Начисление транспортного налога на авто старше 10 лет
Содержание:
- 1 Что собой представляет налог на транспорт
- 2 Правила начисления налога
- 3 Новая госпошлина на автомобили в 2022 году
- 4 Особенности «возрастных надбавок»
- 5 Что регулирует новый ГОСТ
- 6 Размеры коэффициентов
- 7 Как рассчитывается транспортный налог на автомобиль старше 10 лет
- 8 Обязательный сбор в отношении авто старше 25 лет
- 9 Налог с продажи старых машин
- 10 Налоговые льготы
- 11 Какие машины не облагаются транспортным налогом на региональных уровнях
По закону, все средства передвижения облагаются налогом – обязательным платежом в государственный бюджет. Уплата предполагается физическими и юридическими лицами. Предусмотрен увеличенный транспортный налог на авто старше 25 лет, так как они несут повышенную угрозу для окружающей среды. Количество выхлопных газов от них существенно превышает нормы, что нарушает нормальную экологическую обстановку. Способ начисления проводится в строго установленном порядке, а величина зависит от ряда факторов, в том числе и региона, где поставлено на учет транспортное средство.
Что собой представляет налог на транспорт
Транспортный налог является строго установленным федеральными законами обязательством, который должны погашать все граждане Российской Федерации, имеющие в собственности самоходную технику и авто. Платить налоги должны не только обычные люди, но также коммерческие предприятия и государственные учреждения, не освобожденные от этого федеральным законом. Сумма определяется налоговым органом на основании предоставленных документов.
Объекты, облагаемые налогом – это легковые авто, мотоциклы, автобусы, грузовой транспорт, яхты, моторные лодки, снегоходы, катера, мотосани и другая техника, прошедшая регистрацию. Не обязаны платить сбор собственники следующих приспособлений:
- Суда, ходящие по рекам или морям.
- Весельные лодки или оборудованные мотором до 5 л.с.
- Тракторы и комбайны, задействованные в с/х целях.
- Воздушный транспорт, принадлежащий медицинским учреждениям и службам.
- Установки на плаву, используемые для бурения шельфа.
Нет необходимости платить транспортный налог государственным органам исполнительной власти, у которых на балансе есть автомобили. Освобождаются от регулярного внесения средств физические лица и организации, обладающие машинами, числящимися в розыске, при условии предоставления документов, подтверждающих факт угона.
Правила начисления налога
Регулирует размер, временной промежуток для внесения средств, порядок и льготную категорию граждан законодательство, а именно Налоговый кодекс РФ. Вносятся деньги плательщиком по месту нахождения транспорта в сроки, установленные нормативными актами субъекта России. В процессе подсчета используется специальная формула, которая выглядит следующим образом:
- Для обычных граждан (физлица). Ставка налога х Налоговая база х (Количество месяцев владения/12) х Повышающий коэффициент = Размер налога
- Для юридических лиц. ¼ Налоговой базы х Налоговая ставка = Транспортный налог
У юрлиц способ расчета немного другой,
так как они регулярно на протяжении всего года вносят авансовые платежи, которые в итоге вычитаются из полученной суммы. Подсчеты проводятся каждый налоговый период.
Влияют на тарифную ставку такие показатели, как мощность мотора, данные техосмотра, регион и длительность эксплуатации транспортного средства. Нормы экологического права предусматривают повышение обязательного сбора с владельцев личных авто, если возраст их «железного коня» больше 10 лет.
Если транспорт был модернизирован, переоборудован и урон окружающей среды от этого снизился, то об этом, для снижения налога, необходимо сообщить в Госавтоинспекцию.
Важно знать! Следует помнить, что неполучение квитанции не является основанием для неоплаты обязательного сбора. Поэтому если документ потерялся на почте, надо обратиться в уполномоченный орган для уточнения суммы. В противном случае будет начисляться пеня.
Интересная информация! Транспортный налог существовал не всегда, его ввели только в 2013 году. Расходуется он преимущественно на защиту экологии от вредных выбросов в атмосферу и ремонт дорог. Возмещение вреда окружающей среде также компенсируется через дорожные сборы, акциз на производство авто и бензин.
Новая госпошлина на автомобили в 2022 году
Почти половина всех зарегистрированных в стране легковушек – это автомобили старше 10 лет. И эта ситуация не меняется уже почти двадцать лет (https://www.kommersant.ru/doc/3752955). Если машина ещё и дорогостоящая – автовладелец платит повышенный транспортный сбор.
