Содержание:

Ущерб от налоговых преступлений по УК

Федеральный закон № 73-ФЗ от 01.04.2020

К уголовной ответственности за налоговые преступления приводят нарушения, предусмотренные УК РФ. Наряду с наличием умысла, который обязателен при отнесении деяния к наказуемому по уголовной статье, немаловажным критерием является величина ущерба, нанесенного бюджету неуплатой налогов. С 12 апреля 2020 года размер крупного и особо крупного размеров ущерба определяется только в абсолютной величине неуплаченных налогов. Процентное соотношение недоплаты к общей сумме налогов больше не применяется.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

К уго­лов­ной от­вет­ствен­ности за неупла­ту на­ло­гов могут привлечь только при наличии умысла и только физическое лицо, вме­ня­е­мое и до­стиг­шее опре­де­лен­но­го воз­рас­та (ст. 19 УК РФ). Это может быть ИП, ди­рек­тор, учре­ди­тель фирмы и др.

При этом размер недоимки должен быть крупным или особо крупным.

К уголовной ответственности за неуплату налогов и взносов в бюджет привлекают на основании статей УК РФ:

ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;

ст. 199 — неуплата налогов юридическим лицом;

ст. 199.1 — невыполнение обязанностей налогового агента по платежам в бюджет;

ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов на травматизм ИП или физлицом, не являющимся ИП;

ст. 199.4 — неуплата взносов на травматизм организацией.

А основные виды наказаний, предусмотренные этими статьями УК РФ, это:

Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ (далее – Закон № 73-ФЗ) внес ряд изменений в перечисленные «налоговые» статьи, и смягчил некоторые положения УК РФ в сфере нарушений валютного законодательства.

Налоговые статьи

Для вашего удобства изменения в налоговых статьях УК РФ мы свели в таблицу, при помощи которой вы сможете вспомнить, какими могут быть уголовные наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами, юрлицами и налоговыми агентами. Закон № 73-ФЗ внес поправки только в размеры ущерба – крупного и особо крупного, которые теперь определяются только в абсолютных суммах.

Наказания по статьям УК РФ за нарушения налогового законодательства

Наказание (при особо крупном размере)

Размер ущерба за 3 финансовых года подряд

В новой редакции

В старой редакции

Неуплата налога физлицом

1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:

не представил вовремя налоговую декларацию или расчет по страховым взносам, либо иные необходимые налоговикам документы;

представил декларацию, расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.

2. Сумма налога, не отраженного в декларации (расчете), соответствует крупному или особо крупному ущербу.

Штраф в 100 — 300 тыс. руб. либо в размере зарплаты за 12 — 24 месяца (200 -500 тыс. руб. либо доход за 18 — 36 месяцев);

принудительные работы до 12 месяцев (до 36 месяцев);

лишение свободы до 1 года (до 3 лет);

арест до 6 месяцев.

Крупный размер составляет:

2 млн. 700 тыс. руб.

Особо крупный размер составляет:

Крупный размер составляет:

от 900 тыс. руб. (если сумма уклонения — более 10% от исчисленного налога);

от 2 млн 700 тыс. руб. (независимо от исчисленного налога).

Особо крупный размер составляет:

от 4 млн 500 тыс. руб. (более 20% от исчисленного налога);

от 13 млн. 500 тыс. руб. (независимо от исчисленного налога).

Неуплата налога юрлицом

1. Плательщик умышленно:

не представил вовремя налоговую декларацию или расчет по страховым взносам, либо иные необходимые налоговикам документы; представил декларацию, расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.

2. Сумма налога, не отраженного в декларации (расчете), соответствует ущербу в крупном или особо крупном размере.

Штраф 100 — 300 тыс. руб. либо в размере зарплаты виновного за 12 — 24 месяца (200 — 500 тыс. руб. или дохода за 12 — 36 месяцев);

принудительные работы до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией до 3 лет;

заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;

арест на 6 месяцев.

