Если вдруг автоинспектор останавливает автомобиль, это вызывает душевную тревогу даже у тех владельцев транспортных средств, у которых все документы находятся в абсолютном порядке. Но, большинство автолюбителей осознают: если требование сотрудников ГАИ предъявить им водительское удостоверение, бумаги на владение ТС вполне понятны,то требование о предъявлении страхового полиса вызывает непонимание. «Обязан ли водитель предъявлять страховой полис инспектору ДПС?» — ответ на этот вопрос содержится в данной статье.
Когда предъявляется страховка сотруднику ГАИ
Согласно ПДД, полис страховой защиты должен предъявляться автоинспектору, когда обязательство по ОСАГО регламентировано ФЗ. Предоставлять бумаги для инспекции сотруднику ГИБДД автолюбитель должен во всех случаях, когда инспектор законно тормозит его машину.
При плановых рейсах, такая проверка не навязывается законом, но, понимая специфику ГАИ, автолюбителям всё же разумнее предоставить документы. За поездку без страховки положено наложение штрафной санкции: объективных причин, не показывать полис, нет. Не во всех ситуациях автоинспектор может производить проверку ОСАГО. Таким образом, вопрос о необходимости/законности подобных проверок не теряет своей актуальности и сегодня.
В момент, когда автоинспекторы тормозят ТС с целью проверки документов, зачастую предоставить страховку не просят из-за того, потому что могут самостоятельно осуществить проверку по базе РСА.
Необходимо ли в 2020 году демонстрировать страховку гаишнику в России
Многих начинающих водителей интересует: нужно ли показывать бумажную страховку гаишнику в России? Начиная с 2020 года, Государственной Думой одобрен в первом чтении, полезный законопроект, запрещающий предъявление регрессивных требований по обязательному страхованию к пешеходам – виновникам ДТП, в которых они травмировались.
Этот законопроект уравнивает в значимости электронные/бумажные полисы: они будут считаться единым видом ОСАГО. Тогда, на вопрос: «Обязан ли водитель предъявлять страховку инспектору ДПС в бумажной версии?», — прозвучит отрицательный ответ. Единственное, что будет требоваться автолюбителям для предъявления гаишникам – это номерной код полиса ОСАГО.
Внимание! Если такая инициатива будет одобрена, то все обязательные страховки (бумажного/электронного формата), получат уникальный номерной код. Посредством этого кода, гаишники будут осуществлять проверку на наличие документа: шофёры в России должны будут продемонстрировать номер ОСАГО на экране телефона, или продиктовать его. Инспектору останется лишь «пробить» страховку по электронной базе.
Если поправки будут приняты, инспектор не сможет требовать предоставления бумажного страхового носителя, а СК смогут существенно экономить на приобретении у «Гос. знака» дорогостоящих бланков строгой отчётности, оснащённых специальной защитой. При этом законодательная норма, которая позволяет получить от СК страховку на фирменном бланке, сохранится. Значит, абсолютного перехода к электронной автогражданке, на территории РФ, в ближайшее время, так и не случится.
Статья по теме: Что является страховым случаем по ОСАГО и что делать при его наступлении
Госдумой документ был принят в первом чтении, затем инициатива подвергнется основному второму, третьему чтениям. Если инициатива будет одобрена, она сможет вступить в силу лишь через шесть месяцев после официального опубликования.
Соответственно, если принятие случится «без шероховатостей», реальные перемены станут заметны. А, ситуация сегодняшнего дня такова, что шофёры, находясь в пути, обязаны иметь при себе или обыкновенный бумажный полис, или распечатанный электронный.
Какой документальный пакет в 2020 году нужно предоставлять сотрудникам ГИБДД по требованию
В тексте свода законов «об ОСАГО» чётко прописано, каждый автолюбитель – это лицо, обязанное предоставлять свою страховку в трёх ситуациях:
- в случае аварии;
- при несоблюдении ПДД;
- при снятии машины с регистрации.
Пункт 2.1.1. ПДД утвердительно отвечает на вопрос: имеет ли право автоинспектор осуществлять инспекцию? Производя проверку, сотрудник ГАИ должен: представиться, указать должность, обозначить причину торможения.
