Что делать, если купленная машина в залоге у судебных приставов
23 августа 2017г.
Вы пригоняете машину к подъезду, на нее выходит смотреть вся семья. Вы радуетесь, показываете дополнительные опции и смущенно протираете лобовое стекло махровой тряпочкой. Завтра ставить на учет. Вы даже успели оставить заявку на Госуслугах.
Без толчеи пробираетесь к окошку, подаете бумаги и с замиранием сердца ждете документы. Но их не будет: инспектор сообщает, что авто в аресте. О том, что делать, если купил машину, а она в аресте у судебных приставов мы поговорим в статье.
Почему накладывают запрет на регистрационные действия
По лицу продавца невозможно судить о его жизненной ситуации. Милая девушка может оказаться злостной неплательщицей алиментов брошеному ребенку, а стильный парень с последним айфоном уже 5 лет не платит за квартиру.
Озвученные персонажи, скорее всего, имеют на руках судебное постановление об аресте собственности. Правда, показывать его будущему покупателю не спешат: главное продать машину, а после хоть потоп.
О том, что авто находится в аресте у судебных приставов вы узнаете только в ГИБДД.
Существуют несколько причин, почему судебные приставы накладывают арест. Основных две:
- неуплата долга (коммунальные, штрафы и взыскания, алименты, кредиты);
- обеспечительный арест (накладывается при спорном делении имущества, в счет материальной компенсации).
Не спешите подозревать всех продавцов. Многие не знают о наложении ареста, и спокойно распоряжаются машиной.
Три типа продавцов, чья машина находится в аресте у приставов
Обзор не претендует на научный психологический труд, однако, точно описывает поведение продавцов при обнаружении ограничений на регистрационные действия.
- Незнайки Если вы взяли арестованную машину, молитесь, чтобы продавец оказался из этой группы. С ним вопрос решается легче всего – продавец не в курсе наложенных санкций, поэтому быстро и оперативно сделает все, чтобы снять бремя с вас и себя. Он не скрывается, всегда доступен, отчитывается о ходе дела.
- Перекупы Найти реального владельца не получится и проблемы по высвобождению машины лягут на ваши плечи. Мы рекомендуем не слушать сладкие речи перекупщиков и приобретать машины в проверенном месте.
- Хитрецы Продавец прекрасно знает об аресте, но продает машину, чтобы избавиться от проблем. Он не идет на контакт, расторгать договор купли-продажи категорически отказывается. Решить проблему не удается месяцами.
Как уменьшить риск приобретения авто в аресте
Используйте рекомендации перед тем, как поставить подпись в ДКП:
- проверьте машину на наличие ограничений на специальных сервисах. Также проверьте хозяина.
- если продавец состоит в браке, попросите письменное разрешение второго супруга. Оно может быть написано в свободной форме и заверено подписью. Если получите отказ, повремените с покупкой такой машины;
- включите в ДКП пункт о том, что машина не состоит на учёте у судебных приставов. Пусть продавец распишется рядом с каждым пунктом.
- возьмите за правило ставить подпись на всех страницах договора. Сверьте подпись продавца с подписью в паспорте. Если она не соответствует, настаивайте на переписывании ДКП;
- попросите бывшего хозяина авто присутствовать на перерегистрации. Если он пытается улизнуть от разговора — задумайтесь и перепроверьте все еще раз.
Если вы приобретаете машину и знаете о залоговых обязательствах, распишите их в ДКП и укажите пути решения за подписью владельца.
Как снять арест с авто: пошаговая инструкция
Если в окошке ГИБДД отказали в становлении на учет, действуете по плану:
- Запросите в ГИБДД справку о том, кем наложен запрет, когда и на какую сумму.
- Встретьтесь с бывшим хозяином. Если вам попался Незнайка, то совместными усилиями проблема будет решена. В случае с Хитрецом разъясните последствия и укажите сроки для урегулирования ситуации. Все разговоры записывайте, а активность продавца проверяйте в инстанциях, которые наложили запрет.
- Если проблема не решилась, подавайте в суд. Обязательно наймите юриста: доказать неосведомленность об обременении крайне трудно. Вероятность проиграть мировой суд 50%.
- Проигранный суд не повод опускать руки. Добивайтесь расторжения ДКП. Этот суд вы выиграете в случае, если в ДКП прописан пункт, что авто не значится в аресте и он заверен подписью бывшего владельца.
