Значительное увеличение плотности транспортного потока на дорогах страны привело к существенному росту количества дорожно-транспортных происшествий. Раньше большее число пострадавших по вине третьей стороны водителей испытывали серьезные затруднения в получении компенсации за причиненный им материальный ущерб и вред здоровью. Введенное в России обязательное страхование автомобиля предназначено избавить граждан от подобных проблем в будущем. Программа действует на государственном уровне, под нее работает множество компаний, предлагающих клиентам интересные варианты сотрудничества на различных условиях.

Как называется обязательная страховка автомобиля

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

В соответствии с положениями федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 правила обязательного страхования гражданской ответственности распространяются на всех владельцев моторных транспортных средств, передвигающихся по магистралям общего пользования. Условием выполнения этого требования является заключение договора со СК и получение полиса ОСАГО.

Аббревиатура расшифровывается так:

  • О — обязательное;
  • С — страхование;
  • А — автомобильной;
  • Г — гражданской;
  • О — ответственности.

Действие соглашения распространяется только на те случаи, когда владелец полиса стал виновником ДТП, в результате которого пострадали люди, транспортные средства или имущество граждан. Выплаты должна осуществить страховая компания в соответствии с условиями, прописанными в договоре. Но при этом нужно знать, что ставки и тарифы обязательного страхования закреплены законодательно.

Важно! В отличие от ОСАГО, ресурс КАСКО является добровольным. Его действие распространяется исключительно на ТС, которые нанесли повреждения имуществу третьих лиц. Клиент, в зависимости от оценки рисков, сам выбирает перечень случаев, которые вносятся в договор. В список могут включаться угоны, стихийные бедствия, аварии, самовозгорания.



Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

  1. Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:
    Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль.

    Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.

  2. Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:
    Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё.

    Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.


Обязательно ли оформлять ОСАГО

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

Начинающих водителей вполне резонно интересует вопрос, обязательна ли страховка, если машина старая и больше стоит в ремонте, чем ездит. Ответ однозначно утвердительный.

Причины застраховать автотранспорт следующие:

  1. Невозможность купить новую или бывшую в употреблении технику в салоне. Менеджер не проведет оплату, пока не убедится, что клиент имеет договор со СК. Это требование ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  2. Сотрудники ГИБДД могут остановить автомобиль и в обязательном порядке проверят наличие страхового полиса ОСАГО. При его отсутствии выписывается штраф, техника изымается и отгоняется на штрафплощадку. Забрать ее можно только, предъявив документ автогражданской ответственности.
  3. В случае ДТП придется из своего кармана оплачивать ремонт поврежденной машины и лечение ее владельца. При наличии полиса эта обязанность возлагается на страховую компанию
  4. За повторное задержание без автострахования права забираются, а водитель лишается возможности сесть за руль на протяжении года.

Статья по теме: Чем отличаются КАСКО и ОСАГО, что это за страховки и какую лучше выбрать

Обратите внимание! Поскольку ОСАГО обязательно, то и цена на него достаточно лояльна. Страховка авто покрывает расходы, которые несоизмеримы со стоимостью документа. В зависимости от особенностей машины и характеристик ее владельца, годовой полис обойдется не более 3400-4600 руб.

Основные этапы подачи заявления о выплате по ОСАГО

В соответствии с последними изменениями в Федеральный закон №40 (статья 11 пункт 1) срок подачи документов страховщику уменьшается. Они должны быть предоставлены не позже, чем через 5 дней после возникновения страхового случая.

К основным документам для подачи в страховую организацию относятся следующие:

  • заявление в свободной форме. Если у страховой организации имеются собственные бланки, тогда следует ими воспользоваться. Получить документ можно в офисе компании;
  • справка №748, которую оформляют сотрудники ГИБДД;
  • копии всех значимых страниц гражданского паспорта и копия удостоверения водителя;
  • документ о проведении независимой экспертизы;
  • документы, которые подтверждают право собственности на ТС;
  • платёжная документация, подтверждающая применение автостоянки, эвакуатора и т.п.;
  • расчётный банковский счёт, на который может быть проведена денежная выплата.

На сбор и подачу этих документов страховщику предоставляется 5 дней. После этого организация проводит технический осмотр повреждённого автомобиля.

Для чего нужна страховка автогражданки

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

Если до 01.07.2003 все попавшие в аварию водители выясняли имущественные споры путем договоренностей или в суде, то сейчас эта неприятная необходимость отпала. Сегодня возмещение ущерба потерпевшим в ДТП осуществляют СК на основании составленных договоров.

