Автор Владан Джурич
13.03.2020 16:58
Авто
С наступлением весны на дорогах образуются большие кочки или ямы. Связано это в первую очередь с климатическим изменением. Из-за образовавшихся препятствий на дороге большинство водителей могут нанести серьезный ущерб своему автомобилю. Однако, к большому счастью существует способы оформления такого ДТП для получения денежных компенсаций.
Порядок действий в случае, если автомобиль попал в яму на дороге. Как оформить?
Жалобы водителей о некачественном покрытии дорог поступают все чаще и чаще. Чтобы одобрили подобные претензии в ГИБДД, нужно знать точные критерии дорожных дефектов.
Автомобиль попал в яму на дороге – это ДТП или нет
Для многих определение дорожно-транспортной аварии неразрывно связано со столкновением двух или более машин, наездом на пешехода. Однако правила дорожного движения с юридической плоскости трактуют ДТП гораздо шире. Обратимся к пункту 1.2.
Он говорит о том, что под происшествием нужно понимать событие, в результате которого при движении автомобиля пострадали люди, транспорт или другое имущество. Поэтому если человек пробил колесо в яме на дороге, это также допускается совершенно спокойно расценивать как ДТП и вызывать на место полицейский экипаж.
Без него, как в случае с Европротоколом, обойтись нельзя, ведь потерпевшей является только одна машина. Другое дело, что сотрудники ГИБДД неохотно приезжают на вызовы когда ДТП касается дорожных ям. Поэтому нужно быть готовым к многочасовому ожиданию стражей порядка.
Как бы там ни было, следует соблюсти предписываемый при ДТП порядок действий:
- Водитель должен остановиться.
- Включить аварийные фары.
- Разместить на месте дорожного происшествия специальный знак.
Уезжать после попадания в яму категорически не рекомендуется, ведь в противном случае грозит обвинение в оставлении места события.
Как самостоятельно зафиксировать факт попадания в яму и повреждения авто?
Если у Вас есть регистратор, и он был включен в момент попадания в яму, то будет значительно проще доказать факт повреждения автомобиля по причине некачественного дорожного покрытия.
Производим фото и видеосъемку.
Сделайте фотографии места ДТП. На фотографиях должно быть видно не только яму, но и расположение Вашего авто, относительно ямы. Делайте фотографии так, чтобы на них был виден участок дороги, Ваш автомобиль с государственным регистрационным знаком, а также сами повреждения дороги. Обязательно должно быть видно находящиеся рядом здания и сооружения, то есть должна быть привязка к местности.
Если повреждения авто видимые, то обязательно зафиксируйте их. Самые распространенные повреждения, это помятые колесные диски, пробитые покрышки, сломанные передние бампера, поврежденные элементы подвески, помятые пороги авто, локеры, брызговики, колесные арки.
Бывают и более серьезные последствия, когда по причине попадания в яму или колею, автомобиль просто вылетал с дороги, терял управление и сталкивался с другими авто.
Обязательно снимите несколько видео записей, где зафиксируйте все в подробностях. Снимите автомобиль, повреждения, неровности дороги, тормозной путь, расположение автомобиля на дороге, близлежащие здания и сооружения.
Свидетели.
Свидетели, это всегда проблема, особенно в таких ситуациях. Но все же, если они были, и согласны в случае необходимости выступить в качестве таковых, то обязательно возьмите у них данные, а также введите в курс дела. Расскажите им, как все произошло, а также покажите последствия.
Замеры ямы.
Нам понадобятся все имеющиеся у нас доказательства. Поэтому, замеряем яму при помощи измерительного инструмента. Подойдет рулетка, в крайнем случае линейка и ровная рейка (что выступит в ее качестве решать Вам), но если есть рулетка, то ее будет достаточно.
Заснимите на видео процесс замера параметров ямы. Измерьте длину, ширину и глубину неровностей. Если это лужа и под водой не видно какой глубины яма, то ничего страшного в том, что на видео будет отчетливо видно, как вы погружаете шкалу рулетки вглубь лужи и показываете, какой примерно глубины яма. Не забудьте положить поперечную рейку, чтобы обозначить верхний край ямы.
Запишите размеры ямы и сравните их допустимыми размерами по ГОСТ. Да, Вы все правильно поняли, мало попасть в яму, ее размеры должны превышать установленные ГОСТом нормы для таких ям.
Допустимый размер выбоин на дорогах
Проезжую часть обычно невозможно представить себе идеально гладкой в течение долгого промежутка времени. Природа, погода делают свое, и бороться с этим дорожные строители пока не научились.
Поэтому, в РФ существуют стандарты в части максимально допустимого размера разрушений дорожного покрытия.
Так, с 1 сентября 2020 года вступили в силу положения ГОСТ Р 50597-2017, носящего название «Дороги автомобильные и улицы». Правда, в нем не описано, что считается ямой на дороге. Вместо этого используются такие понятия, как выбоина, пролом, просадка.
