Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

Далеко не каждому водителю приходилось участвовать в буксировке автомобиля или другого транспортного средства.

На практике это ведет к тому, что лишь немногие водители знают правила буксировки и в случае необходимости выполняют буксировку без нарушений ПДД.

Напомню, что в правилах дорожного движения понятие «буксировка» может обозначать как буксировку прицепа, так и буксировку транспортного средства. В этой статье речь пойдет исключительно о буксировке автомобилей.

Правилам буксировки в ПДД посвящен специальный раздел «Буксировка механических транспортных средств», однако кроме него понятие «буксировка» встречается и в других разделах.

В этой статье речь пойдет о видах буксировки и об относящихся к ним правилах:

  • Буксировка автомобиля на гибкой сцепке.
  • Правила буксировки на гибкой сцепке.
  • Буксировка на жесткой сцепке.
  • Правила буксировки на жесткой сцепке.
  • Буксировка методом частичной погрузки.
  • Правила при частичной погрузке.

Буксировка и ПДД

Важно помнить, что буксировка на гибкой сцепке в сложных погодных условиях запрещена ПДД. Что советуют специалисты? Если за рулем буксирующего автомобиля находится водитель с меньшим опытом, нежели в буксируемой машине, то лучше поменяться местами. Почему именно так? Дело в том, что управление буксиром более сложное, чем управление обычным легковым авто. Также следует точно согласовать предстоящий маршрут. По ПДД и с точки зрения здравого смысла заранее рекомендуется обсудить сигналы. Возможно, это будет моргание дальним светом, различные другие жесты (например, рукой). Это основные правила буксировки. Также они прописаны в ПДД.

Рекомендуем!  Решение к задаче 3. Поворот автомобиля на горизонтальной дороге.

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Есть мнение, что водитель второго автомобиля во время буксировки — больше не водитель, а пассажир. Это неправильное утверждение. На человека, сидящего за рулем машины на буксире, распространяются все те же ограничения. Работают такие же правила, что и для обычного водителя. Поэтому необходимо иметь при себе все необходимые документы на автомобиль и удостоверение соответствующей категории.

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Буксировка методом частичной погрузки

Буксировка методом частичной погрузки является самым сложным видом буксировки. Для ее осуществления необходим грузовой буксирующий автомобиль, а также кран, способный осуществить частичную погрузку, или эстакада.

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Обычно этот метод буксировки используется для перегона новых грузовых автомобилей. Применение метода частичной погрузки для легковых автомобилей выглядит нецелесообразным.

Обратите внимание, что полная погрузка автомобиля в кузов другого автомобиля не является буксировкой. Подобное перемещение автомобиля является перевозкой груза, в качестве которого выступает транспортное средство.



Что нужно знать вначале?

Буксировка автомобиля требует определенной подготовки. Первое авто не должно существенно отличаться по весу от второй машины. Также буксир должен иметь сцепление в нормальном состоянии и исправную охлаждающую систему. В процессе такой эвакуации двигатель испытывает большие нагрузки, а значит, и больше нагревается. Далее в заднем бампере необходимо найти резьбу или проушину. Если есть резьба, в нее необходимо вкрутить кольцо. За этот элемент будет цепляться стропа буксировочная.

Трос устанавливать рекомендуется так, чтобы он находился наискось к буксируемому автомобилю. Также правила предусматривают при буксировке включение фар и аварийной сигнализации на первой и второй машине соответственно. Если она не работает, на задней плоскости крепят соответствующий знак.


Виды жестких сцепок

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Универсальная версия для “легковушек”

В народе этот вид сцепки называется “штанга”. Она проста в эксплуатации и строении, поэтому пояснять здесь особо нечего. Устанавливается на стандартные автомобильные петли, которые разработаны для тросов.

Версия “треугольник”

Нестандартное устройство для необычных случаев. Это объясняется тем, что не у всех автомобилей установлены специальные петли, чтобы прикрепить его. Однако эта проблема решается как минимум двумя способами:

  • сегодня в продаже имеются такие разновидности, уже разработанные индивидуально под нужную модель автомобиля;
  • сделать такую сцепку при необходимости можно собственноручно.

