Завершение обгона через сплошную линию разметки! Как избежать лишения прав!
Консультация юриста в Москве 8(800)201-16-39
Консультация юриста в Курске — 8(4712)746-806
Регионы — 8-800-201-16-39
Приветствую всех посетителей форума!
С вами автоюрист Демин Юрий!
И в этой статье я хочу раскрыть такую важную тему как завершение обгона через сплошную линию разметки и как избежать лишения прав!
Многим автолюбителям знакома ситуация когда начав обгон через прерывистую линию разметки вдруг неожиданно оказывается на сплошной линии разметки завершая обгон! И тут как назло уже поджидают сотрудники ГИБДД «в засаде». К сожалению данная ситуация квалифицируется сотрудниками ГИБДД по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. И почти во всех случаях решается судами не в пользу водителя, как правило водителя лишают прав от 4х до 6 месяцев, штраф применяется крайне редко, и во всех регионах своя практика. Считаю что в данном случае нарушается принцип равенства и справедливости привлечения граждан к административной ответственности одно и тоже наказание предусмотрено как для водителей совершивших выезд умышленно на полосу встречного движения так и для водителей сделавших это вынужденно завершая обгон через сплошную линию.
Сплошная линия разметки имеет номер 1.1, двойная сплошная 1.3. Данные линии наносятся на опасных участках дороги для предупреждения аварий. Именно поэтому правонарушение связанное с выездом на встречную полосу в нарушении Правил дорожного движения «влечет общественную опасность» и карается лишением прав. Но здесь стоит заметить еще один важный момент что понятие пересечение сплошной линии дорожной разметки не приводится ни в одном нормативно — правовом акте.
Данная ситуация является достаточно спорной.
Пункт 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 г. № 18 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 2) приводит разъяснение когда можно и когда нельзя выезжать на полосу встречного движения:
Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 «Круговое движение».
Как видно из данного разъяснения уже сам факт пересечения сплошной линии разметки, несмотря на то что водитель выехал на полосу встречного движения не нарушив ПДД РФ подразумевает выезд на полосу встречного движения в нарушение правил дорожного движения и квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Позиция Конституционного суда РФ по этому вопросу достаточно интересная. В своих определениях от 7 декабря 2010 года №1570-О-О и от 18 января 2011 года №6-О-О. В данных определениях Конституционный суд указывает, что наличие признаков объективной стороны состава данного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на полосу встречного движения ТС распологалось на ней в нарушении ПДД РФ. По мнению Конституционного суда противоправный выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, представляет повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, так как создает реальную возможность лобового столкновения транспортных средств, сопряженного с риском наступления тяжких последствий. Из данной позиции напрашивается вывод, что если начал обгон по Правилам нет опасности, завершил через сплошную есть опасность. Достаточно интересно получается. В пункте 11.2 ПДД РФ установлены случаи когда обгон прямо запрещен — один из них — по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу. Следуя этому пункту Правил водитель должен при завершении маневра обгон вернуться на свою полосу не создавая помех обгоняемому ТС. Экстренное торможение и резкое возвращение на ранее занимаемую полосу в данной ситуации как раз и могут стать причиной ДТП. Что же делать если водитель начал обгон через прерывистую линию разметки 1.6 но при завершении обгона прерывистая резко перешла в сплошную. Увы в диспозиции ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ про данный случай ничего не сказано. Водитель остается перед выбором завершить обгон и создать аварийную ситуацию либо быть привлеченным по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (лишение ВУ либо штраф 5 000).
Однако ВС РФ в своем Постановлении Президиума от 29.12.2012г. №212-АД12-1 [6], Верховный суд по данному вопросу дал разъяснение: совершая обгон с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, в соответствии с требованиями разметки проезжей части дороги, водитель. не совершает административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, а именно: выезд в нарушение имевшейся в данном месте проезжей части дороги разметки на полосу, предназначенную для встречного движения. Если при завершении обгона, возвращаясь на полосу своего движения, водитель пересек линию дорожной разметки1.1, чем допустил нарушение п.1.3 Правил, то при таких обстоятельствах в действиях водителя содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.16 КоАП РФ, а именно несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги. Данной позиции придерживаюсь и я.
Но вот почему то суда в своих постановлениях совсем забыли про данный факт и в основном лишь можно увидеть «копирование» Определения Конституционного суда РФ.