В пункте 5.1 рассматриваемого документа содержится таблица, определяющая размер вероятных дефектов. Если говорить о яме (в бытовом смысле этого слова), то она не должна превышать по длине 15 см., и в части глубины 5 см..
Комментарий эксперта
Селиванов Вечеслав Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.
Задайте вопрос
Если водитель столкнулся с такой неприятностью, он должен сам произвести необходимые замеры. И обязательно настаивать на том, чтобы это сделал экипаж ГИБДД. При этом все данные должны быть вписаны в протокол об административном правонарушении.
Ямы, деревья, столбы – кто за это отвечает
Российское законодательство предполагает, что каждая автодорога находится у кого-то на балансе, кто закрепляет за ней ответственного за содержание в нормальном состоянии. Соответственно, есть кто-то, кто отвечает за ущерб, причиненный из-за плохого состояния дороги.
Нормальной считается дорога, которая соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Самое главное в них – предельно допустимые размеры ям и выбоин на дорогах. Дорога признается несоответствующей ГОСТу
, если яма хотя бы по одному параметру больше норматива:
- ширина – 60 сантиметров;
- длина – 15 сантиметров;
- глубина – 5 сантиметров;
- отклонение люка или трамвайных путей от уровня дороги на 2 сантиметра.
Понятно, что количество ям на российских дорогах практически не поддается исчислению, и всех их нельзя заделать сразу.
До ремонта дорожная служба обязана выставить предупреждающие знаки или как-то еще отметить яму. Если это не сделано, а водитель попал в яму (не нарушая при этом ПДД), он имеет полное право на возмещение ущерба
.
Ответчиком будет выступать балансодержатель дороги. Для дорог федерального значения – организация, уполномоченная федеральными органами исполнительной власти; для дорог регионального и межмуниципального значения – уполномоченная субъектом РФ организация, и так далее.
Проще говоря, ответчик – это организация, которую владелец дороги уполномочил обеспечивать ее содержание. А кто владелец, зависит от статуса дороги.
Упавшее на автомобиль дерево
– уже другая история, там нужно разбираться, на чьей территории оно растет. Ответчиком будет собственник земли, на которой растет дерево. Если придомовая территория не передана жильцам, ее собственник – муниципальное образование. Если передана – владеют землей жильцы, но за насаждения отвечает управляющая организация или ТСЖ. Самостоятельно ТСЖ обычно не ведет работы, а нанимает другую организацию – вот она и будет отвечать за деревья.
Примерно то же актуально и при упавшем столбе
, и при нанесении ущерба упавшей рекламной конструкцией – у всех этих объектов есть собственники.
Узнать, кому принадлежит земельный участок, можно через Росреестр, но услуга платная.
Еще неприятная ситуация – упавший на автомобиль с крыши дома снег или сосулька
. За этот ущерб отвечает владелец объекта недвижимости (если это коммерческое, офисное, общественное здание или частный дом), управляющая компания (если дом многоквартирный).
Лишь в некоторых случаях снег падает с балкона многоквартирного дома, который был самовольно перестроен. Тогда отвечать может и владелец квартиры, но его вину придется еще доказать.
Когда можно получить страховку
Если автолюбитель попал в дорожную яму, фактически он является пострадавшим от ДТП не по своей воле. Однако со страховкой вопрос сложный.
Возьмем, к примеру, ОСАГО. Смысл данного типа страхования состоит в том, чтобы компенсировать ущерб второй, потерпевшей, стороне. Самому получить страховку не получится. Однако в анализируемой ситуации данный вариант имеет право сработать только в одном случае.
Допустим, водитель, попавший в яму, повредил другой автотранспорт в результате вынужденного маневра. Тогда полис ОСАГО пригодится и с помощью него удастся компенсировать ущерб пострадавшему. При этом, собранные документы помогут защититься от регрессных требований.
Другое дело, что страховые выплаты за ущерб от ямы осуществляются в рамках КАСКО, где получить возмещение будет проще. Ведь перечень страховых случаев оговорен в договоре.
Но стоит быть готовым к тому, что не вся сумма восстановительного ремонта будет возмещена. По КАСКО поправка делается на срок эксплуатации автомобиля, его техническое состояние до момента попадания в аварию.
Что делать, если поймал яму на дороге: инструкция
Как выиграть суд с дорожными службами? Никто из автолюбителей не застрахован от неожиданных дорожных препятствий. И даже новейшие модели транспортных средств нередко страдают вследствие образовавшихся ям на асфальте.
Состоятельные люди покупают дорогие машины, и страдают от халатности служб, ответственных за дорожное покрытие. Убытки при этом исчисляются десятками тысяч.
Чтобы возместить нанесенный ущерб по максимуму, следует опираться на определенный алгоритм действий. Его вполне допускается изложить в виде таких действий.
Шаг 1. Фиксация места
Чтобы получить в будущем нанесенный ущерб в желаемом размере, требуется правильно оформить в виде фотографий, иных материалов место дорожного происшествия. И тут следует соблюдать несколько правил.
