Вождение транспортного средства связано с условиями повышенного риска. При найме лица на должность водителем требуется определить соответствие квалификационным требованиям и получить данные медицинского обследования соискателя. Вакансии водителей автобусов преимущественно объявляют предприятия, оказывающие транспортные услуги.
Профессиональная деятельность водителя требует наличия у лица навыков вождения и определенного уровня квалификации. При отсутствии стажа вождения или перерыва в деятельности более года лицо допускается к работе после стажировки.
Законодательные нормы трудоустройства водителя
В трудовом законодательстве предусмотрен порядок приема на работу, связанную с движением транспорта. В ст. 328 ТК РФ установлены условия найма водителей:
- Лица обязаны пройти профессиональный отбор и обучение в соответствии с требованиями, предусмотренными нормами в сфере транспорта.
- Соискатели должны имеет соответствующее должности состояние здоровья. До трудоустройства необходимо пройти предварительный медицинский осмотр в порядке, предусмотренном нормативами здравоохранения и транспорта.
Порядок проведения профессионального отбора при найме водителей регулируется Приказом Министерства Транспорта РФ от 11.03.2016 № 59. Нормы предусмотрены для организаций и ИП, являющихся работодателями лиц, управляющих транспортными средствами.
Основные моменты
Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является Постановление № 112 «Правила пассажирских перевозок автобусом».
Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.
Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.
Кто попадает под категорию
В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения». Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.
Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.
Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.
Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.
Что сказано в законодательной базе
Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.
Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.
Документальное сопровождение приема водителя на работу
До оформления водителя на предприятие с соискателем проводится собеседование. От имени компании кадровый работник, руководитель предприятия или транспортной группы. По результатам собеседования соискателю предлагается работа или отказ в трудоустройстве. Информация опроса отражается в листе собеседования, хранящегося на предприятии в течение 5 лет. При необходимости устный опрос может сопровождаться письменным тестированием (п. 10 Приказа № 59).
Водитель автобуса должен иметь опыт работы на транспорте определенной категории. Продолжительность стажа вождения подтверждается записями в трудовой книжке и, при необходимости уточнения данных, запросами к работодателям. К управлению транспортом не допускаются несовершеннолетние лица.
Водители должны обладать удостоверением на право управления транспортным средством определенной категории. Квалификация лица, допущенного к управлению группы транспортных средств, указана в водительском удостоверении. Используется документ российского образца, выдачу которых осуществляет ГИБДД.
6.4. Требования по переоборудованию автотранспортных средств для работы на газовом топливе
6. 4. 1.
В условиях эксплуатации АТС установка на них газобаллонного оборудования для работы на КПГ или ГСН проводится в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и иных нормативных актов. 6. 4.
2. При подготовке АТС к установке газобаллонного оборудования необходимо:
вымыть АТС (моторный отсек, кабину, раму и т.д.); слить бензин из топливного бака и трубопроводов системы питания, если по технологии установки газобаллонного оборудования требуется снятие топливного бака с автомобиля.
6.4.3. При производстве электромонтажных работ должны соблюдаться следующие требования: закрепленные провода не должны поворачиваться относительно клемм приборов;
провода, идущие в моторный отсек к датчику низкого давления газа, электромагнитному бензиновому клапану, электромагнитному газовому клапану, электромагнитному пусковому клапану и другим элементам электрооборудования газобаллонной аппаратуры, не должны касаться нагревающихся деталей АТС;
запрещается касание металлических деталей АТС с токоведущими клеммами приборов и наконечниками проводов; провода не должны располагаться на острых кромках и ребрах деталей АТС;
изоляционные трубки должны быть плотно посажены на наконечники проводов; не допускаются резкие перегибы проводов, а также перекручивание и натяг их после присоединения к электрооборудованию.
6. 4. 4.
Установку баллонов на АТС необходимо производить с помощью грузоподъемных устройств, предварительно убедившись в отсутствии газа в баллонах. 6. 4.