Транспортное средство считается роскошным, если его цена более 3 млн руб.
Простым языком о налоге на роскошь на автомобили читайте здесь.
Перечень таких машин каждый год утверждает Минпромторг. В 2022 г. в этом списке (https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_rubley_podlezhashhiy_primeneniyu_v_ocherednom_nalogovom_periode_2022_god) 578 автомобилей.
- Для физических лиц повышающие коэффициенты разные и зависят от возраста и стоимости машины.
- Для юридических лиц, согласно статье №362 Налогового кодекса РФ на автомобили старше 10 лет стоимостью от 10 млн руб. коэффициент одинаковый – 3.
Оплату хотят понизить
В декабре 2020 г. депутат Госдумы от фракции ЛДПР Василий Власов предложил отменить транспортный сбор на легковушки старше 10 лет, если их стоимость ниже 1 млн руб.
Как сообщили РИА Новости (https://ria.ru/20181205/1543479059.html), инициативное письмо направили в Министерство промышленной торговли. По мнению депутата, расчет транспортного налога по мощности двигателя «не вполне справедливый», так как стоимость двух автомобилей с одинаковой мощностью, но разных годов выпуска сильно различается. Порядок расчета транспортного налога, формулы и примеры приведены здесь.
«В силу невысокого уровня благосостояния большинству гражданам приходится приобретать автомобили с пробегом, при этом средний возраст проданного подержанного авто превышает десять лет. В данном случае авто ему нужно, чтобы изредка им пользоваться в исключительных случаях. Облагая таким налогом авто, государство ухудшает положение категории населения с невысоким уровнем жизни» – объяснил Власов.
От Минпромторга по этому вопросу пока нет официальных подтвержденных решений.
Могут повысить
Пошлину за подержанные автомобили с двигателем класса ниже Евро-4 хотели повысить в 2014 г., объясняя инициативу неэкологичностью такого транспорта. Тогда идею так и не оформили законодательно.
1 апреля 2020 г. в Министерстве финансов РФ разработали законопроект о включении в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей. Два из них – экологический и утилизационный – касаются автомобилистов:
- Экологический сбор – за вред окружающей среде от старых автомобилей (https://regulation.gov.ru/projects#npa=84496).
- Утилизационный сбор сегодня необязателен – если владелец автомобиля его не платит, он вправе сам утилизировать старую машину и сэкономить. По новому законопроекту предполагается, что налог на утилизацию будут платить бизнесмены, которые ввозят иномарки в страну. Но как это будет по факту, неизвестно. Правила расчета и ставки налога на ввоз автомобилей в Россию можно найти тут.
Планируется, что закон начнёт работать с 2021 года (https://www.interfax.ru/business/656940).
Особенности «возрастных надбавок»
Транспортный налог на авто старше 20 лет обычно на порядок выше, чем на аналогичные, но более «молодые» машины. Это объясняется наличием «возрастного коэффициента», который учитывается при подсчете. Начинают они действовать в следующих случаях:
Возраст авто (лет) | Доп. ставка |
1-3 | в 0,5 раза |
5-10 | в 1,75 раза |
10-15 | в 2 раза |
Больше 15 | в 3 раза |
Транспортный налог на старые автомобили 2020 году, если их возраст составляет больше 15 лет, увеличивается троекратно из-за того, что они абсолютно не соответствуют экологическим нормам. В то время как машины 10-15 лет лишь частично удовлетворяют установленным положениям. Во внимание также принимается мощность мотора, так как ставки для 230 л.с и для 255 л.с будут отличаться.
Важно знать! Юридическое лицо самостоятельно рассчитывает обязательный платеж (используя специальный калькулятор-онлайн), в то время как для физических лиц налоговая организация сама определяет, сколько платить налог, если машине больше 10 лет. Поэтому они вносят оплату по квитанции, сформированной фискальным органом и направленной по месту регистрации. В ней указаны личные данные и реквизиты получателя.
Оплата официальных взносов в казну осуществляется в национальной валюте страны, то есть рублях. Это обязательное требование закона и положений Налогового кодекса. Это касается не только «дорожного» сбора, но и всех других аналогичных платежей.
Что регулирует новый ГОСТ
Новый ГОСТ на раритетные и классические автомобили вступил в силу с 1 марта 2020 года. Он призван:
- дать определение перечисленным типам автомобилей;
- указать параметры получения паспортов на авто;
- регламентировать прохождение техосмотра.
Под действие документа попадают:
- легковые автомобили отечественного и иностранного производства старше 30 лет;
- грузовики и автобусы старше полувека.
