МВД, своим приказом, упростило порядок регистрации автомобилей
Содержание:
- 1 Глава МВД отменил приказ о запрете съемки в отделениях, но снимать все равно нельзя
- 2 Приказ МВД РФ от 14.02.2017 № 65
- 3 Приказ мвд 2020 должностных оклад
- 4 Краткая предыстория закона
- 5 В Госдуме поддержали законопроект о расширении полномочий полицейских
- 6 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ
- 7 Шпаргалка по статьям
- 8 Новый закон «О полиции»: приказ – всем бояться!
- 9 МВД, своим приказом, упростило порядок регистрации автомобилей
- 10 Правовая суть закона
Глава МВД отменил приказ о запрете съемки в отделениях, но снимать все равно нельзя
Глава МВД Владимир Колокольцев отменил ведомственный приказ, содержащий запрет на фото- и видеосъемку в отделениях полиции. Тем не менее снимать в отделениях полиции по-прежнему нельзя, уточняют в министерстве,— запрет содержится в других актах. Об отмене приказа стало известно в ходе рассмотрения в Верховном суде иска блогера, который был осужден за видеосъемку полицейской парковки.
Отмена инструкции МВД, содержащей запрет на фото- и видеосъемку в отделениях полиции, не означает, что министерство разрешило съемку, пояснили «Ъ» в МВД РФ. Как стало известно вчера, глава МВД Владимир Колокольцев 10 февраля 2020 года отменил приказ от 11 января 2013 года N11дсп (для служебного пользования), утверждающий «типовую инструкцию о пропускном режиме на объектах МВД». Пункт 30 содержал запрет съемки в отделениях полиции без разрешения должностного лица. «Это плановая переработка ведомственных актов в связи с выходом из состава системы МВД внутренних войск»,— сообщили «Ъ» в пресс-центре МВД РФ.
Позицию министерства обнародовали вчера в Верховном суде представители договорно-правового департамента МВД. Они сослались на п. 25 ч. 1 ст. 13 закона «О полиции», разрешающий полиции устанавливать на объектах пропускной и внутриобъектный режим в целях обеспечения безопасности, упомянули закон «О гостайне» и напомнили про Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, в котором говорится, что подобная информация может быть разглашена только с разрешения должностного лица. «Таким образом, возможность проведения фото-, аудио- и видеозаписи в помещениях и на объектах органов внутренних дел с разрешения начальника территориального органа МВД РФ дополнительной регламентации не требует»,— заявили представители министерства.
ВС рассматривал иск блогера и гражданского активиста Яна Кателевского, который был осужден на административный арест в течение 22 суток за то, что снимал в апреле 2020 года автостоянку у ОВД. Осенью прошлого года адвокат блогера Ильнур Шарапов подал иск о признании незаконным соответствующего приказа МВД. «Оспариваемый акт не был официально опубликован, нет сведений о госрегистрации в Минюсте РФ»,— подчеркнул адвокат. Кроме того, пункт 30 инструкции не соответствует закону «О полиции», согласно которому ее деятельность является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит законодательству РФ. Первое заседание по иску состоялось 6 февраля этого года, а спустя четыре дня инструкция была отменена, отмечает руководитель межрегиональной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
Представители МВД и прокурор ходатайствовали о прекращении дела, пояснив, что права истца не были нарушены. «Судья прекратил дело в связи с тем, что министр отменил свой приказ. Мы будем обжаловать решение, так как полагаем, что суд должен был рассмотреть законность этого приказа. Мой доверитель провел 22 суток в изоляторе, а судья посчитал, что его права нарушены не были»,— сообщил «Ъ» Ильнур Шарапов. Он пояснил, что Ян Кателевский — не единственный, кого суд признал виновным в незаконной съемке в полиции. В 2020 году был оштрафован житель Москвы Сергей Кудряшов, снимавший в одном из столичных отделений полицейских, которые отобрали у него велотележку с мороженым. «Приказ применялся также Свердловским районным судом Белгорода, Промышленным районным судом Смоленска, Московским городским судом, Белгородским областным судом»,— перечисляет господин Шарапов.
Анастасия Курилова
Приказ МВД РФ от 14.02.2017 № 65
38. При подготовке к служебной командировке командируемые сотрудники разрабатывают служебное задание.
Служебное задание при выездах комиссии (группы), состоящей из представителей нескольких подразделений, разрабатывается руководителем комиссии (старшим группы) в соответствии с предложениями сотрудников в виде плана-задания и представляется для утверждения должностному лицу, обладающему правом принятия решения о служебной командировке, либо его заместителю.
В случае необходимости по отдельным вопросам плана-задания могут составляться дополнительные материалы (планы, графики), оформляемые в качестве приложений к плану-заданию.
При проведении аудиторских проверок вместо служебного задания разрабатывается программа аудиторской проверки, при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности – задание на проведение проверки (ревизии), утверждаемые в установленном порядке.
39. Служебное задание не разрабатывается:
39.1. При выездах в служебные командировки для поступления на обучение по основным профессиональным образовательным программам, обучения по основным профессиональным образовательным программам, по основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам; для участия в контртеррористических операциях, коллегиях, совещаниях, конференциях, семинарах, учебно-методических сборах, советах, спортивных и иных мероприятиях, не связанных с осуществлением контроля, целевой проверкой, оказанием организационно-методической и практической помощи.
При необходимости служебные задания для командирований с указанными задачами могут разрабатываться. Решение об их разработке в каждом конкретном случае принимает должностное лицо органа, организации, подразделения, обладающее правом утверждения служебного задания командируемого сотрудника.
39.2. В исключительных случаях при осуществлении внеплановых служебных командировок, обоснованных необходимостью немедленного реагирования на изменение оперативной обстановки, либо в случае выезда в вышестоящие органы, организации, подразделения по вызову руководства вышестоящих органов, организаций, подразделений.