5. Устанавливаемые на АТС баллоны для КПГ должны быть из одной марки стали и иметь одинаковые сроки освидетельствования.
При установке таких баллонов на АТС необходимо выдерживать соответствующие технической документации расстояния от горловины до элементов конструкции. В местах крепления баллонов должны быть проложены резиновые прокладки. Баллоны должны крепиться так, чтобы исключалась возможность их проворачивания и перемещения.
6. 4. 6.
Перед установкой газопроводов высокого давления необходимо продуть их сжатым воздухом и осмотреть (запрещается наличие трещин и повреждений). 6. 4.
7. Выключатель “массы” должен быть установлен в кабине АТС в удобном для водителя месте.
6.4.8. При установке переходников и вентилей на баллонах должны соблюдаться следующие требования: баллоны должны отвечать требованиям Госгортехнадзора России, утвержденными в установленном порядке;
для обеспечения герметичности конические резьбы должны быть смазаны (свинцовым глетом, жидким стеклом или свинцовым суриком); усилие при затяжке конических резьб переходников и вентилей должно соответствовать 450-500 Н (45-50 кгс), для чего используются динамометрические ключи;
при монтаже переходников и вентилей баллон должен быть установлен в специальное зажимное устройство, препятствующее его проворачиванию; вновь ввернутые в баллон переходники и вентили должны иметь не более 2-3 витков резьбы, не вошедших в резьбовые гнезда горловины баллона.
6. 4. 9.
После установки газобаллонного оборудования на АТС газовая система питания должна быть проверена на герметичность и опрессована согласно требованиям действующих нормативных актов. В дальнейшем АТС должен эксплуатироваться согласно требованиям инструкции по эксплуатации газобаллонного АТС, прилагаемой к комплекту газобаллонного оборудования, установленного на АТС.
[custom_ads_shortcode3]
Стажировка лица, нанимаемого на управление транспортом
В случае отсутствия практического опыта или перерыва в вождении более 1 года работодатель должен обеспечить лицу стажировку. Дополнительное обучение необходимо и при смене водителем вида ТС. Условия прохождения, сроки, маршрут утверждается руководителем. Программа стажировки разрабатывается наставником с указанием информации и часов, отведенных на каждую часть обучения.
Документальный учет стажировок обязателен для всех работодателей, допускающих лиц к управлению транспортом. Документы обязаны хранится на предприятии в течение 5 лет. О проведении стажировок производятся записи в журнале учета по хронологическим датам листов. Руководитель предприятия должен издать распоряжение о начале стажировки и, по ее окончании – приказ об успешном прохождении.
Условие прохождения стажировки | Особенность | Пояснение |
Требование к проведению стажировки | Стажировка проводится на том типе транспортного средства, которое в дальнейшем будет управляться водителем | Обучение включает теоретическую (инструктаж) и практическую части |
Требования к наставнику, назначаемому из числа водителей автомобильного транспорта | Наставник соискателя на должность водителя автобуса должен иметь стаж работы на аналогичном типе ТС не менее 5 лет. Лицо не должно совершать аварии по собственной вине в течение предшествующего года | В качестве наставника могут выступать как сотрудники предприятия, управляющие транспортом, так и приглашенные компанией по договору ГПХ лица с необходимой профессиональной подготовкой (например, инструкторы автошколы) |
Документальное подтверждение стажировки | О прохождении обучения, этапах и отведенных часах по каждому направлению стажировки ведутся записи в листе стажировки | Лист должен содержать номер, данные водителя и наставника, транспортного средства, часов стажировки, замечания наставника, заключение о допуске |
Теоретическая часть стажировки направлена на получение информации специфики деятельности предприятия, практическая часть необходима для определения навыков специалиста или дополнительного обучения. Лица, нанимаемые на автобусы, курсирующие по маршруту, практические занятия включают движение по маршруту без лиц и с пассажирами.