Но при этом из перечня исключена списанная военная техника. Она не может считаться раритетным автомобилем. Установлены ограничения и на использование классических авто.
Свой статус они получат, если владелец:
- не использует авто в коммерческих целях;
- не организовывает на нем перевозку пассажиров.
Важно! Документ носит рекомендательный характер и не обязывает владельцев старых машин проходить сертификацию и получать паспорта. Тем более что процедура является платной.
Новый ГОСТ относится к одному из начальных этапов масштабных преобразований, необходимых для выделения раритетных ТС в отдельную группу. Сегодня владельцы таких средств передвижения уже могут получить специальные номера, начинающиеся на букву «К». Но их выдачу тормозило отсутствие единых стандартов и требований.
Следом за ГОСТом правительство РФ планирует ввести ряд льгот для автомобилей, признанных классическими или раритетными:
- особые правила прохождения техосмотра;
- льготы;
- отмена дорожного сбора.
Также ГОСТ является базой для разработки ограничений в использовании и официальной классификации старинных автомобилей.
Режим эксплуатации автомобиля устанавливается с учетом конструктивных особенностей:
- передвижение в колонне;
- ограничения на выезд в дождь;
- запрет на выезд в темное время суток.
Введенный стандарт призван повысить безопасность на дорогах.
Размеры коэффициентов
Налог на старые автомобили в России составляет существенную прибавку в регионах страны, так как гражданами эксплуатируются, в большинстве случаев, авто старше 10 лет. Как уже было сказано, на расчет суммы влияет ряд факторов, ключевыми из которых является объем двигателя, его возраст и стоимость. Выделяют следующие разновидности коэффициентов:
Коэффициент | Стоимость авто (млн) | Возраст (лет) |
k1 | 3-5 | 2-3 |
k3 | 3-5 | 1-2 |
k5 | 3-5 | От 1 |
k2 | 5-10 | До 5 |
k3 | 10-15 | До 10 |
k3 | Больше 15 | До 20 |
Некоторые ошибочно предполагают, что транспортный налог на авто старше 10 лет уменьшается в два раза, но это весьма распространенное заблуждение.
С увеличением пробега машины, обязательный сбор также постепенно возрастает. Но если есть предположение, что налоговая служба провела неправильные расчеты и в отправленном уведомлении указана завышенная сумма, оспорить ее можно. Для этого необходимо обратиться лично в ближайшее отделение, предоставив оплаченную квитанцию и документы, подтверждающие снятие с учета авто или доказательство права на льготу. В этом случае налог на машину старше 10 лет может быть отменен или уменьшится.
Важно знать! Даже если автомобиль был в собственности всего один день, заплатить владельцу предстоит за полный месяц. В этом случае начисление не считается ошибочным.
Как рассчитывается транспортный налог на автомобиль старше 10 лет
Общие правила начисления налога закреплены в (гл. 28). Согласно пп.1 п.1 ст.359 НК база налога определяется по мощности двигателя автомобиля (в л.с.). Конкретная ставка устанавливается в расчете на 1 л.с. (п.1 ст.361 НК). Общая формула расчета выглядит следующим образом: ставка × количество л.с. × число месяцев владения в году/12.
В определенных случаях в эту формулу добавляются повышающие коэффициенты. Они применяются к легковым автомобилям дороже 3 млн. руб., список которых составляет и ежегодно обновляет Минпромторг. Перечни на текущий и прошлый годы можно найти на сайте министерства или скачать на нашем сайте (ссылки на 2018 г. и на 2020 г.).
Важно!
Размер коэффициента зависит не только от модели автомобиля и его стоимости, но и от года выпуска. Определяют возраст машины, считая с года выпуска.
Как видно из данных таблицы, повышающий коэффициент по транспортному налогу на авто старше 10 или 15 лет применяется только в случае, если средняя стоимость этого автомобиля превышает 15 млн. руб. и он входит в список Минпромторга. На практике согласно действующим спискам коэффициенты используются только для автомобилей не старше 5 лет.
Вывод!
В отчетных периодах 2020 и 2020 гг. при начислении налога на автомобиль старше 5 лет повышающий коэффициент не применяется.
Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную юридическую консультацию.
Обязательный сбор в отношении авто старше 25 лет
Транспортный налог на старые автомобили, которым уже более 25 лет, не потребуется платить в Воронеже, Мурманске, Твери, Ингушетии и Санкт-Петербурге. А вот в Москве во внимание принимается в первую очередь мощность мотора, и подсчеты проводятся по общим правилам. Поэтому в отношении ретро решающим фактором зачастую является регион регистрации.
