Отмена Техосмотра для покупки полиса ОСАГО с 22 августа 2025 года
“Техосмотр — отменен”, “Диагностическая карта больше не нужна”, — такими громкими заголовками пестрит новостная лента Google и Яндекса. Что на самом деле происходит с техосмотром, расскажем сегодня.
9 июня 2021 года законодателями подписан документ, который отменяет прохождение техосмотра перед покупкой полиса ОСАГО. До настоящего времени, “Закон об автогражданке” N40-ФЗ, а также положения закона “О безопасности дорожного движения” N196-ФЗ, обязывали страховые компании проверять наличие действующей диагностической карты. Купить полис ОСАГО при ее отсутствии было нельзя. Диагностическая карта (ДК) является подтверждением, что автомобиль технически исправен, и может участвовать в дорожном движении. Принятые новшества отменяют обязанность страховых компаний проверять наличие действующего техосмотра. Купить полис ОСАГО без диагностической карты будет можно уже после 22 августа.
В Госдуме считают, что необходимость “отвязать» техосмотр от покупки полиса ОСАГО зрела давно. Полис ОСАГО — публичный договор, а поэтому необходимо обеспечить доступность его приобретения. Сейчас в регионах РФ наблюдается “дефицит” станций техобслуживания, которые соответствуют всем требованиям нового закона о “ТО”, — это вынуждает автомобилистов “покупать” диагностические карты, перед оформлением полиса. Почему, после подготовки масштабных изменений в закон о Техосмотре, которые должны были вступить с 1 марта 2021 года, депутаты “дали заднюю”? И значит ли это, что техосмотр теперь можно не проходить?
Нужно ли проходить техосмотр после 22 августа 2021 года
В марте Инзуро уже рассказывал о том, к Техосмотру “по-новому”, ничего не готово. Поэтому до сентября 2021 года, некоторым автомобилям было необязательно его проходить — подробнее об этом можно прочитать здесь. Но для автомобилей старше 4-х лет, автобусов и еще ряда категорий ТС обязательный техосмотр никто не отменял. В общество продолжало нарастать возмущение, особенно, если учесть, что в ряде регионов аккредитованных станций техосмотра вообще нет. Вносились разные предложения — сделать обязательным техосмотр только для коммерческих автомобилей, а для частных легковушек на добровольной основе. И, с одной стороны, может показаться, что законодатели услышали народ. Но это только с одной стороны.
Чем чревато отсутствие ТО?
- Во-первых, эти новшества не отменяют того, что уже с 1.03.2022 г. за отсутствие диагностической карты будут штрафовать. Размер штрафа – 2000 рублей. Они будут приходить в автоматическом режиме, но не чаще 1 раза в сутки. То есть за неделю вождения на ТС без техосмотра автовладелец заплатит государству 14 тысяч рублей. Следить за наличием действующей диагностической карты после 1 марта 2022 года должны будут камеры и сотрудники ДПС. Раньше стимулом к прохождению техосмотра были страховщики, которые не продавали полисы ОСАГО, то с 22.08.2021 по 01.03.2022 года за этим вообще никто не будет следить. И никаких санкций нет. В этот период проходить техосмотр скорее всего будут только автобусы и те, кто привык делать все по правилам. Это приведет к тому, что те операторы ТО, кто вложился в модернизацию своего бизнеса, останутся без клиентов, и рискуют вообще не дожить до 1 марта 2022 года. Такие непоследовательные действия наших законодателей в отношении реформирования системы техосмотра ведут к транспортному коллапсу. Который пока удается “отодвинуть”.
- Кроме штрафов, автовладельцев ждет еще один “сюрприз” от страховщиков. Уже вступили в силу поправки к действующему “Закону об ОСАГО”, которые позволяют страховым компаниям предъявлять регрессные требования к виновнику ДТП, если он управлял автомобилем без действующей диагностической карты. То есть продавать полисы ОСАГО без ТО можно, а вот выплачивать деньги в случае аварии не обязательно.
