Тахографы европейского образца для международных перевозок – это устройства контроля и учета данных о передвижении транспортных средств. Международные устройства устанавливают только на те автомобили или автобусы, деятельность которых осуществляется за пределами Российской Федерации: пассажирские и грузовые перевозки на территории европейских стран и между ними.
Такие устройства выполняют те же функции, что и российские приборы с блоком СКЗИ: фиксируют и хранят информацию о времени и скорости передвижения транспорта, производительности труда сотрудников транспортной компании.
Инструкция европейского устройства не вызовет затруднений у тех, кто уже пользовался аналогичным прибором с СКЗИ. Однако, выбор, установка и эксплуатация этого устройства имеет свои характерные особенности. В нашей статье мы расскажем, как водителю работать по тахографу в Европе и не нарушить требования международных соглашений.
Требования ЕСТР к тахографам
В Европе внедрение тахографов на все транспортные компании и предприятия – давняя и уже освоенная практика. Зарубежом устройства появились гораздо раньше, чем в нашей стране и по сравнению с первыми моделями подверглись ряду изменений. Вначале это были аналоговые устройства, выпускаемые часовыми заводами. информация в них хранилась на шайбе. Сейчас им на смену пришли устройства нового поколения – цифровые, с множеством функций и повышенной защитой информации. Эти приборы были разработаны, созданы и допущены к продаже в соответствии с требованиями Международных соглашений — ЕСТР. Это документ, регламентирующий работу транспортных компаний и их сотрудников по всей Европе. Разберем основные положения и требования ЕСТР:
- так как предполагается использование прибора представителями различных национальностей, вместо буквенных обозначений вся информация выводится на дисплей в виде пиктограмм;
- прибор должен обеспечивать объективный контроль и неотвратимость наказания в случае нарушения водителем правил;
- на тахографе должна присутствовать специальная маркировка «e__»;
- модель устройства должна быть внесена в общеевропейский реестр;
- к эксплуатации допускаются только цифровые приборы, использование аналоговых не соответствует требованию ЕСТР.
Тахографы в Европе: правила выбора
Если водителю впервые предстоит поездка заграницу с целью транспортировки грузов или пассажиров, отечественный прибор с блоком СКЗИ для этих целей не подойдет. Для международных перевозок нужно будет приобрести новый и произвести калибровку. Прежний прибор демонтируется. Однако, его можно установить на другое транспортное средство, но при этом следует заменить блок криптозащиты информации.
Очень важно выбрать модель международного тахографа, которая допущена к использованию Евростандартом. Любая фирма-производитель устройств по Евростандарту должна иметь лицензию и разрешение на выпуск и продажу цифровых контролирующих устройств. На сегодняшний день существуют лишь четыре официально признанных производителя приборов ЕСТР:
Фирма Continental Automotive GmbH
Дочернее предприятие немецкой компании Continental AB. Устройства этой фирмы известны под торговой маркой VDO.
Фирма Stoneridge Electronics
Одна их самых первых компаний по производству контролирующего оборудования для транспортных предприятий. Охватывает более 70 стран мира.
Фирма EFKON AG
Появилась в 1994 году в Австрии, специализируется на производстве тахографов ЕСТР.
Фирма ACTIA
Французский производитель. Деятельность по изготовлению и продаже контролирующих приборов для автомобилей начала в 2003 году.
Только продукция этих четырех компаний считается лицензионной и легальной. Она соответствует всем действующим требованиям Международных соглашений. Они имеют маркировку «e__» и допущены к использованию во всех европейских странах. Все остальные приборы, выпущенные другими фирмами-производителями, не входят в список разрешенных, а значит их нельзя считать тахографами для международных перевозок ЕСТР. Перевозчика, установившего у себя такое устройство, имеют право задержать на таможне и не позволить пересекать государственную границу. Также можно получить штраф от местных властей. Его размер может достигать более 10 000 евро.
Получить консультацию
Тахограф СКЗИ и европейский тахограф
Многие полагают, что установить европейский тахограф выйдет дороже, чем установить тахограф СКЗИ. На первый взгляд, так оно и есть, но, если сложить все факторы и затраты на дальнейшее обслуживание этих двух типов контрольных устройства, то становится ясно, что суммарные затраты, как показывает практика, примерно одинаковы.
Европейский тахограф к базовым расходам также требует: • оформление карточки международного перевозчика • обучение работника нормативам международных перевозок • сервисное обслуживание оборудования каждые 2 года
К нюансам обслуживания устройства автоконтроля СКЗИ следует отнести необходимость замены блока СКЗИ каждые 3 года, так же раз в 3 года надо проводить поверку оборудования. Так что, в финансовом плане, как показывает практика, обслуживать европейский тахограф дешевле. С другой стороны, установив европейский тахограф по ЕСТР, компания много рабочего времени «съедает» на обучение сотрудников и оформление документов для международных перевозок, а это, в конечном итоге, сказывается и на финансовых показателях.
Контроль за соблюдением требований к тахографам ЕСТР в России
Для внутрироссийских перевозок устройства заграничного образца устанавливать не нужно. Однако, в России тоже следят за деятельностью наших водителей, выезжающих заграницу. Контроль за выполнением требований ЕСТР для международных перевозчиков осуществляется в нашей стране представителями Ространса. Единственный недостаток системы – они не могут сами останавливать автомобили. Такое право принадлежит только работникам службы ГИБДД. Они останавливают водителя, а дальнейшую проверку соответствия проводит сотрудник Ространса. Представитель ГИБДД также имеет полномочия на проверку. При этом ему необязательно иметь карту контролера – распечатку данных можно сделать и без нее.
Что проверяют в тахографе ЕСТР:
- заводскую табличку
- табличку калибровки
- пломбы тахографа
- правильное функционирование, отсутствие ошибок и неисправностей.
От водителя также могут потребовать предоставить карту доступа к тахографу европейского образца. Она обязательно должна быть в наличии, если в этот день он осуществляет международную перевозку. В случае, когда рейс назначен на другой день и карты при себе у водителя нет представитель ГИБДД или Ространса могут направить запрос в транспортную компанию, к которой относится данный сотрудник.
Основные причины снижения функциональности цифрового тахографа
В 2020 году в транспортный устав были внесены поправки, согласно которым владельцам грузовиков необходимо заменить установленные ранее аналоговые устройства учёта на более современные цифровые модели. Они обладают большим объемом памяти, чем их предшественники, быстрее работают и надежнее.
Система криптозащиты информации не позволяет полностью удалить, частично почистить или иным другим способом фальсифицировать информацию о перемещениях транспортного средства, трудовом режиме водителя, количестве потраченного топлива, пройденном километраже и особенностях маршрута.
Бортовой измерительный прибор – дорогое приспособление, изначально защищенное от сбоев и поломок системой самодиагностики. Она выявляет неисправности и ошибки тахографов «Атолл», «Штрих-М», «Сатурн» вида СКЗИ и других популярных марок, указывает на несовместимость с другими приборами. Запустите эту программу, и вы узнаете, с какой неполадкой столкнулись.
Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!
Иногда ПО не показывает, что не так, но пользователь видит, что прибор функционирует неправильно. Тогда вам необходимо обратиться в сервисный центр. Техподдержка проведет комплексную диагностику, которая выявит причину сбоя. К самым популярным вариантам относятся:
- Механические повреждения
. Автомобиль сильно тряхнет на кочке, из-за удара отдельные детали установленного аппарата выйдут из строя, и общий ход работы будет нарушен. То же самое произойдет, если пролить на него какую-нибудь жидкости или уронить. - Загрязнение
. Если вы не будете регулярно протирать и чистить устройство, чип покроется слоем пыли, начнет неправильно считывать информацию, и «глючить». Не доводите до этого. Если будете использовать неисправную карту, испортите тахограф, а его замена будет не только сложнее, но и дороже. - Неверное программное обеспечение
. Заводской брак. В этом случае воспользуйтесь гарантийным обслуживанием и устраните его. - Воздействие прямых солнечных лучей
. Владельцы часто крепят прибор на передней панели машины, где лобовое стекло. Ультрафиолет обесцветит специальные знаки и они откажутся функционировать. - Сломаны датчики устройства
. Мы не рекомендуем чинить самостоятельно провода и дополнительное оснащение. Доверьте это профессионалам сервиса. - У блока, отвечающего за систему криптозащиты информации, истек срок годности
. Обычно он работает исправно три года, после чего требует демонтажа и замены. Это самая распространенная причина появления ошибок.
Езда по тахографу в Европе – особенности международных устройств
Международные перевозки – очень ответственное дело, требующее предварительной подготовки от водителя. Устройства с ЕСТР отличаются по некоторым критериям от аналогичных устройств, используемых в России. Что необходимо знать водителю, прежде чем отправляться в подобный рейс:
- Цифровые тахографы ЕСТР можно использовать только для перевозок за границей России. На территории России для внутренних транспортировок они недействительны.
- В этих устройствах период хранения информации равен одному году. После этого данные удаляются и ведется запись новых.
- Приборы ЕСТР имеют два слота для считывания карт, но абсолютно не совместимы с электронными ключами для российских устройств СКЗИ. Для международных необходимо оформлять специальные карты ЕСТР.
- Чтобы водитель работал по тахографу в Европе на законных основаниях, необходимо получить лицензию на доступ к такого рода перевозкам.
Очень часто из-за незнания элементарных правил поведения на дороге и законов, иностранные перевозчики попадают в аварии или сталкиваются с трудностями в работе. Поэтому даже если все документы в порядке и в транспортном средстве установлено устройство европейского образца, необходимо подготовиться к поездке в другую страну. Перед тем, как впервые выехать заграницу, будет полезным для водителя почитать требования ЕСТР по охране труда и отдыха, изучить местное законодательство и правила дорожного движения, внимательно изучить расхождения с российскими требования и быть аккуратным и внимательным при передвижении по европейским дорогам.
Особенности данного прибора
Тахографы подразделяются на аналоговые и цифровые, при этом в 2020 году использование аналоговых тахографов на территории Российской Федерации запрещено.
Цифровые тахографы могут быть оснащены блоком ЕСТР (предназначенные для международных перевозок, европейские тахографы) и СКЗИ (предназначенные для поездок по России).
Ответ на вопрос, нужно ли менять европейский тахограф зависит от того, аналоговый он или цифровой. Для цифровых устройств ответ будет утвердительным.
Тахографы ЕСТР обладают следующими особенностями:
Их использование возможно | Только если юридическое лицо, владеющее автомобилями, располагает лицензией, позволяющей ему выполнять трансграничные перевозки |
Само транспортное средство | На котором установлен подобных тахограф, должно обладать карточкой аккредитации для осуществления таких перевозок |
Срок действия тахографа | Составляет два года |
Он работает по времени UTC (всемирному координированному) | Вне зависимости от того, где в настоящее время располагается сама машина, отклонение от этого времени в тахографе не может превышать 20 минут |
Тахограф необходимо подключить к двум источникам данных о скорости авто | В том числе цифровому автомагнитному датчику, вторым таким источником может стать, в частности, система ABS авто, все эти соединения должны быть снабжены пломбой с клеймом организации с ее номером |
Водителю при пользовании тахографом в некоторых случаях требуется самостоятельно устанавливать на приборе режим отдыха.
Само устройство переключается на режимы «работа», когда машина останавливается и «управление», когда автомобиль отправляется в путь.
В то же время переход в режим отдыха в ряде тахографов предполагает команду со стороны водителя. Если же устройство не будет переведено в данный режим, то отдых водителя не будет зарегистрирован.
Недостаточная продолжительность времени, отведенного на отдых, будет рассматриваться как нарушение.
Настройка, калибровка и починка цифрового тахографа ЕСТР может производиться исключительно в мастерской, обладающей допуском, полученный от ЕСТР.
Как получить карту тахографа европейского образца
Карта тахографа европейского образца рассчитана исключительно на использование с блоками ЕСТР, пользоваться ею при наличии на автомобиле тахографа СКЗИ нельзя.
Обратное также верно, карты для СКЗИ не подойдут для тахографов ЕСТР. По своему виду два варианта карт весьма напоминают друг другу. У них одинаковая величина и один и тот же цвет.
Разница между ними состоит в следующем:
Различие в языке | У карт европейского образца ЕСТР английский (шрифт латинский), у карт российского образца СКЗИ он русский (шрифт кириллический) |
Отличия в системе нумерации | В начале номера карты ЕСТР располагается аббревиатура DR, а в начале номера карты СКЗИ находится из трех букв RUD |
Карты СКЗИ снабжены PIN-кодом | — |
В целом информация на микрочипах обеих карт кодируется по различным принципам. Именно вследствие этого карты не могут быть взаимозаменяемыми.
Фото: карта водителя для тахографа ЕСТР
Стоимость карты европейского образца превосходит цену российской примерно в полтора раза. Изготовление карты для тахографа ЕСТР продолжается от двух до пяти недель. При этом, если знать, где получить срочно такую карту, ее можно оформить и за семь дней.
Для ее получения необходимо собрать и предоставить пакет документов, которые перечислены в следующем разделе.
Требуется составить заявление, которое можно скачать на сайте организаций, оказывающих услугу по оформлению карт. Этот документ должен быть полностью заполнен за исключением нескольких полей.
Допускается оставить в заявлении пустыми поля, посвященные номеру прежней карты, электронной почте заявителя, а также поле «Другая контактная информация».
Последняя страница заявления непременно должна включать дату его составления, подпись заявителя и расшифровку этой подписи.
Что означает термин обгон смотрите в статье: обгон. Про сигналы дальнобойщиков при обгоне, читайте здесь.
Проставление подписи производится внутри отведенного для нее квадрата, при этом используется только жирная ручка.
Требуется вклеить черно-белую фотографию величиной 3,5х4,5 сантиметра. Изображение должно быть анфас, фон белый, одежда фотографируемого черного или темных тонов, без уголков. Фото должно быть чистое.
Требуется произвести оплату работы по производства карты. Лишь после прибытия этой оплаты соответствующая организация начнет работу по ее изготовлению.
Какие документы нужны для установки
Наряду с заявлением для получения карты водителем нужны следующие документы:
- копия фрагментов паспорта, а именно второго и третьего листа и листа с местом регистрации автовладельца;
- копия прав водителя с обеих сторон;
- копия СНИЛС (страхового номера индивидуального счета);
- заявление, о котором речь в разделе выше.
Помимо этого соискатели, имеющие иностранное гражданство, обязаны подтвердить, что они в течение, по меньшей мере, полугода находятся на территории РФ по закону.
В частности они могут предоставить изготавливающей карту ]трудовой договор[/anchor] с российским юридическим лицом либо документ о временной регистрации.
Если же требуется карта предприятия для тахометра европейского образца ЕСТР, то нужно прислать следующий набор документов:
Копия паспорта сотрудника | Ответственного за обслуживание тахографов |
Копия ОГРН юридического лица | — |
Акт о назначении сотрудника лицом | Отвечающим в данной организации за режим труда и отдыха |
Возможна отсылка всего перечисленного в электронной форме, однако в таком случае нужно обращать внимание на требования к формату файлов.
К примеру, может существовать требование, в соответствии с которым файлы могут быть исключительно JPEG.
Стоимость оформления для водителя
Цена оформления одной карты тахографа ЕСТР, предназначенной для водителя, составляет 2600–3000 рублей.
При этом некоторые компании предоставляют скидку при оформлении определенного количества карт.
Соответствующее предложение может быть актуальна для компаний, у которых группе водителей требуются соответствующие карты.
Какие модели утвердил Минтранс для использования
В настоящее время допускается установка на транспортные средства, используемые в пределах РФ, следующих моделей тахографов для авто, которые осуществляют международные перевозки:
- Stoneridge, в том числе SE 5000, SE 5000 EXAKT, SE 5000 EXAKT DUO, SE 5000 EXAKT DUO2;
- Continental DTCO 1381;
- EFKON EFAS-3;
- Intellic EFA S-4;
- Actia SmarTach.
А среди внутрироссийских тахографов можно назвать такое изделие, как VDO DTCO 3283.
Как им пользоваться
Пользование тахографом проиcходит следующим образом:
Водитель помещает карту | Выпущенную на его имя, в слот аппарата, так чтобы прозвучал щелчок, чип карты при этом должен располагаться наверху |
Далее он производит введение PIN-кода | Вслед за этим на экране появляется сначала приветствие, а потом имя водителя |
После этого при наличии у водителя напарника | Этот напарник производит аналогичные действия уже со своей картой |
Далее водитель заносит в прибор сведения о времени | И указывает, откуда отправляется транспортное средство и название самой организации |
После этого на мониторе тахографа может высветиться вопрос, чем занимался водитель после того, как ранее извлек карту из устройства. При этом водителю могут быть предложен ряд иконок.
Ему следует ответить либо «Отдых», либо «Ремонтные работы» Этот вопрос имеет значение для фиксирования режима труда и определения, что водитель работает не свыше допустимого количества часов.
Когда машина отправляется в путь, она самостоятельно переключается между режимами управления и остановки (если машина не движется, но зажигание остается включенным), на ее мониторе при этом возникают соответствующие обозначения.
Водителю может потребоваться только настраивать режим «отдых», если устройство не переходит в него автоматически.
Порядок пользования тахографами подробно изложен в документах, предоставляемых самими организациями. К примеру, инструкция к Stoneridge Electronics описывает правила работы с данным прибором.
Видео: карта водителя — видеоинструкция для начинающих
Срок действия
Срок действия карт тахографа для водителя составляет три года. Аналогичной является и продолжительность действия карты тахографа для предприятия.