Содержание:

После того, как было принято постановление нашего Правительства осенью 2020 года, вступило в действие электронное страхование автомобильного транспорта и ответственности водителей автомобиля. Этой процедурой упрощено использование страхования, оно должно стать доступнее во всех районах, быстрее будет оформляться полис, без долгого оформления и нахождения в офисах компаний. Таким электронным документом не предусмотрено посещение водителя офиса страховой компании, оформление будет происходить по сети интернета. Поэтому такой документ можно оформить, просто находясь дома за компьютером.

Электронный полис имеет одинаковую юридическую силу с бумажным вариантом, но значительно упрощает его регистрацию. Чтобы выполнить страхование автомобиля, водителю нужен доступ к сети интернет. В настоящее время к этому введению готовы только некоторые владельцы автомобилей, так как встречаются некоторые технические особенности. Страховщиками заявлено о том, что они еще не готовы к такой услуге.

Рекомендуем!  РЕСО онлайн калькулятор ОСАГО рассчитать стоимость полиса

На сегодняшний день лицензии имеют только около 80 компаний, способные оформлять полисы ОСАГО. Однако только 15 страховщиков дает электронную услугу страхования. Вышеназванное постановление Правительства накладывает обязанность на все страховые компании, чтобы они регистрировали электронные полисы.

Как оформить электронный полис ОСАГО

Процесс оформления полиса через интернет возможен при наличии онлайн-режима и введения необходимой информации о страхуемой машине. Электронный полис можно получить после захода на сайт компании, владелец имеет право обращаться к страховщику, который обслуживал его ранее, либо заказать полис у новой компании, у которой более выгодные условия.

Для начала нужно зарегистрироваться на сайте страховщика и подать заявку для получения полиса. После указания данных, и их проверки на телефон придет СМС сообщение, где будет содержаться специальный код для доступа в личный кабинет.

Вход в ваш кабинет возможен при условии:

  • Применения пароля и логина.
  • Выбора продукта – нового полиса страхования или продления действующего документа.
  • Цена страхования зависит от возраста автомобиля и его мощности двигателя.
  • Оплата за оформление выполняется с помощью банковской карты.
  • Информация о страховании сохраняется в единой системе после совершения оплаты.

Электронный полис посылается на электронную почту водителю после его заверки. Этот электронный документ можно предъявлять работникам ГИБДД на смартфоне.

Достоинства и недостатки проекта

Основным достоинством электронного оформления полиса является простота процедуры и удобство пользования. Нужно только найти доступ к всемирной сети и ввести информацию об автомобиле в специальную таблицу. Эта услуга наиболее удобна для водителей, проживающих далеко от офисов компаний страховщиков. Важным фактором стало то, что навязывание дополнительных услуг при таком оформлении уже невозможно. Также преимуществом является удобство сохранения полиса в бумажном или электронном виде.

Рекомендуем!  Причины отказа в страховой выплате ОСАГО и КАСКО — освещаем все нюансы

Но электронную регистрацию нельзя оформить при покупке новой машины, так как оформляя страховой полис нужно обязательно вносить регистрационные знаки, которых еще нет на новом автомобиле. При оформлении заявки на полис нужно быть внимательным, ошибки и опечатки в документе становятся поводом, чтобы считать полис недействительным. Другим недостатком является то, что не все работники ГИБДД имеют приборы, способные определить подлинность документа, поэтому на месте остановки может возникнуть конфликт.

Проблемы при применении электронной системы

Если произойдет дорожное происшествие, то могут появиться недоразумения среди его участников. Проверить, как делается электронный полис ОСАГО, и насколько подлинный документ страховки, будет не так просто. Нужно на место происшествия вызывать сотрудников дорожной инспекции. Страховые компании также находят, что еще нет единой системы, с помощью которой можно проверить информацию, заносимую водителем. Поэтому есть вероятность применения системы преступниками. Правительство обещает быстро устранить имеющиеся недостатки электронной системы данных.

Страховые фирмы между собой отрегулируют обмен информацией при переходе водителя от одной компании в другую. Новые электронные полисы работники компаний будут сохранять в единую систему, будут усовершенствоваться и способы проверки подлинности полисов. Внедрение этой системы страхования по интернету даст возможность, как упростить процесс оформления полисов, так и сделать дешевле сами полисы.



