Купили машину в угоне, перебитую, сваренную из нескольких авто, что делать?
Содержание:
- 1 Способы ввода угнанной машины в эксплуатацию
- 2 Где можно приобрести ранее украденный автомобиль
- 3 Чем вам грозит покупка краденого авто?
- 4 Как поступить, если приобретенный автомобиль в угоне
- 5 Как не купить похищенную машину? Конкретные советы
- 6 Как обезопасить себя при покупке поддержанного автомобиля
- 7 Что делать, если авто в розыске?
- 8 Какие действия необходимо выполнить до приезда полиции
Способы ввода угнанной машины в эксплуатацию
На самом деле способов получить деньги за украденный автомобиль у жуликов не так много.
Ввести краденый автомобиль в эксплуатацию и продать
Для этого надо просто перебить номер VIN на кузове авто, чем целая индустрия переработки краденых машин успешно занимается, а также сделать новый паспорт ТС на автомашину с новыми данными – этого достаточно, чтобы выкатить машину для продажи на авторынок.
Если новый номер кузова был перебит достаточно профессионально, чтобы пройти проверку при перерегистрации авто в МРЭО, а паспорт ТС был изготовлен при участии коррумпированных «оборотней» из ГИБДД, то машина мирно будет поставлена на регистрационный учёт и без проблем реализована практически за её настоящую рыночную стоимость.
Вышеописанный способ является достаточно сложным для воплощения рядовому угонщику-злодею, так как требует привлечения профи-жестянщика (хотя это как раз не самая большая проблема), а также участия сотрудников ГИБДД, имеющих доступ к бланкам документов и регистрационной базе МРЭО (а вот здесь всё не так просто, связаться с коррумпированными чиновниками под силу далеко не каждой преступной группировке).
Поэтому обычно для превращения угнанной иномарки в пачку хрустящих купюр преступники используют более примитивные способы.
Сбыт по запчастям
Спрос на б/у запчасти для популярных марок авто стабильно высокий, поэтому уголовники не мудрствуют лукаво и банально разбирают машину на запчасти, которые сбывают через целую сеть легальных и полулегальных точек, реализующих их в розницу, в том числе через интернет:
- порталы объявлений;
- тематические группы в социальных сетях;
- и даже собственные интернет-магазины.
Реализация авто по фальшивым документам (поддельная генеральная доверенность или паспорт ТС) не является способом введения авто в эксплуатацию, поскольку путешествовать по автодорогам России такая машина сможет лишь до первой проверки документов сотрудниками ДПС или попытки поставить её новым владельцем на учёт, после чего новоявленного собственника ожидают серьёзные проблемы.
Где можно приобрести ранее украденный автомобиль
Если вы хотите иметь 100-процентную гарантию юридической чистоты приобретаемого авто, вам стоит купить новый у официального дилера. Разумеется, цены на такие машины довольно высокие. Однако обращение на вторичный авторынок зачастую приводит к тому, что покупатель оказывается в зоне риска. По статистике, к своим владельцам возвращается не более 10 % угнанных машин, остальные реализуются на вторичном рынке.
После угона автомобиль обычно отправляется в какой-то тихий гараж на отстой и подготовку к перепродаже. Нередко машины перегоняются в другие регионы и даже за границу. Большую часть краденых автомобилей разбирают на запасные части – этим способом можно заработать примерно вдвое больше, чем в среднем стоит аналогичная машина на рынке. К тому же покупатель таких запасных частей практически ничем не рискует.
Большую часть б/у запчастей невозможно опознать. Существуют, правда, номерные детали, такие как кузов и мотор. Однако кузов обычно распиливают, выбрасывая ту часть, на которой выбит VIN, а на двигателе перебивают или уничтожают номер. Следует отметить, что машин с безномерными моторами довольно много. К тому же до недавнего времени номер двигателя вообще нигде не указывался.
Меньшая часть машин похищается с целью их продажи в целом виде. В этом случае перебивают номер кузова и оформляют фальшивые документы. Иногда машины крадут под имеющийся пакет реальных документов. Например, угоняют машину такой же марки, которая ранее была сдана на разборку или в утиль, и перебивают на ее кузов номер, который указан в документах на утилизированное авто.
Нужно отметить, что при регистрации автомобиля сотрудники ГИБДД почти всегда выявляют перебитые номера. В результате покупатель не только лишается приобретенной машины, но еще должен доказать, что не имеет к похищению никакого отношения.
Но иногда все же удается легализовать такую машину. Однако потраченные при этом силы и средства существенно превосходят экономию.
Кроме того, часть машин похищают специально для использования для совершения преступлений, после чего их бросают. В итоге такие автомобили нередко оказываются на штрафстоянках.
Купить ранее украденные машины можно:
- у страховых компаний;
- на штрафных стоянках;
- на вторичном рынке автомобилей в любом его месте.
То есть такие машины можно приобрести не только по объявлению или на авторынке, но и в автосалонах, которые занимаются перепродажей побывавшей в употреблении техники.