Соответственно, ответной обязанностью собственника ТС является предоставление документального пакета, состоящего из:
- водительского удостоверения;
- документов, имеющих регистрационное значение;
- страхового полиса.
Этот список является обязательным для всех шофёров, независимо от ситуации. Отвечая на вопрос: «Имеет ли право сотрудник ГАИ требовать предъявить вышеперечисленные бумаги?», – ответ будет положительным. В свою очередь, водитель обязан предъявить ОСАГО автоинспектору. При этом, страховка не должна быть просроченной, а на водительском кресле обязан находиться гражданин, указанный в полисе.
Законодательная база
Регламентом всего спектра вопросов, относительно обязательного страхования, занимается закон «Об ОСАГО».
Следуя этому закону (п.1, ст. № 4), все автолюбители обязаны оформлять соглашения по ОСАГО. В противном случае, ТС признаётся непригодным к движению по дорогам общего пользования.
Содержание п. 2.1.1., ст. № 2 ПДД информирует следующее: при движении на машине, шофёр обязан брать с собой, а также предоставлять автоинспектору свою страховку. Но, при этом, у автоинспектора должны быть объективные причины для осуществления ревизии человека за рулём.
Содержание п. 106 админ. регламента ГИБДД говорит, что в состав подобных требований входят:
- факт фиксации нарушения ПДД;
- факт наличия ориентировок по конкретному автомобилю;
- факт проведения специализированных акций/операций, направленных на предупреждение ДТП;
- факт нарушения шофёром требований безопасной езды (сильная тонировка стекол и пр.).
Содержание п. 84.13 Административного Регламента ГАИ информирует о том, что у автоинспектора есть полное право тормозить автомобиль для ревизии документов на возможность управления ТС, а также бумаг на машину.
Следует знать! При желании, сотрудник ГИБДД с лёгкостью отыщет множество причин, чтобы произвести проверку документального пакета: при этом, водитель не может выразить отказ.
Нужно ли при остановке предъявлять инспектору ДПС полис
По мере увеличения числа страхователей, оформивших электронное ОСАГО, тема, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку, не теряет своей актуальности. Это связано с некоторыми несоответствиями в законодательных нормах, существовавших до недавнего времени. Чтобы разобраться в ситуации, необходимо обратиться к действующему законодательству. В частности, в ФЗ №40 есть прямое указание на то, в каких случаях предъявляется полис инспектору ДПС:
- При наступлении дорожно-транспортного происшествия.
- Выявление случая нарушения действующих ПДД.
- При прекращении регистрационного учета в отношении конкретной транспортной единицы.
Между тем, есть другая норма, определенная в Правилах движения, и обязательная для исполнения каждый водителем, эксплуатирующим авто на российских дорогах. Согласно пункту 2.1.1 , уполномоченный работник Госавтоинспекции вправе осуществлять проверку документов, что трактуется как обязанность автомобилиста представить следующий пакет:
- водительское удостоверение;
- документация на ТС;
- полис обязательного автострахования.
В Правилах ясно указывается право инспектора требовать и обязанность водителя предъявлять указанный перечень бумаг.
Следует помнить, что при проверке ОСАГО, инспектор будет обращать внимание не только на его наличие и достоверность, но и срок действительности. Автомобилист, предъявивший страховку, должен быть отражен в списке лиц, допущенных к управлению, а также иметь действующие права и быть вписанным в полис, если авто ему не принадлежит.
Что делать, если оформлено электронное ОСАГО?
С введением в действие новых правил оформления электронного автострахования, появились различные трактовки относительно необходимости хранения е-ОСАГО в распечатанном виде. Водители предлагали проверить полис с планшета или фото на телефоне, либо пробить информацию по базе. Между тем, стороны обязаны руководствоваться положениями федерального закона, предписывающего для проверки предъявлять документацию на бумажном носителе. В отношении электронного полиса это означает необходимость хранения распечатки файла, полученного от автостраховщика после завершения оформления ОСАГО.
Согласно ст. 32 закона «Об ОСАГО» , человек должен представить при проверке имеющийся в наличии документ, даже в случае его электронного оформления. Для успешного прохождения процедуры достаточно иметь распечатку.