Страховать машину нужно по таким причинам:

  1. Виновнику чрезвычайной ситуации не придется заниматься выплатами пострадавшим из своего кармана. Достаточно правильно оформить обстоятельства происшествия и предъявить агенту свой полис.
  2. Нет необходимости вступать в конфликты и доказывать свою непричастность к случившемуся событию. При наличии страховки водителю, в худшем случае, придется заплатить штраф за создание аварийной ситуации.
  3. При получении повреждения техники от застрахованного автомобиля можно рассчитывать на проведение бесплатного ремонта за счет страховой компании. Эта уверенность обоснована тем, что на дорогах общего пользования практически невозможно встретить водителей без полиса.

Важно! Застраховать автотранспорт необходимо не позднее 10 дней после его приобретения по договору дарения, ренты или завещанию. Если технику необходимо перегнать в другой регион РФ, то можно приобрести временный полис, срок действия которого составляет 5-20 дней.

Выплаты по ОСАГО, если водитель при аварии был пьян

Если пострадавший водитель попал в дорожное происшествие, и оказалось, что он находился в состоянии алкогольного опьянения, это влечёт за собой серьёзные последствия. Но сам по себе данный факт не оказывает влияния на выполнение обязательств страховой конторой.

Если виноватый водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, его страховая компания в любом случае компенсирует причинённый ущерб другим участникам ДТП. Но потом она может инициировать процесс регресса и через суд потребовать возместить заплаченную сумму. Это значит, что, если водитель выпил, сел за руль и стал инициатором аварии, ему нужно готовить деньги для покрытия ущерба.

То, сколько по времени выплачивает страховая по ОСАГО, не зависит от того, находился ли какой-то водитель в состоянии опьянения либо нет. Этот момент может влиять только на процесс сбора документов и оформление справок.

Как работает полис ОСАГО

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

Чтобы не ошибиться в выборе варианта составления договора, нужно знать, как называется полис обязательного страхования. Необходимо выбирать именно ОСАГО, а не КАСКО. Наличие такого договора не освобождает водителя от материальной ответственности при проверке на постах ГАИ или при совершении ДТП.

Принцип действия полиса заключается в следующем:

  1. Инициатива о возмещении материального ущерба исходит от потерпевшей стороны. Она обращается в СК, которая заключила соглашение с виновником ДТП.
  2. Существуют ограничения по максимальной сумме выплачиваемой компенсации. На ее размер влияет вид страховки и степень износа техники. Если размер ущерба больше 400 000 рублей, то все, что сверху, придется выплачивать виновнику ДТП.
  3. Потерпевший может рассчитывать на ремонт за счет страховой компании. Перечисление денег производится, если водитель потерял способность управлять ТС или оно не подлежит восстановлению. Отказаться от ремонта могут родственники потерпевшего, если он погиб в аварии.
  4. Когда происшествие не связано со значительными повреждениями техники, гибелью или увечьем людей, то его участники могут обсудить тему, нужно ли делать Европейский протокол. Условия этого решения предполагают согласие сторон и максимальную сумму ущерба до 50 000 рублей.
  5. Стоимость ремонта сильно побитых авто определяется независимыми экспертами. После этого делается калькуляция, и определяется размер компенсации или стоимость ремонта.

Статья по теме: Страховой полис на авто для поездки за границу, его стоимость и порядок оформления

Обратите внимание! Электронная версия ОСАГО является такой же законной, как и бумажный вариант. Она принимается представителями ГИБДД, но проверяется по базе данных. На случай повреждения телефона при аварии или разрядки батареи в дороге рекомендуется иметь с собой флеш-карту с электронными версиями всех необходимых для водителя документов.

Страхование гражданской ответственности автомобилистов уже прочно вошло в нашу жизнь. Виновники ДТП дышат теперь «легко и свободно», переложив все заботы по выплате страхового возмещения на плечи страховых компаний. Несмотря на это, в ряде случаев страховая компания либо вообще не обязана выплачивать деньги потерпевшим, либо, выплатив их, имеет право взыскать их владельца автомобиля. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 N 40-ФЗ (далее — Федеральный закон) к страховым рискам не относится:

  1. Причинение вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования. В этом случае потерпевший вправе требовать возмещение причиненного ущерба непосредственно с причинителя вреда.
  2. Причинение морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды. Это связано с тем, что Федеральный закон направлен на возмещение потерпевшим так называемого реального ущерба, то есть такого ущерба, который поддается оценке. Размер морального вреда — величина субъективная и не подлежит оценке используемыми на сегодняшний день методами. То же самое относится и к возмещению упущенной выгоды. Ее размер определяется потерпевшей стороной, а окончательная оценка остается на усмотрение суда.
  3. Причинение вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах. Риск причинения вреда в указанных случаях очень высок и относится к так называемым профессиональным рискам, страхование в этом случае экономически нецелесообразно.
  4. Загрязнение окружающей среды.
  5. Причинение вреда воздействием перевозимого груза (если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования перевозимого груза). Такое исключение призвано не допустить двойной страховой выплаты по одному страховому событию.
  6. Причинение вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования. Это также связано с желанием законодателя исключить возможность двойной страховой выплаты, так как работник кроме всего прочего является участником обязательного социального страхования.
  7. Обязанность по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику. Это исключение объясняется тем, что работодатель не является непосредственным потерпевшим при использовании транспорта, его убытки вторичны, производны. Кроме того, здесь нет таких признаков гражданской ответственности, как причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего.
  8. Причинение водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу. Если транспортное средство, груз, перевозимый на нем, или установленное на нем оборудование принадлежат не водителю, а другому лицу, значит, оно доверило ему эту перевозку на основании трудового или гражданско — правового договора, в рамках которого и должны учитываться соответствующие риски и определяться ответственность за убытки.
  9. Причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке. Причины, по которым этот риск исключен, аналогичны тем, что указаны в предыдущем пункте.
  10. Повреждение или уничтожение антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности. Основной причиной появления данного ограничения служит их высокая по сравнению с объектами обычного гражданского оборота стоимость. К тому же во многих случаях повреждения особо дорогого имущества реальные потери потерпевших, естественно, даже близко не могли бы быть компенсированы в пределах установленных в законодательстве лимитов ответственности страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности — 160 тыс. рублей при повреждении или уничтожении имущества двух и более лиц и 120 тыс. рублей, когда причинен ущерб имуществу одного потерпевшего. Третья причина — сложность определения стоимости такого имущества.
  11. Обязанность владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором). Иными словами, страховщик не обязан компенсировать потерпевшему сумму превышающую лимит ответственности (160 и 120 тысяч рублей соответственно). Последний вправе обратиться с иском к причинителю вреда (владельцу транспортного средства) о возмещении разницы между лимитом ответственности и действительным размером ущерба.

Право страховщика на регресс
Говоря о случаях, когда ОСАГО не применяется, нельзя не упомянуть и о тех случаях, когда страховая компания, выполнив свою обязанность по выплате страхового возмещения, получает право потребовать эти деньги с причинителя вреда, то есть виновника ДТП (право регрессного требования). В соответствии со ст. 14 Федерального закона право регрессного требования возникает у страховщика в следующих случаях если:

  • Вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего. Это случаи, когда причинитель вреда по каким-то причинам целенаправленно стремился к совершению ДТП (попытка самоубийства, месть и т.д.).
  • Вред был причинен лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).
  • Лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Например, имея права категории «В», водитель причинил вред, управляя транспортным средством подпадающим под категорию «С».
  • Лицо скрылось с места ДТП.
  • Лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Другими словами виновник ДТП «не вписан в страховку», если полисом предусмотрено ограниченное число лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
  • Страховой случай наступил при использовании лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования). Приобретая полис ОСАГО необходимо иметь в виду, что факт его приобретения не всегда означает начало его действия, которое всегда указывается отдельной строкой в полисе. На практике встречаются курьезные случаи, когда старый полис уже прекратил свое действие, а новый еще не начал.

Подводя итог всему вышесказанному, напрашивается вывод о том, что не стоит воспринимать ОСАГО как абсолютную защиту от финансовых претензий потерпевших от ДТП. Необходимо тщательно следить за состоянием страховых документов и тем, кому вы доверяете управление своим автомобилем.

Виды полисов автогражданки

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

В бизнесе автомобильного страхования действует несколько видов договоров, название которых непосвященному человеку ни о чем не скажет.

Полисы подразделяются по таким признакам и показателям:

  1. Количество лиц, которые могут управлять транспортным средством. Оно может быть ограниченным или без ограничений. В документе оговаривается ответственность водителей, севших за руль автомобиля. Максимально допускается до управления 5 человек.
  2. Срок действия. Если купленную или полученную в собственность другими способами машину нужно перегнать для постановки на учет с временными номерами, покупается транзитная страховка. После постановки авто на учет приобретается полис, сроком действия на 1 год.
  3. Вид. Полис может быть оформлен на фирменном бланке, на собственном принтере или храниться в электронном формате на любом носителе информации. Все версии имеют одинаковую юридическую силу.
  4. Размер компенсации. При повреждении имущества она не превышает 400 тысяч рублей, нанесении вреда здоровью — 500 тысяч рублей.

