Как работать в такси на своей машине без лицензии?
Содержание:
- 1 Незаконное такси
- 2 Трудоустройство в таксопарк
- 3 Штраф за работу
- 4 Различные агрегаторы – разные подходы для работы без лицензии
- 5 Размер штрафа
- 6 Обязательно ли оформлять лицензию для работы в Яндекс Такси
- 7 Обязательные требования
- 8 Недостатки получения лицензии на свой автомобиль
- 9 Как проверить лицензию такси: имеется ли?
- 10 Судебная практика
- 11 Требования закона
Незаконное такси
Депутаты рассматривают новые наказания для нелегальных таксистов. За прошлый год было отозвано несколько сотен лицензий. Выдача новых лицензий сократилась в несколько раз.
Есть у меня один знакомый, Владимир из Москвы. Он уже 5 лет после работы таксует самостоятельно, без лицензии конечно. Говорит, что очень нравится ездить поздно вечером. Машин мало, много интересных собеседников, неплохой дополнительный доход.
Несколько раз он советовался со мной по поводу наказания за такую деятельность. И вот, неделю назад, он получил свой первый штраф на несколько тысяч рублей. Давайте разбираться, за что вас могут наказать.
Трудоустройство в таксопарк
Первый вариант решения задачи заключается в официальном трудоустройстве. По правилам трудового кодекса РФ разрешено несколько форм правоустанавливающих отношений между сотрудниками и работодателями. В таксопарках применяют для этого трудовые, подрядные и агентские договора. В них перечисляются права и обязанности обеих сторон, а отдельно иногда встречается пункт о том, что работодатель предоставляет лицензию вместе с транспортом.
Трудовой договор
На его основании можно работать водителем в Яндекс Такси, не имея лицензии. Ему не придется вести бухгалтерию, оформлять документы для получения разрешения и заботиться о создании условий для трудовой деятельности. Этот вариант подходит молодым водителям без собственных авто или тем, кто хочет попробовать себя в новом направлении.
Договор подряда
По подряду или субподряду тоже можно работать без лицензии. Вариант предполагает перевозку пассажиров на своем транспортном средстве, для которого на предприятии оформляют лицензию для законных пассажироперевозок. Далее водителя подключают к агрегатору, а на условиях заключенного контракта он выплачивает комиссионные с каждой заявки. Суммарная комиссия Яндексу и посреднику достигает 30-40%.
Договор аренды
Есть вариант работы в такси без лицензии и индивидуального предпринимательства, арендовав машину у официального представителя Яндекса. В данном случае заключается договор аренды, а водителю передается машина, брендированная по всем стандартам сервиса. Вместе с авто из таксопарка водитель получает лицензию, но ему нужно кроме комиссий платить еще за аренду транспорта.
Штраф за работу
Для того, чтобы оказывать услуги по перевозке людей и брать за это деньги, нужно соблюдать определенные правила. Вот список основных моментов, которые необходимо выполнять в 2020 году, чтобы не получить штраф.
- на машине должны быть установлены шашечки и специальные фонари;
- машина должна быть определенной расцветки;
- должен быть установлен таксометр;
- в машине должны быть размещены правила перевозки.
Так как водитель оказывает услугу, то по требованию пассажира он должен выдать чек или квитанцию об оплате услуг. Если такси оказывает услуги по перевозке детей, то в машине должны быть установлены детские кресла.
Различные агрегаторы – разные подходы для работы без лицензии
Государственная администрация именно так и поступает: вместо того, чтобы гоняться за каждым потенциальным уклонистом-нелегалом («бомбилой») она выставляет требования для агрегаторов, обязуя транслировать их всем партнерам, подключаемым к их системам. Попробуем оценить, какие же здесь для частников существуют возможности для того, чтобы и лицензию не получать, и к системе Яндекс.Такси (к примеру) быть подключенным.
Подход Uber
Стоит начать с того, что компания не имеет никаких офисов в тех странах, где развивает свой сервис. А это означает, что в переговорах с властями Uber способен проявлять большую независимость и жесткость в отстаивании более либеральных для своих партнеров условий. Что он и делает.