40. Служебное задание должно соответствовать объему, времени работы и поставленной задаче. В служебном задании определяются:
40.1. Задача выезда и срок служебной командировки.
40.2. Основные направления работы комиссии, группы, командируемого сотрудника, результаты которой позволят сделать вывод о деятельности органа, организации, подразделения.
40.3. Меры по оказанию организационно-методической и практической помощи территориальным органам МВД России, образовательным, научным, медицинским (в том числе санаторно-курортным) организациям системы МВД России, окружным управлениям материально-технического снабжения системы МВД России, а также иным организациям и подразделениям, созданным для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
40.4. Вопросы по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.
41. Служебное задание утверждается:
41.1. На комплексный выезд – Министром или заместителями Министра, начальником ГУ МВД России по СКФО, начальниками УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г. Москве или их заместителями.
41.2. Сотрудникам, участвующим в комплексном выезде, – в порядке, установленном для целевых выездов.
41.3. На целевой выезд – руководителями органов, организаций, подразделений или их заместителями.
42. Инструктажи командируемых сотрудников проводят:
при комплексном выезде – заместители Министра, руководители (начальники) подразделений центрального аппарата МВД России, иных подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, ГУ МВД России по СКФО, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г. Москве, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел;
при целевом выезде – руководители органов, организаций, подразделений или их заместители.
43. Должностное лицо, проводящее инструктаж сотрудников, выезжающих в служебную командировку в составе комиссии (группы), обязано:
43.1. Уточнить состав комиссии (группы), порядок выезда, задачу, время, место, порядок и методы работы комиссии (группы), время и форму подведения итогов.
43.2. Довести до командируемых сотрудников информацию об оперативной обстановке в регионе, основные результаты оперативно-служебной деятельности органа, организации, подразделения, в которые выезжает комиссия (группа), и результаты последних проверок.
43.3. Убедиться в готовности командируемых сотрудников к выезду путем их контрольного опроса.
44. Руководитель органа, организации, подразделения:
44.1. Организует отбор командируемых сотрудников, имеющих необходимый уровень квалификации, соответствующий задачам служебной командировки и обеспечивающий выполнение служебного задания в полном объеме.
44.2. Отвечает за подготовку и своевременность выезда, организацию работы сотрудников в служебной командировке, подготовку итоговых документов.
44.3. Обеспечивает разработку необходимых для осуществления служебной командировки организационных и информационно-аналитических документов (служебное задание; планы проведения командно-штабных учений, тренировок, показательных занятий; документы для проверки профессиональной подготовки личного состава и иные материалы).
44.4. Проверяет знание командируемыми сотрудниками положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»1, иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и других управленческих документов МВД России, применение которых необходимо для успешного выполнения служебного задания.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900; № 27, ст. 3880, 3881; № 30, ст. 4595; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7018, 7020, 7067; № 50, ст. 7352; 2012, № 26, ст. 3441; № 50, ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1645; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, 559, 566; № 30, ст. 4259; № 42, ст. 5615; № 52, ст. 7542; 2020, № 7, ст. 1021, 1022, 1105; № 10, ст. 1393; № 14, ст. 2008; № 29, ст. 4374; 2020, № 26, ст. 3870; № 27, ст. 4160, 4238.
44.5. Контролирует подготовку подчиненных сотрудников к служебной командировке.
44.6. Организует контроль за устранением выявленных в ходе служебной командировки нарушений и недостатков по соответствующему направлению деятельности органа, организации, подразделения.
44.7. Осуществляет в установленном порядке по результатам служебных командировок заслушивание руководителей нижестоящих органов, организаций, подразделений, имеющих низкие результаты в оперативно-служебной деятельности, допустивших чрезвычайные происшествия, снижение уровня служебной дисциплины и законности, ухудшение морально-психологического климата в служебных коллективах.
45. Непосредственный руководитель направляемого в служебную командировку сотрудника обеспечивает его готовность к выполнению поставленных задач, осуществляет контроль за подготовкой служебного задания, организует сопровождение работы сотрудника в служебной командировке, своевременность представления и качество исполнения итоговых документов.
46. Руководителем комиссии (старшим группы) назначается сотрудник, замещающий должность:
46.1. В подразделениях центрального аппарата МВД России и иных подразделениях МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, – не ниже главного инспектора МВД России, главного эксперта-специалиста, начальника отдела, заместителя начальника отдела, начальника отделения, главного эксперта, старшего референта аппарата первого заместителя, заместителя Министра, старшего следователя по особо важным делам, старшего оперуполномоченного по особо важным делам, старшего инспектора по особым поручениям, главного (старшего) ревизора (аудитора).
46.2. В ГУ МВД России по СКФО – не ниже начальника отдела, заместителя начальника отдела, старшего оперуполномоченного по особо важным делам, старшего инспектора по особым поручениям.
46.3. В УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации – не ниже начальника отдела, заместителя начальника отдела, главного инспектора инспекции.
46.4. В линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте – не ниже начальника отделения.
46.5. В образовательных и научных организациях системы МВД России – не ниже старшего научного сотрудника (доцента).
46.6. В окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, – не ниже начальника отдела, заместителя начальника отдела.
46.7. В территориальных органах МВД России на районном уровне – не ниже старшего следователя, старшего оперуполномоченного, старшего эксперта, старшего специалиста, старшего инспектора.
47. При осуществлении плановых служебных командировок руководителем комиссии (старшим группы), как правило, является сотрудник подразделения центрального аппарата МВД России, иного подразделения МВД России, ответственность за деятельность которого несет заместитель Министра, структурного подразделения территориального органа МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, указанного в плане служебных командировок первым по списку.
