• 17 Марта, 2020
  • Автомобильное право
  • Андрей хМc

Россия большая, и дорог в ней не счесть. И автомобилей тоже много. Для того чтобы регулировать дорожное движение, существуют правила. Они во всем мире примерно одинаковые. И служат, чтобы запрещать и предписывать ради безопасности водителей и пассажиров. И есть так называемые аксиомы. Одной из аксиом является утверждение, что обгон на мосту запрещен. Все водители об этом слышали, читали, учили в правилах дорожного движения. Но у всех правил бывают исключения и свои нюансы. Об этом и пойдет речь далее. В данной статье будет рассмотрено общее правило, применимое к этой ситуации, нюансы, спорные моменты, ну и, конечно же, немного теоретической базы, чтобы было легко не запутаться в понятиях.

Что такое обгон?

Для того чтобы полностью разобраться в теме, нужно сначала ввести некоторые термины для лучшего понимания общей ситуации. Обгон – это вид движения автомобиля или нескольких автомобилей, который позволяет опередить попутно движущийся автомобиль с выездом либо на встречную полосу движения, либо на попутную полосу. Обгон не стоит путать с опережением. При опережении автомобиль не перестраивается в другую попутную полосу или встречную полосу движения, а опережает движущийся медленнее автомобиль, не сходя со своей полосы.

Рекомендуем!  Что такое дорожные знаки и разметка? Административная ответственность за несоблюдение дорожных знаков и разметки

Но, разумеется, обгон разрешен не всегда. Есть случаи, когда разметка запрещает обгон, а есть случаи, когда он запрещен знаками. Например, на картинке ниже обозначен дорожный знак «Обгон запрещен». Но этот маневр может быть запрещен не только разметкой или знаками. В правилах дорожного движения могут быть прописаны ситуации, в которых запрещен обгон. Например, на мосту.


Знаки, обозначающие мост

Интересный факт – ПДД обгон на мосту запрещает, но специального знака, обозначающего такой запрет или наличие моста, не существует. Есть только табличка 1.9 – разводной мост или знак 1.33 со значением «прочие опасности».

Водитель в первую очередь должен ориентироваться на наличие сплошной разметки.

Следующие признаки отличают мост от других участков дороги:

  • сплошная разметка, ни в коем случае не прерывистая;
  • наличие железных или бетонных перил, разметка на них должны быть вертикальной, с обозначением габаритов моста;
  • большинство мостов проходит над водотоками, значит, ориентироваться можно на табличку с названием реки.

В городе сложно не заметить мост, как правило, это большие сооружения, которые визуально хорошо выделяются. Другое дело – движение за городом со скоростью порядка 90 – 110 км/ч, и небольшой мостик длиной 2 метра. Однако даже при таком небольшом нарушении инспектор ГИБДД выпишет за обгон на мосту штраф, если увидит правонарушение или если оно будет зафиксировано фото- и видео средствами. На встречное движение выезжать в таких случаях нельзя, даже если возникла на трассе необходимость опережать едущий спереди тихоходный транспорт – он может обозначаться специальным знаком, не развивает скорости больше 30 км/ч.

При нарушении п.11.4 ПДД повторно водитель имеет все шансы лишиться доступа к рулю на год.

Что такое мост?

В правилах дорожного движения сказано: обгон на мостах и путепроводах запрещен. Также запрещено обгонять на эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Так гласит пункт 11.4 ПДД. Значит, правила не запрещают обгон на других похожих объектах. Значит, может возникнуть спорная ситуация, в которой сотрудник ДПС будет утверждать, что маневр был совершен на мосту, хотя на самом деле данное сооружение мостом не является. Значит, нужно точно определить, что есть мост, путепровод, эстакада.

Так как темой данной статьи является обгон на мосту, то остановимся именно на этом термине. Сразу оговоримся, что в ПДД четкого определения, что такое мост, нет. Обратимся к словарю. Мост – это комплекс инженерных сооружений, позволяющих осуществлять проезд над чем-либо. Но где он начинается, где заканчивается, не ясно. Значит, нужно обратиться к ГОСТам и СНИПам, которые прописывают характеристики моста. Вот только проблема в том, что мосты все разные, типы разные, назначение разное, соответственно, и ГОСТы все будут разные.

