Конфликты застрахованных по ОСАГО и КАСКО водителей со страховыми компаниями стали обычным делом. Претензии и судебные иски генерируются каждый день тысячами, а услуги независимых экспертных организаций и специализирующихся на страховании юрфирм востребованы как никогда. Почему так происходит и какие меры по исправлению ситуации предпринимаются? Попробуем разобраться.

С чего все началось

Многочисленные обращения в суд с исками на страховые компании не остались незамеченными. Если большинство граждан не довольны, значит что-то не так.

Это и стало основной причиной принятия верховным судом пленума по ОСАГО от   г. N 2 . Это основной документ, к которому мы будем обращаться в процессе изучения нововведений.

Споры по страховым выплатам ОСАГО — объясняем во всех подробностях

Споры по ОСАГО: в чём причина?

Споры по страховым выплатам ОСАГО — объясняем во всех подробностях



Главная причина страховых споров – нежелание страховой компании платить, а если платить всё-таки приходится, возникает желание занизить сумму.

Например, вы попадаете в классическое «лёгкое» ДТП: неуклюжий водитель врезается в вашу машину сзади, разбивает бампер, фару и слегка сминает крыло. Вы вызываете ГИБДД, оформляете аварию, забираете документы и на следующий день приезжаете в страховую. Машину осматривают, оценивают ущерб и великодушно предлагают 5 тыс. рублей в качестве компенсации.

Вас такая невероятная щедрость не радует, потому что вы навскидку оцениваете повреждения на сумму, вдвое большую предложенной. В ответ на ваше возмущение сотрудники страховой заявляют:  у вас большой износ запчастей, да и отметки вот об этой вмятине в извещении о ДТП и протоколе мы не нашли. Если хотите – заказывайте независимую экспертизу и подавайте претензию.

Такие случаи очень распространены. Страховщики «высасывают из пальца» причины занижения суммы выплат (желательно – до нуля). Они могут посетовать, что вина конкретного водителя не установлена, придраться к документам или засомневаться в том, что случай страховой.

Рассчитано всё это на людей, которые не знают своих прав и не готовы их отстаивать. Представим ситуацию, когда ущерб при ДТП небольшой – буквально 10 тыс. рублей. Будете ли вы писать претензии, советоваться с юристами, искать информацию в интернете, подавать иск в суд? Скорее всего, просто обругаете страховщика и не станете начинать спор по ОСАГО. На то и расчёт.

Споры по страховым выплатам ОСАГО — объясняем во всех подробностях

В каких случаях следует обращаться в суд?

Вас не устраивает решение страховой компании? Позвоните нам и узнайте перспективы вашего дела. Вы ничего не теряете – в большинстве случаев мы работаем за процент от полученных со страховой компании денег. Если мы положительно оцениваем перспективы выигрыша в деле:

  • оформляем и подаем все документы;
  • ходим в суд;
  • проведем взыскание денег со страховой компании.

Вы получаете деньги практически без усилий с вашей стороны, не теряете время на оформление и сбор документов, разбирательства. Все возникающие сложности – наша эффективная работа на результат.

Вы обращаетесь к нам и мы решаем страховой спор в вашу пользу. Большинство спорных ситуаций по ОСАГО решаются в досудебном порядке – настолько грамотно и эффективно наш автоюрист взаимодействует со страховой компанией. 

Стоимость услуг в таблице:

Услуга Стоимость при заключении договора, руб Стоимость без договора, руб
Написание претензии 0 3000
Подача претензии 0 1000
Запрос и получение актов после претензии 0 1000
написание Иска 0 5000
Подача искового заявления 0 1000
Посещение судебного заседания 0 5000
Получение исполнительного листа 0 1000
Написание заявления на изготовление исполнительного листа 0 500
Подача исполнительного листа 0 1000

Страховой спор – это конфликтная ситуация и всегда можно найти оптимальное решение с минимальными затратами времени, усилий и денег. Обращение к профессиональному автоюристу упрощает процедуру разрешения конфликта по и часто приводит исключительно к оптимальному результату – вы получаете компенсацию в полном размере: не нарушая закон, не оформляя огромное количество заключений, актов и пр. документов и не взаимодействуя с судом лично.

