Важно знать, что: 1. При движении возможна погрешность взвешивания. Поэтому кажется логичным, что при более низкой скорости погрешность будет ниже. 2. Производится взвешивание транспортного средства как целиком, так и в расчете на одну ось, то есть, если груз расположен в кузове неравномерно, одна ось может остаться практически без нагрузки, зато на другой окажется серьезный перевес. 3. Весогабаритный контроль измеряет не только вес, но и габариты транспортного средства: длину, высоту и ширину автомобиля и кузова в частности. Необходимо учитывать, что при сильном ветре тент может растягиваться и «надуваться», визуально увеличиваясь в объеме. Поэтому затягивать защитный тент необходимо сильнее.
Что будет тем, кто не вписывается в весовые «рамки» на дорогах?
Кроме повышенной амортизации автомобиля, перегруз негативно влияет как на дорожные конструкции (мосты и развязки), так и дорожное полотно. Все ругают наши дороги, однако без решения второй проблемы в нашей стране транспортные пути останутся на том же уровне. Асфальтовое покрытие рассчитано на определенную нагрузку, и если она превышена, ямы и колеи будут образовываться значительно быстрее.
Штрафы за перегруз сейчас существенны и составляют более ста тысяч рублей. Это серьезная сумма как для мелких, таки для крупных перевозчиков, которая может увести в «минус» всю сезонную прибыль.
Весогабаритный контроль в России делится на 2 вида: 1. Автоматические посты весового контроля, так называемые «рамки», которые все делают практически без участия человека, 2. Пункт весового контроля, где кроме взвешивания сотрудник ДПС имеет право проверить документы на груз. Часто в этом случае производится проверка, прошла ли указанная в документах сделка через налоговую. Это один из способов выявления ухода от налогов.
Грузоперевозчикам полезно знать, где находятся пункты весового контроля на карте России. Зная, где расположены весовые платформы, и помня о высоких штрафах, выгоднее комбинировать тяжелый и легкий груз, чтобы он заполнял кузов, не нагружая автомобиль. Или просто не полностью загружать авто.
Если возникает вопрос «где стоят рамки весового контроля», значит грузоперевозчик:
- Намеревается грузиться «под завязку» на тех участках автодорог, где нет постов весового контроля
- Хочет объехать их, хотя обычно они установлены там, где это сделать невозможно
- Планирует учесть вес автомобиля с грузом на данном участке дороги, чтобы избежать перевеса.
Пункты контроля
Разберемся, как работает весовой контроль на дорогах. Проверку допустимого веса автотранспортных средств осуществляют инспекторы муниципальных подразделений Ространснадзора и управлений ГИБДД. Они работают как на стационарных, так и на передвижных пунктах контроля.
Законодательство предъявляет ряд требований к должностным лицам, работающим в системе весового контроля:
- Инспектор обязательно должен быть в форме, иметь нагрудный знак.
- Должностное лицо представляется водителю: называет свою фамилию, должность, звание.
- Инспектор также должен предъявить документ, удостоверение, что подтверждает его полномочия.
Пункты контрольного взвешивания транспорта отмечены на многих российских автомобильных картах. Для них введено специальное унифицированное обозначение: светящийся фонарик в квадрате сероватого оттенка.
Как обмануть весовую рамку?
1. Проехать пьезоэлектрические датчики в весах со скоростью ниже 7 кмч (по другим данным, ниже 20 кмч). На малых скоростях датчики попросту не работают. 2. Остановиться перед рамкой и завесить тряпочкой номер (эта процедура очень не рекомендуется, если рядом есть пост ДПС) 3. Объехать, правильно составив маршрут заранее. Однако важно знать, что не всякий большегруз способен передвигаться по грунтовым дорогам или просто по полям. Поэтому стоит тщательно обследовать маршрут и уточнить, что дешевле: меньше нагрузить кузов или разбить подвеску автомобиля по буеракам.
А иногда рамка обманывает грузоперевозчиков…
Но не только грузоперевозчики обманывают «рамку». Иногда «рамка» обманывает нас.
Что делать, если вам пришло «письмо счастья», а по вашему мнения перегруза нет? У вас есть данные о весе автомобиля, вы знаете о весе товара — больший вес, например, вам бы не продали за эту сумму. А по данным дорожных электронных весов у вас перевес. И штраф на серьезную сумму. А что такого? Бюджету нужны средства.
