Можно ли разворачиваться на пешеходном переходе: штраф за нарушение ПДД в 2020 году
Содержание:
- 1 Когда разрешено движение по трамвайным путям?
- 2 Где нельзя разворачиваться согласно ПДД
- 3 Движение прямо по трамвайным путям
- 4 Техника выполнения разворота
- 5 Поворот налево через трамвайные пути
- 6 Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?
- 7 Изменение правил дорожного движения
- 8 Разворот запрещен Правилами
- 9 ДТП на трамвайных путях
- 10 Можно ли оспорить штраф
- 11 Штрафы за движение по трамвайным путям
- 12 Разворот с использованием придомовой территории (“в два приема”)
Необходимо чётко понимать особенности разворота на перекрёстке, чтобы избежать материальных убытков и смертельных последствий. Правила разворота на перекрёстке требуют придерживаться крайнего левого положения и правильного расчёта траектории. За расчёт безопасной траектории отвечает сам водитель. Как правильно рассчитать безопасную траекторию разворота в зависимости от разных типов перекрёстков и чем может обернуться разворот по опасной траектории?
Более подробную информацию о том, как правильно осуществлять проезд перекрестков, вы сможете найти в статье нашего специалиста.
Советуем дополнительно также прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно рассказывается об обгоне на перекрестке.
Также рекомендуем прочитать интересную статью нашего автора, из которой можно узнать, с какой стороны разрешен обгон ТС.
Когда разрешено движение по трамвайным путям?
Правила дорожного движения разрешают движение по трамвайным путям только при выполнении нескольких условий:
- трамвайные пути должны находиться слева;
- трамвайные пути должны быть расположены на одном уровне с проезжей частью;
- трамвайные пути должны идти в попутном направлении.
Основываясь на этом списке условий можно сразу же выявить ситуации, в которых движение по трамвайным путям запрещено:
- Трамвайные пути находятся справа от дороги. В городах, где организовано трамвайное движение, подобная ситуация далеко не редкость.
- Трамвайные пути находятся ниже проезжей части (на газоне) или выше проезжей части. В данном случае трамвайные пути являются разделительной полосой и выезд на них запрещен, т.к. разделительная полоса по определению не предназначена для движения и остановки транспортных средств.
- Выезд на встречные трамвайные пути в любом случае является нарушением правил, и за него водитель может получить наказание в виде лишения прав. Однако об этом речь пойдет чуть позже.
Правила дорожного движения предусматривают возможность использования трамвайных путей для движения прямо, для поворота налево и для разворота. Обратите внимание, что трамвайные пути изначально не предназначены для поворота направо и выполнение подобного маневра в любом случае будет нарушением правил.
Подчеркну тот факт, что при выезде на трамвайные пути водитель не должен создать помех для движения трамваю.
Кроме того замечу, что выезд на трамвайные пути попутного направления может быть дополнительно запрещен с помощью дорожных знаков или разметки. Например, для этого может использоваться сплошная линия разметки вдоль трамвайных путей.
Где нельзя разворачиваться согласно ПДД
Итак, разворот на зоне для пеших участников запрещен, но что же делать водителям, ведь такие участки предусмотрены практически на всех крупных перекрестках, включая те, где разрешается выполнение рассматриваемого маневра. Разбираться в этом вопросе также лучше с ПДД, в котором написано, что изменение направления движения на таких пересечениях является возможным только за 10 метров или через такое же расстояние после проезда перехода.
Но как понять, откуда именно нужно отсчитывать эти метры? Правила четко регламентируют и этот вопрос, приводя понятие зоны действия переходов для тех, кто пересекает проезжую часть пешком. На самом деле и здесь нет ничего сложного для понимания, и все зависит от того, является ли зона регулируемой. И если пешеходы движутся по зебре, то именно этой разметкой будет ограничиваться действие перехода.
Для регулируемых перекрестков будет действовать то же правило, но при условии наличия разметки.
Если же переходная зона будет обозначаться одними только знаками, не имея разметки, то нужно ориентироваться именно на эти указатели, выполняя маневр за 10 метров до или после них, так как именно они будут ограничивать действие зоны.
Исключением будут считаться пересечения со строго обозначенным движением по полосам (5.15.1 и 5.15.2) без указания возможности выполнить левый поворот и, как следствие, разворот, а также перекрестки со знаками, запрещающими маневрирование для смены направления движения на противоположное (3.19).
Движение прямо по трамвайным путям
Движение прямо по трамвайным путям попутного направления вне перекрестка возможно лишь в том случае, если заняты все попутные полосы движения на дороге.
