По ПДД спецсигналы делятся на световые и звуковые. Госстандарт, в котором описывается данное понятие, распространяется на мотоциклы, автомобили спецслужб. По ПДД применение спецсигналов предусматривается в определенных ситуациях.
Для подачи предупреждения о передвижении спецтехники предусмотрен звуковой сигнал. Он не относится к штатному составу конструкции транспорта, но имеет сильные отличия составом звуков и устанавливается дополнительно на спецмашины только при наличии соответствующего разрешения, которое выдается в ГИБДД.
Проблесковый маячок
По ПДД к спецсигналам относят проблесковый маячок. Это устройство, предназначенное для подачи в условиях движения знака другим машинам посредством света о проезде специальной техники. Проблесковый сигнал на разном транспорте имеет различные оттенки, частоту мигания, продолжительность свечения. По ПДД спецсигнал не является штатным элементом конструкции транспорта и должен устанавливаться отдельно по разрешению ГИБДД.
Понятие звукового сигнала
В нормативных актах спецсигналам дано следующее определение – маячки проблесковые, могут быть сине-красными или только синего цвета, могут быть снабжены устройством для передачи звука. Спецсигналом является сочетание света и звука, предвещающее приближение полицейской машины, автомобиля скорой помощи, пожарной бригады. Техника, снабженная таким сигналом, имеет особенный статус. При выполнении особых условий все прочие ТС обязаны уступить им дорогу.
Положение ГОСТ, где содержится описание понятия, распространяет свое действие на легковые автомобили, а также мотоциклы и автобусы, принадлежащие оперативным службам.
Согласно правилам, устройством для подачи звуковых спецсигналов выступает прибор, способный издавать звуки определенного спектрального состава. Оно не относится к конструктивным элементам ТС – от обычного звукового сигнала специальный отличается спектром звуков (п.11 ст. 3 ГОСТ). Установка производится по оформленному в ГИБДД разрешению.
Проблесковые маячки – «мигалки» применяются для подачи световых сигналов и должны иметь установленные ГОСТом цвета, определенную продолжительность свечения и частоту миганий (п.12 ст. 3 ГОСТ). Световой прибор не относится к элементам, которые входят в конструкцию транспортного средства. Для установки необходимо получить спецразрешение.
Виды «мигалок»
- Синие (для служб 01, 02, 03, 04).
- Красные и синие (ГИБДД, ФСБ, автомобили сопровождения, предназначенные для организованных колонн).
- Оранжевые и желтые (эвакуационная, дорожная спецтехника, транспорт, перевозящий грузы нестандартных габаритов, опасные, с немалым весом).
- Сигнал бело-лунного цвета (используется для машин инкассации, транспорта ФПС).
Оранжевые, белые и желтые «мигалки» не относятся к спецсигналам и не предоставляют при движении по автодорогам преимущества. Такие сигналы используются только для удобства проезда по дорогам. Водители спецтехники, снабженной такими устройствами, могут не соблюдать некоторые правила при езде.
Оттенки проблесковых маячков
Установленные проблесковые маячки могут быть разных оттенков. Каждый из них имеет свое предназначение:
- Синий устанавливается на транспортных средствах оперативных служб всех видов.
- Синий и дополнительный красный цвет. По ПДД спецсигналы красно-синего цвета разрешается применять только на транспорте Госавтоинспекции, Военной автоинспекции, Федеральной службы безопасности.
- Бело-лунный. Применяется на транспорте федеральной почтовой связи, имеет на наружной боковой поверхности светлую полосу на синем фоне. Также бело-лунный проблесковый маячок может устанавливаться на транспорте, перевозящем денежные средства, ценные грузы. Такие машины должны иметь особые цветографические изображения, нанесенные в соответствии с Госстандартом.
- Оранжевый, желтый цвет. Данные оттенки используются на транспорте, выполняющем работы по строительству, ремонту, обслуживанию дорог, при перевозке крупногабаритных, взрывчатых, легковоспламеняемых, ядовитых, радиоактивных веществ, а также на машинах, сопровождающих транспорт, перевозящий опасные, или слишком крупные грузы.
Закон о «Спецсигналах»
Утверждение о том, что акустическая установка «vip-сигнал» по своим параметрам относится к категории специальных сигналов неверно. В отношении соответствия «vip-сигнала» ГОСТу Р50574.
С 1 января 2004 года действует новый ГОСТ Р50574-2002 «Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы, устанавливаемые на автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб», требования которого являются обязательными.
Стандарт ГОСТа устанавливает общие технические требования к специальным звуковым сигналам и распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы. Перечень таких организаций утвержден Правительством РФ и согласно ему не допускается использование цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.
Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
В стандарте дано такое определение специального звукового сигнала: устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно по специальному разрешению; при этом допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства, а уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:
116 дБ(А) — при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;
122 дБ(А) — при установке излучателя звука в подкапотное пространство, причем, уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной плоскости его выходного отверстия.
Также допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот. Возможно применение специального звукового сигнала типа «кратковременная сирена» или «Air Horn». Устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Госстандартом России.
Отсюда вывод: Основными критериями оценки звукового сигнала являются параметры тона и громкость звука. Спецсигналом согласно этому ГОСТу считается сигнал, меняющий свою тональность с некоторой частотой огибающей — частотой девиации, а звуковой сигнал акустической установки «vip-сигнал» производства ПК «Элина» — однотональный и не меняет свою частоту как сигнал сирены.
Согласно ГОСТ Р 41.28-99 (Правила ЕЭК ООН №28) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации» звуковой сигнальный прибор, который может быть установлен на гражданский автомобиль, должен издавать непрерывный и монотонный звук с уровнем акустического давления не более 118 дБ. Акустическая установка «vip-сигнал» обеспечивает подачу однотонального звукового сигнала, максимальный уровень звукового давления которого 116 дБ (при этом установка громкоговорителя производится под капотом). Уровень 116 дБ говорит лишь о громкости звука, ведь автомобильный клаксон должен иметь достаточную громкость. «vip-сигнал» имеет сертификат N POCC RU.ME87H00008, который говорит о его соответствии именно указанному ГОСТу, а этот ГОСТ применяют к звуковым сигнальным приборам, работающим на постоянном или переменном токе или сжатом воздухе, которые предназначены для установки на автотранспортных средствах, а также к звуковой сигнализации автотранспортных средств.
Таким образом, «vip-сигнал» по своим параметрам относится к категории автомобильных клаксонов. В паспорте акустической установки «vip-сигнал» ГО03.000РЭ указаны упомянутые характеристики, позволяющие идентифицировать «vip-сигнал» как соответствующий ГОСТу Р 41.28-99.
Также в отношении спецсигналов издан целый ряд нормативных актов, а именно: Постановление Правительства РФ от 04.01.2000 г. №2, которым утвержден перечень оперативных служб, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средства, а также при отсутствии таких схем, и перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых разрешена установка специальных сигналов.
В соответствии с этим постановлением Приказом МВД от 10.03.2000г. №258 «О мерах по упорядочению установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков» утверждены Инструкция о порядке выдачи разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства, в которой, в частности, продекларирована необходимость обеспечить контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также демонтаж специальных сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел, использующих их без соответствующего разрешения на их установку, и необходимость осуществить проведение мероприятий по выявлению транспортных средств, на которых установлены специальные сигналы без соответствующих разрешений.
Постановление Правительства РФ от 23 января 2002 г. №35 «Об особых государственных регистрационных и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах» обязало МВД РФ обеспечивать выдачу разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства; контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также проведение соответствующих профилактических мероприятий.
Во всех этих нормативных актах дано такое определение специальных сигналов: проблесковые маячки синего или синего и красного цветов, специальные звуковые сигналы. Так как ни в одном нормативном документе не приведены конкретные параметры спецсигнала, обращаться нужно все к тому же ГОСТу Р50574-2002, а мы уже убедились, что «vip-сигнал», согласно этому ГОСТу не является спецсигналом.
В отношении ответственности:
П.2 ст. 12.4 Административного Кодекса предусматривает ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, использование при движении таких устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой.
Т.к. «vip-сигнал» не является специальным сигналом, его установка не требует специального разрешения, то наложение административной ответственности за его использование является неправомерным, и в случае изъятия такого сигнала сотрудниками ГИБДД вы имеете право отстаивать свои права в административном или судебном порядке.
Статья 12.20. КоАП РФ за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.
Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090): п. 19.10. Звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Статья 12.5. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.
Статьей 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Согласно «Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», утвержденному все тем же Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090:
П. 7.18. устанавливает, что запрещена эксплуатация транспортного средства, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090) предусматривает обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, которые утвержденны Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090. Согласно п. 3 этих Положений техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Пункт 11. запрещает эксплуатацию автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, а также транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения специальными звуковыми сигналами, а выдачей разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Сведения об оборудовании транспортных средств специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.
Статья 15.4. Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ устанавливает, что после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации. Т.о. для строгого выполнения закона после установки «vip-сигнала» на автомобиль необходимо зарегистрировать это в ГИБДД.
