Как показывает практика, нарушителем ПДД можно стать не только по собственной невнимательности, но и по невнимательности или откровенном пофигизме тех людей, которые занимаются безопасностью дорожного движения. Одни (сотрудники администрации муниципального образования) устанавливают знаки в кусты, ветки деревьев, на непрочные “опоры”, которые в скором времени просто падают, и на другие позиции, где они будут невидимы невооруженным взглядом, вторые (сотрудники ГИБДД) выполняют свою работу, штрафуя нарушителей правил дорожного движения, и им абсолютно все равно на то, что знак объективно не виден. Нарушение есть? Пройдемте!
Если машину эвакуировали из-под знака “остановка запрещена”, который не было видно
Так тоже часто бывает. Водитель выезжал со второстепенной дороги, а “установщики” знаков не заметили, что с этой позиции знак “остановка запрещена” будет не виден. И решили благополучно его поставить. Вы выехали, остановились, покинули авто, а по возвращении обнаружили, что его нет.
По сути порядок действий по съемке тот же самый, что описан в самом начале статьи. Не забудьте зафиксировать откуда вы двигались и факт “невидимости” знака именно с той позиции. Далее убеждаетесь, что ваш авто действительно был эвакуирован, забираете в ГИБДД все документы (заполняете их так же, как указано выше) и готовитесь к обжалованию эвакуации авто из-под знака “остановка запрещена”, которого не было видно.
Можно ли оспорить штраф за нарушение из-за знака, которого не было видно
Очень часто в крупных городах автомобилисты паркуют автомобиль в неположенном месте. Такое нарушение не только распространенное, но и многогранное. С одной из граней мы и познакомимся.
Речь идет о таких ситуациях, когда автомобилист на 100% не виноват. Представим случай — водитель ехал по дороге и решил припарковать автомобиль — поблизости не было никаких запрещающих знаков и табличек. После совершения всех дел он вернулся на место и обнаружил, что его машины нет, увез эвакуатор. Дело вот в чем — очень часто в крупных городах на местах, где запрещена остановка и стоянка, действительно, устанавливают знаки. Но они бывают скрыты за деревьями или другими объектами возле дороги. Кроме того, знак может отвернуть или завалить от ветра, если он не всегда надежно установлен. Вариантов может быть много, но суть одна — водитель поставил автомобиль в место, где это запрещено делать, но, фактически, он не был предупрежден и проинформирован о запрете. Что делать в подобном случае?
Проблема распространена в большей мере в случаях с парковкой, но с такими же ситуациями водитель может столкнуться и при превышении скорости, движении по односторонней дороге. К сожалению, бремя сбора доказательств, в таких случаях, ложится на плечи водителя. Некоторые настойчивые доходят до конца, а вернее, до суда. Подобное дело в апреле этого года рассматривал Верховный суд. Жительница Москвы нарушила требования, которые предписывала разметка и дорожные знаки, и получила штраф в размере 3 000 рублей. Она припарковала автомобиль в месте, где это не было разрешено, а уже через некоторое время получила письмо с постановлением.
Единственный нюанс, на который указала гражданка — знака, который бы запрещал остановку, в данном месте не было установлено. Точнее, он фактически там был, но его повернуло в противоположную сторону. Соответственно, его действие в таком случае не должно было распространяться на территорию, где припарковалась женщина. Однако, такое нарушение без проблем зафиксировала дорожная камера — на основании этих данных автомобилистку привлекли к административной ответственности. Гражданка пыталась обжаловать данное постановление. Для этого она направила жалобу в инспекцию, но не получила положительного результата — постановление оставили в силе. После этого она обратилась в районный и городской суд. Все эти процедуры тоже не увенчались успехом. Единственная инстанция, которая встала на сторону женщины, Верховный суд.
Как удалось доказать невиновность. В Верховном суде указали, что постановление о штрафе было выписано в простом порядке, несмотря на то, что нарушение выявили при помощи комплекса приборов, который может работать только в автоматическом режиме. Сотрудники не проверили, является ли комплекс специальным тех.средством, которое имеет функции фото и видеосъемки.