На основании прохождения стажировки и замечаний наставника подготовки руководитель делает вывод о возможности лица к самостоятельному управлению ТС. Особо строгие требования имеются к соискателям на должность водителя школьного автобуса. К управлению допускаются лица, имеющие стаж не менее года на ТС категории «D», не совершившие за указанный период правонарушений, по результатам которых производилось лишение прав или административный арест.
Минтранс введёт новые требования к оснащению междугородних автобусов и к водителям
Заместитель главы Министерства транспорта РФ Николай Асаул рассказал о том, что планируется введение обязательного лицензирования для всех категорий перевозчиков. Как он отметил в интервью «Известиям», это нововведение позволит гарантировать пассажирам безопасность на всем маршруте.
«Основное отличие лицензирования от действующего сейчас уведомительного порядка в том, что до получения лицензии нужно будет подтвердить соблюдение требований по безопасности. Сейчас зачастую только после ДТП инспекторы Ространснадзора проверяют, как соблюдался режим эксплуатации, а с введением лицензирования мы гарантируем пассажирам, что перевозчик проверен до начала работы», — сказал представитель Минтранса.
Николай Асаул также рассказал о том, что в ведомстве считают целесообразным установить требования к наличию проблескового маячка жёлтого или оранжевого цвета. «Это не дорогостоящая мера, но маячок дисциплинирует участников дорожного движения», — пояснил он.
«Ужесточаются требования к стажу водителя. В действующей редакции требуется стаж работы на автобусе не менее года в течение трёх последних лет. Можно год проработать, год не работать, потом устроиться водителем автобуса, перевозящего детей. В новых правилах водитель обязан иметь непрерывный стаж не менее 12 месяцев за последний год, — продолжил замглавы ведомства. — Эта норма повысит безопасность, потому что перевозка автобусом существенно отличается от перевозки грузовиком, а тем более – легковым автомобилем».
Согласно его словам, в том случае, если пакет поправок будет принят в 2020 году, изменения вступят в силу не раньше середины следующего года. Это позволит всем участникам рынка подготовиться к новым правилам.
Квалификационные требования к водителю автобуса
Министерство транспорта утвердило квалифицированные требования к работникам предприятий, осуществляющим перевозки. Требования определены в приказе Минтранса России от 28.09.2015 № 287. Водители автобусов обязаны проверять техническую исправность ТС, обеспечить безопасную перевозку, посадку и высадку пассажиров, соблюдать ПДД и соблюдать другие требования.
Важно! Работники, нанимаемые на работу водителем, обязаны проходить медицинские осмотры до трудоустройства и, периодично, в течение всего времени действия договора (ст. 213 ТК РФ).
Справка о предварительном осмотре предъявляется при собеседовании или при заключении контракта. Кандидаты на должность в 2020 году должны предоставить справку формы № 003-В/у. Справка обладает полиграфическими инструментами защиты. Документ, в отличие от формы предыдущего образца, не содержит фотографию лица, имеет меньший формат и заполнение на двух сторонах листа. В справке указывают:
- Данные о медицинском учреждении, выдавшей справку.
- Сведения о получателе справки – ФИО, даты, места рождения.
- Дату выдачи справки. Срок действия не указан в документе, действительном в течение года.
- Данные терапевта, оформляющего справку. Данные других медицинских работников, проводящих осмотр лица, отражаются только в медкарте.
- Суть медицинского заключения, наличие ограничений и дополнительных показаний для управления. Ограничение в отдельной категории означает полный запрет на управление ТС данного типа.
Сотрудники, не достигшие 21 года, обязаны подтверждать состояние здоровья не реже 1 раза в год. Лица, работающие в условиях повышенной опасности, обязаны проходить психиатрическое освидетельствование не реже 1 раза в 5 лет. Справки о медицинском состояния здоровья должны быть предъявлены соискателем на должность в обязательном порядке. Прохождение медкомиссии платное, расходы покрывает физическое лицо самостоятельно.
