Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Нет. По состоянию на 06 Октября 2020 года ни один водитель или собственник автомобилей в России не получал штрафа за отсутствие страховки ОСАГО. И, если вы увидите где-либо информацию о том, что кому-то пришло «письмо счастья» – штраф за это, то это не более чем фейк.

Обратите внимание на то, что в сети блуждает якобы фотография, где отображено постановление со штрафом за езду без полиса в размере якобы 500 рублей. Это неправда. Хотя бы, потому что такой санкции именно за отсутствие ОСАГО не существует – наказание предусмотрено статьёй 12.37, частью 2, и штраф ГИБДД составляет 800 рублей.

«Утки» о начале фиксации также периодически опровергали в ГИБДД.

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

ОСАГО для работников такси

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

В том числе могут быть проблемы у владельцев автомобилей такси. Если кто из таксистов не помнит, на данные авто должны оформлять полис ОСАГО по специальным, повышенным тарифам. На практике, правда, многие страховые компании продают автомобилям такси обычные полисы обязательного страхования (например, вбивая госномер авто путем комбинированного набора букв на латинице и на кириллице – в итоге база РСА не находит автомобиль в базе такси и пропускает авто по обычному тарифу ОСАГО для физ. лиц).

Подобное оформление ОСАГО приведет к тому, что камеры ГИБДД могут не найти данные о полисе, что и выльется в получение автовладельцем уведомления об отсутствии страховки.


Когда начнут фиксировать?

Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.

Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.

  • Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2020 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
  • В 2020 году по интернету начали ходить «фейки» в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
  • Такие же публикации облетали интернет в период до 2020 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
  • Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
  • Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
  • Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
  • По состоянию на 06 Октября 2020 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Получил уведомление с камер за отсутствие ОСАГО: что делать?

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Итак, в Москве запустили новую автоматизированную систему проверки полисов ОСАГО. Проверять наличие полисов обязательного страхования автогражданской ответственности будут при помощи дорожных комплексов фото- и видеофиксации. Однако, как предупредили сами создатели, как и любая другая автоматизированная система, новый элемент статистической безопасности не может не иметь изъянов и накладок в работе.

С учетом этих нюансов и был произведен так называемый пилотный запуск проекта. На данном этапе работу системы лишь опробуют. Необходимо обнаружить изъяны ее функционирования, ложные срабатывания камер по выявлению «бесполисников» и выяснить другие нюансы – входят ли они в статистическую погрешность или нужно дорабатывать технологию.

Как известно, апробация системы подразумевает рассылку уведомлений водителям от ГИБДД, однако никаких штрафов при этом выписываться на этот период не будет. В том случае если камеры обнаружат, что полиса нет, водители будут получать только уведомления о необходимости оформить страховку.

И это очень важная ремарка, ведь после начала тестирования (предположительно, тестовый период продлится до ноября) тысячи водителей стали получать уведомления об отсутствии полиса ОСАГО (хорошо, что без штрафов). А некоторые из автомобилистов уже столкнулись с определенными трудностями, с которыми пока не могут разобраться, и считают, что система уже в первые дни дала сбой, хотя на самом деле сами же в этом и виноваты. Но рассмотрим все по порядку.

Как это будет работать?

Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.

Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:

  1. базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
  2. базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
  3. ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.

Для водителя же всё выглядит предельно просто, также как и со штрафами, к примеру, за превышение скорости, красный сигнал светофора, пешехода и другими:

  1. если у вас не оформлена страховка ОСАГО, и вы проезжаете под камерой, например, в Москве, то последняя считывает ваш госномер,
  2. информация проходит по базам данных по вышеописанной схеме, и, если по номеру авто отсутствуют данные о наличии полиса, то водителю отправляется штраф,
  3. вам он приходит через некоторое время по почте в виде копии постановления.

Вас также заинтересует:

  • Можно ли оплатить штраф со скидкой, если он отображается без скидки?
  • Через сколько приходят штрафы ГИБДД с камер?
  • Регистрация прицепа в ГИБДД: как поставить на учёт, сколько стоит и какие документы?

Сколько раз в сутки?

Ранее сообщалось о том, что штрафы с камер, фиксирующих отсутствие ОСАГО, будут настроены так, что на владельца не будет выписано более одного постановления в день.

