Треть россиян планируют отказаться от ОСАГО из-за подорожания
Содержание:
В 2020 году у российской «автогражданки» юбилей — 15 лет. Срок немалый, детские болезни давно можно было излечить, но водители по-прежнему жалуются. Если раньше они сетовали на мизерные страховые компенсации, то сейчас во многих регионах другая проблема — трудно купить полис.
Чаще всего это происходит в тех областях, которые сами страховщики прозвали «токсичными» - именно там значительные выплаты делают страховую деятельность нерентабельной. Вот страховщики и стараются минимизировать выдачу полисов в этих регионах. А полис на мотоцикл, такси или автобус-маршрутку сложно приобрести в большинстве регионов — практически во всей стране.
Бег по кругу
Казалось бы, решение проблемы найдено — это электронный полис е‑ОСАГО, выдача которого стала обязательной с 2017 года. Более того, специально для беспроблемного получения полиса придумали систему е‑Гарант: если при оформлении документа возникли сложности, клиента автоматически переводят на сайт РСА (Российская ассоциация страховщиков), где он будет переадресован в компанию, с которой проблем не должно быть.
Ради эксперимента ввожу данные машины из Волгоградской области, которую так не любят страховщики. На этапе сверки данных возникают сложности, меня просят прислать сканы документов. Отправляю их, но искусственный разум переводит меня на сайт РСА. Отлично, теперь меня должны направить к надежному партнеру. Увы, тот опять перекидывает меня в РСА… Цикл бесконечный и бессмысленный!
Почему ОСАГО остается одной из основных проблем российского рынка страхования
Страховые компании уверяют, что ОСАГО приносит им одни убытки. Некоторые их них, например, Allianz и «ВТБ страхование», приняли решение покинуть этот рынок. Другим страховщикам потребовались серьезные финансовые вливания. Сложившаяся ситуация может и вовсе закончиться крахом всей системы обязательного автострахования. При этом некоторые эксперты считают главной причиной происходящего непомерную жадность страховщиков.
Разница в степени убыточности
Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс
, общие выплаты по ОСАГО в I квартале на 22% превысили собранные премии, причем в некоторых регионах разрыв составляет 150%. Этот результат включает все выплаты страховщика: не только страховое возмещение, но и расходы на ведение дел. Без них собственно страховые выплаты составили 97% собранных премий.
Управляющий директор «Эксперт РА» по страховым рейтингам Алексей Янин
отмечает, что сегодня все страховщики испытывают трудности с ОСАГО. Возникает только разница в степени убыточности. По словам эксперта, лучше всех чувствуют себя страховые компании, которые ведут бизнес в крупных городах. «В целом это выбор между более-менее терпимым, плохим и очень плохим», — полагает Янин.
Гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов
также считает, что в I квартале ситуация действительно хуже, чем в прошлом году. И пока эксперты не предвидят никаких улучшений на этом рынке.
Соблюсти нулевой баланс
В марте этого года ЦБ изменил формулу расчета соотношения капитала страховщиков и принятых ими на себя страховых обязательств. Пересчет оказался болезненным для страховщиков с большой долей ОСАГО. В результате «Росгосстрах» резко сократил долю на рынке ОСАГО (ниже 20%). Но это не помогло, и крупнейшей компании потребовались дополнительные средства. Теперь «Росгосстрах» ставит задачу соблюсти хотя бы нулевой баланс между убытками по ОСАГО и прибылью по другим видам страхования.
По словам гендиректора ГСК «Югория» Алексея Охлопкова
, раньше «Росгосстрах» абсорбировал убыточных клиентов. Теперь эти обязательства легли на страховые компании. И это оказалось для многих непосильной ношей.
В единстве сила?
В этой ситуации компании предпочли объединяться. Как стало недавно известно, подконтрольная Борису Йордану
группа «Ренессанс страхование» договорилась о слиянии со страховыми активами негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», которое контролируется «Российскими железными дорогами».
СМИ сообщают, что сделка находится в финальной стадии, но пока еще не подписана. Эксперты поясняют: для Йордана это возможность получить новые качественные активы на балансе «Ренессанса». Для НПФ — шанс на долю в хорошей страховой компании с грамотным топ-менеджментом.
В тоже время необходимо учитывать, что положение самого «Ренессанс страхования» также далеко от идеального. Чистая прибыль группы в 2020 году упала более чем в четыре раза по МСФО, до 0,6 млрд рублей. А большую часть портфеля компании занимает автострахование — КАСКО (сборы 1,7 млрд руб. за I квартал , доля рынка КАСКО — 4,7%, 8-е место по сборам) и ОСАГО (1,1 млрд руб., доля рынка 2,4%, 9-е место по сборам).
