Знак 3.12 Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства
Содержание:
Грузоподъемность фуры
Каждая машина имеет свою грузоподъемность. Этот показатель определяет максимальную массу продукции, которую можно поместить в кузов или трал. Грузоподъемность зависит от технических характеристик машины, а также от количества колесных осей тягача и прицепа.
Технические возможности
Производители грузовых автомобилей указывают в паспорте к транспортному средству его максимальную грузоподъемность.
Она обусловлена техническими характеристиками машины и зависит от таких основных параметров:
- размеры, объем кузова;
- количество метров между соседними колесами;
- тип полуприцепа;
- алгоритм распределения давления по осям.
Количество осей
Грузоподъемность фуры зависит от числа колесных осей. Их количество определя-ется размерами кабины машины, видом полуприцепа, а также его габаритами. Небольшие грузовики (например, Газель) имеют по две пары колес, а крупные тягачи с полуприцепами – от трех и более.
Вес перевозимого товара распределяется между всеми осями, поэтому чем их больше у автомобиля, тем выше грузоподъемность.
Методы определения нагрузки на ось
Определить нагрузку по осям фуры можно с помощью разных способов. Все они подразумевают использование специального оборудования, которое показывает, с какой силой масса загруженной машины давит на колеса транспортного средства.
Детальная инструкция видна на видео:
Взвешивание
Самый быстрый способ определить давление на оси – взвесить машину с помощью специальных весов. Они находятся на стационарных пунктах контроля или располагаются в передвижных автомобильных фургонах, которые могут при необходимости менять дислокацию.
Для взвешивания фуры используют два способа:
- статический – вес и осевая нагрузка определяется при неподвижном состоянии автомобиля;
- динамический – машина медленно едет по специальным датчикам (со скоростью не более 5 км/ч), которые последовательно измеряют нагрузку по каждой оси.
Статическое взвешивание считается более точным, т. к. динамическое дает погрешность до 3%.
Манометр
Самый удобный способ быстрого определения силы давления на каждую ось – установка манометров. Прибор состоит из круговой шкалы и стрелки, которая меняет свое положение в зависимости от загруженного веса.
Манометры можно самостоятельно встроить в магистраль пневморессоры, а затем следить за показаниями во время наполнения фуры перевозимой продукцией. Это позволяет сразу же заметить перегруз, распределить товары внутри кузова по-другому.
Что указывать в документах
При транспортировке любого груза у водителя обязательно должны быть с собой необходимые документы:
- транспортная накладная;
- договор между получателем (или отправителем) товара и компанией перевозчиком;
- путевой лист;
- водительское удостоверение;
- технический паспорт на машину, прицеп;
- копия трудового договора между водителем и перевозчиком;
- талон о прохождении автомобилем техосмотра;
- документ о дезинфекции машины (только при транспортировке продуктов питания);
- страховой полис ОСАГО.
Соблюдение всех норм при перевозке груза.
В накладной указывается масса перевозимого груза, а также полный вес наполненного продукцией транспорта.
Этот параметр не должен превышать разрешенные законом показатели, иначе работники ГИБДД имеют право выписать штраф.
Если перегруженная машина наносит ущерб дорожному покрытию, то она будет изъята вместе со всем содержимым.
Также нельзя указывать в документах недостоверный вес загруженной фуры. Узнать фактическую массу машины можно на любом контрольном пункте, оборудованном весами. Если результат взвешивания не будет совпадать с показателями документов, то сотрудник ГИБДД оформит штраф в размере 5000 рублей.
Виды весового контроля
Посты взвешивания бывают стационарные и передвижные.
Видео — работа пункта весового контроля и штрафы за перегруз грузового автомобиля:
Стационарные
располагаются на заранее определенных местах, перемещение персонала и оборудования на них не осуществляется.
Передвижные
посты весового контроля оборудованные на базе автомобильных фургонов способны оперативно менять свою дислокацию и оборачиваться неожиданным сюрпризом для владельцев грузовиков.
Весовой контроль осуществляется в динамическом и статическом режиме.
Динамический
режим измерения осуществляется при движении грузового авто с небольшой скоростью по специальным датчикам. Которые последовательно снимают показания по каждой из осей автомашины. Скорость движения не должна быть больше 5 км/ч. Минусом данного способа является значительная, иногда доходящая до 3% погрешность при измерениях.
