконтрольной экспертной оценки машины, участника аварии в 2021 году зависит от того:
- как сильно поврежден автомобиль,
- насколько сложные проводятся работы,
- виды экспертиз,
- насколько срочно необходимо провести работу (сумма за срочность, обычно 10-15 % от всей предоставленной работы).
Когда у машины есть незначительные повреждения (до пяти деталей), стоит такое заключение по Москве 3500 рублей. Если машина имеет объемные повреждения (более 20 деталей), цена варьирует от 7000 рублей.
Читайте также Куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему
ВАЖНО . Оплачивать все экспертизы должен потерпевший, но, если дело передается в судебные органы, и выносится решение в пользу потерпевшего, все суммы по проведению экспертных работ будут взыскиваться с виновного, для чего следует сохранять расходные ордера и кассовые чеки от организации, проводившей оценочную стоимость.
Когда у лица, пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, страховой полис ОСАГО Ингосстрах, после обращения к страхователю, для проведения независимой экспертизы, страхователь Ингосстрах финансирует проведение технического осмотра и направляет к своим партнерам. Поэтому следует найти ближайший офис Ингосстраха и узнать, где проводится обследование, можно ли оформить выезд к поврежденному автомобилю, нужно ли платить, сколько, какие документы иметь при себе. После получения результатов исследований, в срок 5ти рабочих дней необходимо подать заявление на возмещение ущерба, или заявление на проведение восстановительного ремонта на СТО.
ВАЖНО . Часто компенсационные выплаты бывают значительно уменьшены, иногда сумма снижения доходит до 40% от необходимой суммы на восстановление. Тогда следует организовывать неподконтрольную экспертизу, не являющуюся партнером Ингосстраха. Процедура оформления досудебной претензии, соблюдается потерпевшим четко в оговоренных правилах, составляется заявление к страхователю, с требованием возмещения нанесенного ущерба, к которому прикладываются все необходимые документы из перечня.
Если, не работает досудебная претензия, следует начинать судебное разбирательство, оформляя исковое заявление в районный суд. Тогда, после решения судебных органов о выплате нанесенного автомобилю ущерба, страховщик обязан оплатить все издержки, которые понес застрахованный в ходе досудебного и судебного разбирательства.
Независимая экспертиза после ДТП
Петр Артемов (автор книги «Бронежилет водителя») беседует с Дмитрием Капустиным.
П: Дмитрий, хочу задать вам такой вопрос: сейчас намечается тенденция, когда страховые компании занижают выплаты по страховым случаям и люди пытаются пройти независимую экспертизу собственными силами, скажите, а как на самом деле должна проходить данная процедура?
Д: Петр, процедура должна проходить следующим образом. Для начала вы обращаетесь в страховую компанию, и пишите им заявление о наступлении страхового случая.
Моя рекомендация обращаться по ОСАГО в страховую компанию виновника. После того, как вы напишите заявление, вы к заявлению прикладываете справку и постановление-определение о ДТП, плюс те документы, которые необходимо сдать в страховую компанию.
Если у вас машина на ходу, то, как правило, во многих страховых компаниях может выйти сразу эксперт, оценить повреждения, заполнить акт первичного осмотра, либо если у вас машина не на ходу, вас связывают с оценочной организацией, у которой заключен договор со страховой компанией, вы созваниваетесь с их экспертом. Назначается день проведения первичного осмотра, эксперт приезжает в то место, где находится ваша машина (либо сервис, либо гараж, либо СТО) и проводит там непосредственно осмотр транспортного средства.
После этого дает вам подписать акт первичного осмотра, у вас есть 30 дней на то, чтобы дождаться выплаты от страховой компании с момента написания первого заявления.
И также необходимо пройти повторную независимую экспертизу для определения реальной суммы восстановительного ущерба. И когда уже происходит выплата от страховой компании, вы сравниваете полученную от нее сумму с той суммой, которая указана в независимой экспертизе и, как правило, по разнице уже подается исковое заявление в суд.
П: Дмитрий, скажите, а существуют какие-нибудь подводные камни при прохождении данной процедуры в страховой компании?
Д: Конечно, Петр, эти подводные камни есть. Сейчас я вам о них расскажу. Первый подводный камень. Когда вы подписываете акт первичного осмотра транспортного средства, который заполнил эксперт, пришедший от страховой компании, обратите внимание на строчку «повреждения, полученные в ходе эксплуатации транспортного средства».
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП в суде, читайте тут.
Когда вы не видите, что там что-то вписано, т. е. строчка пустая, вы просто там ставите прочерк. Допустим, у вас погнута дверь и туда вписывают, что повреждения получены в ходе эксплуатации транспортного средства, т. е. вы заранее подтверждаете, что эти повреждения были получены до момента наступления страхового случая. Это первый подводный камень.
И второй подводный камень. Вы должны четко понимать, что в большинстве случаев, этот осмотр формальный. Если у вас есть скрытые повреждения, то эксперты, которые приезжают либо туда, где находится ваша машина, и осматривают, либо если у вас машина на ходу, вы приезжаете в страховую компанию, где просто выходит эксперт и осматривает, внутренние повреждения не осматривают.