Движение по трамвайным путям на перекрестке подробно обсуждалось в этой статье, поэтому повторно рассматриваться не будет.
Техника выполнения разворота
В связи с тем, что автомобиль с механической коробкой передач сложнее в обращении, рассмотрим именно этот вариант.
Порядок действий при выполнении разворота:
- Займите крайнюю левую полосу.
- Включите сигнал поворота.
- Остановитесь.
- Выжмите сцепление, включите первую передачу и не снимайте ногу с педали тормоза. Держите ее нажатой.
- Убедитесь, что транспортные средства с приоритетных направлений проехали.
- Отпускайте педаль тормоза и вращайте руль влево.
- После завершения разворота выровняйте автомобиль.
- Выключите поворотник. Наберите скорость, соответствующую транспортному потоку.
Как вы могли заметить, ничего сложного нет в выполнении маневра. Главное – не создавать аварийных ситуаций и не забывать о ПДД.
Поворот налево через трамвайные пути
Поворот налево на трамвайных путях вне перекрестка должен выполняться следующим образом:
- Необходимо убедиться, что поворот не запрещен правилами дорожного движения: трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью и расположены слева от водителя. Кроме того следует обратить внимание на линии разметки, которые могут находиться справа, посередине и слева от трамвайных путей. Если хотя бы в одном из перечисленных мест нанесена сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, то от маневра следует отказаться.
- Необходимо занять положение на трамвайных путях попутного направления. При этом нужно следить за трамваями, движущимися как в попутном направлении, так и во встречном.
- Необходимо выполнить поворот налево через трамвайные пути встречного направления. При этом поворот нужно сделать так, чтобы встречные трамвайные пути оказались для Вас перпендикулярными, т.е. нужно выехать на них под прямым углом. В противном случае маневр может рассматриваться сотрудниками ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления.
Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?
Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:
В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.
Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.
Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.
Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
Изменение правил дорожного движения
Начиная с 17 октября 2011 года вступило в силу решение Верховного Суда РФ, относящееся к пункту 9.6 правил дорожного движения. Оно указывает на то, что часть пункта 9.6, затрагивающего движение по трамвайным путям, следует признать недействующей. Звучит оно следующим образом:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. N 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.
Это усовершенствование правил устранило существовавшую ранее неоднозначность (с одной стороны, правила разрешали обгон по трамвайным путям попутного направления, а с другой стороны, такой маневр невозможен даже теоретически).
Разворот запрещен Правилами
Общие запреты разворота установлены требования в пункте 8.11 ПДД. То есть разворот запрещен вне зависимости от наличия знаков или разметки в следующих случаях:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
И в пункте 16.1:
16.1. На автомагистралях запрещается:
разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
Рассмотрим некоторые места, где разворот запрещен.
Разворот запрещен на пешеходных переходах
Маневр начинается с начала смены направления и заканчивается когда началось движение в обратном направлении. Ни начинать, ни завершать разворот на пешеходном переходе запрещено.
Запрещенный разворот на пешеходном переходе
Запрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра в конце перехода
Разрешенный разворот вне перекрестка перед пешеходным переходом
Для разворота перед пешеходным переходом отсутствуют требования к расстоянию до перехода. Не забывайте, как определяются границы пешеходного перехода согласно определению.
Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Первая ошибка это когда зону запрета разворота определяют по радиусу 15 метров от знака. Это не верно. Во первых расстояние 15 метров относится к запрету остановки, во вторых действие знака распространяется по направлению движения.
Место остановки маршрутного транспортного средства, это место где маршрутное транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров, и никакое другое.
Если есть разметка, то место, где разрешен разворот определить просто. Маневр нужно выполнить не наезжая на эту разметку.
Разрешенный разворот вне перекрестка около остановки маршрутных транспортных средств
Далее первого ряда транспортные остановку не осуществляют и место в левой полосе не является местом остановки.
При отсутствии разметки правила границы места остановки не устанавливают. Есть лишь косвенное подтверждение из пункта 12.4 Правил — 15 метров до и после знака.
Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.
ДТП на трамвайных путях
В данном случае рассмотрим только дорожно-транспортные происшествия с участием автомобиля и трамвая. Связано это с тем, что авария на трамвайных путях с участием только автомобилей ничем не отличается от аварии, например, на парковке или на перекрестке.
Что касается ДТП при движении автомобиля по трамвайным путям, то виновным в нем всегда является водитель автомобиля, т.к. выезд на трамвайные пути изначально подразумевает, что не будет создано помех трамваю.
Замечу, что в некоторых ситуациях в ДТП может быть виноват и водитель трамвая. Например, при выезде трамвая из депо или при движении трамвая на запрещающий сигнал светофора.