В такую ситуацию попал агрохолдинг «Русское поле», который занимается перевозкой комбикормов на птицефабрику во Владимирской области. Дорога проходит через рамку в районе Навашино.
«У нас на предприятии по производству комбикормов установлены контрольные весы, которые поверяются в соответствии с положенными нормативами, и общая масса автопоезда взвешивается перед каждым выездом. В постановлениях об административных правонарушениях и наших накладных идет очень большая разница – до пяти тонн доходит, – рассказал руководитель юридического отдела агрохолдинга Денис Смирнов. – Например, с предприятия машина уходит общей массой 39 тонн, а в постановлении приходит 44 – 45 тонн».
До марта 2020 года у агрохолдинга уже было получено около 50 постановлений на сумму более 20 млн. рублей. Компания пыталась обратиться в центр фиксации нарушений в досудебном порядке, однако навстречу им не пошли. Теперь вопрос будет решаться в суде.
Возможные причины перевеса
Однако дорогие и точные коммерческие весы на предприятии не являются панацеей. Почему могут прислать штраф за перегруз даже после взвешивания автоторанспорта перед отправкой?
- Неправильная метрологическая установка весов на постах весового контроля. С юридической точки зрения все может быть корректно. Однако физику никто не отменял, и с должным знанием техники можно доказать ошибку установки весогабаритного контроля автотранспорта.
- В слякотное межсезонье на грузовик легко может налипнуть до полутонны сырого снега и грязи. И перед проездом «рамки» ее можно снять только частично.
- Полная заправка до 900 литров топлива ощутимо увеличит вес грузового автомобиля. 1 литр летнего дизеля = 0,86 кг, зимнего дизеля = 0,84 кг. Полный бак 900 л дизеля может составлять дополнительные 756 кг массы.
- Если груз в кузове недостаточно закреплен, то при резком торможении он может сместиться, увеличив нагрузку на одну из осей.
- Водитель может подзаработать, взяв по дороге догруз леваком.
- У старенького автомобиля в пути могут сломаться баллоны пневматической подвески и, как следствие, возникнет перераспределение нагрузки.
- При перевозе жидких грузов на скорости или при торможении вес может неожиданно неприятно распределиться на оси.
- Резкие торможение или набор скорости при проезде рамок автоматического контроля тоже могут повлечь ошибки измерения веса.
Водитель седельного тягача «Вольво», приблизительная масса которого составляет 20 тонн, перевозил груз массой 53 тонны по мосту с ограничением в 10 тонн. Конструкция сооружения массы транспортного средства не выдержала, в результате чего произошел обвал пролетов мостового перекрытия.
Уплата штрафа
Если водитель проигнорировал требования дорожных знаков по допустимому весу ТС на определенных магистралях, включая нормированную величину нагрузки на одну ось, это считается административным правонарушением. Соответственно, шоферу выписывается штраф до 5 тысяч рублей, в зависимости от имеющихся документов на перевозимых груз.
Если же водитель проигнорировал знак весового контроля, то ему выписывается штраф в 100 рублей. Отказ автовладельца пройти контроль при остановке его ТС инспектором — это основание для возбуждения административного дела.
Как определить, что перед тобой рамка весового контроля?
Как выглядит весогабаритный контроль, или «рамки»? Название оправдывает себя, автоматические пункты весового контроля представляют собой три рамки из столбов справа и слева от дороги и перекладины над ними. На первой и третьей конструкции висят камеры, на средней находятся модули измерения габаритов транспортного средства. Неподалеку установлен металлический ящик — шкаф с вычислительным модулем. Все остальное на скорости не видно — и силоприемные модули, и датчики скатности. Таблички-указатели о том, что перед вами находится весовая платформа, имеются не всегда.
Но вместо того, чтобы гадать — рамка перед вами или нет, лучше заглянуть перед дорогой в нашу карту рамок весового контроля.
