Методическая разработка по правилам дорожного движения. «Закон улиц и дорог знай и выполняй!»
Содержание:
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Каждый из нас знает, на какой цвет светофора можно переходить дорогу, но это правило далеко не единственное. Помимо него существуют и другие ПДД для пешеходов, важные, но не так хорошо известные большинству из нас. О том, как правильно переходить дорогу, когда разрешается передвигаться по обочине и как поступить, если в поле видимости нет ни светофора, ни пешеходного перехода, будет подробно рассказано ниже.
Правила движения пешеходов
ПДД устанавливают, где пешеход может передвигаться, а где ему ходить строго запрещено.
Тротуар
Слово тротуар имеет французское происхождение и переводится как «место для шагания», является частью дороги и предназначен исключительно для пешеходов. Тротуар может примыкать или к проезжей части, по которой передвигаются автомобили, или к велодорожке и может быть отделён от них газоном.
Пешеходная дорожка
Следует различать тротуар и дорожку для пешеходов: последняя предназначена для тех, кто передвигается с помощью ног, то есть пешком и обозначается специальным дорожным знаком. Ну, а любители велосипедных прогулок могут пользоваться тротуаром или велодорожкой.
Велосипедная дорожка
Часто можно наблюдать такую картину: по дорожке для велосипедистов неспешно прогуливаются пешеходы. Отчего же это происходит? Первая причина — невнимательность, ведь велодорожки обозначаются специальными знаками, вторая — незнание или игнорирование правил. Между тем выделение отдельной дороги для велосипедистов обусловлено соображениями безопасности. Согласитесь, нет ничего приятного в том, чтобы попасть под велосипед, так что велодорожка для пешеходов не предназначена, за исключением ситуаций, когда передвигаться не по чему — нет тротуара или обочины, пешеходной или велопешеходной дорожки или же идти по ним не представляется возможным.
Тротуар, обочина и дорожка для пешеходов
Проезжая часть – элемент инфраструктуры населённого пункта, предназначенный для движения транспорта в одну или в обе стороны.
Тротуар представляет собой дорожный объект, предназначенный для передвижения пешеходов и низкоскоростных объектов, например, инвалидных или детских колясок.
Чтобы не инициировать аварии и предотвратить травматизм на дороге, области движения для транспорта и для пешеходов принято разделять. Как правило, для этого используется бордюрный камень. Помимо прочего, чтобы исключить наезд автомобиля на пешеходную часть дороги, её на несколько сантиметров приподнимают. В особо опасных участках, она ещё и обозначается металлическим ограждением.
Иногда, для создания особой городской среды, тротуарную дорожку совмещают с велосипедной или автомобильной дорогой. Поэтому, чтобы не запутаться и двигаться по предназначенной полосе, нужно ориентироваться по дорожной разметке и знакам.
Дорожка для пешеходов – зона с установленным на ней указателем 4.5. Он показывает начало участка дороги, где движение осуществляется только пешеходами. Всем другим объектам двигаться в этом месте категорически запрещено.
Действие указателя начинается от точки его расположения и прекращается на пересечении с перпендикулярно расположенной дорогой. Продолжение пешеходной дорожки обозначается дублированием аналогичного указателя.
Разница между этими объектами — тротуаром и пешеходной дорожкой, состоит в том, что первая используется практически только для передвижения пешеходов, а по второй, в отдельных ситуациях, возможно движение транспорта. Например, разрешено ездить на велосипедах, разгружать коммерческие автомобили в торговые точки, подъезжать «Скорой помощи», машинам МЧС, газовой службе, другим специальным автомобилям.
Правила пересечения проезжей части
Регулируемый перекрёсток
С регулируемым перекрёстком всё довольно просто: переходите дорогу на разрешающий сигнал — зелёный цвет светофора, ну а если вдруг он сломан или мигает жёлтым цветом, и вы видите регулировщика движения, следуйте его указаниям. Может случиться такая ситуация, что вы начали переходить дорогу, но не успели — загорелся красный цвет. В таком случае воспользуйтесь островком безопасности, а при его отсутствии — разделительной полосой, на которой можно будет остановиться и подождать, пока вам снова не загорится зелёный.
