Когда отменят ОСАГО в России?

В этой статье:

Отмена Техосмотра для покупки полиса ОСАГО с 22 августа 2025 года

“Техосмотр — отменен”, “Диагностическая карта больше не нужна”, — такими громкими заголовками пестрит новостная лента Google и Яндекса. Что на самом деле происходит с техосмотром, расскажем сегодня.

9 июня 2021 года законодателями подписан документ, который отменяет прохождение техосмотра перед покупкой полиса ОСАГО. До настоящего времени, “Закон об автогражданке” N40-ФЗ, а также положения закона “О безопасности дорожного движения” N196-ФЗ, обязывали страховые компании проверять наличие действующей диагностической карты. Купить полис ОСАГО при ее отсутствии было нельзя. Диагностическая карта (ДК) является подтверждением, что автомобиль технически исправен, и может участвовать в дорожном движении. Принятые новшества отменяют обязанность страховых компаний проверять наличие действующего техосмотра. Купить полис ОСАГО без диагностической карты будет можно уже после 22 августа.

В Госдуме считают, что необходимость “отвязать» техосмотр от покупки полиса ОСАГО зрела давно. Полис ОСАГО — публичный договор, а поэтому необходимо обеспечить доступность его приобретения. Сейчас в регионах РФ наблюдается “дефицит” станций техобслуживания, которые соответствуют всем требованиям нового закона о “ТО”, — это вынуждает автомобилистов “покупать” диагностические карты, перед оформлением полиса. Почему, после подготовки масштабных изменений в закон о Техосмотре, которые должны были вступить с 1 марта 2021 года, депутаты “дали заднюю”? И значит ли это, что техосмотр теперь можно не проходить?

Рекомендуем!  Полис ОСАГО без техосмотра

Нужно ли проходить техосмотр после 22 августа 2021 года

В марте Инзуро уже рассказывал о том, к Техосмотру “по-новому”, ничего не готово. Поэтому до сентября 2021 года, некоторым автомобилям было необязательно его проходить — подробнее об этом можно прочитать здесь. Но для автомобилей старше 4-х лет, автобусов и еще ряда категорий ТС обязательный техосмотр никто не отменял. В общество продолжало нарастать возмущение, особенно, если учесть, что в ряде регионов аккредитованных станций техосмотра вообще нет. Вносились разные предложения — сделать обязательным техосмотр только для коммерческих автомобилей, а для частных легковушек на добровольной основе. И, с одной стороны, может показаться, что законодатели услышали народ. Но это только с одной стороны.

Чем чревато отсутствие ТО?

  1. Во-первых, эти новшества не отменяют того, что уже с 1.03.2022 г. за отсутствие диагностической карты будут штрафовать. Размер штрафа – 2000 рублей. Они будут приходить в автоматическом режиме, но не чаще 1 раза в сутки. То есть за неделю вождения на ТС без техосмотра автовладелец заплатит государству 14 тысяч рублей. Следить за наличием действующей диагностической карты после 1 марта 2022 года должны будут камеры и сотрудники ДПС. Раньше стимулом к прохождению техосмотра были страховщики, которые не продавали полисы ОСАГО, то с 22.08.2021 по 01.03.2022 года за этим вообще никто не будет следить. И никаких санкций нет. В этот период проходить техосмотр скорее всего будут только автобусы и те, кто привык делать все по правилам. Это приведет к тому, что те операторы ТО, кто вложился в модернизацию своего бизнеса, останутся без клиентов, и рискуют вообще не дожить до 1 марта 2022 года. Такие непоследовательные действия наших законодателей в отношении реформирования системы техосмотра ведут к транспортному коллапсу. Который пока удается “отодвинуть”.
  2. Кроме штрафов, автовладельцев ждет еще один “сюрприз” от страховщиков. Уже вступили в силу поправки к действующему “Закону об ОСАГО”, которые позволяют страховым компаниям предъявлять регрессные требования к виновнику ДТП, если он управлял автомобилем без действующей диагностической карты. То есть продавать полисы ОСАГО без ТО можно, а вот выплачивать деньги в случае аварии не обязательно.
Рекомендуем!  Как выглядит новый полис ОСАГО

Как будут дальше развиваться события вокруг реформирования системы технического осмотра. Удастся ли законодателям учесть интересы всех участников системы: СТО, страховщиков, ГИБДД, и простых автовладельцев, покажет время. А мы будем держать Вас в курсе событий.

