Является ли причиной остановки проверка документов
Содержание:
- 1 Какие существуют основания для остановки водителя инспектором ?!
- 1.1 Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»
- 1.2 Виды оснований для остановки автомобиля инспектором ГИБДД.
- 1.3 В соответствии с правилами Приказа остановка автомобилиста инспектором ГИБДД возможна в следующих ситуациях:
- 1.4 Какими правами обладает автомобилист при остановке его машины ?!
- 1.5 Как быть, если вашу машину остановил представитель ГИБДД ?!
- 1.6 Когда водитель может покинуть автомобиль ?!
- 2 Имеет ли право сотрудник ДПС останавливать водителя вне стационарного поста: вопрос с подвохом!
- 3 Остановка и проверка документов сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2023 году
- 4 Проверка документов
- 5 Видео: остановка транспортного средства ГИБДД
- 6 Права водителя при остановке ГИБДД
- 7 Право не выходить из машины, когда остановил инспектор
- 8 Право узнавать причину остановки или ограничений движения
- 9 Право объяснить свои действия или не давать показания
- 10 Право снимать инспектора на камеру
- 11 Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
- 12 Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
- 13 Право не подписывать протокол и указывать разногласия
- 14 Право ничего не платить на месте
- 15 Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
- 16 Право не отдавать водительские права без решения суда
- 17 Право на медицинское освидетельствование
- 18 Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
- 19 Стоять, права не прятать
- 20 Является ли причиной остановки проверка документов
Какие существуют основания для остановки водителя инспектором ?!
Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»
Практически каждого автомобилиста хотя бы раз останавливал инспектор ГИБДД. У многих водителей возникает вопрос о том, законная ли остановка автотранспортного средства в конкретных определенных ситуациях. Расскажем о том, когда принудительная остановка машины носит законный характер.
Виды оснований для остановки автомобиля инспектором ГИБДД.
Главным документом, регламентирующим правила остановки машин инспектором ГИБДД является Административный регламент. Этот документ утвержден Приказом МФД Российской Федерации от 23 августа 2017 года. Это важный документ, и любому начинающему водителю с ним надо ознакомиться заранее.
В соответствии с правилами Приказа остановка автомобилиста инспектором ГИБДД возможна в следующих ситуациях:
- Если были нарушены установленные правила дорожного движения;
- Есть данные о том, что автомобиль был использован в целях угона, и он находится в официальном розыске;
- При наличии оснований полагать на то, что машина или водитель причастны к совершению противоправного деяния или преступления;
- Когда требуется опрос водителя или пассажиров автомобиля о возможных обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, если они были его прямыми очевидцами;
- Для прекращения или ограничения движения, если автомобильная дорога перекрыта;
- При использовании автотранспортного средства в экстренных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях;
- Для привлечения автомобилиста в качестве понятного лица;
- При организации свободного передвижения автотранспортных средств или спецавтомобилей;
- При проверке документов на транспортируемые грузы;
- В целях проверки перевозимых грузов;
- Для проверки сведений о личности водителя либо пассажира при наличии ориентировок у представителей Государственной автомобильной инспекции;
- Когда требуется привлечь водителя или пассажиров автомобиля в ходе оказания конкретной помощи;
- При наличии угрозы безопасности дорожного движения.
Обозначенный выше перечень причин, по которым автомобиль может быть остановлен инспектором достаточно исчерпывающий, но при этом он по факту дает представителю правоохранительных органов остановить любую машину на свое усмотрение.
Какими правами обладает автомобилист при остановке его машины ?!
Водитель должен остановиться по требованию автомобильного инспектора, иначе его действия будут расценены, как противодействие органам государственной власти. Инспектор при указании вашего автомобиля также должен указать место для остановки ТС. То есть остановка по требованию инспектора ГИБДД обязанность автомобилиста, иначе он рискует стать правонарушителем. Неповиновение может рассчитываться как правонарушение, попадающее под нормы административного законодательства. При этом инспектор не может просто так взять и остановить авто. При остановке он обязан объяснить причину своих действий, и они обязаны соответствовать Приказу.
Как быть, если вашу машину остановил представитель ГИБДД ?!