Нерегулируемый перекрёсток
Правила перехода пешеходного перехода для пешехода имеют важное значение, как при переходе дороги на светофоре, так и при его отсутствии. Что же тогда делать?
Для начала следует осмотреться и проверить, насколько далеко от вас находятся едущие по дороге машины и насколько большая у них скорость. Конечно, водители должны пропустить вас, но не стоит полагаться только на них. Ну а если вы увидели, что едет скорая помощь или пожарная машина с включённым маячком и сиреной, обязательно пропустите их.
Переход дороги, если не обозначен пешеходный переход
Дорогу перейти надо, а перехода или перекрёстка нет. Знакомая всем ситуация, не правда ли? Чаще всего мы выжидаем, когда автомобили будут находиться на отдаленном расстоянии, после чего поспешно перебегаем дорогу. Данная тактика правильна лишь отчасти: убедиться, что дорога относительно свободная, нужно обязательно, но следует помнить ещё, что:
- на повороте переходить дорогу нельзя — вас могут не увидеть;
- дорога должна просматриваться в обе стороны;
- в месте перехода отсутствуют ограждения либо разделительная полоса.
Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы.
делается вид, будто посыпаются, но московская лень хитра на выдумки; очистка снега и посыпка песком производится самым курьезным образом: во-первых, на некоторых тротуарах посыпается не самый тротуар, а только окраины или скат тротуара, для того, вероятно, чтоб проезжающее начальство могло подумать: должно быть, хорошо тротуар посыпан песком, если песок ссыпается даже на скат.
В Москве водосточные трубы патриархально выливают воду прямо на тротуар, а уже с тротуара вода стекает в канавку: от этого чудного устройства даже очищенный тротуар пересекается горбами гололедицы, к чему присоединяется все то, что ночью и днем льется безнаказанно на наши тротуары, а летом и весною доходит до нестерпимого зловония – обстоятельство довольно важное всегда, а особенно в случае повальных болезней, какова, например, ожидаемая к весне холера.
По тротуарам идут прелестные ереванки, стучат высокими тонкими каблучками, а рядом франты в шляпах ведут овечек, купленных к празднику, овечки идут по тротуару, стучат копытцами, и дамы стучат модными каблучками, а кругом архитектура, неоновый свет, овечки чуют свою смерть, некоторые упираются ножками, и франты, боясь запачкать костюмы, подталкивают их, овечки, полные предсмертной тоски, ложатся на тротуар, и франты в шляпах, боясь запачкаться, поднимают их; овечки в предсмертной тоске сыплют черные горошины…
В Петербурге, как и в целом мире, водосточные трубы нижним концом проводятся сквозь тротуар и так, что вода, проходя под тротуарною настилкою, вливается в канаву, находящуюся обыкновенно между тротуаром и мостовою.
Когда сто лет тому назад был проложен тротуар, промежуток между домом и улицей исчез окончательно, и По во время своих прогулок мог видеть лишь стену серого скупого кирпича, начинавшуюся на одном уровне с тротуаром и увенчивавшуюся на высоте десяти футов старомодным, крытым гонтом корпусом самого дома.
Улиц насчитывалось четыре, а тротуаров – три, потому что в двух последних рядах домики стояли лицом друг к другу и тротуар у них был общий.
Широченные улицы, тротуары, по которым может без проблем проехать грузовая машина — но бордюров, отделяющих тротуар от проезжей части — нет.
В Петербурге против ворот, большею частью устроенных под домами, необходимость заставляет иногда опускать тротуар для въезда экипажей в ворота; это не представляет важных неудобств, потому что в Петербурге, большею частью, тротуары ровные, очищаются от гололедицы до камня и усердно посыпаются песком.