ОСАГО онлайн

Гарантируем подлинность полиса и его наличие в РСА

Используйте кириллицу (русские буквы), указывая рег. номер
Забыли или ещё не получили номер

Изменение с 1 июля, как покупать ОСАГО и другое

В ГИБДД объяснили 5 важных изменений для водителей

В начале июня автомобилисты обсуждали законопроект Министерства внутренних дел. В документе ведомство регламентировало порядок действий сотрудников ГИБДД при остановке водителей, при необходимости взять их автомобиль, при получении от них документов с деньгами внутри и так далее.
В Госавтоинспекции отметили, что так как этот проект закона вызывает высокий интерес у СМИ, его нужно пояснить. В ГИБДД подчеркнули, что все положения нового законопроекта основаны на уже существующих нормах и правилах.
Например, при скрытом патрулировании инспекторы и сегодня могут не одеваться в служебную одежду, но при этом не имеют права останавливать нарушителей; а в форме они могут останавливать их даже при условии, что передвигаются на машине без опознавательных знаков.
Другое правило — о возврате владельцу любых документов, если в них что-то вложено — также есть в действующих нормах. Разница лишь в том, в действующих законах инспекторам запрещено принимать от водителей любые вещи помимо документов, а в новых запретят принимать даже паспорта с вложенными в них бумагами и в обложке.

«Техосмотр не отменяется». Как покупать ОСАГО по новым правилам

Совфед принял закон, который отвязывает покупку страховки ОСАГО от прохождения техосмотра. Новые правила начнут действовать с 22 августа 2021 года. Причин для принятия такого закона несколько: автомобилисты, как правило, и так добросовестно следят за своими машинами, к тому же, станций техобслуживания на всех не хватает — к этим пунктам ввели жесткие требования, и теперь они в дефиците.
При этом за отсутствие бланка о проведенном техническом осмотре водителей по-прежнему будут штрафовать, так что сам по себе техосмотр не отменен, а просто отвязан от полиса ОСАГО. Диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода (но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года).
Получение полиса ОСАГО отвязали от прохождения техосмотра. При этом сам техосмотр не отменили. Всем остальным нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: с фотографированием автомобиля и занесением данных в подконтрольную МВД автоматизированную систему.
Подержанные автомобили ждут жесткие проверки: что изменится с 1 июля
Покупателям подержанных иномарок при ввозе машин в РФ запретят проходить проверку дистанционно по фотографиям. Это же касается и внесения в конструкцию изменений. Введение таких правил связано с вступлением в силу нового ГОСТа.
Сейчас документы на регистрацию ввезенного автомобиля и на внесение в его конструкцию изменений можно подавать удаленно, а визуальную проверку эксперты проводят с помощью фотографий. Теперь владельцев таких автомобилей обяжут приезжать в спецлаборатории. Власти объясняют это тем, что каждая десятая машина оказывается «утопленником», битой или «конструктором», а выдают ее за исправную. Эти транспортные средства небезопасны, и с 1 июля они не смогут пройти проверку.
В Росстандарте обещают, что система станет удобнее для водителей, поскольку данные из электронного свидетельства о безопасности конструкции ТС автоматически перенесутся в электронный ПТС. Раньше на это требовалось не менее суток.
В России будут работать девять таких лабораторий: в Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Благовещенске, Челябинске, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону.

Читайте также  Что делать после ДТП пострадавшему ОСАГО?