Так что насколько это слияние ответит чаяниям руководителей компаний, сказать сегодня достаточно сложно. Не станет ли это «союзом лузеров»?
Собрать побольше – выплатить поменьше?
ОСАГО успешно функционирует во многих развитых странах. Так почему же с ней возникли проблемы в России? Ряд экспертов считают — с самого начала система ОСАГО стала давать сбои, так как страховые компании решили, что должны немедленно получать сверхдоходы за счет разницы между сборами и выплатами.
Логика проста — чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль. Так, в 2003 году, в первый год действия ОСАГО, страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а заплатили лишь 1,1 млрд. Но по закону об ОСАГО страховщики должны направлять на выплаты автовладельцам и пострадавшим в ДТП пешеходам не менее 80% сборов. На деле же выходило порядка 50%: за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили только 670 млрд рублей, вместо положенного по закону 1 триллиона рублей.
Помимо этого, существовали многочисленные возможности сократить положенные выплаты. Например, привлечение к расчету ущерба карманных экспертов, отказ компенсировать утрату товарной стоимости. К особо изощренным способам можно отнести перенос центров урегулирования убытков в такие удаленные места, куда человеку как можно сложнее было добраться и получить выплату.
На слуху и множество других попыток страховщиков «срубить» лишнего с клиентов. Например, навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО, отказ в заключение договора тем, кто отказывается купить дополнительные услуги у страховой компании и т.п.
К большому разочарованию страховых компаний, многие автомобилисты, пытаясь защитить свои права, стали обращаться в суды и выигрывали их. При этом по признанию самих граждан, если бы компании выплатили сразу адекватную сумму, то не потеряли бы гораздо большую. В интернете нетрудно найти массу таких рассказов. Например, после судов одному из автовладельцев компания заплатила вместо 45 тысяч рублей более 150 тысяч. Пользователь делает вывод о том, что жадность страховых компаний и привела к их убыточности. Эта точка зрения также имеет право на существование.
Тревожные перспективы
Чтобы стабилизировать ситуацию на страховом рынке, были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натуральных выплат над денежными (28 апреля они вступили в силу). Таким образом, возмещение ущерба теперь будет осуществляться в виде ремонта автомобиля. По идее, новые правила должны позволить максимально обезопасить автовладельцев: качественную услугу они получат в сертифицированных центрах, которые будут проходить специальную проверку.
Но, по мнению автоюриста Сергей Радько
, ничего хорошего эти поправки не принесут. Неясно, например, какое количество сервисов будет соответствовать заявленным требованиям. Эксперт считает, что поправки защищают в итоге интересы страховых компаний, а не граждан.
Как будет развиваться дальше ситуация с ОСАГО, сказать достаточно сложно. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина
говорит, что если не принять дополнительных мер, в 2020 году может возникнуть убыточность в целом отрасли ОСАГО. При этом какие меры необходимо предпринять, чиновник не уточняет.
В свою очередь эксперты полагают: в случае ухудшения ситуации, государство вполне может и отменить обязательное страхование автогражданки. Но также вероятно, что и автовладельцы начнут массово отказываться от покупки полисов ОСАГО. Им эта система становится просто не выгодной.
Оформление в Интернете занимает 10 минут
Выход видится один – оформление электронных полисов. По данным Росгосстраха, наш регион находится на четвертом месте в стране по объему полисов, проданных через сайт (rgs.ru). В 2016 году оформлено 855 таких документов. Электронный полис имеет ту же юридическую силу, что и бумажный.
В ТЕМУ |
По информации областного УГИБДД, отсутствие полиса ОСАГО грозит штрафом в 800 рублей. В январе дорожные полицейские составили 842 протокола по этому поводу, а в том же месяце прошлого года – 413. Рост более чем в два раза налицо. |
Водитель с 10-летним стажем Евгений Ларионов рассказывает, что на оформление электронного полиса на прошлой неделе потратил всего 10 минут. Оплатил полис с помощью банковской карты. Цена, по его словам, та же, что на обычный, с сохранением коэффициента бонус-малус. Документ можно распечатать или предъявлять в электронном виде через специальное приложение на смартфоне.
Вот только с Интернетом дружит не каждый житель региона. Да и сильны в народе консервативно-ретроградские стереотипы, заставляющие сомневаться в технических новинках, а особенно полагаться на них в общении с дорожными полицейскими: бумажка-то надежнее! К тому же некоторые стоявшие в очередях страховых компаний утверждали, что не пользуются гаджетами для оформления полиса ОСАГО из-за боязни нестыковок, технологических сбоев, от которых тоже никто не застрахован.