Крупный размер составляет:

Особо крупный размер составляет:

Крупный размер составляет:

от 5 млн. руб. (более 25% от исчисленных налогов);

от 15 млн. руб. (при любой сумме налога).

Особо крупный размер составляет:

15 млн. руб. (более 50% от исчисленных налогов);

45 млн. руб. (при любой сумме налога).

Неперечисление средств налоговым агентом

Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупном и особо крупном размере.

Штраф 100 — 300 тыс. руб. (200 — 500 тыс. руб.) или в величине зарплаты за 12 — 24 месяца (за 2 — 5 лет);

принудительные работы до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;

тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;

арест до 6 месяцев.

Крупный размер составляет:

Особо крупный размер составляет:

Крупный размер составляет:

от 5 млн. руб. (более 25% налогов);

15 млн. руб. (при любом налоге).

Особо крупный размер составляет:

15 млн. руб. (более 50% налогов);

45 млн. руб. (при любом налоге).

Неуплата взносов на травматизм физлицом

1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:

не представил вовремя расчет по страховым взносам на травматизм либо иные необходимые документы;

представил расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.

2. Сумма взносов, не отраженных в расчете, соответствует ущербу в крупном и особо крупном размере.

Штраф 200 тыс. руб. (до 300 тыс. руб.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);

Обязательные работы до 360 часов (до 12 месяцев);

при особом размере — тюремное заключение до 1 года.

Крупный размер составляет:

1 млн. 800 тыс. руб.

Особо крупный размер составляет:

Крупный размер составляет:

от 600 тыс. руб. (10% от взносов);

1 млн. 800 тыс. руб. (при любых взносах).

Особо крупный размер составляет:

от 3 млн. руб. (20% от взносов);

9 млн. руб. (при любых взносах).

Неуплата взносов на травматизм юрлицом

1. Плательщик умышленно:

не представил вовремя расчет по страховым взносам на травматизм, либо иные необходимые налоговикам документы;

представил расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.

2. Сумма взноса, не отраженного в расчете, соответствует ущербу в крупном и особо крупном размере.

К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору.

Штраф 100 — 300 тыс. руб. (300 — 500 тыс. руб.) либо в величине зарплаты за 12 — 24 месяца (12 — 36 месяцев);

принудительные работы до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);

заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности).

Крупный размер составляет:

Особо крупный размер составляет:

Крупный размер составляет:

от 2 млн. руб. (10% от взносов);

6 млн. руб. (при любых взносах).

Особо крупный размер составляет:

от 10 млн. руб. (20% от взносов);

от 30 млн. руб. (при любых взносах).

Валютные нарушения

Об уголовной ответственности за валютные нарушения говорится в статье 193 УК РФ. Ответственность может наступить за:

неполучение резидентом (организацией или ИП) в срок на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей, причитающихся от нерезидента по договору поставки или займа;

необеспечение поставки при импорте (неполучение денег за отгруженные нерезидентам товары).

Согласно внесенным поправкам, такие нарушение в крупном размере будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (это статья 15.25 КоАП РФ).

Одновременно увеличены суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере. Крупным размером признается сумма в размере 100 млн. рублей, особо крупным – 150 млн. рублей (ранее это были 9 млн. рублей и 45 млн. рублей).

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Налоговые нарушения и размеры штрафов

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1
Рекомендуем!  Платят ли афганцы транспортный налог

Читайте также  Как проверить налог на квартиру через интернет

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Ответственность за неуплату налогов

Как правило, каждого налогоплательщика интересуют вопросы о том:

  • За что несет ответственность руководитель/ главный бухгалтер?
  • Чем закреплена налоговая ответственность руководителя и главного бухгалтера?
  • Всегда ли руководитель несет ответственность?
  • За что могут привлечь к ответственности руководителя?
  • За что несет ответственность главный бухгалтер?
  • Кто несет ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации?
  • К какой ответственности можно привлечь «бывшего» директора?
  • Можно ли привлечь «бывшего» директора, если он «бросил» фирму?
  • За что отвечает новый директор?