При осуществлении проверок образовательных организаций системы МВД России, осуществляемых ДГСК МВД России, порядок назначения руководителя комиссии (старшего группы) определяется нормативным правовым актом МВД России, регламентирующим организацию и проведение инспектирования, контрольных и целевых проверок образовательных организаций, находящихся в ведении МВД России.
48. Руководитель комиссии (старший группы):
48.1. Отвечает за подготовку и своевременность выезда, организацию деятельности комиссии (группы) в служебной командировке, подведение итогов проделанной работы.
48.2. Организует работу по координации деятельности членов комиссии (группы) в период подготовки и в ходе выезда, а также при подготовке итоговых документов.
48.3. Разрабатывает служебное задание и представляет его на утверждение соответствующему руководителю.
48.4. Распределяет обязанности между членами комиссии (группы) по подготовке итоговых документов.
48.5. Обеспечивает прибытие командируемых сотрудников к месту командирования, представление их руководству органа, организации, подразделения, а при необходимости – органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
48.6. Информирует руководителя органа, организации, подразделения о задачах, сроках и порядке работы комиссии (группы), обеспечивает ознакомление со служебным заданием.
48.7. Координирует работу комиссии (группы), несет ответственность за выполнение служебного задания. При невыполнении членами комиссии (группы) возложенных на них обязанностей получает от них в письменном виде объяснения о причинах их невыполнения и ставит перед руководителями, принявшими решение о командировании указанных сотрудников, вопрос об их замене. По прибытии из служебной командировки докладывает руководителю, утвердившему служебное задание, о произведенных заменах с приложением полученных объяснений.
48.8. Заслушивает ежедневный доклад всех членов комиссии (группы), за исключением сотрудников, направленных в отдельно расположенные органы, организации, подразделения, о проделанной работе и одновременно уточняет им задачи на очередные сутки.
48.9. Заслушивает в пределах служебного задания отчеты руководителей органов, организаций, подразделений о состоянии оперативно-служебной деятельности.
48.10. Организует подведение итогов работы в служебной командировке, готовит итоговые документы и обеспечивает письменное ознакомление с ними руководителей органов, организаций, подразделений.
49. Сотрудники, выезжающие в служебную командировку для целевой проверки, оказания организационно-методической и практической помощи:
49.1. Самостоятельно изучают:
49.1.1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие сферу внутренних дел, нормативные правовые акты и иные руководящие документы МВД России, имеющие отношение к задачам выезда.
49.1.2. Данные о криминогенной, социально-экономической и политической ситуации в регионе, состоянии оперативно-служебной деятельности, в том числе служебной дисциплины и законности, профессиональной подготовки, материально-технического и финансового обеспечения.
49.1.3. Материалы по результатам предыдущих комплексных и целевых выездов.
49.1.4. Решения коллегий МВД России и его территориальных органов, совещаний у Министра, заместителей Министра, при руководителях органов, организаций, подразделений по проблемам деятельности проверяемых органов, организаций, подразделений.
49.1.5. Обращения граждан, материалы средств массовой информации, имеющуюся информацию из других правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные документы в соответствии с задачей служебной командировки.
49.2. Осуществляют подготовку методических материалов для проведения занятий с личным составом в системе профессиональной служебной и физической подготовки.
50. Сотрудники, убывшие в служебную командировку:
50.1. Своевременно прибывают к месту служебной командировки, представляются руководителю комиссии (старшему группы), с учетом полученных указаний обеспечивают выполнение служебного задания. При одиночном выезде представляются руководителю органа, организации, подразделения.
50.2. Ежедневно докладывают руководителю комиссии (старшему группы) о проделанной работе с одновременным уточнением своих действий на очередные сутки. Систематически информируют своих непосредственных руководителей о ходе выполнения задач в период служебной командировки.
50.3. При выявлении фактов нарушений личным составом проверяемого органа, организации, подразделения служебной дисциплины и законности докладывают о них руководителю комиссии (старшему группы) и вносят ему, а при его отсутствии – руководителю органа, организации, подразделения предложения о проведении служебной проверки по выявленным фактам.
50.4. Запрашивают в установленном порядке необходимую информацию о деятельности проверяемого органа, организации, подразделения.
50.5. Изучают в пределах своей компетенции результаты выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и иных руководящих документов МВД России, законов субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
50.6. Участвуют в проведении учений, практических занятий, учебных тренировок с личным составом органа, организации, подразделения.
50.7. Подводят итоги работы в служебной командировке с личным составом органов, организаций, подразделений, в ходе которых указывают на выявленные нарушения и недостатки в работе, отмечают положительные результаты в оперативно-служебной деятельности, вносят предложения, рекомендации, касающиеся улучшения оперативно-служебной деятельности, определяют меры по их реализации.
50.8. Оказывают практическую помощь личному составу проверяемого органа, организации, подразделения в организации оперативно-служебной деятельности.
50.9. Представляют в установленные сроки руководителю комиссии (старшему группы) итоговые материалы.
50.10. Информируют руководителя органа, организации, подразделения о результатах служебной командировки по своему направлению деятельности, принимают участие в разработке плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
50.11. Согласуют с руководителем комиссии (старшим группы) время убытия к месту постоянной службы.
51. Сотрудникам, выезжающим в служебную командировку, предоставляется перед убытием не менее пяти часов для сборов.
Срок для сборов перед убытием в служебную командировку может быть сокращен руководителем, направившим сотрудника в служебную командировку, при необходимости экстренного командирования для решения внезапно возникших проблем, связанных с осложнением оперативной обстановки, пресечения готовящихся преступлений, организации раскрытия и расследования преступлений по «горячим следам», а также в иных случаях, не терпящих отлагательств.