Заметим, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, обязательными факторами, которые берутся во внимание, является место и время совершения нарушения. Соответственно, любое техническое средство, которое фиксирует данные действия, должно передавать материалы, на которых отражается время и место. Это очень важный параметр при доказательстве вины или невиновности. В конкретном случае этот пункт просто проигнорировали. Вернее, адрес места совершения нарушения указали совершенно другой. Ошибка или нет — судить не нам. Но по адресу, который указали в материалах, действительно имеется знак, который запрещает остановку, чего нельзя сказать о реальном месте, где произошло «правонарушение».
Итог. За невидимый знак водителя вполне могут оштрафовать. Редко кто из автомобилистов может пройти несколько судов и доказать свою невиновность, многие просто оплачивают штраф и забывают о неприятном инциденте.
- Дождь нам только в радость. Тест-драйв SUV-шин Viatti Bosco H/T V-238
Смотреть все фото новости >>
ГОСТ по установке дорожных знаков
А это самое интересное. Чем же вообще регламентируется установка дорожных знаков?
Дорожные знаки устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004. Этот ГОСТ подробно прописывает на каком расстоянии должно быть видны знаки, под каким углом, какого они должны быть размера и как они должны располагаться. Глава №5 ГОСТ Р 52289-2004 полностью посвящена вопросу того, как применяются и где устанавливаются дорожные знаки. Ссылки на этот ГОСТ можно найти в свободном доступе в интернете, там есть довольно много интересных моментов, которые откровенно игнорируют при установке знаков дорожного движения наши чудесные государственные (и не только) органы.
Правила установки знака
Начало действия знака.
Знак устанавливается непосредственно перед участком дороги на которое накладывается ограничение.
Начинает действовать от места установки знака.
Действия знака распространаяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.
Конец действия знака.
Зона действия распространяется до:
- знака
- ближайшего перекрестка за ним,
- в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта.
- действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.
- установкой в конце зоны их действия повторных с табличкой
- установкой в конце зоны их действия повторных с табличкой
Зона действия знаков может быть уменьшена:
- установкой совместно со знаком таблички
- может быть применен совместно с разметкой , при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.
На кого знак не действует.
Действие знаков не распространяется на:
- маршрутные транспортные средства;
Кто отвечает за установку дорожных знаков
Ну и напоследок не менее интересный вопрос – кто вообще отвечает за установку знаков ПДД? Многие подумают, что ГИБДД. А вот и нет! За установку дорожных знаков отвечает либо администрация муниципального образования, либо субъект, в ведении которого находится участок местности, где установлен знак. Естественно, что все дорожные знаки устанавливаются по согласованию с ГИБДД и еще целым рядом государственных органов, но за неправильно установленный знак по шапке получит именно тот, в чьей зоне ответственности он будет находится.
Кстати, установить дорожный знак самостоятельно и без разрешения нельзя. За это предусмотрена административная ответственность, а знак такой будет вне закона, следовательно, требования, предписанные им, не имеют под собой совершенно никаких оснований (ст. 12.33 КоАП РФ).
Знак в кустах
Если знак скрыт кустарником и не читается с дороги, то привлечение водителя к ответственности является незаконным, так как в ГОСТ Р 52289-2004 прямо указано, что «знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т. п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения».
Также можно оспорить привлечение к ответственности за нарушение требования знака, если в результате погодных условий он также нечитаем (например, занесён снегом, загрязнён).
Если же сотрудник полиции всё же настаивает на нарушении вами предписаний знака, который загорожен, вам необходимо, во-первых, с помощью фото или видео зафиксировать расположение знака и предметы, создающие помехи для его прочтения.
Во-вторых, необходимо обязать сотрудника ГИБДД отразить свое несогласие в протоколе и там же потребовать указать все обстоятельства, вызывающие протест. Протокол об административном правонарушении — это важный документ, на основании которого можно обращаться в суд или иные органы власти.