Можно ли оспорить штраф
Не всегда водители бывают согласны с наказанием, назначенным сотрудником Госавтоинспекции или квалификацией правонарушения. В таком случае не стоит сидеть сложа руки, следует попытаться доказать свою правоту.
Например, водитель не вписался в границы перекрестка при развороте и наехал на разделительную линию. За это полагается штраф от одной до полутора тысяч рублей.
И если инспектор грозит лишением прав, то нужно обращаться в вышестоящие органы с жалобой. Ведь не было движения по встречной полосе.
Кстати, если во время разворота на перекрестке со светофором автолюбитель понимает, что придется нарушить правила, можно сделать нарушение минимальным. Не выезжать на встречную полосу, а сдать задним ходом и проехать по большому радиусу.
Тогда взыскание будет не пять тысяч, а всего пятьсот рублей. Но необходимо проследить за безопасностью маневра.
Жалобу можно подать лично или по почте в несколько инстанций:
- Сотруднику, выписавшему протокол. Он должен будет передать его своему непосредственному начальнику.
- Вышестоящему руководителю в Госавтоинспекцию. Дело будет рассмотрено в течение 10-ти дней.
- В районный суд. Здесь вопросы решаются два месяца. Но зато больше вероятность, что государственный орган примет сторону гражданина.
В жалобе следует указать все обстоятельства произошедшего и причины, по которым водитель не согласен с сотрудником ГИБДД. Кроме того, нужно представить доказательства своей невиновности. И чем их будет больше, тем лучше.
Бланк жалобы можно .
Например, можно приложить показания свидетелей, фотографии и видеоматериалы, документы по делу. Без доказательств на положительный исход можно не надеяться. Окончательное решение будет вынесено по итогам расследования.
Собираясь развернуться на перекрестке, водитель должен быть как можно внимательнее и осторожнее. Следует просчитать все: вид перекрестка, наличие на нем разделительной полосы, ширину дорожного полотна. Если у водителя все же возникли сомнения в возможности проведения безопасного маневра, лучше поискать для него другое место.
Штрафы за движение по трамвайным путям
Выезд на попутные трамвайные пути
Наказание за выезд на трамвайные пути попутного направления зависит от того, какой пункт правил был нарушен при выезде.
Например, если трамвайные пути отделены сплошной линией разметки, то наказанием за нарушение правил будет штраф за нарушение требований дорожной разметки — 500 рублей.
Еще один пример. Создание помех движению трамвая попутного направления наказывается штрафом в размере 500 рублей.
Рекомендую распечатать таблицу штрафов ГИБДД и пользоваться ею для определения размеров возможных штрафов.
Остановка на трамвайных путях в настоящее время наказывается штрафом в размере 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и 1 500 рублей для остальных регионов. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье «Выделенные штрафы для городов федерального значения».
Разворот с использованием придомовой территории (“в два приема”)
Если нет возможности развернуться в “один прием”, придется разворачиваться в два приема, с включением заднего хода. Действие очень похоже на упражнение “заезд в бокс”. Проблема только в том, что нужно контролировать проезжающие машины и не мешать им. Вы должны потренироваться уверенно делать такой маневр, найти место для тренировки несложно. Опять же не забывайте про поворотники и аварийные огни при движении назад (по ПДД в этом случае нужно использовать поворотники, но во многих МРЭО принято использовать аварийку, имеет смысл уточнить этот вопрос (местную специфику)).
Ссылки на полезные материалы:
Вождение в городе, постановка задачи
Где учиться (маршрут обучения автошколы)
Базовые навыки вождения (основные маневры на дороге)
Сложное маневрирование автомобиля (маневры на дорогах, которые нуждаются в специальных тренировках)
Поворот направо — что говорят ПДД и какая реальная ситуация на дорогах (как обычно действуют водители с водительскими удостоверениями)
Правый поворот — как нужно действовать на экзамене и на что будет обращать внимание инспектор
Запись на экзамены и пересдачу экзаменов в ГИБДД в автошколе
Запись в ГИБДД на экзамен и пересдачу экзамена для получения водительского удостоверения
Альтернативные возможности записи на экзамен в ГИБДД (через сайт Госуслуг или очно в РЭО), как приблизить экзамен
Процедура сдачи экзамена ГИБДД вождение в городе
Экзаменационный маршрут ГИБДД, дорожная обстановка на маршруте и особенности маневров, которые придется делать на экзамене в ГИБДД
Опубликовано 17.2.2016, версия 1.2 от 20.07.2018
Автор: Александр Рулим (Sasha Rulim)
Обязательно поделитесь с друзьями!