Приобретение угнанных машин у страховых компаний
Покупка авто после угона у страховой компании является самым безопасным и юридически чистым вариантом. Если до угона автомобиль имел страховку КАСКО, спустя некоторое время страховщик выплачивает владельцу стоимость машины, после чего права на автомобиль переходят в собственность страховой компании. Когда машину находят, транспортное средство поступает в актив страховщика.
Для страховых компаний автомобили – непрофильный актив, который к тому же нужно хранить, поддерживать в исправном состоянии, заботиться об охране. Поэтому страховщики стремятся как можно скорее избавиться от такой собственности и реализуют ее со значительной скидкой. При этом продажа угнанных автомобилей страховыми компаниями предусматривает юридическую поддержку: юристы восстанавливают утраченные документы, проводят экспертизы и даже легализуют перебитые номера. Так что, если вы купили ранее угнанный автомобиль у страховщика, в юридической чистоте этой сделки можно не сомневаться.
Приобретение украденных машин со штрафстоянок
На штрафные стоянки машины попадают разными способами. В частности, туда отправляют автомобили, обнаруженные после угона, а также брошенные. Если владелец долгое время не дает знать о себе и не проявляет интереса к своему ТС, оно переходит в собственность государства. В этом случае машина может быть реализована либо утилизирована. При покупке таких автомобилей можно быть уверенным в юридической чистоте сделки и существенно сэкономить.
Однако иногда машины со штрафстоянки продают хозяева либо мошенники, выдающие себя за них. В этом случае ни о какой юридической чистоте сделки речь идти не может, апокупатель не только серьезно рискует потерять деньги – его могут привлечь к судебным разбирательствам по поводу угона автотранспорта. По сути, такая покупка мало чем отличается от приобретения машины на вторичном рынке.
Покупка угнанного авто на вторичном рынке
Если похищенный автомобиль решили продать не по запчастям, а целиком, о том, что он краденый, покупателю не сообщают. Машина реализуется по цене, приближенной к среднерыночной, часто предлагаются скидки, которые объясняются необходимостью срочно получить деньги.
При покупке любой машины на вторичном рынке следует тщательно проверять и автомобиль, и его документацию.
Если преступникам удастся обмануть вас, возникнут крупные неприятности. При этом продавца, скорее всего, найти не удастся.
Однако некоторые граждане готовы купить машину, зная, что она похищена. Причина – конечно, желание сэкономить. Категорически не следует так поступать – в этом случае вы становитесь соучастником преступления и можете быть привлечены к уголовной ответственности.
Чем вам грозит покупка краденого авто?
Если выяснится, что вы владеете похищенной машиной, то по закону она будет конфискована, а вам даже будет грозить возбуждение уголовного дела по факту угона авто согласно 166 статьи УК РФ.
Для начала у вас изымут водительские права и документы на машину, после чего вы проследуете с инспектором теперь уже в качестве пассажира до ближайшего отделения ГИБДД.
С машины снимут регистрационные знаки, она будет отправлена на штрафную стоянку, а по данному факту обязательно должен быть составлен протокол, к которому прилагается объяснительная задержанного автолюбителя согласно 82 статье УПК. Возвращать машину предыдущему владельцу, если он объявится, также не будут торопиться – он сможет вернуть её во владение только в том случае, если никто не будет больше предъявлять на неё права или по решению суда, что дело весьма долгое и хлопотливое.
Согласно главе 27 КоАП изъятие транспортного средства у вас на основании постановления может быть совершено только в двух случаях:
- если будет заведено уголовное дело;
- в случае появления пострадавшего собственника авто, который сможет документально доказать свои права на машину.
Если за прошедшие после задержания машины 10 дней дело не было возбуждено, и никто не предъявил на авто свои права – вам обязаны вернуть автомобиль в силу части 12 главы 27 статьи 13 КоАП.
Как поступить, если приобретенный автомобиль в угоне
Иногда обычная проверка документов сотрудниками ГИБДД может выявить тот факт, что ваш автомобиль находится в угоне, а, соответственно, в розыске. Какие действия предпринять?
В первую очередь, стоит помнить, что вы защищены законом. Однако в данной ситуации сотрудник ГИБДД обязан изъять транспортное средство, так как с данного момента оно является вещественным доказательством угона. При этом вас сопроводят в отделение ГИБДД, где будет составлен протокол, в котором вы должны указать все содержимое автомобиля.
Далее сотрудники ГИБДД снимают с машины номера и отправляют ее на штраф стоянку. Существует и такой вариант, что автомобиль возвращается новому владельцу, но без номерных знаков. Далее в течение трех дней проводится дополнительная проверка, в ходе которой подтверждается или опровергается сам факт угона транспортного средства.
Если факт об угоне транспортного средства все же был подтвержден в течение 10 дней рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела. Если по данной ситуации уголовное дело не возбуждается, то вы получаете обратно свое транспортное средство. В противном случае, автомобиль остается на штраф стоянке до окончания расследования.