Подобным же образом необходимо действовать, если дорожный знак имеет признаки повреждения, потертости либо вообще его невозможно различить, так как, в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, «расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м», а в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, «поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие».
Таким образом, даже когда знак виден чуть-чуть и выглядывает одним краем за 5-10 метров, он не является действующим. Площадка перед ним должна быть расчищена для обеспечения видимости в 100 м. Сотрудники полиции обязаны сообщить о ситуации дорожным службам, чтобы несоответствия были устранены.
Вопрос-ответ
Кто должен платить штраф, если пассажир в машине не пристегнулся?
Почему новые дорожные знаки остаются незамеченными?
Этим летом в Краснотурьинске изменились схемы пересечения нескольких перекрестков. В каких-то случаях ничего существенно не изменилось – люди и прежде пересекали проезжую часть таким образом, появление знаков стало логически оправданным. Но в каких-то случаях появление новых аншлагов вызвало немало недовольства среди горожан, посчитавших, что это стало затруднять передвижение по улицам.
Согласно постановлениям администрации. Изменились схемы движения на пяти перекрестках.
Перекресток улиц Попова и Фрунзе
Новые знаки появились на улице Фрунзе при движении со стороны улицы Ленина в сторону Попова. С левой полосы разрешено осуществлять движение прямо, влево или разворот, а с правой полосы возможно только движение направо.
Перекресток улиц Попова и Металлургов
Здесь установлены знаки на улице Попова при движении в сторону Заречного района. С левой полосы можно делать поворот налево или разворот, а с правой полосы – движение прямо или поворот направо. При противоположном движении ничего не изменилось.
Перекресток улиц Чкалова и Карла Маркса
На данном перекрестке знаки появились при движении по улице Карла Маркса в сторону ДК БАЗ. С левой полосы разрешено движение прямо, а с правой – движение вправо.
Перекресток улиц Ленина и Металлургов
Новые знаки появились при движении по улице Ленина в обоих направлениях. С левой полосы возможен только поворот налево и разворот, а с правой полосы – движение прямо и поворот направо.
Перекресток улиц Чкалова и Фрунзе
Водителям, следующим в сторону Заречного района, надо быть внимательным, пересекая данный перекресток. На данном участке двигаясь в левом ряду можно сделать только поворот налево или разворот. С правой полосы можно двигаться прямо или поворачивать направо. При движении в сторону городской больницы ничего не поменялось.
По факту водителями многие из знаков остаются незамеченными и они ездят, как привыкли. Но если в случае первых трех перекрестков знаки совпали с тем, как горожане привыкли ездить, то в случае последних двух перекрестков все получилось наоборот. Несмотря на то, что знаки появились здесь еще в середине лета многие автовладельцы ездят по-старому, т. е. проезжают дорогу прямо из левого ряда. А те, кто знаки заметил, отмечают, что они создали немало неудобств: часто правые полосы оказываются занятыми припаркованными машинами, что затрудняет передвижение и создает пробки.
Как сообщает инспектор краснотурьинского отделения ГИБДД Елизавета Пиманкова, уже зафиксировано около 100 нарушений правил дорожного движения по данных знаков. Но не все они облагались штрафами. По ч. 1 ст. 12.16 КоАП за первичное нарушение предусмотрено предупреждение, а вот за повторное – штраф 500 рублей.
– У нас в городе просто так знаки не появляются, – отмечает Елизавета Ивановна. – Если они появились, значит на то была причина. Обычно это связано с частыми ДТП на проблемных участках дороги. Горожанам надо быть внимательнее, ведь в нашем городе все время что-то меняется.
Начальник отдела по ЖКХ транспорту и связи Краснотурьинска Сергей Трифонов говорит, что инициатором изменения схем движения на перекрестках выступило местное отделение ГИБДД. В дальнейшем эти вопросы выносятся на комиссию по безопасности дорожного движения, большинство членов которой проголосовали за организацию движения предложенным образом.
