Обязанности пассажиров и ответственность за нарушение ПДД
Содержание:
Перевозка пассажиров в легковом автомобиле
Пунктом 22.8 ПДД установлены следующие ограничения:
- в любых типах ТС, за исключением перевозок пассажиров в кузове-фургоне или кузове грузового транспортного авто с бортовой платформой, запрещается перевозка пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов;
- недопустима перевозка людей в количестве, превышающем допустимые характеристиками нормы.
На первый пункт некоторые водители периодически закрывают глаза, провозя людей не только в кабине автомобиля, но и на капотах, в багажнике, на крыше ТС. При этом стоит учитывать, что вина за гибель пассажиров в случае их смерти будет ложиться только на водителя, не позаботившегося об обеспечении их безопасности.
Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров 1000 рублей.
Для исполнения второго пункта предусматривается ограниченное количество сидений в случае легковых автомобилей или ограничение по техническим характеристикам для крупногабаритного общественного транспорта, например автобусов, троллейбусов или трамваев.
За перевозку дополнительного человека в автомобиле предусмотрен штраф в размере 500 рублей в соответствии со статьей 12.23 КоАП. Также инспектор в праве выписать дополнительный штраф за провоз пассажира без использования ремня безопасности.
Нарушение правила перевозки пассажиров может наблюдаться при ситуации, когда в автомобиле 6 человек вместо 5, и для шестого не предусмотрено ремня безопасности, значит он не сможет воспользоваться защитой.
Особенности действия проездных документов
Права и обязанности пассажира в транспорте неразрывно связаны с оплатой предоставляемой услуги. Действие проездных документов имеет такие особенности:
- абонементы на проезд действуют только в том населенном пункте, в котором они были приобретены;
- проездной билет, абонемент или льготное удостоверение не подразумевают бесплатного провоза багажа;
- льготные билеты действительны только в случае наличия у пассажира документов, подтверждающих эту привилегию.
Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров
С января 2012 года ремни безопасности обязательны для всех типов транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.1.2 ПДД, водители обязаны перевозить своих пассажиров с использованием защитных ремней, а при наличии не пристегнутого пассажира не начинать движение.
В случае, когда осуществляется перевозка детей в возрасте менее 12 лет, водителю требуется установить в салоне специальное удерживающее устройство, которое сможет надежно зафиксировать маленького пассажира. На переднем сиденье можно перевозить ребенка только с использованием детского кресла. В то же время, запрещается перевозить ребенка на заднем сиденье мотоцикла.
Обязанности пассажиров
Получая транспортную услугу, человек зачастую помнит только о своих правах. Между тем обязанности пассажиров намного более обширны. Так, пользователь общественного транспорта должен:
- иметь при себе документы, удостоверяющие право на проезд (билет, проездной, удостоверение, подтверждающее льготную категорию);
- оплатить проезд и закомпостировать купленный разовый талон;
- сохранять билет до конца поездки;
- при провозе крупного багажа оплачивать каждую единицу;
- освободить салон после прибытия на конечную остановку;
- предоставлять проездные документы по требованию водителя, контролера или должностных лиц;
- бережно относиться к оснащению салона транспортного средства;
- соблюдать чистоту и общественный порядок;
- не задерживаться у входных дверей и не заслонять проход багажом и прочими предметами;
- не препятствовать открытию и закрытию дверей, а также входу и выходу пассажиров;
- заботиться о личной безопасности, держась за поручни;
- уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
- заранее готовиться к выходу, не задерживая водителя на остановке;
- при нахождении забытых вещей сдать их водителю, кондуктору или диспетчеру (если вы едете до конечной остановки).
Правила перевозки людей в кузове грузового автомобиля
В кузове грузовой машины пассажиры могут перевозиться только тем водителем, который в течение 3-х лет и более имеет ВУ категории С или подкатегории С1.
Если же в кузове грузовика провозится более 8, но не более 16 человек с учетом водителя и пассажиров в кабине, то водитель обязан иметь категорию В или подкатегорию D1. В случае провоза более 16 человек с учетом водителя и пассажиров внутри кабины требуется только категория D.
Что касается грузовика с кузовом с бортовой платформой, то при специальном оборудовании разрешается провозить взрослых. Провозка детей запрещена. Если же бортовая платформа не оборудована для перевозок пассажиров, то проезд в таком кузове допустим только лицам, сопровождающим груз или едущих получать последний. Но тогда требуется наличие оборудованного сидения ниже, чем уровень бортов.
В кузове грузового авто не должно провозиться больше человек, чем допустимо по техническим характеристикам либо в большем количестве, чем имеется сидений.
Перед началом движения водитель грузовика обязан провести инструктаж пассажиров о правилах проведения посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.
Что нужно делать, если водитель маршрутки отказывается принимать карту?
Плохое владение законами, незнание основных прав и нехватка денег на грамотную юридическую помощь — это, к сожалению, скорее норма, чем исключение из правил, когда речь идет о некоторых слоях населения. Ни для кого не секрет, что юридически неграмотные люди часто становятся жертвами мошенников и теряют свои накопления, если на кону были только займы в микрофинансовой организации, а то и квартиру — если на них вышли «черные риелторы» или кредит был предоставлен под залог единственного жилья.
В связи с этим специалисты Общественной палаты РФ обратили внимание на необходимость создать в стране систему бесплатной юридической помощи — в первую очередь, для социально незащищенных групп граждан, к которым относятся и пенсионеры. В Омске такую помощь можно получить в юридической , которая организована председателем ОРОО содействия развитию гражданского общества и общественных инициатив «Новое поколение» Виталием Тороповым.