Что такое «налоговая» ответственность?

Под налоговой ответственностью принято понимать меры воздействия государственных органов за совершение налоговых правонарушений. Выявить налоговое правонарушение могут налоговые органы, Центробанк России, Росфинмониторинг, правоохранительные органы (ОБЭП, Отдел по борьбе с налоговыми преступлениями, Следственный комитет РФ) и другие.

Ответственность за неуплату или неполную уплаты сумм налогов и другие налоговые правонарушения в зависимости от вида и тяжести совершенного правонарушения предусмотрена:

  1. Налоговым Кодексом РФ (НК РФ);
  2. Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)
  3. Уголовным Кодексом РФ (УК РФ).

Виды ответственности за неуплату налогов

Налоговая ответственность – налогоплательщикам (организациям)

Самым распространенным налоговым нарушением является неуплата или неполная уплата сумм налогов, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Именно к этой ответственности в 90% случаев привлекаются компании (налогоплательщики) налоговым органом по итогам камеральных и выездных налоговых проверок. И здесь не имеет значения — было ли правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность – должностным лицам

Налоговая административная ответственность в виде штрафов за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ, и применяется к должностным лицам налогоплательщика – генеральному директору, главному бухгалтеру, как правило, одновременно с ответственностью по Налоговому Кодексу РФ.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

Рекомендуем!  Как оплатить налоги по инн физического лица

При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Читайте также  Облагается ли налогом дарственная

В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.

Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.

Однако, даже в этом случае, привлечение к ответственности за неуплату налогов не происходит моментально.

Правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, по ее итогам возбудить уголовное дело, передать материалы в суд и только затем суд может привлечь к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов либо лишения свободы.

Кого могут привлечь к уголовной ответственности?

Круг лиц, которые потенциально могут нести уголовную ответственность достаточно широкий

  • должностное лицо — руководитель организации (генерального директора)
  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации;
  • лица, содействующие неуплате налогов (финансовый директор).

Порядок расчет недоимки по налогам для привлечения к ответственности

Каким образом будет рассчитана недоимка в ходе налоговой проверки – наглядно продемонстрируем на условном примере.

Предположим, было перечислено 10 000 000 рублей (в том числе НДС) на расчетный счет организации, которую налоговые органы в ходе налоговой проверки посчитали недобросовестным контрагентом («однодневкой»).

Для компаний на общей системе налогообложения (с НДС), размер доначислений составит:

  • НДС в размере 1 525 424 рубля (из расчета 10 000 000 /118 * 18)
  • Налог на прибыль в сумме 1 694 916 (из расчета (10 000 000 – 1 525 424 (НДС))* 20%
  • Штрафные санкции в размере 644 068 (Из расчета 1 525 424 + 1 694 916)
  • Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, или около 10% от суммы доначисленных налогов за год.

Итого размер неуплаченных налогов (недоимки): 3 220 340 рублей = 1 525 424 + 1 694 916

Учитывая итоговую сумму недоимки по налогам в размере 3 220 340 рублей. Таким образом, на рассмотренном примере действия должностных лиц компании (руководителя, главного бухгалтера) формально подпадают под признаки состава налогового преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Порядок привлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности

Процедура привлечения лица к ответственности за неуплату налогов достаточно формализована, и носит строго регламентированный характер.

Так, до момента обжалования в суд результатов налоговой проверки, налоговые органы должны рассмотреть возражения налогоплательщика, вынести на их основании обоснованное решение, которое должно вступить в законную силу.

До вступления решения по итогам налоговой проверки в силу, налоговая инспекция не может направить материалы проверки в следственный орган, а также принять комплекс мер по принудительному взысканию налогов и сборов.

