Осознанный подход при выборе типа коробки передач может сделать только опытный водитель. Практика же показывает, что в большинстве случаев первый автомобиль приходится покупать, не имея достаточного стажа за рулем.
Чем руководствоваться при покупке, если среди знакомых мнения разделились: одни ратуют исключительно за автомат, опираясь на безусловные преимущества, другие же не представляют себе, как можно ездить на машине с АКПП, ведь это лишает их возможности «чувствовать» автомобиль. Ответить на этот сложный вопрос можно только после того, как потенциальный покупатель узнает все тонкости и нюансы обоих типов коробки и на практике попробует почувствовать разницу.
Механическая коробка передач (МКПП)
Первенство в изобретении первого механизма, который явился прообразом современной КПП, принадлежит Карлу Бенцу. Придуманный им блок из двух валов со шкивами разных диаметров и ременной передачи смог решить одну важную задачу. Маломощная машина (0,8 л.с.) без этого механизма не способна была подняться даже на небольшую горку. Дальнейшая эволюция не обошлась без заимствований в области станкостроения, где уже использовался узел с шестеренчатыми валами для изменения скорости рабочего вала относительно основного. Основной задачей при проектировании коробки передач было:
- Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии с возможностью изменения частоты вращения. Силовой агрегат в силу особенностей своей работы не может эффективно регулироваться. Частота вращений увеличивается при увеличении мощности. Коробка передач позволила конструировать мощные двигатели, способные разгонять автомобили до высоких скоростей, достижение которых стало возможным только путем последовательного переключения пониженных передач.
- Решить конструктивную задачу органа управления системой так, чтобы небольшими усилиями переключать сложный механизм. Сегодня механика коробки доведена практически до совершенства. Пользоваться МКПП могут и женщины, и люди с ограниченными возможностями.
История эволюции механической коробки передач насчитывает более ста лет. За это время был накоплен колоссальный опыт и проведены тысячи экспериментов. Результатом этой деятельности стал механизм, имеющий следующие характеристики:
- МКПП в высшей степени надежный механизм;
- простота в управлении. Сцепление и синхронизаторы позволяют мягко, без рывков и практически без потери мощности переключать передачи;
- механика недорога в обслуживании. Хорошо развитая сеть обслуживания и доступные по цене запчасти делают необременительным необходимый ремонт. Потребление масла чувствительно меньше, чем у АКПП или вариатора:
- вождение самостоятельно выбранным стилем. Особенно любят механику опытные водители, которые пользуются возможностью полностью использовать потенциал машины;
- Экономия топлива. По разным оценкам потребление бензина при пользовании МКПП меньше, чем автомата до 15%.
Единого, эталонного образца механической коробки передач нет. Плюсы одной конструкции, в том числе и экономические, с лихвой компенсируются недостатками у другой. Разнообразие скорее плюс, чем минус, поскольку дает возможность выбрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая, хотя иногда этим приходится жертвовать, не всегда имеет смысл приобретать или не приобретать машину по одному, пусть самому замечательному механизму. Но такие тонкости удел профессионалов, большинство же пользователей ориентируются на общие показатели. Например, кинематическую конструкцию коробки:
- Двухвальная коробка. Блок шестерен располагается на ведущем и ведомом валах. Механизм переключения находится отдельно от корпуса и соединен с органами управления посредством тяг и тросов. Такая схема характерна для переднеприводных автомобилей;
- Трехвальная коробка. Отличается от предыдущей схемы наличием промежуточного вала. В большинстве случаев трехвальная МКПП используется в заднеприводных машинах.
Немаловажное значение имеет и количество передач, то есть отдельных, независимых режимов работы трансмиссии. Первая промышленная коробка передач имела 2 позиции, не считая переключения на задний ход. Затем к 60‑м годам прошлого века добавилась еще одна. Сегодня подобную модель практически не встретишь. Покупателю придется выбирать автомобиль имеющий большее количество положений у МКПП:
- Четырехступенчатая. Машин, в базовой комплектации имеющих подобную коробку остались единицы. Промышленность продолжает в небольших количествах выпускать запчасти, чтоб поддерживать в рабочем состоянии миллионы автомобилей с четырьмя скоростями, но с каждым годом их становится меньше;
- Пятиступенчатая. Самая распространенная конструкция сегодня. Подавляющее большинство машин среднего и бюджетного класса оснащено именно такой системой;
- Шестиступенчатая. Подобные МКПП устанавливают исключительно на спортивных и сверхмощных автомобилях, чтобы эффективнее использовать крутящий момент. Появившиеся коробки с седьмой передачей, скорее перспективные разработки, чем реальность ближайших лет, хотя такие модели уже есть. Некоторые производители впрочем, проектируют коробки и с восьмой передачей.