Возможные проблемы

При оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, может возникнуть ряд проблем, к которым относится:

Поддельный документ

Современный интернет изобилует объемом предложений по продаже электронных версий страховых полисов (e-ОСАГО). Такой документ ничем не отличается от обычной страховки, оформленной в офисе страховщика (в плане юридической силы). Но, существует опасность получить подделку, вместо оригинального документа.

Чтобы избежать мошеннических действий, эксперты рекомендую приобретать электронные версии полисов только на официальных сайтах компаний-страховщиков. Их полный список можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (www.autoins.ru).

Навязанные дополнительные услуги

Для увеличения прибыли, страховщики часто прибегают к навязыванию дополнительных услуг, причем некоторые убедительно рекомендую включить в полис такие пункты, как: страхование жизни, услуги эвакуатора при ДТП, автоюриста и т.д. Страхователь имеет полное право отказаться от них, а если сотрудники фирмы отказываются оформлять полис без этих услуг, тогда нужно жаловаться в вышестоящие инстанции (Центральный банк РФ (www.cbr.ru)), так как страховщик нарушает закон.

О том, какими бывают допуслуги и как оформить страховку без них, читайте тут.

Увеличенная стоимость

Нередко возникают случаи, когда стоимость приобретаемого полиса увеличивается в разы (например, в 2020 году страховка стоила 3 500 рублей, а при оформлении в 2020 году ее цена составила 7 500 рублей). В данном случае проблема кроется в коэффициенте бонус-малус (КБМ), который рассчитывается для каждого владельца индивидуально. По КБМ автолюбителю предоставляется скидка на покупку ОСАГО, и она возрастает ежегодно, если страхователь не попадает в ДТП.

Иногда КБМ обнуляется (при смене ВУ или из-за системной ошибки в РСА). В случае возникновения такой ситуации, следует подавать жалобу в Центробанк, с просьбой о восстановлении КБМ.

О том, как рассчитать стоимость ОСАГО и каким образом лучше ее проверить, вы узнаете из отдельной статьи.

Из отдельных статей на нашем портале вы узнаете о нюансах оформления ОСАГО на мотоцикл и такси, на длительность в 1 год, полгода, 3 месяца и 1 месяц, а также об особенностях расторжения договора страхования.


Действителен ли полис ОСАГО, распечатанный онлайн

Страховщики советуют распечатывать электронный полис на бумаге, и заверять его у страховщика печатью, и возить такой документ в машине. Вообще, разницы между этой копией и скачанным электронным полисом нет, информация в нем и его номер одинаковы. Однако при дорожном происшествии водитель не всегда способен включить телефон и показать полис. Телефон может прийти в негодность, а сотруднику ГИБДД будет необходимо узнать информацию о страховании водителя.

Без номера документа проверить полис практически невозможно. Теоретически бумажную копию возить с собой нет необходимости, так как ее можно подделать. Еще в 2020 году в Правительстве вносилось предложение об отмене в распечатке полиса ОСАГО, но до сих пор в ПДД соответствующий пункт остался прежним.

Является ли полис ОСАГО официальным документом

Ответ юриста на вопрос : полис ОСАГО официальный документ Здравствуйте! нет, официальным документом не является.———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : полис ОСАГО официальный документ В случае судебного спора полис ОСАГО может расцениваться как одно из доказательств нахождения автомобиля в пользовании.———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : полис ОСАГО официальный документ Анатолий, здравствуйте.

Ответ юриста на вопрос : полис ОСАГО официальный документ Здравствуйте!

Присылайте на электронный адрес сведения о предыдущем полисе ОСАГО, помогу Вам.———————————————————————

Также нужно помнить об ответственности за подделку документа или продажу ненастоящего полиса. — бланк полиса ОСАГО относится к официальным документам .

Ответ юриста на вопрос : полис ОСАГО официальный документ Полис нужно возвращать согласно Правил страхования ОСАГО. Получайте письменный отказ и вопрос можно будет решить в судебном порядке.———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : полис ОСАГО официальный документ Здравствуйте! Попробуйте связаться с покупателем автомобиля и забрать полис,т.к он необходим для расторжения договора.———————————————————————

Действителен ли полис ОСАГО без диагностической карты

Любой владелец автомобиля, часто эксплуатирующий свою машину, знает, что начиная с 2013 года техосмотр не обязательно проводить в ГИБДД. Но вместо этой процедуры государство ввело другую операцию. При оформлении полиса ОСАГО теперь требуется диагностическая карта на машину.