Видео — как должен работать весовой контроль на дороге:
Статический
способ более точен. Измерение производится при неподвижном авто. Способ позволяет измерить как полную массу автомобиля, так и осевые нагрузки.
Как рассчитать допустимую массу груза
Любой грузовик имеет паспорт, в котором указан вес пустого транспорта, его предельно допустимая масса с продукцией и водителем. По европейской норме на долю последнего выделяется 75 кг.
Чтобы рассчитать, сколько груза разрешено поместить в кузов машины, нужно отнять от максимальной массы наполненного автомобиля его собственный вес и количество килограммов, занимаемых водителем.
Учитывайте и паллетный ящик на полуприцеп, вес которого, в среднем, от 200 кг.
Правила распределения груза
Правильное распределение груза в полуприцепе обеспечивает равномерное давление на колеса.
Для этого придерживаются таких рекомендаций:
- нельзя оставлять заднюю часть прицепа пустой при полном наполнении участка кузова за кабиной водителя фуры – это приводит к увеличению давления на рулевые колеса машины;
- вдоль бортов продукцию раскладывают так, чтобы ее вес равномерно распределялся по площади кузова;
- все перевозимые предметы в прицепе тщательно фиксируют специальными ремнями;
- нельзя размещать груз только в задней части фуры – это приведет к раскачиванию автомобиля во время езды.
Для точного расчета осевой нагрузки онлайн используются специальные калькуляторы, а также платные программы.
Детальная инструкция видна на видео:
Расчет осевой нагрузки для двухосного транспорта
Полная масса заполненного продукцией двухосного грузовика связана с нагрузкой на каждую пару колес таким соотношением:
Масса автомобиля = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю ось.
При этом вес машины с товаром распределяется между колесами неравномерно. При этом у двухосного автомобиля нагрузка на переднюю ось в три раза меньше, чем на заднюю. Задний мост принимает около 75% общей массы загруженного автомобиля, а передние колеса испытывают давление от 25% оставшегося веса.
Расчет осевой нагрузки для трехосной машины
У грузовых автомобилей с тремя парами колес (например, КамАЗ) средний и задний мост образуют заднюю тележку, соединенную с кабиной при помощи крепления.
Поэтому нормы нагрузки для такой машины рассчитываются из соотношения:
Масса грузовика = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю тележку.
Подробный алгоритм определения давления на каждую пару колес:
- Добавить к весу груза массу прицепа (указана в свидетельстве о регистрации, техпаспорте).
- Найти 75% от полученной величины (примерно такое давление осуществляется на тележку позади кабины).
- Разделить найденное число поровну между задними осями, определяя давление для каждой из них. Например, норма нагрузки на ось в трехосном полуприцепе рассчитывается делением 75% массы прицепа с грузом на три.
- Найти 25% от суммы веса груза и прицепа.
- Добавить к полученной величине массу кабины (указана в паспорте автомобиля), чтобы определить нагрузку на переднюю часть машины.
Пояснение
Знак 3.12 «Ограничение нагрузки на ось транспортного средства» в ПДД используется как запрещение движения транспорту с определенным фактическим весом на одну транспортную ось, больше обозначенного на знаке. Дорожный знак “Нагрузка на ось” действует как предупреждение перед началом специального участка, требующем особого движения, давления и пропускной способности таких как:
- Мостовые полотна;
- эстакадные пути;
- путепроводные сооружения.
Знак 3.12 поясняет — сколько опорная конструкция или дорожное полотно выдержит веса.
Как правильно загрузить фуру
Правильная загрузка фуры.
Правильная загрузка фуры продукцией позволяет доставить товар к пункту назначения без повреждений.
