Новый закон о запрете на ввоз и регистрацию праворульных автомобилей – правда или нет?
Содержание:
И снова правый руль, подвергающийся периодическим нападкам со стороны правительства, впал в немилость чиновников и стал предметом бурных обсуждений среди автомобилистов. Война с «праворукими» автомобилями в РФ длится уже более десяти лет, особенно остро стоит вопрос на Дальнем Востоке, где большая часть машин, передвигающихся по дорогам, завезена из Японии и имеет правый руль. На всех этапах ведения полномасштабных действий по искоренению таких авто в стране, развёрнутых правительством, условия для автовладельцев смягчались, и отстоять свои права водителям всё же удавалось. Последняя вспышка, имевшая громкий резонанс, была связана с принудительным внедрением системы ЭРА-ГЛОНАСС с 1 января 2020 года, когда на таможне Дальнего Востока застряли тысячи машин, владельцы которых не могли получить на них ПТС. Сегодня же многих россиян вновь всполошил слух о том, что с 1 июля 2020 года праворульные автомобили в России запретят, но уже по другому поводу.
Будет ли запрет на праворульные автомобили в России.
На сей раз волну подняло Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2020 года №219, вступившее в силу 27 января 2020 года. Владельцы «праворуких» авто всерьёз обеспокоены, что их транспортные средства снова станут неугодными, вследствие чего их будут просто убирать дорог. Тем более что категорично запрещать ничего и не нужно, когда можно вынудить автомобилистов по собственному желанию отказаться от вождения машин, сопряжённого с массой искусственно созданных сложностей в виде оформления лишних документов и проверок, которые ТС заведомо не пройдут. Разбираемся, запретят ли правый руль в России, чем он так помешал, а также стоит ли покупать праворульную машину, ведь и без того достаточно приемлемая цена, особенно за подержанный вариант, может стать ещё более привлекательной в связи со сложившейся ситуацией.
История противостояния
В Россию праворульные автомобили приехали из Японии. Их обилие на Дальнем Востоке и в Сибири связано с большим потоком подержанных машин, начавшимся не в самые лучшие времена для россиян и продолжавшимся вплоть до середины нулевых. Объём поставок постепенно снижается и даже то небольшое количество ввозить становится всё сложнее. Согласно данным, собранным в 2020 году статистическим агентством «Автостат» в среднем 73% дальневосточного автопарка составляют японские иномарки с правым рулём, и это в исследовании не были учтены такие крупные города, как Владивосток, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. Значительна доля «праворуких» машин и в больших сибирских городах – Новосибирск, Красноярск, Омск и другие. Стоит ли говорить, что уже поколение автомобилистов использует праворульные автомобили, поэтому сложно представить, что будет, если введут полный запрет на эксплуатацию этих авто.
Ограничения на ввоз экземпляров с правым рулём появились ещё в 2003 году, когда поднялся транспортный налог на машины с моторами мощностью более 250 лошадиных сил, но большинство «японцев» всё же укладывались в нужные пределы, поскольку такими показателями не обладали. В 2005 году они снова оказались под угрозой исчезновения с дорог по причине введения экологического стандарта Евро 2, в последующие годы требования к авто только повышались, с 2020 года в России официально уже действуют нормы Евро-5. Так, легальный ввоз в РФ автомашин, собранных до 1995 года и не соответствующих жёстким экологическим нормам, невозможен. При этом выросли и пошлины, создавшие дополнительные препятствия для ввоза японских машин, теперь многие из них гнать просто невыгодно.
Следующий этап войны с «праворукими» авто начался в 2010-м, когда был запрещён ввоз авто с 11-значными VIN-номерами, но жители отстояли своё мнение по этому поводу многочисленными массовыми акциями протеста. Тогда же было устроено ритуальное сожжение вазовской «копейки». Власти отменили своё решение, опасаясь столь сильного недовольства народа, но ещё через 2 года снова принялись за своё, прикрываясь теперь техническим регламентом, принятым Таможенным союзом. Не прижилось нововведение и на сей раз.
При этом чиновники регулярно пытаются внедрить идею запрета праворульных машин в РФ, в 2014-м НАМИ Российской Федерации в новом проекте технического регламента был прописан для стран Таможенного союза (сюда входят также Белоруссия и Казахстан) запрет на постановку на учёт ТС с правым рулём. Российскими чинами ведутся споры по поводу подобных решений, предлагаются также кардинальные действия по борьбе с «праворукими» машинами, такие как запрет не только на ввоз, но и на пользование этими автомобилями. В 2020 году всё же была запрещена эксплуатация автобусов и микроавтобусов с правым расположением руля, а с 1 января 2020 с введением системы ЭРА-ГЛОНАСС возникли уже серьёзные народные недовольства, в результате которых правительством было найдено компромиссное решение во избежание массовых волнений.