Если предыдущий владелец транспортного средства писал заявление об угоне, то сотрудники ГИБДД обязаны вернуть ему автомобиль. При этом прежний владелец обязан оплатить вам все расходы на хранение машины. Для этого вы обязаны предоставить документы, подтверждающие расходы.
Как не купить похищенную машину? Конкретные советы
- Никогда не покупайте машину без присутствия собственника по генеральной доверенности, особенно если она продаётся не в своём регионе регистрации.
- Внимательно проверьте документы на продаваемую машину: сверьте все данные в паспорте ТС, свидетельстве о его регистрации, сервисной книжке и полисе ОСАГО. Не должно быть никаких расхождений в номерных данных и датах.
- Избегайте машин, которые за короткий промежуток времени поменяли несколько собственников.
- Не связывайтесь с владельцами дубликатов ТС – это один из самых частых способов легализации краденного авто.
- Обращайте внимание на поведение продавца, естественно ли он себя ведёт? Попросите показать паспорт, подробно расспросите про историю авто за время использования.
Методы проверки автомобиля на угон
В настоящее время в связи с упростившейся процедурой перерегистрации продать машину можно через простое заключение договора-купли продажи без визита в ГИБДД, чем активно пользуются угонщики.
Поэтому самый надёжный и эффективный способ проверки – поездка в ближайшее отделение МРЭО с прежним владельцем для полного переоформления, благо без замены номеров нынче подобная процедура стоит совсем недорого.
При постановке машины на учёт опытный инспектор осмотрит авто на площадке, сверит номера кузова и убедится в их подлинности. К тому автомобиль в обязательном порядке будет проверен на угон через базу данных в режиме реального времени, а как бонус – на наличие залоговых обременений и неоплаченных штрафов.
Это – самый лучший и безопасный метод проверки машины на предмет хищения, после вышеизложенной процедуры вы гарантированно получите юридически чистую машину без скрытых проблем с документами, на которой смело можно отправляться в дорогу, не опасаясь проверок на постах ДПС.
Для тех, кто хочет перед поездкой в МРЭО быстро проверить предмет потенциальной покупки, с 2014 года на главной странице официального сайта ГИБДД создан и эффективно функционирует онлайн-сервис «Проверка автомобиля».
Достаточно ввести в специальное поле буквы и цифры уникального вин-номера машины, после чего сервис выдаст вам результаты её проверки, в том числе выявит в режиме онлайн, не угнан ли авто.
Как обезопасить себя при покупке поддержанного автомобиля
На сегодняшний день существует определенная схема проверки, которая позволяет покупателю выявить, находится ли автотранспортное средство в угоне:
- Во-первых, следует внимательно сверить номера, указанные в ПТС и регистрационном свидетельстве, с номерами, установленными на агрегатах транспортного средства. Если в ходе этой проверки выясняется, что один из номеров не читаем или не совпадает с соответствующим номером в документе, это означает что транспортное средство находится в угоне.
- Во-вторых, не стоит приобретать автомобиль по доверенности. Транспортное средство должно переоформляться в личном присутствии настоящего владельца автомобиля. При этом сотрудники ГИБДД сверяют номерные знаки, указанные в документах, с номерными знаками на агрегатах автомобиля. При возникновении каких-либо сомнений автомобиль отправляют на специализированную проверку в лабораторию.
- Наконец, вы можете проверить автомобиль по открытым базам ГИБДД, которые находятся в свободном доступе автоинспекции. Для самостоятельного проведения этой процедуры требуется только VIN-номер, состоящий из 17 букв и цифр. Однако стоит учитывать тот факт, что в некоторых ситуациях заявление от настоящего автовладельца поступает позже, чем момент совершения сделки. При этом отметим, что база автоинспекции обновляется ежедневно.
В любом случае, если вы самостоятельно обнаружили факт угона недавно приобретенного автомобиля, вам стоит незамедлительно обратиться в полицию или к сотрудникам ГИБДД. По факту угона транспортного средства будет заведено уголовное дело. Чем раньше вы обратитесь за помощью в правоохранительные органы, тем больше вероятность вернуть собственные денежные средства.
В заключение добавлю, что 54% физических лиц, приобретающих автотранспортное средство, находящееся в угоне, возвращают собственные средства.
© Владимир Сундаков, BBF.RU
Что делать, если авто в розыске?
Узнать это вы сможете всего в двух ситуациях:
- когда ставите на учёт;
- проверке на дороге инспектором ДПС.
В первом случае будет отказ в регистрации, а автомашина будет отправлена на экспертизу.
Во втором варианте у вас изымут права и документы на авто, машину поместят на стоянку со снятием номеров, а вы напишите объяснительную под протокол изъятия автомобиля. При заполнении протокола постарайтесь внести в него максимальное количество информации о состоянии машины: пробег, марку резины на колёсах, наличие магнитолы, навигатора, системы сигнализации и прочие детали.