Цели и порядок проведения весового контроля
Сейчас весовой контроль относится к разряду плановых мероприятий, цель которых – не допускать движения грузовых транспортных средств с нарушением максимальной нагрузке по массе или на ось. С помощью средств весового контроля проверяется соблюдение норм перевозки тяжелых грузов. Существуют определенные нормы по допустимой грузоподъемности в отношении грузовых транспортных средств. Как правило, используются аттестованные и сертифицированные весы, причем такие проверки оборудование проходит регулярно. Еще одна причина, по которой в стране все более активно используется весовой контроль на дорогах – большой ущерб от транспорта, нарушающего действующие весовые нормативы. Размеры ущерба, по словам представителей властей, достигают нескольких триллионов рублей. Многие грузовые транспортные средства движутся с серьезным превышением допустимых норм – было выявлено. Что в каждом третьем случае перегруз достигает 45 процентов от нормы. Соответственно, движение таких ТС не только сильно разрушает дорожное покрытие, но и несет угрозу другим участникам дорожного движения.
Какие авто могут быть проверены?
Они будут измерять вес и размер грузовика даже с движущимся транспортным средством. В штате работает только один. Он считает, что высокоскоростные датчики чувствительности к нагрузке исключают обычные и фиксированные перемещающиеся весы. Это то, что датчики дают до 15% разницу в весе, в то время как весы имеют точность 98%, уверяет он.
Мероприятия по совершенствованию сети спвк
Так много, что проверяется на автостраде, без видимых проблем. Неравномерность скрытого плана инспекции. Цепочка проблем помогла похоронить амбициозный план надзора за последнее десятилетие. Указ, который предусматривал сто пятьдесят балансов, был отменен из-за подозрений в нарушениях, некоторые уже имплантировали гниль на открытом воздухе.
Как получить разрешение ГИБДД для перевозки с перегрузом?
Как и у любого правила, у запрета на перегруз есть исключения. Можно получить даже бесплатное официальное спецразрешение от службы ГИБДД, но только на провоз неделимых конструкций. Что такое неделимая конструкция? Это детали ЛЭП, трансформаторы, сельскохозяйственная техника. То есть грузы, которые нельзя разделить на части без потери качества. Сюда не относятся песок и щебень, которые легко можно разделить.
Если вы знаете рамки весового контроля, которых нет на нашей карте, вы можете добавить рамку или прислать нам уточнение. Укажите также координаты комплекса — их можно увидеть в документе со штрафом.
Штрафы за перевес или сверхнормативные габариты
Штрафы за весогабаритный контроль регулируются статьёй 12.21.1 КоАП РФ.
1. Превышение габаритов до 10 см (например, немного раздулся тент), превышение нагрузки на ось от 2% до 10% грозит:
- Физическому лицу от 1000 до 1500 рублей,
- Должностному лицу от 10 000 до 15 000 рублей,
- Юридическому лицу от 100 000 до 150 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 150 000 рублей.
2. Превышение габаритов от 10 до 20 см, превышение нагрузки на ось от 10% до 20% грозит:
- Физическому лицу от 3000 до 4000 рублей,
- Должностному лицу от 25 000 до 30 000 рублей,
- Юридическому лицу от 250 000 до 300 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 300 000 рублей.
3. Превышение габаритов от 20 до 50 см, превышение нагрузки на ось от 20% до 50% грозит:
- Физическому лицу от 5000 до 10 000 рублей или лишение прав до 4х мес.,
- Должностному лицу от 35 000 до 40 000 рублей,
- Юридическому лицу от 350 000 до 400 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на весовых рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 400 000 рублей.
4. Превышение габаритов от 50 см, превышение нагрузки на ось от 50% грозит:
- Физическому лицу от 7000 до 10 000 рублей или лишение прав до 6ти мес.,
- Должностному лицу от 45 000 до 50 000 рублей,
- Юридическому лицу от 400 000 до 500 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на весовых рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 500 000 рублей.
В первые 2 недели можно оплатить штраф в размере 50%, но если вы не согласны со штрафом, его можно оспорить в суде, но тогда в случае неудачи придётся платить весь штраф.
Какие еще законы регулируют весогабаритный контроль?
Что касается международных автомобильных перевозок, то они подчиняются Федеральному закону №127 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (статья 3).
Сам же порядок проведения весогабаритного контроля прописан в Приказе Министерства транспорта №125 от 27.04.2011 г. Правда, этот приказ был подготовлен раньше, чем на российских трассах появились автоматизированные пункты весогабаритного контроля, а потому особенности такого вида проверок он не учитывает.