Приказ мвд 2020 должностных оклад
от 20 февраля 2012 г. N 106 (1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст.
162. РОО
«Профсоюз сотрудников органов внутренних дел города Москвы»
РОО «Профсоюз сотрудников органов внутренних дел города Москвы» РОО «Профсоюз сотрудников органов внутренних дел города Москвы» Отделения ультразвуковой диагностики, эндоскопические: РОО «Профсоюз сотрудников органов внутренних дел города Москвы» Приказ МВД России от N 522 — Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям — (Зарегистрировано в Минюсте России N 47776) О повышении окладов (должностных окладов) работников системы ФМС России (не применяется с на основании приказа МВД России от N 232) О повышении окладов (должностных окладов) работников системы ФМС России (не применяется с 09.06.2020 на основании приказа МВД России от 27.04.2020 N 232) Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда. Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.
Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда. Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.
Утвердить Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям (приложение N 1). Но в начале марта на расширенной коллегии МВД президент России заявил: возможности ведомства должны возрастать за счет углубления координации с Росгвардией, а не путем увеличения собственного силового компонента. Вознаграждается и шифровальная работа — размер поощрения составит 30%.
Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (с изменениями на 9 января 2020 года)
5.1. Сотруднику, убывающему в отпуск, — не позднее трех дней до убытия, без учета выходных и нерабочих праздничных дней. (Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 февраля 2020 года приказом МВД России от 28 декабря 2020 года N 1237.
5.2. Сотруднику, убывающему к новому месту службы. 5.3. Сотруднику, направленному в служебную командировку, — за текущий месяц, если в период выплаты денежного довольствия за текущий месяц он не может прибыть к постоянному месту службы.
5.4. Увольняемому сотруднику — в последний день службы.
(Подпункт дополнительно включен с 4 октябряя 2020 года приказом МВД России от 29 августа 2020 года N 500) 6.
Краткая предыстория закона
Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.
Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.
В Госдуме поддержали законопроект о расширении полномочий полицейских
«Сама жизнь подсказывает»
В Госдуме знакомятся с подготовленным правительством законопроектом, который наделяет полицейских полномочиями вскрывать автомобили, оцеплять жилые дома и ограждать места проведения массовых мероприятий. Об этом «Газете.Ru» сообщил член комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Текст документа оказался в распоряжении «Интерфакса» — его агентству передал аппарат Госдумы. Так, один из пунктов наделяет полицейских правом «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными» места проведения массовых мероприятий, а также «осуществлять их временное ограждение».
Кроме того, оцеплять и блокировать силовики смогут жилые дома, строения и другие объекты — в зоне оцепления они вправе проводить «личный осмотр граждан, находящихся при них вещей, предметов, механизмов, веществ», а также осматривать автомобили.
Если человек окажет сопротивление, не дав осмотреть себя или, например, автомобиль, полицейский сможет не пропускать его через оцепление как внутрь, так и наружу.
«Я знаю этот законопроект, пока мы его текст тщательно не изучали. Сама жизнь подсказывает, что функции полицейских необходимо расширить. Они должны быть наделены правами, целью которых является защита прав каждого из нас.
Например, сейчас в период распространения коронавирусной инфекции, возможно, надо будет принять оперативные меры в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Органы правопорядка в состоянии эту функцию выполнить в целях нашей защиты. Например, оцепить пораженные вирусом участки — не допустить его распространение»,
— заявил Выборный в разговоре с «Газетой.Ru».
Между тем юристы утверждают, что нововведение, касающееся оцепления территории, не нарушает права граждан, так как согласно ФЗ «О полиции» человеку и так необходимо предоставить полицейскому документы, а также вещи для осмотра, если его подозревают в совершении преступления или проверяют по базе розыска.
«Это нормальная практика, права гражданина таким образом не нарушаются. Мы и так обязаны предъявлять документы по требованию. Неизвестно, в чем смысл этих правок, если такие меры уже приняты в соответствии с действующим законодательством», — сообщил «Газете.Ru» адвокат Максим Калинов.
«Полицейскому надо в ту же минуту спасти ребенка»
Если поправки в закон «О полиции» вступят в силу, то правоохранители также смогут вскрывать автомобили для спасения жизни граждан, предотвращения преступлений и обеспечения безопасности в случае массовых беспорядков и ЧС. Если владельца машины в момент вскрытия не будет на месте, то правоохранители обязаны проинформировать его в течение 24 часов после проведения операции. Но при этом они не несут ответственность за вред, причиненный гражданам или организациям при вскрытии транспортного средства, если все было сделано по закону.
«Например, полицейский видит, что в машине заперт маленький ребенок, его забыли родители. А на улице жара — +45°С, машина закрыта. Сейчас в этом случае он должен будет позвонить в ГИБДД, узнать, за кем закреплена машина, подождать пять-десять минут.
Что произойдет с ребенком за это время, мы не знаем. Полицейскому надо в ту же минуту проникнуть в транспортное средство и спасти ребенка», — пояснил депутат Выборный.
Кроме того, в законопроекте указано, что полицейский имеет право применить при задержании огнестрельное оружие, если предполагаемый злоумышленник «совершит действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».
Сейчас правоохранителю разрешено использовать оружие лишь для защиты гражданина, на которого совершается нападение с причинением увечий или гибели, либо для того, чтобы дать отпор предполагаемому злоумышленнику, который пытается отнять у силовика табельное оружие.
«У этого предложения могут быть негативные последствия — пойдут злоупотребления. Сейчас перечень применения оружия полицейскими нормальный: они имеют полномочия применять оружие при угрозе своей жизни и жизни граждан. Все эти основные моменты в законе полиции уже годами проработаны. Но новые правки могут привести к тому, что применение оружия будет не соответствовать силе угрозы», — подчеркнул адвокат Калинов.
