Нарушение ПДД в большинстве случаев влечёт за собой административную ответственность. Среди прочего Правила запрещают пересекать сплошную линию, разграничивающую полосы движения на дороге. Разберёмся же, что ждать виновному, допустившему такое нарушение.
На странице проверки штрафов можно узнать ВСЕ возможные методы быстрой проверки и оплаты штрафов!
Выезд на полосу встречного движения без нарушения ПДД
Читатели pddmaster.ru довольно часто задают вопросы по поводу того, во всех ли случаях наказывается выезд на полосу встречного движения и всегда ли наказанием за это является лишение прав.
Поэтому сразу же отвечу на этот вопрос — выезжать на встречную полосу можно лишь в некоторых случаях, когда это не запрещено правилами дорожного движения.
Чтобы поставить все на свои места, приведу несколько примеров дорожных ситуаций, в которых можно выезжать на встречную, не опасаясь штрафов.
Ситуация 1. Неширокая дорога
Неширокая дорога без разметки, без дорожных знаков «обгон запрещен» и других условий, запрещающих выезд на полосу встречного движения, не накладывает ограничений на движение по встречной полосе:
Очевидно, что в этом случае ничто не запрещает выехать на левую полосу, например, для совершения обгона.
Рассмотрим эту ситуацию подробнее:
Дорога должна быть неширокой, т.к. при отсутствии разметки количество полос для движения определяется водителями самостоятельно. Очень важно в этой ситуации также и то, что половина ширины проезжей части, расположенная слева, считается стороной, предназначенной для встречного движения. Оба эти требования отражены в пункте 9.1 правил дорожного движения от 21 декабря 2018 года:
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Очень важный вывод, который следует из этого пункта правил: если на дороге нет разметки, то количество полос на ней обязательно четно, т.к. ровно половина дороги предназначена для встречного движения. Т.е. на дороге без разметки может быть либо 2 полосы, либо сразу 4. Трех полос быть не может!
Поэтому в рассматриваемой ситуации с выездом на встречную полосу движения дорога и должна быть неширокой, ведь иначе она станет четырехполосной, а выезд на встречную полосу повлечет штраф или лишение прав.
Ситуация 2. Трехполосная дорога
На трехполосной дороге (с разметкой) без знаков и других условий, запрещающих выезд на среднюю полосу, можно выезжать на нее без риска лишиться водительского удостоверения, например, для обгона:
Еще раз подчеркиваю тот факт, что трехполосная дорога должна обязательно иметь разметку. В противном случае дорога будет двухполосной или четырехполосной (в зависимости от ширины проезжей части).
Две рассмотренные выше ситуации и некоторые их модификации являются теми исключительными случаями, когда можно безнаказанно выехать на полосу встречного движения, т.к. перечисленные маневры разрешены правилами дорожного движения.
Это интересно: Штраф за выезд на встречную полосу: разбираем внимательно
Когда запрещен выезд на встречную полосу?
Рассмотрим основные ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения запрещен.
Ситуация 1. Четырехполосная дорога
В этом случае все просто. Независимо от того, есть на дороге разметка и знаки или их нет, выезжать на сторону встречного движения на дороге, имеющей 4 полосы или более, запрещается.
Об этом свидетельствует пункт 9.2 правил дорожного движения:
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Т.е. на четырехполосных дорогах на встречную полосу разрешено выезжать только в перпендикулярном направлении, если водитель выполняет поворот налево или разворот, не запрещенные дополнительными знаками или разметкой. Выполнение обгона или объезда по встречной запрещены в любом случае.
Ситуация 2. Запрещающая дорожная разметка
Дорога имеет разметку, запрещающую выезд на полосу встречного движения. В этом случае независимо от количества полос на дороге (дорога может быть и двухполосной, и трехполосной) выезжать на встречную полосу запрещается.
Вид разметки также не имеет значения. Это может быть разметка 1.1, 1.3 или 1.11 (направленная сплошной линией в Вашу сторону):
Ситуация 3. Знак «Обгон запрещен»
В этом случае также независимо от количества полос и разметки запрещается выезжать на полосу встречного движения.
Особенность этой ситуации состоит в том, что если дорога двухполосная, то на ней можно выполнить поворот налево или разворот. Что касается обгона, то он запрещен и наказание за выезд на встречную полосу в данном случае очень даже существенное, но об этом речь пойдет ниже.
Ситуация 4. Выезд на левую полосу 3-х полосной дороги
В данном случае очевидно, что выезд на левую полосу 3-х полосной дороги выполнять запрещается.
Штраф и другие виды наказания за выезд на встречную полосу
За перемещение по встречной полосе движения транспорта водителя могут ожидать различные наказания, в том числе:
- штрафные санкции определенного размера;
- лишение права управления средством передвижения на фиксированный срок.
Наименьший ущерб ожидает водителя в том случае, если он объезжал по встречной полосе препятствие и сможет это доказать, подтвердив наличие на полосах попутного движения дефекта покрытия, неподвижного объекта или не подлежащего перемещению транспортного средства. Штраф за недопустимое поведение на дороге, зафиксированное инспектором ГИБДД или камерой наблюдения, составит от 1 до 1,5 тыс. рублей, а конкретный размер будет определен полицейским.
Если объект, который стал причиной выезда на встречку, находился транспортном заторе («пробке»), либо был остановлен без нарушения правил, то есть со включенным сигналом аварийной остановки, то выезд на территорию встречного движения не будет признан объездом препятствия, а штрафное наказание будет более суровым, в частности:
- Штраф, оформленный инспектором ГИБДД или сформированный автоматическими камерами слежения, составляет 5 тыс. рублей.