Далее возможны различные варианты развития событий, в том числе возбуждение в ваш адрес уголовного дела по факту угона. Первоначальная цель на этом этапе – доказать, что вы добросовестный покупатель и собрать максимум доказательств для следствия и суда, что машина была вами куплена на законных основаниях и оплачена, предъявив расписку о передаче денег предыдущему владельцу.
В данной ситуации будет лучше всего прибегнуть к помощи опытного адвоката, который сможет грамотно выстроить линию защиты и в первую очередь снимет с вас в суде обвинение в угоне. Дальнейшая судьба злополучного автомобиля также будет решаться в судебном заседании.
Возврат денег
Здесь всё зависит от обстоятельств и от того, как вы приобрели угнанную машину.
В салоне
Проще всего вопрос решается, если б/у авто был куплен в салоне, и он ещё работает. Здесь легко подтвердить факт оплаты и, поскольку работники салона формально обязаны проверять машину на угон и несут за это ответственность, то скорее всего по решению суда деньги вам вернут.
В случае, когда салон переехал или сменил собственника, можно попробовать предъявить судебный иск его правопреемнику.
Покупка у частного лица
Если машина куплена у лица, личность которого установлена, и он не скрывается, то надо обращаться в суд с исковым заявлением. Далее сроки выплаты денег будут зависеть от платежеспособности ответчика: либо он владеет оформленным на его имя имуществом и имеет в банке денежные средства, которыми оплатит задолженность, либо он окажется неплатежеспособен – в таком случае возврат денежной суммы будет производиться приставами-исполнителями ССП из его официального дохода, поэтому может затянуться на долгие годы. Если личность продавца не установили или он находится в розыске, то ситуация намного тяжелее. Остаётся надеяться, что следствие установит личность человека, который продал вам автомобиль, либо он будет найден в ходе розыска.
Покупка по генеральной доверенности
Самая грустная ситуация – фактический владелец машины денег не получал, а требовать возврата через суд имеет право только он.
В данном случае доказать факт передачи денег при покупке очень сложно.
Остаётся надежда на поиск злоумышленника по статье 159 УК РФ «Мошенничество», после чего доказывать в суде факт получения им денег и предъявлять иск о возврате финансовых средств.
Какие действия необходимо выполнить до приезда полиции
Во время ожидания приезда сотрудников полиции необходимо выполнить следующие действия:
- Провести осмотр ближайших окрестностей. Возможно, автомобиль увели местные хулиганы для забавы, а потом, испугавшись, бросили в соседнем дворе. Чем черт не шутит, такое тоже возможно;
- Пройтись по заведениям, расположенным вблизи от места преступления, и спросить у персонала о наличии средств видеонаблюдения. Даже если опрошенные сотрудники кафе и ресторанов откажутся предоставить видеозапись, информация о ее существовании тоже немаловажный факт, о котором следует сообщить полицейским по прибытии;
- Связаться с диспетчерским центром и сообщить о происшествии, если в автомобиле была установлена система спутниковой сигнализации;
- Сообщить об угоне в страховую компанию, при наличии полиса.
По прибытии наряда полиции нужно детально описать ситуацию и отправиться в ближайшее отделение для подачи заявления.
Угонный рынок
© «Коммерсант-Деньги», 10.11.2003, «Человек и угон»
Ежедневно в Москве угоняют до 100 автомобилей и находят около 20 угнанных ранее. 20 из 100 — казалось бы, неплохо, однако реальная раскрываемость преступлений, связанных с угонами, существенно меньше. Более того, за последние несколько лет количество похищаемых машин возросло как минимум в два раза, а профильный рынок (во всяком случае, столичный) стал хорошо структурированным, устоявшимся — с годовым оборотом, по оценкам экспертов, примерно в $150 млн. И это, подчеркнем, только в Москве. Сотрудник ГИБДД, пожелавший остаться неназванным, рассказал спецкорреспонденту Алексею Ходорычу
об особенностях этой доходной сферы криминальной индустрии.
— Каков, по вашим подсчетам, оборот угонного рынка?
— Из 80 автомобилей, угоняемых ежедневно, 40 — иномарки. Из них около 20 — сверхдорогие, которые продаются, по грубой оценке, за $20 тыс.,— получаем $400 тыс. Еще 15 — средний класс, эти идут по $7—8 тыс.— будем считать, еще $110 тыс. Ну и пяток иномарок ниже среднего уровня, их продают по $2—3 тыс.— плюс $12 тыс.
Из 40 российских 70%, то есть 28 автомобилей,— практически новые «десятки» и «девятки», их «толкают» в среднем по $1,5 тыс.— итого $42 тыс. Еще шесть — это трех-четырехлетки, они уходят по $600—700, прибавляем еще $4 тыс. Остальные шесть угоняют, чтобы просто покататься. Можете сами посчитать — только по первой категории в год получается около $150 млн, а всего — более $170 млн (рынок автомобилей, угнанных за границей, тут не учитывается; см. интервью — «Деньги»
). И это — только цена исполнителей, то есть без учета интереса автосалонов и барыг, через которых проходит часть этих машин,— в этом случае цена возрастает примерно в два раза. Но большая часть сверхдорогих автомобилей продается напрямую.