Так вот теперь разберем ситуацию если все — таки на водителя составлен протокол по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
На что же нужно делать упор что бы избежать наказания в данной ситуации:
1) Это ГОСТ, если что то не по ГОСТу то соответственно не может быть применено! Если разметка нанесена не по ГОСТу, а это довольно частая ситуация на наших дорогах. Согласно ГОСТу 52289 перед началом сплошной линии разметки на дороге должна быть нанесена разметка 1.6 (это прерывистая с длинными штрихами, штрихи в три раза длиннее промежутков между ними). Именно эта разметка предупреждает водителя о приближении сплошной и о том, что пора перестраиваться в свою полосу. Здесь действует принцип что водитель не мог знать о том, что скоро начнется сплошная линия разметки. Какие здесь могут быть доказательства — это фотографии разметки вместе с ориентирами, например вашей машиной и авто ГИБДД, дорожные знаки, билборды, то есть то, что позволит однозначно идентифицировать местность, так же в суде можно заявить ходатайство о запросе в дорожные службы о наличии дорожных знаков и разметки на указанную дату и на указанном участке дороги. В объяснениях в протоколе следует писать «С нарушением не согласен, отсутствует разметка 1.6, к протоколу прикладываю фотографии, нуждаюсь в помощи защитника».
2) Второй случай это действия водителя в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ). Если выезд на встречную полосу связан с тем, что бы избежать ДТП. Но в суде придется доказывать что вы именно действовали в состоянии крайней необходимости. Доказательством здесь может служить запись с видеорегистратора в автомобиле. В противном случае на слова вам суд не поверит.
Обращаю внимание что в данном случае составляется обязательно схема совершения административного правонарушения, которая так же является доказательством в суде. На это тоже всегда стоит обратить внимание и при несогласии со схемой писать замечания и лучше не подписывать ее. Часто бывает сотрудники ГИБДД используют уже готовые «схемы проишествия.»
Всем удачи на дорогах.
И помните что лучше всегда вовремя обратиться к компетентным специалистам для решения проблем!
С вами был Автоюрист Демин Юрий!
Чем грозит водителю завершение обгона через сплошную
Прерывистая разметка, отсутствие запрещающих знаков, неспешно плетущаяся перед вами фура на загородном шоссе – чем не повод для обгона. Только беда: грузовик оказался длиннее, нежели вы предполагали, и прерывистая линия успела плавно смениться на сплошную. Что же делать?
Совсем недавно в нашем блоге мы уже обсуждали спорные моменты, возникающие вокруг этого опасного маневра. Сегодня речь пойдет о ситуации, когда водитель, приступивший к обгону, не успевает возвратиться на полосу попутного движения до начала сплошной линии разметки. Что же делать в таком случае автомобилисту: оставить маневр не завершенным или перестроиться на свою половину дороги через сплошную линию с нарушением Правил дорожного движения? И вообще: является ли возврат на сторону попутного движения через сплошную разметку нарушением ПДД, ведь водитель начал обгонять, соблюдая все условия. Это уже в процессе выяснилось, что что-то идет не так. Давайте разбираться!
Последнее китайское предупреждение
Начнем с того, что прерывистая линия не заканчивается в один момент. По ГОСТу 52289-2004 разметка начинает «удлиняться» постепенно: прерывистые линии становятся примерно в три раза длиннее стандартных коротких, а расстояние между ними делается все меньше. Это необходимо для того, чтобы предупредить водителей, что совсем скоро выезжать на полосу встречного движения будет запрещено. И если водитель совершает обгон, он должен успеть вернуться на свою сторону дороги, пока разметка не превратилась в сплошную.
Впрочем, времени на завершение маневра не так уж и много. По тому же самому ГОСТу длина «предупреждающей» переходной разметки составляет всего 50 метров (если дело происходит в населенном пункте) и 100 метров (если водитель движется по загородной трассе). На допустимой вне города скорости в 90 км/ч стометровку автомобилист преодолеет за. 4 секунды. Так что если видите, что разделительная линия меняет свое начертание, советуем не продолжать дальнейший обгон, и уж тем более его не начинать.
Почему нельзя завершать обгон через сплошную?
Опросив с десяток знакомых, выяснилось, что несмотря на кажущуюся очевидность подобного нарушения, многие автомобилисты считают, что если уж приступили к обгону, то нужно выполнять его до конца. Однако, такому принципу необходимо следовать только при проезде перекрестков, когда вы явно не успеваете остановиться на запрещающий сигнал светофора.
На практике же пересечение сплошной линии однозначно карается по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, не зависимо от того, в какую сторону водитель пересекал данную разметку – начиная обгонять или уже завершая маневр. А значит, автомобилисту в лучшем случае грозит штраф в 5000 рублей, в худшем – придется расстаться с правами на срок от 4 до 6 месяцев. Второй раз за аналогичное нарушение светит либо еще 5000 рублей штрафа, либо лишение водительского удостоверения на целый год!