При остановке машины инспектор обязан подойди к машине и представиться водителю, назвав фамилию, должность и свое звание. После представления гражданину инспектор ДПС обозначает причину остановки автотранспортного средства. Инспектор обязан представиться не только на словах, но и предъявить свое служебное удостоверение для того, чтобы автомобилист убедился, что перед ним не мошенник, а реальный представитель правоохранительных органов. Если вас остановили и при этом инспектор не желает показывать удостоверение, то тогда необходимо сразу же позвонить по номерам 02 и 112 сообщив об этом факте. Вполне возможно, что перед вами не инспектор, а мошенник, действующий в своих корыстных интересов.
Водитель в целях своей безопасности может помимо прочего уточнить номер дежурной части. Не лишним будет обращение туда, если вы сомневаетесь в том, настоящий ли перед вами инспектор ГИБДД. Важно! Водитель имеет вполне законное право на аудио и видеофиксацию разговора с инспектором ДПС. Почему это необходимо в некоторых ситуациях? В первую очередь фото и видеосъемка может стать достаточно важной уликой в судебном органе. И она обычно свидетельствует в пользу автолюбителя. Видеосъемка может стать доказательством нарушений со стороны инспекторов ГИБДД. Например, в случае, если у водителя потребовали взятку или провели досмотр без участия понятых и без протокола.
На основании статьи 8 Федерального закона о полиции инспектор ДПС не может препятствовать использованию средств видео и фотофиксации. Но при этом запрет на ведение съемки может быть применен к автомобилисту. В частности, когда проводятся оперативно-розыскные мероприятия или действия правоохранительных органов, связанных с государственной тайной.
Когда водитель может покинуть автомобиль ?!
При остановке и обращении с сотрудниками Государственной автомобильной инспекции водитель может не выходить из своей машины. Полный перечень ситуаций, когда водитель выходит из ТС находится в Административном регламенте Приказа МВД № 664. Водитель может остаться в машине и выслушать инспектора. Последний подходит со стороны водителя. Водитель должен выйти из машины при остановке для устранения неисправности машины, когда инспектор уверен, в том, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения. Потребоваться это может для проведения досмотра транспортного средства, в ходе сверки номеров агрегатов или если водитель подозревается в совершении правонарушения или преступного общественного деяния.
Если в ходе осмотра инспектор Государственной автомобильной инспекции попросил открыть багажник, то следует уточнить, просьба ли это или требование. Просьбу инспектора водитель выполнять не обязан, а требование должно сопровождаться подготовкой протокола досмотра с участием как минимум двух понятых лиц. Подведя итоги можно сказать, что остановка водителя для проверки авто или документов вполне привычное дело. При этом инспектор должен обязательно представиться, обозначить свое звание, предъявить удостоверение и рассказать о цели проверки.
Имеет ли право сотрудник ДПС останавливать водителя вне стационарного поста: вопрос с подвохом!
До настоящего времени у некоторых автомобилистов возникает желание поспорить с сотрудниками ГИБДД, остановившими их на дороге вне стационарного поста. Насколько обоснованы такие споры и какие права предоставлены сотрудникам ДПС, поднимающим жезл на городской дороге или трассе?
Остановка и проверка документов сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2023 году
Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п. 63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах. Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.
Трудно сказать, дала ли эта мера какой-то результат, но некоторая абсурдность ситуации была очевидна. Наибольшее количество правонарушений, не связанных с ДТП, выявляется именно при выборочной проверке документов, а оборудованные стационарные посты в пределах города остались во временах дяди Стёпы. Фактически был утрачен правовой механизм для эффективного выявления и предупреждения правонарушений.
Проверка документов — широко распространённая процедура
Ранее действовавший Регламент вызывал нарекания со стороны сотрудников полиции по многим позициям. Приказом МВД от 23.08.2017 N 664 был утверждён новый Регламент, устранивший некоторые недостатки и несколько расширивший полномочия сотрудников. В том числе было убрано условие о проверке документов только на постах. В настоящее время остановка транспортного средства возможна в местах, определённых Регламентом и руководством местного подразделения ГИБДД.