Не пытайтесь продать транспорт с обременением и скрыть это. Для лучшего понимания процесса, посмотрите видео. Удачи на дорогах!
Источник: http://auto-vigoda.ru/articles/chto-delat—esli-kuplennaya-mashina-v-zaloge-u-sudebnykh-pristavov-108.html
Освободить железного коня
Ограничения на автомобиль могут быть наложены судом или судебным приставом. От основания наложения ограничения зависит порядок действий по его снятию.
Зазулин Анатолий Игоревич
Ведущий юрист
Приобретение автомобиля на вторичном рынке всегда напоминает покупку кота в мешке: никогда не знаешь, что достанется тебе «в наследство» от предыдущего собственника. Нередки случаи, когда машина перед сделкой успешно проходит проверку по сайту Госавтоинспекции, а правовые проблемы с ней возникают уже после покупки.
К решению таких проблем необходимо подходить с четким планом действий: не стоит пытаться освободить недавно купленный автомобиль от правовых ограничений «нахрапом», поскольку возрастает риск только ухудшить проблему и отдалить ее решение.
Первое, что необходимо сделать после того, как обнаружились проблемы с постановкой автомобиля на учет, – обратиться в государственный орган или к должностному лицу, наложившим ограничение (информация о них всегда указывается в уведомлении сервиса «Проверка транспортного средства» и карточке АМТС), и узнать, в связи с чем оно было наложено.
Ограничения на автомобили могут быть наложены судом, судебным приставом-исполнителем или следователем в различных ситуациях. От основания наложения ограничения зависит порядок дальнейших действий по снятию ограничения.
Долги предыдущего собственника
В данном случае купленный автомобиль попадает в группу риска, если новый собственник долгое время не регистрирует его за собой. Необходимо помнить, что, несмотря на фактический договор купли-продажи, автомобиль будет числиться за должником до тех пор, пока новый собственник не зарегистрирует его на себя в ГИБДД.
Судебный пристав-исполнитель – должностное лицо, задача которого заключается в принудительном исполнении судебных актов. Такими актами могут служить:
- определение суда об обеспечении иска, которым на имущество должника накладывается арест (оно «замораживается» до момента разрешения судебного дела по существу);
- решение суда о взыскании задолженности с должника (таким актом судебное дело разрешается по существу).
Определение суда об обеспечении иска может быть направлено судом напрямую в ГИБДД либо в ФССП. В последнем случае после возбуждения исполнительного производства судебный пристав направляет в ГИБДД свое постановление о наложении ограничений на имущество.
Решение суда о взыскании долга не может быть направлено напрямую в ГИБДД, оно всегда реализуется через сотрудников ФССП.
Теперь разберемся конкретнее. Если основанием ограничения в сервисе ГИБДД является определение суда об обеспечении иска, то покупатель проблемного автомобиля должен обратиться непосредственно в суд, вынесший определение и указанный в соответствующем уведомлении. В остальных случаях требуется прием у судебного пристава, наложившего ограничение.
Итак, если судебный пристав поясняет, что арест на автомобиль наложен в рамках исполнительного производства в отношении предыдущего собственника транспортного средства, необходимо обратиться к старшему судебному приставу отдела с ходатайством о снятии запрета или освобождении имущества от ареста. В ходатайстве важно не только изложить обстоятельства покупки автомобиля, но и акцентировать внимание на добросовестности нового собственника:
- стоимость автомобиля была оплачена новым собственником (покупателем) в полном объеме;
- на момент покупки в отношении предыдущего собственника автомобиля не было возбуждено исполнительного производства, то есть покупатель на момент продажи не знал, что продавец является должником по исполнительному производству.
К ходатайству необходимо приложить копии следующих документов:
- договор купли-продажи, акт приема-передачи, акт осмотра автомобиля;
- квитанция или расписка об оплате стоимости автомобиля по договору;
- паспорт транспортного средства с отметками ГИБДД;
- распечатка с сайта ГИБДД об отсутствии наложенных на автомобиль ограничений на момент его покупки (при наличии).
Рассмотрев ходатайство, старший судебный пристав может либо удовлетворить его и отменить ограничение, либо отказать. В последнем случае единственным способом снятия ограничения с автомобиля является обращение в суд.