Чем «помешал» правый руль
Основная претензия к машинам, в конструкции которых руль предусмотрен с правой стороны, это недостаточный уровень безопасности в сравнении с привычными в нашей стране «леворукими» автомобилями. Так, если водитель находится справа, ему в условиях правостороннего дорожного движения сложнее идти на обгон и выполнять прочие манёвры, но автовладельцы утверждают, что это вопрос привычки. Плюс ко всему отмечается и отсутствие соответствующей дорожной инфраструктуры в России, правила и знаки, разработанные для правостороннего движения, а также статистика аварийности. Кстати, количество ДТП с участием праворульных авто в дальневосточных регионах никак не подтверждает их небезопасность, с попаданием в аварии неплохо справляются и автомобилисты европейской части России, управляющие машинами с левым рулём. Так что это не веская причина, по которой может быть отменена возможность эксплуатации обычных для Дальнего Востока и Севера машин, ведь настоящую опасность на дороге представляют некомпетентные, безответственные водители, а не положение рулей в их автомобилях. Сворачивать на то, что виновником ДТП стал именно правый руль несерьёзно.
Справедливости ради, а также в поддержку «праворуких» отметим, что для водителя безопаснее выходить из машины на тротуар, а не на проезжую часть. Более реальная причина, почему японские автомобили хотят вытеснить с дорог, это поддержка собственного производства и реализации машин внутри страны. По этой причине смягчать правила ввоза импортных авто, не только праворульных, а и других, было бы нецелесообразно. С течением времени парк автомашин с правым рулём иссякнет сам по себе, если сделать проблематичным и нерентабельным ввоз, но лишать автовладельцев возможности эксплуатации этих машин само по себе неприемлемо.
Ситуация сегодня
Итак, почему же праворульные машины снова на грани запрета? Действующий Технический регламент предполагает запрет на использование автомобилей с правым рулём определённой категории, эти правила были внесены ещё в 2020 году. Согласно пункту 19 раздела 4 запрещён выпуск в обращение ТС с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 (транспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 и допустимой массой до 5 тонн) и М3 (то же, но с массой более 5 тонн). Для этих транспортных средств необходима категория D водительских прав. Импорт и регистрация обозначенных автомашин невозможна. Легковые и грузовые авто под данный запрет не попадают. Однако в конце 2020 года были внесены и другие изменения.
Вступление в силу в 2020 году Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №219 «О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза», о чём проинформировала Федеральная служба по аккредитации, спровоцировало вновь тот факт, что «праворукие» авто в очередной раз рискуют оказаться под запретом. ГОСТы из списка предполагают обязательную сертификацию автомобилей для получения свидетельства о безопасности конструкции. Полного запрета на ввоз и эксплуатацию «праворуких» машин пока нет (такие меры были бы крайне рискованны с учётом опыта прошлых лет), но значительное усложнение их ввоза вследствие необходимости получения сертификата безопасности обеспечено, это обусловит и тот факт, что поставить на учёт несертифицированный автомобиль будет невозможно, соответственно и эксплуатировать тоже.
Запрос сертификации японских машин не может быть выполнена по базе, в их маркировке отсутствует VIN-код, есть только номер кузова и рамы, так что такие машины подвергнут испытаниям на соответствие. ГОСТ оказания услуг аккредитованных лабораторий, которые будут проводить проверку, вступает в силу с 1 июля 2020 года. Машины с правым рулём управления в обязательном порядке будут проходить сертификацию по аналогии с теми авто, в чью штатную конструкцию вносились изменения (тюнинг). Проходить проверку для получения сертификата безопасности вынуждены будут все ввозимые транспортные средства. Сделать это можно будет, как и в случае, если производился тюнинг авто, исключительно в аккредитованных лабораториях, и таких не так и много – на данный момент всего 15 по всей стране. Можно только представить эти очереди в Приморском крае, там уполномоченная организация всего одна, а пройти испытания в другой нельзя.