Как показывает практика, мост – это не обязательно только та часть дорожного полотна, что проходит над рекой или пропастью. Мост может начаться гораздо раньше. Но уж точно, согласно ПДД, мост начинается после знака, обозначенного ниже, – после него точно нельзя обгонять. Поэтому каждый водитель должен внимательно смотреть на знаки. Но, к сожалению, многие автомобилисты воспринимают их как «мебель», и даже не замечают, как нарушают правила. А ведь такое нарушение может легко привести к лишению прав управлять транспортным средством.

Размер штрафа

Как узнать, запрещено ли выполнить обгон на подъеме

Основание для вынесения штрафа в 2020 г., как и ранее – пункт 11 Правил Дорожного Движения, где говорится об обгоне, а также содержится полная информация об опережении или встречном разъезде. Обгон является стандартным манёвром, им водители вправе пользоваться, но только при соблюдении предписаний. Тем, кто сомневается, можно ли обгонять на мосту, стоит перечитать п. 11, часть 4. Там прописано, запрещён ли обгон на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях и на мостах.

Ответ однозначен – манёвр запрещается, как и в следующих местах:

  • нерегулируемые перекрёстки, при езде не по главной дороге;
  • регулируемые перекрёстки;
  • на опасных поворотах;
  • переезды через пути железнодорожного сообщения, а также за 100 метров до них;
  • пешеходные переходы;
  • в конце подъёма;
  • в местах с ограниченной видимостью.

На мосту недопустимо совершать обгон и выезд на полосу встречного движения.

Правила логически обоснованы – на мосту видимость может быть хорошей, но при аварии машины рискуют упасть в воду или на других участников дорожного движения (при падении с моста, расположенного над автострадой). Количество жертв может увеличиться.

Тем, кто сомневается, разрешён ли обгон ТС на мосту, следует подумать о водителе, сидящем за рулём едущего навстречу транспорта. В случае опасности ему некуда будет совершить манёвр, у него не будет никаких шансов уйти от столкновения. В местах с ограниченным пространством – на мостах, туннелях, нельзя осуществлять езду задним ходом, даже при одностороннем движении.

Карается обгон на мосту лишением прав или штрафом:

  1. За первичное нарушение – 5 000 р. или изъятие удостоверения от 4 месяцев до полугода.
  2. При повторном лихачестве – денежная санкция в размере 5 000 р. и изъятие прав на один год.

Штраф за обгон на мосту выпишут на основании КоАП РФ, 12.15, ч. 4 или, при «рецидиве» – 12.5, ч.5.

Правила дорожного движения содержат в пункте 11 исчерпывающую информацию об обгоне:

  • когда водитель вправе производить такой манёвр;
  • требования к обгоняемому – он не должен создавать помех транспортному средству, решившему обогнать его.

Нарушение правил, оговаривающих обгон, всегда рассматривается по ст. 12.15 КоАП РФ, но применяются разные части этой главы, где предусмотрены наказания:

  • строже – при совершении манёвра в запрещённой зоне или выезде на встречную полосу через сплошную разметку;
  • мягче – при обгоне по территории обочины или при выезде на встречное движение через прерывистую линию.

При совершении обгона нужно быть предельно внимательным, учесть место манёвра, видимость, расположенные рядом дорожные знаки.

Санкции за нарушение

Автолюбители порой ездят по 10-20 лет и при этом умудряются не знать элементарных правил. Иногда даже не знают основные аксиомы ПДД, а потом удивляются, что им выписывают штрафы и лишают прав. Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Согласно ПДД, обгон на мосту запрещен. Это нужно четко уяснить и запомнить. За нарушение этого правила, как и за нарушения других предписаний, предусмотрена своя мера ответственности. Санкции в нашей стране разные, поэтому автолюбители должны знать, какой штраф за обгон на мосту предусмотрен законодательством. Если вы объезжаете препятствие, то штраф — 1500 рублей. Если это обгон, зафиксированный камерами, то штраф составит 5000 рублей. Если нарушение зафиксирует инспектор ДПС, то это может закончиться лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Так что не стоит пренебрегать этим правилом. Лишение прав – вполне реальное и очень частое наказание за такое, казалось бы, незначительное нарушение. Но тем не менее Dura Lex – Sed Lex (закон есть закон).