Между тем депутат, напротив, считает, что полицейские сейчас скованы законодательством в применении оружия — по его словам, полномочия необходимо расширить, чтобы правоохранители не «осторожничали».
«Полицейский иногда ведет себя чрезмерно осторожно, боясь нести ответственность. У него есть определенные полномочия, но это все равно очень оценочное понятие — часто происходит недопонимание касательно того, как толковать его действия.
Поскольку правоохранитель не защищен четко и ясно законом, он все время находится в сдерживающей позиции: как бы перестраховаться, чтобы хуже не сделать»,
— сообщил Выборный.
Полиция получит иммунитет
В завершении документом предлагается дополнить статью 30 ФЗ «О полиции» под названием «Гарантии правовой защиты сотрудника полиции» таким положением: «Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции».
Чиновник заявил, что Госдума готова к тому, что на данную поправку обрушится много критики, однако, предупреждая ее, он подчеркнул, что никто не намерен снимать с полицейских ответственность в случае допущения какого-либо правонарушения.
«Здесь не идет речь о том, чтобы наделить их правами, при которых они могут совершить любое правонарушение и не нести за это ответственности.
Здесь нельзя даже думать о том, что они могут с этого получить возможность подтасовки фактов, обстоятельств, доказательств виновности невиновного человека и так далее. У полицейских должны быть полномочия, а главное, внутренняя убежденность, что законом четко и ясно все предусмотрено. Правоохранители должны быть защищены законом — в первую очередь те, кто честно и добросовестно выполняет свои обязанности», — заключил депутат.
В то же время адвоката смутила расплывчатая формулировка положения об иммунитете полицейских.
«Если составляете закон, то необходимо четко и понятно для гражданских лиц его формулировать, иначе это приведет к череде судебных процессов, в которых полицейские будут снимать с себя ответственность и объяснять это тем, что они действовали по закону. Тем не менее все перечисленные правки никаких существенных изменений не принесут — в законе «О полиции» все это учитывается», — заключил юрист.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О полиции
Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
(В редакции федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 01.07.2011 № 170-ФЗ, от 19.07.2011 № 247-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 30.11.2011 № 340-ФЗ, от 30.11.2011 № 342-ФЗ, от 03.12.2011 № 389-ФЗ, от 06.12.2011 № 410-ФЗ, от 25.06.2012 № 88-ФЗ, от 03.12.2012 № 244-ФЗ, от 05.04.2013 № 37-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 388-ФЗ, от 03.02.2014 № 7-ФЗ, от 03.02.2014 № 8-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 21.07.2014 № 258-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 12.02.2015 № 15-ФЗ, от 12.02.2015 № 16-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 13.07.2015 № 248-ФЗ, от 23.06.2016 № 201-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 28.05.2017 № 102-ФЗ, от 18.06.2017 № 122-ФЗ, от 29.07.2017 № 272-ФЗ, от 05.12.2017 № 391-ФЗ, от 29.12.2017 № 442-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 29.07.2018 № 268-ФЗ, от 03.08.2018 № 283-ФЗ, от 03.08.2018 № 332-ФЗ, от 01.04.2019 № 48-ФЗ, от 18.07.2019 № 182-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 16.10.2019 № 337-ФЗ, от 02.12.2019 № 404-ФЗ, от 27.12.2019 № 487-ФЗ, от 06.02.2020 № 12-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
(Пункт утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
9) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 05.12.2017 № 391-ФЗ)
10) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Статья 4. Организация полиции
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Глава 2. Принципы деятельности полиции
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 6. Законность
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
Статья 7. Беспристрастность
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Статья 8. Открытость и публичность
1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.
5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.
8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.
5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.
3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.
Глава 3. Обязанности и права полиции
Статья 12. Обязанности полиции
1. На полицию возлагаются следующие обязанности:
1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного р
Шпаргалка по статьям
Ст. 18
В этой статье идет разъяснение о правильном применении физической силы, пользовании спецсредствами и огнестрельным оружием полицейскими.
Об этом трактуется так:
- полицейскому разрешается применить физическую силу, спецсредство или огнестрельное оружие только в том случае, если он числится в составе полиции в порядке, указанном Федеральным законом России либо ФЗ Конституции страны;
- огнестрельное оружие, спецсредства и боеприпасы назначаются для вооружения полиции только самим Правительством РФ;
- если ситуация заставляет полицейского принять необходимую оборону, а у него не оказалось спецсредства или огнестрельного оружия, то ему разрешается воспользоваться любым подручным предметом либо оружием, даже если оно не состоит на вооружении в полиции;
- каждый полицейский должен проходить спецподготовку для работы в органах. Затем периодически проходить проверку на профессиональную готовность в различных опасных ситуациях с использованием огнестрельного оружия;
- программу подготовки работников полиции составляет и утверждает Федеральный орган власти по внутренним делам;
- право на пользование световыми и акустическими средствами для снесения различных преград получает только тот полицейский, который имеет на это разрешение;
- если полицейский не прошел профпроверку на способность действовать в тяжелых условиях, он будет проходить аттестацию на другую должность. Пока будет готовиться это решение полицейский, будет отстранен от выполнения всех обычных обязанностей в органах;
- за нарушение либо превышение полицейским своих полномочий он будет нести ответственность перед ФЗ России,
- работник полиции не будет нести ответственности за причиненный вред гражданину или же организации, если все его действия были осуществляемы на основании федерального закона РФ.