- Лишение возможности управлять транспортным средством, накладываемое только инспектором, в диапазоне от 4 до 6 месяцев.
Еще сильнее усугубить вину водитель может, если допустит выезд на встречку повторно, наказание при этом может быть следующим:
- при выявлении нарушения инспектором ГИБДД – водитель лишиться удостоверения на срок до 1 года;
- если нарушение зафиксировано автоматической камерой наблюдения – будет оформлен штраф в размере 5 тыс. рублей.
Итак, теперь вы знаете, какие штрафы за езду и обгон по встречной полосе, поворот с выездом на нее через сплошную. Но это еще не все. Некоторые советы нарушившему ПДД водителю при выезде на встречку представлены ниже. Помните, что проверить наличие у себя штрафов можно даже не выходя из дома. Впрочем и оплатить их можно через интернет. При необходимости можно попытаться оспорить выписанный штраф.
О том, что делать, если вас хотят лишить прав за выезд на встречную полосу, расскажет данное видео:
Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Задайте вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.
Инспектор неправ – как защититься водителю?
Ситуация, когда сотрудники ДПС останавливают порядочного водителя и обвиняют его в пересечении сплошной, кажется абсурдной – автомобилист рискует лишиться прав на пустом месте. Однако подобное случается сплошь и рядом.
К счастью, у водителя есть способы защититься от необоснованных обвинений полиции. Автомобилисту, попавшему в столь нелепую ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:
- Нельзя сразу подписывать протокол об административном нарушении. Скорее всего, инспектор не отразит в протоколе мнения водителя по поводу «псевдонарушения». Задача автомобилиста сводится к тому, чтобы внимательно прочесть этот документ и поставить отметку о несогласии с теми обстоятельствами, которые описал инспектор, и необходимости привлечения к делу адвоката. Если придётся подавать в суд, протокол будет ключевым доказательством – при наличии подписи водителя на нём (фактически при его согласии) спорить не о чем.
- В качестве доказательства стоит предъявить запись с видеорегистратора Roadgid. Сейчас девайсы компании Roadgid проникли в транспорт даже самых консервативных автомобилистов, что совершенно оправдано: видеозапись – «железный» аргумент, с ней не поспоришь.
Совет: не передавайте запись с регистратора на хранение и даже для просмотра инспекторам ДПС. Вы лишите себя «козыря в рукаве» и запись, скорее всего, обратно не получите. - Автомобилисту следует обязательно предупредить инспектора о том, что он будет обжаловать дело в прокуратуре. Возможно, напористость водителя в желании отстоять справедливость заставит полицейского задуматься, действительно ли он прав.
По результатам «нарушения» у водителя на руках должна остаться копия протокола. С этим документом, а также со всевозможными доказательствами, способными подтвердить факт отсутствия нарушения, водителю нужно отправляться в прокуратуру.
Сделать это важно в течение 10 дней с момента «нарушения». Если срок пропущен по уважительной причине (скажем, из-за болезни автомобилиста), его могут восстановить. Процедура та же самая, что и, например, при восстановлении срока на апелляцию.
Советы водителю в 2024
Бывают ситуации на дороге, когда выезд в периметр встречной полосы движения был не намеренным, а произошел из-за негативного состояния покрытия или плохих погодных условий. Подобные обстоятельства, если их удастся доказать в суде, способны избавить водителя от штрафа или лишения прав, поэтому все аспекты, приведшие к вынужденному выезду на часть дороги отведенной встречному потоку, должны быть задокументированы в виде фотографий, видеозаписи и/или показаний очевидцев.
Если вина не очевидна и может быть оспорена, то соглашаться со всеми доводами инспектора и подписывать протокол ДТП без замечаний не следует, необходимо сделать обязательную приписку о том, что с выводами не согласен, перечислив объективные обстоятельства выезда на встречную полосу движения.
Несмотря на имеющиеся прецеденты доказательства невиновности при выезде на встречку, сделать это достаточно проблематично, чем и пользуются инспекторы ГИБДД, предъявляя претензии водителям. Следовательно, чтобы обезопасить себя от штрафа или лишения прав целесообразно внимательно следить за знаками и разметкой, не допуская нарушений, особенно в крупных городах, магистрали которых снабжены автоматическими камерами наблюдения.
Некоторые случаи остановки инспектором за выезд на встречку и советы водителю представлены в видео ниже:
Это интересно: Какой штраф за проезд под кирпич по встречной?
Ещё один способ уйти от лишения прав
Даже если водитель действительно выехал на «встречку», у него есть возможность уйти от наказания. По ГОСТу между прерывистой разметкой 1.5 (при которой обгон возможен) и сплошной линией должна присутствовать разметка 1.6, предупреждающая, что в скором времени начнётся сплошная. Разметка 1.6 выглядит так же, как прерывистая, но длина линий в 3 раза больше расстояния между этими линиями.
Если разметки 1.6 не было и линия 1.5 сразу перешла в сплошную, водитель может утверждать, что не был предупрежден о невозможности обгона. Налицо явное нарушение ГОСТа, а значит, предъявить претензии водителю будет не так просто.
Действовать автомобилисту нужно так:
- сфотографировать переход разметки в сплошную;
- заснять километровый столб (при наличии такового);
- отразить в протоколе, что нарушение было допущено именно по причине некорректной разметки.