Закон о ремонте вместо выплат по страхованию ОСАГО принят 17 марта 2020 года. Теперь вместо выплат по ОСАГО будет осуществляться ремонт автомобилей по направлению страховой компании. Все плюсы и минусы, а также нюансы и спорные ситуации этого закона в 2020 году мы и рассмотрим в этой статье.

Но для начала немного вводных данных. Закон о ремонте вместо страховой выплаты изначально (в первом чтении) выдвигался депутатами Госдумы в качестве представления альтернативы для страхователя (страхователь — это владелец автомобиля). То есть по выбору именно страхователя должен был быть проведён либо ремонт, либо осуществлена страховая выплата. Однако, уже во втором чтении закон приобрёл иной характер, лишивший большинство автоюристов огромного куска пирога — приоритет будет отдан именно ремонту, а не выплате. Лишь по решению самой страховой компании (страховщика) натуральное возмещение вреда — ремонт — может быть заменён на выплату.

Статья 12 закона об ОСАГО с последними изменениями

Предмет нового закона о ремонте вместо выплаты ОСАГО

Всё очень просто. Новый законопроект вносит в Федеральный закон об ОСАГО изменения. Они коснутся всех статей и пунктов, которые регламентировали только выплату, и теперь будут подразумевать ремонт по ОСАГО.

Статья 12 закона об ОСАГО с последними изменениями

Суть нововведения заключается в том, что теперь страховая за исключением исключений выдаёт направление на ремонт потерпевшей стороне вместо выплаты денег. Нововведение действует только для новых полисов, заключённых после вступления нововведения в законную силу (когда это будет, пока неизвестно, но уже в ближайшем месяце). Также изменения действуют только на физических лиц и легковые автомобили — организации, а также грузовые автомобили, автобусы и мотоциклы всё также будут получать выплаты деньгами.

Рекомендуем!  Что такое электронный полис ОСАГО

При заключении полиса ОСАГО в 2020 году владелец автомобиля уже в полисе будет выбирать сервисный центр из списка доступных, с которыми у страховой заключён договор на ремонт, который его устраивает больше всего, и при обращении в страховую (в случае прямого возмещения убытков) та его направит на ремонт.

Что сказано в законе

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2020 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15. Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом. Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Статья 12 закона об ОСАГО с последними изменениями

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ. При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам. В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

В каких случаях ремонт вместо выплаты не распространяется?

Есть ещё исключения, при которых страховая компания всё же будет обязана произвести выплату, а не направлять на ремонт в автосервис. В таким исключениям относятся:

  • в результате ДТП причинён тяжкий вред здоровью водителя или наступила его смерть;
  • в результате ДТП автомобиль восстановлению не подлежит (полная гибель);
  • в результате ДТП ущерб превысил 400 тысяч рублей;
  • потерпевший в ДТП — инвалид первой или второй группы.

Кроме того, выплата деньгами может быть осуществлена, если страховщик по тем или иным причинам не может организовать ремонт в выбранном владельцем автомобиля автосервисе.

Статья 12 закона об ОСАГО с последними изменениями

Также есть существенный момент: если ближайший автосервис находится дальше 50 км от места жительства владельца автомобиля или места ДТП (по выбору владельца), то также вместо ремонта происходит выплата деньгами. Однако, если страховая компания может организовать транспортировку ремонтируемого автомобиля до автосервиса и обратно, то условие с расстоянием перестаёт действовать.

Кроме того, по согласованию со страховой компанией владелец автомобиля может выбрать автосервис для ремонта не из списка возможных от страховой. Но нужно понимать, что вероятность такого исхода событий крайне низка. Для этого в заявлении на прямое возмещение убытков нужно указать полное наименование сервисного центра, его адрес и платёжные реквизиты. Если вдруг страховая согласится с выбором потерпевшего, то выдаст ему направление на ремонт в выбранном потерпевшим автосервисе и оплатит этот ремонт. То есть, если Вы выберите какой-либо дорогой сервисный центр дилера, то нужно понимать, что выплата всё равно будет рассчитана по единой методике и, скорее всего, будет ниже фактической.

Основные моменты

Закон об обязательном страховании обязывает владельцев транспортных средств страховать существующий риск причинения вреда третьему лицу, независимо от материального положения.