Однако, согласно последним новостям, такую инициативу отменили. Вероятно, из-за отсутствия технической возможности или нежелания её внедрять по отдельному ограничению частоты выписывания штрафов.

Принцип работы видеокамер

Сегодня камеры на ОСАГО работают только в комплекте с системой наблюдения «Автодория», которая устанавливается на столбах вдоль автодорог. Для того чтобы проверить отсутствие полиса «автогражданки», система осуществляет следующие действия:

  • считывает номерной знак автомобиля;
  • заносит сведения в общую базу данных;
  • обрабатывает их и анализирует информацию о данном автомобиле и его собственнике с использованием информации, содержащейся в базах РСА и ГИБДД;
  • устанавливает наличие полиса, зарегистрированного на имя водителя;
  • при его отсутствии передает сведения в ГИБДД.

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

На основании данных видеонаблюдения уполномоченные специалисты решают вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Помимо выявления незастрахованных автовладельцев, система будет выявлять фальсифицированные полисы. Добавление в функционал камеры такой опции объясняется тем, что с распространением электронного страхования возросло количество мошенников. Как правило, схема обмана одна и та же.

Представитель несуществующей страховой компании связывается с водителем по телефону или электронной почте и предлагает в режиме онлайн заключить договор ОСАГО. Некоторые доверчивые граждане соглашаются, платят за услугу через электронный кошелек или интернет-банк, получают на имейл поддельный бланк полиса и ездят с ним, ничего не подозревая.

Собственник автомобиля должен лично проверять подлинность таких бумаг через базы данных РСА или ГИБДД, однако делают это далеко не все.

Где стоят и какие камеры?

Традиционно новую систему контроля начнут запускать в пилотных городах, в которых и ранее тестировали новые технические возможности в административной среде:

  • в Москве камеры на ОСАГО начнут проверять в первую очередь,
  • далее после первых тестов фиксацию расширят на Санкт-Петербург,
  • Казань (Татарстан),
  • и Ленинградскую область.

Что касается конкретных адресов и участков дорог видеофиксации отсутствия страховки, то о них по понятным причинам не сообщается. Ведь водители без полисов в таком случае не будут проезжать под камерами и соваться на такие участки.

Что касается самих дорожных камер, то официальных данных также пока нет, какие именно комплексы будут штрафовать водителей. Но с большой долей вероятности это будут Автодории. Вот так они выглядят на дорогах:

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Как раз эти комплексы установлены в перечисленных выше пилотных регионах. Места их установки легко определяют радар-детекторы в функцией GPS.

Как проверить действительность полиса ОСАГО?

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Также можно проверить полис ОСАГО на официальном сайте РСА. В том числе водитель может обратиться в страховую компанию по месту приобретения полиса ОСАГО или в любой филиал компании-страховщика, для того чтобы установить действительность полиса ОСАГО или его достоверность. Второй вариант, на наш взгляд, предпочтительнее. Таким образом, вы убедитесь, что данные в систему вбиты корректно и они фактические.

Какие штрафы в 2024 года?

На сегодняшний день официальный штраф за отсутствие ОСАГО составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ. Санкция выписывается в 2 случаях:

  • если владелец не застраховал свою гражданскую ответственность в принципе,
  • за управление без страховки.

Причём, данный штраф можно оплатить со скидкой 50% в размере 400 рублей в течение 20 дней со дня вынесения постановления либо позже, если письмо счастья вам пришло несвоевременно.

Помимо этого, есть ещё 2 наказания касательно страховки:

  • 500 рублей по части 1 статьи 12.37, если вы не вписаны в действующий полис ОСАГО, а сам договор на автомобиль, на котором вы едете, заключен, а также если закончился период использования транспортного средства,
  • предупреждение или те же 500 рублей штрафа, если вы забыли полис дома – в случае, если вы его приобретали не в электронном виде (в последнем случае можно показать его на экране смартфона или распечатку).

Ошибки на миллионы

Ранее РСА заявлял, что тестирование системы началось, и стали известны предварительные результаты: из 4,5 млн автомобилей, попавших в поле зрения дорожных камер в течение дня, только у 6% не было полиса. Исполнительный директор Союза Евгений Уфимцев, основываясь на московских результатах, поспешил сделать глобальный вывод: 4–5 млн водителей по всей России ездят без полисов ОСАГО. Тем не менее в РСА признают, что в базе может быть небольшой процент «грязи» — ошибок.