Водители перестали получать штрафы ГИБДД в Москве

Московские автомобилисты перестали получать бумажные и электронные постановления об административных правонарушениях, а некоторым приходят квитанции, но нельзя проверить фотографии. При этом камеры продолжают работать в штатном режиме и штрафовать нарушителей.
Как выяснил Autonews.ru, в системе оформления штрафов ГИБДД произошел сбой. Из-за него многие штрафы просто не выписываются, а другие приходят водителям без фотографий. В Ассоциации производителей дорожных камер «Око» ответили, что предметных комментариев давать на этот счет не могут, однако уточнили, что выписать штраф без фотодоказательства «просто невозможно».
«Скорее всего, оригинальные фото и видеоматериалы хранятся в ЦАФАПе. Сбой мог произойти на этапе передачи информации в информационную систему Госуслуг или Почту России, которая распечатывает и отправляет постановления. Если водитель не уверен в совершении правонарушения и хочет ознакомиться с фото материалами, ему следует обратиться в ЦАФАП и запросить необходимую информацию», — сообщили в ассоциации.
Московские водители рассказали, что перестали получать штрафы за нарушение ПДД. При этом сами штрафы продолжают выписывать
Юристы советуют автомобилистам, которым пришли постановления без фотографий, запросить копию постановления на сейте ГИБДД.

В ГИБДД рассказали, за какими водителями особенно следят

Инспекторы особенно следят за водителями, передвигающимися с номерами других регионов. Дело в том, что летом на федеральных трассах появляется большое количество автомобилистов, которые едут на отдых и не очень хорошо знают дорогу, по которой двигаются. Следовательно, они не всегда знают, как себя вести в той или иной дорожной ситуации и могут проявить излишнюю самонадеянность и уверенность.
«В связи с этим сотрудники Госавтоинспекции особое внимание уделяют данной категории участников дорожного движения и проводят с ними профилактические беседы, призывая не терять бдительность и сознательность находясь за рулем», — сообщили в ГИБДД.

Автострахование ОСАГО 2025

С 1 марта 2021 в федеральный закон «Об ОСАГО», вступил в силу ряд поправок, изменивших процесс оформления страхового полиса. В этой статье расскажем чего ожидать автолюбителям от ОСАГО в 2021 году. Новые правила внесли изменения:

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2025 году

Новые правила стали действовать по отношению к базовым тарифам (ТБ). Для автолюбителей стали более выгодными показатели КБМ — бонус-малус, а также снизилась стоимость коэффициента города. Плохие новости ждут молодых автолюбителей, потому что изменились показатели КВС.

Тарифный коридор установленный Центробанком РФ в 2021 стал шире, поэтому конечная цена ОСАГО зависит от страховщика. Цена ставки не изменится без роста показателей страхования. Сейчас базовый тариф складывается из возраста и стажа водителя, коэффициента города, бонус-малуса, мощности двигателя.

Стоимость базовой ставки для транспортных средств категории “B” в рублях:

  • Юридическим лицам — 1646 – 3493.
  • Гражданским лицам и ИП — 2471 – 5436.
  • Таксистам — 2877 – 9619.

Самые актуальные данные в нашей системе расчета

Изменения коэффициентов страхования

Нарушители ПДД заплатят больше

С 2021 года тарифы на страховой полис различаются для законопослушных автолюбителей и нарушителей. Теперь страховщики будут своего рода поощрять с помощью КБМ. За каждый год безаварийной езды стоимость последующего договора ОСАГО будет уменьшаться на 5%. Если же в соглашение вступает несколько человек, КБМ рассчитывается для каждого, а окончательная стоимость берется по максимальному значению.

Бонус-малус присваивается по классу вождения, от которого и зависит коэффициент. При первом заключении договора вам присвоят 3 класс вождения, а процент “доверия” страховщика повышается с каждым годом вождения без аварий. Если у водителя чистая история страховых случаев, будет оформляться ОСАГО по более дешевому тарифу. При непредвиденных обстоятельствах вы можете самостоятельно восстановить КБМ.