Право не платить обязательный сбор на авто старше 25 лет в государственную казну у юридических лиц есть только в Кабардино-Балкарии. Подоходный налог при продаже таких транспортных средств рассчитывается по общим правилам.
Налог с продажи старых машин
Законодательство нашей страны не освобождает от оплаты налога на машину старше 10 лет владельцев, которые решили их продать. Даже если они были в собственности несколько лет, внести обязательный сбор в казну все равно придется. Для этого налоговому органу необходимо предоставить информацию о первоначальной стоимости и цене при продаже. Потребуется внести 13% от полученного дохода. Узнать больше о процедуре можно на официальном сайте фискального органа.
Исключением из правила считается момент, когда авто продается дешевле, чем было приобретено. Иными словами, покупатель не должен получить со сделки никакого дохода. В этой ситуации платить налог не требуется. Но не стоит таким образом снижать ставку, так как указание ложной информации в официальном документе и предоставление этих данных в госорганы, влекут за собой серьезные неприятности.
Сегодня владельцы старых автомобилей оплачивают такие же налоги за продажу, как и собственники нового транспорта. Но разрабатывается законопроект, который может вовсе запретить реализацию подержанных авто из рук в руки. Дело в том, что таким образом многие продавцы уклоняются от оплаты налога. Нововведение же позволит вывести из тени рынок, урегулировать его. Опыт будет перениматься у Японии, где существуют специальные площадки-аукционы, предназначенные для такого транспорта. Прямая продажа там запрещена, только через официальных дилеров. Побеждает тот покупатель, который предложит лучшую цену, а так как она будет известна фискальному органу, то избежать оплаты налога не получится.
Налоговые льготы
Транспортный налог на автомобиль старше 10 лет могут не платить владельцы определенных машин. Льгота регулируется фискальным законодательством, субсидии выделяются из регионального или федерального бюджета для некоторых категорий граждан:
- Участники Великой Отечественной воны и других военных действий.
- Граждане с присвоенным званием «Герой России» или Советского союза.
- Инвалиды или ветераны ВОВ, военные пенсионеры.
- Родители или другие законные представители (опекуны или попечители) ребенка с инвалидностью.
- Ликвидаторы последствий на ЧАЭС и другие приравненные к ним категории граждан.
- Инвалиды 1 и 2 группы.
- Многодетные семьи с детьми до 18 лет (только одно транспортное средство).
Власти регионов вправе ввести дополнительные субсидии на местах, поэтому сборы в разных субъектах Российской Федерации отличаются. И если льгота распространялась на определенную категорию граждан в одной области, совсем не обязательно, что расчет в другой будет идентичным.
В случае с социально незащищенными гражданами, от налога освобождаются авто, приобретенные за счет органов опеки и после получения удостоверения инвалида. 3 группа не претендует, так как люди, которые могут самостоятельно о себе позаботиться, являются полностью дееспособными.
Сумма транспортного налога на старые авто не установлена четко, так как подсчитывается индивидуально. Во внимание принимается целый ряд факторов, в том числе мощность двигателя, региона регистрации, наличие или отсутствие льгот у собственника. Для физических лиц подсчеты проводит налоговая инспекция, и оплата производится по составленным квитанциям.
Какие машины не облагаются транспортным налогом на региональных уровнях
Законодатели на местах работают очень неоднородно, и порой проявляют излишнюю строгость, облагая налогом на транспорт всех и вся. Соответствующие нормы нужно искать в региональных нормативных документах, в частности, «Законе о транспорте», и обобщению они практически не поддаются.
Регионы со 100% льготой
В некоторых регионах относятся к автомобилистам-налогоплательщикам вполне лояльно, и при определенных характеристиках машины можно вообще не волноваться о налоговых ставках. В частности, не являются объектом налогообложения транспортным налогом авто определенных характеристик, владельцы которых имеют такую прописку:
- В Оренбургской обл. – вне поля зрения налоговиков остаются машины с мотором 100 л.с. и меньше.
- В Калужской и Московской обл. – не начисляется налог на электромобили, хотя в перспективе обещают расширить эту норму на все регионы.
- В Республике Ингушетии – не облагаются ТН авто с мотором до 90 л.с., но только при условии, что год их выпуска до 1994.
- В Якутии не берут ТН с машин отечественного производства старше 1990 года выпуска, если их мотор не превышает 150 л.с.