К слову, отсутствие законодательного регулирования — это как раз таки один из наиболее раздражающих перевозчиков факторов. Потому что законодательного регулирования нет, а работающие уже в штатном режиме автоматизированные пункты весогабаритного контроля имеются. Как и приходящие «от них» штрафы.
Министерство транспорта уверяет, что уже подготовило соответствующий законопроект, однако он еще должен быть рассмотрен Правительством и утвержден Государственной Думой — и только после этого сможет появиться на свет.
В 2015-м году Федеральным законом №248 в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», а также в другие законодательные акты были внесены некоторые изменения, касающиеся в том числе и передвижения негабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств. Так, они затронули статью 12.21.1. КоАП РФ, существенно увеличив размеры штрафов за превышение установленных значений габаритов и массы.
Кроме того, есть еще распоряжение Росавтодора №1328-р от 20.07.2016 г., устанавливающее единые технические требования к оборудованию автоматических пунктов весогабаритного контроля, находящихся на автомобильных дорогах федерального значения.
Рамки весового контроля в в Белгородской области находятся
- Между Старым Осколом и Горшечным на трассе 38К-008, ближайший населенный пункт — Бекетовский
- Между Белгородом и Старым Осколом на трассе 14К-2, ближайший населенный пункт — Ольховатка
- Между Белгородом и Старым Осколом на трассе 14К-1, ближайший населенный пункт — Ломово
- В населенном пункте Маслова Пристань между Белгородом и Шебекино
- Между Алексеевкой и Россошью на трассе 14К-1 , ближайший населенный пункт — Лесиковка
- Между Валуйками и Вейделевкой на трассе 14К-8, ближайший населенный пункт — Зенино
Белгородская область лидирует по количеству штрафов за перевес и, как следствие, по количеству недовольных перевозчиков.
С октября на российских дорогах заработают «умные весы»
С 1 октября Росавтодор запускает пилотный проект автоматической системы весогабаритного контроля. Это значит, что теперь грузовики будут взвешиваться прямо во время движения по дороге специальной системой, и нарушителей будут выявлять без участия сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора. То есть человеческий фактор при выявлении перевеса будет полностью исключен. Об этом сегодня рассказал журналистам глава Росавтодора Роман Старовойт.
Вслед за внедрением системы «Платон» ведомство решило вплотную заняться проблемой перегрузов на дороге. Старовойт подчеркнул, что эта тема несколько иного порядка; так, если «Платон» коснулся всех, последствия весогабаритного контроля испытают на себе только нарушители. Он привел любопытную статистику: каждый третий грузовик сегодня нарушает нормативы по массе, а перегруз фуры в среднем составляет 30%. Большее количество нарушений приходится на грузовые прицепы со строительными материалами, лесом, песком, щебенкой. За год такие грузовики приносят государству убыток на 1 млрд рублей. Ущерб дорогам, нанесенный перегруженными фурами, приходится возмещать из акцизных денег, вместо того чтобы пускать их на более значимые проекты.
Поэтому ведомство внедряет новую систему, которая будет работать 365 дней в году. В тестовом режиме система заработает уже с 1 октября. На сегодняшний день построено 23 автоматизированных пункта весогабаритного контроля. Но на этапе обкатки системы работать будут всего три и все в Вологодской области, на участках Вологда — Москва (трасса М-8 «Холмогоры»), Вологда — Архангельск (трасса М-8 «Холмогоры») и Вологда — Санкт-Петербург (трасса Вологда — Новая Ладога).
Глава Росавтодора подчеркнул, что в данном проекте главное не собрать дополнительные деньги на ремонт дорог и даже не сохранить дороги. Здесь основная цель — обеспечить безопасное движение, потому что превышение весовых показателей превращает фуру в убийцу на дороге. Только за первое полугодие 2020 года на 33,9% выросло количество ДТП с грузовиками. В авариях с технически неисправными грузовиками пострадало 3370 человек. Так как все узлы машины рассчитаны на определенные весовые показатели, никому не известно, как поведет себя автомобиль при серьезном перевесе.
К введению автоматической системы государство подготовилось законодательно: так, в июле введены поправки в КоАП, увеличивающие до 150–500 тыс. рублей штраф за перевес для собственников грузовиков. Журналистов заверили, что автоматическое взвешивание будет очень точным, однако предельное весовое отклонение все равно в системе заложено и сейчас составляет 5%, правда, планируется увеличить его до 10%.