– Знаки предлагались, исходя из специфики перекрестков, – говорит Сергей Владимирович. – Например, на перекрестке улиц Чкалова и Фрунзе транспортный поток выходит в одну полосу, а на перекрестке улиц Ленина и Металлургов идет искривление траектории движения машин и зачастую при пересечении перекрестка происходят ДТП.
Люди говорят: обсуждение знака на перекрестке улиц Ленина и Металлургов
Максим Кобарженко
— Всем на эти знаки глубоко плевать. Вылетают с левой полосы прямо и погнали. Такое ощущение, что знаки просто так стоят. А то, что сделали движение по полосам — так это вообще полный идиотизм. Бывает стоишь в правой полосе, как дурак, когда левая полоса полностью пустая
Ирина Кем
— Перекресток Чкалова-Фрунзе тоже не нужен только поворот налево, там почти все едут прямо.
Вадим Павлов
— В городе больше двух полос в одну сторону нет, я не вижу смысла ставить знаки движения по полосам (это вам не Екатеринбург). Лучше бы за дорожное полотно взялись, а не за эти железки.
Иван Харламов
— Так такие знаки поставили из-за баранов, которые на перекрестке перестраивались.
Роман Феоктистов
— В нашем городе такие знаки не нужны, это маразм! Две полосы, зачем они?
Костя Овчаренко
— Лично я считаю, что у нас в городе очень низкая культура вождения, люди ездят не по правилам и знакам, а по привычке (памяти) что ли. На знаки вообще не смотрят. Редкий случай, чтобы требование знака было соблюдено. А до установки знаков, особенно при движении в сторону площади, практически всех водителей, за редким исключением, не смущало, что он въехал на перекресток будучи в правом ряду, а после проезда оказался в левом, как будто так и должно быть. Ну видишь ты, что перекресток непростой конфигурации – сместись ты вправо, останься на полосе по которой ехал, подумай, что в левом ряду кто-то тоже может ехать прямо. Считаю установку знаков правильным решением, может хоть так до людей дойдет.
Света Шишкина
— Костя, к огромному сожалению, на этом перекрестке (Ленина-Металлургов) как до этого кто как попало ездил, так и сейчас продолжают. Едешь по правой, после перекрестка надеешься перестроиться, думая, что левая полоса должна быть пустая, а просто краем глаза смотришь, что как стоял водитель в левой полосе, так и поехал прямо. Мне вот интересно, если вдруг авария, кто будет виноват? Обоюдно что-ли? Получается, не только за себя думать приходится, а еще и за того парня.
Николай Добров
— Логичнее было бы сделать левую полосу прямо и налево, а правую только направо и изменить чередование движения светофора, вот и все решение.
Мария Клиросова
— Да я из-за водятлов на этом перекрестке перестала совсем там ездить, проще круг дать, чем гадать: в какой бок влетят.
Иван Шульгин
— По поводу этих знаков, наши водители очень любят включать поворотник, когда уже поворачивают. Подъезжая к перекрестку гадаешь, повернет он или нет.
Лариса Пономаренко
— Я за эти знаки! Такие же надо поставить на Ленина-Карпинского.
Sanek 3107
— Хуже стало, особенно когда ставят авто у налоговой. По идее такие знаки в городе не нужны, просто нужно некоторым подучить правила, что если ты едешь в левом ряду до перекрестка, то ты в левом и должен ехать после него.
Татьяна Михайлова (Епанчина)
— Спасибо добреньким дяденькам-водителям, которые, «благодаря» этим новым знакам, меня сначала загонят в эту ловушку у аптеки (а если там припаркованы машины, читай — тупик), а потом великодушно выпускают из нее. Вы — душки.
Анастасия
— Да некоторые водители не смотрят на знаки и едут по старинке. Пару раз чуть бок не помяли, так еще и не стесняются в выражениях.
Ирина Касимовская
— Дурость. На фига он там вообще? Раньше спокойно ехала по левой полосе прямо, теперь перестраиваюсь на правую перед перекрестком, после перекрестка опять на левую. Лишние телодвижения, да и неудобно. А половина еще этот знак и не видели, как ехали раньше, так и едут.