Некоторое время после ввода в действие электронных страховок, инспекторы ГИБДД могли не требовать предъявления документа, проверяя данные по базе, однако федеральная норма разъясняет правомочность требований по наличию бумажного варианта е-ОСАГО.
Существует ли необходимость наличия страхового соглашения в автомобиле
Многих автолюбителей интересует: «Входит ли в обязанности автопилота контролировать присутствие полиса ОСАГО в своей машине?». Правилами ПДД не регламентируется то, в какой форме должен храниться и предоставляться страховой полис сотрудникам ГАИ. Проблема усложняется тем, что большинство людей оформляют ОСАГО способом «онлайн», получая его на компьютерную почту в электронном виде.
Статья по теме: Особенности езды без страхового полиса ОСАГО после приобретения автомобиля
За расшифровкой требований ПДД п. 2.1.1., информирующих о хранении/предоставлении автоинспекторам обязательной страховой защиты, следует обращаться на сайт РСА , в котором говорится следующее: хранить/показывать страховку для инспекции сотрудникам ГАИ, следует в бумажном варианте.
Внимание! Полис Е-ОСАГО необходимо распечатывать. Эквивалент электронной страховки в бумажном исполнении должен зеркально отражать всю информационную базу своего цифрового оригинала, все данные должны легко читаться.
Если шофёр – не хозяин эксплуатируемой машины, электронная страховка собственника не считается надлежащей. Владелец авто должен оформить отдельное соглашение по ОСАГО, с учётом всего периода пользования машиной, иначе автоинспектор может произвести наложение штрафных санкций: на собственника/на незаконного водителя.
Выплачиваются следующие штрафы:
- за езду без полиса – 500 руб.;
- за неоформление полиса – 800 руб.;
- за езду на машине в период, не обозначенный в страховке – 500 руб.;
- за шофёра, который не указан в страховке – 800 руб.
Ответственность за отсутствие страховки
Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО определена статьей 12.3 Кодекса административных правонарушений. Пункт 2 указанной статьи гласит, что в случае непредоставления сотруднику полиции полиса ОСАГО, водителю грозит штраф в размере 500 рублей или предупреждение. В то же время, пункт 2 статьи 12.37 КоАП РФ определил, что в случае, если водитель управляет транспортным средством, на которое не был заключен договор страхования ОСАГО, размер штрафа составляет 800 рублей без возможности заменить штраф предупреждением. Также, 1 пункт этой же статьи определил, что если транспортное средство управляется с нарушением требований, установленных договором автострахования (машиной управляет водитель, не вписанный в страховку, или машиной управляют в период времени, не предусмотренный страховкой), на водителя будет наложен штраф в размере 500 рублей.
Читать дальше: Джили эмгранд коды ошибок
Основные правила инспекции ОСАГО
Инспектору ГИБДД, остановившему автомобиль, необходимо совершить следующие действия, согласно Пр. № 185, п. 19-20:
- Представиться, указав звание, должность, ФИО.
- Озвучить причину/цель остановки.
- Продемонстрировать удостоверение, если этого потребует водитель.
Если названная причина – ни авария, ни нарушение ПДД, ни снятие ТС с регистрационного учёта, инспектор не имеет оснований производить проверку наличия ОСАГО у человека за рулём. К примеру, когда машина тормозится с намерением использовать водителя в качестве понятого, для оказания помощи сторонним участникам дорожного движения и пр.
Когда основание торможения ТС совпадает с вышеперечисленными причинами, гаишник имеет право потребовать у шофёра предъявить полис страхования стандартного образца.
Важная информация! Административный Регламент (пункт 53) определяет следующее: все документы должны приниматься без обложек/иных удерживающих приспособлений. Инспектор может, взяв документ, отправится с ним в патрульный автомобиль, с целью ревизии по базе данных.
Возможные проблемы при использовании электронного полиса ОСАГО
До того момента, пока не ввели электронные полисы, любой шофёр должен был брать с собой страховку, размером с лист форматом «А4», заверенный СК. После предъявления страховки, инспектор ГИБДД проверяет страховку на предмет её подлинности, сверяясь с информацией ВУ.