Виталий Торопов:
— Сейчас у нас сформирована целая команда юристов, которая готова социально помочь тем гражданам, которые нуждаются в юридической консультации. Наша компания безвозмездно поможет решить споры и конфликтные ситуации в гражданско-правовой деятельности отдельным слоям населения: ветеранам Великой Отечественной войны и военной кампании в Афганистане, инвалидам, пенсионерам и многодетным семьям. Мы хотим помочь тем гражданам, которые самостоятельно не могут позволить себе услуги юристов. Кроме того, мы готовы бесплатно сопровождать некоторые судебные процессы. Приходите, обращайтесь, мы всегда готовы вам помочь.
Накануне в социальных сетях в очередной раз появилась информация о том, что из салона маршрутки № 54 водитель выгнал беременную омичку. У женщины с собой не было наличных средств, только социальная карта, а терминал в общественном транспорте не работал. В итоге водитель ей нахамил, оскорбил матом и женщине пришлось выходить и пересаживаться на другой маршрут.
Как поступить в такой ситуации с точки зрения действующего законодательства? Кто прав: водитель или пассажир? Почему до сих пор не налажена работа терминалов, которые принимают карты? Куда стоит обращаться в подобных ситуациях, если в салоне микроавтобуса нет данных о его владельце? Имеет ли вообще водитель право высаживать пассажиров, которые ведут себя адекватно и не нарушают закон? Разобраться в этом поможет наш эксперт.
— Отмечу, что городские власти ввели безналичную оплату проезда для того, чтобы гражданам было удобнее и комфортнее покупать билеты. Ведь так гораздо выгоднее и быстрее. Касательно этой ситуации я считаю, что водитель, сказав о нерабочем терминале, просто обманул пассажира.
Сейчас ни для кого не секрет, что многие водители поступают подобным образом. Они приобретают банковскую карту или специальный проездной «Омка», по которым отбивают билеты по 25 рублей, а с пассажиров берут наличкой. Перевозчик ведь не знает, как расплатился тот или иной пассажир: наличкой или по карте. Вся разница попадает в карман к недобросовестному водителю. Например, провез он «мимо кассы» 20 человек — заработал 100 рублей.
Перевозчики должны нести ответственность перед пассажирами, люди не должны страдать. Если водитель вышел на маршрут и обнаружил нерабочий терминал, он должен незамедлительно обратиться к своему диспетчеру и сообщить о проблеме. Прямые обязанности перевозчика — не выпускать неисправную машину в рейс. В том случае, если поломка произошла в пути, водитель обязан заменить терминал оплаты. Насколько мне известно, запасные приборы есть практически у каждого предпринимателя. Ведь сейчас у каждого перевозчика есть договор с , по которому они перевозят категории граждан с различными видами социальных карт. Существует ряд маршрутов, которые находятся в подведомстве Министерства промышленности, в них социальные карты не работают. Например: 903, 922 и другие, не относящиеся к департаменту транспорта.
Если у человека, находящегося в салоне транспорта, имеющего договор с «Пассажирсервисом», есть социальная карта, то водитель не имеет никакого права выгонять его. Не работает терминал — обязан провести его бесплатно. Я не понимаю, почему из-за проблем перевозчика или водителя должен страдать пассажир?
Предприниматель выполняет услугу в сфере пассажирских перевозок и должен делать это качественно. Что же касается банковских карт, то тут водитель вправе отказать в бесплатном проезде и вежливо попросить пассажира пересесть в другой транспорт, поскольку в этой машине не работает терминал. Сейчас практически все перевозчики подключены к системе, но такие обязательства в договоре с дептрансом есть не у всех.
Если с вами произошел подобный случай, то первым делом надо обратиться в департамент транспорта. Вторым — сообщить о проблеме перевозчику, который в свою очередь проведет с водителем профилактическую работу. В интернете есть вся необходимая информация по всем предпринимателям. Я больше чем уверен в том, что многие из них сейчас выполняют свои обязанности добросовестно. Без внимания пассажиров они не оставят. В том случае, если вас оскорбили, необходимо обратиться за юридической помощью.
Наша недавно рассматривала подобный инцидент в судебном порядке. К нам обратилась женщина, которая рассказала о том, что водитель маршрутного такси ругался на нее и кричал матом. Наша компания подала исковое заявление, есть доказательства и свидетели. В российской судебной практике такие решения уже принимались не один раз. В том случае, если есть доказательства, судья в большинстве своем встает на сторону потерпевших по части возмещения морального вреда.
Отдельно хотелось бы отметить, что в Омске с 1 июля заканчивается отсрочка применения ККТ, согласно которой все предприниматели, работающие в сфере пассажирских перевозок, обязаны перейти на кассовую технику нового образца. Теперь перевозчики будут обязаны отчитываться за каждого перевезенного пассажира перед налоговой службой. Помимо прочего, данное нововведение коснется всех городских служб такси, в том числе и «Яндекс.Такси». Каждая поездка будет фиксироваться, информация о ней будет передаваться в налоговую, которая будет видеть штат водителей у каждого предпринимателя и сколько людей они перевезли. Сейчас существует немало таксопарков, которые вообще не оформляют своих сотрудников. Новый закон даст возможность более прозрачно видеть доходную составляющую каждого предпринимателя. Любой пассажир, получивший некачественные услуги, может взять кассовый чек и прийти в ООО «Закон и право». Мы проведем работу и составим исковое заявление, если в этом будет необходимость.
Отметим, что в подобной ситуации может оказаться каждый, но не у всех есть финансы и время для ее решения. Чтобы оградить себя от юридических проблем, необходимо своевременно обращаться за квалифицированной юридической помощью, которую предоставляет . Компания расположена по адресу ул. Маяковского, 16. Телефон: 27–24–24.
Обязательно поделитесь с друзьями!