Автомобиль нужно будет передать на специальную площадку лаборатории для проведения проверки. При прохождении тестов выдадут заключение о пригодности транспорта и возможности его эксплуатации. В том случае, если авто проверку не пройдёт, эксплуатировать его на дорогах России нельзя. Перед проверкой владельцу нужно поменять фары, чтобы они соответствовали техническим нормам правостороннего движения, меняется головной свет, настраивается направление потока света, чтобы освещением не слепило встречные машины.
Переключение передач и педали
Когда вы впервые сядете в автомобиль с правым расположением рулевого колеса и оснащенный механической коробкой передач, то если до этого вы имели опыт управления только леворульным авто, ваш мозг будет сначала путать вас при переключении ручки МКПП.
Причем подобное будет происходить несмотря на то, что в большинстве праворульных авто расположение передач на коробке передач точно такое же, как и на леворульных автомобилях. Но почему многим водителям будет не очень комфортно первое время переключать передачи? Дело в том, что наш мозг, привыкнув к левому расположению передач, будет зеркально переворачивать расположение передач в коробке передач, поскольку водитель будет сидеть с другой стороны.
К счастью, расположение и порядок переключения передач в праворульных авто точно такой же, как и в транспортных средствах с левым расположением рулевого колеса. В том числе в праворульном авто такой же порядок расположения педалей.
Также первое время многие водители, впервые оказавшиеся за рулем праворуких авто с механической коробкой передач, будут испытывать дискомфорт, переключая передачи не правой рукой, а левой. Но не стоит этого бояться. Это пройдет буквально за несколько часов. Причем неважно, правша вы или левша. Вы очень быстро привыкнете переключать передачи левой рукой.
И не пугайтесь, если вы несколько раз тронетесь с места не с той передачи. У некоторых водителей (особенно новичков, прошедших обучение на автомобилях с левым рулем) первое время мозг может путать порядок расположения передач. Но не переживайте, ваш мозг быстро адаптируется.
Стоит ли покупать машину с правым рулём
Покупка праворульного автомобиля должна быть тщательно взвешена. С одной стороны, имеются все предпосылки, что стараниями чиновников в скором времени машины с правым рулевым управлением в нашей стране канут в лету, с другой же, несмотря на наличие многочисленных препон, приобретение имеет немало преимуществ. Ввезти и поставить на учёт праворульную машину можно и в 2020 году, если она при этом не попадает под категории запрета (М2, М3) и проходит обязательную сертификацию. При получении документа о соответствии принятым стандартам автомобиль допускается к участию в дорожно-транспортном движении, его ставят на учёт независимо от того, с какой стороны руль.
Стоит ли брать авто, в котором руль расположен по правому краю, каждый решает для себя сам. Если говорить об удобстве управления, основную роль играют навыки вождения автомобилиста. Например, пересаживаясь с авто, где руль располагается в левой части, некоторое время придётся привыкать и осваиваться, учитывая нюансы, касающиеся поведения на дороге, в частности, особенности выполнения обгона. Вряд ли о покупке правого руля массово задумываются в европейской части России, но чем ближе к Сибири и Дальнему Востоку, тем вопрос актуальнее. Как уже говорилось выше, здесь праворукий автомобиль встречается в несколько раз чаще, чем леворульный и на данном этапе затянувшейся войны скорее легче сменить правостороннее движение на левостороннее, чем искоренить ставшие уже «народными» японские машины.
Преимущества покупки праворульного автомобиля очевидны. Подержанные японские авто, составляющие львиную долю дальневосточного автопарка, стоят в разы дешевле. Даже аналогичная машина, но с левым рулём будет практически вдвое дороже своего собрата. Запчасти к таким авто имеются в изобилии и стоимость их также невысока. К тому же «праворукие» автомобили создавались для эксплуатации внутри страны, и они значительно отличаются качеством сборки и комплектацией от моделей, предназначенных на экспорт. Японские машины с правым рулём надёжны, экономичны и достаточно приспособлены к нашим условиям эксплуатации. Они попадают в Россию после 3-5 лет эксплуатации практически в идеальном состоянии, ведь их не заправляют низкопробным топливом, не заливают сомнительное масло, да и к тому же автомобили не измождены плохими дорогами.
Многие, приобретая праворульные авто, практикуют также переброску руля на левую сторону. Такая процедура потребует дополнительных вложений и не всегда целесообразна. ПДД не запрещают переставить руль на левый край, позволяя затем поставить на учёт переделанную машину, но кроме переброски рулевого колеса боливар придётся полностью переоборудовать. Перестановка руля также является вмешательством в заводскую конструкцию и затрагивает важные узлы и агрегаты, что может отразиться на безопасности. Учитывая наличие волокиты с прохождением проверки на безопасность перед постановкой «праворуких» машин на учёт (регистрироваться авто будет всё равно как ТС с правым рулём), заниматься подобным апгрейдом довольно рискованная затея.
