Штраф за занижение высоты машины (изменение дорожного просвета на ТС) (Статья 12.5 КоАП РФ)
Содержание:
- 1 Виды изменения конструкции
- 2 Закон «О государственной регистрации транспортных средств»
- 3 Какой штраф за изменение конструкции автомобиля?
- 4 Ответственность за незаконное переоборудование автомобиля
- 5 Как происходит вынесение штрафа?
- 6 Установка иного оборудования
- 7 Согласование сотрудниками ГИБДД
- 8 За какие изменения могут наказать
- 9 Этапы переоборудования транспортного средства и согласование его с автоинспекцией
- 10 Регистрация изменений
- 11 Аннулирование регистрации.
- 12 Тюнинг с точки зрения закона в 2022 году
Автолюбители и простые граждане могут долго спорить с российскими законами, и, в частности, с правилами дорожного движения. Однако, в действительности, реально бывают такие обыденные моменты, при несоблюдении которых можно столкнуться с трагедией, либо стать непосредственным ее участником, если не соблюдать элементарные прописанные нормы.
Стоит отметить, что в текущей редакции правил дорожного движения есть соответствующий пункт, который обязывает водителя правильно совершать посадку и высадку из автомобиля. Несоблюдение этих предписаний в определенных ситуациях может стоить автолюбителю здоровья или даже жизни. Поэтому, сотрудники правоохранительных органов начали бороться с халатностью автовладельцев.
В тот момент, когда автолюбитель покидает свое транспортное средство, он автоматически становится пешеходом, и следовательно, обязуется действовать, как простой пешеход. Иными словами, при высадке из своего автомобиля водитель должен двигаться навстречу дорожному потоку, чтобы отслеживать ситуацию, и иметь возможность моментально среагировать.
Следовательно, автолюбитель при высадке из транспортного средства должен обойти его сзади, чтобы контролировать потенциальную опасность. В ситуации, когда происходит посадка в машину, все обстоит в обратном направлении. Здесь уже нельзя обходить свой автомобиль сзади, и требуется выполнять посадку с передней его части, оказываясь лицом навстречу дорожному потоку.
Виды изменения конструкции
К изменениям конструкции, за которые автоинспектор может назначить взыскание в виде денежного штрафа, относятся:
- видоизменение кузова;
- любые переустановки осветительного оборудования (фары, габариты);
- замена топливной, тормозной, рулевой систем;
- переоборудование/переустановка двигателя;
- оснащение транспортного средства любыми несъёмными деталями;
- тонировка лобового и передних стекол с пропускной способностью менее 75%
- установка автомобильных шин, габариты которых превышают габариты кузова;
- использование дополнительно подсветки (днища, кузова).
Значительными изменениями также считаются перекрашивание кузова в другой цвет, установка дисков большого размера, фаркопа, различных обвесов.
Закон «О государственной регистрации транспортных средств»
с 1 января 2020 года вступил в силу закон «О государственной регистрации транспортных средств». Одно из нововведений, заложенных в законе — Дополнительная (полицейская) маркировка. Если в ходе проверки автомобиля сотрудниками ГИБДД выяснится (например, в ходе регистрационных действий), что заводские идентификационные номера на кузове или раме прочитать невозможно (например, из-за коррозии, ремонта, подделки) автовладелец должен будет за свой счет нанести дополнительную маркировку транспортного средства.
Вот таким аппаратом она наносится. По факту это ЧПУ керн.
Какой штраф за изменение конструкции автомобиля?
Штраф ГИБДД за переоборудование автомобиля в России относительно небольшой — 500 руб. Причём в течение 20 дней можно произвести оплату штрафа ГИБДД со скидкой.
Кроме штрафа сотрудник ГИБДД вправе выписать предписание, обязывающее водителя устранить неисправность или узаконить изменения конструкции.
Отдельные виды переоснащения конструкции предполагают более строгое наказание.
- Установка осветительного оборудования другого цвета (ксеноновых фар) — лишение водительских прав сроком от 4 месяцев до полугода.
- Установка проблесковых маячков — лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев.
- Нанесение на автомобиль опознавательных знаков оперативных служб — лишение прав на 12-18 месяцев.
- Применение «шашек» такси без наличия лицензии, разрешающей пассажирские перевозки, штраф — 5 000 руб.