Несмотря на относительно небольшую стоимость всех видов сцепок, можно самостоятельно разработать чертежи для жесткой сцепки. Хватит элементарного эскиза. Если вы умеете работать руками и в вашем распоряжении есть все необходимые инструменты в виде болгарки, дрели и сварочного аппарата, вы легко справитесь с самостоятельным изготовлением жесткой сцепки для легкового автомобиля.

Жесткая сцепка для автомобиля требует определенных знаний ПДД и технических знаний при изготовлении. Если вы решили сделать ее собственноручно, вам необходимо соблюдать элементарных правила техники безопасности. Следуйте инструкции, и проблем не возникнет.

АКПП и буксировка

Здесь все гораздо сложнее. Многие владельцы АКПП слышали, что эвакуация на механике и на автомате существенно отличается. Но вот подробности знают не все. Владельцы часто не уверены в том, можно ли брать кого-нибудь на буксир и как это делать.

На МКПП в положении нейтральной передачи будет вращаться лишь одна шестерня. Если же осуществляется буксировка автомобиля с автоматом, в нейтральном положении коробки работает весь механизм полностью.

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Так как АКПП на такую работу не рассчитывалась, то механизм быстро нагреется и даже может выйти из строя. Масляный насос, который качает смазку для работы коробки передач, работает только тогда, когда двигатель заведен. Если автомобиль неисправен, то элементы трансмиссии не будут смазываться. Это тоже может послужить причиной для выхода из строя. Если машина с АКПП будет играть роль буксира, то система автоматической трансмиссии подвергается серьезным дополнительным нагрузкам. Автомат требует к себе определенных поблажек.

Световые приборы при буксировке

Правила дорожного движения требуют, чтобы буксируемое (находящееся сзади) транспортное средство было выделено на дороге:

  • Аварийкой (аварийной световой сигнализацией) или знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки допускается использовать только в том случае, если аварийная световая сигнализация неисправна. Сам знак в этом случае закрепляется на задней части буксируемого автомобиля.
  • Габаритными огнями. При движении в темное время суток или в тоннелях.

Кроме того, не забывайте, что в 2020 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары.

То есть и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.

Правило золотой середины для АКПП

Проблема в том, что далеко не во всех ситуациях есть время читать инструкции. Для таких случаев специалисты по обслуживанию автомобилей и опытные водители применяют правило «50 на 50». По этому правилу автомобиль, оснащенный автоматической коробкой, можно буксировать, и он может выступать в роли тягача. Но скорость должна быть не выше 50 км/ч, расстояние – не более 50 км. Эти правила буксировки уже многих выручили, спасли от выхода АКПП из строя. 50 км – это довольно много. Можно проехать через всю Москву и добраться до СТО или до дома. Если дольше и быстрее, то это уже влечет за собой повышенный износ.

Как подобрать трос для буксировки

Первым делом надо знать, что нельзя использовать самодельные изделия типа веревок в качестве троса. Если трос заводской, то его тщательно проверяют на разрыв, и у него есть определенная возможная нагрузка. А обычные веревки или канаты не выдержат серьезных нагрузок и более-менее нормальный рывок приведет к обрыву и на этом буксировка автомобиля закончится.

Самыми прочными считаются нейлоновые тросы, у них наиболее высокая прочность, да и служат они очень долго. Также они стойкие к влаге и грязи, весят очень мало, мало занимают места. Что касается крюка с карабином, то здесь лучше всего подойдут кованые крюки из стали. Отличаются они своим большим весом, например, слабенькие и недостаточно прочные литые из сплавов карабины весят около 150 грамм.

Также надо смотреть, чтобы на крюке не было заусениц или других следов, которые свидетельствуют о том, что это не сталь. Если крюк лопнет при буксировке, то трос может сильно ударить по заднему стеклу переднего автомобиля или лобовому стеклу заднего, а это может привести к дополнительным расходам.

Общие правила для АКПП

Кроме того, что рекомендует каждый производитель коробок для конкретных моделей, существует набор общих правил, распространяемых на все авто с АКПП. Так, если машина на автомате будет буксируемой, тогда селектор АКПП устанавливают в нейтральное положение.

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Если машина тянет вторую за собой, тогда ехать лучше на 2 или 3 передаче. В процессе буксировки на механизм АКПП будет воздействовать повышенная нагрузка. Важно удостовериться, достаточный ли уровень масла в коробке.