Эта процедура стала обязательной, но большое число водителей и сегодня спрашивают: можно ли оформить полис без диагностической карты? В этом следует разобраться.

Диагностическая карта

Она подтверждает факт исправности автомобиля и выдается после техосмотра машины. При оформлении полиса страхования этот документ нужен, чтобы клиент компании смог доказать, что его автомобиль соответствует нормам безопасности. Выдачей этой карты могут заниматься разные организации, имеющие на это лицензию. При проведении техосмотра специалисты должны проверять работоспособность важных механизмов автомобиля, и наличие элементов безопасности – огнетушителя, знака аварийной остановки и других элементов.

Оформить полис ОСАГО без карты диагностики автомобиля можно по закону, если автомобиль был изготовлен меньше трех лет назад. В других случаях получение полиса связано с большими рисками. Диагностическая карта является определенной гарантией безопасного технического состояния машины владельца, оформляющего полис.

Оформление полиса без техосмотра

Любой водитель может оформить полис без диагностической карты, но нужно знать, что такая практика может в будущем неприятно сказаться для нарушителя. Получая таким способом полис, нужно помнить о возможных рисках. Оформить полис без диагностической карты водитель может разными методами:

  • Путем формального техосмотра в страховой компании. Это формально чистый и легальный метод получения полиса. Для его выполнения достаточно прибыть к страховщику, имеющему соответствующую лицензию на техосмотр и выдачу документов. Эксперт произведет осмотр автомобиля на месте, сфотографирует автомобиль. Это займет всего несколько минут.
  • Путем приобретения полиса с готовой диагностической картой у страховщика. Этот метод можно отнести к законным. Но это зависит от престижа страховщика. Риск получить от государства наказание выше, по сравнению применения предыдущего метода.
  • Путем оформления полиса через интернет. Эта практика выполнима с помощью страхового брокера, и также законна, но также есть некоторые риски.
  • С применением поддельных документов. Этот метод является нелегальным, и часто применяется отечественными водителями. Мы не советуем вам получать полис ОСАГО без техосмотра с помощью подделки документов.

Перед оформлением полиса без техосмотра стоит несколько раз подумать, что будет лучше – быть наказанным по закону или оформить все документы, потратив немного времени.

Возможные последствия

Выше было рассмотрено, что при оформлении полиса без техосмотра владелец автомобиля будет определенно рисковать. Если повезет, то ничего не случится, но возможные риски следует учесть.

Самыми серьезными последствиями в этом случае могут быть:

  • Отказ в предоставлении компенсации от страховщика при аварии, владелец машины не сможет доказать исправность своего транспортного средства, техосмотр не был пройден. Для страховщика проще заплатить штраф за нарушение выдачи полиса, чем возмещать аварийный ущерб.
  • Сотрудники дорожной инспекции могут вас поймать за незаконное оформление полиса. Практически такие случаи являются редкостью.

Если рассматривать в общем, то получить нормальный полис ОСАГО без карты диагностики не составит труда. Но каждый должен решать, стоит ли это делать. Получая полис таким способом, необходимо учитывать возможные проблемы, которые могут возникнуть. Полис ОСАГО без диагностической карты вполне действителен, учитывая рассмотренные последствия.

Оформить ОСАГО: какие документы нужны для оформления

Далее в правилах дается объяснение конкретным страховым случаям и разъясняется участие самой автогражданской страховки, из чего можно сделать вывод, что по договору ОСАГО страхованию подлежит не само автотранспортное средство, а нанесенный ему ущерб и вред, оцененный страховой компанией. Здесь же поясняются основные случаи и ситуации, при которых действие автогражданской страховки не распространяется, соответственно, выплата по которым осуществляться не будет.подписанный вами и представителем страховщика (печать страховщика обязательна) и специальный знак государственного образца; комплект правил ОСАГО; два экземпляра извещения о ДТП; памятка страхователю; квитанция о приёме денежных средств, поступивших от вас.

Сравнить лучшие предложения по ОСАГО прямо сейчас Самое читаемое Путеводитель Документы для оформления полиса ОСАГО Продукты по ОСАГО ОСАГО на популярные автомобили ОСАГО в популярных компаниях Присоединяйтесь к нам в соц.