Стоимость создания одного пункта автоматического весогабаритного контроля зависит от категории дороги и варьируется от 25 млн до 48 млн руб., сообщил начальник «Росдормониторинга» Константин Угаров. Любопытно, что для того, чтобы взвесить фуру, ее не нужно останавливать, это делается автоматически, когда автомобиль проезжает через специальную рамку. Взвешивание происходит на скорости машины до 140 км/ч. После взвешивания система отправляет запрос и проверяет, было ли разрешение на этот вес. Если нормативы превышены, система формирует штраф в автоматическом режиме, который направляется собственнику транспортного средства.
Роман Старовойт отметил, что раньше взвешивание производилось в ручном режиме, случались и «перекосы», кроме того, сокращение состава ГИБДД и Ространснадзора не позволяет обеспечить удовлетворительный контроль за весом грузовиков и фур.
Проект рассчитан на 5 лет, до конца осени будут получены результаты научно-исследовательской работы, и станет ясно, стоит ли реализовывать проект за счет государственных средств или государственно-частного партнерства и возможен ли иной путь финансирования. К марту 2020 года заработают все 23 пункта весового контроля, а в течение ближайших пяти лет планируется довести их количество до 387.Со временем автоматические весы охватят всю федеральную дорожную сеть из расчета на каждые 100–150 км.
Кроме автоматического взвешивания будет внедрен сервис «сигнал тревоги». Когда система обнаружит, что фура перегружена уже настолько, что ее нужно не штрафовать, а остановить как можно скорее, пока это не привело к серьезной аварии, она проинформирует об этом ближайший пост ДПС для принятия оперативных мер.
Максим Бочков, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, полагает, что любой пилотный проект, особенно в сфере транспорта и логистики, ведет к развитию отрасли. Однако очень важно «обкатать» данное нововведение локально, и только потом, приняв во внимание все недоработки и устранив их, масштабировать его на всю страну. И еще важный момент: штрафные санкции зачастую применяются не к собственникам груза, а к водителю или компании-перевозчику. То есть основная причина перегруза так и останется нерешенной. Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК, отмечает, что дорожные весы стоит размещать в первую очередь на тех дорогах, которые проходят рядом с центрами скопления объектов тяжелой промышленности, т.е. там, где очень плотный поток грузоперевозок.
- По расчетам Росавтодора, к концу 2020 г. вся сеть федеральных дорог будет приведена в соответствие нормативам.
- Если федеральные трассы активно приводят в норму, то очень многие региональные находятся в неудовлетворительном состоянии. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам и призвал к 2020 году не менее половины дорожной сети в крупных городах привести в нормативное состояние.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Весовые рамки в Тульской области находятся
- Между Тулой и Серпуховом на трассе 70К-013, ближайший населенный пункт — Железня
- Между Тулой и Узловой на трассе 70К-229, ближайший населенный пункт — Интернациональный
- Между Тулой и Одоевом на трассе 20К-041, ближайший населенный пункт — Воскресенское
- Между Лукино и Волово на трассе 70К-125, ближайший населенный пункт — Теплое
Тульская область находится на втором месте по количеству автоматических штрафов за превышение допустимого веса грузового транспорта.
Допустимые нормы в 2024 году
Законы РФ и нормативные документы, регулирующие автомобильные грузоперевозки:
- Допустимый вес грузового автомобиля и максимальная нагрузка на ось указываются в ПТС и закрепляются в прил. 1 и 2 Постановления Правительства РФ N 272. Превышение данных норм запрещено.
- Вес перевозимого груза зависит от лица, занимающегося погрузкой. Обязательно наличие второй стороны: для грузоотправителя, уполномоченного отправлять товар, таким будет перевозчик (если обратное не предусмотрено договором).
- Водитель, осуществляющий перевозку, обязан проконтролировать процесс погрузки, закрепления и размещения товара в кузове автомобиля.
- Если итоговый вес превышает допустимую норму больше чем на 2%, то для перевозки такого груза потребуется отдельное разрешение из Федерального дорожного агентства (Росавтодор). При этом необходимо согласовать маршрут поездки и компенсировать вред, который перегруженный автомобили причиняет дорожному полотну.