Как будут дальше развиваться события вокруг реформирования системы технического осмотра. Удастся ли законодателям учесть интересы всех участников системы: СТО, страховщиков, ГИБДД, и простых автовладельцев, покажет время. А мы будем держать Вас в курсе событий.
ОСАГО онлайн
Гарантируем подлинность полиса и его наличие в РСА
Используйте кириллицу (русские буквы), указывая рег. номер
Забыли или ещё не получили номер
Как доехать до техосмотра без ОСАГО и диагностической карты?
Федеральный закон № 40 «Об ОСАГО» установил, что для заключения полноценного договора страхования необходимо наличие пройденного техосмотра. Но как быть владельцам автомобилей, у которых закончился срок действия и ТО, и полиса ОСАГО? Есть ли у них законное право добраться до диагностической станции? Что делать при покупке автомобиля с ограниченной страховкой и как перегнать его к месту регистрации? Разберем эти вопросы в данной статье.
Законодательное регулирование
В соответствии с постановлением «О внесении изменений касающихся техосмотра ТС», подписанным Дмитрием Медведевым 29 ноября 2012 года, в России была отменена необходимость предъявления пройденного техосмотра инспекторам ГИБДД. Это значит, что за отсутствие ТО к водителю более не применяется никаких санкций. В то же время, диагностическая карта необходима для получения полиса ОСАГО. Езда на автомобиле без заключенного договора страхования карается штрафом в 800 рублей вне зависимости от повторности (не повторности) нарушения. Номера за данное правонарушение не забирают.
Если закончился срок действия страхового полиса
Статья 10 Федерального закона «Об ОСАГО» предусматривает возможность заключения договора обязательного страхования без действующего технического осмотра. Для этого владелец авто должен предоставить страховой компании свой паспорт и паспорт транспортного средства. Сумма такого страхования равна 20% от суммы страхования на год и рассчитывается исходя из особенностей авто, стажа водителя, его возраста и коэффициента бонуса-малуса (показатель безаварийной езды).
Пункт 3 указанной статьи гласит, что заключение подобного договора страхования допускается при необходимости транзитного перемещения авто к месту его регистрации или для следования на диагностическую станцию с целью прохождения технического осмотра. На практике это означает, что в случае заключения подобного договора страхования и использования автомобиля в иных целях, не предусмотренных настоящим пунктом (поездка по личным делам), страховая компания может отказаться возмещать ущерб, нанесенный авто при совершении ДТП.
Если страховка ограничена или ее нет вовсе
Если гражданин приобрел транспортное средство, получил его в подарок или по наследству, то на основании той же 10 статьи Федерального закона № 40 он может заключить договор страхования на 20-дневный срок, необходимый для транзитного перегона авто к месту его регистрации. Здесь же указано, что прежде чем зарегистрировать автомобиль, владелец должен заключить полноценный договор страхования, для которого ему необходимо пройти техосмотр.
Есть здесь и другой вариант. Если водитель купил автомобиль (получил его в подарок и т.д.), то по существующему законодательству он имеет право передвигаться на нем в течение 10 дней с момента вступления в право владения без заключения договора страхования. Но при этом вся материальная ответственность в случае совершения ДТП ложится исключительно на его плечи. То есть, инспекторы ГИБДД не будут его штрафовать, если он представит документы, свидетельствующие, что получил авто в течение 10 предыдущих дней (договор купли-продажи, дарственная и т.д.).