Посмотрите видео о таком случае:

Мы выиграем ваше дело: профессионализм, огромный опыт, грамотность, гибкость, заинтересованность, эффективность – можно очень долго перечислять качества наших автоюристов и высокие стандарты нашей компании.

Итог всегда один – вам не нужно решать множество вопросов в конфликте со страховой – все сложные аспекты решаем мы, а вы получаете максимальную страховую выплату на законных основаниях и в разумные сроки.

Лица, обладающие правом на получение страховой выплаты

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (п. 18 Постановления № 2). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату (п. 9 Обзора).

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 закона об ОСАГО). На этом основании гражданину П., который года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем (п. 6 Обзора).

Досудебный порядок урегулирования споров

Самым правильным вариантом разрешения спора со страховщиком в досудебном порядке, будет подача претензии. Однако, нужно соблюдать несколько требований:

  • заявление составляется в письменной форме;
  • обязательно прописываются сроки удовлетворения требований;
  • документ должен быть составлен в двух экземплярах.

В верхней части претензии прописывается наименование страховщика и потерпевшего. Обязательно следует указать адрес проживания и контактные номера. Основная часть описывает все этапы взаимодействия с СК, начиная с ДТП и, заканчивая получением отказа в выплате (или просрочкой).

Следующий блок – требования потерпевшего. Здесь все зависит от ситуации, можно выбрать один из вариантов:

  • пересмотр решения об отказе;
  • осуществление выплаты неустойки (необходимо предоставить чеки за ремонт и т.д.);
  • возмещение всей части страхового возмещения;

Обязательно нужно приложить к претензии все документы, подтверждающие факт нарушения прав автолюбителя. В претензии следует ссылаться на статьи закона.

После подачи претензии в страховую компанию, потерпевшей стороне остается ждать решения. Обработка занимает 10 календарных дней (ст. 16.1 ФЗ от N 40-ФЗ)

Если страховая компания не отреагировала на претензию, страхователь может обратиться в судебные органы с исковым заявлением.

Судебная практика по возмещению компенсации

Споры по страховым выплатам ОСАГО — объясняем во всех подробностях

Поскольку споры по ОСАГО довольно часты, то рекомендуется воспользоваться имеющимися практическими сведениями по подобным делам. Например, следует опираться на ст.179 ГК РФ, регламентирующую действия при обмане, вымогательстве и принуждении к подписанию регулирующих отношения документов. Эта статья подходит при обмане и уклонении страховщика от своих обязательств.

Злой умысел и преднамеренные действия, заведомо необоснованные со стороны СК, владельцу авто потребуется обосновать. Согласно ст.944 ГК, клиент должен быть уведомлен обо всех пунктах соглашения, получить письменные и устные к каждому пункту договора. Важную сторону соглашения, касающуюся финансовых взаимоотношений сторон, следует прописывать с особой тщательностью. Если какое-либо обстоятельство намеренно или иначе не отражено в договоре, то действовать следует по законодательным установкам.

Одновременно у клиента присутствуют обязательства перед фирмой. Например, если владелец машины скрыл важную информацию о состоянии своего ТС, то его претензии после аварии могут быть законно отклонены. Также могут быть не выплачены средства, если водитель или владелец машины были в нетрезвом состоянии в момент происшествия. Эти и подобные факты следует обязательно учесть, перед тем как обратиться в суд.

Претензии водителя суд примет, даже если он не предоставил исчерпывающую информацию об автомобиле. Это возможно только тогда, когда факты утратили свое значение для рассмотрения вопроса. При этом нельзя забывать, что согласно положениям закона об ОСАГО владельцы авто обязаны застраховать свою гражданскую ответственность. Выезжая на дорогу и начиная движение, гражданин обязан иметь полис, иначе при наступлении аварии возникают значительные риски.

Обязанность иметь полис при управлении автомобилем возникает с момента приобретения прав на движимое имущество. Не имеет значения, каким образом гражданин стал собственником, оформить полис он обязан одновременно с получением свидетельства на автомобиль. Эти правила знакомы всем водителям, но нарушают их повсеместно.

Согласно ст.10 закона об ОСАГО, действие договора максимально распространяется на один год, если нет определенных исключений. Правила строго регламентируют все возникающие ситуации, касающиеся приобретения и использования полиса обязательного страхования гражданской ответственности водителя.