Агрегатор нуждается в как можно большем количестве перевозчиков, поэтому Uber заинтересован в том, чтобы для деятельности таксистов-частников существовало как можно меньше преград. Поэтому компания использует нечетко прописанные места и формулировки в законе для того, чтобы трактовать их в свою пользу, идя при этом на разумные компромиссы с администрацией. А именно:
- Ссылаясь на режим своей работы, Uber справедливо утверждает, что не являющаяся регулярной подработка на личном авто не может считаться полноценным сервисом такси. Ведь где проходит та тонкая грань, когда вашу деятельность можно назвать профессиональной? Сколько раз в день или в час вы должны кого-то подвезти? А если при этом вы не брали с этих людей деньги? Стоит признать, что корректных ответов здесь не будет никогда.
- Предлагается работа не на личном транспорте, а на арендованном. Существует множество сервисов, которые сдают в аренду подготовленный для работы в такси легковой транспорт, имеющий все необходимы документы и разрешения (в том числе, и на регулярную перевозку пассажиров). Более того, в дальнейшем водитель может такую машину и выкупить.
Uber «пошел на сотрудничество с властями» на тему обязательного наличия лицензионной документации у водителей желтых и белых авто. Что касается машин, класса Uber-black, то здесь по-прежнему никаких разрешений не требуется.
Подход Яндекс.Такси
Данный сервис менее толерантен к водителям-нелегалам, но и он предлагает им несколько лазеек. В числе прочих:
- Работа на автомобиле самой . Машина при этом полностью оформлена на компанию, а водитель выступает не как частный перевозчик или ИП, а как наемный сотрудник. Какие вопросы, товарищ сержант?
- Компания сама осуществляет содействие для получения своими партнерами лицензии такси.
МосГорТакси
Формально водители становятся наемными сотрудниками данной компании. Просто договоренности и условия их работы, скорей, соответствуют тем, которые имеют фрилансеры:
- Полностью свободный график без какой-либо обязательной для выполнения части работы (по времени или же выполненным заказам);
- Работать можно как на собственном авто, так и на взятом в аренду, в том числе, и у самой компании (получение лицензии не требуется);
- Компания не запрещает водителям подключаться к любым виртуальным агрегаторам такси. Более того, она этому способствует. За данную помощь (да и вообще, за предоставление всей указанной выше инфраструктуры) компания претендует на комиссионные в размере 1% от стоимости заказов.
ДенТакси
Компания сотрудничает с нелегальными таксистами, но при этом заранее предупреждает последних, что заказов у них будет существенно меньше, чем у легальных перевозчиков. И дело здесь в количестве агрегаторов, к которым осуществляется подключение:
- Нелегалов и «РБТ»;
- Однако основным партнером является Яндекс.Такси, к которому у перевозчиков без лицензии доступа не будет, что и обеспечивает низкое количество потенциальных заказчиков.
Вообще, устроиться в любую компанию, занимающуюся такси-перевозками, не сложно. Достаточно:
- Выбрать ее из ряда сервисов. (По факту это будет посредник между вами и виртуальным агрегатором).
- Созвониться с ее администрацией, но следует сразу предупредить, что лицензии у вас нет.
- Вам выставят условия, на которых согласны будут заключить с вами договор (рекомендуется их принять).
- Вполне возможно, что работодатель сам поспособствует, чтобы вы получили лицензию.
Размер штрафа
Нашего героя Сергея оштрафовали по полной программе. По закону предусмотрено, что сумма наказание за нелегальную перевозку составляет 5000 рублей. Но также указано, что в разных регионах эти цифры могут отличаться друг от друга.
В Москве сумма наказания составляет 10000 рублей.
Если на автомобиль не установлены опознавательные знаки, то придется заплатить еще штраф в размере 3000 рублей.
Кроме того, в некоторых случаях сотрудники ГИБДД могут снять номера и отправить автомобиль на стоянку.
Если водителя поймают за то, что он не выдал чек – ему придется заплатить 1000 рублей.
Если водитель незаконно установил себе на автомобиль опознавательный фонарь или нанес цветографическую расцветку, то его штраф будет составлять 5000 рублей.
По сравнению с предыдущей редакцией закона, размер наказания вырос в несколько раз.