Требования к работникам
Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2020 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
Извлечения
Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
- Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
- водитель транспортного средства категорий «В», «BE» (включая водителя легкового такси);
- водитель транспортного средства категорий «С», «С1», «СЕ», «С1E» (далее — водитель грузового автомобиля);
- водитель транспортного средства категорий «D», «D1», «DE», «D1E» (далее — водитель автобуса);
- водитель транспортного средства категории «Тb» (далее — водитель троллейбуса);
- водитель транспортного средства категории «Тm» (далее — водитель трамвая);
- водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
- водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
- водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
- диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
- контролер технического состояния автотранспортных средств;
- контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
- консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
- К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
13.1. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:
- основы транспортного и трудового законодательства;
- нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
- порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
- схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
- графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- основы экономики, организации труда и производства;
- расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
13.2. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:
- организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
- принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
- инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
- обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
- принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
- заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
- рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
- выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
- составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
- координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
- принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
- проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
- обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
- осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
- организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
13.3. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»*(6);
- наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
13.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
- К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
14.1. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать:
- нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
- нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
- устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств и прицепов;
- технические требования, предъявляемые к транспортным средствам, возвратившимся с линии и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;
- основы транспортного и трудового законодательства;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
14.2. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь:
- контролировать техническое состояние автотранспортных средств и прицепов, возвращающихся на места стоянок с линии, а также после технического обслуживания и ремонта;
- осуществлять контроль за графиками проведения технического обслуживания и плановых ремонтов автотранспортных средств;
- оформлять техническую и нормативную документацию на повреждения и заявки на ремонт или устранение неисправностей с их соответствующей регистрацией;
- обеспечивать соблюдение норм расхода эксплуатационных материалов;
- организовывать доставку автотранспортных средств с линии (с объектов работ) на места стоянок в случаях аварии или дорожно-транспортных происшествий.
14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
- К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
16.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:
- нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
- назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
- правила технической эксплуатации транспортных средств;
- методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
- организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
- порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
16.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:
- разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
- анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
- осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
- разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
- организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
- информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
- устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
- контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
- контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
- организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
- контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
- организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
- организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»*(7), и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
16.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
_____________________________________________________
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Документы, необходимые для трудоустройства
Перечень стандартных требований предусмотрен трудовым законодательством. Для найма до заключения договора соискателю потребуется предоставить:
- Паспорт, удостоверяющий личность.
- СНИЛС. Для работников, не имеющих ранее трудоустройства, страховое свидетельство может оформить работодатель.
- Водительское удостоверение о праве управления транспортом соответствующей категории.
- Справку о прохождении медицинской комиссии.
- Трудовая книжка. При первом найме на работу работодатель должен обеспечить документом. На предприятии должны храниться бланки трудовых книжек, выдаваемые работникам первого трудоустройства за плату.
- Документ воинского учета (для военнообязанных граждан). Лица, освобожденные от несения воинской повинности по состоянию здоровья, форм учета не представляют.
- Справка о доходах с места трудоустройства у предыдущего работодателя. Документ необходим для подтверждения полученного налогооблагаемого дохода, применяется для предоставления вычетов и начислений по листкам нетрудоспособности.
Лица, нанимаемые на должность водителя автобуса, оформляются по основному договору. Совместительство по однотипным должностям трудоустройства у лиц, работающих в условиях повышенного риска, не применяется. Дополнительная работа не должна быть связана с условиями повышенного риска. Кроме совместительства, лица часто совмещают другие специальности во время основной работы. Лица имеют право совмещать работу водителя и техника либо экспедитора или других должностей, не связанных с управлением ТС. О дополнительных обязанностях лица указывается в трудовом договоре.
С водителем автобуса заключается договор стандартного типа. Один экземпляр хранится в организации, второй выдается на руки сотруднику. В контракте необходимо указать информацию о прохождении стажировки, входящей в период испытательного срока. Во время прохождения стажировки работник получает заработную плату, размер которой указан в контракте.
Работодатель обязан обеспечить сотрудникам при работе на транспорте оптимальный режим труда и отдыха. Министерство труда утвердило правила охраны труда на транспорте в приказе от 06.02.2018 № 59н, обязательные для работодателей и сотрудников.