Страховые компании могут повысить базовый тариф, если страхователь часто привлекался к административной ответственности. Чаще всего коэффициент будет сильно завышен если были совершены следующие нарушения:

  • пересечение двойной сплошной, выезд на встречную полосу;
  • вождение в состоянии опьянения;
  • отказ от медосвидетельствования;
  • повторное превышение скорости более 60 км/ч;
  • повторный проезд на красный свет светофора.

Снижение стоимости коэффициента города!

Стоимость договора значительно изменится в зависимости от места прописки. Территориальный коэффициент (КТ) — больше в крупных городах из-за интенсивности движения. Например, в столице КТ имеет значение 2.0, а в Подмосковье уже 1.7! Если регистрировать транспортное средство в небольшом городе можно сэкономить практически в 2 раза. Поэтому перед оформлением договора сверьте стоимость ОСАГО в регионах.

В 2021 году ОСАГО невыгодно молодым водителям!

Стоимость ОСАГО для новичков в 2021 году станет больше. Если водителю меньше 22 лет или его стаж менее трех лет, цена полиса будет выше на 65-80% из-за изменений КВС. Для опытных автолюбителей, КВС стал дешевле и выгоднее.

Неограниченный полис стал дороже!

В 2021 изменился множитель КО для оформления неограниченного полиса ОСАГО:

  • 5 водителей – ограниченный полис. Показатель не изменился, по-прежнему – 1.
  • Неограниченный полис. Минувшее значение 1,87 сохраняется только для юридических лиц. Для остальных, базовая ставка умножается на новый коэффициент 1,94.

ОСАГО на новый автомобиль

Если вы хотите поменять транспортное средство в этом году, будьте внимательны к изменениям КМ — мощности двигателя. Сетка условного деления изменилась и при покупке нового ТС, вы можете перейти в другую категорию. Например, если вы меняете машину с 70 л.с. на более мощную с двигателем в 151 л.с., то стоимость автогражданки станет на 1,6 дороже, без учета других коэффициентов.

Коэффициент мощности в 2021

Новые требования к техосмотру

С марта 2021 года получить диагностическую карту станет сложнее. Вступили в силу новые правила прохождения ТО и получения диагностической карты, перед оформлением обязательного страхования. Автовладелец обязан обратиться в центр ГИБДД и сервис российского союза автостраховщиков (РСА). Представители этих органов отмечают большое количество неисправных транспортных средств на дорогах, что ведет к серьезному риску возникновения страховых случаев.

Водитель столкнется с проблемами, если отсутствует ТО:

  • Штраф. Сумма наказания увеличена до 2 000 рублей.
  • Страховщик может отказать в выплате.
  • Взыскание убытков через суд. Страховая может использовать право регресса, даже если у страхователя было ТО, но он не проинформировал об этом.

Электронный помощник ОСАГО

Новое мобильное приложение изменило возможности регистрации ДТП. Оформление аварии теперь возможно без вызова инспектора ГИБДД, потому что “протокол” можно оформить онлайн. Электронный помощник уже функционирует на всей территории РФ.

Приложение “Помощник ОСАГО” можно использовать если участники происшествия не имеют разногласий по обстоятельствам, а также зарегистрированные в единой системе идентификации и аудентификации портала Госуслуг. В 2021 аварию уже можно оформить и через приложение “Госуслуги.Авто”.

Протокол можно оформить с девайсов каждого участника аварии, даже если нет связи. Приложение позволяет выбрать вариант оформления ДТП:

  • Фотофиксация — выплата до 400 тыс. рублей.
  • Без фотоотчета — выплата до 100 тыс. рублей.

Вывод: ОСАГО теперь будет дороже?

В новом 2021 году вступило в силу достаточно много поправок, но это вовсе не влечет за собой увеличение стоимости ОСАГО. Тарифный коридор на базовую ставку и коэффициенты страхования существенно не изменился. Цена на автогражданку не измениться для безаварийных водителей, а в некоторых случаях станет даже дешевле.

Читайте также  Срок действия страховки ОСАГО после окончания

ОСАГО станет дороже для автолюбителей моложе 22 лет или без опыта вождения. Также стоит внимательно следить за свежим ТО и наличием диагностической карты — без этих документов ОСАГО будет дорогим, а также могут предъявить штраф.