Описание ключевых понятий и основных процедур Которые позволяют защитить права потерпевшего гражданина при аварийной ситуации на дороге
На основании положений закона виновный обязан понести материальную ответственность С целью компенсировать вред, нанесенный здоровью пострадавшего или его собственности
Ответственность определяется и ограничивается специальным типом обязательного страхования Главным документом которого является полис ОСАГО

Контроль наличия полиса осуществляется сотрудниками дорожной службы. После создания всеобщей базы данных страхователей данный вопрос будет контролироваться отдельной государственной структурой.

Недавнее важное изменение Исправление сроков осмотра поврежденного транспортного средства сотрудниками страховых фирм. Ранее страховщики проводили экспертизу повреждений в продолжение 5 дней с момента предъявления машины к осмотру. Сейчас страховые компании должны оценивать ущерб в течение 5 суток с момента подачи заявления о дорожно-транспортном происшествии страховщикам
Ввели запрет на независимую экспертизу В настоящее время такой документ не будет иметь силы
Сроки рассмотрения жалобы увеличили С 5 до 10 дней
Срок действия полиса Не может быть меньше 1 года
Увеличена страховая выплата Она составляет 100 тысяч рублей

В настоящее время не прекращаются споры, касающиеся статей нового закона. Причины дебатов:

  • недостаточная ответственность страховой фирмы за выполнение обязанностей;
  • двоякое толкование некоторых положений закона, что приводит к непонятным ситуациям;
  • использование поддельного полиса ОСАГО;
  • необходимость доплачивать за ремонт пострадавшего транспортного средства за счет финансов потерпевшего.
Трактовка основных понятий И принципы действия документа
Установление условий По которым оформляются страховые документы. Указывается, кто является участниками. В разделе рассматриваются вопросы, касающиеся исчисления страховой выплаты
Кто имеет право на получение страховой выплаты
Определение страхующего лица И особенности деятельности
Полномочия лиц, которые ведут страховую и оценочную работу Устанавливают сумму ущерба, профессиональное объединение страховщиков
Указание типов информационного соглашения В области обязательного страхования владельцев автомобилей

В текущем году за отсутствие полиса выписывают штраф размером 500 рублей. Статьей 17 Федерального закона 40-ФЗ «Об ОСАГО» 2017 года предусмотрена компенсация страховой премии по договору ОСАГО.

Статьей 15 ФЗ 40 «Об ОСАГО» регулируется порядок осуществления обязательного страхования. Статья 11 и 12 предусматривают действия сторон и порядок выплаты компенсации.

Что регулирует норматив

Федеральный закон №40 регулирует вопрос о возникновении ответственности при аварийных ситуациях.

В соответствии с документом виновное в происшествии лицо обязано понести материальную ответственность перед пострадавшим гражданином.

Закон регулирует правоотношения, которые возникают вследствие совершенной аварийной ситуации между гражданами.

Нормативным актом выделяются ситуации, по которым эта норма применяется, и основания по возмещению ущерба потерпевшим.

Действие гражданина по отношению к другому при управлении транспортным средством В результате чего произошло столкновение. При возникновении таких обстоятельств регулятивные положения данного закона вступают в действие
Нормами устанавливается виновник происшествия И производятся компенсационные выплаты с потерпевшими

Согласно закону, ущерб производится как по испорченному имуществу, так и по нанесенным травмам.

Правила страхования

Каждый владелец транспортного средства должен оформить страховку ОСАГО Независимо от его типа
Люди или организации, которые имеют право пользоваться автомобилем Должны быть вписаны в полис в течение 10 дней
Если иностранный гражданин приезжает в Россию на собственном авто Он все равно должен оформить полис

В действующие правила страхования внесли поправки, касающиеся интересов страховых фирм и владельцев авто.

Нововведения касаются тех договоров, которые были заключены после апреля предыдущего года. По новым правилам деньги выплачиваются в таких случаях:

  • автомобиль, пострадавший в аварии, нельзя восстановить;
  • ремонт оценен на сумму выше 400 000 рублей;
  • ущерб нанесли имуществу, которое не касается автомобиля;
  • если ДТП оформлялось без участия сотрудников ГИБДД и ущерб составляет не более 100 тысяч рублей;
  • у автовладельца 1 или 2 группа инвалидности, и он обратился с просьбой выплатить компенсацию на ремонт автомобиля.

Правилами страхования 2020 года предусмотрено личное заполнение электронной формы заявления и личная оплата стоимости полиса.