Читайте также Как продавать полисы ОСАГО
Заключение
Доехать до диагностической станции не нарушая действующего законодательства вполне возможно. Но водитель не должен забывать, что заключенный им договор страхования на 20 дней предназначен исключительно для прохождения автомобилем техосмотра. Это значит, что после получения диагностической карты он должен немедленно переоформить страховку или в случае совершения ДТП страховая компания может отказаться от совершения выплат.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
РСА: как проходить ТО с 1 марта 2025
Динамика оформления полисов ОСАГО: изменения с 1 марта
Российский союз автостраховщиков проинформировал о стабильности в оформлении полисов ОСАГО. Порядок изменения техосмотра и запуска новой ЕАИС ТО никак не повлияли на снижение покупки полисов. Посредством АИС ОСАГО было оформлено более 100 тысяч договоров полисов ОСАГО по состоянию на 1 марта, за 2 марта – примерно 120 тысяч, что практически соответствует обычному количеству проданных полисов “автогражданки” за понедельники, вторники. Проблем с оформлением не зафиксировано. Однако некоторые задержки с получением данных от ЕАИС ТО (до 1 минуты) все-таки присутствуют, сообщает РСА, но критическими они не являются.
Как пройти ТО после 1 марта 2025 года?
Последняя информация гласит, что действие диагностических карт продлено до 1 октября 2021 года. А что сейчас происходит?
Новый полис ОСАГО по продленной диагностической карте в соответствии с постановлением правительства №275 смогут оформить примерно 90% автовладельцев. Его можно будет заключить по продленной диагностической карте. Диагностические карты, срок действия которых заканчивается с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлеваются на полгода, в соответствии с постановлением правительства №275 от 27 февраля 2021. Вносить изменения в диагностические карты не требуется. Те автовладельцы, кто обязан пройти техосмотр, должны будут проходить его с 1 марта по новым правилам.
Кто должен пройти ТО по новым правилам?
- Водители, у которых срок действия диагностической карты закончился до 1 февраля 2021 года.
- Водители легковых машин, грузовых автомобилей разрешенная максимальная масса которых составляет до 3,5 тонн, прицепы, полуприцепы, мототранспортные средства, в возрасте 4-х лет.
- Автобусы, легковые такси, грузовые автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), грузовые машины, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3,5 тонн, т/с , оборудованные для подачи специальных световых и звуковых сигналов, машины, предназначенные для обучения управления транспортными средствами, после первого года эксплуатации.
- Специализированные авто и прицепы к ним, оборудованные для перевозки опасных грузов, эксплуатируемых 6 месяцев.
Российский союз автостраховщиков считает, что доля автовладельцев, кто должен пройти ТО по новым правилам, не превышает 10%. Эти автовладельцы смогут пройти техосмотр свободно, очередей не прогнозируется. На утро 1 марта по новым правилам прохождения ТО выдано около 800 электронных диагностических карт.
Январь 2021: статистика продаж ОСАГО
1,3 млн электронных полисов ОСАГО оформлены в январе 2021 года. Практически, как и в январе 2020. Электронное ОСАГО купили примерно 50 % водителей.
Города-лидеры по покупкам Е-ОСАГО
- Москва – продано 108,5 тыс полисов Е- ОСАГО, что составляет 8,6% всех продаж электронных полисов в РФ;
- Московская область – оформлено 63,3 тыс. штук – это 5,0%;
- Свердловская область – оформлено 47,8 тыс. штук, 3,8%;
- Краснодарский край – оформлено 40,8 тыс. штук, 3,2%;
- Дагестан – оформлено 35,9 тыс. штук, 2,8%;
- Санкт-Петербург – оформлено 35,8 тыс. штук, 2,8;
- Воронежская область – оформлено 32,8 тыс. штук, 2,6%;
- Приморский край – оформлено 31,7 тыс. штук, 2,5%;
- Самарская область – оформлено 31,6 тыс. штук, 2,5%;
- Новосибирская область – оформлено 29,4 тыс. штук, 2,3%.
Видна положительная динамика по покупкам Е-ОСАГО, для водителей это удобство и возможность сэкономить, так как удобно мониторить предложения разных страховых компаний. Президент РСА Игорь Юргенс видит следующим шагом удобный сервис онлайн урегулирования убытков. РСА разработал SDK-модуль в этой связи, с его помощью страховщики смогут интегрировать фотофиксацию и извещения о ДТП в свои мобильные приложения. Автовладельцы смогут использовать мобильные для урегулирования событий по ОСАГО.