Однако соответствие транспортного средства предъявляемым к ним требованиям определяется в процессе прохождения технического осмотра. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ» устанавливает, что именно при государственном техническом осмотре осуществляется проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает меры наказания при ущемлении незаконными действиями прав гражданина на автомобиль и при управлении автомобилем:
Статья 12.35. За применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 12.36. За воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, а именно применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных настоящим Кодексом, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения и предметов административного правонарушения.
Юрисконсульт промышленной https://elina.ru/stat/53-uristvip.html
Особенности установки
Чтобы установить на транспортное средство проблесковый маячок синего или красно-синего цвета, звуковой спецсигнал, необходимо получить разрешение в ГИБДД. При выдаче такового в свидетельстве о регистрации ТС делается соответствующая отметка.
Чтобы установить белый, оранжевый (желтый) проблесковый маячок, особого разрешения не требуется.
Полезное видео
Ниже на видео рассказывается какие штрафы предусмотрены за установку и использование спецсигнала без разрешения.
От правильности их эксплуатации фар и сигнальных огней, зависит безопасность всех участников дорожного движения. Читайте статьи наших экспертов о том, какой предусмотрен штраф за нарушение использования световых приборов таких как: ксенон, наличие диодных лампочек в фарах, невключенный поворотник и езду не по стрелке, за тонировку задних фонарей или передней оптики, нерабочий ближний или дальний свет или езда в дневное время с не горящими фонарями.
Неправомерное использование сигналов
Согласно ПДД, машина со спецсигналом должна иметь разрешение на установку и применение предупреждающих устройств этого типа. Если такового нет, то включение проблескового маяка и звукового сигнала расценивается как противозаконное действие и преследуется по закону.
Самопроизвольная установка спецсигнала на транспорте влечет наложение штрафа размером 5000 рублей с последующей конфискацией предмета правонарушения. Это описано в КоАП РФ ч. 2 ст. 12.4.
Если вдруг правонарушитель уплатит штраф в течение двадцати дней с момента вынесения постановления, то сумма штрафа уменьшается вдвое, т.е. он заплатит не 5000 рублей, а половину сумму – 2500 рублей. В остальных случаях штраф оплачивается в полном размере (КоАП РФ ч.1 ст. 32.2).
Когда нужно пропускать машину со спецсигналом?
Согласно действующему законодательству, уступать дорогу машине со спецсигналом нужно в случаях, если эта машина является:
- Скорой помощью;
- Пожарной;
- Полицией или дорожным патрулем;
- Госавтоинспекцией;
- Госструктурами;
- Другими транспортными средствами, оборудованными специальными сигналами, которые используют, например, ремонтные службы, или службы, занимающиеся перевозкой опасных грузов;
ТС, занимающиеся перевозкой опасных грузов, не всегда имеют приоритет в движении, наравне с другими машинами со спецсигналами.
Согласно действующим общероссийским Правилам дорожного движения, при обнаружении движущейся сзади машины с включенными специальными сигналами, водитель должен по возможности перестроиться на свободную полосу.
Однако, если соседняя полоса занята и возможности перестроиться нет, водитель не должен нарушать правила дорожного движения и двигаться «напролом», уступая дорогу машине со спецсигналами.
Какие нарушения ГИБДД фиксируют камеры дорожного наблюдения читайте здесь.
Если спецсигналами оборудована машина, которая, к примеру, занимается укладкой асфальта, сигналы она использует для указания места, где водители могут объехать ТС.
Ответственность
Как указано в ПДД, использование спецсигнала незаконно, а тот, кто управлял транспортом с установленным проблесковым маячком, звуковым сигналом, не имея соответствующего разрешения, привлекается к административной ответственности. Таких водителей лишают прав управления транспортом на срок от одного года до полутора лет. Незаконные устройства, установленные на машину, ликвидируются (часть 4 ст. 12.5 КоАП РФ).
Включение спецсигналов во время движения, не имея на то разрешения, грозит водителю лишением права управления транспортом на срок до двух лет.
Спецмашина находится сзади
Это ситуация самая неоднозначная, и порой она может выйти боком. Итак, ситуация: четырехполосная дорога, то есть, две полосы с каждой стороны. Пары полос разделены двойной сплошной линией. Во второй полосе возникает автомобиль, у которого включены световые мигалки и звуковая сигнализация. Этому автомобилю необходимо уступить дорогу по правилам.
Правила утверждают: необходима остановка, никаких маневров выполнять не следует. Категорически запрещено перестраиваться на другую полосу. Но при этом ситуация может сложиться так, что если все автомобили остановятся, согласно требований пдд, спецтранспорт не сможет пробраться в этом потоке дальше. Было бы кстати ввести в пдд пункт, который устранит данную патовую ситуацию, описав варианты действий водителя, если спецслужбы догоняют его сзади.