Внимание! На сегодняшний день, все россияне, сидящие за рулём, обязаны обладать распечаткой электронного полиса, чтобы по указанию автоинспектора продемонстрировать его. Если полиса нет (или истёк срок), гаишник выписывает штрафное наказание.
«На заре» создания сервисов, процедура получения/пользования электронными полисами была сопряжена с массой проблем. К примеру, некоторые СК на своих сайтах предлагали купить ОСАГО, но, при этом, сервисы работали с большими зависаниями. Многие СК осознанно создавали подобные препятствия во внедрении электронных продаж ОСАГО по причине того, что при онлайн — оформлении нет возможности продать хозяину ТС страховку, с увеличенным набором доп. услуг.
Статья по теме: Исковая давность по ОСАГО и как исчисляется её срок
Сегодня ведётся активная борьба с мошенничеством в сфере онлайн — страхования. Основные проблемы пользования Е-ОСАГО уже благополучно решены.
Такой полис имеет множество плюсов:
- не имеет комиссионного сбора при оформлении;
- оформляется доступно, оперативно;
- легко печатается.
Оформлять электронный полис особенно удобно людям, проживающим на значительных расстояниях от офисов СК: достаточно всего лишь заглянуть на «территорию» сайта страховщика, отправив требуемую информацию. При оформлении Е-ОСАГО, накопленный ранее коэффициент бонус-малус никуда не девается.
Единственная сложность электронного страхования заключается в том, что отсутствует возможность внесения корректировок в страховой договор. Посредством интернета невозможно добавить/исключить шофёров, изменить паспортные данные: для этого придётся идти в офис СК. Но, есть надежда, что в ближайшее время эта проблема будет решена.
Автоинспектор не желает принимать Е-ОСАГО : как поступить?
Многие автолюбители жалуются: когда предоставляется распечатанный электронный полис ОСАГО инспектору ГИБДД, тот оказывается его принять.
Полезная информация! Сегодня такая страховка не признаётся официальным документом, а её распечатанная копия зачастую вызывает у гаишников «приступ» недоверия. В этой ситуации, автомобилист должен просить сотрудника ГАИ обратиться к услугам специализированного сервиса.
Ревизия электронной страховки не требует много времени. Если гаишник откажется обращаться к сервису, объясняя это отсутствием доступа к нему, то это уже не является проблемой человека, сидящего за рулём. Назначенную штрафную санкцию несложно аннулировать в случае, когда номерной код ОСАГО, на самом деле, занесён в реестр.
Каким образом сотрудник ГАИ проверяет электронный полис
Процесс инспекции электронной страховки аналогичен проверке обычной стандартной страховки. В случае, когда при произведении осмотра электронной страховки, у инспектора возникают претензии, он должен обратиться к ИМТС, либо базе РСА: потребуется VIN, а также гос. номер ТС. Точно так же можно осуществить проверку по номерному коду на распечатке.
Электронный вариант
С 2020 года у каждого автовладельца появилась возможность оформлять полис обязательного автострахования, не выходя из дома. Сделать это можно на сайте любой страховой компании. Обязанность страховщиков продавать электронные варианты предусмотрена законодательно, но на практике не всегда можно получить эту передовую услугу. Однако сейчас не об этом.
Если автовладелец все же воспользовался своим законным правом и купил электронное ОСАГО, то каким образом он должен поступить при остановке ГИБДД? Ведь сотрудник имеет все законные основания (смотрите выше) истребовать у водителя документ на бумажном носителе.
Ключ к решению этой дилеммы таится в статье 32 ФЗ «Об ОСАГО». В этом пункте указано, что при оформлении электронной версии страховки и в случае остановки машины сотрудником ГАИ, водитель обязан предъявить распечатанный вариант полиса. Электронная версия всегда направляется на адрес электронной почты, указанный при оформлении ОСАГО.
Предъявить распечатанный документ обязан каждый водитель при остановке сотрудником полиции, имеющим соответствующие полномочия.
До внесения соответствующих изменений в Закон, представление распечатанной версии страховки носило лишь рекомендательный характер, а гаишники получали устные распоряжения пробивать наличие действующих полисов по базе данных. Но теперь вопрос более-менее урегулирован. Каждый автовладелец, оформивший ОСАГО через интернет, должен его распечатать и возить с собой.