— Кто является заказчиком?
— Да кто угодно, но очень часто те, у кого автомобиль уже угнали. Автомобиль — точно такой же, какой был угнан,— чудесным образом находится под документы, которые остаются у того, кто автомобиля лишился. Человек платит за угнанный для него автомобиль значительно меньше, чем он стоит,— и доволен. Например, BMW X5, который стоит $90 тыс., можно получить за $15 тыс., «Мерседес» с 220-м кузовом, стоящий $150 тыс.,— за $25 тыс., «Ауди А8» за $130 тыс. обойдется в $20 — 25 тыс. Естественно, в такой ситуации ни о какой реальной работе по розыску угнанного автомобиля речи не идет — ведь если пропажа найдется, придется давать неприятные объяснения. То есть этот рынок сам себя поддерживает. А поскольку автомобилей становится все больше, все больше и угоняют.
— А как же волшебные противоугонные средства — автосигнализации, иммобилайзеры, оборудование для спутникового слежения?
— Любой автомобиль можно угнать — это банальность, абсолютно соответствующая действительности. Любую противоугонную систему можно взломать или нейтрализовать. Я знаю, что совсем недавно в Германию на спор вывозили специалиста, который буквально за 15 минут вывел из строя иммобилайзер «Ауди А8»,— немцы только тогда поверили, что для российских жуликов нет ничего невозможного. Простые системы вообще ломаются на раз. Например, однокнопочные «пищалки». Вы выходите, ставите автомобиль на «сигналку», но она почему-то не срабатывает. Вы думаете, что слабо нажали кнопку или, может, села батарейка, нажимаете еще раз — вроде все в порядке. Возвращаетесь — машины нет. Все просто: в момент первого нажатия код перехватил граббер, в момент второго он подменяет код, так как у сигнализации он динамический (комплекс оборудования на Митинском радиорынке стоит $2—5 тыс.). Примерно такая же схема действует и при использовании двухкнопочных «пищалок». Уходя, вы нажимаете на кнопку постановки на охрану — но она не срабатывает. Вы думаете опять же, что села батарейка, истерически жмете на вторую кнопку, тем самым снимая сигнализацию с охраны,— в этот момент и происходит подмена кода. Механические средства типа «Мультилока» на коробке передач достаточно эффективны — но для хорошего «ремонтника» здесь дела на 10— 15 минут. А в принципе любую хитрую систему можно обойти путем банального выкидывания водителя из автомобиля.
— А если на автомобиле установлена система радио- или спутникового слежения?
— «Лоуджек» глушится специальным приборчиком, сигнал просто пропадает, и диспетчер может лишь определить место, где эта штука сработала. Если же на автомобиле стоит спутниковая система «Цезарь» или система, работающая через оператора мобильной связи, машина просто загоняется в спецфургон, поглощающий любые излучения, отъезжает в отстойник и далее перебирается по винтику — пока система не будет нейтрализована. Кстати, именно поэтому из дорогих иномарок, на которые такие системы установлены, владельца выкидывают не сразу. Автомобиль перегоняется за город вместе с владельцем, загоняют в упомянутый фургон и только потом избавляются от хозяина. Если вести себя спокойно, не угрожать своими связями, просто оставят за городом. В противном случае могут и убить.
— Но это если злоумышленник знает, что автомобиль оборудован системой слежения. А если не знает? Тогда поиск упрощается?
— Все изготовители подобных систем предупреждают, что обозначать их наличие в машине категорически не рекомендуется. Но это, конечно, не помогает. Угон дорогой машины — это целое мероприятие, к которому готовятся заблаговременно. Кстати в угонах тоже есть своя специализация.
— Например?
— Все эти группировки давно всем известны. В центре Москвы орудует банда угонщиков во главе с неким чеченцем Султаном — верхушка этой группировки обычно тусуется в районе «Националя». Они специализируются на не очень дорогих автомобилях, иномарках среднего класса, которые вряд ли оборудованы системой спутникового слежения вроде «Сателлита». Человека из автомобиля просто выкидывают — днем, в центре Москвы, угрожая ножом или пистолетом. Престижный район Крылатское обслуживает банда Медведя. Они тоже могут выкидывать, как люди Султана, при этом они часто практикуют укол психотропного средства — человек после укола на какое-то время просто отключается. Но вообще их специализация — высокотехнологичный угон дорогих иномарок, в том числе с использованием экранирующих сигнал фургонов. С помощью сканера, граббера подбирается код доступа, причем от уровня противоугонной системы успех не зависит — могут угнать все что угодно. Если вашу машину «заказали», ее уже ничто не спасет.