Требования к автобусам в зимнее время
Полное отключение, равно как и неисправность печек и иных отопительных систем пассажирских автобусов, запрещается по Правилам.
Любой пассажир будет иметь полное право пожаловаться на транспортную компанию тогда, когда он ехал в автобусе с обледеневшими окнами.
Кроме этого также в обязательном порядке необходимо перед зимним сезоном сменить шины на колесах автобусов на надлежащие, также следует проверить, хорошо ли закрываются окна, люки и двери.
Перед эксплуатацией автобусов любого значения (дальнего следования или городского пассажирского транспорта) в зимний период техник нужно осматривать досконально. При необходимости производиться капитальный ремонт.
Любые организации поездок с туристической, общегражданской или иной целью должны оформляться соответствующим образом.
Если транспортная компания прошла тендер или конкурс на осуществление регулярных маршрутов, то она должна иметь соответствующее свидетельство, дающее ей право на определенный срок пускать свои автобусы по конкретным направлениям.
Кроме этого всегда должен соблюдаться стандартный набор документации при курсировании автобусов внутри города, между городами, регионами и областями, а также между странами.
А для этого одновременно водительский состав и техническое состояние автобусов также должны соответствовать Уставу и Правилам.
Тарифы на пассажирские перевозки автомобильным транспортом показаны в статье: тарифы на пассажирские перевозки автомобильным транспортом. По каким правилам осуществляются перевозки пассажиров в маршрутном такси, смотрите на странице.
Какие правила регулируют перевозки детей на ЖД транспорте, узнайте из информации.
Санкции за нарушение требований к найму
Для контроля соблюдения норм по приему водителей транспортных средств в 2012 году введена ст. 12.31.1 КоАП. Статья предусматривает равные санкции при наложении штрафа на ИП или юридическое лицо.
Нарушение | Категория лиц | Сумма штрафа |
Перевозка граждан или багажа транспортом, управляемым лицами, не соответствующими профессиональным требованиям по ст. 12.31.1 КоАП | Должностные лица | 20 тысяч рублей |
Индивидуальные предприниматели | 100 тысяч рублей | |
Организации | 100 тысяч рублей | |
Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, предварительный медосмотр, психиатрическое освидетельствование по ст. 5.27.1 КоАП | Должностные лица | От 15 до 25 тысяч рублей |
Индивидуальные предприниматели | От 15 до 25 тысяч рублей | |
Организации | От 110 до 130 тысяч рублей |
Основные требования к выходам автобусов
Под выходом автобуса понимается служебная дверь или запасный (аварийный) выход, под служебной дверью — дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своем месте, под запасным выходом — запасная дверь, запасное окно или аварийный люк. Запасными выходами оборудуются только маломестные автобусы. Под аварийным выходом подразумевается аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк. Аварийными выходами оборудуются пассажирские транспортные средства большой вместимости.
Запасная (аварийная) дверь — это дверь, устраиваемая дополнительно к служебным дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах, в частности в случае опасности.
Запасное (аварийное) окно — это окно, необязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
Аварийный люк — это отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Автобусы большой вместимости могут оборудоваться также аварийными люками, расположенными в полу пассажирского салона.
Все двери автобусов, независимо от вместимости, должны легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда оно находится на стоянке. При этом может быть предусмотрена возможность запирания двери снаружи при условии, что ее всегда можно открыть изнутри.
Если служебные двери оборудованы механическим приводом, то при нахождении транспортного средства на стоянке они должны иметь возможность открываться изнутри, а в незапертом состоянии — снаружи с помощью органов управления, которые функционируют независимо от всех других органов управления дверями. При этом указанные органы управления должны размещаться на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой при расположении внутри и не более 1800 мм от уровня грунта при расположении снаружи. Данные устройства должны быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также обеспечивать открытие двери вручную. Они могут быть защищены приспособлением, которое может быть легко снято или разбито для получения доступа к аварийному органу управления.