Статья 19
Каждый полицейский должен знать о порядке применения боевых средств и оружия при исполнении своих обязанностей:
- перед применением физической силы либо оружия полицейский должен дать предупреждение преступникам о намерении и возможность им выполнить законные требования полицейского. Если же ситуация вынуждает применять меры, то выполняет их один полицейский;
- другие случаи предоставляют право полицейскому применять физическую силу и оружие, если ситуация экстренная и создается угроза для жизни и здоровья гражданина или полицейского;
- какая бы ни существовала опасность ситуации, полицейский должен стремиться к сведению к минимуму ущерба;
- полицейский обязан оказать медицинскую помощь прострадавшему, получившему повреждение при применении спецсредств и огнестрельного оружия;
- во всех случаях полицейский обязан в течение 24 часов информировать родственников пострадавшего;
- в случае смерти пострадавшего после применения физической силы, спецсредств или оружия необходимо уведомить об этом прокурора в кратчайшие сроки;
- полицейский обязан обеспечить сохранение места, где было совершено преступление, без изменений (в случаях нанесения ранения либо смерти гражданина);
- во всех ситуациях полицейский обязан предоставлять рапорт начальнику на продолжении 24 ч.
О применении физ. силы (ст.20)
Полицейскому предоставляется право на применение физической силы, боевых приемов в тех ситуациях, когда другими методами не удается выполнить задачу, возложенную на полицию, а именно:
- для приостановления преступных действий либо административных нарушений;
- для доставки в полицейский участок граждан, совершивших преступление либо нарушивших административное право;
- для удаления препятствий при законных требованиях полицейского;
- полицейский разрешено применять физическую силу только в ситуациях, прописанных в Федеральном законе в пятой главе закона о полиции.
Особенности применения спец. средств (ст.21-22)
Полицейскому разрешено применять спецсредства только в таких ситуациях:
- когда совершается нападение на граждан или полицию;
- в приостановлениях преступлений либо нарушений административного права;
- в приостановлении оказываемого сопротивления работнику полиции;
- в задержании преступника на месте совершенного им преступления;
- в задержании лиц, которые оказывают вооруженное сопротивление.
При выполнении боевых заданий полицейскому разрешено применить такие спецсредства:
- полицейские дубинки;
- газовые распылители;
- красители либо вещества для маркировки;
- электрошоковые и светошоковые предметы;
- служебных животных;
- световые средства и акустики;
- предметы, ограничивающие движение;
- устройства для принудительной остановки транспорта;
- специальные водометы;
- бронированную технику;
- средство для удаления препятствий.
Запреты и ограничения для применения спец. средств
Полицейскому запрещено применять спецсредства по отношению к:
- беременным женщинам;
- к инвалидам и малолетним детям, если они не проявляют вооруженного действия, угрожающего жизни граждан и полиции;
- к незаконным народным собраниям, митингам, другим мероприятиям, не нарушающих общественного порядка.
Разрешается применять спецсредства с такими ограничениями:
- не бить человека полицейской дубинкой по голове, по шее;
- запрещено бить в области ключицы, по животу, по половым органам и в области сердца;
- запрещено применение водометных машин при низкой температуре воздуха;
- запрещено применение спецсредств для принудительного останавливания дипломатического транспорта;
- останавливать мотоциклы на опасных участках дорог, переездах, туннелях, мостах;
- применять спецсредства для окрашивания объектов без согласия владельцев;
- Водометы и бронемашины применять только после разрешения руководство местного органа, уведомив при этом прокурора на продолжении 24 ч.
Огнестрельное оружие (статья 23)
Разрешается применять только в таких ситуациях:
- при собственной защиты или других граждан;
- при отражении нападения с попыткой похищения оружия у полицейского;
- при высвобождении заложников;
- при задержании преступников, оказывающих вооруженное сопротивление;
- при предотвращениях побега из тюрем;
- полицейскому запрещено применять оружие в местах массового собрания граждан.
Вопрос безопасности (ст.24)
- Полицейский наделяется правом пользования огнестрельным оружием только в случаях предусмотренных в ст.23 ФЗ.
- В случаях задержания преступника и его попытках приблизится к полицейскому на запрещенное расстояние, полицейскому разрешается открывать огонь (указано в ст.23, п.1, 2 в части 1. ФЗ).
Новый закон «О полиции»: приказ – всем бояться!
На днях в Госдуму внесён законопроект об очередных изменениях в Федеральный закон «О полиции». Изменения вносятся чуть ли не в каждую вторую статью, появляются две новые. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что разработан он в целях уточнения полномочий полиции, а также усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан.
По сути, полиция наделяется рядом новых, откровенно устрашающих полномочий, если смотреть на это глазами обычного человека. В частности, полицейским будет разрешено проникать в жилые помещения, при блокировании территорий проводить личный досмотр граждан, проходящих в эти зоны; вскрывать автомобили как в присутствии, так и в отсутствие их владельцев. Одновременно в законе появится просто шокирующий пункт о том, что полицейский не подлежит преследованию за действия, совершённые при выполнении обязанностей, возложенных на полицию.
Члены общественного совета при МВД РФ, московская юридическая профессура дружно, как по команде, заявили о своевременности и целесообразности изменений и отсутствии каких-либо негативных последствий для законопослушных граждан. Меня такое единодушие бывших и нынешних генералов насторожило. Про всеобщий «одобрям-с» мне известно ещё с начала 80-х годов: великая страна под него и развалилась!
Почему-то сразу возникли подозрения, что эти поправки в той же мере направлены на усиление защиты прав граждан, как и платные парковки на повышение безопасности движения. В общем, почитал законопроект внимательно и укрепился в своих сомнениях.
На первый взгляд львиная доля изменений интересна лишь профессиональным лингвистам. Вместо «разъяснить» теперь будет «разъясняет», вместо «обязан пресекать» — «пресекает». Раньше полицейский был «связан решениями», теперь будет «зависим от решений», ну и так далее.