Читайте также Как оставить заявку на получение водительского удостоверения
Почему же нельзя завершить маневр? Ведь это в некоторых случаях намного сподручнее, нежели возвращаться обратно на свою половину дороги так никого и не обогнав? Дело в том, что сплошную линию наносят на проезжую часть далеко не из вредности, как думает большинство водителей. Данным типом разметки отмечают границы полос движения в опасных местах на дорогах. Тем самым дорожники стараются минимизировать возможное количество аварий. Обгон – сам по себе довольно опасный маневр. Между прочем, он является причиной около половины ДТП! Что уж говорить об обгоне в и без того опасном для этого месте (например, с ограниченной видимостью).
Кроме того, те, кто утверждают, что «сплошная линия возникла из ниоткуда», сильно лукавят. О том, что в ближайшее время разметка перейдет из прерывистой в сплошную можно догадаться и по косвенным признакам, например, по дорожным знакам, предупреждающим об опасном участке впереди. И если автомобилист не может спланировать свой маневр и завершить его до въезда на опасный участок дороги, то нечего такому камикадзе садиться за руль.
Каким образом возможно избежать наказания за завершение обгона через сплошную?
Впрочем, хитрые водители и еще более ушлые автоюристы нашли лазейку, как можно избежать наказания, даже если после совершения маневра вам помахал инспектор ГИБДД своей полосатой палочкой.
В первую очередь, прежде, чем соглашаться с нарушением, просите показать видеозапись. Ее отсутствие сыграет вам на руку, ведь судье для вынесения приговора необходимы только веские доказательства нарушения. Того, что инспектор ГИБДД якобы что-то видел и написал об этом в протоколе, будет явно недостаточно для обвинения. Да и вы не подписывайте слепо все бумаги, которые вам сует представитель власти. Внимательно читайте, что написано в протоколе, и пишите, что не согласны и обгон совершать даже не собирались.
Если же видеосъемка все-таки велась, не отчаивайтесь! В то время, как инспектор будет заполнять необходимые документы, берите у него рулетку (представители ГИБДД всегда возят ее с собой) и телефон с фотокамерой и вперед – исследовать разметку. Как вы помните, по вышеупомянутому ГОСТу прерывистая разметка прежде, чем перейти в сплошную, должна превратиться в «предупреждающий» вариант: короткие линии должны увеличиться по размеру в 3 раза, а промежуток между ними – наоборот сократиться. При этом длина такого отрезка должна составлять не менее 100 метров вне населенного пункта и 50 метров – в городе. Если в разметке есть хоть малейшее нарушение – фиксируйте (на фото должны присутствовать замеры с рулеткой). В такой ситуации вся вина ложится на плечи дорожных работников, которые неправильно нанесли разметку на проезжую часть.
Ну и наконец, если на проезжей части видны следы экстренного торможения, считайте, что наказания вы избежали. Просто укажите на то, что водитель, которого вы обгоняли, не пускал вас обратно на свою половину дороги, поэтому у вас не было возможности безопасно завершить маневр. Но вы пытались!
Если чувствуете, что правда не на вашей стороне, то хотя бы не признавайтесь, что совершали обгон. Упирайте на то, что выехали на полосу встречного потока не для совершения обгона, а, например, для поворота налево. В таком случае вас можно будет привлечь к ответственности только за нарушение расположения транспортного средства на дороге. А это уже ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ – карается штрафом в 1000-1500 рублей. И никакого лишения прав!
Впрочем, тем, кто не нарушает Правила дорожного движения, не приходится прибегать к подобным уловкам. Да и есть гарантия, что они доедут до пункта назначения целыми и невредимыми.
Закончил обгон на сплошной лишение или штраф
- АТВмедиа
- Новости
- Неновости
- Видео
- Фото
- Афиша
- Эксперты
- Обещания
- Поиск
- Прямой эфир
- АТВмедиа
- Неновости
- Авто
Виды сплошных линий
Сплошные линии можно разделить на виды по двум факторам: по типу разметки и по времени действия. По второму критерию сплошные линии бывают постоянными и временными (нарисованными на время проведения ремонтных работ). Они отличаются своим цветом. Временные линии — оранжевые, постоянные – белые или желтые.
По типу разметки сплошные делятся на одинарные и двойные. Одинарной сплошной линией обозначается край проезжей части дороги. Двойная сплошная линия разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах без разделительной полосы, имеющих четыре или более полосы движения. Двойную сплошную линию рисуют на участках дороги, где есть не менее 4 полос движения, а одинарную – с других случаях. Отметим, что штраф за пересечение данных видов сплошных будет одинаковым. Отличаться будут либо обстоятельства произошедшего, либо условия совершения правонарушения.
Чем отличаются одинарная и двойная сплошная линия?