Основания для остановки
Основания для предъявления сотрудником такого требования перечислены в п. 84 Регламента и включают в себя:
- установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
- наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
- необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
- необходимость использования транспортного средства;
- необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
- необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
- оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
- необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;
- угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
- проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Читайте также Где проверить машину перед покупкой
Сотрудники ГИБДД вправе останавливать машину вне поста
Список исчерпывающий, по любым другим основаниям остановка не допускается. Предъявление требований остановить автомобиль сотрудником ГИБДД по иным основаниям не законны и не подлежат исполнению, хотя сложно придумать причины, по которым ещё могло бы потребоваться остановка транспорта.
Где можно останавливать машину
Тем не менее регламентом установлены некоторые ограничения. Не допускается останавливать машины (п. 88 регламента) в местах, где остановка запрещена ПДД. Из общего правила сделаны исключения и остановка разрешена в запрещённых местах:
- если это связано с пресечением преступления или правонарушения;
- при осуществлении регулировочных мероприятий (например, регулирование пробок);
- если это связано с предотвращением угрозы жизни и здоровью, имуществу участников движения;
- если место остановки обозначено патрульной машиной с включённым спецсигналом.
В отделах ГИБДД разрабатываются схемы расстановки патрульных машин. В течение служебной смены места, в которых сотрудники останавливаются для наблюдения за движением, меняются. Экипажи постоянно перемещаются. Имеются участки, на которых ГИБДД любит устраивать засады. В основном это делается на небольших отрезках дорог, где наиболее часто происходят аварии или допускаются нарушения.
Проверка документов
Проверка документов — дежурная процедура, активно используемая сотрудниками ГИБДД в целях выявления и предотвращения уголовных и административных правонарушений. Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Отсутствие документов повлечёт за собой составление протокола или вынесение постановления на месте и назначение штрафа. Размеры штрафа могут быть внушительными. Если речь идёт об отсутствии полиса ОСАГО, то это безобидные 500 рублей. А вот неоформление путевого листа обойдётся организации или ИП уже в 20 000 рублей.
При проведении проверки сотрудник может не ограничиться визуальным изучением бумажного документа. У каждого полицейского есть доступ в специальную базу данных. Проверяется наличие ограничений на управление машиной, наличие полиса ОСАГО, действительность водительского удостоверения, другие обстоятельства. Результатом проверки может стать пожелание доброго пути, а может и отправка транспорта на штрафстоянку. Бывают случаи, что человек добросовестно не знает о наличии ограничений. В такие ситуации часто попадают неплательщики алиментов, в отношении которых приставы выносят постановление об ограничении права на управление. В связи с большой загруженностью приставов и банальным отсутствием денег на почтовые пересылки, неплательщику копия постановления не высылается, и изъятие машины становится для них полным сюрпризом.
Ещё одной целью проверки на дороге является выявление лиц, находящихся в розыске. Более того, опытные сотрудники умудряются даже выявлять преступления при проведении проверки. Нетипичное поведение водителя и пассажиров, необычные предметы в автомобиле могут вызвать подозрения и повлечь применение в отношении автовладельца других мер, в частности, осмотр автомобиля. Парадоксально, но у сотрудников ГИБДД даже существует определённый план по раскрытию преступлений, не связанных с ДТП. Обычно это преступления, связанные с перевозкой наркотиков, незаконного оружия и тому подобное.
У опытных сотрудников ГИБДД вырабатывается своего рода чутьё на нарушителей. Малейшая нетипичность ситуации повлечёт остановку транспортного средства и проверку документов.
Ранним утром возвращались с женой из аэропорта, машину вела жена. На первом же посту нас остановил гаишник. Представили документы, он долго разглядывал и нас, и их. Затем нагнулся, заглянул в машину через окно, пытаясь унюхать алкоголь. В результате усмехнулся и спросил, кто же из нас накануне выпивал. Естественно, никто. Я долго не мог понять, чем мы вызвали его подозрение. Уже дома догадался, ему показалось подозрительным, что в выходной день рано утром по трассе машину ведёт женщина, а мужчина сидит рядом. По всей видимости, сотрудник подумал, что возвращаемся с отдыха, муж выпивал, жена, значит, тоже пригубить могла, надо проверить.