Он остановился и прямо посреди улицы присел на парапет, благо тротуар здесь был намеренно высокий, чтобы бессовестным водителям неповадно было парковаться в неположенном месте, то есть на тротуаре.
Я же тогда шагал с поникшей головой и вдруг осознал, что мне уже не раз встретились тянущиеся ввысь девичьи ладони, сомкнутые так, чтобы пальцы не поранили хрупкие букетики гвоздик, а поверх букетов я видел глаза молодых женщин, распахнутые так широко, как если бы они шли к причастию или на концерт Баха; я двинулся вслед за одной такой бутоньеркой: она постояла на тротуаре близ святого Вацлава, потом, провожаемая взглядами зрителей, ступила на проезжую часть, помедлила, замерев, но молодой полицейский незаметным жестом направил ее на противоположный тротуар.
Особенности передвижения в тёмное время суток
Тёмное время суток начинается с наступлением вечерних сумерек и заканчивается с наступлением сумерек утренних. Если вы идёте по тротуару, то прогулки в темноте не опасны, а вот если вам пришлось передвигаться по обочине или даже проезжей части, стоит побеспокоиться о том, чтобы быть заметным в темноте. Браслет, специальная нашивка на куртку, которые возвращают свет — всё это поможет обезопасить себя от возможного наезда.
Кстати, это правило применимо и для неблагоприятных погодных условий, когда видимость значительно ухудшается. Отмечу, что требование к наличию световозвращающих элементов при условии нахождения в черте города или иного населённого пункта носит рекомендательный характер, а вот если вы находитесь за городом — обязательно к исполнению.
ПДД велосипедиста – тексты основных глав
Привожу основные моменты велосипедной части ПДД. Глава 1 (ее часть) и глава 24 (целиком).
На фотографии и исходном видео – пример грубейшего игнорирования ПДД велосипедистом, что достаточно типично в России.
ПДД велосипедистам не указ
Источник (видео) FB
ПДД РФ, 1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
…удалено… “Велосипед” – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
“Велосипедист” – лицо, управляющее велосипедом.
“Велосипедная дорожка” – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
“Велосипедная зона” – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
…удалено…
“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
“Пешеходная дорожка” – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
“Пешеходная зона” – территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.
“Участник дорожного движения” – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Комментарии к ПДД велосипедиста, гл 1.
В целом формулировки 1 главы понятны и вызывают мало вопросов. Можно выделить лишь несколько моментов.
Определение электровелосипеда достаточно странное – половинчатое – получается, что если электропривод велосипеда не отключается на 25 км/ч – устройство перестает считается велосипедом. Плюс нет инструментов контролировать электровелосипед на практике.
Самокаты, электросамокаты, моноколеса, ролики, скейтборды и другие средства индивидуально мобильности (СИМ) в текущей редакции ПДД не упомянуты. По текущей редакции люди на данных средствах передвижения не отличаются от пешеходов. Разговоры об изменении этой части ПДД ведутся.
Минтранс России доработал проект изменений в Правила дорожного движения об использовании средств индивидуальной мобильности
Сейчас проводится Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) постановления
ПДД РФ, 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет: по правому краю проезжей части – в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах; по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части; по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. 24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства; перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах); (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478) двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов); пересекать дорогу по пешеходным переходам. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
24.11. В велосипедной зоне: велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1(1) – 9.3 и 9.6 – 9.12 настоящих Правил; пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 – 4.7 настоящих Правил. (п. 24.11 введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
Комментарии к ПДД велосипедиста, гл 24.
Один из наиболее характерных пунктов:
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
Левый поворот фактически исключен.
На практике проехать строго по ПДД из точки А в точку Б в крупном городе на велосипеде часто невозможно, нарушать ПДД придется. Гипотетически конечно можно придумать маршрут с возможностью соблюдать ПДД, но это непросто.
Вопрос принципиального соблюдения ПДД всеми участниками процесса вне рамок данного текста.
Обязательно поделитесь с друзьями!