Искусственная дорожная неровность (сокращенно ИДН) или в просторечии «лежачий полицейский» — это особая монолитная или сборная конструкция, целью установки которой является снижение скорости автотранспорта на выделенном участке. Как правило, подобные преграды устанавливаются в местах высокого скопления пешеходов и предназначены для защиты их от столкновения с проезжающим на высокой скорости автомобилем.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?

ДаНет

Подробнее о знаке

С появлением возможности возведения искусственных препятствий в правилах дорожного движения появились новые дорожные знаки:

  • 1.17 «Искусственная неровность» с красной окантовкой, целью которого является предупреждение о скором появлении преграды;

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

  • 5.20 «Искусственная неровность» с синей окантовкой, обозначающий место расположения ИДН.

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

Важно понимать, временные или постоянные конструкции на дороге не должны стать неожиданностью для автовладельца, т.к. проезд «лежачих полицейских» на высокой скорости чреват повреждением подвески и последующим ремонтом.

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

Когда появился лежачий полицейский?

Когда появился лежачий полицейский:

  • Впервые появилось устройство в США, в начале XX века. Насыпи стали делать фермеры, так как были обеспокоены сохранностью скота. В этот период большого распространения получили автомобили, практически у каждого жителя Америки появился железный конь, соответственно аварий на дорогах стало больше, из-за несоблюдения установленной скорости и большого количества авто.
  • Фермеры были вынуждены устилать дороге щебнем, или глиной, создавая искусственные возвышения, чтобы принудительно останавливать машину. В современных условиях такие насыпи в основном создаются в местах, где имеется пешеходный переход, или большое количество опасных элементов на дороге.

Часто их устанавливают возле школ, детских садов, в местах, где часто обитают дети. Автомобилист вынужден остановиться, чтобы не предавать свой автомобиль разрушению. Если проезжать лежачего полицейского на высокой скорости, происходит сотрясение подвески, и важных узлов автомобиля. Это приближает плановый ремонт, ухудшает работу авто, и сказывается на его работоспособности. Таким образом, автомобилисты, которые игнорируют лежачих полицейских, чаще вынуждены ремонтировать свое авто.

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

Неровность



Требования ГОСТ

Федеральное дорожное агентство в 2006 году разработало свод требований и правил к искусственным преградам – ГОСТ Р 52605-2006. В 2008 году этот документ стал полноценной частью правил дорожного движения. Он регламентирует нормы установки и эксплуатации конструкций и требования к местам их возведения. «Лежачие полицейские» могут представлять из себя монолитную или мобильную конструкцию с применением асфальтобетона или полимерных материалов.

Для лучшей видимости при низкой освещенности ИДН должна иметь светоотражающие элементы.


Что прописано в ГОСТе

  • «Лежачий полицейский» может быть как сборной конструкции, так и монолитной, то есть представлять собой возвышение из того же материала, что и само дорожное полотно.
  • Максимальная высота его должна составлять 7 см.
  • Искусственную неровность обязательно должен сопровождать знак «Лежачий полицейский», установленный по обеим сторонам дороги.
  • Плюс к этому она должна быть сопровождена разметкой, которую водитель мог бы увидеть издалека.
  • В тех местах, где устанавливается искусственная дорожная неровность (сокращенно ИДН), должны быть организованы водоотводы для предотвращения образования луж и аварий при резком торможении.
  • На одном участке дороги максимальное количество «лежачих полицейских» — 5.
  • Запрещается их ставить на трассах федерального значения, скоростных трассах, мостах, в тоннелях и около автобусных/троллейбусных остановок. В этом списке также подъезды к зданиям экстренных служб, например, станциям «скорой помощи», больницам и пожарным станциям.

Само собой, столько жестких позиций часто не соблюдает никто. Ведь сертифицированный и по всем правилам установленный «блюститель порядка» обойдется в сумму около 30 тысяч рублей. Не каждая администрация готова выложить их из местного бюджета.

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

Таблица допустимых размеров

ГОСТ содержит информацию о требованиях к конструктивным особенностям как монолитных, так и сборно-разборных «лежачих полицейских».

Асфальтобетонные

Предельная скорость передвижения, км/ч Длина Максимальная высота Радиус криволинейной поверхности
20 от 3,0 до 3,5 0,07 от 11 до 15
30 от 4,0 до 4,5 0,07 от 20 до 25
40 от 6,25 до 6,75 0,07 от 48 до 57

Разборные

Предельная скорость передвижения, км/ч Длина горизонтальной поверхности Максимальная высота
30 От 0,50 до 0,70 От 0,05 до 0,06
40 От 0,90 до 1,10 От 0,05 до 0,06

По отзывам опытных автомобилистов указанные нормы соблюдаются не всегда, особенно при возведении монолитных преград.

Требования к лежачим полицейским

– перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;Световозвращающие элементы выполняют из полимерных лент или иных материалов в соответствии с ГОСТ Р 51256. Значения коэффициента яркости и коэффициента световозвращения таких элементов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256 для дорог I категории и магистральных улиц непрерывного движения. При разрушении или отслаивании световозвращающих элементов, а также снижении в процессе эксплуатации их светотехнических характеристик до значений ниже нормативных, световозвращающие элементы должны быть заменены на новые. «Лежачие полицейские или искусственные неровности (ИН) размещаются на проезжей части дорог для предупреждения наезда на пешеходов. Обычно они устанавливаются у социально значимых объектов — больниц, школ, а также в местах нерегулируемых пешеходных переходов.