Трос

Наиболее популярной является буксировка с помощью троса (гибкая сцепка) — на ней мы и остановимся. Итак, главное «действующее лицо» — это трос. Он должен быть исправным и надежным, без трещин и прочих повреждений. Перед применением устройство необходимо осмотреть, уделив особое внимание местам соединения с металлическими крюками, швам и узлам крепления.

Как показывает практика, в процессе буксировки часто подводят плоские крюки. Как правило, они выполнены из листовой стали, которая часто разгибается в процессе движения автомобиля. При наличии качественной защелки это вряд ли произойдет. В этом отношении хорошо себя проявили тросы ленточного типа. Их особенность – наличие цельных крюков, которые обладают большей надежностью. Металлические тросы хороши, но в случае разрыва они несут серьезную опасность для кузова автомобиля (велика вероятность обрыва). С другой стороны, при сильном натяжении и высоком качестве троса автомобиль может лишиться проушины (ее просто вырвет). Восстановление этой детали – весьма сложный процесс.

При выборе и покупке троса не стоит экономить. Лучший вариант – покупка изделия по цене не менее 500-600 рублей. В противном случае устройство может не справиться с задачей.

АКПП – буксир

Автопроизводители рекомендуют избегать подобных случаев. Но если другие варианты попросту отсутствуют, тогда необходимо выполнять несколько правил. Лучше предпочесть жесткую сцепку. Масса буксируемого автомобиля не должна превышать вес буксировщика. Скорость не должна быть выше 30-40 км/ч. Недопустимо, чтобы АКПП находилась в положении D. Устанавливать селектор нужно строго на 2-ю или 3-ю передачу. Буксировка автомобиля на гибкой сцепке – это огромная нагрузка на механизм. Поэтому режим D будет смертельным для коробки.

Общие правила буксировки транспортных средств

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Общие рекомендации, распространяющиеся на все виды транспортных средств:

  1. Буксирующий водитель должен трогаться плавно, без рывков. Импульсивные движения приведут к разрыву троса или повреждению деталей другого автомобиля.
  2. Торможение осуществляется плавно и заранее. Важный нюанс – при выключенном двигателе педаль тормоза с усилителем более резко реагирует на нажатие.
  3. Резкие маневры и перестроения недопустимы.
  4. Буксирующему водителю всегда стоит помнить о том, что позади него находится еще один автомобиль и учитывать его габариты при совершении маневров. Общая длина автоколонны в таком случае практически в три раза превышает обычные габариты.
  5. Буксируемый водитель должен полностью сосредоточиться на едущем впереди авто. Необходимо достичь четкого соблюдения его траектории движения.
  6. Вид буксировки определяется типом неисправности. Например, при поломке рулевого колеса применяется только частичная погрузка, а при полном отказе тормозов – жесткая сцепка.
  7. При гибкой сцепке на тросе с интервалом в 1 метр размещаются флажки размером 20х20 см, окрашенные красной или белой светоотражающей краской.
  8. Перед началом буксировки водители должны в обязательном порядке договориться об условных сигналах, подаваемых друг другу.

Легковое авто

Буксировка осуществляется как на гибкой, так и на жёсткой сцепке. В последнем случае, используется металлический каркас, выполненный в форме треугольника. Один его угол крепится к буксировщику, а два других – к неисправному авто. Особых требований к перемещению легкового автомобиля не предъявляется.

Грузовой транспорт

Возможность буксировки грузового ТС и тип сцепки для нее определяется поломкой и сопутствующими погодными условиями:

  • при исправной тормозной системе и рулевом управлении в летний период допускается любой тип буксировки;
  • в зимний период применяется только жёсткая сцепка или частичная погрузка;
  • при любом виде, кроме частичной погрузки, допускается наличие пассажиров в салоне;
  • при частичной погрузке в салоне никого не должно быть. Даже водителя;
  • при поломке тормозной системы используется жесткая сцепка при условии двойного превышения массы буксировщика над буксируемым автомобилем;
  • аналогичное требование к массе предъявляется и при транспортировке путем частичной погрузки. Только так можно достичь максимальной управляемости и безопасности.