Обязательно ли оформлять лицензию для работы в Яндекс Такси
Гражданин, желающий перевозить пассажиров на своём авто без лицензии, не сможет сотрудничать с агрегатором. Компания дорожит своей репутацией и предоставляет услуги в соответствии с законодательством РФ.
Но это не значит, что водитель, не получивший разрешения на пассажирские перевозки, лишается возможности сотрудничать с Яндекс Такси. Такой гражданин имеет право работать на автомобилях таксопарков компании. Эти машины своевременно проходят лицензирование.
Подобное сотрудничество с сервисом Яндекс Такси выгодно водителям. Техническое обслуживание автомобилей оплачивает компания. Заказы поступают регулярно. Но в такой работе имеются и недостатки. Приходится платить за аренду автомобиля и таксометра. Кроме того, достаточно высокая и сумма залога — 10000 р.
Обязательные требования
Чтобы работать в такси и получить лицензию, вы должны соответствовать определенным условиям. Ваш водительский стаж должен быть не меньше 5 лет. На автомобиль нужно нанести отличительную разметку.
Также вам нужно установить таксометр и шашечки. Стоимость лицензии может отличаться в разных регионах. В большинстве регионов эта сумма составляет 5000 рублей. В Москве может достигать 10000 рублей.
Помните также, что в ближайшее время штрафы могут быть увеличены в 6 раз. Госдума предлагает сделать штраф в сумме 30 тысяч рублей за перевозку пассажиров без лицензии.
Недостатки получения лицензии на свой автомобиль
Самым большим недостатком получения разрешительного документа является то, что оформить его не так просто. Гражданин, желающий заниматься перевозкой пассажиров, может пройти лицензирование, устроившись на работу в организацию, предоставляющую подобные услуги. Самостоятельно это сделать нельзя.
Вторая возможность оформить разрешительный документ — зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или открыть своё ООО и стать юридическим лицом. Но это сопряжено с некоторыми сложностями, например с тем, что надо собирать большой пакет официальных бумаг.
Существенным недостатком осуществления деятельности без лицензии является необходимость уплаты налога.
Недостатком лицензирования для многих является и то, что придётся платить налоги и делать отчисления в разные фонды, например в ПФ РФ. Кроме того, невозможно осуществлять деятельность не в том регионе, где была получена лицензия. В противном случае гражданину грозит штраф.
Получив лицензию, ИП или компания вынуждены нести и другие расходы: оборудовать автомобиль таксометром и оранжевым фонарём, нанести на кузов шашечки.
Обязательное условие — заключение договоров с медицинским учреждением и компанией, оказывающей услуги автосервиса. Это необходимо для контроля здоровья водителя и технического состояния машины.
Как проверить лицензию такси: имеется ли?
Иногда возникает необходимость проверить лицензию. Этот вопрос может интересовать самого таксиста: есть ли в реестре его разрешение, действует ли?
Есть ли лицензия, интересуются иногда пассажиры: законно ли занимается перевозками водитель?
Часто подобная информация интересует владельцев автопарков, для них важно отслеживать сроки действия лицензий на машины.
Проверять лицензию на такси удобно онлайн.
Как проверить лицензию на такси в Москве
Чтобы проверить, имеется ли лицензия на такси на ту или иную машину, нужно зайти на официальный сайт мэра Москвы: https://www.mos.ru/otvet-transport/kak-proverit-razreshenie-taksi/
На странице будет приведена подробная инструкция использования сервиса, и откроется окно:
В поля формы нужно будет внести одно или несколько данных:
- регистрационный государственный номер автомобиля;
- номер разрешения;
- наименование (полное) перевозчика.
Сервис выдаст информацию даже по одному из параметров. На экране отобразится таблица, в ней указывается номер разрешения, перевозчик, марка и модель машины, государственный номер, регион (Москва или Московская область) и статус разрешения (действующее, аннулировано, истёк срок действия). Если разрешение на машину (перевозчика) не выдавалось, то появится надпись о том, что по данным параметрам ничего не найдено.