Одинарная линия разделяет направления движений встречных направлений. Также она определяет границу дороги, за которую водителям запрещено выезжать. Помимо этого, одинарная линия может быть границей мест на парковках и обозначать край дороги.
Двойная сплошная линия разграничивает транспортные противоположные потоки. Как правило такую разметку наносят на дорогах с четырьмя или более полосами движения в обоих направлениях. Также двойную сплошную наносят на дороге с двумя или тремя полосами, ширина которых более 3,75 м.
Возможные ситуации
Штраф за обгон через сплошную
Обгон через сплошную линию для водителя может закончиться административной ответственностью или лишением прав. Если автомобиль проехал по встречной полосе движения метр и больше, нарушение будет рассматриваться в судебном порядке. Если же за пересечение сплошной составлен протокол с помощью систем фотовидеофиксации — предусмотрен только штраф.
Если водитель пересек сплошную линию для обгона, ему грозит наказание согласно части 4 статьи 12.15 КоАП. Нарушение влечет за собой штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
В случае, если водитель за год попадается на этом же нарушении во второй раз, санкции будут более жесткими. Предусмотрено лишение права управление транспортными средствами на 1 год. Если нарушение зафиксировано техническими средствами (фото- или видео- съемкой), назначается штраф в размере 5 000 рублей.
Объезд препятствия
Согласно ПДД при наличии препятствия на дороге со сплошной разметкой и отсутствии временных указателей (которые разрешают объезд по встречной полосе) водитель должен ехать по правой части полосы. Если такой возможности нет, то он должен устранить причину остановки.
В случае, если препятствие не удается устранить, водителю необходимо обратиться к ДПС или дорожную службу.
Как показывает практика, водители часто нарушают правила и объезжают препятствие в левой стороны. В большинстве случаев инспекторы ГАИ ограничиваются только предупреждением и отпускают водителя без наложения штрафных санкций.
При объезде любого препятствия, пересекая сплошную и выезжая на встречное движение либо выезжая на встречные трамвайные пути, назначается штраф от 1 000 до 5 000 рублей (согласно части 3 статьи 12.15 КоАП).
За объезд препятствия через сплошную без выезда на встречную полосу водителю грозит штраф 500 рублей.
Если при объезде препятствия водитель пересек сплошную и выехал на встречную полосу, ему грозит штраф от 1 000 до 1 500 рублей.
Если водитель выехал на встречную полосу для объезда объекта, который не является препятствием, ему грозит штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.
Препятствие – это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), который не позволяет продолжить движение по этой полосе.
Затор или транспортное средство, которое остановилось на полосе по правилам, не является препятствием (согласно ПДД). В таких ситуациях водителю грозит штраф в размере 5 0000 или лишение прав сроком на полгода.
При повороте или развороте
Если при повороте или развороте водитель пересекает сплошную линию, назначается только штраф, так как автомобиль не выехал на встречную полосу.
В случае, если водитель разворачивается или поворачивает налево по середине проезжей части или на перекрестке через сплошную линию, предусматривается наказание. Согласно части 2 статьи 12.16 КоАП водителю грозит штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей.
Выезд на выделенную полосу
Штраф предусматривается, если водитель выехал на автобусную полосу через сплошную линию. В этом случае ему будет грозить штраф в размере 500 рублей (согласно части1 статьи 12.15 КоА).
Также нарушением является движение транспортного средства по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта. За это предусматривается штраф 3000 (для Москвы и Санкт-Петербурга) и 1500 (для других регионов России).
Пересечение сплошной с последующим ДТП
Виновника ДТП наказывают не только за совершение аварии, но и за нарушение правил, которое предшествовало происшествию. Выезд на полосу встречного движение является частой причиной ДТП. Он часто приводит к лобовым столкновениям.
Согласно части 4 статьи 12.15 КоАП водителю за езду по встречной полосе грозит строгое наказание. Предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.
При повторном таком нарушении водителю грозит лишение прав на 1 год. Если пересечение сплошной зафиксировано камерами, предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей.
Ситуации, при которых пересечение сплошной допустимо
Избежать наказания за пересечение сплошной линии можно в нескольких случаях:
- Если на дороге находится препятствие и установлен знак 4.2.2 («Объезд слева»).В данной ситуации знак становится приоритетом перед разметкой на асфальте. Однако водитель должен помнить, что он должен пропускать встречные автомобили.
- Разрешается обгон тихоходных транспортных средств (чья скорость не превышает 30 км/ч) через сплошную линию. Однако стоит помнить, что обгон разрешается только при наличии на кузове транспортного средства красного треугольника, обрамленного желтой или оранжевой полоской.