Запасные (аварийные) окна должны либо открываться изнутри и снаружи транспортного средства с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло.
Аварийные люки должны открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Если люк изготовлен из легко разбиваемого материала, то рядом с ним должно находиться приспособление, которым лица, находящиеся внутри транспортного средства, могут без затруднений воспользоваться, чтобы разбить люк.
Каждый запасный и аварийный выход должен обозначаться надписью «Запасный выход» или «Аварийный выход», читаемой как снаружи, так и изнутри транспортного средства.
Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными (аварийными) выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться соответствующим знаком или четкой надписью. Кроме того, на указанных приборах или около них должны иметься четкие инструкции о пользовании ими.
Язык всех инструкций и надписей, регламентированных к применению в салонах автобусов, должен соответствовать государственному языку страны регистрации транспортного средства.
Ошибки, допускаемые при найме водителя
Ошибка № 1. Предприятия, нанимающие на работу водителя автобуса, должны соблюсти целый ряд требований в соответствии с приказом № 287. Работодатели часто ошибочно полагают, что требования необходимо исполнять при любых видах деятельности. Это неверная позиция. Профессиональный отбор водителей производится только предприятиями, ведущих деятельность по перевозкам и имеющий соответствующий ОКВЭД в учредительных документах. На работодателей, нанимающих водителей для собственных нужд, действие приказа № 287 не распространяется.
Определение требований и выбор автобуса для перевозки пассажиров
В данном подразделе описаны основные требования, предъявляемые к автобусам, осуществляющим международную перевозку пассажиров.
Каждое пассажирское автомобильное транспортное средство должно быть зарегистрировано в установленном порядке, иметь регистрационные и отличительный знаки государства регистрации.
Пассажирское автомобильное транспортное средство должно быть в технически исправном состоянии, что подтверждается сертификатом о прохождении государственного технического осмотра и отметкой в путевом листе.
Соответствие пассажирских автомобильных транспортных средств дополнительным экологическим и техническим требованиям должно быть подтверждено сертификатами. Любое изменение конструкции пассажирского автомобильного транспортного средства должно быть сертифицировано на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов.
Пассажирское автомобильное транспортное средство должно иметь следующее оснащение (экипировку): аптечку, огнетушитель, противооткатный упор, знак аварийной остановки, предусмотренное устройство для аварийного удаления стекол, визитную карточку перевозчика с наименованием, адресом и телефоном перевозчика (в салоне на видном месте). В автобусе один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, второй – в пассажирском салоне. Автобусы с разрешенной максимальной массой более 5000 кг должны иметь не менее двух противооткатных упоров.
Указатели маршрута пассажирского автомобильного транспортного средства (в том числе в виде электронных табло), выполняющего перевозки в регулярном сообщении, должны содержать номер маршрута, названия конечных и некоторых промежуточных пунктов. Передний указатель маршрута следования должен содержать номер маршрута и названия конечных остановочных пунктов (допускается указание только номера маршрута, если конструкция пассажирского автомобильного транспортного средства не позволяет поместить всю информацию). Боковой указатель маршрута следования должен содержать номер маршрута, названия его конечных и нескольких промежуточных пунктов, через которые проходит маршрут. На заднем указателе маршрута следования указывается только номер маршрута.
Автобус для выполнения международных автомобильных перевозок пассажиров должен иметь:
· пассажирские сиденья, удобные для поездок на дальние расстояния;
· багажный отсек объемом не менее 0,1 куб.м в расчете на каждое пассажирское место для сидения (при числе мест для сидения свыше 23);
· контрольное устройство для регистрации данных о движении автомобильного транспортного средства и работе его водителей (тахограф);
· аудиосистему для громкоговорящего оповещения пассажиров;
· другое дополнительное оборудование, обеспечивающее комфортабельность перевозки пассажиров.