На юго-западе Москвы, реже — в центре высокотехнологичными угонами занимается банда во главе с «авторитетами» Сухим (Федоров) и Ежом (Руденко). Банды Султана и Сухого занимаются исключительно угонами и перепродают «сырые» машины, банда Медведя делает и «перебивку», и «учет», используя свои связи для легализации. В специальных мастерских автомобиль перебирают от и до — избавляются от идентификационных номеров VIN, а также от систем слежения, если таковые имеются. Затем идет процесс подготовки автомобиля для продажи — перебивают VIN и легализуют (на их жаргоне это называется «ремонт») или автомобиль пускают на запчасти. Доказать причастность этих людей к угонам довольно трудно, таких банд в Москве несколько десятков.
— Какие машины чаще всего угоняют для «ремонта», а какие идут на запчасти?
— Все по-разному, могут угнать любой автомобиль, даже которого нет в списках самых угоняемых. Но, как правило, «Мерседесы» в 140-м и 129-м кузове, «Лендкрузеры 80», «Мицубиси Паджеро» до 96-го года угоняют на запчасти, а новые «Мерседесы» в 220-м, 215-м, 230-м кузове, «Лендкрузеры 100», «Гелендевагены» свежих годов «ремонтируют».
— Каким образом проходит «ремонт», легализация угнанных авто?
— Об одном из самых популярных способов я уже рассказал. Автомобиль угоняют под паспорт технического средства (ПТС), выданный либо на машину, которая уже угнана у заказчика, либо на сгоревшую, побывавшую в серьезной аварии и так далее — в этом случае всегда можно рассказать потом сказочку, что идентификационных номеров нет, потому что автомобиль практически с нуля восстановлен.
Другой способ связан с постановкой автомобиля на учет в одном из удаленных от Москвы регионов. Раньше это была Чечня, сейчас — Тверь и Ингушетия. Ингушетия — шестой регион — самый популярный сейчас вариант. Там выписывается документ, что ПТС, выданный ранее, утерян, хотя на самом деле его никогда не существовало, далее машина в Москве получает новый ПТС и ставится на учет. В 1-м ОТОРе, конечно, иногда пытаются дозвониться в Ингушетию, чтобы проверить факт выдачи первого ПТС, но это всегда бесполезно — к телефону никто не подходит, или подходят, но не те, или телефон занят, или связи вообще нет. Время от времени, для подстраховки, документы в Ингушетии «сгорают», «похищаются» и так далее — чтобы обезопасить тамошних милиционеров от проверки. В итоге распутать этот клубок становится практически невозможно. Впрочем, как правило, и звонить никто не пытается. При предыдущем начальнике отдела регистрации и учета в том же 1 -м ОТОРе потоком ставили на учет «перебитые» авто без всяких там отправлений на дополнительную экспертизу.
Еще один способ легализации связан с постановкой автомобиля на баланс 8-го Главного управления по охране режимных объектов МВД России. Это фактически государство в государстве. Автомобиль просто записывается на эту организацию или на ее сотрудника, и потом никто ничего никогда проверить не сможет — это связано с закрытостью данного подразделения. В свое время широко практиковалась схема с использованием ПТС 27-го региона (Хабаровск). Эти ПТС были украдены в огромном количестве, используются они и по сей день: цифра «2» профессионально переправляется на «7» — так, что заметить это очень сложно. В итоге автомобиль с ПТС 77-го региона ставится на учет в Москве. Но основная схема — все-таки ингушская.
— Неужели нет возможности разрушить эту схему? Например, можно сверить данные якобы утерянного ПТС с базой данных автомобилей, которые выходят с заводов.
— Единой базы данных автомобилей, которые выходят с заводов, в ГИБДД нет. Наверное, ее можно было бы сделать, но это никому не нужно. Кстати, отсутствие такой базы позволяет химичить уже самим производителям. Например, я знаю, что на АвтоВАЗе долгое время применялась такая схема — а может, применяется и сейчас. Выпускается автомобиль с VIN, который должны были присвоить автомобилю, выпущенному через три-четыре месяца, и продается в какой-нибудь Челябинск без уплаты всех налогов. Потом выпускается машина с тем же VIN, которая продается уже легально. В принципе в Москве существовал отдельный батальон ГИБДД ГУВД — в Косине, который вроде как пытался пробивать остановленные для досмотра автомобили по базам данных заводов-изготовителей. Но на поверку «косинцы» — их можно было узнать по ноутбукам в машинах — просто зарабатывали деньги, их поэтому и расформировали.
— Поясните.
— Водителей зачастую обманывали, внушая им, что хоть машина и не в розыске, но серия ПТС переправлена,— просто вымогались деньги, $200— 1000. В общем, даже если все было в абсолютном порядке, без уплаты денег уехать было невозможно. Если же выявлялись реальные нарушения, откупные увеличивались. Все таксы были известны. Если машина числится в розыске за таможней и Интерполом — $1—2 тыс., если перебит VIN — $5 тыс. Что показательно, батальон этот находился практически на самообеспечении: «Форды» с форсированными двигателями, компьютеры и другая аппаратура по последнему слову техники.
— Ну хорошо. А почему другие инспекторы ГИБДД не проверяют VIN на предмет перебивки?