В редких случаях, в акте первичного осмотра пишут «возможны скрытые повреждения». Это просто все ведет к тому, что, скорее всего, в 99% случаях в итоговой сумме, которую вам выплатит страховая компания, будут фигурировать только внешние повреждения транспортного средства.
Поэтому, еще раз возвращаясь к независимой экспертизе, ее необходимо делать стороннюю, для того чтобы можно было определить как внешние повреждения, так и внутренние.
П: Но некоторые водители сначала проходят свою независимую экспертизу, а потом обращаются в страховую компанию, но страховая компания им отказывает. Что водители делают неправильно в данной ситуации?
Д: К сожалению, в большинстве случаев, оценочные организации лукавят, когда им звонит испуганный клиент и говорит: «Проводите ли вы оценку, принимается ли она судами?».
Они говорят: «Конечно, проводится, конечно, принимают, приходите, проводите оценку». Оценочные организации, в большинстве, заинтересованы в том, чтобы им заплатили деньги за саму экспертизу.
Но когда человек потом приходит в страховую компанию, как вы правильно сказали, в некоторых случаях, страховая компания ему отказывает.
Что конкретно они делают неправильно?
Если человек проводит свою стороннюю независимую экспертизу, то в любом случае, по закону об ОСАГО, он обязан предоставить свое транспортное средство по месту нахождения страховщика (как записано в законе).
А многие водители, пройдя независимую экспертизу свою, не в страховой компании, после этого начинают ремонтировать машину, не уведомив об этом страховую компанию.
И когда приносят уже заключение экспертизы в страховую компанию, страховая компания, на совершенно законных основаниях, отказывает им в выплате страхового возмещения. Потому что говорят: «Вы не предоставили транспортное средство для осмотра и не уведомили нас о том, что вы проводите свою независимую экспертизу».
П: Дмитрий, если водитель не согласен с суммой выплаты страховой компании, то как на основании акта независимой экспертизы получить всю сумму выплаты?
Д: Петр, в этом случае подается исковое заявление в суд. Основанием для подачи искового заявления в суд как раз служит заключение независимой экспертизы. Мы сравниваем ту сумму, которую страховая заплатила, с той суммой, которую насчитала независимая экспертиза.
И по разнице (это наше непосредственное исковое требование), мы просим, чтобы суд удовлетворил наши исковые требования и взыскал со страховой компании всю недоплату.
Подается исковое заявление. Судья запрашивает со страховой компании все документы по калькуляции ущерба. С помощью судебной экспертизы, принимает решение в пользу той или иной экспертизы.
Но поскольку все они обязаны проводиться по одинаковым методическим рекомендациям Министерства юстиции Российской Федерации, то, по идее, они должны быть как близнецы-братья.
Но поскольку страховая, в подавляющем большинстве случаев, именно не учитывает и скрытые повреждения, а в ряде случаев и занижает в принципе стоимость запасных частей, которые необходимы для ремонта, то в этом случае, на основании акта независимой экспертизы, которую провел водитель, подается исковое заявление.
То есть берется разница между суммой, которую выплатила страховая компания и суммой независимой экспертизы и на основании нее подается уже исковое заявление.
Мы требуем нам возместить эту разницу. Соответственно, судья запрашивает от страховой компании всю калькуляцию ущерба, все документы по данному страховому случаю, направляет на повторную судебную экспертизу, в ходе которой устанавливается, кто прав, кто виноват.
И в этом случае, водитель получает от страховой компании всю недоплату, включая компенсацию всех своих промежуточных расходов, т. е. расходов на прохождение независимой экспертизы и полностью компенсацию своих юридических расходов.
П: Дмитрий, тогда возникает адекватный вопрос: «А в вашей компании водитель может пройти независимую экспертизу?».
Д: Да, Петр. В нашей компании есть услуга по проведению независимой экспертизы. На сегодняшний день, у нас крупнейшая экспертиза на северо-западе. К нам сами же суды Санкт-Петербурга направляют на повторную судебную экспертизу и, что немаловажно, наши эксперты проводят обучение судей Санкт-Петербурга работе с технической документацией по независимой экспертизе.
П: Дмитрий, а если водитель получил не всю сумму в страховой компании, и вы, например, возьметесь за это дело. Сколько займет по времени ведение этого дела в суде, и очень немаловажен вопрос, получит ли компенсацию водитель за проведенную независимую экспертизу?
Д: Да, Петр. Если мы беремся за ведение дела в суде, дело длится два-три месяца (плюс-минус в каждую сторону), и по решению суда, когда человек получает исполнительный лист, он от страховой компании получает ту недоплату, которую страховая ему не доплатила, плюс компенсацию стоимости независимой экспертизы, плюс компенсацию всех его юридических затрат в полном объеме.
П: Дмитрий, огромное спасибо, что нашли время сегодня к нам прийти, а также спасибо за ту информацию, которую вы рассказали нам. Она очень интересная и полезная.