Советы буксирующему водителю от опытных

Несмотря на правила ПДД, опытные автолюбители не рекомендуют включать аварийную сигнализацию. Она мешает подаче сигналов поворотов. Также АСС не дает четкой информации о дальнейших действиях другим участникам движения. Лучше включить противотуманные фары. Также не стоит забывать про запрет буксировки на гибкой сцепке в гололед.

По возможности удерживайте связь с другим автовладельцем любым удобным способом. Например, по мобильному телефону. Так значительно проще обсудить между собой возможные маневры.

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Прежде чем трогаться, необходимо сперва подтянуть трос. Для этого плавно катятся вперед, пока задняя машина не сработает как якорь и стропа буксировочная не натянется. После этого можно начинать движение. Трогаться нужно как можно плавнее.

Передачи желательно переключать позже и крутить двигатель до более высоких оборотов. Переключения должны быть быстрыми. Тянуть приходится значительно большую массу, а значит, инерцию машина потеряет значительно быстрее. Двигателю не хватит снизившихся оборотов, чтобы вытянуть машину. Это нужно понимать.

При движении следует постоянно контролировать ситуацию по зеркалам. Важна дистанция и скорость машины сзади. Трос будет провисать, а разгоняться нужно плавно, чтобы не было рывков. Также необходимо рассчитать радиус поворота. Если поворот крутой, то заходят в него по внешнему радиусу, и выходят так же. Нужно помнить, что на выключенном моторе не будет работать гидроусилитель. Это значит, что другой водитель может не успеть повернуть руль.

Скорость буксировки на гибкой сцепке составляет не более 50 км/ч. Это указано в правилах ПДД. Тормозить следует плавно. Не стоит забывать про больший тормозной путь, так как буксируемая машина не сможет снизить скорость так же эффективно. При мигающем зеленом лучше снижать скорость сразу. Не рекомендуется останавливаться на подъемах.

Предусмотренная ответственность за нарушение правил

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Нарушение правил буксировки транспортных средств является административным правонарушением. Согласно статьи 12.21 Кодекса об административных правонарушениях, штраф за подобное нарушение составляет 500 рублей. В отдельных случаях, инспектор может ограничиться письменным предупреждением нерадивого водителя.

Особая ситуация – ДТП, участниками которого стал буксир и неисправное транспортное средство. В большинстве ситуаций, виновным будет признан водитель второго автомобиля, находящегося сзади. Об этом гласит пункт 10.1 ПДД. Его страховой компании или ему лично (при отсутствии полиса ОСАГО) придется компенсировать ущерб водителю первого авто.

Для того, чтобы избежать подобной неприятной ситуации, автомобилистам стоит договориться об определенной схеме торможения и маневрирования:

  • перед торможением и окончательной остановкой, водитель первого авто кратковременно нажимает педаль тормоза, информируя световыми сигналами о предстоящем снижении скорости. При наличии такого заблаговременного оповещения, второй автолюбитель сумеет среагировать и вовремя остановить машину;
  • при необходимости смены полосы или перестроения, вначале маневр должен выполнить именно буксируемый автомобиль. Только после этого на ту же полосу перемещается и первое транспортное средство. Если выполнять эту операцию в обратной последовательности, то второму авто может не хватить места в полосе (его займут остальные участники движения, уже находящиеся на этой половине дороги).

Правила и требования к буксировке неисправного транспортного средства четко сформулированы в актуальных Правилах дорожного движения. Исходя из технических характеристик автомобиля и текущих погодных условий, водители должны самостоятельно принять решение о возможном виде перемещения и обеспечить безопасность себе и другим участникам движения. В некоторых случаях, использование буксира невозможно, тогда единственным выходом из ситуации станет вызов эвакуатора.

Рекомендации для буксируемого

Очень важно постоянно следить за стропой – она не должна провисать. Чтобы не допускать этого, в момент ослабления немного притормаживают. При этом на минимальной скорости легко нажимают на педаль, чтобы подтянуть стропу.

Правила буксировки легкового и грузового автомобиля

Если автомобиль-буксир остановился, не стоит подъезжать близко к нему. Силу нажатия на педаль тормоза необходимо рассчитывать. Давить придется сильней, поскольку не будет работать вакуумный усилитель. Также нужно рассчитывать быстроту работы рулем, ведь ГУР не работает тоже. Любые маневры должны выполняться по сигналам буксира. Перестраиваться лучше заранее.

Autozona74.ru