Это интересно! Лимит страхования можно расширить до 30 миллионов рублей, воспользовавшись сервисом Дополнительное ОСАГО.

Восемь правил покупки

Чтобы не купить фальшивый полис ОСАГО, заместитель начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Ирина Тимоничева советует соблюдать несколько правил.

Первое.

Проверьте лицензию. Страховщик не вправе продавать полисы, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена. Узнать, имеет ли компания лицензию, можно на сайте Банка России www.cbr.ru. Скачайте таблицу «Субъекты страхового дела», найдите там нужную компанию и сверьте.

Также наличие лицензии можно проверить онлайн с помощью «Справочника участников финансового рынка» (официальная информация Банка России). Можно проверить на сайте финансовой культуры: fincult.info.

Правило второе.

Покупайте в надежном месте. В офисе продаж или на официальном сайте.

Правило третье.

Переходите по ссылкам на официальные сайты страховых компаний с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА) www.autoins.ru.

Правило четвертое.

Проверяйте адресную строку в браузере, в том числе при переходе на другие страницы сайта. Возникли сомнения? Прежде чем оплатить полис, позвоните в страховую компанию и все выясните.

Правило пятое.

Полис в бумажном виде можно приобрести у страхагента, уполномоченного на заключение договоров ОСАГО. Чтобы избежать возможных неприятностей, проверьте наличие документов, например, заверенной копии договора об оказании услуг.

Действует агент на основании договора со страховщиком и доверенности на заключение договоров от имени компании. Также клиент вправе потребовать паспорт и сверить паспортные данные с содержанием других документов.

Правило шестое.

Постарайтесь связаться со страховой компанией, интересы которой представляет агент, и убедитесь, что в ее штате есть такой сотрудник. На официальном сайте компании также должна присутствовать информация о сотрудниках.

Правило седьмое.

Электронный полис ОСАГО приобретайте сами на сайте страховой компании. Не давайте посредникам доступ к вашему личному кабинету и персональной информации.

Правило восьмое.

Проверьте полис. Уже больше года на каждом полисе, оформленном на бумажном бланке, в правом верхнем углу ставится QR-код. Это дополнительная защита от подделки. Считайте QR-код (например, с помощью специального приложения на смартфоне) и посмотрите название страховой компании, номер полиса, дату выдачи и срок его действия. Обязательно проверьте также марку, модель, VIN-код и госномер вашей машины. Если найдете хотя бы одну ошибку, не приобретайте полис — он не защитит вас от убытков в случае аварии по вашей вине.

Полисы ОСАГО можно также проверить на сайте РСА. Там вы узнаете, какой страховой компании он принадлежит и действует ли ее лицензия. Если полис не значится в реестре РСА, немедленно обратитесь в полицию и оформите новый страховой полис.

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

Можно ли ездить на авто без страхового документа

Регресс — вкаких случаях ОСАГО недействует?

Решить дилемму, обязательно ли страховать свое авто, можно, сопоставив стоимость самого дорогого полиса и последствия даже небольшой аварии. Полученная разница будет лучшим доводом в пользу оформления соглашения.

Еще одним убедительным доводом для составления договора является закрепление ОСАГО на законодательном уровне. Штраф за езду без этого полиса составляет 500-800 рублей. Не исключена ситуация, когда владелец авто попадается представителям ГИБДД и платит штраф. После этого его данные передаются на все посты, где его будут останавливать и взимать новые штрафы. Такая поездка может обойтись дороже, чем стоимость неограниченного договора.

Статья по теме: Суброгация в автостраховании

Существует перечень транспортных средств, которые могут передвигаться без ОСАГО:

  • прицепы, полуприцепы, трейлеры;
  • гусеничная техника, тракторы и прочие машины, скорость которых не превышает 20 км/ч;
  • автомобили иностранных государств, если они не подлежат перерегистрации в ГИБДД;
  • машины, находящиеся в собственности Вооруженных Сил РФ;
  • легковые, грузовые автомобили в пределах частного участка без выезда на трассы общего пользования.

В остальных случаях приобретение ОСАГО является обязанностью гражданина, который хочет максимально снизить расходы от потенциально возможной аварии.

Видеофайлы

Рекомендуем!  База страховых полисов ОСАГО по фамилии