Юридическая помощь в вопросах ПДД и при их нарушениях

Споры, которые касаются нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, являются наиболее распространенными на сегодняшний день. Плюс, они достаточно сложные. Стоит признать, что во многих случаях водители правы и в законодательных актах есть недоработки, противоречия, поэтому следует подходить к рассмотрению вопроса объективно и детально, анализируя любые мелочи. Конечно, самостоятельно человек, не сталкивающийся профессионально с вопросами в области автомобильного права, легко запутается в юридических нюансах, поэтому лучше, не теряя времени, обратиться к профессионалу.

Помощь юриста нужна и тогда, когда вы явно понимаете, что стали нарушителем пусть даже неумышленно, и хотите отделаться самым лёгким наказанием за обгон на мосту — штрафом. Дело в том, что такие дела рассматриваются в суде, а правозащитник поможет вам, представив ваши интересы. Штраф, действительно, намного безобиднее, чем лишение права вождения, пусть даже на несколько месяцев.

0

0

0

0

0

0

Спорные случаи

Самые частые спорные случаи в отношении обгона на мосту связаны с неправильной разметкой. По общему правилу совершать подобный маневр на мосту запрещено. Но в то же время по ошибке дорожных служб на мосту может быть нанесена прерывистая линия разметки (имеется в виду мост с одной полосой в одну сторону и другой в другую). Водитель видит прерывистую линию и обгоняет. Фактически он нарушает правила, и сотрудникам ДПС представляется законная возможность привлечь водителя к ответственности. Поэтому к этому нюансу нужно относиться очень ответственно.

Еще один спорный момент может быть связан именно с местом нарушения. Сотрудник ДПС может остановить водителя за якобы обгон на мосту,хотя обгон не был произведен именно на мосту, эстакаде, путепроводе и так далее, а только на участке дороги, который предваряет инженерное сооружение. В таком случае это нарушением не является. В этом случае очень важно определить границы того или иного инженерного сооружения – моста, эстакады, путепровода, тоннеля (здесь на помощь могут прийти знаки или строительные нормативы). К сожалению, опять же, если вы не согласитесь с протоколом сотрудника ДПС, вам свою невиновность придется доказывать в суде.

Что говорится в ПДД

Обгон подразумевает выезд на полосу встречного движения с целью опережения ТС и последующим возвращением на исходную полосу. В пункте 11.4 дан перечень ситуаций, при которых запрещен обгон:

Как узнать, запрещено ли выполнить обгон на подъеме

  • на пешеходных переходах;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • в тоннелях;
  • на регулируемых перекрестках и на нерегулируемых, если ТС движется по второстепенной дороге;
  • на железнодорожных переездах и на расстоянии менее 100 метров до них;
  • в конце подъема;
  • на опасных (крутых) поворотах и в места, где видимость в одном направлении менее 100 метров.

Таким образом, можно сделать вывод, что в начале подъема можно совершить обгон, если этот маневр не запрещен разметкой, знаками или другими обстоятельствами.

Когда запрещено выполнять маневр

Опасность маневра на подъеме заключается в ограниченной видимости. Некоторые крутые подъемы могут завершаться ровной горизонтальной дорогой, а некоторые — резким спуском. Всегда есть риск столкновения со встречным автомобилем. В местах ограниченной видимости невозможно вовремя заметить другое транспортное средство и предотвратить аварию.

Запрещается выполнять маневр в конце крутых подъемов. Они могут быть обозначены знаком 1.14, на котором указан процент наклона (10%, 12%, 20% и т.д.).

Нельзя обгонять, когда ситуация на дороге не является безопасной:

  1. Транспортное средство, едущее впереди, совершает обгон или объезд препятствия на дороге. Если идущее спереди авто смещается влево, то обгонять нельзя.
  2. Впередиидущее ТС поворачивает налево.
  3. Полоса, на которую планируется выезд, занята.
  4. Недостаточно места (или ограничена видимость) для выполнения маневра и его завершения.
  5. Идущее сзади ТС совершает обгон.
  6. Видимость ограничена, а при совершении маневра придется обогнать несколько ТС.