ПОДРОБНЕЕ: Калькулятор ОСАГО (2018), рассчитать ОСАГО

Чем электронный полис ОСАГО отличается от обычного

Основным отличием бумажного и электронного полисов автогражданки является сама процедура их оформления. Электронный способ дает возможность заключить договор, не посещая офиса страховщика, а бумажный способ требует посещения офиса компании.

Внешне эти два варианта полисов идентичны, но бумажный распечатывается на бланке компании, который защищен от подделки. Стоимость страхования автомобиля в офисе или онлайн режиме не должна отличаться.

Если имеется подключение к сети Интернета, то лучше и проще оформить электронный полис, который исключает излишнее навязывание услуг от страховщика. Если у вас нет возможности посетить сайт, либо нет сети интернета, то можно оформить бумажный вариант полиса.

Электронный вариант полиса приравнивается по своей юридической силе к бумажному и является таким же официальным документом с законной силой. Отличием их является также способ регистрации. Информация о факте страхования автомобиля, застрахованном лице и самой страховой компании хранятся в единой базе электронных документов.

Можно ли оформить две страховки на один автомобиль?

Многие задаются таким вопросом, так как желают полностью обезопасить свою ответственность в случае возникновения ДТП, решив застраховать свой автомобиль в двух и более компаниях.

На самом деле это невозможно. В данный момент (по состоянию на 2018 год), все страховые полиса внесены в единую базу данных РСА, поэтому при попытке оформить еще одну страховку на уже застрахованный в другой компании автомобиль, электронная система, через которую и происходит оформление, попросту выдаст сбой.

Обратите внимание! Если вам предлагают оформить еще один полис на ваше застрахованное транспортное средства, знайте – эта страховка не будет проходить по базе данных РСА, а значит она является подделкой.

На нашем сайте вы найдете информацию о заявлении на заключение договора и о доверенности на оформление ОСАГО, о том, можно ли получать полис в другом регионе и при временной регистрации, можно ли переоформить страховку на другого водителя или на нового владельца, о том, что такое временное ОСАГО и какова стоимость полиса для новичков, а также о том, как сделать страховку при покупке авто.

Когда электронный полис ОСАГО будет обязательным

Банк России дал обещание, что через девять месяцев полисы ОСАГО в электронном виде будут обязательными, и решат проблему доступности страхования автомобилей. Страховщики не критикуют открыто Центральный банк, но подразумевают, что он слишком опережает события на несколько лет. Они считают, что владельцу автомобиля будет неудобно приобретать электронный вариант полиса.

Специалисты считают, что страховые компании не хотят такого внедрения электронного страхования, так как при контролируемых государством тарифах они не смогут закладывать в них убытки из-за мошенничества.

Банк России официально сообщал, что с 1 января 2020 года компании-страховщики обязаны предоставлять электронные услуги по оформлению полисов на территории всей страны. Это будет закреплено поправками к законам.

Электронные полисы начали оформляться с лета 2020 года, но пока их оформление является только правом страховщика, а не обязанностью. В настоящее время полисы оформляют не так много страховых компаний, которые имеют соответствующую лицензию.

Судебная практика по поддельным полисам ОСАГО

1 ст. 325 УК РФ не учел, что диспозиция данной статьи устанавливает ответственность за похищение лишь официальных документов, между тем страховой полис ОСАГО является иным важным личным документом…

Цитата:

… 10 декабря 2005 года, около 15 часов, Ю., находясь около здания ГИБДД г. Набережные Челны Республики Татарстан, в своем автомобиле ВАЗ-2107 госномер <�…>, умышленно, зная о том, что страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является официальным документом и отнесен к числу необходимых документов на право управления транспортным средством, совершил подделку страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии АЛА N 0273154473 на свое имя, вписав в графу N 3 «Лица, допущенные к управлению ТС» фамилию, имя, отчество своего товарища Л. и данные его водительского удостоверения <�…>. 30 декабря 2005 года, около 11 часов, во дворе дома 58/12 новой части г. Набережные Челны Республики Татарстан Л. предъявил страховой полис на имя Ю. сотрудникам ГИБДД г. Набережные Челны Республики Татарстан.