В нынешней редакции закона полиция без каких-либо оговорок обязана «оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии», в предлагаемой — лишь «в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». А исключений таких теперь много. Очевидно, что права автомобилистов урезаны. Теперь, как говорится в классике советского кино, — «сама, сама»: европротокол, аваркомы и прочее. Но понимаете ведь, не ради таких мелочей рождаются серьёзные законопроекты.
Если читать его внимательно и целиком, то стилистические правки, не говоря уж о новых статьях закона, оказываются не такими уж и безобидными. Чувствуется желание как бы невзначай, по-тихому, развязать руки полиции и затруднить в случае чего процесс доказательства незаконности её действий.
Например, сейчас личный досмотр проводится «при наличии данных» о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, наркотики и т. д. (п.16 ст.13 Закона). В скором времени вас могут раздеть, если у полиции возникнут лишь «основания полагать» что-то нехорошее. Кстати, именно такое основание прописано сейчас в статье 27.12 КоАП РФ, что по факту позволяет отстранять от управления и проводить освидетельствование на состояние опьянения любого (!) водителя на усмотрение инспектора.
Теперь и для проведения досмотра наличие объективных данных становится излишним. Достаточно будет домыслов и предположений полицейского. А ведь с досмотром и сейчас много проблем: вспомните многолетний беспредел на Кущёвском посту ДПС на трассе М4 «Дон». Какие «перспективы» открываются для законопослушных граждан с принятием этой поправки – страшно представить.
Глубоко сомнительно, что изменения ч. 2 ст. 24 обсуждаемого закона именно «конкретизируют» порядок применения огнестрельного оружия. Сейчас, если нарушитель игнорирует требования полицейского с обнажённым огнестрельным оружием и стремится сократить расстояние до него либо прикоснуться к оружию, сотрудник полиции имеет право открывать стрельбу на поражение. Вроде всё очевидно и логично. Тем не менее пункт дополнили словами, разрешающими применять оружие и в случаях, если задерживаемое лицо пытается совершить «иные действия», дающие основание расценить их как угрозу нападения. И это называется конкретикой? Скорее полная вольница для воображения полицейского.
А ведь уж как конкретно всё было изложено в законе «О милиции» от 1991 года! Сотрудники тогда перед тем, как заступить в наряд, наизусть зачитывали перед строем основания для применения оружия. И вот с тех пор слов в законе всё больше, а конкретики — всё меньше. Порядок применения огнестрельного оружия уже не умещается на одной странице. Тому, кто будет способен прочитать её наизусть, можно смело уходить из полиции и поступать в театральный!
Теперь о разрешении влезать в наши автомобили. Цели вроде бы здравые: для предотвращения преступлений, проверки сообщения об угрозе террористического акта, спасения жизни граждан. Приводят примеры, как угонщики или пьяные за рулём пытаются скрыться, а потом просто блокируют двери транспортного средства и… полиция вынуждена ретироваться. Якобы без новой статьи закона в светлое будущее нам никак!
Ощущаю на себе тысячи недоуменных взглядов попавшихся на пьянке водителей: а разве так можно было? Не советую пробовать! Я не знаю случая, когда закрытые угонщиком изнутри двери машины остановили бы полицейских от задержания подозреваемого! И никто полицейских за это в тюрьму не сажает: право такое имелось и раньше. Боюсь, новая статья лишь разовьёт у полиции нездоровый аппетит.
Кстати, большинство новых для полиции полномочий уже давно имеются у военнослужащих войск национальной гвардии (Федеральный закон от 3.07.2016 г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»). Вот только непонятно мне: зачем одинокому сельскому участковому или городскому инспектору ДПС те же права, что и войсковым подразделениям?
Ну, и зарисовка с натуры накануне неизбежных поправок в закон. 15 мая после обеда еду на велосипеде на «Олимпик». За 100 метров до спортивной базы на трассе обустроены развороты в обоих направлениях. Знаки, разметка: всё, как положено. Вот только поперёк этих разворотных полос, наплевав на все правила, стоит «на аварийке» крутая иномарка, а рядом мужик по телефону беззаботно разговаривает.
Вижу неподалёку скучающий экипаж ДПС и двух ОМОНовцев с автоматами: подпирают турникеты, запрещающие въезд автомобилей на парковку «Олимпика». В общем, решил я проверить, готовы ли наши местные копы усилить и без того крепкие гарантии защиты прав и законных интересов граждан. Так, мол, и так, говорю, частично перегорожены две разворотные полосы, беда может случиться: посодействуйте прекращению грубого нарушения ПДД, примите меры!
Молодой лейтенант, нехотя пряча сигарету, без тени сомнения говорит: «Это мы разрешили там стоять. У него на руках решение суда о встрече с детьми. Он же на аварийке и ничего не нарушает!» Я округляю глаза: какие встречи с детьми на проезжей части?!
Вместо ответа слышу нелепый вопрос: «А почему без шлема на дороге?» Парирую ссылкой на ПДД РФ. «Наезд» не прокатил. Продолжаю настаивать на своём и прошу инспектора назвать свою фамилию (согласно п. 5 ст.5 Закона сотрудник полиции обязан это делать и без напоминаний, а ещё — внимательно выслушивать и принимать меры в пределах своих полномочий).
На этот раз очередное, набившее оскомину, безапелляционное заявление обленившегося стража порядка: «Мы здесь на спецзадании и не можем покинуть пост!» (нарушение п. 4 ст. 6 Закона). Фамилию, кстати, он так и не назвал (нагрудный знак 36-0692).