Если автомобиль попал в ДТП, несогласованное изменение конструкции будет рассматриваться как отягчающий фактор. Ответственность в таком случае будет зависит от последствий аварии.
Ответственность за незаконное переоборудование автомобиля
На законодательном уровне порядок привлечения к ответственности граждан за незаконное переоборудование транспортного средства регламентируется ст. 12.5 КоАП Российской Федерации. Влечёт наложение штрафа в размере 500 рублей.
Более суровое наказание ожидает за несанкционированную установку ксеноновых фар. В этом случае Закон рассматривает такое деяние, как умышленное создание аварийной ситуации. Такое правонарушение рассматривается уже уголовным законодательством. Виновный может быть лишён свободы на срок до одного года с конфискацией установленного светодиодного оборудования.
Ксеноновые фары автомобиля
Дополнительные нормативно-правовые акты, в той или иной степени регулирующие порядок переоборудования автомобиля:
- Федеральный Закон №196 «О безопасности дорожного движения»;
- Правила дорожного движения;
- Технический регламент Таможенного Союза.
Как происходит вынесение штрафа?
Изменение конструкции транспортного средства может быть обнаружено сотрудниками дорожно-транспортной инспекции при осмотре автомобиля. По данному правонарушению составляется постановление, после чего водителю дается 10 дней на то, чтобы устранить замечания. Затем необходимо явиться в ГИБДД, чтобы сотрудник инспекции проверил исполнение предписания.
Убедиться, что постановление исполнено и закрыто, можно на сайте госуслуг. Для этого следует проверить штраф ГИБДД по гос. номеру.
Если водитель не укладывается в десятидневный срок, постановление отправляется в суд. Замечания все-таки придется устранять, а штраф — оплачивать, но уже на основании решения суда.
Установка иного оборудования
Что же касается установки и демонтажа иного, не перечисленного в Приложении 9 Технического Регламента оборудования, здесь закон не дает однозначной трактовки. Как мы уже писали выше, изменением конструкции является установка и демонтаж оборудования, влияющего на безопасность дорожного движения. Что касается установки прочего оборудования, то остается не понятным, в каких случаях его нужно относить к изменениям конструкции транспортного средства. К примеру, любые внешние элементы тюнинга, вроде нестандартных бамперов, низкого обвеса, влияют на травмобезопасность при ДТП с пешеходами. А вот установка камеры заднего вида повысит безопасность движения, если монитор камеры надежно закреплен в салоне и не отправится в полет по салону авто при ДТП.
Согласование сотрудниками ГИБДД
Чтобы избежать штрафа за внесение изменений в конструкцию автомобиля все действия необходимо согласовывать с сотрудниками автоинспекции. Для этого требуется предоставить транспортное средство на осмотр.
После проведения осмотра сотрудниками госавтоинспекции будет выдан документ, подтверждающий безопасность автомобиля. В техническом паспорте ставится соответствующая отметка.
Очень важный момент: любое переоборудование и изменение технических параметров должно осуществляться на специальных станциях технического обслуживания, имеющих лицензию. Только в таком случае возможно получить согласование от ГИБДД.
За какие изменения могут наказать
Кодекс об Административных Правонарушениях не имеет какой – либо определенной статьи, запрещающей модернизацию или переоборудование транспортного средства. Однако существует достаточно большое количество различных норм и запретов, распространяющихся на различные элементы автомобиля. Так что рассмотрим возможные нарушения по отдельности:
Осветительные приборы и фары
Согласно действующим постановлениям ГИБДД замена фар и встроенных осветительных приборов запрещена. При этом запрещена не только замена, но и изменение уже имеющихся осветительных приборов: под запретом специальные пленки, линзы и прочие дополнения, которые меняют цвет освещения.
Помимо этого особо строгий запрет налагается на использование осветительных приборов красного цвета, а так же на установку спецсигналов без особого на то разрешения. При этом водитель имеет право поставить ксеноновые фары, но только в том случае, если она выполнена профессионалами и соответствует нормами, а сам автомобиль по конструкции подходит для установки такого освещения.
Дополнительное освещение
Помимо внесения изменения в основные источники освещения, многие любители модификаций автомобиля часто устанавливают дополнительные источники освещения. Они, как правило, запрещены. Например, нельзя ставит осветительные приборы на крышу транспортного средства, так как это создает опасность для других участников дорожного движения. Так же запрещена установка подсветки на днище автомобиля и на колеса.