В каких случаях разрешается

Разрешено совершить маневр, если:

  • действие не запрещено разметкой или знаками;
  • видимость составляет не менее 100 метров;
  • есть место для совершения обгона;
  • подъем не ограничивает видимость или же обгон совершается в его начале или в середине.

Любой обгон должен производиться быстро и только в том случае, если не будет создано аварийной ситуации и помех другим транспортным средствам.

Знаки, запрещающие обгон

Запрет на обгон налагает знак 3.20 «Обгон запрещен». Зона действия заканчивается там, где установлен знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» или 3.31 «Конец зоны всех ограничений», а также ближайшим перекрестком.

Знак 3.20 может применяться в сочетании со сплошной (в том числе двойной) разметкой или без нее.

Можно ли совершать этот маневр на мосту, если прерывистая линия разметки?

Бывают случаи, когда дорожная разметка на мосту нанесена неправильно. Например, когда на мосту две полосы движения — одна в одну сторону, другая в другую, а линия все равно прерывистая. Это ошибка, так быть не должно. Очевидно, дорожные службы недоглядели. Водитель, видя прерывистую линию, закономерно считает, что обгон разрешен. Но это же мост, и по общему правилу обгон запрещен. Создается двоякая ситуация. Водитель решает обогнать и может лишиться прав. Конечно, «знающие люди» могут сказать, мол, может наноситься на мост прерывистая разметка, например, если от линии, отделяющей обочину от отбойников, есть допустимое расстояние и так далее и тому подобное. Но если даже при такой ситуации сотрудник ДПС остановит водителя и водитель аргументирует свой маневр вышеуказанным объяснением, сошлется на СНИПы и тому подобное, дело все равно пойдет в суд. И доказывать свою невиновность придется в суде, тратя время. Гораздо проще так не делать.

Что грозит водителю за нарушения

Итак, за нарушение правил выполнения обгона, в том числе и в конце подъема, водитель привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 12.15

Административного Кодекса (КоАП). Документом предусматриваются следующие виды наказания:

  1. При обнаружении правонарушения первый раз:
      административный штраф, размер которого в 2020 году составляет 5 000 рублей;
  2. лишение права на управление автомобильным транспортом на срок 4 – 6 месяцев в зависимости от тяжести нарушения. Наказание в виде лишения прав, а так же срок данного вида наказания выносится исключительно судебными органами после передачи документов по административному правонарушению Госавтоинспекцией.
  3. При повторном выявлении нарушений, касающихся правил выполнения обгона:
      лишение прав на период до 12 месяцев. Такое наказание может быть вынесено судом только в случае личного выявления правонарушения сотрудниками Госавтоинспекции;
  4. штрафом в 5 000 рублей, если правонарушение зафиксировано автоматическими камерами ГИБДД, установленным вдоль проезжей части.

Если в ходе выполнения обгона произошло ДТП, в котором причинен тяжкий вред здоровью людей или имеется смертельный исход, то наказание для водителя – правонарушителя будет определяться по статье 264 УК РФ (Уголовный Кодекс).

Вид и размер наказания определяются судом. Наказание может быть в виде выполнения принудительных работ в определенном объеме (за причинение тяжкого вреда без отягчающих обстоятельств) или лишения свободы на срок до 9 лет (за гибель нескольких человек, если водитель находился в состоянии опьянения).

Таким образом, обгон автотранспорта в запрещается ПДД исключительно в конце подъема или при наличии запрещающих дорожных знаков (сплошной линии разметки).

За совершение обгона с нарушением правил водитель подвергается административной ответственности, а в случае ДТП со смертельным исходом (причинением тяжкого вреда здоровью) и уголовной ответственности.

Можно ли обгонять на мосту, если несколько полос в одну сторону?

Несмотря на общее правило, есть одно исключение. Если на мосту две полосы движения в одну сторону и дорожная разметка позволяет (прерывистая линия), то это не будет считаться обгоном. Это можно расценить как два разных маневра: перестроение в соседнюю попутную полосу и опережение попутно движущегося автомобиля. Поэтому в таком случае нельзя говорить об обгоне как таковом. Ведь в этом случае не будет ни нарушения разметки, ни выезда на встречную полосу. Сложно представить, что сотрудники ДПС будут привлекать автомобилистов за опережение по попутной полосе движения только потому, что это происходит на мосту. Поэтому, несмотря на общее правило, такой маневр на мосту с двумя или более полосами движения в одну сторону совершать можно. При условии, что между полосами, конечно, прерывистая линия.