Она выполняется по таким рекомендациям:
- паллеты устанавливаются по всей площади кузова вплотную друг к другу, чтобы груз не смещался во время перевозки;
- в передней части фуры ставят самый легкий товар, затем размещают габаритный груз небольшой массы, а после него располагают тяжелый материал;
- при небольшом количестве поддонов их плотно расставляют ближе к кабине машины, а в задней части размещают длинномерные или тяжелые паллеты;
- сверху на стандартные паллеты укладывают легкий товар, прикрепив его к нижнему ярусу стрейч-пленкой;
- пустоты между продукцией заполняют пустыми поддонами, чтобы предотвратить смещение груза во время транспортировки;
- крупные и легкие товары, расположенные не на паллетах, крепятся к крыше, полу, стенкам или специальным перегородкам кузова с помощью ремней, стяжек, зажимов;
- тяжелые станки, автомобили, элементы сборных конструкций крепятся к каркасу прицепа специальными зажимами, цепями или металлическими тросами;
- для перевозки электроники и особо хрупких товаров используется пневмооболочка, а затем продукция фиксируется в кузове ремнями.
Как правильно поместить груз в кузове
Можно по-разному разместить груз в кузове автомобиля. Но если выполнить это грамотно, то получится сделать поездку рентабельной, сохранить товар в целости и обеспечить его сохранность. Правильно расположенный груз не будет нуждаться в дополнительном закреплении путём использования фиксации, например, ремнями. К тому же дальнейшая разгрузка будет проходить быстрее и легче. Опытные перевозчики в процессе размещения груза в кузове пользуются рядом правил:
- Тщательно и грамотно спланированный маршрут позволит правильно расположить в кузове лёгкие и тяжёлые товары, мелкие и крупногабаритные. Тяжёлые и крупные объекты должны погружаться в первую очередь. Затем уже осуществляется расстановка более мелких товаров. В этом случае место в автомобиле будет использоваться рационально и экономно, а поездку получится сделать максимально рентабельной.
- Расположение груза в кузове должно производиться с учётом равномерного распределения веса. Если основной вес будет приходиться на переднюю часть кузова, то усложнится управляемость автомобилем. Вес будет нарушать управляемость рулевого колёсного механизма, что может привести к возникновению аварии. Вес, сосредоточенный сзади, будет способствовать раскачке кузова.
- Особенности различных грузов влияют на очерёдность их погрузки. Например, стеклянные объекты всегда должны располагаться сверху. Хрупкие предметы не заносятся первыми. Например, никто не станет укладывать на плиты из пенопласта или пенополистирола металлические конструкции.
- Использование различных методов погрузки: ручной и паллетный. Они выбираются в соответствии с характеристиками и особенностями груза.
- При неполной заполненности кузова появляется необходимость в фиксировании объектов, особенно при перевозке хрупких или ценных предметов. Для этого используются особые ремни. Для труб и рулонных предметов используются распорки и уголки. Они предотвращают перемещение таких круглых объектов по всему кузову.
- Никто не знает автомобиль лучше, чем его водитель. К его советам стоит прислушиваться и принимать их во внимание.
Если погрузка была выполнена правильно, то разгрузка автомобиля должна проходить легче и быстрее. Каждый отдельный элемент должен без проблем извлекаться из кузова. Это главный признак того, что автомобиль был загружен правильно и грамотно.
Оптимизация размещения паллет в полуприцепе
Изменение расположения перевозимых товаров внутри кузова приводит к перерас-пределению давления на каждую пару колес, т. к. при перемещении груза смещается его центр тяжести. Поэтому от схемы расстановки транспортируемой продукции зависит, будет ли превышена нагрузка на все оси полуприцепа.
Обычно для перевозки груза используются европаллеты размером 800х1200 мм. На них разрешается ставить не более, чем 2 тонны.
Подробную информацию о правильной загрузке полуприцепа можно получить из следующего видео.
В один ярус
При грузоперевозках размещение паллет в полуприцепе одним ярусом является одним из самых популярных вариантов.
При этом максимальное количество поддонов будет зависеть от объема кузова машины и может быть таким:
- Газель с кузовом от 8,6 до 9 куб. м – 4 шт.;
- небольшие грузовики (MITSUBISHI CANTER, ЗИЛ «БЫЧОК») (12–16 куб. м) – 6 шт.;
- FOTON OLLIN (30 куб. м) – 10 шт.;
- транспорт марки MERCEDES ATEGO с объемом кузова от 32 до 36 куб. м – 14 шт.;
- автомобиль VOLVO FL-6 (40 куб. м) – 17 шт.;
- грузовик MERCEDES 2535 (54 куб. м) – 20 шт.;
- стандартная еврофура Freightliner с прицепом 90 куб. м (высота – 2,7 м, ширина – 2,45 м, длина – 13,6 м) – 33 шт.;
- рефрижератор (77 куб. м) – 32 шт.