Какие изменения ОСАГО еще ждать?

В 2021 году уже обсуждается ряд новых поправок в закон “Об ОСАГО”. В разработке есть несколько инновационных законопроектов, которые пока не вступили в силу:

  1. Увеличение штрафа за езду без страховки. Санкцию планируют поднять до 5 000 рублей, а за повторное нарушение сумма будет увеличена, а у виновного могут даже изъять права.
  2. Замена коэффициента мощности. Новый показатель возможно будет определять цену полиса по марке машины. Как это повлияет на конечную стоимость пока не известно.
  3. Телеметрические системы в страховании. Страховщики смогут отслеживать манеру вождения дистанционно. Будет оцениваться соблюдение скоростного режима, экстренные торможения и разгон. Для аккуратных водителей полис станет еще дешевле.
  4. Отмена территориального коэффициента. Новый закон уровняет условия страхования для жителей всех регионов.

Офисы Санкт-Петербургского Центра Страхования

Не тех осмотр

Когда отменят ОСАГО в России?

Когда отменят ОСАГО в России?

Эти поправки нигде отдельно не обсуждались, они были внесены ко второму чтению поправок в закон об организации страхового дела. При этом в первоначальном пакете документов таких поправок не было. Это не первый случай, когда депутаты вносят ко второму чтению схожего закона, поправки в другой закон. Напомним, таким образом не раз переносилось вступление в силу требования закона о безопасности дорожного движения о праве работать водителем в РФ только с российскими правами.

Когда отменят ОСАГО в России?

О необходимости отвязать полис ОСАГО от техосмотра говорилось давно. Дело в том, что если бы техосмотр по новым правилам заработал бы сразу, то возник бы риск столкнуться с транспортным коллапсом и дефицитом диагностических карт. Пунктов техосмотра на всех желающих не хватило бы. А в итоге, многие автомобилисты, не сумев пройти ТО, не смогли бы купить полис ОСАГО. Настал бы коллапс и на рынке обязательной автогражданки. А без полиса ОСАГО выезжать на дороги запрещено. Отвязав же полис от диагностической карты, депутаты убили сразу двух зайцев: решили возможные проблемы страховщиков, а также облегчили жизнь автовладельцев. Теперь только время покажет, не убьет ли эта реформа еще одного зайца, а именно, сам техосмотр.

Вносятся изменения и в закон о безопасности дорожного движения, и в закон об ОСАГО. Согласно этим поправкам наличие диагностической карты для заключения договора ОСАГО не требуется.

Как сообщили в Российском союзе автостраховщиков, цель поправок — необходимость обеспечить доступность ОСАГО. Согласно закону, полис ОСАГО — публичный договор, то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса. Так, в целях обеспечения доступности ОСАГО ранее был запущен сервис е-Гарант, позволяющий перераспределить наиболее убыточные сегменты рынка между всеми игроками. Единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к ТО. Также в РСА подчеркнули, что подобная увязка не соответствует мировой практике.

В РСА напомнили, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра будет применяться штраф в 2 тысячи рублей. Это будет серьезным стимулом для автовладельцев пройти проверку на станции техосмотра.

Когда отменят ОСАГО в России?

Но это с 1 марта следующего года. А до этого?

Напомним, что техосмотр по новым правилам, главное из которых — фотосъемка автомобиля на пункте ТО с привязкой координат, должен был заработать для всех с 1 марта этого года. Однако буквально накануне правительство продлило ранее выданные диагностические карты на полгода, установив, что их срок действия истекает не ранее 1 октября. Таким образом получилось, что проходить ТО по новым правилам должны сейчас автобусы, такси и грузовики. Также эта обязанность легла на плечи владельцев машин, с момента выпуска которых прошло 4 года. Ведь у них до этого не было диагностической карты.