- Также согласно ст. 2.7 КоАП водитель может нарушать любой пункт ПДД во избежание серьезной опасности, угрожающей личности. В таких случаях главное доказать свою правоту, а лучшим подтверждением этому будет запись с видеорегистратора.
Наехали на сплошную, но не пересекли. Будет ли штраф?
Согласно ПДД, каждый водитель должен удерживать автомобиль в пределах своей полосы, и наезд на сплошную линию запрещен.
Читайте также Как правильно качать колеса на машине?
Правоохранительные органы наезд на сплошную линию расценивают как пересечение. Тогда в этом случае может грозить штраф 5 000 рублей или лишение прав до 6 месяцев.
Сумма штрафа будет зависеть от серьезности нарушения. Водителю следует помнить, что на инцидент могут повлиять такие факторы как другие автомобили, состояние дороги и погодные условия.
Повторное нарушение
О повторном нарушении (пересечении сплошной линии) говорится в части 4 статьи 12.15 КоАП. Согласно ей, водителю за нарушение грозит лишение права управления транспортным средством сроком на один год.
В случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — грозит административный штраф в размере 5 000 рублей.
Фиксируют ли автоматические камеры пересечение сплошной?
Камеры фиксации правонарушений могут работать как в автоматическом режиме, так и не в автоматическом.
- Если нарушение зафиксировала камера в автоматическом режиме, то протокол не составляется, а выносится только постановление.
- Если нарушение зафиксировала камера, которая работает не в автоматическом режиме, то административный протокол составит должностное лицо.
Устройства фото- и видеофиксации способны зафиксировать пересечение сплошной линии в попутном направлении и пересечение двойной сплошной линии.
Если повторное пересечение сплошной линии будет зафиксировано камерой, работающей не в автоматическом режиме, то водителя лишат прав.
Однако может возникнуть ситуация, когда приходит уведомление о пересечении сплошной линии, но на фотографии нарушения нет. В таких случаях камера может принимать тень за часть автомобиля. В данной ситуации водителю следует обратиться в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений.
Скидка на штраф за пересечение сплошной
Водитель при оплате штрафа может получить скидку 50%. Однако на некоторые нарушения скидка не предусмотрена. Как правило, это повторные и грубые нарушения (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Также оплатить со скидкой штрафы, по которым суд или должностные лица предоставили водителю отсрочку или рассрочку.
Нарушения, на которые не предусмотрена скидка:
- повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ);
- управление транспортным средством в состоянии опьянения и передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);
- повторное превышение скорости на величину более 40 км/ч (ч. 6, ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ);
- повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика (ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ);
- повторный выезд «на встречку», когда это запрещено, и повторное движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением (ч. 5 ст. 12.15 и ч. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ);
- нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ);
- отказ от прохождения мед. освидетельствования на состояние опьянения и употребление спиртного до такого освидетельствования в случае остановки инспектором ДПС или в случае ДТП (ст. 12.26 КоАП РФ).
Отметим, что водитель может уплатить половину штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Способы оплаты штрафа
Есть три способа оплатить штрафы за нарушение ПДД:
- в терминале банка (через штри-код квитанции, через пункт меню «Штрафы, налоги госпошлины», либо через ИНН);
- на портале госуслуг;
- на портале mos.ru;
- на официальном сайте Госавтоинспекции;
- через сайт rosfines.ru;
- на Почте России;
- с помощью электронных платежных систем.
Отметим, что оплатить штраф можно в отделении того банка, которое зарегистрировано в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Штрафы за нарушение ПДД необходимо оплатить в течение 60 дней с того момента, когда постановление об административном нарушении вступило в силу (согласно части 1 статьи 32.2 КоАП). Обжаловать штраф можно в течение 10 дней.
Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?
Выезд на встречку всегда связан с повышенной опасностью и необходимостью водителя выполнять все предписания правил дорожного движения. За нарушение правил, например, за завершение обгона через сплошную, предусмотрены серьезные административные наказания, вплоть до лишения водительских прав.
Каждый водитель осознает всю опасность движения по встречной полосе. На некоторых участках дороги такие действия полностью запрещены специальными знаками или разметкой. В основном это связано с повышенной опасностью дороги. Выезд за пределы своей полосы на таком моменте будет признавать нарушением практически во всех случаях.
Однако иногда движение начинается в разрешенной зоне, но возможности закончить его по правилам нет, и водитель вынужден пересекать сплошную линию с совершением нарушения. Несмотря на окончание маневра с нарушениями, однозначно говорить о вине водителя не получится, поскольку на практике возможно наличие и возникновение различных обстоятельств. Только рассмотрев и проанализировав все, можно говорить о возможности привлечение водителя к ответственности.