При подготовке заявления в суд следует учесть следующее. Само по себе постановление о наложении запрета/ареста на транспортное средство может быть оспорено в суде как незаконное действие пристава в порядке административного производства только взыскателем или должником по исполнительному производству.
Добросовестный приобретатель, не являющийся стороной исполнительного производства и купивший автомобиль у должника, не зная о его долгах, должен подать гражданский иск об освобождении имущества из-под ареста
Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/osvobodit_zheleznogo_konya_2025/
Приобретенный автомобиль находится под арестом из-за долгов продавца: как действовать покупателю?
Покупатель автомобиля обратился в ГИБДД для регистрации прав на него и узнал, что на регистрационные действия наложен запрет.
В такой ситуации судебные приставы нередко предпочитают не сами отменять свое постановление, а рекомендуют обращаться в суд за снятием запретов (ареста).
Судебная практика по этим делам неоднозначная, и защита интересов в суде по этой категории дел имеет свою специфику. Подробнее — в материале.
В одном деле истец в феврале 2014 г. приобрел автомобиль, а в апреле 2014 г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление о запрете регистрационных действий в отношении этого автомобиля.
В результате истец не смог переоформить транспортное средство в органах ГИБДД на свое имя, поставить автомобиль на регистрационный учет и пользоваться им.
Поскольку продавец при совершении сделки не сообщил истцу о возбужденном в отношении него исполнительном производстве, истец обратился в суд с требованиями к продавцу и Управлению ФССП России о признании за ним права собственности на автомобиль.
https://www.youtube.com/watch?v=50UvmUry0VY
Апелляционным определением Московского городского суда от 12.04.2016 по делу № 33-7486/2016 в удовлетворении исковых требований было отказано.
То обстоятельство, что в отношении автомобиля после заключения договора купли-продажи вынесено постановление о запрете совершения регистрационных действий как мера по обеспечению исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях с продавца в пользу банка, не свидетельствует, по мнению суда, о нарушении права собственности истца.
В отсутствие доказательств того, что право собственности истца на транспортное средство оспорено либо нарушено, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных по делу требований. Истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав.
В другом случае Московский городской суд, напротив, удовлетворил требования покупателя автомобиля, оказавшегося в аналогичной ситуации. Однако, в отличие от предыдущего примера, в этом деле истец, автомобиль которого оказался под арестом из-за задолженности продавца, заявил иные требования: об освобождении принадлежащего ему имущества из-под ареста.
Суд отменил запрет на проведение регистрационных действий, прохождение технического осмотра и действий по исключению из государственного реестра в отношении транспортного средства, наложенный постановлением пристава в рамках исполнительного производства (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2016 по делу № 33-19680/2016).
Прежде чем обращаться в суд, покупателю важно определить предмет исковых требований. Другой немаловажный вопрос: в каком порядке будет рассматриваться спор — в порядке искового производства или в порядке административного искового производства?
Прежде всего исходить нужно из конкретной ситуации, а именно из того, осуществлена или нет регистрация транспортного средства в органах ГИБДД.
С какими требованиями обращаться в суд?
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.
95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию РФ на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно п. 6 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (утв. приказом МВД России от 26.06.
2018 № 399) владелец транспортного средства обязан зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска его в обращение в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕврАзЭС, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В то же время госрегистрация транспортных средств осуществляется в целях допуска их к участию в дорожном движении и не является государственной регистрацией в том смысле, который в силу закона порождает право собственности. Как указано в п. 6 «Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2017)» (утв.
Президиумом ВС РФ 26.04.2017), регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. В силу п. 1 ст.
223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Тем не менее, если регистрация в органах ГИБДД не осуществлена в течение 10 дней, это порождает дополнительные проблемы, поскольку у судебных приставов и у суда возникает вопрос, не совершена ли сделка с целью скрыть имущество (автомобиль) от обращения на него взыскания в ходе исполнительного производства.
В связи с этим от истца могут потребоваться объяснения того, почему он не обратился в органы ГИБДД за регистрацией своевременно, и соответствующие доказательства (например, фотографии автомобиля со следами повреждений, платежные документы за услуги эвакуатора, документы на ремонт, которые бы подтверждали техническую неисправность автомобиля для возможности своевременного обращения в органы ГИБДД).
В любом случае, даже если требование о признании права собственности истец не заявляет, в суде ему придется доказать свое право собственности на транспортное средство.