Теперь с 22 августа, когда принятые поправки вступят в силу, до 1 марта автовладельцы вряд ли поспешат выполнить свою обязанность о прохождении техосмотра. Ведь единственные, кто проверял наличие диагностической карты до сих пор у владельцев легковушек, — это страховщики. А с 22 августа они будут освобождены от этой обязанности.

С 1 марта наличие диагностических карт начнут проверять камеры фотовидеофиксации нарушений на дорогах. Штрафы будут оформляться автоматически — не более одного штрафа в сутки. Но с 22 августа до 1 марта прохождение ТО вообще никто не будет проверять.

Какие еще неприятности могут грозить с 22 августа до 1 марта за непройденный техосмотр? Согласно закону об ОСАГО, страховщик не может отказать в выплате, если у виновника аварии нет диагностической карты. Но он может выставить регресс в полном объеме выплаченных пострадавшему средств. Однако это касается автобусов, грузовиков и такси. А остальным автовладельцам регресс за непройденный техосмотр грозит только в том случае, если ДТП произошло по причине неисправности автомобиля.

Когда отменят ОСАГО в России?

Получается, что если автовладелец не пройдет до 1 марта техосмотр, но при этом следит за техническим состоянием своего автомобиля, то ему вообще ничего не грозит.

Обязанность проходить техосмотр осталась только для автобусов, грузовиков и такси.

Очевидно, что только самые законопослушные автомобилисты поедут проходить техосмотр. Это чревато тем, что если пункты ТО не обслуживают автобусы и грузовики, то дожить до 1 марта без посетителей им будет трудно. Все решения по техосмотру последнего времени только отодвигают транспортный коллапс на пунктах ТО, в то же время вообще ставя под угрозу отрасль проверки технического состояния автомобилей.

Министерство финансов предлагает отменить ОСАГО

Несмотря на неоднократные попытки регулятора страхового рынка — ЦБ РФ, упорядочить систему заключения договоров ОСАГО и порядок возмещения выплат пострадавшим от ДТП, ситуация не меняется коренным образом. Многочисленные злоупотребления обеих сторон данных правоотношений привели к тому, что представители профильных министерств и ведомств в открытую заявляют о неэффективности данного вида страхования.

Правда ли, что ОСАГО отменят или это очередной повод пересмотреть условия страхования в пользу страховых компаний? Что произойдет в результате отмены ОСАГО? Ответы на эти и другие вопросы дадим в данной статье.

В чем заключается необходимость отмены ОСАГО?

Изначальное введение в России системы страхования гражданской ответственности водителей воспринималось как великое благо, ведь основной идеей законодателя являлось решение проблем с взысканием ущерба от ДТП путем гарантии выплаты страхового возмещения. Такие гарантии обеспечивались обязанностью каждого владельца транспортного средства ежегодно заключать договор ОСАГО с одной из страховых компаний.

Не имело значения, действительно ли состоится факт ДТП — каждый год миллионы водителей были вынуждены фактически платить за бланк, который позволял бы им избежать ответственности в случае проверки документов со стороны сотрудников ГИБДД.

С первого года действия Закона «Об ОСАГО» владельцы транспортных средств столкнулись с проблемами, не потерявшими актуальность и в 2017 году:

  • страховые компании под любыми предлогами уклоняются от выплаты страхового возмещения либо сознательно занижают размер причиненного ущерба;
  • деятельность оценщиков, привлекаемых страховыми компаниями, не всегда достаточно объективна, в результате чего граждане вынуждены за свой счет заказывать отчет независимого оценщика и взыскивать ущерб через суд;
  • взыскание утраты товарной стоимости поврежденного автомобиля осуществляется только в судебном порядке;
  • оформление страхового полиса ОСАГО сопровождается навязыванием дополнительных страховых продуктов, а отказ от их приобретения вызывает надуманные предлоги уклонения от заключения договора автострахования.

Читайте также  Альфастрахование проверка полиса ОСАГО

Все эти факторы неоднократно являлись причиной появления новых законопроектов и изменений базовых правил страхования ОСАГО, но в конечном итоге все поправки ограничивались увеличением размера страховых взносов и повышением общего лимита выплат.