Теоретические аспекты
Правила по совершению обгона, а также иные связанные с этим нюансы подробно закреплены в ПДД. Нормативно закреплен не только порядок совершения обгона, но и ситуации, когда это допускается, либо наоборот запрещается делать. Каждый автомобилист обязан строго соблюдать установленные законом требования, поскольку их игнорирование может повлечь непредвиденные ситуации. Неправильный обгон может обернуться лобовым столкновением. Такая авария крайне опасна даже на допустимой скорости 60 км/ч, зачастую водители и их пассажиры получают тяжелые травмы, либо наступает летальный исход. Всегда стоит помнить об ответственности перед другими лицами, являющимися участниками движения.
Правила дорожного движения закрепляют определение обгона – под ним следует понимать выезд на чужую полосу с дальнейшим движением по ней и перестроением в исходное место в конце. Чаще всего обгон совершается с целью ускорить движение, поскольку впереди имеется какое-либо препятствие или тихоходный автомобиль.
В правилах закреплены следующие требования, предъявляемые к совершению обгона:
- отсутствие безусловного запрета на выезд за пределы своей полосы. Таким может быть, как линия разметки, так и специальный знак. Возможна совокупная установка;
- выезжать можно только при отсутствии встречных препятствий. В данном случае это автомобиль встречного потока. Водитель обязан самостоятельно оценить расстояние, скорости движения, после чего принять решение о возможности безопасного проведения маневра. Ни в коем случае нельзя рисковать при наличии неуверенности в своих действиях;
- при совершении обгона не допускается выезжать дальше самой крайней полосы встречного потока. Несоблюдение этого требования является безусловным нарушением;
- не разрешено мешать другим участникам движения при совершении обгона, равно как запрещен обгон, когда другой водитель уже начал его. Основным сигналом будет служить включенный левый поворотник. Некоторые водители включают правый сигнал поворота, с целью показать, что дорога спереди свободна и они пропускают автомобили позади себя.
Даже при формальном соответствии ситуации всем требованиям, обаятельным является соблюдение безопасности и отсутствие угрозы. При наличии последней водитель обязан незамедлительно прекратить начатый обгон.
Когда нарушения не будет?
В зависимости от объективных факторов происходящего выезд через сплошную не будет считаться нарушением в следующих случаях:
- отсутствие непосредственного запрета, либо невозможность его опознания. Самым распространенным примером является зимнее время года, когда дорожную разметку практически не видно. В случае, если отсутствует знак, запрещающий обгон, выезжать на чужую полосу можно, хотя и опасно. В ином случае это будет все также признавать нарушением;
- присутствие непреодолимого препятствия на дороге. Правила дорожного движения предусматривают такое понятие, как помеха. Под ней принято понимать наличие на дороге объекта или иного явления, проезд через который невозможен. Поскольку продолжать движение водители не могут, приходится выезжать на чужую полосу.
ВАЖНО . По закону это разрешено, но при соблюдении некоторых требований. Во-первых, объект должен быть действительно непреодолимым (например, сломанный автомобиль, огромная яма и другие). Во-вторых, должен присутствовать разрешающий объезд знак. Его устанавливают дорожные службы и знак определяет в каком направлении необходимо совершать объезд;
- остановка на обочине, связанная с пересечением сплошной линии, а также выезд с прилегающей территории, отделенной такой разметкой. Каждая проезжая часть с двух сторон огораживается разметкой. Она может быть, как прерывистой, так и сплошной. Сплошная запрещается въезд, но не выезд с территории;
- поворот налево при движении из придомовой территории, когда это запрещено. Формально данное деяние считается правонарушением и влечет за собой ответственность. Однако оно не может быть признано ездой по встречной полосе. Поэтому наказание за неправильный обгон не применяется.
Некоторые водители считают, что можно совершать обгон, если перед ними движется медленное транспортное средство. Например, ремонтный автомобиль, конная повозка или просто неисправная машина. В правилах написано, что такие водители должны предоставлять преимущество для их объезда и прижиматься к правой части дороги при необходимости. Однако это не означает, что можно совершать обгон при любых условиях. Если нанесена запрещающая разметка, либо установлен знак, действия водителя будут квалифицированы как нарушение правил обгона.
Отдельно стоит выделить такое явление как крайняя необходимость. Административное законодательство устанавливает, что ответственность не может наступить, если лицо совершило правонарушение, но при этом находилось в состоянии крайней необходимости. Если рассматривать данное понятие со стороны обгона, то наиболее часто оно выражается в нарушении правил обгона с целью предотвратить аварию. Когда водитель выезжает на чужую полосу и совершает правонарушение, но благодаря этому избегает столкновения. Далеко не каждое действие попадает под крайнюю необходимость.