Анна Л
— Надо было левую полосу сделать прямо или налево. Так бы было наверно логичнее. А правая только направо. А то все равно большинство эти знаки не видит. При мне две машины по левой полосе поехали прямо.
Катерина Матвеева (Франк)
— Обычный знак! И на других перекрестках следует сделать также, где машины встают по две на одной полосе. Согласно правилам – левая полоса для поворота налево либо разворота, а правая для движения прямо. Это доказывает, когда на перекрестке, например, Чкалова-Металлургов, встают четыре машины в ряд, тот, кто напротив, поворачивая налево выкручивает руль, а на встречной ближняя к нему машина, чтоб не стукнуть, уходит правее, а в правом ряду машина притормаживает. В случае аварии виноват тот, кто занял левую полосу для проезда прямо. Давайте уже учиться ездить по правилам, а не как хочется! Тогда и ДТП меньше будет.
Катерина Матвеева (Франк)
— Здесь знак установлен не для всех водителей… Где-то сбоку, в траве. Смешно было бы увидеть такой в Екатеринбурге через пять полос. Если стремимся к порядку, то начать бы с установки знаков и правил, вешать знаки над полосами. Возле больницы также, кирпич убрали – знак не заметил, куда хочу, туда и еду.
Сергей Ершов
— Такой же знак Чкалова-Фрунзе. Я не против тупого расположения по полосам, но тогда освободите правую полосу от стоящих машин. Но, честно, поездил по России немало, но такого тупизма в распределении потока по полосам не видел нигде. Одно могу предположить – прославиться чем-то умным не получается, дай-ка таким макаром выделюсь, авось запомнят.
Назначение и особенности знака «Начинающий водитель»
По статистике виновниками 50% аварий на дорогах являются водители-новички. Они еще неуверенно водят машину, плохо маневрируют и медленно реагируют в трудных ситуациях. Начинающими считаются те автомобилисты со стажем вождения менее двух лет.
Знак нужен для того, чтобы другие участники движения видели новичка, не создавали ему помех и стрессовых ситуаций, а также были осторожнее, маневрируя рядом с ним. Восклицательный знак служит предупреждением – от начинающего водителя можно ожидать непредсказуемых действий, резкого торможения, неправильной перестройки, нелогичной парковки.
Многие водители-новички отказываются клеить восклицательный знак в треугольнике на автомобиль. На это есть причины – некоторые опытные водители начинают устраивать чайникам проверки на прочность: обгоняют, подрезают, прижимаются вплотную сзади. Такими действиями они пытаются напугать человека, ввести в ступор. Не стоит обращать внимания на таких “водителей”: нормальный человек не будет самоутверждаться за счет новичка.
Причины появления знака
Знак для водителей-новичков появился 1 марта 2009 года. Главная причина появления этого знака — повышение уровня безопасности на дороге. Неопытные водители попадают в ДТП в два раза чаще, чем водители с большим стажем. Ежегодно растет количество автомобилистов, но качество обучения в автошколах не всегда находится на высоком уровне. Восклицательный знак призывает всех участников движения к внимательности.
Человек, недавно начавший водить машину, сталкивается с проблемами:
- боязнь загруженных трасс, пробки, в которых сложно разъехаться;
- растерянность при попадании в нестандартную ситуацию на дороге. В этом случае новички судорожно перебирают все правила дорожного движения, а если не могут найти нужное, впадают в панику;
- страх помешать другим участникам движения, показаться глупым и неумелым;
- паника при виде дорожных знаков, разметки и конструкций, которые ранее не встречались;
- в большом городе прибавляется еще и проблема ориентации и неумение одновременно вести автомобиль и пользоваться навигатором.
Есть и “особые” водители-новички, которые ничего не боятся и считают себя мастерами. Они уверенно нарушают правила, подрезают других людей и ведут себя так, будто одни на дороге. Как правило, такое вождение заканчивается плачевно.