Таким образом, даже после получения первых результатов налоговой проверки, у налогоплательщика имеется возможность качественно подготовиться к предстоящим спорам с налоговым органом, представить обстоятельную позицию в следственный орган, проводящему проверку по материалам налоговой инспекции, а также предпринять комплекс мер по недопущению блокирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Что делать, если есть вероятность привлечения Вас и Вашей компании к ответственности?

Обратитесь за квалифицированной помощью к налоговому адвокату. Чем раньше будут привлечены к процессу профессиональные налоговые юристы и опытные в таких вопросах адвокаты, тем эффективнее будет помощь: налоговая ответственность может быть снижена, либо вовсе Вас освободят от налоговой или уголовной ответственности.

Не пытайтесь решить данный вопрос самостоятельно. Зачастую, излишняя самоуверенность либо непродуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Обратитесь к нам, и мы бесплатно проведем анализ сложившейся ситуации, и предложим оптимальные и самые эффективные способы защиты Ваших интересов от претензий налоговых и следственных органов. С нами Вы сможете почувствовать себя уверенно!

Защита прав и интересов наших клиентов осуществляется налоговыми адвокатами и юристами по налоговому праву. Налоговые юристы и адвокаты ААБ «Абрамов, Рульков и партнеры» имеют долгий опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах на руководящих позициях, и обладают соответствующими правовыми статусами (адвокатское удостоверение), что позволяет обеспечить наиболее эффективную и надежную защиту Ваших интересов во всех государственных органах.

В нашей компании ведущим специалистом по вопросам защиты прав налогоплательщиков (их должностных лиц), связанным с налоговыми правонарушениями и преступлениями, является Черненко Роман Васильевич.

Черненко Р. В. получил большой опыт работы в данной сфере, начав курировать еще деятельность налоговой полиции, затем службы по экономическим и налоговым преступлениям.

После многолетней работы в правоохранительных органах Черненко Р. В. успешно работает в Арбитражном адвокатском Бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» в качестве адвоката, профессионально защищая права и законные интересы руководителей компаний на стадии доследственных проверок, в предварительном следствии, а также в судах разных инстанций при уголовном преследовании за уклонение от уплаты налогов.

Информация об адвокатском удостоверении Черненко Р.В.: Удостоверение № 10703, выдано Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Москве. Дата выдачи 05.04.2010 г.

Его знания и опыт работы в правоохранительных органах обеспечивают наиболее эффективную защиту прав налогоплательщиков и надежное их представительство на всех стадиях уголовного преследования, зачастую делая невозможным направление дела в суд и привлечение к уголовной ответственности.

Налоговая ответственность и ответственность за неуплату налогов полностью «лежит на плечах» налогоплательщиков, но доверяя нам Вы можете не переживать за безопасное исполнение налогового законодательства.

Какое наказание грозит за неуплату налогов?

Налоговые сборы – весомая часть доходов государственного бюджета. Правительство ревностно защищает право налогообложения и приравнивает нарушение соответствующих норм к тяжкому преступлению.

Частные лица и предприниматели несут личную ответственность за каждый уплаченный в Налоговую службу России рубль. Меры воздействия за просрочку платежа или отказ в оплате начисленной суммы применяются и к организации в целом. В этом случае ответственность именуют коллективной.

Ответственность предпринимателя за неуплату налогов

Бизнесмены рассчитывают налог самостоятельно. В результате появляется искушение подкрутить окончательный результат в свою пользу. Чтобы отбить такое желание у махинаторов, законодательством предусмотрены административные, уголовные и налоговые наказания.

Административная ответственность за неуплату налогов индивидуальным предпринимателем подразумевает:

  • штраф размером от 2 до 5 минимальных зарплат;
  • при повторении нарушения штрафные санкции увеличиваются в два раза.