Она обязательно должна отвечать следующим критериям:
- у лица не было другой возможности предотвратить наступления неблагоприятных последствий;
- предотвращенные последствия более серьёзные, чем нарушенные правила.
Постановление верховного суда 2021 указывает, что применять правило крайней необходимости можно только при наличии весомых оснований и достаточного количества доказательств. На практике допускается нарушение только с целью спасения своей жизни или жизни других людей.
Окончание маневра
Начать манёвр можно только случае запрета не него и безопасности движения. Пересекать допустимо исключительно прерывистую линию разметки 2021, в то время как даже наезд на сплошную считается нарушением. Перед началом выполнения движения водителю следует оценить обстановку на дороге, убедиться в возможности завершения маневра в разрешенной зоне.
Для этого стоит обращать внимание на знак и разметку. Перед завершением прерывистой линии обычно наносится измененная разметка, указывающая на скорое появление сплошной линии. Такая разметка наносится за 50 метров до места запрета в населенных пунктах и за 100 за их пределами. Ее присутствие не означает запрет, это служит предупреждением для водителя, который исходят из полученной информации должен принять соответствующее решение.
Читайте также Судебные приставы по алиментам официальный сайт
ВАЖНО . Даже если движение было начато в разрешенной зоне, а возврат на свою полосу произошло через сплошную, то содеянное может квалифицироваться как нарушение правил при обгоне. Такое правонарушение считается одним из самых серьезных и за него предусмотрена ответственность в виде лишения водительских прав.
Доказать свою правоту будет проблематично, но можно рассчитывать на следующие обстоятельства:
- нанесение разметки произведено не по требованиям, установленным ГОСТом. Обычный водитель не сможет определить соответствие, но при наличии подозрений стоит обращаться к специалисту, который проведет независимую экспертизу;
- отсутствие доказательств у инспектора. Поскольку все аналогичные дела рассматриваются в судебном порядке, обязательно наличие доказательств у каждой из сторон. Если инспектор не сможет подтвердить факт совершенного нарушения, водителя лишить прав не получится;
- возникновение непредвиденной ситуации – крайняя необходимость.
Зафиксировать такое нарушение может как сотрудник ГИБДД, так и система видеозаписи. Стоит знать, что за любое правонарушение, зафиксированное на камеру невозможно применения наказания в виде ограничения права на управление ТС. Вместо этого назначается максимально допустимый штраф – 5 тысяч рублей.
Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос
Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12
Ответственность за нарушение правила
В зависимости от объективных признаков содеянное может быть квалифицировано по-разному и для нарушителя предусмотрена разная ответственность.
К наиболее основным нарушениям следует отнести:
- поворот налево из придомовой территории. Поскольку здесь нет движения по встречной полосе, содеянное не может быть квалифицировано как нарушение правил обгона. Согласно КоАП – это создание помех для других участников дорожного движения, которое наказывается исключительно штрафом до полутора тысяч рублей;
- нарушение правил обгона. Статья предусматривает ответственность не за одно конкретной действие, а за целый перечень, который признается нарушениями.
Одинаковому наказанию подлежит как о пересечении сплошной при начале, так и при окончании обгона. Аналогично наказывает заезд дальше крайней линии встречного потока. За совершение первого правонарушения возможен штраф 5 тысяч рублей или лишение ВУ до 6 месяцев. За повторное (в течение года) предусмотрено ужесточение санкции и возможность лишения прав на 1 год.
В зависимости от конкретных обстоятельств произошедшего возможна квалификации по нормам, однако чаще всего это статья 12.15 административного кодекса. Суд обязан рассматривать каждое дело индивидуально и назначать наказание в зависимости от общественной опасности совершенного. Несмотря на наличие в санкции возможности лишения прав, это решение не является обязательным во всех случаях. За первое правонарушение и признание своей вины вполне реально обойтись крупным штрафом.
Как происходит назначение наказания для водителей
На сегодняшний день практически все аналогичные правонарушения выявляются инспекторами ГИБДД. Камер, способных обнаружить это крайне мало. Зафиксировавший нарушение инспектор ГИБДД обязан остановить водителя и сообщить ему об этом факте. В этом случае не допускается назначать наказание прямо на месте, поскольку это не входит в компетенцию инспектора. Исключением будет задержание автомобиля при выявлении состоянии опьянения водителя.
ВАЖНО . Сотрудник ГИБДД имеет право только составить протокол, который в дальнейшим будет передан в суд. Поэтому важно следить за соблюдение всей процедуры. В протокол включается вся информация о произошедшем, записываются показания очевидцев, свидетелей, а также самого водителя. Этот документ будет служить основным доказательством. Бывает, что инспекторы пользуются неграмотностью водителя и вносят в него недостоверные сведения, где окончание негативно скажется на судебном решении.