Автобус для выполнения международных перевозок в регулярном сообщении дополнительно должен иметь:
· указатель маршрута на двух языках – государственном языке Республики Беларусь и языке государства конечного пункта маршрута следования;
· число пассажирских мест для сидения не менее 24.
В салоне пассажирского автомобильного транспортного средства должна быть информация о тарифах, условиях проезда пассажиров и провоза багажа (ручной клади).
Вместимость пассажирского автомобильного транспортного средства (число пассажиров, масса багажа и ручной клади) принимается в соответствии с нормами, установленными заводом – изготовителем по числу пассажиров, разрешенным максимальной массе и нагрузкам на оси автомобильного транспортного средства.
Для осуществления перевозок на маршруте выбраны следующие марки автобусов.
Таблица 5.1 – Автобусы соответствующие требованиям перевозки пассажиров в международном сообщении
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос № 1. Имеются ли установленные формы бланков опроса, заполняемые при собеседовании соискателей на должность водителя?
Специально разработанных бланков для проведения опроса водителя при найме не имеется. Работодатели самостоятельно разрабатывают программу опроса и определяют состав информации, отражаемой в листе собеседования.
Вопрос № 2. Можно ли с водителем заключить договор о полной материальной ответственности?
Должность водителя не предусматривает материальной ответственности. Перечень работ и должностей МОЛ установлен Министерством труда. Договор об ответственности, заключенный с водителем, является незаконным и несоответствующим нормам. Лицо, нанесшее ущерб предприятию, может быть привлечен к материальной ответственности путем регресса через суд.
Требования к выходам маломестных автобусов
Маломестные автобусы должны иметь минимум две двери: одну служебную и одну запасную либо две служебные.
Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы минимальное общее число выходов как служебных, так и запасных и аварийных люков было таким, как указано в таблице. Сдвоенная служебная дверь при этом рассматривается как две двери, а двойное окно — как два запасных окна.
Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны или сзади транспортного средства. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы с каждой стороны транспортного средства было как минимум по одному выходу. В передней и задней половине пространства, предназначенного для пассажиров, должен быть как минимум один выход. В задней либо в передней части обязательно должен располагаться один выход, если в крыше не предусмотрен аварийный люк.
Табл. Требования по оснащению выходами маломестных автобусов
Пассажировместимость, чел. | Минимальное общее число выходов | Число аварийных люков, рассматриваемых как запасные выходы | |
разрешенное | требуемое | ||
Не более 16 | 3 | 1 | — |
Более 16 | 4 | — | 1 |
Если пространство, предназначенное для сиденья водителя и пассажирских сидений, расположенных рядом с сиденьем водителя, не сообщается с основным пассажирским отделением соответствующим проходом, то все вышеперечисленные требования касаются только оборудования пассажирского салона.
Минимальные размеры запасных дверей, окон и аварийных люков представлены в таблице:
Табл. Требования к размерам запасных (аварийных) выходов
Наименование выхода | Размеры выхода | Примечания |
Запасная дверь | Высота 125 см, ширина 55 см | В тех случаях, когда это обусловлено наличием колесных кожухов, допускается уменьшение ширины до 30 см при условии, что на высоте не менее 40 см от самой низкой части дверного проема ширина двери составляет 55 см |
Запасное окно | Площадь проема 4000 см2 | В это отверстие должен вписываться прямоугольник высотой 50 см и шириной 70 см. Если запасное окно расположено в задней части транспортного средства и конструкцией транспортного средства не предусмотрено запасное окно минимальных размеров, предписанных выше, то в проем должен вписываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см. Углы прямоугольника могут быть закруглены, радиус кривизны не должен превышать 25 см |
Аварийный люк | Площадь проема 4000 см2 | В этот проем должен вписываться прямоугольник высотой 50 см и шириной 70 см |
В случае, если автобус не предназначен для перевозки стоящих пассажиров и имеет минимальную массу не более 3,5 т и менее 12 пассажирских сидений, причем с каждого сиденья имеется свободный доступ по меньшей мере к двум дверям, размер запасной двери может быть уменьшен до 110 см в высоту.