Как проверить лицензию такси в регионах
Проверить лицензию на такси в регионе можно на официальном сайте регионального Министерства транспорта. Не в каждом регионе на сайте имеется сервис для поиска по параметрам. Но если нет сервиса, то предлагается просмотреть или скачать документ о полученных разрешениях. В документе нетрудно отыскать требуемого перевозчика или автомобиль и узнать статус лицензии. Обычно такие документы имеют формат таблиц Excel.
Так, например, выглядит страница официального сайта Минтранса Алтайского края:
Проверка лицензии через портал Госуслуги
Проверить лицензию через портал Госуслуги возможно, но доступна эта функция не во всех регионах.
Судебная практика
Водитель, уличенный в незаконной предпринимательской деятельности, обязан уплатить штраф. Все споры между сотрудниками ДПС и участниками дорожного движения, решаются в судебном порядке.
Пример 1
Город – Красноярск. На легковом автомобиле водитель перевозит гражданина. Инспектор ГИБДД доказывает, что водитель при этом занимается частным извозом. Ответчик использовал для своей защиты весомый довод – за проезд в машине пассажир не платил никаких денег ответчику.
Этот факт был принят судом во внимание. У истца отсутствовала доказательная база, а пассажир подтвердил, что он платил денег за проезд. Водитель был признан невиновным, а назначенный штраф отменен.
Пример 2
Город – Воронеж. Инспекторы ГИБДД проводят рейд, в ходе которого должны быть выявлены водители такси, осуществляющие нелегальную деятельность. Формат проведения проверки в виде «контрольной закупки».
Автомобиль останавливают на улице, или заказывают на дом по номеру телефона, выложенному в системе поиска такси. После того, как получена оплата, инспектор просит предъявить документы – лицензию. В результате проверки штрафные санкции были назначены 30 водителям. В суде наказание было признано правомерным.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, наказанию подвергаются:
- водители, осуществляющие перевозку;
- лица, допустившие перевозку – владельцы службы такси, не проверившие лицензию;
- организации, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров.
Водитель может согласиться с постановлением инспектора и признать свою вину. В таком случае составляется протокол и гражданин обязан выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Если же водитель не согласен с мнением инспектора, протокол может быть оспорен. В таком случае необходимо доказать, что от пассажира не были получены деньги. В качестве доказательной базы в суде принимаются показания самого пассажира.
В качестве доказательства вины может служить путевой лист с описанием маршрута поездки, выданный начальством организации, заказавшим корпоративную перевозку для сотрудников. На законодательном уровне происходит ужесточение санкций для нелегальных перевозчиков.
Нарушая закон, приходится платить штраф. И зачастую его размер превышает сумму, которую удалось заработать на частном извозе. Оформив предпринимательскую деятельность официально, и получив лицензию, водитель может избавить себя от разных проблем.
Требования закона
Ведение таксомоторной деятельности – высокая ответственность. Государство предъявляет такси жесткие требования. Для повышения качества услуг, гарантии безопасности клиентам таксомоторных служб, участникам дорожного движения, законодательство установило ряд требований к транспортным средствам, эксплуатируемым для коммерческих пассажирских перевозок.
Главные требования:
- Наличие цветографической разметки. Автомобиль оклеивается согласно нормам ГОСТу. На кузов наносятся светоотражающие серая, желая полосы, пояс «шашечки». Водителей штрафуют за неправильную оклейку
- Наличие опознавательного фонаря. Оранжевый фонарь – основной атрибут. По бокам от фонаря разрешается размещать рекламу
- Соответствие цветовой гамме, установленной конкретным регионом. Разрешение Минтранса выдается машине соответствующего цвета. В Москве оформляется для желтых авто, в Московской области – белых
- Таксометр. Счетчик рассчитывает стоимость поездки в зависимости от расстояния. Оборудование салона таксометров обязательно
Подведем итоги, транспортное средство должно быть определенного цвета, оклеено согласно правилам, с установленным таксометром, фонарем. Выполнив требования, водитель получит легальную лицензию.
Обратите внимание, есть требования к автомобилистам:
- действительное водительское удостоверение категории «В»
- действующая лицензия (оформляется для конкретного города, региона, действует 5 лет)
- прохождение предрейсового медицинского осмотра
- водительский стаж минимум три года