Водитель имеет право вносить в документ любую информацию по теме. Это могут быть замечания, дополнения, указания на неточности. По итогу можно согласиться с нарушением и подписать документ, либо не соглашаться. За второй вариант не предусмотрена какая-либо ответственность, поэтому можно спокойно не соглашаться с решением инспектора.
Несоблюдение требований составление документа является серьезным нарушением. Суд может признать такой протокол недействительным и исключить его из доказательной базы. При отсутствии других доказательств привлечь водителя к ответственности может быть проблематично, даже если действительно совершалось правонарушение.
ВНИМАНИЕ . Таким образом, несоблюдение правил совершения обгона считается серьезным нарушением, за которое предусматривается административная ответственность. Оснований, по которым можно избежать ответственности не так много, и все их требуется доказать в судебном порядке. Водитель, начинающий или оканчивающий обгон через сплошную линию разметки может быть лишен водительского удостоверения до 1 года.
Также всегда стоит помнить о повышенной опасности, поскольку неправильный обгон способен повлечь аварию с тяжкими последствиями или летальным исходом. В таком случае виновное лицо может быть привлечено в уголовной ответственности, которая предусматривает реальное лишение свободы на срок до 9 лет.
Завершение обгона через сплошную разметку
Добрый день, уважаемый читатель.
Многих водителей интересует, какое наказание грозит за завершение обгона через сплошную линию разметки. Связано это в первую очередь с тем, что на многих загородных автодорогах участки прерывистой разметки слишком короткие и далеко не каждый обгон удается завершить своевременно.
Пересечение сплошной разметки при завершении обгона
Пересечение сплошной линии разметки 1.1 в любом случае является нарушением правил:
1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.
Кроме того, пункт 9.1 1 ПДД, который введен 12 июля 2017 года, запрещает водителю находится на встречной полосе, которая отделена сплошной линией разметки:
9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
Таким образом, завершение обгона через сплошную разметку является нарушением требований ПДД.
Разъяснение Верховного Суда по завершению обгона
Позиция Верховного Суда, которая приводится в пункте 15 Постановления от 25 июня 2019 года, полностью соответствует приведенному выше пункту 9.1 1 ПДД:
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:
а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
То есть пересечение сплошной при завершении обгона попадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП.
Штраф за пересечение сплошной при завершении обгона
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Если завершение обгона через сплошную является первым подобным нарушением для водителя, то он получит штраф 5 000 рублей или будет лишен прав на 4 — 6 месяцев.
Если же водитель ранее уже выезжал на встречную, то есть нарушение является повторным, то наказание будет более суровым — 1 год лишения прав (или 5 000 при фиксации нарушения автоматической камерой).
Что делать, если прерывистая разметка заканчивается?
Если водитель начал обгон через прерывистую разметку, однако при нахождении на встречной полосе заметил впереди сплошную разметку, то самым правильным решением будет притормозить, прекратить обгон и вернуться на попутную полосу за обгоняемым автомобилем.
Давайте разберемся, в какой момент нужно прекратить обгон и вернуться на попутную полосу.
При нанесении дорожной разметки используется следующая последовательность:
То есть после обычной прерывистой разметки сначала появляется прерывистая разметка с длинными штрихами, а лишь затем сплошная.
Так вот, если Вы видите, что впереди начинается длинная прерывистая разметка, а Ваш автомобиль еще не полностью оказался впереди обгоняемого, то нужно тормозить.
Естественно, на практике у водителя всегда остается выбор:
- затормозить и отказаться от обгона;
- завершить обгон через сплошную (рискуя правами).
И в зависимости от дорожной ситуации может быть выбран любой из этих вариантов.
Например, Вы видите, что прерывистая заканчивается, и Вы не успеваете завершить обгон. Однако одновременно с Вами обгон начал еще один автомобиль, который находится прямо за Вами. В этом случае торможение может привести к столкновению, т.к. водитель второго обгоняющего автомобиля подобного маневра не ожидает.
При таком раскладе рационально завершить обгон с нарушением. Пусть это и приведет к штрафу или лишению, однако последствия ДТП на встречной полосе могут быть куда более серьезными.
В заключение хочу напомнить, что если Вы едете по узкой дороге и в течение длительного времени не можете выбрать подходящее место для обгона, то имеет смысл выбрать место и остановиться на несколько минут. Небольшой перерыв позволит Вам перевести дух. В то же время машина, которую не удавалось обогнать, уедет достаточно далеко и Вы с ней вряд ли пересечетесь в дальнейшем.