Споры по страховым выплатам ОСАГО — объясняем во всех подробностях

Например, ст.24 говорит, что все взаимоотношения сторон при заключении договора страхования должны быть отражены в официальном соглашении и отражение имеют в виде полиса. Полис всегда должен быть в наличии при управлении авто, отсутствие полиса при проверке приводит к административному штрафу. Заполненный сотрудником компании бланк не должен содержать исправлений, грамматических ошибок или несовпадений с личными сведениями страхователя.

Обнаружение допущенных опечаток и описок требует немедленной замены на дубликат за тем же номером. Так же следует поступать при утере полиса, причем операции эти не требуют оплаты со стороны клиента. Делается замена по заявлению и личному посещению офиса страховой фирмы. Если компания отказывается выдать дубликат или выдвигает встречные материальные требования, то можно пожаловаться на действия страховщика в РСА, предоставив доказательства своего заявления.

Очень важно, что ст.16 ЗЗПП указывает, что продажа услуги не должна быть связана с навязыванием дополнительных услуг. Если клиенту предлагают приобрести полис ОСАГО вместе со страхованием по другим программам, то это прямое нарушение закона. На такую фирму можно заявить в прокуратуру, РСА или другие надзорные органы. Наказание в такой ситуации будет суровым, вплоть до лишения лицензии на работы.

Ст.168 ГК регламентирует, что все неточности и отступления от закона при подписании страхового договора делают соглашение не действительным. Страховое соглашение теряет свою юридическую значимость, если противоречит правилам составления и исполнения. При этом наказание несет страховая компания, предложившая данный вариант договора. Признание судом договора нелегитимным может привести к дальнейшим осложнениям для истца.

По незаконному договору нельзя взыскать:

  • штраф;
  • неустойки и пени по задержкам платежей;
  • моральный ущерб владельца полиса;
  • возврата материальных средств.

Довольно часто, на практике полис является настоящим, но компания отказывается выполнять свои обязательства, мотивируя свои действия следующими пояснениями.

Причинение третьим лицам ущерба через транспортное средство, не указанное в соглашении. По правилам, если у виновного в аварии собственника авто есть страховка ОСАГО, то пострадавшая сторона получит положенное возмещение. При этом может рассматриваться ущерб технике, имуществу внутри машины или здоровью участников происшествия. Для того, чтобы не выплачивать компенсацию, СК стараются оспорить виновность своего клиента.

Другими словами, страхователь будет стараться доказать, что в аварии виновны другие участники и ответственность клиента не подлежит компенсации. Доказывая, что гражданин требует выплату за авто, не виновное в аварии, страховщики тем самым уходят от ответственности по договору. Согласно ГПК, ст.56, судебные решения обязывают ответчиков исполнять постановление в полной мере, поэтому владельцу потребуется доказывать обязанность страховщика признать виновность, и погасить возмещение потерпевшей стороне.

Причинение вреда здоровью, угроза жизни или имущественный ущерб не всегда бывают указаны в страховом полисе. Поскольку фактические ситуации невозможно предусмотреть полностью в договоре, то споры и конфликты по признанию ситуации страховым случаем решаются в суде. Если суд признает причиной ущерба действия застрахованного лица при движении автомобиля, то независимо от наличия упоминания в договоре, такая ситуация будет оплачиваться для пострадавшего.

Закон об ОСАГО перечисляет некоторые транспортные средства, на которые разрешается не оформлять ОСАГО, ст. 4. Если незастрахованное должным образом ТС попадают в аварию, то расчет между участниками производится по мирному договору или через судебное рассмотрение. Претензии направляются непосредственно к установленному виновнику ДТП, который не имеет ОСАГО.

Суд в таком случае руководствуется предоставленными актами экспертиз и заявленными претензиями потерпевшего. При этом важное значение имеет наличие у истца полиса ОСАГО. Если он застрахован, то досудебная работа или судебное рассмотрение проводится с участием страховщика. Такие процессы, где отсутствует страхование у одной или обеих сторон, имеют затяжной характер и проходят сложно.

Дело в том, что суд выносит постановление о материальном взыскании с виновного, но исполнительное производство не исполняется. Ответчик в лице гражданина порой не имеет средств и возможностей выплачивать нанесенный убыток. Именно поэтому гораздо выгодней иметь страховой полис ОСАГО, что в идеале освобождает человека от лишних хлопот при неприятных ситуациях на дороге.