Важно
Все правила, касающиеся установки дополнительного освещения, могут быть проигнорированы, но только в том случае, если установка дополнительных источников света предусмотрена конструкцией транспортного средства. Так, например, на внедорожниках достаточно часто можно найти дополнительное освещение на крыше авто.
Тонировка стекол
Тонировка стекол, хоть она и весьма косвенно относится к модификации, тоже заслуживает рассмотрения. Тонировка задних стекол, в том числе и боковых, действующими нормативами не запрещена совсем. А вот тонировка передних стекол в большинстве случаев грозит штрафом. Так, штраф можно получить за тонировку всего лобового стекла, коэффициент затемненности которой слишком высок. Проверка данного коэффициента возможна только с помощью специального прибора, «на глаз» его определить нельзя.
Внимание
Отдельно отметим тот факт, что частичная тонировка лобового стекла разрешена. Например, можно тонировать верхнюю часть, игнорируя коэффициенты.
Покраска автомобиля
Теперь рассмотрим покраску транспортного средства. Согласно действующему закону, покраска транспортного средства не должна занимать более 40% от его площади. То есть если вы покрасили больше 40% от площади транспортного средства (по факту, больше половины кузова), то вам придется заново переоформлять документы на машину, указывая в ней новый цвет. Аэрография, а так же «стикербумы», не запрещены, но только в том случае, если они так же занимают менее 40% от площади машины.
Изменение внешнего вида автомобиля
Помимо покраски существуют и иные изменения внешности автомобиля. Установка таких вещей, как диски, декоративные обвесы и декоративные детали не запрещена (при условии, что конструкция позволяет). Но при этом нельзя красить автомобиль в цвета государственных служб либо наносить характерные определительные знаки. Так что если вы решите придать своему автомобилю индивидуальности, то сделайте так, чтобы он не был похож на полицейскую, пожарную или иную подобную машину.
Инфо
Кроме того, запрещена нелицензированная установка устройств, требующих особого разрешения. В качестве примера можно рассмотреть установку осветителя с «шашечками» такси или обозначенные выше световые сигналы спецслужб. Примечателен тот факт, что размер штрафа зависит от типа установленного дополнительного прибора.
Изменение конструкции автомобиля
Перейдем к менее заметным, но более значимым изменениям – модификации конструкции автомобиля. Тут все достаточно просто – разрешены только те модификации, которые предусмотрены самим техническими документами автомобиля и предусмотренные производителем заранее изменения. При этом любое изменение габаритов требуется после проведения регистрировать в ГИБДД.
Инфо
Обратите внимание на то, что существуют определенные ГОСТы, нарушать которые ни в коем случае нельзя даже если это допускается производителем. ГОСТы отличаются в зависимости от типа автомобиля, и самому их изучить сложно, так что при переоборудовании автомобиля лучше обратиться в ГИБДД за помощью.
Изменение деталей автомобиля
Со сменой деталей автомобиля ситуация обстоит немного сложнее. Дело в том, что внутренние детали можно менять, но только в том случае, если на то имеется разрешение от производителя. То есть вы можете менять детали авто либо на такие же, либо на разрешенные конструктором автомобиля. В этом случае ничего регистрировать не надо.
Во всех остальных случаях установка дополнительных или не предусмотренных конструкций возможна только с разрешения ГИБДД. К списку деталей, требующих регистрации при установке и замене, относятся:
- Водительское сидение;
- Бампер;
- Спойлер;
- Крылья;
- Подвеска;
- Сидения пассажиров;
- Системы выхлопа;
- Колеса;
- Колесные арки;
- Кенугрятники;
- Плавники;
- Воздухозаборники.
Изменение руля и системы управления
Последнее, о чем стоит поговорить – замена рулевого управления. Замена самого руля строго запрещена, разрешены только стандартные модели от производителя. Так же запрещено и переоборудование рулевой системы автомобиля, при этом такие изменения, какими бы незначительными они ни были, так как они считаются опасными как для водителя, так и для других участников дорожного движения.
Этапы переоборудования транспортного средства и согласование его с автоинспекцией
Переоборудование осуществляется в несколько этапов:
- Проведение технической экспертизы. Экспертиза проводится до внесения изменений. Если вы уже установили новые элементы или конструкции, то на время ее проведения потребуется их снять.