Проверив материалы дела и обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия находит их подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов уголовного дела усматривается, что Ю. приобрел автомашину ВАЗ-2107 и 1 сентября 2005 года заключил договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В день задержания Л. сотрудниками милиции за рулем автомашины Ю., последний находился с ним в салоне.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года, граждане вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств.

Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанными страхователем водителями. В таком случае в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством. Кроме того, в данной статье Закона указывается, что в период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспорта, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщить страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис.

Таким образом, закон предусматривает возможность допуска к управлению автотранспортом владельца автомашины также и водителей, не заявленных в страховом полисе, и регулирует, как в таком случае должен поступить страхователь.

По настоящему делу Ю., вписав данные Л. в страховой полис и передав управление транспортом в своем присутствии указанному водителю, нарушил предусмотренный законом порядок ограниченного использования автотранспортного средства.

Однако то обстоятельство, что Ю. вписал в страховой полис, что доверяет управление его автомашиной Л., не уведомив при этом страховую компанию, не предоставляет осужденному каких-либо прав и не освобождает его от обязанностей, и от этого указанный документ не перестает быть подлинным

.

Кроме того, данное обстоятельство не влечет возмещение Ю. материального ущерба при наступлении страхового случая при управлении его автомашиной Л., поскольку последний вписан в страховой полис с нарушением установленного законом порядка.

При этом следует учесть, что согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Поэтому Ю., как собственник автомашины, вправе передавать управление своей автомашиной, как Л., так и любому другому лицу и без включения их данных в страховой полис.

Кроме того, дополнение графы N 3 страхового полиса не влечет поддельность указанного документа в целом.

Таким образом, в деяниях Ю. отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 327 ч. 1 УК РФ.

(Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2007 N 11-Д06-170)

Т.е. во втором приведенном определении ВС РФ не исключает полис ОСАГО из числа официальных документов.

Постановление Пленума Верховного Суда по ОСАГО, 2015

12.05.2015 03:52

Пленум Верховного Суда постановил, что страховая компания обязана возвестить ущерб, который был причинён автомобилю, а также утрату товарной стоимости, расчет которой можно произвести максимально объективно.

Утрата товарной стоимости была отнесена судом к реальному ущербу. Цитата из постановления:

«Утрата товарной стоимости необходимо считать реальным ущербом, который возник по причине ДТП, вместе с общей стоимостью ремонта и запчастей. Утрата товарной стоимости – это снижение цены автомобиля, что было обусловлено ухудшением внешнего вида автомобиля и/или его рабочих характеристик из-за уменьшения уровня прочности и сроков службы отдельных частей и приборов, защитных покрытий, возникших в результате ДТП и проведения дальнейших ремонтных работ».

Возмещение со стороны страховой компании в этом случае должно происходит в двух случаях: при расплате наличными, при направлении автомобиля в сервис на ремонт.

Одновременно с этим, ВС РФ разъяснил еще несколько моментов. С сегодняшнего дня страховому полису будут возмещены все расходы, затраченные на ремонт автомобиля, на устранение дефектов перевозимого им груза. В соответствии с регламентом ОСАГО, возмещение убытков должно происходить не только владельцу автомобиля, но и всем остальным собственникам. К примеру, дом располагался на повороте у дороги и в него врезался автомобиль. В таких случаях страховая компания должна выплатить средства собственнику дома за сломанный забор, хозяйственные постройки, стену дома и т.п.

Естественно, все выплаты могут происходить только в пределе, указанным в законе об ОСАГО. Сегодня предельный размер выплат составляет 400 000 рублей.

Когда приходит электронный полис ОСАГО после оплаты

Для оплаты электронного полиса необходимо перейти в личном кабинете на защищенную страницу. При этом можно производить оплату, как электронными деньгами, так и банковской картой, в зависимости от условий компании.

Перед вводом информации по карте, следует убедиться, что эта страница безопасна, и имеется значок замка в адресной строке. Не следует вводить данные платежа по карте на сайтах, где нет защиты протоколом безопасности.

После оплаты необходимой суммы денег, которая указана на странице регистрации, на вашу электронную почту придет полис ОСАГО в электронном виде, в формате Pdf. Этот полис будет также сохранен в вашем личном кабинете, на странице страховой компании. При необходимости в любое время этот полис можно скачать оттуда. Электронный полис необходимо распечатать и возить с собой в машине. Такие требования указаны в правилах дорожного движения. В противном случае за вождение машины без полиса ОСАГО можно получить штраф 500 рублей, а если вы вообще не оформляли полис, то штраф – 800 рублей.