Так, например, рассматривая одно дело, Мосгорсуд поддержал решение районного суда, оставившего без удовлетворения административный иск покупателя автомобиля к Управлению МВД России, ФССП России об отмене запрета регистрационных действий в отношении транспортного средства и обязании исключить соответствующую информацию о запрете регистрационных действий. Мосгорсуд при этом указал, что покупатель не подтвердил право собственности на указанный автомобиль, и отметил, что при наличии спора о принадлежности автомобиля покупатель не лишен возможности обратиться за защитой нарушенного права (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2018 по делу № 33а-8186/2018).
С каким иском следует обращаться в суд — административным или в порядке обычного искового производства?
Источник: https://www.eg-online.ru/article/392524/
Кредитная очистка: купил автомобиль и получил проблему с банком. Как не нарваться на чужие долги?
Покупая подержанный автомобиль, наш читатель Виталий меньше всего ожидал, что из-за этой машины придется разбираться с банком. В теории он вообще мог лишиться законно приобретенного транспортного средства.
Дело в том, что предыдущий владелец (он же — продавец) взял кредит, гарантией выплаты которого выступил автомобиль. Продавать машину без разрешения банка было нельзя.
Тем не менее ее удалось беспрепятственно снять с учета в ГАИ, а после покупки новому владельцу поступил неожиданный звонок из отдела по работе с проблемными клиентами. Onliner.by обратился за комментарием в банк: как избежать такой ситуации?
— Продавал автомобиль супруги через интернет. Машина — D-класса, 2005 года выпуска, — рассказал Виталий. — Через некоторое время получил предложение обменять машину на такой же автомобиль, но следующего поколения — 2008 г. в. В принципе, так и рассчитывал: банально поменять машину на более новую модель. Продавец выставлял цену с учетом нынешних реалий, то есть стоимость была невысокой.
По словам нашего читателя, они встретились. Оба осмотрели машины и остались довольны. После диагностики на СТО приобретаемого автомобиля (2008 г. в.) удалось получить скидку: обнаружились небольшие дефекты в подвеске. В итоге доплата составила символическую сумму. Легкость, с которой продавец сбрасывал цену и готов был приобрести более старую машину, Виталия не смущала:
— Для себя я объяснял выгоду тем, что он приобретает мой, дизельный, более ликвидный автомобиль, а избавляется, то есть продает мне более «прожорливый» и менее ликвидный.
Оформление сделки прошло гладко. Тут есть один важный нюанс: если автомобиль приобретен в кредит или лизинг и сумма не погашена, то снять машину с учета не получится.
Но в случае с нашим читателем в ГАИ никаких проблем не возникло. Он доплатил требуемую сумму. Лишь обратил внимание, что продавец зарегистрировал его автомобиль на некую приятельницу.
Однако опять-таки не придал этому факту значения.
— Первые несколько недель я был доволен. До тех пор, пока мне не позвонили из одного из банков, — продолжает Виталий. — Представились специалистами отдела по работе с проблемными клиентами и сказали, что машина, которую я купил, находится в залоге!
По словам мужчины, он был очень удивлен, поскольку знал про запрет на отчуждение транспортного средства до выплаты кредита. Как ему объяснили, «данный приказ в прошлом году отменили и теперь запрет на отчуждение в ГАИ не ставят». Мы обратились по этому поводу за комментарием в Минскую госавтоинспекцию.
В пресс-службе опровергли эти слова: «По-прежнему действует тот же порядок. Если автомобиль взят в кредит или лизинг, то делается соответствующая отметка и транспортное средство невозможно снять с учета. При этом указывается банк, а любой инспектор может проверить это по базе.
Также делается отметка в техпаспорте».
Но в описываемом случае машина не покупалась в кредит, а выступала гарантом под него. Совершенно разные вещи! Чтобы сделать отметку в техпаспорте, пришлось бы заново регистрировать автомобиль. А кто может обязать это сделать с машиной, уже поставленной на учет? Чуть позже в банке нам сообщили, что такой порядок все же существовал по 2013 год.
По словам нашего читателя, такие проблемные автомобили могут быть арестованы и даже изъяты через суд. «В глубокой теории я мог лишиться купленной машины», — подчеркивает Виталий.