- Монтаж оборудования. Осуществляется на территории СТО, имеющих лицензию. Их список можно получить в ГИБДД вашего города. После переоборудования станция техобслуживания выдаст сертификаты на все установленные детали.
- Проверка безопасности элемента. Осуществляется здесь же, на территории СТО.
Важно иметь в виду, что проведение экспертизы и оценка безопасности — платные процедуры. В разных регионах их стоимость может разниться.
Чтобы избежать штрафа за изменение конструкции автомобиля, все указанные виды переоборудования следует согласовывать в автоинспекции, где в обязательном порядке вносятся соответствующие отметки в регистрационные документы транспорта.
Регистрация изменений
В ПДД указано, что использовать автомобиль с измененной конструкцией на дорогах общего пользования можно только после того, как будет получено разрешение от сотрудников ГИБДД.
Технический регламент Таможенного Союза также содержит подобное требования (Россия входит в эту организацию и, соответственно, должна придерживаться правил, касающихся ее членов).
Процедура не отличается особой сложностью, однако для ее прохождения необходимо запастись терпением. Также следует учесть, что стоимость регистрации ТС варьируется в пределах от пяти до двадцати тысяч рублей.
Необходимые документы
Поскольку водитель является участником дорожного движения, регистрация изменений проводится сотрудниками ГИБДД. Чтобы пройти процедуру, необходимо составить заявление с просьбой о предварительной проверке ТС (образец документа можно получить непосредственно в отделении ГИБДД либо на официальном сайте службы в интернете).
Кроме заявления потребуется предоставить следующую документацию:
- паспорт ТС;
- СОР;
- бумаги, подтверждающие наличие у гражданина права собственности на устанавливаемые агрегаты;
- документы, в которых содержится номер сотового или почтовый адрес заявителя.
Внимание! Если предварительная техническая экспертиза прошла успешно, подается второе заявление, в котором прописывается просьба разрешить внести изменения в конструкцию машины.
После внесения изменений для их регистрации придется также предоставить личный паспорт, диагностическую карту (выдается после прохождения технического осмотра на ПТО), сертификаты, выданные сервисным центром, отвечающим за установку дополнительного оборудования.
Также потребуется предоставить фотографии ТС до тюнинга и после него. Следует отметить, что если документы подаются представителем владельца ТС, он должен будет иметь при себе доверенность, дающую разрешение на проведение этих действий.
Процедура регистрации
После того как необходимые документы будут подготовлены, можно обращаться к сотрудникам ГИБДД. Регистрация переоборудования транспортных средств состоит из трех этапов. Это, соответственно:
- Предварительная техническая экспертиза. Проходится до момента установки улучшений. В противном случае сотрудники ГИБДД потребуют от водителя демонтировать стороннее оборудование.
- Переоборудование авто. После того как экспертиза будет проведена, производится сам тюнинг. Данная процедура проводится сотрудниками сертифицированных сервисных центров. По ее окончании владельцу ТС выдаются специальные сертификаты.
- Проверка безопасности установленных изделий. Проводиться там же, где и предварительная экспертиза. Сотрудниками ГИБДД будет проверено, насколько установленное оборудование соответствует действующим в стране техническим регламентам. От результатов проверки зависит возможность эксплуатации ТС на дорогах общего пользования.
Следует учесть, что если возможность установки конкретного элемента предусмотрена технической документацией, касающейся ТС, производить регистрацию не нужно. Это же касается случаев серийного тюнинга автомобилей.
Во всех иных ситуациях отсутствие разрешения приводит к назначению штрафа за переоборудование транспортного средства.
Аннулирование регистрации.
Вся суть заключена в главном правиле, допускающем практически все транспортные средства на дорогах страны к эксплуатации — регистрации в органе ГИБДД. Постановлением 12.5 устанавливается семидневный срок на устранение неисправности, при игнорировании которого машина автоматически снимается с учета в ГАИ:
В пункте 3 Приказа №339 о регистрационных действиях говорится следующее:
Автомобиль не подлежит постановке на учет, в случае наличия изменений, не соответствующих действующему законодательству. Пункт 40 того же нормативного документа предписывает: в случаях выявления уже допущенного и зарегистрированного нарушения, регистрация такого автомобиля подлежит аннулированию (фактическое снятие с учета).