Налоговый вид наказания за неисполнения обязательств включает меры:

  • Когда предпринимателем осознанно уменьшается налогооблагаемая база, его оштрафуют на 20% от суммы долга перед государством.
  • Штраф увеличат до 40%, если в действиях налогоплательщика обнаружат корыстный умысел.
  • Неприятности сулит опоздание при подаче налоговой декларации. Просрочка менее 6 месяцев карается 5% штрафом от суммы сбора за каждый месяц неуплаты. Если прошло более полугода, а деньги не выплачены, придется дополнительно внести в бюджет сумму в размере 30% налогового сбора и дополнительные 10% за каждый просроченный месяц.

Фальсификация расчетных данных или уклонение от уплаты налогов предусматривает уголовное наказание. Оно применяется, когда речь идет о суммах, превышающих минимальный уровень оплаты в 200 раз.

В этом случае применяются:

  • штраф, увеличенный в 200–700 раз от минимального тарифа оплаты;
  • лишение полугодового дохода;
  • арест на 6 месяцев;
  • лишение свободы на два года.

Уголовное преследование прекратят, если бизнесмен вовремя одумается. Для этого исправляют ошибки в налоговой декларации до окончания срока сдачи.

Привести декларацию в порядок дадут и по прошествии времени, отведенного для предоставления данных в налоговую. Такая возможность предоставляется, когда ошибки делались неосознанно и гражданин не имеет иных налоговых долгов.

Ответственность юридических лиц за неуплату налогов

К организациям применяют все виды наказаний, что и к индивидуальным предпринимателям, за исключением административных. Деятельность предприятия, не оплачивающего налоги, рассматривается по 199 статье Уголовного кодекса.

Где сказано:

  • когда компания отказывается платить, подает сфальсифицированную информация, не вовремя сдает отчетность, с нее взимается штраф от 100 000 до 300 000 рублей;
  • в отдельных случаях выносят более суровое наказание – лишение возможности занимать высокие должности и арест;
  • если преступление совершено в составе группы, а масштаб считается крупным, предусматриваются: штраф до 500 000 рублей, изъятие полученного за 1–3 года дохода, арест.

Когда обнаруживается несоответствие между полученными от налогоплательщика данными и реальной суммой налога, организация получает соответствующее уведомление. При игнорировании законных требований предприятию назначается штраф.

Налоговая служба Российской Федерации снимает нужную сумму с банковского счета штрафника. Если денег не хватает, арестовывает имущество и после его реализации погашает образовавшийся долг организации и расходы на судебное разбирательство.

Генеральный директор отвечает по налоговой задолженности возглавляемой компании в случае:

  • преднамеренного искажения данных;
  • просрочки в перечислении взносов работников;
  • утаивания полученных доходов или имущества.

Согласно 199 статье Уголовного кодекса России генерального директора чаще всего карают за следующие нарушения:

  • увеличение размера расходов, понесенных в процессе производства;
  • занижение доходности предприятия;
  • задержку сдачи налоговой декларации;
  • при задолженности по государственным сборам.

Финансовыми вопросами предприятия занимается главный бухгалтер. Невзирая на сей факт, отвечать перед Налоговой службой придется директору. Ведь он подписывает все бумаги, в том числе и налоговую декларацию. Кроме генерального директора к ответственности привлекают и других ответственных за работу организации лиц. Это касается юристов, работников и учредителей.

Ответственность физических лиц за неуплату налогов

Простые граждане, не владеющие собственными предприятиями, обязаны оплачивать НДФЛ, имущественный, земельный и транспортный налоги. Если этого не делать вовремя, государственные органы, призванные следить за исправным поступлением сборов от населения, применят налоговые или уголовные меры убеждения. К физическим лицам, не оплатившим крупную сумму налога, применяется уголовное наказание.

Читайте также  После скольки лет не платится транспортный налог

Размер не выплаченных государству средств делится на категории:

  • крупный – более 1 800 000 рублей;
  • особо крупный – 3–9 млн рублей.