Изменение сбора премий по ОСАГО в регионах РФ
В 2020 году премия по ОСАГО пошла на снижение в трети регионов РФ, в которых проживают более 25% всех автовладельцев и составила 5 497 рублей. В 26 регионах РФ, где проживают 26,4% всех автовладельцев РФ, средняя премия по ОСАГО стала ниже. На фоне сильного удорожания корзины запчастей и как следствие конкуренции страховщиков ОСАГО за безубыточных клиентов произошло снижение сумм премий.
После введения индивидуализации тарифов страховщики получили эффективные инструменты для привлечения безубыточных клиентов посредством реформы.
Составлен топ-10 регионов-лидеров по снижению средней премии для легковых машин в 2020 году:
Пермский край – снижение на 2,3%, средняя премия составила 5055 рублей,
Владимирская область – снижение на 1,9% средняя премия – 4654 рубля,
Псковская область – снижение на 1,7%, средняя премия – 3557 рублей,
Республика Татарстан – снижение на 1,6% – 5863 рубля,
Республика Мордовия – снижение на 1,6% – 4661 рубль,
Архангельская область – снижение на 1,6% – 5473 рубля,
Республика Тыва – снижение на 1,5% – 3232 рубля,
Чувашская Республика -снижение на 1,5%- 4881 рубль,
Свердловская область – снижение на 1,5% – 5358 рублей,
Ямало-Ненецкий автономный округ – снижение на 1,4% – 5766 рублей.
В Москве и Санкт-Петербурге и их областях снижение не зафиксировано из-за большого количества иномарок в этих регионах. Цена годового полиса ОСАГО осталась практически на уровне 2019 года, поднявшись не более чем на 100 рублей: в Москве средняя стоимость полиса составила 8531 рубль, в Московской области – 7 132 рубля, в Санкт-Петербурге – 7 801 рубль, в Ленинградской области – 5 626 рублей, сообщил Игорь Юргенс.
Важные новости про техосмотр (ТО)
Ранее в наших статье Техосмотр авто 2021 в деталях с 1 марта мы писали про трудности и новые важные моменты по проведению ТО с 1 марта 2021 года. Если у вас возникли вопросы и уточнения – пишите в комментариях.
Важная и актуальная информация в нашей новостной рубрике на ресурсе – обдуманное страхование!
Как пройти техосмотра для получения полиса ОСАГО в Москве?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !
ТО — это проверка технического состояния автомобиля. Это важная процедура для любого транспортного средства.
Читайте также Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО
Технический осмотр включает в себя комплекс работ:
- проверка оборудования;
- проверка различных систем;
- проверка узлов.
Технический осмотр автомобиля должен проводиться регулярно. Только в этом случае обеспечивается безопасность движения на дорогах общего пользования.
ОСАГО — это страхование автомобиля. Этот вид страхования является обязательным. Существует большое количество полисов ОСАГО. Но все они предназначены для компенсации ущерба.
Где пройти ТО для ОСАГО в Москве?
В таком огромном мегаполисе, как Москва есть большое количество компаний, которые проводят технический осмотр транспортных средств. Но чем больше вариантов, тем сложнее сделать выбор.
Компании, которые предоставляют такие услуги делятся на два вида:
- аккредитованные (официальные);
- не аккредитованные (частные организации).
Конечно же, лучше отдавать предпочтение аккредитованным компаниям. Потому что согласно действующего законодательства технический осмотр должны проводить компании, которые имеют аккредитацию в РСА. Это специальная некоммерческая организация. Она может выдавать лицензии различным компаниям.
Также операторы технического осмотра делятся на два типа:
- операторы, которые подключены к ЕАИСТО;
- операторы, которые не подключены к ЕАИСТО.