Страховой случай

При наступлении страхового случая документы, которые должен оформить страховщик, установлены законодательно. Ниже рассмотрены наиболее популярные из них.

Извещение о страховом случае

Данный документ направляется страхователем страховщику при наступлении события, похожего на страховой случай. Основные правила оформления:

  • письменный вид;
  • направляется в течение срока, установленного в договоре (3-5 дней);
  • указываются данные страхователя, страхового полиса, дата и место события, его описание, причины и обстоятельства произошедшего, размер ущерба;
  • страховщик на основе этого извещения фиксирует страховой случай и приступает к изучению материалов.

Заявление о выплате возмещения

Заявление на получение компенсации является основным документом, на который опирается страховая компания при выплате сумм. Пострадавший, готовящий документ, должен включать как можно больше информации о понесенных им затратах и ​​общей сумме компенсации, которую он требует возместить. Конечно, сам факт включения этой информации не будет основанием для выплаты компенсации, все должно быть подкреплено приложением соответствующих документов к заявке.

Будет очень важно сослаться на соответствующие правовые положения. Благодаря этому письмо приобретает подлинность в отношении сумм испрашиваемой компенсации. Их количество должно быть адекватно потерям и подтверждено вложениями. Следует помнить, что в случае сильно завышенных сумм компенсации страховщик может считать их необоснованными и отказываться их выплачивать.

Необходимо будет предоставить основные сведения о пострадавшей стороне и виновнике, в том числе номер его полиса. Страховщик не будет выплачивать причитающуюся компенсацию без каких-либо доказательств расходов или ущерба здоровью. Чтобы оправдать это, надо приложить соответствующую документацию, то есть счета за лечение, покупку лекарств, поездки в медицинские учреждения, покупку ортопедического оборудования и тому подобное.

Страховой акт

Под ним понимают документ, в котором прописывается указание места, времени, размер и причины нанесенного ущерба застрахованному имуществу с учетом мнения экспертов.

Основы заполнения:

  • составляется страховой компанией при участии страхователя;
  • является основанием для расчета сумм;
  • возможно приложение заключений экспертов.

Перестраховочный счет страховщика

Процедура перестрахования подразумевает систему страховых отношений, при которой страхуется избыточный риск. Эта система подразумевает деление риска между несколькими страховщиками.

Перестрахование осуществляется на базе договора, который заключается между перестрахователем и перестраховщиком.

Понятие перестраховочного счета связано с «кассовым убытком», при котором перестрахователь вправе обратиться к перестраховщику с требованием выплаты ему страхового возмещения на счет, называемый перестраховочным.

Суброгационное требование

Под данным документом понимают требование страховой компании о возмещении ущерба к виновному лицу после осуществления страховых выплат страхователю.

Данное направление является достаточно новым в законодательстве, поэтому четких разъяснений еще нет.

Дополнительные документы

Дополнительные документы – это сопроводительные варианты, которые могут потребоваться в процессе возмещения страховых выплат.

Аддендум

Понятие происходит от английского слова «addendum» (добавлять), означает дополнение, поправка, приложение к документу, в данном случае, страховому. Является дополнением к ранее заключенному договору, выполняемое в письменном варианте. Как правило, в нем прописываются дополнения или изменения к основному контракту.

Бордеро

Применительно к страхованию, этот документ означает перечень страховых рисков или перестраховочных премий, который компания -перестрахователь передает перестраховщику.

Основное содержание:

  • информация по заключенным договорам;
  • принятые риски;
  • страховые премии;
  • договора, по которым прошли уже выплаты.

Слип

Это документ, представляющий собой предложение по страхованию, высылаемое перестрахователем потенциальному перестраховщику.

Основное содержание:

  • наименование передающей компании;
  • характеристика перестраховочного риска;
  • страховая сумма;
  • условия;
  • ставка.

Ковернот

Представляет собой свидетельство, которое выдается брокером страхователю. Оно подтверждает заключение договора по страхованию с указанием перечня страховщиков. Оно показывает полноту и адреса размещения риска страхователя, но не имеет юридической силы.

Нотис

Понимается как уведомление страхователя со стороны морского страховщика с указанием суммы исчисления страховой премии. Выполняется в письменном виде. Нотис выполняется накануне заключения самого договора.

