Судебная дорожно-транспортная экспертиза, как разновидность инженерно-транспортных оценок, исследует вещественные доказательства ДТП, руко-водствуясь подлинными данными о дорожных условиях, знаках и разметке на участке трасы, где произошло ДТП, прочих элементах.
Проведенная нашей компанией дорожно-транспортное исследование в Москве и Московской области способствует выявлению всего спектра неблагоприятных обсто-ятельств, которые повлекли за собой возникновение ДТП. Далеко ведь не всегда вина водителя или предполагаемого виновника ДТП так уж беспрекословно очевидна.
Когда назначается дорожно-транспортная экспертиза
Аварийная ситуация порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей и инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, однако, в любом случае виновная сторона должна быть установлена. Для более четкого отображения картины ДТП на место происшествия вызываются эксперты. Сама экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит непосредственно от ситуации.
Как оспорить независимую экспертизу в суде.
Что грозит при ДТП при обгоне на перекрестке читайте тут.
О нюансах автотехнической экспертизы узнайте по ссылке:
Все ДТП условно делятся на виды:
- Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
- Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
- Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.
Все вышеперечисленные вариации могут в той или иной степени стать причиной аварии. Касаемо технической невозможности, то к данному термину относят ДТП, возникшие из-за опасных дорожных условий.
Как правило, дорожно-транспортная экспертиза назначается в суде, целью ее проведения является установка виновных лиц в результате действий которых произошло ДТП.
Важно! Судебная дорожно-транспортная экспертиза проводится уполномоченными работниками МВД.
Транспортно-трасологическая диагностика
Этот вид автотехнической экспертизы позволяет детально изучить следы столкновения на автомобиле и месте происшествия, и на основании исследований, определить:
· расположение и направление движения автомобилей на дороге в момент ДТП;
· точное место и механизм столкновения;
· траекторию движения автомобилей до, во время и после столкновения;
· зоны кузова ТС, оставившие или получившие повреждения;
· являются ли выявленные повреждения результатом ДТП.
Эта экспертиза необходима следственным органам и суду при восстановлении картины ДТП, фактов и обстоятельств, действия и степени вины участников столкновения. Экспертам необходимо ответить на ряд конкретных вопросов и составить экспертный отчет.
Вопросы для транспортно-трасологической экспертизы:
1. Где точно произошло столкновение автомобилей?
2. Где находились ТС до, во время и после столкновения?
3. По какой траектории двигались ТС до, во время и после удара?
4. Находились ли автомобили в движении или стояли?
5. Как произошло столкновение?
6. Какими частями кузова ТС был совершен контакт с другим авто при ДТП?
7. Какие повреждения зафиксированы в протоколе, и какие из них получены при ДТП?
Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий
Объектом изучения экспертизы выступают:
- Анализ обстановки на месте ДТП. Исследуется состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины и участков, расположенных в непосредственной близости у дороги.
- Определение параметров движения автомобилей пострадавших в ДТП. Эксперт, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна масла и т.д), определяет с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили.
- Исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной возникновения аварии.
- Анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке. Проверяется нанесена ли дорожная разметка, присутствуют ли специальные знаки, светофоры и т. д.
Безопасность движения полностью зависит от структуры дорожного покрытия. Так, причиной аварийной ситуации могут стать сдвиги, выбоины, расколы, ямы, гребенки и впадины на дорогах. Ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и районное управление ГИБДД. Аварийные ситуации, возникающие в результате дефектов асфальтного покрытия, случаются также нередко. В данном случае объектом изучения экспертизы выступает дорога. Ответственность за подобные ДТП несут городские власти, которые собственно и обязаны возмещать ущерб пострадавшему.
Вопросы для дорожно-транспортной экспертизы
Дорожно-транспортная экспертиза обстоятельств ДТП должна разрешать такие вопросы:
- Какая обстановка на месте аварии. Какое состояние дорожного покрытия, обочины, прилегающих участков к магистрали?
- Может ли эксперт путем расчета коэффициентов определить параметры движения автомобиля?
- Есть ли уклоны на дороге (если есть, то какие размеры)?
- Какой обзор и видимость дороги был у водителей ТС, которые участвовали в аварии?
- Где возникло и как столкнулись ТС?
- Как располагались ТС относительно дорожного участка на момент аварии?
- Была ли техническая возможность у участников аварии избежать происшествия?
- Какое состояние дорожного полотна и придорожного обустройства?