Страховая компания устанавливает размер компенсации в связи с тяжестью содеянного. Не всегда средств бывает достаточно для полного покрытия ущерба. Разницу по гражданскому иску потерпевшего виновный обязан возместить самостоятельно из своих средств. Очень часто страховщик занижает размер страховой выплаты, необходимой для ремонта и восстановления техники. Опять же потребуется отстоять свои интересы с доказательствами в суде, предварительно выслав претензию компании.

Причинами обоснованного отказа от страховой компании являются следующие обстоятельства:

  • несвоевременное обращение при возникновении страховой ситуации;
  • неполные или спорные доказательства и документы по произошедшему событию.

Очень тщательно следует отнестись к сбору и оформлению документов, в том числе протоколов события и калькуляции произведенного или необходимого ремонта. Следует понимать, что любая оплошность, совершенная клиентом, может стать поводом для отказа в платежах. С другой стороны, существуют подложные документы, по которым клиенты пытаются получить незаконную прибыль. Инсценируются аварии, поломки и подаются требования на возмещение ущерба.

Пакет документов рекомендуется предъявить для проверки независимому юристу, прислушаться к его рекомендациям. Гораздо предпочтительней предварительно оценить все риски, чем получить отрицательное решение в суде.

Споры по страховым выплатам ОСАГО — объясняем во всех подробностях

В пакет документов, который установлен правилами по ОСАГО, должны входить следующие справки и подтверждения:

  • стандартное извещение по ДТП;
  • справка из ГИБДД;
  • протокол об административном правонарушении;
  • отказ в возбуждении данного дела, открытии производства.

Заказать и получить данные справки следует оперативно, не откладывая в дальний ящик. Весь пакет предоставляется страховщику, если получены замечания по заполнению или фактическому материалу, то придется решить вопрос на стадии досудебного рассмотрения. От качества и грамотности протоколов и справок зависит отношение страховой компании к вопросу о выплатах по полису. Получить средства по страховке ОСАГО можно будет только после того, как сотрудники проверят все бумаги и примут их к исполнению.

Потерпевшей стороне также не стоит задерживать процедуру оформления. После заявления и предоставления данных своему страховщику, компании должны провести дальнейшую работу самостоятельно. Иногда пострадавшей стороне приходится приложить максимум усилий, собрать доказательства, чтобы получить возмещение убытка со страховой фирмы виновного. Иногда пострадавшей стороне приходится заниматься двумя процессами одновременно: взыскивать средства по ОСАГО и подавать иск по возмещению сверх оплаты полиса.

Судебная практика подтверждает, что наибольшее количество исков связаны с претензиями по размеру средств на ремонт и потере товарной стоимости объекта. Заседание проводится при участии противных сторон, суд определяет размер потерянной товарной стоимости в соответствии с процентом износа техники. Все эти показатели определяются актами независимой экспертизы. Порой суд требует провести несколько экспертных исследований по разным направлениям, выслушивает мнение специалистов.

Особенно спорными являются процессы по возмещению ущерба за дорогостоящие автомобили, которые потеряли свою товарную цену. Стороны приводят свои аргументы, стараясь подтвердить понесенные расходы и взыскать со страховой фирмы компенсацию.

Как закон регулирует споры по ДТП?

Законодатель ставит страховщикам всё более жёсткие условия. Раньше страховщики могли не выплачивать страховую сумму, если виновник аварии не был обозначен в договоре ОСАГО. Теперь это обстоятельство не имеет значения: выплата в любом случае должна быть совершена.

Если агент по какой-то причине не перечислил в страховую деньги за проданный сертификат «автогражданки», компания всё равно должна компенсировать ущерб при ДТП. Сократился и срок, в течение которого нужно произвести страховые выплаты по ОСАГО – раньше он составлял 30 календарных дней, теперь – 20 рабочих. За каждый день просрочки придётся заплатить 1 % от общей суммы ущерба. Прежде размер неустойки ограничивался 1/75 от ставки рефинансирования ЦБ.