ЕАИСТО — это специальная система технического осмотра. Эта система работает круглосуточно. Что она из себя представляет? Это база данных, которая содержит в себе большое количество диагностических карт.
ЕАИСТО помогает автовладельцам определить подлинность талона ТО. Для этого нужно зайти на сайт систему. Потом нужно ввести необходимые данные. После этого отобразится информация.
В Москве могут проходить технический осмотр автовладельцы из любых регионов. Но необходимо отдавать предпочтение только официальным компаниям.
Выбрать оператора технического осмотра можно в интернете. Для этого необходимо зайти на сайт российского Союза страховщиков.
Операторы ТО
Итак, разделим всех операторов технического осмотра на четыре категории:
- Фирменные автоцентры. Некоторые автовладельцы проходят технический осмотр в фирменных автоцентрах. Это отличный вариант. Потому что в фирменном автоцентре есть всё необходимое оборудование для ремонта автомобилей определенной марки. Поэтому при необходимости можно будет произвести ремонт на месте.
- Частная мастерская. Пользоваться услугами частной мастерской нежелательно. Часто такие организации не имеют аккредитации. Соответственно автовладельцу могут отказать в выдаче полиса ОСАГО.
- Станция технического обслуживания. В Москве есть разные компании. Одни предоставляют качественные услуги, стремятся удовлетворить потребности клиентов. А другие халатно относятся к своим обязанностям. И таких, к сожалению, достаточно много. Выбрать хорошую станцию технического обслуживания помогут знакомые и друзья. Попросите порекомендовать организацию, которая предоставляет качественные услуги по доступной цене. Знакомые автовладельцы определённо предложат несколько хороших вариантов.
- Рекомендованная дилером компания. Если у дилера нет станции технического обслуживания, тогда он рекомендует хорошую организацию, которая предоставляет такие услуги.
Как пройти техосмотр для ОСАГО?
Каждый автовладелец обязан оформить ОСАГО. Представители страховой компании не выдадут полис автовладельцу, если у него нет талона технического осмотра.
Получить этот товар можно только в официальных компаниях, которые предоставляют услуги ТО. Проходить такую проверку необходимо регулярно.
Кому нужно проходить ТО?
Проходить ТО необходимо всем автовладельцам, потому что без этой процедуры нельзя получить полис ОСАГО. А как известно, пользоваться автомобилем без полиса ОСАГО нельзя. Поэтому пройти ТО нужно обязательно.
После прохождения этой процедуры автовладелец получит диагностическую карту. Это специальный документ, который нужен каждому владельцу транспортного средства. Диагностическая карта содержит всю необходимую информацию о ТС.
Оборот диагностических карт в строгом контролируется. Этот документ будет действовать даже при смене владельца транспортного средства.
Нужно ли проходить технический осмотр при покупке подержанного автомобиля? Обязательно необходимо проходить эту процедуру согласно требованиям действующего законодательства.
А при покупке транспортного средства необходимо переоформить полис ОСАГО. Для этого нужно обратиться в страховую компанию. Если срок действия диагностической карты (талона) составляет менее 6 месяцев, тогда сотрудник страховой компании откажет в выдаче полиса ОСАГО.
Когда нужно проходить проверку?
Когда необходимо проходить ТО владельцам легковых автомобилей:
- Новый автомобиль (0-3 года). В таком случае необходимо проходить процедуру только при покупке.
- Подержанный автомобиль (3-7 лет). Владельцам такого транспортного средства необходимо посещать станцию технического обслуживания один раз в 2 года.
- Подержанный автомобиль (больше 7 лет). Если автомобилю больше 7 лет, тогда проходить эту важную процедуру необходимо ежегодно.
Мотоциклистам необходимо посещать станцию технического обслуживания только при покупке. Каждые полгода владельцам таких транспортных средств необходимо проходить эту важную процедуру:
- опасный груз (грузовики, которые перевозят опасные грузы);
- автобусы;
- такси.