Разумеется, он не стал сидеть сложа руки и вместе с сотрудниками банка начал убеждать продавца погасить кредит. История длилась три месяца и завершилась благополучно: должник оплатил сумму и все претензии были сняты. Но вопросы остались.
Например, есть ли процедура оформления запрета на отчуждение машин, которые выступают гарантом кредитных обязательств?
Отвечает юрист Сергей Зикрацкий: «Сейчас не предусмотрена регистрация договоров залога автомобилей, как, например, с недвижимостью. Если заложена недвижимость, собственник не сможет продать ее без согласия залогодержателя. В случае же с другим имуществом у него это может получиться, хотя закон это делать запрещает».
В таком случае мог ли Виталий предъявить претензии, если бы машину у него все-таки изъяли? Ведь закон он не нарушал, является добросовестным покупателем автомобиля, который был легально приобретен и оформлен.
«В соответствии со статьей 327 Гражданского кодекса Республики Беларусь распоряжаться предметом залога залогодатель может по общему правилу только с согласия залогодержателя. В статье 430 Гражданского кодекса также предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, — говорит Сергей Зикрацкий.
— Таким образом, в описанной ситуации продавец автомобиля нарушил как соглашение с банком (поскольку продал машину без согласия банка), так и договор с покупателем (поскольку передал ему автомобиль, обремененный правом залога).
Банк в данном случае находится в более защищенном положении, поскольку Гражданский кодекс устанавливает, что при переходе права собственности залог не прекращается. Таким образом, банк сможет обратить взыскание на машину, даже если реальный должник ее уже продал. Что касается покупателя, то он вправе требовать или уменьшения цены по договору, или расторжения договора.
В случае принятия судом решения о расторжении договора, стороны должны будут возвратить друг другу все полученное по сделке. Поэтому уже на стадии заключения договора нужно обязательно прописывать реальную стоимость автомобиля».
Мы также обратились в банк, в котором, собственно, и была заложена машина. Там согласились прокомментировать ситуацию для Onliner.by. В целом в пресс-службе подтвердили слова юриста:
— Залогодатель подписывал договор, в соответствии с которым он не имел права продавать автомобиль, находящийся в залоге, без согласия банка. По договору залога залогодатель должен предпринимать все меры для обеспечения сохранности и защиты предмета залога. Таким образом, клиент нарушил условия договора.
— Чем это может грозить?
— Если данный факт совершен умышленно и это будет доказано, залогодателю может грозить ответственность в соответствии с законодательством по статье «Мошенничество».
— Хорошо. А были ли реальные случаи привлечения к ответственности в таких ситуациях?
— В нашем банке пока не было таких случаев. Все возникавшие проблемы решались в досудебном порядке.
— Какие проблемы могут появиться у нового владельца залогового автомобиля? Может ли он лишиться машины? Не обяжут ли его выплачивать чужой кредит?
— Купив автомобиль, находящийся в залоге у какого-либо банка, покупатель может попасть в неприятную ситуацию, поскольку продавец (залогодатель) ограничен в праве распоряжения машиной, находящейся у него в собственности.
Таким образом, в случае возникновения ситуации, в которой лицо, продавшее залоговый автомобиль, не исполняет свои договорные обязательства перед банком (не вносит ежемесячные платежи по кредиту), банк вправе обратить взыскание на залоговое имущество.
Таким образом, в худшем случае новый хозяин может лишиться машины.
— Как можно обезопасить себя от попадания в такую проблемную ситуацию? Есть ли легальная возможность? Ведь если автомобиль продан в кредит, в ГАИ просто не снимут его с учета. А как быть, если машина выступает в качестве гаранта в обеспечении кредита? Можно ли об этом как-то узнать заранее, а не постфактум?
— До 2013 года залоговые автомобили регистрировались в ГАИ и их нельзя было снять с учета без согласия банка. Затем данная мера была отменена. К сожалению, сейчас никак нельзя узнать, находится ли машина в залоге у банка. Общей базы пока нет.
— Требуются ли некие изменения в законодательстве, чтобы не обрекать добропорядочного покупателя автомобиля на такие сложности? Возможно, необходимо ставить специальную отметку в техпаспорте, если машина выступает гарантом в обеспечении кредита?
— Естественно, решение данной проблемы путем принятия законодательных мер помогло бы снизить риски и покупателям автомобилей, и банкам.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by
Источник: https://auto.onliner.by/2015/04/03/kredit-3