ИН устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее. Конструкции ИН в зависимости от технологии изготовления подразделяют на монолитные и сборно-разборные. Длина ИН должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение ? не более 0, 2 м с каждой стороны дороги. На участке для устройства «лежачего полицейского должен быть обеспечен водоотвод с проезжей части дороги. Расстояния Установки Дорожных Знаков в Населенных Пунктах Лежачий Полицейский

Читайте на сайте «Россия-Украина»:

  • Могут ли Выписать Штраф за Парковку на Инвалидном Месте по Фотографиям
  • Предупреждении о Снятии Доплаты за Совмещение
  • Заявление Снятия ЕНВД ООО Заполнить Онлайн
  • Классификация Транспортных Средств в России
  • Договор Уступки Права на Квартиру Между юр Лицами Налоги

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже.

Правила проезда

Тормозить непосредственно перед искусственной дорожной неровностью не рекомендуется. Для эффективного преодоления ИДН водитель должен совершить ряд несложных действий, а именно:

  • Подъехать к препятствию под некоторым углом, если дорожная ситуация позволяет;
  • Снизить скорость до 20 км/ч;
  • За 1 – 2 метра до «лежачего полицейского» отпустить педаль тормоза и совершить переезд.

Такая последовательность позволяет снизить нагрузку на автомобиль за счет того, что передняя часть автомобиля слегка приподнимается, и вся нагрузка равномерно распределяется на пружины.

Переезд через лежачего полицейского: особенности, правила

Сейчас в России существует большое количество лежачих полицейских, которые установлены не по правилам. Это искусственная возвышенность, высота которой более 7 см. Такие неровности несут угрозу целостности автомобиля, являются незаконными. Часто подобные возвышенности монтируются самостоятельно, возле жилых домов, гаражей, или магазинов. Делать этого ни в коем случае нельзя. Необходимо полное соблюдение правил установки.

Переезд через лежачего полицейского, особенности, правила:

  • Разрешено создавать лежачих полицейских исключительно на дорогах с асфальтным, или цементным покрытием. На грунтовой дороге подобных насыпей, возвышенностей быть не должно.
  • Перед каждым лежачим полицейским должен быть соответствующий знак. Если на этом отрезке дороги имеется несколько искусственных неровностей, должен быть предупреждающий знак. Часто их монтируют на участках трасс, где необходимо снижение скорости до 40 км/ч. Это своего рода предупредительные меры, чтобы водитель снизил скорость.

В автошколах учат, что преодолевать искусственные неровности необходимо на скорости не выше 20 км/ч. Проезд на более высоких скоростях на таких участках, чреват поломкой подвески, ремонт которой стоит недешево.

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

На перекрестке

Ответственность за нарушение

В правилах дорожного движения нет наказаний за неправильное пересечение ИН. Однако некоторые автомобилисты при сближении с «лежачим полицейским» совершают объезд с выездом на полосу встречного движения. Учитывая тот факт, что ИН чаще всего устанавливаются перед пешеходными переходами, такой маневр следует воспринимать как обгон на пешеходном переходе, а это в свою очередь является нарушением.

Дополнительному наказанию могут быть подвергнуты лица, ответственные за неправильную установку ИН.

Умышленное создание препятствий, сопряженное с изменением или разрушением дорожного покрытия грозит штрафом в 5000 рублей для физ.лица, до 25 000 для должностных лиц и 300 000 для юридических.

Знаки перед лежачим полицейским

1.17 и 5.20 обычно используются вместе на одном и том же опасном участке. Первый заранее предупреждает водителя, что вскоре он попадет на дорогу со специально созданной возвышенностью. 5.20 в ПДД описан так:

Искусственная неровность». Обозначает границы искусственной неровности.

То есть его закрепляют непосредственно перед холмиком.

Часто бывают и другие знаки перед лежачим полицейским:

  • табличка 8.1.1, указывающая дистанцию до неровности (устанавливают с 1.17);
  • 3.24, предписывающий водителям ограничение скорости до определенного значения;
  • 5.19.1 и 5.19.2, очерчивающие рамки пешеходного перехода (рядом с 5.20);
  • 1.22, указывающий, что через несколько метров будет «зебра» (непосредственно с 1.17).

Знаки скользкая дорога и лежачий полицейский

Реже можно видеть 1.17 рядом с символами, указывающими на значение территории, куда въезжает авто, или знаками расположенных рядом объектов. Это, например, 5.21, устанавливаемый в начале жилой зоны, или 6.4 (перед парковкой) и т.д.

Правила установки знака 1.16

Неровность дороги может быть связана с волнистостью, выбоинами, не плавными состыковками с мостовым сооружением. В этом случае в соответствии с положениями ГОСТ, необходимо устанавливать предупреждения.

Знак «Неровная дорога» устанавливается непосредственно перед участком с неровностями. Если этот участок находится в городе, то предупреждение будет действовать на расстоянии 50-100 метров, за городом на расстоянии 150-300 метров, а также на ином расстоянии в соответствии с указателем на табличке 8.1.1.

При проведении ремонтных работ в зоне ведения указанных работ могут встречаться неровности дороги, о чем, перед въездом, могут ставить временные предупреждения знака 1.16. Отличие стационарного знака от временного будет иметь место смены изображения знака на желтый фон, который будет являться временным.

Действие знака будет распространяться до ближайшего перекрестка, если дорога сохранит неровное покрытие, знак 1.16 будет продублирован после перекрестка.

В любом случае, водитель должен быть предупрежден об опасности, так как своевременное предупреждение обеспечить безопасность движения для автомототранспортных средств.

Рекомендуем!  Экзаменационный билет ПДД № 8 с ответами и пояснениями.