Ограничения для автомобилиста с малым стажем
Требование прикрепить знак “Неопытный водитель” – не единственное для автолюбителей с малым стажем вождения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.03.2017 водителям со стажем менее двух лет запрещается буксировка транспортных средств, неопытным водителям мотоцикла запрещено возить пассажиров.
Проще говоря, водителю с малым стажем запрещено брать на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей. В остальном, в том числе и по скорости движения, ограничений нет.
Сколько нужно ездить с восклицательным знаком на машине
С 04.04.2017 знак “Начинающий водитель” обязателен при стаже вождения менее двух лет. Новичку необходимо иметь на своей машине этот знак для прохождения техосмотра и регистрации ТС в ГИБДД.
Стаж начисляется с того момента, как человек получил водительское удостоверение. Даже если водитель не купит машину или вообще не будет садиться за руль, спустя два года после получения прав он не будет считаться начинающим. Конечно, такое постановление не совсем справедливо. Но по-другому учитывать стаж и уровень опытности просто невозможно. Водители-новички должны понимать, что реальный опыт вождения намного важнее того, что указано в удостоверении.
Общемировая практика показывает, что двух лет достаточно для того, что человек адаптировался к вождению, научился быстро реагировать в нестандартных ситуациях и не создавать помех на дороге. За это время водитель наберется опыта и станет увереннее. Ну а тот, кто изначально был слишком уверенным в себе, поумерит свой пыл.
Законность штрафа при неубранных временных знаках
Справка! Статья 12.9 КоАП РФ устанавливает санкции за превышение скорости (административные штрафы либо лишение водительских прав).
При наложении штрафа сотрудники ДПС ссылаются именно на эту статью, однако в случае с неубранными временными знаками необходимо тщательно разобраться в конкретном правонарушении. Согласно КоАП, любой проступок рассматривается с точки зрения установленных предписаний. Если предписание неверно или подлежит отмене, то проступок не может считаться правонарушением. В нашем случае временный знак после завершения ремонта утрачивает свое предназначение, а потому не может служить основанием для назначения штрафа.
Важно! В статье 24.5 КоАП напрямую прописаны обстоятельства, согласно которым никто не вправе выносить какие-либо решения по конкретному правонарушению.
Так, рассмотрение административных правонарушений необходимо прекратить в следующих случаях:
- если отсутствует событие правонарушения;
- если отсутствует состав правонарушения.
При переводе с юридического языка на русский выясняется, что событие правонарушения все равно присутствует: водитель проехал на скорости, которая запрещена временным знаком. Чтобы разобраться в том, присутствует ли состав правонарушения, следует определить его компоненты:
- Объект – некие отношения или явления, которые регулируются и охраняются нормативными актами (в том числе КоАП). В нашей ситуации под объектом понимают безопасность дорожного движения.
- Объективная сторона – признаки, согласно которым можно установить факт проступка, выявить результат правонарушения, причинно-следственную связь, мотивы и прочие обстоятельства.
- Субъект – лицо, совершающее правонарушение (водитель).
- Субъективная сторона – степень вины водителя (проступок может быть совершен умышленно или по неосторожности).
Еще по теме: Стоимость получения номеров на машину в 2024 году
Если изучить все эти 4 составляющих компонента правонарушения, то обнаружится, что объекта правонарушения не существует. Временные знаки устанавливают в связи с ремонтом, так как состояние дорожного полотна ухудшается, а это влечет за собой повышение риска ДТП. После ремонта исчезает опасность не справиться с управлением, при этом оставленный знак совершенно не влияет на дорожную обстановку.
Внимание! Если ремонт дороги завершился, то объект правонарушения исчезает, тем самым при превышении указанной скорости водитель не совершает никаких проступков.
При рассмотрении конкретного дела сотрудники ДПС обязаны доказывать все составляющие проступка (кроме субъекта, поскольку он изначально фигурирует в деле как нарушитель). В постановлении обычно указывается фраза «Признать виновным», что является признаком субъективной стороны. Объекта и объективной стороны правонарушения в данном случае не существует, поэтому водитель не может быть привлечен к ответственности.