ОСАГО

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

Не всё так гладко и с федеральной информационной системой (ФИС) — из-за ошибки в ходе слияния баз данных Госавтоинспекция не смогла вынести более 5,4 млн штрафов. Оказалось, адреса некоторых водителей были указаны некорректно или не указаны вообще.

Страховка в фокусе: как камеры будут проверять наличие ОСАГО

ОСАГО, которое мы не ждали: как изменится добровольное страхование

Когда камеры будут штрафовать за отсутствие ОСАГО, какой выпишут штраф и как изменится цена полиса

Готовность камер к фиксации нарушений

Вождение автомобиля без полиса ОСАГО является административным правонарушением. Камеры видео- и фотофиксации уже начали осуществлять онлайн-проверку наличия страховки. Официальная информация об этом нововведении подтверждена Центром организации дорожного движения Москвы и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Отсутствие ОСАГО станет причиной вынесения органами МВД постановления об административном штрафе.

РСА подтвердил 100% готовность к старту данной программы. По статистике этого ведомства, 6 % жителей и гостей столицы сегодня ездят без автогражданки, а часть водителей ездят с поддельными полисом и таким автовладельцам тоже будет приходить штраф. Эксперты в сфере страхования уже подсчитывают прибыли в масштабах страны, ведь порядка 4 млн автовладельцев осознанно нарушают закон о безопасности дорожном движении, не оформляя обязательный для всех водителей полис.

Камеры начали проверять ОСАГО. Что нужно об этом знать (Autonews.ru)

Какие камеры научились проверять наличие полисов ОСАГО, когда начнут рассылать штрафы, могут ли наказать того, кто только купил автомобиль, и что делать, если постановление выписано ошибочно.

Столичные камеры видеофиксации нарушений начали проверять наличие действующих полисов ОСАГО. Проект запущен в тестовом режиме, поэтому первое время штрафовать за езду без ОСАГО с помощью камер не будут. Собственники автомобилей без полисов получат уведомления о нарушении с предложением оформить страховку.

Насколько актуальна проблема

По данным РСА, от 5 до 10% автомобилей в стране не имеют действующих полисов ОСАГО, то есть от 2 млн до 4 млн машин ездят без обязательной страховки. Ранее в РСА заявляли, что без страховки ездит 2,8 млн водителей. Тестовые пуски системы, которые проходили в Москве с конца мая, показали, что ОСАГО не имеет 7% машин.

«В Московском регионе было выявлено 730 тыс. нарушителей без ОСАГО. Спустя 20 дней мы повторно проверили всех этих водителей. Отклонение по цифрам было единичным, это означает, что лишь немногие из них купили полис ОСАГО за это время», – объяснил президент РСА Игорь Юргенс. Письма с предупреждениями пока были разосланы только 5,5 тыс. нарушителей, данные которых проверялись несколько месяцев.

Сколько камер задействовано

Уже на этапе тестирования новой системы в Москве были задействованы все работающие комплексы фиксации нарушений правил дорожного движения. «Фиксируют все камеры Москвы. Не какие-то отдельные, а все», – подчеркнул исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. По данным открытой карты размещения камер ГИБДД в Москве, включая Троицкий и Новомосковский административные округа, а также г. Зеленоград, работают 2800 комплексов фиксации нарушений.

На запрос Autonews.ru в пресс-службе ЦОДД пояснили, что технических ограничений по работе с системой контроля полисов ОСАГО нет. В организации подтвердили, что камеры на столичных улицах и системы фиксации являются многофункциональными и способны одновременно обрабатывать несколько видов нарушений или проверок.

Зачем нужен пробный период

Если технически работа системы за полтора года тестов отлажена полностью, то в базах данных страховщиков по-прежнему могут содержаться неточности или дублирующие друг друга записи, признают в РСА. Именно поэтому первое время система будет отправлять нарушителям не штрафы, а письма-оповещения, что оградит автомобилистов от получения ошибочных наказаний и даст им возможность исправить неточности у своего страхового агента.