Подключаю «тяжёлую артиллерию»: мол, я сам ветеран ГАИ, начальником штаба УГИБДД работал и потому знаю, что вам можно, а чего нельзя. Взгляд лейтенанта налился брезгливостью: «Да знаю я Вас, читаю. Ветераны так не поступают. Столько грязи написали про Качкина»… https://moe-online.ru/opinion/14926
Оба-на! И что не так, спрашиваю? А в ответ опять молчаливое презрение. На том и разошлись. Через полчаса бравых бойцов на месте уже не было: видно, секретное спецзадание выполнено.
К чему я это всё? Да к тому, господа-чиновники и депутаты: неужели вы не понимаете, что никакие правки закона не заставят таких полицейских защищать наши права! На официальное обращение гражданина плюют. Так, может, жёстче требовать честного исполнения действующих норм закона, а не стремиться их бесконечно переписывать, имитируя бурную деятельность по борьбе за права граждан? Хватит уже стращать нас штрафами, санкциями и запретами. Командиру батальона ДПС за систематические взятки – условный срок и чуть ли не почётные проводы, простого водителя за попытку откупиться от лишения прав – в тюрьму. Аналогичных примеров – сотни. И где тут справедливость, адекватность и соразмерность?
Неужели кто-то верит, что для того, чтобы эти носители погон стали честно и профессионально защищать права граждан, не хватает очередных изменений в закон? Лично я уверен в другом: скоро они такому настырному заявителю, как я, с удовольствием «завернут ласты» и, с лёгкостью бросив свой пост, отвезут его в каталажку. Ведь скоро у полиции появится право «требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы…» А ведь давно известно, что «без бумажки ты букашка».
Новые серьёзные полномочия нужно давать людям «с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками». Как Феликс Дзержинский завещал. Однако все эти качества у полицейских сейчас в огромном дефиците. Погрязли в коррупции, реформа провалена: сами же это признают. Тем не менее их в дикой спешке наделяют дополнительными карательными полномочиями по отношению к гражданам. Зачем? Чего боимся?
МВД, своим приказом, упростило порядок регистрации автомобилей
10 июля 2020г. вступил в силу приказ МВД № 139 от 20 марта 2017 года «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрации транспортных средств». Данный приказ частично облегчил порядок регистрации транспортных средств. В настоящей статье попробуем дать краткий обзор вышеуказанного документа и изложим основные изменения, с которыми предстоит столкнуться автолюбителям в ближайшее время.
Приказ МВД № 139 частично поменял правила регистрации автомобилей, сейчас регистрировать транспортные средства стало несколько проще.
— Какие изменения предстоят, в случае подачи заявления о регистрации транспортных средств через портал госуслуг?
Владельцам автотранспорта, в таком случае не придется, как раньше, стоять в очереди, для получения распечатанного заявления и проверки комплекта документов. Сейчас, автовладельцы, которые подали заявление в электронном виде, смогут сразу отправляться на осмотр автомобилей.
— При переезде в другой город или регион есть ли необходимость перерегистрировать автомобиль?
Данная процедура теперь не потребуется, сейчас регистрация автотранспорта стала общероссийской. В случае, если регистрацию аннулировали или она была по каким-либо причинам прекращена, то для ее восстановления ехать в другой регион или город теперь не нужно, регистрацию можно восстановить в любом подразделении ГИБДД.
— Нужен ли полис ОСАГО для регистрации автомобиля?
Ответ неоднозначен, можно сказать – и да, и нет. На сегодняшний день полис ОСАГО исключили из перечня документов, необходимых для регистрации. Но это не означает, что полис не требуется. Сейчас информацию о страховке сотрудники ГИБДД имеют возможность получить из электронной базы, поэтому брать полис с собой необязательно.
Правда ли, что полис ОСАГО больше не нужен для регистрации машины?
— Что изменится в процедуре перерегистрации автомобиля после угона или ремонта?
Да, теперь, в случае изменения маркировки или номеров (коррозия, ремонт, «перебитые» номера в случае угона) стало проще вносить информацию в регистрационные данные. В этой ситуации собственнику понадобится следующий пакет документов: заявление и копия постановления органов предварительного расследования, с представлением заверенной копии заключения эксперта (он должен подтвердить, что автомобиль один и тот же).
— В продолжении предыдущего вопроса – зарегистрировать машину с заржавевшими номерами очень сложно. Что изменится в этой ситуации?
В соответствии с новым приказом, регистрация автотранспорта с номерами, которые пострадали из-за коррозии, ремонта или другого износа возможно, в случае если есть возможность распознать номера.
— Существуют ли изменения, связанные с комфортом автовладельцев при регистрации транспорта?
МВД обещает автолюбителям больший комфорт. В приказе говорится о том, что подразделения, где происходит регистрация автотранспорта, должны быть расположены по возможности на первом этаже, в них должен быть отдельный вход, туалеты, кондиционеры и прочие удобства, которые должны обеспечить безопасность и комфортное пребывание заявителей и должностных лиц.
— Что относительно парковки автомобилей заявителей?
В приказе прямо говорится, что парковка для машин заявителей должна располагаться «в шаговой доступности».
— Что меняется в предоставлении информации о должностных лицах, которые производят регистрационные действия?
Заявителям должна быть предоставлена информация о должностных лицах, которые их обслуживают (информация должна быть размещена на бейдже).
— Что в процедуре регистрации транспортных средств меняется для лиц с ограниченными физическими возможностями?
— Да, такие изменения приказом установлены. Специальное транспортное средство теперь можно будет припарковать неподалеку. В помещение подразделения, производящего регистрационные действия, теперь можно попасть на коляске, а также передвигаться по нему. В случае необходимости, в подразделения должен быть обеспечен допуск сурдопереводчиков и собак-проводников. Также для лиц с ограниченными физическими возможностями выделяется не менее 10% мест (но не менее 1 места).
Наталья КАЗАРИНА
0
Правовая суть закона
Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.