Ещё один шаг на пути искоренения конфликтов между автовладельцем и компанией – введение единой методики расчёта ущерба. Прежде разница в подсчётах могла возникнуть из-за различий в применяемых при расчёте правилах. Сегодня ситуация изменилась: методика обязательна и для независимых экспертных организаций, и для страховых компаний, и для судов. Правда, полностью проблему это не решает. По-прежнему возникают разногласия при определении комплекса необходимых восстановительных работ.

Прямое возмещение убытков

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (п. 15 Обзора). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб. – такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до года (п. 31 Постановления № 2). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (п. 4 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (подп. «б» ст. 7 закона об ОСАГО), и именно в этих пределах должен быть рассчитан размер страховой выплаты истцу, заключил суд и направил дело на новое рассмотрение.

Еще одно уточнение касается порядка возмещении убытков потерпевшему в случае, когда в отношении страховой организации, застраховавшей его гражданскую ответственность, ведутся процедуры банкротства или у данной организации отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. По закону в такой ситуации потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику причинителя вреда (п. 9 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Если же банкротство страховщика потерпевшего или отзыв у него лицензии произошли уже после осуществления им страховой выплаты – добровольно или по судебному решению, а потерпевший не согласен с ее размером, по истечении шестимесячного срока он сможет обратиться за компенсационной выплатой только в профессиональное объединение страховщиков – Российский Союз Автостраховщиков (п. 15 Обзора).

***

Как отмечают эксперты в области автострахования, многие положения Обзора будут полезны для организаций, защищающих права страхователей, – например, о возмещении восстановительных расходов и начислении неустойки в случае просрочки этого возмещения. Однако, по мнению представителей таких организаций, одно из данных ВС РФ разъяснений может увеличить количество споров между участниками рынка.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»:

«Разъяснение ВС РФ о том, что размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт (п. 20 Обзора) означает, что владельцу такого автомобиля при его ремонте у официального дилера придется доплачивать самому, а при ремонте в другом автосервисе, предложенной страховщиком, он лишится гарантии. С нашей точки зрения, это явное ущемление прав страхователей! Следует также принять во внимание и тот факт, что названная выше Единая методика разработана и обновляется самими страховщиками, причем без согласования с общественными организациями страхователей. С учетом того, что техники-эксперты, осуществляющие независимую техническую экспертизу автомобилей, аккредитуются в РСА, можно уверенно говорить о том, что здесь имеет место конфликт интересов. Очевидно, что данная ситуация требует законодательного разрешения».

Документы по теме:

Как действовать, если намечается страховой спор?

Главное – упорно отстаивать свои интересы. Страховые компании хорошо экономят за счёт тех водителей, которые предпочитают стерпеть нарушение, чтобы не тратить время и нервы. Зато они предпочитают не связываться с «клиентами из ада» — людьми, которые терроризируют их претензиями, исками и обещаниями взыскать деньги за всё, включая моральный ущерб. Чем больше от вас «головной боли», тем скорее страховая выплатит сумму реального ущерба. Будьте настойчивы, и почти любой спор закончится вашей победой!

Послесудебный спор

Случается так, что даже после судебного постановления, страховщик не желает возмещать истцу страховые выплаты. Единственный выход в данной ситуации – обращение в службу судебных приставов и взыскание задолженности с их помощью.

Для страховой компании эта ситуация чревата несколькими отрицательными моментами:

  1. Средства будут изъяты приставами в принудительном порядке.
  2. Сумма, подлежащая возмещению, увеличится в разы, поскольку к основной части добавится госпошлина и средства на проведения исполнительных действий.
  3. Во время всего процесса службой приставов будут направляться различные запросы, проводиться проверки.
  4. Репутация страховой компании будет испорчена.

Споры по страховым выплатам ОСАГО — объясняем во всех подробностях

Примерно 80% отказов страховых компаний можно обжаловать в суде и потребовать страховщика возместить не только страховую сумму, но и все дополнительные затраты.

Страховая компания рассчитывает как можно дольше использовать вложенные средства клиента. В то время, как она оттягивает принятие заявления, деньги страхователя направляются на страховые выплаты иных пострадавших, зарплатный проект и на погашение иных финансовых обязательств. Именно поэтому необходимо в любой спорной ситуации опираться на закон, знать свои права и внимательно изучать договор страхования.

Рекомендуем!  Где реально можно оформить электронный полис ОСАГО?