Для водителей возрастом 22-24 года Со стажем вождении 5-6 лет стоимость полиса возрастет на 55%
Для автомобилистов 25-29 лет И со стажем 5-6 лет увеличится на 31%, со стажем 7-9 лет – на 22%
Для водителей старше 49 лет Д водительским стажем более 14 лет предусмотрена скидка размером 34%

Следующее изменение правил касается лимита выплаты. Если нанесен ущерб жизни или здоровью – 500 тысяч, если имуществу – 400 тысяч рублей.

Разъяснения Верховного суда РФ

В Постановлении Пленума Верховного суда указано, что при возникновении страхового случая пострадавший должен оповестить об этом страховщика в установленный срок и выслать ему заявление с необходимой документацией.

Также следует предоставить пострадавший транспорт к осмотру. Если потерпевший пропускает установленный срок, он согласовывает со страховой компанией новую дату для осмотра авто.

Если же он пропускает и эту дату, то результаты независимой экспертизы (которую он проведет самостоятельно) не примут, размер страхового возмещения не будет установлен.

Изменяются ли полисы ОСАГО?

Да. Они уже изменились с 1 января, и страховые компании продают страховку только с новыми бланками. Изменений немного, но все они достаточно значимые. Давайте рассмотрим их!

QR-код

Самое главное – новый полис ОСАГО 2020 теперь имеет QR-код размерами 2×2 см, что позволяет, во-первых, идентифицировать его как не поддельный, во-вторых, получить базовую информацию о держателе страховки.

Статья 12 закона об ОСАГО с последними изменениями

Так, при сканировании кода (сделать это можно любым смартфоном с установленным приложением) осуществляется переход на сайт Российского союза автостраховщиков, где можно будет узнать информацию о застрахованном водителе. Фактически, это самая базовая информация о владельце ОСАГО – то, что указано на самом полисе:

  • название страховой,
  • идентификационные номера страховки,
  • данные о машине,
  • срок действия заключённого договора ОСАГО.

Это может быть полезно только для определения, настоящий ли перед Вами полис или поддельный. Например, при оформлении ДТП по европротоколу можно будет «пробить» нелиповость полиса. Не значит ли это, что ответственность за пренебрежение такой проверкой в скором времени повесят на водителей, сложный вопрос. Но вполне вероятно.

Полис с QR-кодом можно получить только в офисе страховой – при оформлении электронной страховки Вам на почту придёт обычный бланк.

КБМ

А вот это изменение в ОСАГО 2020 года уже приятнее для водителей, ведь многие из нас уже успели столкнуться со слетевшей скидкой за безаварийную езду из-за несогласованности работы страховых компаний (а, может быть, и элементарного мошенничества с их стороны).

Теперь в новом бланке полиса 2020 года указывается класс на начало действия страховки, а также таблица с классами для каждого из водителей в случае, если полис с ограниченным кругом допущенных лиц, для прозрачности расчёта стоимости страховки. Фото такого нового полиса с таблицей:

Статья 12 закона об ОСАГО с последними изменениями

То есть, зная формулу расчёта класса безаварийности и коэффициенты по региону и другие, Вы сможете проверить, правильно ли Вам посчитали цену страховой премии. Предлагаем ознакомиться со статьёй по наглядному расчёту КБМ.

А на случай, если страховка ОСАГО будет неограниченной, в новом полисе предусмотрено также поле, где указывается класс непосредственно собственника на начало заключения договора.

Вас также заинтересует:

  • Новые тарифы ОСАГО в 2020 году – повышение цен на страховку в таблицах
  • Новые выплаты по европротоколу до 100 тысяч рублей — когда вступят в силу?
  • Европротокол при ДТП в вопросах и ответах

ЭРА-ГЛОНАСС на подмоге у страховщиков

С 1 января 2020 года система экстренного реагирования при авариях сможет сообщать в страховую компанию о произошедшем инциденте. С помощью этой функции у страховщиков появится возможность получать информацию о скорости автомобиля во время удара, VIN-номере транспортного средства, месте и времени ДТП. При этом система не позволит отредактировать данные. Обещают, что такая опция станет подспорьем в оформлении инцидента по европротоколу. Она будет платной, но не обязательной. Со следующего года новые машины станут оснащать обновленными устройствами ЭРА-ГЛОНАСС, а тем, у кого установлены старые терминалы, необходимо будет заключить дополнительный договор с АО ГЛОНАСС и перепрошить устройство.

Увеличение срока рассмотрения претензий страховщиками

При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

Срок рассмотрения претензии, направленной водителем страховой компании из-за недостаточной суммы выплат, увеличен с пяти календарных дней до десяти. На практике это приведет к тому, что получение страховых выплат будет занимать на 5 дней больше.