- Могли ли неправильное дорожное обустройство (ямы, расколы, отсутствие знаков) повлиять на управление ТС попавшее в ДТП?
- Какими нормативными актами регламентируются эксплуатационные параметры данного дорожного участка?
- Какие дефекты были обнаружены на дорожном участке где возникла авария? Какой вид дефекта (размер выбоин и т.д)?
- Соответствует ли исследуемый участок эксплуатационным параметрам по нормативной документации?
- Кто должен отвечать за соблюдение требований, перечисленных в нормативно-технической документации на данных автодорожных участках?
Важно! Дорожно-транспортная экспертиза может иметь один или несколько объектов исследования. Так, может быть назначена только трассологическая или автотехническая экспертизы. Если спорные моменты касаются большинства перечисленных вопросов, тогда необходима комплексная экспертиза.
Виды судебной автотехнической экспертизы
Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.
Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:
- Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
- Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
- Транспортно-трассологическая экспертиза.
- Экспертиза дорожных условий.
Экспертиза обстоятельств ДТП
Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.
Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.
Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.
Задачи экспертизы обстоятельств ДТП
Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:
- Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
- Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
- Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
- Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
- Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
- Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
- Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
- Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
- Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
- Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.
Экспертиза состояния транспортного средства
Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию. В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения. Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.
Основные задачи экспертизы состояния автомобиля
Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:
- Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
- Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
- Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
- Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.
Транспортно-трассологическая экспертиза
Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах. Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения. В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.
Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы
При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:
- Определение точного места происшествия.
- Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
- Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
- Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
- Определение механизма столкновения.
- Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
- Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
- Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
- Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.
Экспертиза дорожных условий
Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры. Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие. Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.
Задачи экспертизы дорожных условий
При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:
- Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
- Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
- Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
- Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
- Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.
ЦНЭ «Варшавский» предлагает профессиональное проведение всех видов независимой автотехнической экспертизы. Наш отчет об автотехнической экспертизе позволит полностью прояснить все обстоятельства ДТП для объективного рассмотрения дела.
Перечень основных нормативных актов:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Как проводится дорожно-транспортная экспертиза
Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.
Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.
Для проведения экспертизы требуется предъявить:
- схему ДТП;
- задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
- видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
- акт осмотра ТС;
- справка о ДТП;
- постановление об административном правонарушении;
- протокол административного правонарушения (копия);
- заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.
Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.
Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.
Для чего необходима экспертиза
Если экспертиза исследует техсостояние автомобиля после ДТП, то она решает следующие задачи:
- выявление дефектов и поломок транспортного средства, его агрегатов, механизмов, деталей и узлов;
- определение времени и факторов образования неисправностей;
- установление потенциальных возможностей влияния поломок на возникновение аварии;
- контроль соответствия фактического технического состояния авто (отдельных механизмов, агрегатов, узлов и деталей) предусмотренным регламентом техническим требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения;
- обнаружение причин отказа подушек безопасности;
- констатация возможности заблаговременного выявления дефектов и неисправностей до учинения ДТП.
Когда экспертиза привлекается чтобы защитить потребительские права, то исходя из конкретных целей, перед ней предстоят задачи:
- определить отсутствие/наличие неисправностей (дефектов поломок) в обследуемом автомобиле;
- установить причины происхождения неисправности (вследствие нарушений эксплуатационных требований или технологического процесса на заводе);
- диагностировать этап производственного цикла, на котором потенциально возможны упущения, приведшие к возникновению дефекта;
- установить конкретные факторы неправильной эксплуатации, которые привели к неисправностям.
Наиболее часто экспертиза исследует двигатель, кузов, приборы, коробку передач, шасси и подвеску автомобиля.
Судебная экспертиза авто и его технического состояния производится по назначению суда.
Досудебная автотехническая экспертиза проводится на основании оформленного в нашей компании договора с заказчиком.
Стоимость экспертизы дорожно-транспортного происшествия
Судебная экспертиза должна быть бесплатной. Независимая экспертиза проводится за счет заказчика. Истец имеет право требовать с виновника аварии или страховщика возместить затраты на проведение экспертных работ. Стоимость зависит от вида процедуры, например, комплексная экспертиза может обойтись от 5000 до 7000 рублей. Стоимость автотехнической экспертизы в зависимости от состояния автомобиля вследствие ДТП может обойтись от 1500 до 4000 рублей.
Протокол осмотра места происшествия ДТП. Как заполнить извещение о ДТП читайте тут.
Образец схемы ДТП вы можете увидеть по ссылке:
Порядок проведения автотехнической экспертизы
В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.
При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:
- Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
- Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
- Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
- Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
- Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.
После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.