Ожидать ли изменений к лучшему
Замена денежных выплат ремонтом – тоже своего рода навязывание услуги, качество которой пока ничем не гарантировано. В прошлом году РСА установил порог продаж полисов в убыточных регионах (не более 20%), но их все равно не стало больше. При этом такое решение выгодно лидеру рынка (читай – монополисту) – Росгосстраху. Ситуация исправляется очень медленно, и пока автовладельцам остается лишь задаваться вопросом, что делать в 2020 году со страховкой, и когда прекратится беспредел страховых компаний по ОСАГО?
В действующем законе об ОСАГО без юридической подготовки разобраться сложно.
Сам факт обязательности страхования воспринимается как навязанная государством услуга безо всякой возможности апелляции.
Пользуясь безграмотностью населения, страховые компании продолжают его бессовестно грабить, навязывая никому не нужные продукты и обделяя в страховых выплатах.
Если изучить последние отзывы о беспределе в страховых компаниях по ОСАГО в 2020 году, можно сделать весьма неприятные выводы. Страховщики используют любую возможность, любой предлог, чтобы минимизировать собственные риски и затраты, увеличивая доходы за счет клиентов.
Буквально за 2 года стоимость ОСАГО выросла на 40%. Да, поднялись размеры страховых выплат, но для основной массы добросовестных водителей ничего не изменилось. Они не попадают в ДТП десятилетиями, а вынуждены платить каждый год. Когда закончатся бардак и проблемы с ОСАГО – в 2020 году или позже, никто не знает.
Согласно закону, действия, направленные на получение выплат и компенсацию ущерба, по-прежнему инициируются пострадавшей стороной. А если она не в состоянии этого сделать?
С другой стороны, есть и позитивные сдвиги. Раньше страховая была обязана провести осмотр ТС в течение 5 дней со дня его подачи на осмотр. Теперь компания обязана осмотреть поврежденный автомобиль в тот же срок, но с момента подачи документов на выплату. Это существенно экономит время страхователя.
Также выросла сумма выплат по Европротоколу (до 100 тыс. рублей, а с 1.10.19 в некоторых случаях и до 400 тыс. рублей). Но владелец авто до сих пор может не рассчитывать на компенсацию, если не предоставил ТС на осмотр в указанные сроки. Экспертизу иногда приходится проходить повторно, поскольку экспертиза, проведенная без участия представителей страховщика, не учитывается. Все это оттягивает срок страховой выплаты.
И еще один спорный момент. Начиная с января текущего года, больше не существует возможности обратиться в страховую компанию виновника с целью получить компенсацию. Этот вопрос теперь решается исключительно через собственную страховую. В меньшую сторону изменен и предельный процент по износу авто (с 80 до 50%). Одним словом, не все, что происходит со страховками ОСАГО в 2020 году, дает надежду на позитивные изменения.
Что такое е-ОСАГО?
Многие автовладельцы до конца не понимают, что из себя представляют е-услуги по автогражданскому страхованию, в особенности, какой юридический статус имеют эти документы. С недоверием к возможности электронного страхования автомобиля относятся люди старшего возраста (как правило, от 45 лет). У них возникает множество вопросов: что такое электронный полис ОСАГО? Требуется ли его бумажная версия? Можно ли вообще назвать е-ОСАГО документом?
Е-ОСАГО – это электронная версия полиса ОСАГО. Его можно оформить через интернет на официальном сайте страховщика прямо у себя дома. Такой вид страховки подойдет идеально тем людям, которые проживают на большом расстоянии от страховых компаний.
Справка. Согласно п. 7.2 ст. 15 закона «Об ОСАГО», все страховые компании, которые имеют лицензию, должны по закону предоставлять возможность оформить полис ОСАГО через интернет.
Кроме того, электронный полис ОСАГО обладает рядом особенностей:
- у него нет бумажного дубликата, такой полис может существовать только в виртуальном мире (как выглядит такой документ?);
- если водитель будет держать при себе ксерокопию электронного полиса, то эта бумага не будет обладать юридической силой (как правильно пользоваться е-ОСАГО?);
- для подтверждения полиса е-ОСАГО нужно будет обратиться к специальной базе данных.
По сути, электронный полис ОСАГО можно сравнить с деньгами на банковской карте: его не видно, но он существует.
Обязательно поделитесь с друзьями!