Видео: остановка транспортного средства ГИБДД
Таким образом водители, пытающиеся оспорить право работников ГИБДД остановить машину на дороге, руководствуются отменённым законодательством и рискуют быть привлечёнными за неисполнение законных требований.
Права водителя при остановке ГИБДД
Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право не выходить из машины, когда остановил инспектор
Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.
Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.
Право узнавать причину остановки или ограничений движения
Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.
Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.
Читайте также Как проверить техосмотр по номеру автомобиля
По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.
Право объяснить свои действия или не давать показания
Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.
Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.
Право снимать инспектора на камеру
Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.
Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.
Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.
Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.
В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.
Право не подписывать протокол и указывать разногласия
Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.
Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.
Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.
Право ничего не платить на месте
Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.
Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.
Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.
Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.
При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.
Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.
Право не отдавать водительские права без решения суда
Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.
На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.
Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.
Право на медицинское освидетельствование
Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.
Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.
Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.
Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.
Читайте также Как проверить авто на аварии
Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.
Стоять, права не прятать
Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам. Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы. Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.
Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.
Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента. По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.
Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции. Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен. Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.
Истец также считает, что остановка машины для проверки документов — то же самое, что задержание граждан.
Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам «О безопасности дорожного движения» и «О полиции».
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.
Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки. Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена. Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому — несостоятельны, посчитал Верховный суд.
Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.
Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения — это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.
Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона «О полиции» за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.
ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.
Является ли причиной остановки проверка документов
Формально сотрудник ГИБДД должен назвать основания для проверки, но это требование легко обойти.
В связи с изменениями, внесенными в «Административный регламент ГИБДД», возникла необходимость обновить некоторые главы книги «Юридическая грамотность автомобилистов». Ниже приведена глава, посвященная остановке и проверке документов.
Основание и причина — слова-синонимы, но первое применяется до возникновения события, а второе — после. Основание для остановки после остановки становится ее причиной.
Основания для остановки транспортного средства перечислены в п. 84 «Административного регламента». Среди прочего там есть п. 84.13: проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
Для того чтобы разобраться с проверкой документов, необходимо прочитать п.106 «Административного регламента», где указано: «Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
- выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
- проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
- остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1–84.3, 84.11 пункта 84 «Административного регламента».
Таким образом, для проверки документов сначала должны быть основания (п. 106 «Административного регламента»), и лишь затем можно водителя остановить (п. 84.13 «Административного регламента»). Фактически после остановки инспектор должен подойти и сказать: «Причина остановки — проверка документов на основании…» и привести что-либо из п. 106.
Если инспектор просто указал причину остановки «проверка документов», то переспросите его, каковы основания для проверки?
Инспекторы после остановки для проверки документов ссылаются на п. 2 ст. 13.1 закона «О полиции», по которому фактически любой полицейский имеет право проверить любые документы, где угодно и когда угодно. Можно попросить его прочитать ст. 13 полностью, в частности п. 20 той же статьи, где говорится, что остановка транспортных средств производится в том случае «…если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения». Порядок обеспечения безопасности прописан в «Административном регламенте», о чем сказано в п. 2 «Административного регламента», и мы вновь приходим к п. 106.
«Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами» (ч. 3 ст. 30 закона «О полиции»). Верно и обратное утверждение: незаконные требования выполнять необязательно. Остановка с целью проверки документов без каких-либо оснований незаконна, как и незаконны все последующие действия инспектора.
Вопрос в том, сумеете ли вы это доказать в будущем? Согласно приказам, «для служебного пользования» инспектор может и не называть истинную причину остановки. То есть не факт, что назвав при остановке причину «проверка документов», инспектор подтвердит это в прокуратуре, суде, или вышестоящему должностному лицу (ст. 53 закона «О полиции»). Даже если у вас есть запись с указанием данной причины остановки, инспектор в будущем может сказать, что, например, у вас были грязными регистрационные знаки, и издалека они показались поддельными. А истинную причину остановки он в разговоре называть не стал, указав первое, что пришло на ум.
Таким образом, действия инспектора, который указал причину остановки «проверка документов» будут признаны законными. А водителю, которому данная причина остановки показалась незаконной, и который, например, отказался передавать документы инспектору, грозит арест по ч. 1 ст. 19.3 КоАП за невыполнение законных требований.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») — книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.