Запрещено ли выполнять обгон на подъеме

По закону обгон на подъеме полностью не запрещен. Бывают случаи, когда подъем длиться несколько километров или даже десятки километров. В таком случае обгон на участке будет разрешен при условии хорошей видимости дороги.

Другой вариант – конец подъема. Такой промежуток дороги считается участком с ограниченной видимостью. Следовательно, водитель не может в полной мере оценить движение другого транспорта неподалеку. Поэтому здесь обгон запрещен. Не соблюдение правила в таком случае будет преследоваться по закону.

Кроме того, если по направлению движения имеется две или более полос, то в обгоне нет необходимости. Такой маневр будет называться опережением. Эта ситуация не описана в ПДД, поэтому опережение на любом участке подъема разрешено.

Помимо обгона в конце подъема не следует совершать разворот. Такой маневр будет засчитан за выезд на другую полосу, а следовательно – сотрудники ГИБДД имеют право предъявить обвинение по факту выезда на «встречку».

Можно ли совершать маневр обгона в указанном месте в случае крайней необходимости?

У водителей иногда возникают вопросы по применению правил. Запрещается ли выполнять обгон на мостах в крайних случаях? Многие водители задаются этим вопросом, потому что ситуации бывают разные. Порой из-за других участников дорожного движения, которые поступают неправильно и грубо нарушают правила, может создаться аварийная ситуация, выход из которой может иногда потребовать нарушения правил, в частности выполнить обгон на мосту. Надо понимать, что вне зависимости от ситуации водитель, даже в экстренной ситуации выполняющий этот маневр на мосту, нарушает правила. И у сотрудника ДПС будет формальный повод подвергнуть водителя предусмотренным за это нарушение санкциям. Но в законодательстве предусмотрена такая категория, как крайняя необходимость. Деяния, нарушающие закон, но в случае если бездействие может привести к более тяжелым последствиям, нарушением не являются. Вот только проблема. Как решить, имел ли место случай крайней необходимости или водитель просто неправильно расценил ситуацию? Это будет решать уже суд. Так может быть в том случае, если сотрудник ДПС привлек водителя за нарушение, но он не согласен и намерен обжаловать протокол.

Тема 11. Обгон, опережение, встречный разъезд

Обгон является одним из самых опасных маневров на дороге. При неправильном его выполнении происходят самые тяжелые ДТП.

Дело в том, что обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на полосу встречного

движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

А при встречном столкновении, как следует из законов физики, скорости складываются. Так что для безопасности маневра при выполнении обгона водителю необходимо учитывать множество факторов.

Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии

.

Не помешает также оценить глубину выбоин на «встречке», иначе не только колеса можно там оставить, но и создать опасность для движения другим участникам дорожного движения

, что вообще-то
ПДД запрещено
.

Если транспортное средство, движущее впереди, включило поворотник налево и само приступило к обгону или объезду препятствия, то на обгон идти нельзя

. Думаем, не нужно объяснять почему.

Аналогичная история и с позади едущим автомобилем, решившим преступить к обгону

.

Кроме того, важно убедиться, что после завершения обгона водитель сможет без ДТП вернуться на ранее занимаемую полосу

. То есть там должно быть свободное место, иначе кто вас впустит обратно?

Кстати, по Правилам водителю обгоняемого автомобиля запрещено препятствовать обгону: ускоряться или подрезать

.

Также необходимо учитывать погодные и дорожные условия

. Ведь решение обогнать ночью в ливень может стать роковой ошибкой водителя.

А теперь перейдем к самому главному: где такой опасный маневр, как обгон

,
запрещен
.

Начнем с разметки. Мало кому в голову придет, что пересекать сплошную линию можно безнаказанно. А уж тем более двойную сплошную.

Естественно, обгон через сплошную запрещен

.