При размещении в один ярус суммарный вес товара нужно разделить поровну между количеством паллет, чтобы рассчитать массу груза на каждой из них.
В два яруса
Правильное распределение поддонов.
Можно размещать поддоны с товаром в два яруса, устанавливая их друг на друга.
При этом во время наполнения кузова паллетами нужно контролировать давление на каждую пару колес в зависимости от размещения продукции.
Такой способ расстановки нельзя исполь-зовать, когда поддоны имеют разные габариты. При перевозке верхний ярус паллет может сместиться, что приведет к пробиванию упаковки и повреждению груза.
Чем негативен перегруз
Если расчет нагрузок на оси грузовых автомобилей проведён неверно, при нарушении придётся понести ответственность.
На самом деле, перегруженное авто кроет огромную опасность, оно может спровоцировать аварийную ситуацию. Кроме того, перегруз влияет на нестабильность в движении. При огромном воздействии, превышающем допустимые нормы, осям приходится слишком тяжело и они могут не выдержать.
Многие автовладельцы, передвигающиеся на легковушках, жалуются ещё и на активное разрушение дорожного полотна. Хотя, возникновение ям — это ничто иное, как безответственное отношение других автомобилистов. Появление ям на дорогах приносит такой ущерб, который не в состоянии покрыть даже штрафные санкции.
Для владельцев грузовых машин
Если водитель грузового автотранспорта не знает, как рассчитать положенную норму и свободно перемещается с перегрузом, возложенный на него штраф будет зависеть от того, какого рода товар он везёт (крупногабаритный, опасный).
Взыскания, накладываемые на таких правонарушителей, описаны в ст. 12.21 КоАП. В частности, физ. лицо может быть оштрафовано на 1,5–2 тыс. рублей, должностное — на сумму, достигающую порядка 15 тыс. рублей. Самым большим штрафом может быть обложено юр. лицо, размер взыскания для которого может превысить 400 тыс. руб.
Кроме того, для перемещения некоторого вида грузов необходимо разрешение на перевоз. Его отсутствие — дополнительное взыскание. За несоответствие массы, указанной в документах и выявленной инспекторами, также грозит штраф в размере 5 тыс. руб. При этом организации могут заплатить почти в 50 раз больше. Правда, выписать взыскание могут только после контрольного взвешивания, ведь на глаз перегруз определяется достаточно быстро, но доказать это невозможно.
Обладателям легковушек
В Кодексе РФ нет ни слова о том, какая разрешенная масса может перевозиться посредством легкового автомобиля. На дороге такие машины не останавливаются и не подвергаются взвешиваниям. Однако, несмотря на это, инспектора имеют право наложить штрафные взыскания на тех, кто нагружает машину свыше возможного предела.
Безответственно взваленный груз негативно сказывается на управляемости, возможности попасть в занос, увеличивает износ составляющих. Обладатели легковушек чаще всего обретают штрафы за неправильную перевозку пассажиров. В автомобиле должно быть столько людей, сколько положено в документах. Инспектор может вынести как устное предупреждение, так и выписать штраф на 500 рублей (правонарушение, вызванное неграмотной перевозкой людей) или 1 тыс. рублей (непристёгнутый ремень).
Перегруз
При наполнении фуры товарами всегда осуществляется распределение груза по осям полуприцепа и тягача. Нельзя допускать превышения установленных законом показателей, т. к. за перегруз предусмотрены различные штрафы. Максимальное отклонение от разрешенных параметров не должно превышать 5%. Кроме денежного наказания, перегруз может вызвать массу других негативных последствий.
К чему приводит
Превышение нормативов нагрузки приводит к таким результатам:
- увеличивается риск поломки деталей грузовика;
- наносится ущерб дорожному полотну;
- водителю сложно контролировать движение автомобиля по дороге;
- создается опасность для других участников дорожного движения (ось может сломаться во время езды, увеличивается тормозной путь и вероятность внезапного заноса);
- увеличивается расход топлива.
Обязательно поделитесь с друзьями!