Если налогоплательщик не успел наделать таких долгов, применяются штрафные санкции:

  • на утаенную сумму начисляются пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка России;
  • налагается 20% штраф, который удваивается при повторении преступных действий.

Первоначально насчитают лишь пени. Когда злой умысел подтвердится, применят перечисленные выше наказания. Суд уменьшит меру ответственности, если при рассмотрении дела найдет смягчающие вину обстоятельства:

  • налогоплательщик не достиг совершеннолетия;
  • непредвиденные обстоятельства, помешавшие сделать платеж;
  • внезапная болезнь;
  • окончание периода, в течение которого применяется наказание.

Перечисленного достаточно для осознания простого факта – государство не намерено терять деньги налогоплательщиков. Это не означает, что оно находится по другую сторону баррикад. Ведь полученные средства расходуются не только на зарплату чиновникам, но и на социальные программы, а значит, они работают на всех россиян.

Освободиться от уголовной ответственности за налоговое преступление стало проще

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс предусматривают прекращение уголовного преследования, даже если ущерб возмещен уже после назначения судебного заседания, а не до этого

Каждому предпринимателю известно, что неверное бизнес-решение может повлечь за собой не только налоговую ответственность в виде штрафов и пени, но и уголовную. В октябре этого года были внесены изменения в ч. 1 ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) 1 , которая устанавливает порядок прекращения уголовного преследования в связи с возмещением ущерба в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 198–199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

О каких преступлениях идет речь в обновленной статье УПК РФ и как за них наказывают?

В ст. 28.1 УПК РФ упоминается несколько статей: ст. 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение физлица и организации от уплаты налогов, сборов и страховых взносов; ст. 199.1 УК РФ – за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов; ст. 199.3 и 199.4 УК РФ – за уклонение физлица и организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.

Под уклонением от уплаты налогов, сборов и страховых взносов понимается непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов либо указание в них заведомо ложных сведений. Ответственность за это преступление для физлиц, в том числе ИП, предусмотрена ст. 198 УК РФ: за совершение деяния в крупном размере наименее строгое наказание – штраф от 100 тыс. руб., самое строгое – лишение свободы на срок до года. Если деяние совершено в особо крупном размере, могут назначить штраф от 200 тыс. руб., а максимальным будет наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. В данном случае крупный размер – это сумма налогов, сборов и страховых взносов, превышающая 2,7 млн руб. за три финансовых года подряд, особо крупный – более 13,5 млн руб. за тот же период.

Ответственность за то же преступление для организаций предусмотрена ст. 199 УК РФ: может быть наложен штраф от 100 тыс. руб., а самым строгим наказанием будет лишение свободы на срок до 2 лет, при этом могут запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если это деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, возможный минимальный штраф увеличится – от 200 тыс. руб., а свободы могут лишить на 6 лет. Налог или сбор считается не уплаченным организацией в крупном размере, если сумма превышает 15 млн руб. за три финансовых года подряд, особо крупный размер – это более 45 млн руб. за тот же период.

Если организация умышленно не платила налоги и сборы, не подавала документы или включала в них заведомо ложные сведения, то к ответственности привлекают должностных лиц, которые должны были отвечать за полную и своевременную уплату налогов, подписывали отчетность и подавали ее в инспекцию. Такими лицами могут быть 2 :

  • руководитель организации;
  • другой сотрудник, который уполномочен подписывать и представлять отчетность (например, главный бухгалтер);
  • человек, который не является руководителем, но фактически выполняет его обязанности.

Причина привлечения к уголовной ответственности – умысел

Проводя предварительное расследование по уголовному делу, следственные органы должны доказать, что деяние было совершено с прямым умыслом, а именно с целью уклонения от уплаты налогов и сборов.

Способами уклонения от уплаты налогов являются умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений и умышленное их непредставление 3 . При этом лицо, совершившее налоговое преступление, осознает общественную опасность своего действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2003 г. № 9-П указал, что предусматривается «уголовная ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил».