Журналы страховой компании (убытков и заключенных договоров)

В самой страховой компании применяются две формы журналов учета:

  • убытков. Регистрируются все убытки компании по существующим правилам;
  • заключенных договоров. Регистрируются все договора компании по существующим правилам.

Основные правила ведения журналов:

  • возможно ведения в электронном виде на базе учетных записей;
  • каждому событию, заносимому в журнал, присваивается номер.

Когда начинает действовать электронный полис ОСАГО

Многие водители спрашивают — почему электронный полис ОСАГО начинает действовать через 3 дня? Таким способом Банк России намерен предотвратить мошенничество в сфере страхования. Мошенники после совершения происшествия на дороге оформляют электронный полис и подают заявление на выплату страховки. В центральном банке считают также, что заморозка полиса на три дня будет ограничивать права добросовестных водителей, но имеется возможность оформить полис, посетив офис страховой компании.

Об этом проекте Банка России было сообщено заместителем председателя центрального банка. Этот документ вводит «период охлаждения» для полисов ОСАГО, оформленных по интернету, и такие полисы будут действовать через три дня после его продажи. Этим методом центральный банк надеется уменьшить мошенничество.

Как добавить водителя в электронный полис ОСАГО

Согласно федеральным законам, обо всех изменениях информации, занесенных в полис, водитель должен сообщить страхователю письменно, однако практически за невыполнение этого пункта можно избежать наказания, так как официально не установлен срок, в который нужно сообщить обо всех изменениях. В законах также не сказано, что изменения в полисе, оформленном по интернету, обуславливают отказ в выплатах, либо прекращение действия договора. Чтобы признать страховой полис незаконным, страховая компания может ссылаться на неверно указанную информацию.

Исключением являются случаи, когда ввиду изменения информации изменяется риск страхового случая. В такой ситуации страховая компания может отказать в выплатах, ведь сумма, которую необходимо выплачивать при новых обстоятельствах, иногда сильно отличается от указанной в договоре до изменения данных.

Многих владельцев автомобилей интересует вопрос: как вписать еще одного водителя в электронный документ полиса. В этом случае такие возможности зависят от условий страховой компании. Многие страховщики предоставляют возможность своим клиентам исправить данные по сети интернета в режиме онлайн. Однако часто страховая компания при этом требует явиться лично в офис для внесения изменений.

Последний способ делает уже автоматически электронный полис бумажным, так как после этих корректировок работник компании выдаст водителю уже обычную бумажную страховку. Эта процедура выполняется без оплаты по многим параметрам. Исключение составляет вписывание в полис другого водителя. Стоимость таких изменений в электронный документ зависит от водительского стажа, возраста и продолжительности вождения без аварий.

Внесение изменений в электронный полис разрешается только по некоторым данным. Если вам нужно изменить и другие параметры, то придется расторгать действующий договор и заключать новый. Например, придется аннулировать договор страхования по следующим причинам:

  • Изменяется страхователь.
  • Необходимо застраховать другой автомобиль.
  • Изменяется срок действия документа.

Но, если меняется только владелец автомобиля, то это не должно послужить причиной заключения новой страховки.

Добавление водителя

Рассмотрим подробнее, как добавить нового водителя в электронный документ полиса ОСАГО. В этом случае нужно подготовить обычный набор документов, чтобы внести необходимые изменения, а также водительское удостоверение, паспорт нового водителя, который будет добавлен в полис дополнительно.

Перед вписыванием водителя в полис, необходимо правильно вычислить страховую премию. Эта сумма будет зависеть от разных коэффициентов:

  • Срока действия на нового водителя, в течение которого новый водитель не был участником дорожных происшествий по его вине.
  • Стажа и возраста водителя.

Стаж водителя и его возраст ограничиваются некоторыми параметрами, из которых становится понятно, что наиболее дорогостоящим вписыванием будет добавление водителя, у которого стаж более 22 лет, и стаж вождения более трех лет. По закону, все дальнейшие выплаты и полная сумма страховой премии будет рассчитываться только по основной информации о наиболее молодом водителе.