Момент переключения передач находится под контролем водителя. При умелом пользовании это дает преимущества в динамике разгона и при переходе в экономичный режим.
Кому что ближе
«Зеркалка» или «мыльница»?
Мои студенты и просто знакомые автовладельцы часто меня спрашивают: «Что лучше, механика или автомат»? Для сравнения я обычно провожу аналогию с фотоаппаратом: «зеркалка» или «мыльница»?
Зеркалка, а еще лучше — аналоговый пленочный фотоаппарат, дает, безусловно, лучшее качество снимка, чем мыльница, но для получения этого качества нужно приложить гораздо больше усилий. И нужно быть профи или хотя бы увлеченным любителем. Тем, кто умеет с ней обращаться, зеркалка дает возможность получить удовольствие от процесса: самому настроить баланс белого, выдержку, диафрагму, резкость и т.п. Не говоря уже о романтическом вечере в компании красной лампы и ванночек с проявителем и фиксажом
Эх… Аж слюнки потекли! Мыльница же дает приемлемое качество снимка при минимуме затрат пользователя. Для большинства людей этого вполне достаточно. Они не умеют профессионально фотографировать и, тем более, печатать фото в проявителе при свете красной лампы. Они не то что удовольствия от этого не получают, для них это морока и ненужная трата времени.
Удовольствие от процесса или от результата?
Похожим образом обстоит дело и с коробками передач. Механика пока дает больше возможностей водителю при условии профессионального владения коробкой передач. И больше подходит для любителей получать удовольствие от процесса. Такие водители любят выжимать педаль сцепления, рукой переводить рычаг от передачи к передаче и чувствовать момент зацепления шестеренок в коробке. Им не интересно просто доехать из пункта А в пункт Б, им важно то, КАК они доехали. Таких водителей сегодня меньшинство, и с каждым днем все больше и больше водителей относятся к вопросу перемещения в авто потребительски: надо доехать до места назначения с минимумом усилий и с комфортом. И для них нет никакого кайфа в педали сцепления, особенно в пробках, и в «клацанье» шестеренок в коробке. То есть эти водители не получают удовольствия от процесса переключения передач и больше ориентированы на результат – доехать, быстро, комфортно.
Автоматическая коробка передач (АКПП)
Поменять традиционную ручку на более совершенный механизм пытались еще в первой трети прошлого столетия. Успешно реализовать идею удалось только в 1947 году в модели Buick Roadmaster. В 1960 году американцы утвердили нынешний стандарт маркировки переключателя с буквенными обозначениями функций — P‑R-N-D‑L. АКПП не стоит путать с роботизированными коробками, которые являются полными аналогами обычной механики с электронным управлением или сервоприводами и вариаторами, которые вообще работают в бесступенчатом режиме. В отличие от стандартного автомата они дороже в ремонте, и обслуживаются главным образом в специальных дилерских центрах, которые не всегда легко найти. Классической АКПП считается та, в которой реализован гидромеханический принцип работы. Состоит такая коробка из следующих элементов:
- Планетарный механизм. Главная деталь АКПП. Набор шестерен, переключаемых автоматически и обеспечивающих работу в нескольких режимах, количество которых означает число заявленных передач.
- Гидротрансформатор. Бесступенчато передает крутящий момент на ведомый вал.
- Гидроуправление. Система механизмов, переключающая планетарный редуктор.
- Масляный насос. Обеспечивает смазку всех деталей АКПП.
- Радиатор охлаждения. Он эффективно охлаждает рабочую жидкость, оберегая всю систему от перегрева.
Кроме указанных выше элементов, которые являются базовыми, в АКПП есть и другие механизмы. Их количество и функциональные возможности могут существенно отличаться в различных моделях. Преимуществами автомата считаются следующие качества:
- Отпадает необходимость вручную переключать передачи — самое большое достоинство АКПП;
- Увеличение ресурса двигателя. Автомат не дает двигателю работать в критических режимах, что благотворно влияет на состояние и работоспособность отдельных механизмов и узлов. Система управления спроектирована таким образом, что не при работе не выходит за пределы заданных параметров;
- Облегчает передвижение по мокрой и скользкой дороге. Особенно ценно это качество для неопытных водителей.
Кроме плюсов, у автомата есть и недостатки, которые следует учитывать при покупке автомобиля:
- Стоимость. Разница в цене на одну и ту же модель машины, но с разной трансмиссией существенна и иногда становится решающей при выборе:
- Дорогое обслуживание. Касается это как ремонта коробки в случае ее выхода из строя, так и регламента. Для замены масла требуется приобретать рекомендуемое, количество которого существенно больше, чем заливается в МКПП;
- Динамика. АКПП медленно разгоняется, и все переключения регулируются автоматикой, что не всякому водителю нравится;
- Неудобства передвижения при поломке. Для перемещения в большинстве случаев необходим эвакуатор. Буксировать автомобиль с автоматом не получится, так же как и завести его с «толкача».
Принципиальные отличия механики от автомата
Разница в вождении автомобиля с АКПП относительно умений управлять машиной оборудованной МКПП существенна, и это отражено в законодательствах многих стран.
Права выдаются двух типов. Первый — экзамен сдается на автомобиле с автоматом без права вождения транспортным средством оборудованным механикой. Второй — обучение и тестирование проводится на машине с МКПП. Выданный документ дает права владельцу управлять и механикой, и автоматом. Это резонно, поскольку человек ни разу не пользовавшийся классической механикой не имеет навыков пользования и в принципе не способен управлять машиной с МКПП. Обратная ситуация, когда водитель переходит с автомата на «ручку» не вызывает никаких затруднений. Резюмируя информацию можно выделить следующие различия между двумя типами коробок:
- Цена. Автомат дороже. Разница может достигать 1000 и более долларов.
- Комфорт. АКПП полностью освобождает водителя от необходимости отвлекаться на переключение передач. В автомобиле с МКПП необходимо вовремя и последовательно переходить на другую скорость.
- Ремонт. Механика значительно дешевле в обслуживании относительно автомата. Доступнее запчасти и сделать ремонт можно практически в любой СТО или даже самостоятельно.
- Вес. АКПП тяжелее. Фактор не столь значительный, но сбрасывать его со счетов не стоит.
- Управление. Кардинальные отличия. Механика дает полную свободу водителю, и раскрыть полностью динамический потенциал автомобиля можно только с МКПП. Однако некоторые современные модели АКПП и вариаторов вплотную подошли по этим параметрам к механике, но стоят они дороже.
- Экономия топлива. МКПП дает возможность собственнику машины выбирать оптимальные режимы работы двигателя. Чем больше водительский опыт, тем эффективнее используется это преимущество.
- Влияние на ресурс автомобиля. Механика позволяет использовать критические режимы двигателя, что не лучшим образом сказывается на сроке службы силовой установки и трансмиссии. За динамику и удовольствие полностью чувствовать все заложенные в автомобиле возможности приходится платить ускоренным износом некоторых узлов и агрегатов. Гораздо бережнее относится к машине автомат. Установленные пороговые параметры автомат не позволяет превышать и при эксплуатации машина выдерживает все сроки, гарантированные производителем на все системы.
Чем хорош «автомат»?
Выражение «коробка автомат» — это собирательный образ, под ним подразумевают, как правило, агрегаты нескольких типов: классический автомат, вариаторы, роботизированные коробки. Их конструкция постоянно модернизируется, сейчас нормой уже считается не 4-ступенчатые, а АКПП с 6 передачами или даже 8-ступенчатые.
Главное — комфорт. Это главная причина, по которой отдают предпочтение автоматическим коробкам передач. Плотный городской трафик, многочисленные пробки — через пару часов езды в таких условиях левая нога начнёт «отваливаться». С АКПП водитель меньше устаёт и может больше сосредоточится на дороге.
Ресурс. Как ни странно, но несмотря на более сложную конструкцию, у автоматов намного больше моторесурс. При покупке б/у-автомобилей эксперты рекомендуют отдавать предпочтение именно классическим автоматам, как более надёжным агрегатам.
Можно, и быстро, и экономично. Современные коробки, такие как DSG, способны быстро переключать передачи, позволяя разгоняться достаточно динамично. Да и в сравнении с архаичными 4-ступенчатыми автоматами современные коробки гораздо экономичнее. Такие
агрегаты вполне могут соперничать по этим критериям с механикой. Тем более, что жалоб на упомянутую DSG стало вроде бы поменьше.
Что выбрать для себя: рекомендации
Опытные водители и инструкторы советуют проходить обучение на машинах с механикой. Пересесть потом на автомобиль с АКПП не составит труда. Кроме того, это даст возможность лично сравнить типы трансмиссии и выбрать тот вариант, который по душе. Переучивание же на механику приравнивается к повторному обучению вождению.
Автомобили с автоматом дороже и если разница в цене принципиальна, то приходится остановиться на механике. Однако критерии при выборе часто другие — машины с АКПП выбирают ради удобства и простоты обучения. Особенно любят автомобили с автоматами женщины и люди, не желающие себя обременять лишними навыками. Надо признать, что в городских условиях, со множеством светофоров и пробок, необходимостью точно парковаться — автомат предпочтительнее.