Нужно обращаться только в аккредитованные центры. Список таких организаций можно найти в интернете.
При этом не нужно ждать окончания срока действия талона (карты). Если срок действия диагностической карты подошел концу, тогда могут возникнуть различные проблемы:
- Рассмотрим пример. Произошло ДТП. И при этом срок действия диагностической карты истёк. Что происходит в таком случае? Скорее всего, сотрудники страховой компании признают договор недействительным. В таком случае автовладелец не получит выплат. Поэтому необходимо обращаться в аккредитованные центры до окончания срока действия талона.
Как подготовить авто для осмотра?
Как подготовить автомобиль для технического осмотра:
- Чистота. Автомобиль обязательно должен быть чистым. Это, пожалуй, главное требование. В зимнее время года необходимо тщательно очистить машину от снега.
- Знак аварийной остановки. Нужно обязательно проверить наличие этого знака. Отсутствие знака аварийной остановки является серьезным нарушением.
- Аптечка и огнетушитель. Эти вещи могут потребоваться в экстренной ситуации. Поэтому они должны быть в наличии у любого автовладельца.
- Ремонт. Нужно провести ремонтные работы до прохождения технического осмотра. Если машина будет иметь серьезные неисправности, тогда необходимо будет проходить процедуру повторно.
- Все элементы (омыватели, стеклоподъемники и т.д.) автомобиля должны исправно работать. Специалист станция технического обслуживания может придраться к любой неисправности. Поэтому необходимо заблаговременно произвести ремонт неисправных элементов. Для этого нужно обратиться в СТО.
- Ремни безопасности. Ремни являются важным компонентом системы безопасности машины. Также нужно обратить внимание на крепления. Все компоненты системы безопасности должны находиться в исправном состоянии.
- Звуковой сигнал. Обратите внимание на сигнал.
- Тормоза. Прежде всего важно проверить работоспособность стояночного тормоза. Если стояночный тормоз находится в рабочем состоянии, тогда необходимо перейти к проверке тормозных колодок.
- Рулевое управление. Нужно тщательно проверить люфт.
- Фары. Нужно проверить аварийную сигнализацию.
Теперь рассмотрим второй этап подготовки машины к предстоящему осмотру:
- Владельцу машины нужно созвониться с менеджером страховой компании. Нужно оговорить дату осмотра.
- Выбрать качественную автомойку. Хорошую автомойку можно найти в Интернете. Для этого нужно воспользоваться поисковой системой.
- После этого, нужно записаться на автомойку и помыть машину.
Необходимые документы
Для прохождения процедуры потребуется такой набор документов:
- паспорт;
- свидетельство о регистрации машины;
- специалист компании может потребовать другие документы.
Как осуществляется процесс проверки?
Рассмотрим порядок проведения:
- Общий осмотр. Сначала специалисты мастерской проводят общий осмотр машины. Специалисты проверяют наличие различных вещей (огнетушитель, аптечка, знаки и т. д.). После этого переходят к следующему этапу.
- Тест токсичности выхлопов. Как правильно, такая проверка проходит в двух режимах. Сначала проверка проводится при повышенных оборотах. А после этого, тест токсичности проходит на холостом ходу.
- Тест тормозной системы машины. Сотрудники мастерской проверяют исправность всех компонентов безопасности. При этом тормоза проходят проверку в двух режимах.
- Тест рулевого управления. Специалисты мастерской проводят проверку люфта. Также они проверяют гидроусилитель руля.
- Тест силового агрегата и колёс.
Читайте также Как по интернету оформить полис ОСАГО
Стоимость оформления
Стоимость проведения ТО зависит от таких факторов:
- стоимость услуг мастерской;
- марка и модель;
- комплектация.