— Именно потому, что физически невозможно просмотреть все машины. Да и потом, обычный инспектор ГИБДД не знаком с методами определения подделки VIN. Для этого иногда проходят рейды вместе с сотрудниками экспертно-криминалистического центра МВД России.
— Каким образом потом продаются краденые автомобили? Я имею в виду не угнанные под заказ, а те, что продаются через посредников, занимающихся скупкой краденого.
— Контор, которые продают подобные автомобили в Москве, около 200. Но монополистом является некий господин Гажаев — я специально изменил фамилию, так как суд его не осудил, но о его деятельности всем известно, настоящая фамилия созвучна с указанной. Названия его фирм постоянно меняются, он контролирует примерно 90% этого рынка. У этого господина есть высокое прикрытие в ГУ ГИБДД, Службе криминальной милиции МВД России, Центральной оперативной таможне, поэтому его не трогают.
— Есть ли возможность вернуть украденный автомобиль?
— Есть, если автомобиль задержан по горячим следам. Но здесь криминальные группы тоже прикрыты. Перегон угнанного автомобиля в пределах Москвы с помощью сотрудника ГИБДД стоит $500 — 1000. После того как автомобиль побывал в автомастерской, выявить его уже практически невозможно.
— Однако сегодня молено найти объявления людей, часто — детективов, которые предлагают услуги по поиску и возврату угнанных машин.
— Как правило, это мошенники. Так, лжедетектив, узнав у вас об особых приметах машины и убедившись в вашем «лоховстве», может угнать аналогичную и нанести на нее эти приметы. Кто-то потом догадывается, что это не его автомобиль, но уже поздно.
Найти машину, как я уже сказал, очень сложно. Но даже если она найдена, вернуть ее практически невозможно. Для примера — история, которая недавно произошла с моим товарищем. Его подкараулили около загородного дома и, угрожая пистолетом, попросту отняли «Мерседес» С-класса красного цвета. Месяц спустя он совершенно случайно увидел его в Лобне. Товарищ тут же позвонил мне, машину мы арестовали, дальше он обратился в прокуратуру, а потом и в суд. Женщина, новый владелец машины, предъявила следствию и суду документы на точно такой же «Мерседес», но белого цвета и рассказала историю, что, дескать, ее автомобиль попал в очень серьезную аварию и сгорел. А в автосервисе сгоревшую машину начинили новыми запчастями и покрасили в красный цвет, хотя было очевидно, что она не перекрашивалась. Эксперты изучили спорный автомобиль вдоль и поперек — но VIN, сообщенный моим приятелем, нашли только на коробке передач и автомагнитоле, все остальные были уничтожены. Приятель предъявил суду особые приметы своей машины — повреждения, царапины, о которых знал только он, но в итоге суд постановил вернуть ему только коробку передач и магнитолу! История, рассказанная женщиной, разумеется, была шита белыми нитками, но автомобиль вернуть так и не удалось. Нет стопроцентных доказательств, что машина твоя,— значит, она уже не твоя, такова судебная практика.
— Но ведь существуют же «невидимые чернила» и прочие средства, которые позволяют идентифицировать угнанный автомобиль?
— Ну да, иногда помогает, но вообще идеальная защита от угона — это страховка.
***
Возвратный бизнес
Ежемесячно, по данным Интерпола, в Москву попадают 50-80 иномарок, угнанных за пределами России, а всего в Москве находится порядка 6-7 тыс. таких автомобилей. Как ищут в России машины, которые находятся в соответствующей базе данных Интерпола, спецкорреспонденту «Денег» Алексею Ходорычу рассказал вице-президент международной юридической ассоциации «Гранд» Михаил Григорьев.
— Откуда чаще всего угоняют автомобили? И как угнанные автомобили попадают в Россию?
— Больше всего угоняют из Германии, там больше дорогих машин, чем в любой другой европейской стране,— я говорю о Mercedes и BMW. В Россию они потом попадают двумя путями. Через Польшу и Белоруссию, а также через Финляндию в Петербург, на пароме. Но через Финляндию, насколько мне известно, идет все меньше и меньше, они порядки ужесточили. В основном — через Белоруссию. На номера делают так называемые накладки и подделывают документы. Из Белоруссии в Россию эти автомобили попадают нерастаможенными, общая сумма накладных расходов на взятки — $1-3 тыс.
— Кто является заказчиком ваших услуг? Владельцы угнанных автомобилей?
— Нет, мы обслуживаем целый ряд западных страховых компаний, таких, как Allianz, HDI, AXA, PZU, Warta, «Чешска Поиштевня». Они платят владельцам угнанных машин страховку, а сами пытаются эти автомобили найти — во-первых, чтобы снизить собственные издержки, во-вторых, чтобы разобраться, не имел ли места факт страхового мошенничества. Мы им в этом и помогаем.
— Но как вы их ищите? Ведь угнанную машину найти очень сложно.