Но даже, если линия посреди дороги прерывистая, стоит обратить внимание на наличие знаков

. Есть один, который так и называется
«Обгон запрещен»
.

Однако в некоторых случаях обгонять можно и в зоне действия этого знака. Нет-нет, речь не идет о машинах в другой цветовой гамме, нежели на знаке.

Обгонять можно двухколесные мотоциклы, гужевые повозки и мопеды.

А также любые тихоходные транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам не могут ехать быстрее 30 км/ч. При этом на таком транспортном средстве должен быть установлен специфичный треугольный знак, как на картинке слева.

При этом если раньше обгон тихоходов был разрешен даже через сплошную линию разметки, то в 2017 году Верховный суд «прикрыл» эту «лазейку». Так что теперь обгон тихохода через сплошную – это практически 100-процентное лишение прав.

Обгон запрещен почти на всех перекрестках

.

Во-первых, на регулируемых

. Зато опережение без выезда на «встречку» — это пожалуйста!

Во-вторых, обгон запрещен на нерегулируемых, когда автомобиль движется по второстепенной дороге

.

То есть, чтобы совершить обгон на перекрестке, нужно убедится, что на нем отсутствует светофор или регулировщик, а также, что вы едете по главной дороге

.

А что делать в этой неоднозначной ситуации из экзаменационных задач?

Разрешено ли Вам выполнить обгон в данной ситуации?

1. Разрешено. 2. Разрешено, если обгон будет завершен до перекрестка. 3. Запрещено.

На данном рисунке мы видим знак, обозначающий, что впереди нерегулируемый перекресток равнозначных дорог. И обгон на нем делать нельзя (помните же, что обгон допускается ТОЛЬКО при движении по главной дороге). Но предупреждающий знак устанавливается вне населенного пункта за 150-300 м до перекрестка. Так что в данной ситуации можно обогнать, но завершить маневр нужно до границы пересечения дорог. Правильный ответ – 2.

На пешеходном переходе

тоже
нельзя обгонять
. Оно и понятно: и без того опасное местечко.

Ранее было правило, что обгон запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов. Сейчас же все стало более категорично, и обгон на таких участках запрещен во всех случаях.

На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними также не разрешается выполнять обгон

.

Опасен этот маневр и на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях

. Так что
обгонять
в данных местах также
запрещено
.

Кроме того, обгонять не разрешается также в конце подъемов, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Стоит отметить, что обгон на подъеме не запрещен. Если транспортное средство приемистое, а видимость позволяет, то водитель вполне может начать маневр. Однако при подходе к вершине подъема обгонять нельзя – иначе лобового столкновения не избежать. И тут уже «выживет» крупнейший.

От обгона перейдем к опережению

.

Согласно ПДД, опережение – это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. То есть получается, что обгон – это частный случай общего понятия «опережение» только с выездом на полосу встречного движения.

Правила довольно лояльны к этому маневру. Если дорога свободна, то опережать разрешено. Только перед пешеходным переходом будьте осторожны: если другие водители притормозили, вам нужно последовать их примеру, а уж никак не опережать.

В условиях интенсивного движения, когда все полосы данного направления плотно забиты транспортными средствами, ПДД категорично запрещают опережение. Тут и без ваших маневров опасности предостаточно.

На любой дороге может встретиться препятствие, которое не позволит объехать его по своей половине дороги. И тогда придется познакомиться с таким понятием, как встречный разъезд

.

И тут действует вполне логичное правило: чья половина дороги занята, тот и уступает

.

Как узнать, запрещено ли выполнить обгон на подъеме

Если водитель встретил препятствие, он включает сигнал поворота, который говорит о намерении перестроиться. И ждет, когда встречный поток проедет.

А вот на спуске-подъеме ситуация с точностью до наоборот. И это правило мы уже рассматривали, когда проходили предупреждающие знаки и .

При затрудненном разъезде на спуске-подъеме уступает водитель, который идет на спуск

. Ведь спускающемуся автомобилю намного проще притормозить, пропустив другого, а затем просто убрать ногу с педали тормоза и продолжить спуск.

Напротив, груженая фура, двигающаяся в гору, может начать скатываться вниз во время начала движения после остановки на уклоне.