Срок действия ТО
Срок действия так называемой диагностической карты:
- новые машины (до 3 лет) не требуют ТО;
- срок действия ТО для машин возрастом 3-7 лет составляет 2 года;
- срок действия ТО для машин старше семи лет составляет один год.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Бесплатная консультация юриста
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
Техосмотр не для всех
Эти важные для всех автовладельцев поправки в законы о безопасности дорожного движения и об ОСАГО были приняты практически незаметно. Они были внесены ко второму чтению поправок в закон о страховом деле, которые допускают работать на нашем страховом рынке иностранных страховщиков.
Зачем понадобилось убирать эту привязку? Ведь, по сути, сейчас только страховщики и проверяли у большинства автовладельцев прохождение техосмотра? Как сообщили в Российском союзе автостраховщиков, цель поправок — необходимость обеспечить доступность ОСАГО. Согласно закону, полис «автогражданки» — публичный договор, то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса. Так, в целях обеспечения доступности ОСАГО ранее был запущен сервис е-Гарант, позволяющий перераспределить наиболее убыточные сегменты рынка между всеми игроками. Единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к ТО. Также в РСА подчеркнули, что подобная увязка не соответствует мировой практике.
Техосмотр для всех по новым правилам, то есть с фотографированием автомобиля и загрузкой фото с координатами места съемки в информационную систему ЕАИСТО, должен был начаться с 1 марта этого года. Однако нехватка пунктов ТО, недостаточность их пропускной способности для обеспечения получения диагностических карт всех, кому она требуется, заставили правительство продлить действие ранее выданных карт. Срок продлен на полгода, но при этом истекает не ранее 1 октября. Впрочем, ситуация с количеством пунктов не улучшилась, а даже стала ухудшаться. РСА, который занимается аккредитацией операторов, в том числе и лишает ее. Поэтому к 1 октября вполне могло случиться, что пунктов снова на всех не хватит. В результате те, кто не смогли бы пройти техосмотр, не сумели бы купить и полис ОСАГО. А результате не могли бы пользоваться автомобилем.
Отвязав техосмотр от ОСАГО, депутаты, по сути, сделали его добровольным до 1 марта следующего года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штраф за отсутствие диагностической карты. Техосмотр обязаны проходить в обязательном порядке автобусы, такси и грузовики. Для них штрафы за его отсутствие действуют уже сейчас. Для всех остальных получается, что при наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО до 22 августа проходить ТО не требуется, потому срок действия карт продлен до 1 октября минимум. А после 22 августа при покупке полиса ОСАГО проверять диагностические карты не будут.
Остаются еще те автовладельцы, автомобилям которых исполнилось четыре года, а ОСАГО надо приобрести до 22 августа. Им придется пройти техосмотр.
Чем грозит не пройденный техосмотр с 22 августа до 1 марта? Если владелец легковушки, не прошедшей техосмотр, совершит ДТП по причине неисправности автомобиля, страховщик, заплатив пострадавшим, выставит регресс в полном объеме своему клиенту. Но ведь, как правило, автовладельцы следят за своими машинами.
Проверка ТО на дорогах начнется 1 марта, когда вступит в силу штраф за его отсутствие. Проверять его начнут с помощью камер фотовидеофиксации нарушений. По сути, сейчас введена еще одна отсрочка для автомобилистов до этой даты. Но есть риск, что те операторы ТО, которые не проверяют грузовики, автобусы и такси, до этой даты просто не доживут. А значит, 1 марта есть угроза очередного транспортного коллапса, если не будет придумано что-нибудь еще.
Например, недавно глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников заявил, что МВД рассматривает вариант сделать техосмотр легковых автомобилей физических лиц добровольным. Для этого, в частности, надо отменить вступление в силу штрафа для них с 1 марта.
Что же касается аварийности по причине технической неисправности автомобилей, то стоит напомнить, что последние десять лет 80% автовладельцев покупали техосмотр, не проходя никакой диагностики. И всплеска аварийности по этой причине на дорогах не наблюдалось.