Москва нашла способ «задушить» праворульные машины
Чтобы перепродать японку, необходимо будет ее переделать под «русский стандарт», иначе невозможно будет поставить авто на учет в ГИБДД. Среди водителей Дальнего Востока на автомобильных форумах стали появляться призывы к народному бунту
Народные избранники почему-то считают, что именно авто с отклонениями от отечественных стандартов являются главной причиной ДТП, сообщает «Российская газета».
Законопроект, внесенный в Госдуму «единороссами» Олегом Морозовым и Николаем Гончаровым, требует, чтобы импортные автомобили с пробегом во всем соответствовали российскому техническому регламенту для транспортных средств.
Закона о нем у нас пока нет. Зато есть Женевское соглашение «О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей…», к которому Россия присоединилась в 1987 году. А европейское транспортное единообразие держится, как известно, на левостороннем движении.
— Если мы ввозим немецкий автомобиль десятилетней давности, то на него распространяются ограничения, связанные с тем, что он десятилетний, а не с тем, что его нельзя у нас эксплуатировать, потому что машина произведена в Германии. А вот правый руль, если он произведен где-нибудь в Таиланде, мы завозить не будем, — заметил Олег Морозов в ответ на вопрос журналистов, содержится ли в законопроекте запрет на ввоз в Россию праворульных машин.
Прямого запрета на ввоз таких автомобилей в законопроекте действительно нет. Однако везти машину с правым рулем даже из Японии станет просто незачем, потому что уже на таможне покупатели импортной «бэушки» должны будут предъявить документы, «удостоверяющие, что ввозимое транспортное средство соответствует установленным в России требованиям безопасности». Без этого не получишь паспорт транспортного средства и не зарегистрируешь машину в ГИБДД. А значит, никуда на ней не поедешь!
Законодатели тем не менее хотят успокоить те 93% дальневосточников и 71% сибиряков, которые уже имеют «японки» с правым рулем. Закон обратной силы иметь не будет. Но вот продать свои праворульные авто нынешние владельцы уже вряд ли смогут! Ведь покупателям, прежде чем отправиться в ГИБДД, придется сначала обратиться в автосервис. Благо, законопроект допускает внесение изменений в конструкцию и уже зарегистрированных транспортных средств.
Реакция дальневосточников долго ждать себя не заставила. На автомобильных форумах стали появляться призывы к народному бунту. Меньше, чем за сутки на популярном автомобильном портале Drom.ru на на соответствующее сообщение появилось более 500 гневных комментариев. Вот лишь некоторые цитаты: «Пусть сами на этом хламе ездят, мы на ДВ сами разберемся на чем себя возить»; «Они уже не знают чем еще заняться, чтобы оправдать свое присутствие в депутатских креслах, такое впечатление что они состязаются кто придумает что либо еще более гадкое для народа», «Точно будет социальный взрыв, даже вор последнее не берет»; «Просто отделить Москву с депутатами в отдельное государство. Пусть для себя и законы пишут и ездят на чем захотят!».
Комментарии:
Сергей Субботин, заместитель директора ООО «Автоспектр«:
— За этот год из ввезенных нами под заказ 196 машин, с левым рулем было всего 10! В основном это дорогая техника, стоимостью выше $40 000-45 000.
Допустим, что свежепривезенные машины невозможможно будет поставить на учет, и их «завернут» обратно. А как же будут проходить очередной техосмотр те, кто уже ездит на авто с правым рулем? То есть во Владивостоке 95 из 100 машин просто встанет на стоянках.
Маловероятно, что люди начнут тут же скупать продукцию российского автопрома. Также не думаю, что мы переориентируемся на китайский рынок. Да, бывший в употреблении японский грузовик стоит в два раза дороже нового китайского, но ломается он в пять раз реже! По словам тех, кто активно активно эксплуатирует эту технику, из пяти китайских грузовиков два постоянно стоят в ремонте.
Если у нас будут проводиться акции протеста в пользу праворульных авто, я пойду на нее даже не потому что буду защищать свое дело, а потому что речь идет об интересах и благосостоянии целого региона. А во Владивостоке этому бизнесу сегодня вряд ли можно что либо противопоставить. Только за 2007 год, автомобили, ввезенные через таможню Владивостока, принесли государству 800-900 млн долларов!