Поднятые вопросы

Является ли страховой полис ОСАГО официальным документом

Проведенный 29 января 2020 года пленум ВС разъяснил ряд спорных вопросов, а именно:

  1. Правовое регулирование связей по ОСАГО. В ходе обсуждения было принято важное решение. Если страхование осуществляется для личных целей, т. е. не для осуществления предпринимательской деятельности, то на договорные отношения распространяется Закон «О защите прав потребителей». Нормативный акт действует наравне с главой 48 ГК РФ «Страхование», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» и Законом «Об организации страхового дела…». На отношения, где одной из сторон является профессиональное объединение, закон о защите прав потребителей не распространяется.
  2. Исковая давность. Продолжительность исковой давности по делам о страховании автогражданской ответственности составляет 3 года. Причем исчисление срока начинается с того момента, когда потерпевший узнает об отказе страховой компании в выплате положенной компенсации или возмещении данной суммы не в полном объеме. Примечательно, что при суброгации не следует изменение срока давности и порядка его исчисления. Напротив, даже частичная компенсация страхового возмещения или признание страховщиком претензии со стороны потерпевшего служит основанием для перерыва в сроке исковой давности.
  3. Особенности рассмотрения дел по ОСАГО. По этому вопросу можно выделить несколько основных аспектов:
      дела по спорам, возникшим при невыполнении страховщиком договора ОСАГО, рассматриваются судами общей юрисдикции. Единственное условие – страховой случай с участием владельца автотранспортного средства не должен быть связан с предпринимательской деятельностью. Мировому судье подсудны дела при стоимости иска не выше 50 тыс. руб. (ст.23 ГПК РФ), свыше – районному суду (ст.24 ГПК РФ);
  4. при спорах с владельцами транспорта, которые связаны с предпринимательской деятельностью, дела должны рассматриваться арбитражным судом;
  5. если потерпевший предъявляет иск непосредственно виновнику аварии, то в качестве ответчика в деле должна быть привлечена страховая компания;
  6. судья вправе возвратить исковое заявление, если не был соблюден досудебный порядок урегулирования конфликта.
  7. Страховые выплаты. Под этим термином понимается сумма, обязательная к выплате страховщиком пострадавшему лицу в качестве возмещения причиненного ущерба имуществу, жизни или здоровью. Кроме этого, возмещению подлежат восстановительные расходы, которые понес пострадавший в результате транспортного происшествия. К таким расходам относятся издержки на эвакуацию автомобиля с места аварии, хранение поврежденной машины, а также доставку пострадавшего в медицинское учреждение (в случае необходимости). Кроме этого, страховой выплате подлежит и компенсация за восстановление дорожного ограждения или знака, поврежденного при ДТП. Утраченная товарная стоимость транспортного средства, вызванная потерей презентабельного внешнего вида, также может быть заявлена потерпевшим к возмещению.
  8. Ответственность за нарушение сроков оплаты страхового возмещения. За несоблюдение установленного срока или направления пострадавшему отказа в денежной компенсации взимается штрафная санкция в размере 0,05% за день просрочки. Процент берется от граничной страховой суммы. Если страховая выплата должна осуществляться в натуральной форме, то финансовая санкция устанавливается в размере 1% за каждый день просрочки.

Почему электронный полис ОСАГО дороже

С введением новых электронных полисов их стоимость в некоторых регионах стала дороже. Это не связано именно с нововведением электронного полиса ОСАГО. В каждом конкретном случае необходимо разбираться в причинах подорожания. На данный момент практически все владельцы автомобилей имеют возможность оформить электронный вариант полиса. При этом этот документ имеет такую же юридическую силу, как и бумажный полис. Но многие водители думают, что теперь электронные полисы будут стоить дороже.

Чаще всего стоимость бумажного и электронного полиса получается равной, так как она рассчитывается по одним коэффициентам и тарифам. При приобретении страховки через интернет, расчет выполняется по одной федеральной базе водителей. Накопительная скидка, начисляемая водителям за то, что определенный период времени они не совершали аварий, равна 5% в год, и она должна сохраняться также в электронном способе оформления.

Многие водители при сравнении цен просто забывают учесть, что общая стоимость страхования повысилась практически в два раза.

Пленум по ОСАГО

Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2020 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности, пока не доказано иное.

Из указанных выше норм следует, что документом, удостоверяющим заключение договора страхования ОСАГО и, следовательно, обязанность страховщика производить выплату страхового возмещения, является страховой полис ОСАГО.

В соответствии с п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года страховой полис является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное.