Инспектор ДПС попросил вас выйти из машины. Обязаны ли вы сделать это?
Содержание:
- 1 Правовая основа требования ДПС выйти из ТС
- 2 Правовая база
- 3 Обязан ли водитель садиться в машину ДПС
- 4 Использование при служебной необходимости
- 5 Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины
- 6 Выходить или не выходить?
- 7 Важные моменты
- 8 Что делать, если гаишник агрессивен и применяет силу
- 9 Случаи, когда сотрудник ДПС вправе ПРЕДЛОЖИТЬ выйти из автомобиля
Те или иные обязанности водителей описаны в разделе 2 ПДД, и многие автолюбители ошибочно думают, что только Правилами им и стоит руководствоваться, всё остальное писано не для них. Но есть ещё множество правовых актов, которые регулируют права водителя. В частности, он обязан подчиняться законным требованиям инспекторов и не препятствовать выполнения ими своих служебных обязанностей. И давайте рассмотрим ещё более частный случай — обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?
Правовая основа требования ДПС выйти из ТС
Итак, ФЗ «О полиции» указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. 2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. 3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. 4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).
При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!
Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.
Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.
Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?
На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:
- досмотр ТС,
- личный досмотр,
- задержание,
- отстранение от эксплуатации авто,
- доставление.
Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!
Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона.
Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.
Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?
Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.
Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:
- когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
- в целях досмотров, осмотров,
- для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
- когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
- когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
- если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.
Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.
Если инспектор требует открыть багажник
Представим ситуацию, когда инспектор требует открыть багажник. Законно ли его требование, и должен ли водитель выйти из автомобиля, чтобы сделать это (если, конечно багажник не открывается из салона)?
Тут ключ кроется в том, требует или просит инспектор ДПС открыть багажник. Ведь на практике Вы не услышите этих слов почти никогда. Сотрудник просто скажет что-то вроде: «Откройте багажник!».
В этом случае уточните у него, требование это или просьба.
- Если это требование, то, как мы описали выше, любые требования должны основываться на нормах закона. Иное не допустимо. И существует лишь два основания законности требования открыть багажник — это досмотр автомобиля или же досмотр личных вещей водителя или пассажиров. И в обоих случаях такое процессуальное действие должно быть предварено соответствующим протоколом: досмотра ТС либо досмотра личных вещей соответственно. Если протокола нет, то и требование незаконно, а вместе с ним и отказ от него ненаказуем.
- Если просьба, то тут всё ещё проще — Вы вправе отказаться от просьбы.
Правовая база
В том случае, если требование сотрудника ГИБДД является законным, водитель, в свою очередь, несет обязательство выполнения такого действия. Определение такого обязательства устанавливается на основании действующего регламента ГИБДД, вступившего в силу в октябре 2020 года, где четко определены права и обязанности автоинспекторов, в том случае и установлены четких границы должностных полномочий. При озвучивании требования выйти из транспортного средства полицейский не имеет права превышать имеющиеся у него полномочия и, кроме того, каким-либо образом подстрекать или побуждать (даже в косвенной форме) к совершению водителя или его пассажиров действий противоправного характера.
К запрету принуждения выйти из машины также относится положение закона, в соответствии с которым любое ограничение прав граждан допускается исключительно при наличии сопутствующих обстоятельств, отдельно предписанных в нормативно-правовых актах. При отсутствии таких обстоятельств сотрудник автоинспекции не имеет права ссылаться на любые интересы (службы, государства), целесообразность, распоряжения вышестоящих должностных лиц. Стоит отметить, что в настоящий момент любой автомобилист имеет право осуществлять видеосъемку общения с автоинспектором и любое превышение полномочий, которое будет им допущено, повлечет за собой негативные последствия для него. В связи с этим выполнение такого действия водителями иногда помогает наладить общение на дороге исключительно в правовой форме с соблюдением всех прав водителя.
Обязан ли водитель садиться в машину ДПС
Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.
А вот правду — почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения: … 93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Как видим, ключевое слово здесь «предложить». Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого «заманчивого» предложения. И санкций за это к нему применено быть не может. Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице — Вы можете оставаться на своём месте водителя.
Использование при служебной необходимости
Данный пункт является одним из наиболее неприятных для автовладельцев. Он предоставляет возможность представителям силовых ведомств на использование частных автомобилей в служебных целях.
Согласно п. 2.3.3. действующей редакции ПДД, сотрудники правоохранительных органов имеют право позаимствовать транспортное средство у любого водителя при наличии служебной необходимости.
Это может быть буксировка транспортного средства, преследование лиц, совершивших правонарушение, доставка пострадавших в больницу или проезд к месту совершенного преступления.
Сотрудники правоохранительных органов, на основании просьбы водителя, обязаны выдать ему специальную справку, а также обеспечить компенсацию причиненного ущерба, при его наличии.
В итоге, работникам ГИБДД и других подразделений, разрешается садиться в остановленную машину только с разрешения водителя, или в ситуациях, предусмотренных законом.
Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины
В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.
Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.
Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.
Выходить или не выходить?
Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.
А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя. Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями. На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.
В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.
Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя. И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить. Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.
Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.
Важные моменты
В таких случаях инспектор ГИБДД вправе потребовать следовать за ним и даже может при необходимости применить предварительное административное задержание в отношении водителя. Обратите внимание: о таком задержании протокол может быть составлен непосредственно после задержания и препровождения его в отделение полиции. В этом случае не является обязательным участие понятых. Все полученные во время процедуры материалы, а также фиксация вещественных доказательств к соответствующем протоколу прилагаются.
Данный протокол должен подписать именно тот инспектор, который его составил. Также здесь должны быть подписи владельца автомобиля, который был досмотрен, и лица, в отношении которого было заведено производство об административном правонарушении. Если владелец транспортного средства или еще кто-то отказывается такой документ подписать, об этом обязательно делается соответствующая запись в документе. Копию протокола отдают владельцу автомобиля, который было подвержено досмотру.
Что делать, если гаишник агрессивен и применяет силу
Реальность показывает, что даже хорошее знание своих прав не всегда спасает от незаконных действий со стороны сотрудников ГИБДД.
Поэтому при разговоре с ними следует быть крайне внимательным. Если вы видите, что гаишник агрессивен, лучше не вступать с ним в длительные споры.
Если против вас применяют силу, не стоит сопротивляться. После произошедшего необходимо как можно быстрее подать жалобу в вышестоящие органы или обратиться в суд. Любые попытки оказать сопротивление могут привести к печальным последствиям.
Смотрите также:
7 каверзных вопросов инспектора ГИБДД, на которые отвечать не стоит
Согласно закону, инспекторы ГИБДД могут требовать у водителя покинуть транспортное средство только в некоторых случаях. При этом они обязаны составить протокол задержания, указав в них причины отстранения гражданина от управления авто. Во всех остальных ситуациях, водитель имеет право отказать сотруднику.
Случаи, когда сотрудник ДПС вправе ПРЕДЛОЖИТЬ выйти из автомобиля
По законодательном нормам водитель обязан покинуть транспортное средство по предложению автоинспектора в следующих ситуациях (согласно пункту 93.1 Приказа МВД № 664):
- Сверка номерных указателей транспортного средства с документальными сведениями.
- Проведение личного досмотра гражданина либо осмотра транспортного средства.
- Предложение участвовать в разбирательстве в качестве понятого или свидетеля (действует по согласию гражданина).
- Автоинспектор предлагает устранить замеченную им неисправность или обнаруженные нарушения при перевозке груза.
- Если водитель находится под подозрением в употреблении алкогольных напитков, наркотических веществ.
- Предложение покинуть авто в случае, когда водитель несет угрозу окружающим.
- Инспектор может предложить выйти из машины, при странном поведении водителя, болезненном виде или для оказания ему медицинской помощи.
ВНИМАНИЕ! Водитель не обязан выходит из транспортного средства для обычной проверке документов. Но в российском законодательстве не запрещено покидать свое место и подходить к инспектору.