Так, нужно сделать привязку к местности. Для этого создаются несколько фотографий с изображением окрестных домов. Необходимо учесть, что на снимках должна быть видна адресная табличка.
Что же касается самой ямы, то возле ее краев лучше всего положить рулетку. Она будет обозначать границы дорожного препятствия. Если ее нет под рукой, полезно попросить помощи у других водителей (как выход из положения).
Кроме того, нужно сфотографировать те дефекты, которые получил автомобиль. Тоже желательны снимки с нескольких ракурсов. Их потом легко приобщить к предстоящему исковому заявлению.
Шаг 2. Свидетели
Чрезвычайно полезно заручиться очевидцами при оформлении ДТП. В их роли выступают пассажиры машины, водители проезжающего транспорта. Могут при определенных условиях помочь жители окрестных домов или сотрудники близлежащих офисов.
Часто очевидцев происшествия находят через объявления в газетах. При оформлении аварии свидетели вправе вписать собственные пояснения в составляемый протокол.
Обратите внимание! Их сразу следует предупредить о том, что их могут вызвать в суд по делу о возмещении ущерба. И они будут обязаны подтвердить существенные для дела обстоятельства.
Шаг 3. Вызвать сотрудников ГИБДД
Чтобы зафиксировать попадание в аварию, присутствие дорожной полиции обязательно. Ее экипаж в любом случае необходимо дождаться для того чтобы произвести оформление ДТП из-за ямы на дороге.
Ко времени приезда стражей порядка целесообразно провести определенные действия со своей стороны. Например, провести опрос очевидцев и получить от них контактные данные.
Когда экипаж дорожной полиции прибыл на место, водитель должен проследить за тем, чтобы грамотно была составлена схема инцидента.
На ней наглядно указываются:
- место события с привязкой к конкретным улицам, номерам домов;
- расположение автомобиля;
- контуры ямы.
В схеме также должны присутствовать указание на то, что отсутствовали ограждение, специальные знаки, свидетельствующие о проведение дорожных работ на конкретном участке проезжей части.
Шаг 4. Проведение независимой экспертизы ущерба автомобилю
Чтобы выяснить достоверные цифры понесенных убытков требуется заключение авторитетных специалистов, которые обследуют транспортное средство. С этой целью понадобится проведение независимой экспертизы ущерба автомобилю.
Перед ее началом желательно не делать восстановительные работы по машине. Так, сумма нанесенного вреда окажется для суда наиболее достоверной.
Затраты на услуги эксперта затем дополнительно возлагаются на ответчика по иску. Поэтому нужно не забыть включить соответствующее требование в заявление, подаваемое в суд.
Шаг 5. Выяснить ответственного за дорогу и направить претензию
После ДТП изначально стоит понимать, кто несет ответственность за ямы на дорогах. Ведь дальше эта коммунальная организация будет ответчиком по иску пострадавшего автолюбителя.
Данные о соответствующем юридическом лице довольно просто узнать из протокола, который составили сотрудники ГИБДД. В интернете доступно отыскать дополнительные координаты дорожной службы.
Кстати, за ненадлежащее исполнение обязательств по поддержанию дорожного покрытия предусмотрена административная ответственность. Устанавливает размер штрафа ст. 12.34 КоАП РФ, санкция которой предусматривает взыскание на организацию в сумме 200-300 тысяч рублей.
Однако ключевой момент состоит в другом. Постановление о привлечении дорожной организации (компании, фирмы) к административной ответственности свидетельствует о наличии признаков вины в части образования ям.
Чтобы не доводить дело до суда, пострадавший автолюбитель вправе направить претензию с копиями собранных материалов. Желаемый срок рассмотрения разрешено указать в ее тексте.
Шаг 6. Подать иск и участвовать в суде
Когда собраны доказательства в отношении ДТП, размера ущерба и виновника образовавшейся ямы, пришло время написания искового заявления.
Иск на дорожную службу должен содержать изложение деталей происшествия, сумму нанесенного вреда и ее обоснование. А также взыскание ущерба за яму на дороге через суд предполагает уплату государственной пошлины.
Она рассчитывается применительно к имущественным искам по алгоритму, прописанному в пункте 1 статьи 333.19 Налогового кодекса исходя из цены иска.
Следует присутствовать на всех предстоящих судебных заседаниях. Если пострадавший при аварии водитель не имеет возможности сделать это лично, он вправе оформить доверенность на юриста, адвоката с набором необходимых полномочий.
Шаг 7. Получить решение и обратиться к приставам
Одного вердикта суда о взыскании с дорожной службы нанесенного ущерба недостаточно. Соответствующее решение должно еще вступить в законную силу. Это происходит после апелляции ответчика (если таковая будет подана).
О том, что судебный документ является действующим, свидетельствует отдельная отметка на нем. Решение должен сопровождать исполнительный лист, оформляемый первой инстанцией.
Он прилагается к заявлению относительно возбуждения исполнительного производства. Подается такое обращение в отдел ФССП по месту нахождения коммунального предприятия.