— Да, если она была угнана в России. Автомобили же, угнанные на Западе, как правило, попадают в Россию с неперебитыми идентификационными номерами — VIN. База данных Интерпола есть в ГИБДД, угнанные автомобили они выявляют постоянно. Но дело в том, что если по тому или иному автомобилю нет запроса на возврат, то он остается у его российского собственника. Мы как представители интересов страховых компаний, которым после выплаты страховки переходят права на угнанные автомобили, пытаемся через суд провести их возврат. То есть к нам стекается информация о зафиксированных случаях владения автотранспортными средствами в России, которые числятся как угнанные, и мы инициируем процедуру их возврата.
— А если речь идет о добросовестном владении? Ведь такое автотранспортное средство может быть даже официально зарегистрировано.
—Тут ситуация несколько изменилась. Раньше действовал приказ № 470, согласно которому такие автотранспортные средства действительно могли регистрироваться — без права перепродажи. То есть, пользоваться можно, а продавать нельзя. Но при этом, если обнаруживался владелец такого автомобиля, то его приходилось возвращать — через суд, разумеется. Однако приказ N 470 был отменен в начале 2002 года. Сейчас действует приказ № 221, регламентирующий работу НЦБ Интерпола России, он появился еще в феврале 2001-го. Согласно этому приказу, по прошествии 6-12 месяцев с момента обнаружения автомашины, в случае если иностранный собственник не предпринял действий по возврату автомобиля (суд и, как следствие, наложение ареста), автотранспортное средство снимается с розыска Интерпола по РФ и может регистрироваться, отчуждаться и перепродаваться. Впрочем, автомобиль, фактически находящийся в угоне, может быть зарегистрирован и быстрее — если речь идет не о собственно угнанных авто, а о случаях страхового мошенничества: владелец продает автомобиль, а потом заявляет об угоне, но не сразу, а через два-три месяца — за это время автомобиль успевают зарегистрировать в России. Другая ситуация связана с ингушской схемой, постановкой на баланс 8-го Главного управления по охране режимных объектов МВД России и прочими схемами, используемыми для «легализации» автомобилей, украденных в России (см. текст.— «Деньги»). Единственное отличие: VIN, как правило, не перебивается. Замечу, что при любом раскладе автомобиль по решению суда может быть изъят в случае запроса — неважно, через сколько месяцев или лет этот запрос будет инициирован. Именно инициацией таких запросов и ведением дел в судах мы и занимаемся.
— Почему же VIN не перебивается? Ведь даже если используется ингушская схема, при получении нового ПТС взамен «утерянного» VIN сверяется с базой данных Интерпола, и таким образом угнанный автомобиль выявляется.
— Махинации с VIN практикуются и здесь. Добывается VIN, номер двигателя авто, только что вышедшего с завода и ушедшего, например, в Америку, наносят эти данные на ворованную машину, таможат ее «в лоб» и продают. Но с VIN все же предпочитают не связываться. Но, допустим, выявили такой автомобиль, ну и что? Очень часто инициатора розыска — Интерпол — даже не уведомляют об этом, хотя найденная машина в компьютере числится как задержанная. Кроме того, такие автомобили часто ставятся на баланс подставных компаний, открытых специально для этих целей. Даже если Интерпол получает информацию о выявлении,найти фактического владельца, чтобы изъять автомобиль через суд порой крайне сложно. И наконец, в подавляющем большинстве случаев западные страховые компании, которые после выплаты страховки становятся владельцами этих машин, просто не имеют в России партнеров, которые могли бы представлять их интересы в суде. А нет за проса — нет проблемы, убытки просто списываются, как ущерб от страхового случая.
— Почему нет партнеров?
— Опасаются работать с Россией. Было много случаев, когда компании, становившиеся их агентами, действовали недобросовестно. То есть за взятку не сообщали о найденном ими автомобиле. На этом и строился их бизнес.
— А сколько автомобилей выявляет в месяц ваша компания?
—Примерно 10-15.
— Вы находите автомобиль — дальше что?
—Дальше мы через суд пытаемся его изъять. А вот это иногда настоящая проблема. В отличие от угнанных в России автомобили, находящиеся в розыске Интерпола, не брезгуют покупать депутаты Госдумы, известные предприниматели и прочая влиятельная публика, любящая дорогие иномарки. Депутат или тот же начальник управления МВД России может всячески препятствовать судебному процессу, пользуясь широкими правами и административным ресурсом. Звонки с угрозами, запросы по делу — далеко не весь перечень того, чем они могут воспользоваться. Выявленный у влиятельных лиц автомобиль порой просто невозможно арестовать — особенно, если за ним следует джип с синими номерами управления вневедомственной охраны.
— Вы всегда действуете через суд?
— Иногда с ведома страховых компаний, с которыми мы работаем, идем на мировое соглашение. Как правило, речь идет о 30% стоимости автомобиля.
— А почему страховым компаниям это интересно?
—Потому что, во-первых, экономится время —решение суда тоже не сразу выносится. Во-вторых, , перегнать машину обратно и продать ее там — на это тоже обычно уходит много сил и времени.