- В Воронежской обл. не начисляют налог на автомобили старше 25-летнего возраста с мощностью меньше 100 л.с.
- Собственники авто с мотором до 70 л.с. не попадают в поле зрения налоговиков Москвы.
- В Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. не облагается налогом авто старше 1990 года, только отечественного производства, и с мощностью до 80 л.с.
- В Мурманской обл. не платят владельцы 30-летних и старше автомобилей, с двигателем меньше 100 л.с.
- Тверская область отказалась от налогообложения машин, выпущенных ранее 1970 года. Менее раритетные авто могут рассчитывать на сниженную ставку.
- Тюменские налоговики не начисляют ТН владельцам авто до 150 л.с.
- В Тульской области не принимают во внимание машины, старше 50 лет.
Если ваша машина соответствует указанным характеристикам, и в указанных регионах есть родственники, которым вы доверяете – смело регистрируйте машину на них, чтобы сэкономить.
Законодатели не дремлют
Указанные нормы могут быть пересмотрены в любой момент, поэтому перед внесением платежа стоит уточнить, какие транспортные средства не облагаются в текущем году.
Льготные категории физических лиц
Местное законодательство может проявить благосклонность к определенным группам населения, предоставив им полное освобождение от уплаты ТН или льготную ставку, в размере 30-90%. Изучать, какие авто не облагаются транспортным налогом в каждом субъекте достаточно хлопотно, поэтому для вас мы систематизировали данные по категориям льготников. Зная свой статус, вы сможете легко найти, имеете ли вы право обратиться в ФНС для оформления льготного статуса:
- Герои Советского Союза, РФ полностью освобождены от платежей в большинстве субъектов Федерации. Исключение составляет республика Марий Эл, где эти граждане получают всего лишь 50-процентную скидку.
- Такие же условия имеют и полные Кавалеры ордена Славы.
- Кавалеры ордена Трудовой Славы имеют право на нулевую или 50-процентную ставку, в зависимости от места проживания.
- Герои Социалистического Труда получают освобождение от платы или половинную ставку.
- Ветераны труда не обязаны платить в Башкортостане, Хабаровском Крае, Иркутской обл., на Алтае.
- Льготы для инвалидов могут затрагивать все категории лиц, или только тех, кто имеет 1-2 группы, при этом размер ставки колеблется от 50% до полного освобождения.
- Несовершеннолетние узники, подвергшиеся принудительному заключению фашистов, полностью освобождаются или получают послабление в виде половины оплаты.
- Ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны в большинстве регионов не платят транспортный налог вовсе, но в некоторых могут облагаться 50-процентной ставкой.
- Лица, проработавшие в тылу во время ВОВ не менее 6 месяцев, не платят ТН в Республике Адыгея.
- Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС, в зависимости от места жительства, получают 30-70% льготу или полностью освобождаются.
- Лица, пострадавшие от радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», испытаний на Семипалатинском полигоне не волнуются об уплате лишь в отдельных субъектах РФ, или же платят 30-50% от полной ставки.
- Принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия не подлежат налогообложению по ТН. В отдельных областях используется пониженная ставка.
- Ветераны боевых действий освобождены от платежа властями большинства областей.
- Ветераны государственной службы получают нулевую ставку в Башкортостане
- Ветераны военной службы освобождаются от ТН в Башкортостане, Красноярском Крае, Владимирской области.
- Члены семей погибших при исполнении военнослужащих, сотрудников органов гос. безопасности и внутренних дел также могут попасть в категорию льготников.
- Родитель, усыновитель или опекун ребенка-инвалида имеет право избежать платежей или получить половинную скидку.
- Опекун инвалида детства, сами инвалиды детства попали в перечень льготников лишь в некоторых областях.
- Один из родителей в многодетной семье вправе рассчитывать на полное освобождение от ТН. Иногда закон предписывает использовать пониженную, 30-90% ставку.
- Пенсионеры в некоторых субъектах Федерации совсем не платят за владение авто, в то время как в других оплачивают от 30 до 70%, или же налогообложение происходит на общих основаниях.
- Пострадавшие от политических репрессий и пожаров не платят ТН в Хакасии.
Имейте в виду, что к каждой категории льготников законодатели зачастую выдвигают дополнительные критерии того, на какие автомобили не платится транспортный налог. Может регламентироваться страна-производитель, количество лошадей под капотом или год выпуска авто, так что детальную информацию ищите в налоговой своего региона или тематических публикациях нашего ресурса. К примеру, здесь детализированы льготы для пенсионеров Москвы и Московской области.