Александр Седов, автодиллер с 10-летним стажем:
— Будет полная ж…! 80% всего населения Дальнего Востока завязано на автобизнесе. Это запчасти, шины, морские, железнодорожные перевозки, таможня, которая большие доходы в казну приносит.
Даже в законопослушной Японии разрешено ездить на машинах и с правым, и с левым рулем. Последние далеко не всем по карману, и простому обывателю придется ходить пешком. Представить страшно, что здесь начнется. Народу надо будет как-то выживать, семьи кормить. Торговать продуктами и китайскими тряпками смысла нет – рынок и так переполнен. Остается или уезжать отсюда, или воровать идти.
Самое интересное, что сами законодатели на русских машинах не ездят. Зато народ душат. Они лучше подумали бы о том, как улучшить отечественные автомобили: до сих пор нет воздушных подушек, салоны «деревянные» и холодные, ломаются без конца. А в московских сводках автодорожек, кстати, очень часто фигурируют именно русские машины. Те же «Газели»…
Я считаю, если человек умеет ездить, то ему без разницы с какой стороны руль! Да и не каждому перенос руля по карману. В Москве, например, это стоит ни одну тысячу долларов. Бастовать надо, отстаивать свои права, хватит душить народ!
Виталий Береговский, адвокат:
— Самое главное в том, что эти меры не имеют ничего общего с декларируемыми целями о повышении безопасности дорожного движения. Точной статистики, подтверждающей опасность правого руля, у ГИБДД нет. Все утверждения о нудобном обзоре при выезде на встречу и т.п. надуманны. Надо просто соблюдать правила дорожного движения!
Единственная причина всех этих попыток, на мой взгляд, — лоббирование интересов как отечественных, так и иностранных производителей, продающих в России леворукие авто. И странно, что объявленная Президентом война с кооррупцией, не начинается с самых верхов. Стоит задуматься, почему одни и те же люди методично предлагают одни и те же проекты.
Нет ни одной страны, которая бы на своей территории запрещала эксплуатацию авто с «не тем» рулем! Если же все-таки у нас запретят эксплуатацию праворульных машин, это будет прямым нарушением прав граждан. Частная собственность у нас неприкосновенна! И если мне государство уже разрешило ездить на выбранном мной авто, значит, вводя запрет, должно выкупить его у меня по рыночной стоимости.
Считаю, что результат этой борьбы в первую очередь зависит от гражданской позиции аладельцев праворукого транпорта. Я, например, не только присоединюсь к таким акциям протеста, но и при возможности приму участие в их организации.
Игорь Столяров, главный тренер спидвейной команды «Восток»:
— Недавно вместе с командой были на выездной гонке и проехали несколько тысяч километров на «Форде Транзит», а во Владивостоке использую праворульный микроавтобус. Как-то дали прокатиться на «Волге» — это просто ванна на колесах. Такое транспортное средство нельзя сравнить ни с немецкой машиной, ни тем более с японской. Как водитель-профессионал, я уверен, левый руль не уменьшит количество аварий. Для этого необходимо чтобы дороги и машины были качественными!
Подобный законопроект — это одна из отговорок наших олигархов, которые хотят пересадить народ на машины отечественного производства. Но пусть сначала научатся производить нормальные машины для людей, а не для зомби. На данный момент отечественные авто — это убожество и с помощью драконовских мер пересадить автолюбителей на «дрова» не получится.
Татьяна Глаголева, кор. «Н»:
— Я неоднократно была в Европе и могу сказать, что в Швеции, Эстонии, Финляндии и других странах спокойно ездят как с правым, так и с левым рулем. На это там никто не обращает внимания. Главное, чтобы машина была в хорошем техническом состоянии. Ктати, на собачьем чемпионате мира в Стокгольме главным призом был японский праворульный автомобиль марки Toyota. И победительница — гражданка США — была этому страшно рада.
Константин Скиба, управляющий директор :
— Я езжу на японском автомобиле, как и все сотрудники нашего предприятия. Думаю, что в данный исторический момент это решение не будет принято. Только недалекие люди могут одобрить подобный закон сейчас! Если и вводить изменения, то постепенно и только тогда, когда начнут производиться качественные и доступные по цене отечественные авто и когда праворульных машин почти не останется у населения. Если будет организованна акция протеста, то я обязательно приму в ней участие.