Таким образом, причиной привлечения к уголовной ответственности не может быть ненамеренная неуплата налогов и страховых взносов, например случайная арифметическая (техническая) ошибка, ошибка в бухгалтерской программе, методологическая ошибка при исчислении налога.

Отметим, что Налоговый кодекс, в отличие от Уголовного, при квалификации налогового правонарушения допускает как вину в форме умысла, так и неосторожность (ст. 110 НК РФ).

Что изменилось после внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс?

В ст. 76.1 УК РФ указано, что если налоговое преступление совершено впервые, то виновные могут быть освобождены от уголовной ответственности. Для этого нужно полностью погасить недоимку, уплатить пени и штраф. Согласно прежней редакции ст. 28.1 УПК РФ суд, а также следователь прекращает уголовное преследование, если причиненный бюджетной системе ущерб был возмещен в полном объеме до назначения судебного заседания.

Ранее полное возмещение ущерба, произведенное уже после назначения судом первой инстанции судебного заседания, признавалось судами обстоятельством, лишь смягчающим наказание 4 . Это ставило в неравное правовое положение тех, кто возместил ущерб в ходе судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату, перед теми, кто возместил его чуть раньше, до назначения судебного заседания. К тому же такой порядок не мотивировал добровольно загладить причиненный преступлением вред.

После внесения поправок в УПК РФ были исключены слова «до назначения судебного заседания». Теперь уголовное преследование прекращается, если ущерб возмещен в полном объеме до вынесения судом решения. То есть избежать уголовной ответственности за неуплату налога теперь удастся, даже если лицо, которое совершило налоговое преступление впервые, компенсирует ущерб уже в ходе судебного заседания.

Налоговый комплаенс как инструмент уменьшения рисков привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям

Налоговый комплаенс – это комплекс мер по оценке налоговых рисков. Он позволяет выявить ошибки при исчислении налогов и сборов, оценить вероятность назначения налоговой проверки, проконтролировать соблюдение критериев должной осмотрительности, проверить поставщиков на добросовестность и т.д. Процедуры налогового комплаенса помогут точно узнать, насколько рискованна применяемая организацией хозяйственная модель. А главное, после проведения таких процедур можно будет выработать план мероприятий для нивелирования рисков и предотвращения возможных негативных последствий, в том числе привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим пример. Небольшое ООО решило проанализировать, насколько рискованна применяемая им модель хозяйственных отношений с точки зрения ст. 54.1. НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»). Общество обратилось к сторонним налоговым консультантам. Они предложили провести проверку, при которой выявляются, оцениваются и нивелируются налоговые риски на предприятии. Особенность этой процедуры налогового комплаенса заключается в том, что критериев налоговых рисков по ст. 54.1 в Налоговом кодексе нет. Для определения подобных рисков используются методики, основанные в том числе на опыте сопровождения налоговых проверок и анализе арбитражной практики.

После проведения запланированной комплаенс-процедуры стало ясно, что в зоне риска оказались хозяйственные взаимоотношения организации с индивидуальными предпринимателями. В случае проверки налоговый орган мог переквалифицировать гражданско-правовые договоры с ИП в трудовые и доначислить страховые взносы и штрафы. Такой риск возник из-за ошибок в формулировках условий договоров и оформлении первичных документов.

(Налоговый орган может переквалифицировать гражданско-правовые договоры с самозанятыми в трудовые и доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались с даты заключения договоров. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности. Почему это возможно и как этого избежать – читайте в статье «Самозанятость: нюансы нового налогового режима»).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

2 Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления».

3 Пункт 4 того же постановления.

4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. № 48; Апелляционное определение Московского городского суда от 28 мая 2018 г. по делу № 33-23278/2018; Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2020 г. по делу № 77-776/2020.