В последние годы общая ситуация на страховом рынке ОСАГО усугубилась проблемой, вызванной деятельностью юристов по возмещению ущерба от ДТП. Пользуясь тем, что страховые компании не спешат с выплатой страхового возмещения и существенно занижают размер ущерба, юристы предлагают гражданам решение всех проблем в судебном порядке. При этом взыскивается не только сумма непосредственного ущерба, но и все виды судебных и иных издержек, которые нередко сравнимы по стоимости с выплатой по ОСАГО.

В 2013 году из уст заместителя Минфина Алексея Моисеева прозвучала осторожная мысль, что правительство РФ планирует в ближайшие годы полностью упразднить систему страхования ОСАГО.

ОСАГО: быть или не быть?

Суть предложений правительства оказалась проста – раз система ОСАГО доказала свою неэффективность за 15 лет существования, ее стоит отменить. Взамен предлагаются различные варианты — от добровольного страхования имущественных рисков, полученных в ДТП, до комбинированного использования добровольных и обязательных форм страхования.

По мнению представителей правительства, многочисленные случаи мошенничества и злоупотреблений в рамках договора ОСАГО существенно нарушают права обеих сторон договора – страховых компаний и автовладельцев.

Стратегия Министерства финансов РФ по реформированию системы ОСАГО включает следующие действия:

  • поэтапный переход от системы обязательного страхования к добровольным видам страховых продуктов (реализация программы запланирована на 2020 год);
  • повышение общей правовой культуры страхователей и страховщиков, популяризация дополнительных и сопутствующих видов страхования;
  • частичное введение вмененного обязательного страхования для отдельных категорий водителей;
  • перевод рынка ОСАГО под регулирование со стороны Центрального Банка РФ.

В настоящее время данные предложения еще не нашли выражение в конкретных законопроектах, однако общественные дискуссии по предложенным вариантам активно ведутся. Владельцы транспортных средств активно поддерживают данную идею, так как не видят оснований платить за оформление страховки компаниям, систематически уклоняющимся от исполнения обязанностей по договору. Страховые компании не менее активно сопротивляются нововведениям и предлагают усилить меры ответственности за нарушения порядка оформления документов о ДТП.

На сегодняшний день рано рассуждать о том, какой быть новой системе страхования рисков от дорожно-транспортных происшествий, ведь конкретные нормы законопроектов до сих пор не доступны для ознакомления. Однако можно дать разумный прогноз нововведениям, исходя из доступной информации:

  • отмена ОСАГО приведет к массовому отказу владельцев автомобилей от приобретения страховых продуктов в этой сфере;
  • попытки взыскать ущерб в судебном порядке приведут ситуацию к положению 90-х годов, когда владельцы дорогих автомобилей были вынуждены искать внесудебные процедуры взыскания долга с граждан, получающих минимальную зарплату или уклоняющихся от исполнения судебных решений;
  • передача функций регулятора рынка ОСАГО на уровень полномочий Центрального банка РФ создаст проблемы всем участникам правоотношений по автострахованию, так как этот орган применяет крайне жесткий меры по регламентированию подконтрольных субъектов;
  • общий уровень правовой и страховой культуры граждан страны настолько далек от развитых рынков стран Европы или Северной Америки, что услугами добровольного страхования будет пользоваться тот же круг лиц, что и сейчас – владельцы дорогих авто при комплексном страховании от всех видов ущерба, а также рядовые граждане при оформлении автокредитов.

Изменение базовых принципов на рынке автострахования неизбежно приведет к появлению новых проблем: чрезмерная загруженность судов по искам владельцев автомобилей друг к другу; недобросовестная конкуренция между страховыми компаниями ввиду необходимости привлекать клиентов услугами добровольного страхования.

Заключение

Быть или не быть ОСАГО, можно решить только после ознакомления с предложениями правительства. Однако кардинальные изменения на рынке автострахования назрели и стали жизненно необходимы.

Autozona74.ru