«Многие люди не обращают внимания на все цифры, которые написаны в полисе: госномер, VIN и прочие данные. Из-за простой ошибки система может выдать ответ, что на конкретный автомобиль полиса нет. Чтобы эти вещи исправить, мы предложили на три месяца сделать пилотный проект, когда человеку просто приходит письмо с уведомлением, чтобы была возможность обратиться в страховую компанию, проверить полис, правильно ли вписаны все данные», – объяснил Евгений Уфимцев.

Когда и где начнут выписывать штрафы

Присылать настоящие штрафы автомобилистам начнут через три месяца после начала пробного периода, то есть в ноябре. Пока система работает только в Москве, но может отслеживать автомобильные номера любых регионов и будет рассылать штрафные постановления вне зависимости от прописки автомобиля и его владельца. В перспективе такая же система заработает в Казани, а потом и в других крупных городах.

Штрафные извещения на каждый незастрахованный автомобиль будут приходить не чаще одного раза в день, даже если нарушитель многократно попадет в поле зрения камер. Отправка штрафа не означает «легализации» нарушителя – продолжающий ездить без полиса ОСАГО собственник автомобиля будет получать постановления ежедневно.

Что с 10-дневным сроком

Тот, кто только купил автомобиль, обязан оформить машину на себя в течение 10 дней, а до истечения этого срока имеет законное право ездить без полиса ОСАГО. Чтобы избежать ситуации, при которой бывший собственник получает штраф за отсутствие полиса, в РСА установили режим двойной проверки, когда наличие полиса проверяется дважды в течение 10 дней.

Евгений Уфимцев из РСА называет это алгоритмом последующей проверки: «Сегодня фиксируется нарушение, точнее, факт проезда машины, а запрос на предмет наличия полиса осуществляется через 10 дней. Если на 11-й день в системе не появился полис, значит будет штраф». Таким образом, штрафную квитанцию нарушитель получит не раньше чем через 11 дней после первой фиксации нарушения, но 20-дневный срок, в течение которого штраф можно заплатить с 50-процентной скидкой, будет отсчитываться именно с момента выписки постановления, а не первой фиксации проезда.

Какой штраф за езду без ОСАГО

Штраф за езду без оформленного полиса ОСАГО в России составляет 800 руб., однако в течение 20 дней со дня вынесения постановления его можно оплатить со скидкой в 50 процентов. Кроме того, автовладельца можно наказать на 500 руб. в случае с сезонным полисом за езду в период, когда полис не действует, либо при управлении машиной водителем, не вписанным в страховку.

В прошлом году депутат «Единой России» Сергей Вострецов внес в Думу законопроект об увеличении штрафа за езду без полиса ОСАГО до 5000 руб. для любых видов страховых нарушений. Еще раньше глава РСА Игорь Юргенс предлагал увеличить штраф за езду без ОСАГО до 8000 рублей.

За повышение штрафа также высказывался замминистра финансов Алексей Моисеев. А в июне парламент Кабардино-Балкарской Республики внес в Думу законопроект, который предлагает штраф до 5000 руб. или лишение прав на срок до шести месяцев за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО.

Что делать с ошибочными штрафами

Ежедневно в России заключается 250 тыс. новых договоров ОСАГО, и в РСА признают, что при пополнении баз данных возможны неточности и ошибки. Если автовладелец получит неправомерный штраф, ему следует обратиться в свою страховую компанию либо позвонить на горячую линию РСА по федеральному номеру или московскому (495) 641-27-85. После исправления всех неточностей в базах данных штраф должны отменить.

Что мешало запустить систему контроля раньше

Еще в 2005 г. постановление правительства №567 обязало ГИБДД и РСА предоставлять друг другу информацию для работы системы ОСАГО, но наладить единую базу данных ведомства не могли много лет. Как объяснил корреспонденту Autonews.ru Евгений Уфимцев, наладить полноценный обмен мешали огромные объемы информации.

В марте прошлого года РСА и ГИБДД смогли наконец наладить электронное взаимодействие между своими базами данных, а два месяца спустя впервые опробовали систему контроля в действии. В опытном режиме она проработала целый год, в течение которого страховщики исправляли ошибки и неточности в базах данных. В столичном ЦОДД уточнили, что технически все было готово еще летом прошлого года и запуск системы в эксплуатацию зависел только от согласованности действий ГИБДД и РСА.

Рекомендуем!  Процент за просрочку выплаты страхового возмещения ОСАГО: рассматриваем вместе