Подводя итог: во избежание обоснованных претензий и ненужных штрафов всегда имейте при себе страховой документ. Его истребование сотрудниками ДПС обосновано и полностью законно. Более того, за непредоставление ОСАГО вы можете получить штраф.
Меня остановил инспектор ГИБДД для проверки документов. Я ничего не нарушил. Показал водительское удостоверение и регистрацию на автомобиль. Инспектор потребовал страховой полис. Обязан ли я его показать? Ведь в ПДД написано – в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. Что это за случаи? И что может быть за движение без страхового полиса?
Знаю что в Украине ОСАГО предъявляют лишь при нарушении ПДД, либо при ДТП. а в РФ?
Ответы юристов ( 3 )
Сотрудники ГИБДД при несении службы имеют право останавливать автомобили для проверки у водителей документов, предусмотренных ПДД, включая страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности, и изымать их в случаях, установленных законодательством. Все владельцы автомобилей, как физические лица, так и организации, обязаны страховать свою гражданскую ответственность путем заключения договора обязательного страхования.
Гражданская ответственность должна быть застрахована до регистрации автомобиля, но не позднее, чем через 10 дней после возникновения права владения им. Незастрахованный автомобиль не зарегистрируют в ГИБДД. На автовладельца за отсутствие обязательного страхования может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 800 руб.
(Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263)
Водитель не передаёт страховой полис: какие действия последуют со стороны автоинспектора
Оформленная по всем правилам страховка не освобождает от обязательства брать её с собой при управлении ТС. Перед отправлением в путь, все шофёры должны контролировать факт наличия комплекта базовых документов, включающих: бумаги на машину, на человека за рулём, страховой договор.
Пренебрежение данным требованием влечёт за собой административное наказание, включающее составление протокола о факте правонарушения (п. 2, ст. № 12.3 КоАП). В наши дни, гаишники не могут применять такие карательные меры, как: эвакуация ТС на территорию штрафстоянки, отвинчивание номерных знаков.
Внимание! Единственным методом порицания является штрафная санкция, суммой 500 руб. Если страховка отсутствует впервые, сотрудник ГАИ может ограничиться лишь предупреждением в устной форме.
Нередко в результате проверки обнаруживается, что за рулём автомобиля находится гражданин, не указанный в полисе.
В этой ситуации гаишник может назначить выплату штрафа сразу обоим фигурантам, шофёру и хозяину машины:
- за факт предоставления машины стороннему гражданину, у которого нет на это оснований – владельцу ТС.
- за факт отсутствия необходимых страховых бумаг – лицу, управляющему авто.
Обязательное страхование уже много лет является обязательным элементом базового пакета документов: его надлежит иметь на руках каждому российскому автомобилисту. Оформление онлайн страхования может избавить от повинности распечатывания/хранения копии Е-ОСАГО на бумаге.
Резюме
На вопрос: «Необходимо ли возить с собой распечатку электронного полиса?», — отвечает закон ПДД: пункт 2.1.1. Он обязывает каждого гражданина, находящегося за рулём, иметь в машине весь комплект документов, включающий в себя и полис ОСАГО. Не исключено, в скором времени российские шофёры обретут долгожданную свободу от требования предъявлять автоинспекторам страховку: уже сегодня проходит тестирование сервиса автоматической информационной проверки.
Видео по теме статьи
Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Форум › Могут ли ДПС проверять страховку…
Могут ли инспекторы ГИБДД останавливать не на стационарном посту и проверять наличае страхового полиса ОСАГО
Могут.Надумают причину(угон подобного авто, ориентировка, КТО и т.д.), и на этом основании проверят документы, которые водитель обязан иметь при себе управляяТС(см перечень).
Ну допустим угон подобного авто документы мои на мою машину причем тут страховка то я не понимаю ладно если это ДТП то согласен а так не вижу смысла показывать им полис
вот здесь полный развёрнутый ответ на твой вопрос. Надо хоть иногда в ПДД заглядывать ))) 2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: •водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; •регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); •в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; •страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.