Езда на незарегистрированном автомобиле приведет к следующим санкциям:
ВАЖНО! При первой остановке на машине, снятой с учета, водитель получит штраф в размере 800 рублей, при этом с автомобиля снимаются государственные регистрационные знаки и изымается СТС. При повторном выезде после принятия данных мер водителю грозит штраф 5000 рублей или изъятие водительского удостоверения, а сам автомобиль помещается на штрафстоянку.
Таким образом, модификация подвески может не только лишить водителя возможности передвижения на данном автомобиле, но и водительских прав.
3.1. Как это происходит на практике 2020 года?
Этот процесс освоен и поставлен ИДПС на поток во всех городах и регионах РФ: статья затрагивает не только изменение подвески, но весь внешний тюнинг, включая излюбленную всем тонировку. Но среди сотрудников ГИБДД существуют 2 варианта практического использования данной санкции: аннулирование по факту, либо когда водитель получает возможность устранить неисправность в течение недели.
В первом случае процесс проходит в следующем порядке:
- Ввиду тех или иных оснований автомобиль останавливается инспектором (визуальное определение низкого клиренса также может являться причиной остановки).
- При проверке документов инспектор ознакамливается с СТС, не обнаружив в нем отметку об оформлении изменения. Это дает ему некие основания для вынесения постановления.
- В случае когда водитель пытается оспорить данное явление, сотрудник может произвести замер при помощи линейки или рулетки.
- Выносится постановление 12.5 КоАП часть 1, если спорная ситуация решилась не в пользу водителя (зачастую инспектор выписывает именно штраф).
- Помимо этого, инспектором составляется рапорт на имя своего начальника, который, в свою очередь передает административный материал в МРЭО ГИБДД (регистрационный орган), в котором принимается решение об аннулировании регистрации, водитель при этом не получает никакого документа, в худшем случае его могут даже не предупредить об этом.
- В скором времени после снятия машины с учета, владелец получает официальное письмо от ГИБДД, в котором его обязуют сдать СТС и ГРЗ в МРЭО, т. к. они находятся в розыске.
- В случае остановки ДПС, когда водитель не знает о снятии машины с учета, происходит изъятие ГРЗ и СТС. Автомобиль эвакуируется на штрафстоянку.
- После погашения штрафа и оплаты пошлины со штрафстоянки водитель сможет забрать свое авто обратно на эвакуаторе. Ему останется привести его в первоначальный заводской вид (путем замены пиленых пружин на стандартные) и отправиться в подразделение ГАИ для восстановления учета. Эта процедура обойдется в 2 850 р., в нее входит: получение новых ГРЗ, СТС и вписание данных в ПТС. Однако при этом в ПТС должно быть свободное место.
Еще по теме: Неуплаченные штрафы ГИБДД и выезд за границу
Второй вариант развития событий отличается пунктом 4. Вместе с копией протокола водитель получит документ, оповещающий о необходимости приведения машины в стандартный вид в течение одной недели (в ряде случаев до 10 дней) и привезти автомобиль на смотровую площадку МРЭО. При осуществлении вышеописанных манипуляций уже аннулируется протокол, а не регистрация транспортного средства.
Тюнинг с точки зрения закона в 2022 году
Запрет на тюнинг автомобилей ужесточается ежегодно и в 2020 году с точки зрения законодательства, включает:
- Изменения осветительных элементов. А именно использование пленок, изменение мощности и цвета лам, которые согласно нормативно-правовым актам должны быть: для указателей поворота — желтыми, для фонарей и задних фар — красными, а передние – белыми или желтыми.
- Установка светодиодных агрегатов на днище, колесные диски и прочие узлы автомобиля.
- Кенгурятник – защитная решетка, которая монтируется на передний бампер транспортного средства.
- Тонировка стекол ТС, за исключением задней полусферы и полосы на лобовом.
- Изменение цвета автомобиля и использование наклеек более чем на 40% кузова.
- Замена деталей машины на элементы другой марки.
- Самовольный монтаж газового оборудования.
- Изменение уровня шума автомобиля, который превышает нормативы установленные ГОСТом на тюнинг.
Машина перестала нравиться – возможно ли вернуть ее в салон или частному продавцу?